Как объяснить ребенку что такое библия

Как объяснить ребенку, что такое Библия

Содержание статьи

Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое библия. Картинка про Как объяснить ребенку что такое библия. Фото Как объяснить ребенку что такое библия

Рассказ о Боге

Сначала обратите внимание ребенка, что весь окружающий мир был в давние времена создан Богом. Когда-то, много тысяч лет тому назад ничего этого не было: существовала лишь темнота, бескрайние просторы Вселенной и был Господь Бог. Его еще называют Творцом или Создателем, потому что именно он решил сотворить этот прекрасный мир.

Бог создал землю и небо, многочисленные звезды на небосводе и солнце, которое согревает и освещает землю. По воле Божьей появились леса и поля, реки, моря и озера. Господь сотворил рыб, птиц и животных. Все, кто населяют планету, созданы по замыслу и желанию Бога. Когда Господь создал это земное великолепие, он решил сотворить человека, чтобы тот жил на земле и заботился обо всем окружающем Божьем творении и был полноправным хозяином.

Первая семья зажила счастливо, и у них родилось много детей. Со временем людей становилось все больше и больше, и мир заселялся новыми семьями. Появлялись разные народы, которые верили в Бога и почитали его.

Но какие-то люди жили в неведении: они мало знали о Боге, о Его учениках, которые совершали подвиги, чтобы донести до людей знания о Всевышнем и правилах жизни. Поэтому для всех людей на земле ученики Божьи решили написать священную книгу о жизни.

Библия — священная книга жизни

Ученики Бога написали подробную книгу о правилах жизни и назвали ее Библией. В книге они описали, как Бог создавал мир: шесть дней он трудился, украшая землю растениями, фруктами и цветами, а на седьмой день Бог отдыхал и любовался плодами своего творения.

Так Господь и завещал людям на земле по шесть дней в неделю работать, а седьмой посвящать отдыху, созерцанию красоты и общению в мыслях с Богом. В этом священном писании приводятся слова Создателя о том, как устроен мир и какие необходимо соблюдать правила, чтобы жить счастливо.

Господь завещал людям, которых он сотворил, жить в мире и согласии, любить мир и всех окружающих, помогать слабым и совершать только добрые поступки.

Источник

Изучение Библии с детьми

Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.
Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского, есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви».

“Не хле­бом одним будет жить человек,
но вся­ким сло­вом, исхо­дя­щим из уст Божиих

Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.

Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского, есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви». Свя­щен­ное Пре­да­ние, помимо тек­стов и пись­мен­ных уста­нов­ле­ний, вклю­чает в себя цер­ков­ную прак­тику и тра­ди­ции. И, пожа­луй, самое важ­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии – невы­ра­зи­мый сло­вами лич­ный духов­ный опыт, пере­хо­дя­щий из поко­ле­ния в поко­ле­ние. И потому одна из задач пра­во­слав­ных роди­те­лей – осу­ществ­ле­ние пере­дачи этого духов­ного опыта своим чадам.

Таким обра­зом, Свя­щен­ное Писа­ние есть зафик­си­ро­ван­ная часть жизни Свя­того Духа в Церкви. И потому оно пред­став­ляет собой наи­бо­лее объ­ек­тив­ный спо­соб лич­ного обще­ния чело­века с Богом, а начи­наться оно должно с самого ран­него возраста.

“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”( 2 Кор. 9:6 ). Вся­кая встреча с Биб­лией – это доб­рое семя, бро­шен­ное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важ­ном вопросе, потому как дадим ответ на Страш­ном Суде за вве­рен­ное нам. А зна­чит, эти семена мы обя­заны ста­раться засе­вать доб­ро­со­вестно. Гос­подь же Сам взрас­тит плоды, дабы сбы­лось Его обе­то­ва­ние о тех вре­ме­нах, когда “и сею­щий и жну­щий вме­сте радо­ваться будут” ( Ин. 4:36 ).

Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

Прежде всего, нельзя не ска­зать об осо­бой роли Еван­ге­лия в Свя­щен­ном Писа­нии. Ново­за­вет­ные книги завер­шают Боже­ствен­ное Откро­ве­ние, при­во­дят его к своей пол­ноте. Еван­ге­лие повест­вует об Иисусе Хри­сте, Чья жизнь должна стать для нас при­ме­ром для под­ра­жа­ния, и ука­зы­вает на любовь как основу устра­и­ва­е­мого Хри­стом Цар­ствия Божия. Чтобы под­черк­нуть зна­чи­мость Нового Завета, очень хорошо пода­рить каж­дому ребёнку соб­ствен­ный экзем­пляр Еван­ге­лия с яркими кар­тин­ками и в хоро­шем пере­плёте, а его еже­днев­ное чте­ние сде­лать бла­го­че­сти­вой семей­ной традицией.

При рас­смот­ре­нии вопроса дет­ского чте­ния сле­дует опре­де­литься с воз­раст­ными рам­ками и методикой.

Итак, когда же необ­хо­димо начи­нать чте­ние ребёнку свя­щен­ных тек­стов? Дан­ная про­блема не пред­став­ляет слож­но­сти по при­чине того, что ника­ких воз­раст­ных рамок про­сто-напро­сто нет! Само Еван­ге­лие пока­зы­вает нам, что вся­кий чело­век явля­ется тако­вым уже во чреве матери: «Когда Ели­са­вета услы­шала при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чреве ее.» ( Лк.1:41 ). Мла­де­нец Иоанн Пред­теча, носи­мый пра­вед­ной Ели­за­ве­той, являет нам спо­соб­ность Бога дей­ство­вать на каж­дого, даже очень малень­кого человека.

Нужно пом­нить, что лич­ная встреча с Гос­по­дом в какой-то момент слу­ча­ется у всех, кто стре­мится к небу. Непре­менно про­изой­дёт она и у ребёнка, но как и когда – во мно­гом зави­сит от матери.

Всё, что про­ис­хо­дит с мамой, про­ис­хо­дит и с её мла­ден­цем, пока он во чреве. Они тесно свя­заны в этот период, но будут иметь тес­ную связь и впо­след­ствии. Малень­кий чело­век, пусть неосо­знанно, впи­ты­вает любую инфор­ма­цию о мире, а основ­ным источ­ни­ком этой инфор­ма­ции ста­но­вится самое близ­кое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой при­чине для матери осо­бенно важно регу­ляр­ное чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния – так, таин­ствен­ными путями мате­рин­ской любви, она смо­жет пере­дать ребенку часть лич­ного позна­ва­тель­ного опыта.

Что каса­ется вопроса чте­ния Свя­щен­ного Писа­ния уже отно­си­тельно созна­тель­ным детям, трудно опре­де­лить уни­вер­саль­ные воз­раст­ные кри­те­рии – всё зави­сит от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей. Однако в целом малень­кие детки, живу­щие миром ска­зок, наи­бо­лее вос­при­им­чивы к прит­чам и раз­лич­ным нагляд­ным обра­зам из Еван­ге­лия. Так, хоро­шим при­ме­ром может слу­жить образ доб­рого пас­тыря, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Хри­ста уже с Вет­хо­за­вет­ных вре­мён: «Как пас­тырь Он будет пасти стадо Свое; агн­цев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дой­ных» ( Ис. 40:11 ). Можно вспом­нить и Давида, кото­рый тоже был пас­туш­ком и охра­нял ове­чек от злых львов.

Наглядность изучения

Извест­ный педа­гог XIX века К. Д. Ушин­ский отме­чал необ­хо­ди­мость допол­не­ния повест­во­ва­ния кар­тин­ками: “Кто не заме­чал за собою, что в памяти нашей сохра­ня­ются с осо­бен­ной проч­но­стью те образы, кото­рые мы вос­при­няли сами посред­ством созер­ца­ния и что к такой вре­зав­шейся в нас кар­тине мы легко и про­сто при­вя­зы­ваем даже отвле­чен­ные идеи, кото­рые без того изгла­ди­лись бы из памяти”.

Чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность через органы чувств. Дидак­тика учит нас тому, что зна­ком­ство с новыми объ­ек­тами фор­ми­рует у ребёнка опре­де­лён­ное поня­тие, состо­я­щее из ком­плекса полу­чен­ной инфор­ма­ции. При этом органы чувств про­пус­кают раз­лич­ный её объём и, соот­вет­ственно, обла­дают раз­лич­ной цен­но­стью в позна­нии мира. Образно говоря, в одном отрезке вре­мени на услов­ную еди­ницу слу­хо­вой инфор­ма­ции при­хо­дится десять еди­ниц ося­за­тель­ной и сто еди­ниц зри­тель­ной. Сле­до­ва­тельно, более 80% инфор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире чело­век полу­чает при помощи зре­ния. Дан­ный факт сви­де­тель­ствует об исклю­чи­тель­ной важ­но­сти нагляд­ного пред­став­ле­ния изу­ча­е­мого мате­ри­ала. Если же задей­ство­вать все органы чувств, то эффек­тив­ность будет мак­си­маль­ной ввиду общей вза­и­мо­связи и систем­ного мыш­ле­ния человека.

Боль­шое зна­че­ние имеют исполь­зу­е­мые иллю­стра­ции. Это свя­зано с тем, что отра­жён­ные худож­ни­ком биб­лей­ские образы оста­нутся с юным чита­те­лем вме­сте на всю жизнь. В каче­стве поло­жи­тель­ной реко­мен­да­ции можно исполь­зо­вать извест­ную «Дет­скую Библию».

«Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

Повест­во­ва­ние в дан­ной книге адап­ти­ро­вано для самых малень­ких. Однако в конце каж­дого отрывка поме­щены ссылки на пере­ска­зы­ва­е­мый текст Свя­щен­ного Писа­ния, что даёт воз­мож­ность исполь­зо­вать сме­шан­ный под­ход к изучению.

При­ме­ча­тельно, что «Дет­ская Биб­лия», хотя и была изна­чально пред­на­зна­чена для детей, обрела неко­то­рую попу­ляр­ность среди взрос­лых. Потому со вто­рого изда­ния в неё были поме­щены допол­не­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ные на зре­лых чита­те­лей. Эти допол­не­ния будут полезны самим роди­те­лям для более глу­бо­кого пони­ма­ния зна­че­ния изу­ча­е­мого тек­ста. Едва ли не самое важ­ное в «Дет­ской Биб­лии» – уди­ви­тельно кра­соч­ные иллю­стра­ции, сопро­вож­да­ю­щие каж­дый отры­вок чтения.

Помимо этого, для более стар­шего воз­раста в конце книги рас­по­ло­жены гео­гра­фи­че­ские карты и фото­гра­фии мест биб­лей­ских собы­тий, что делает её не только кра­соч­ным, но и мето­ди­че­ски полез­ным инстру­мен­том для изу­че­ния Свя­щен­ной Истории.

Гравюры французского художника Гюстава Доре

Раз­би­рая важ­ную роль нагляд­ного пред­став­ле­ния в изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния, нельзя не упо­мя­нуть извест­ные гра­вюры фран­цуз­ского худож­ника Гюстава Доре (1832–1883). В тече­ние своей жизни худож­ник изоб­ра­зил сотни пре­крас­ных иллю­стра­ций, опи­сы­ва­ю­щих биб­лей­ские сюжеты. Его труд по праву можно счи­тать клас­си­че­ской худо­же­ствен­ной интер­пре­та­цией Библии.

Для детей более стар­шего воз­раста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отлич­ным допол­не­нием к регу­ляр­ным чте­ниям. Реа­ли­стич­ный стиль кар­тин делает стра­ницы Биб­лии живыми, чита­тель словно пере­жи­вает опи­сан­ные собы­тия, а биб­лей­ские герои выгля­дят непод­дельно прав­до­по­добно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был под­верг­нут кри­тике, создан­ные им иллю­стра­ции про­шли испы­та­ние вре­ме­нем и по сей день ценятся как яркое отоб­ра­же­ние биб­лей­ской истории.

Притчи и образы

Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если поте­ря­ется, он ответил:

– Стой и молись, а я тебя найду.

При зна­ком­стве с прит­чей о поте­рян­ной овце ребё­нок смог ощу­тить её как свой соб­ствен­ный опыт. Ана­ло­гии необ­хо­димы во вся­ком воз­расте – они слу­жат инстру­мен­том, пока­зы­ва­ю­щим акту­аль­ность Биб­лей­ских ска­за­ний для вся­кого чело­века и вся­кого времени.

Когда ребё­нок теряет соб­ствен­ные игрушки, он огор­ча­ется и пла­чет. Дан­ный опыт можно исполь­зо­вать, чтобы пока­зать печаль Бога о вся­кой поте­рян­ной чело­ве­че­ской душе.

Под­рас­та­ю­щему ребёнку полезно рас­ска­зы­вать притчи. Притча о сея­теле по ана­ло­гии пока­зы­вает, что как в при­роде совер­ша­ется зарож­де­ние жизни, так и доб­рые каче­ства зарож­да­ются в чело­ве­че­ской душе.

Притча о работ­ни­ках в вино­град­нике обра­ща­ется к чув­ству спра­вед­ли­во­сти, кото­рое очень раз­вито у детей. Она явля­ется очень слож­ной и, в то же время, очень полез­ной в виду того, что очень трудно объ­яс­нить рав­ную награду, полу­чен­ную работниками.

Очень мно­го­гранна притча о блуд­ном сыне. В млад­шем воз­расте её можно объ­яс­нять таким обра­зом, что блуд­ный сын есть тот, кто поте­рялся и не может найти дорогу домой. Это обра­щает ребёнка к лич­ному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на неко­то­рую неточ­ность тол­ко­ва­ния, такой смысл будет наи­бо­лее досту­пен для ребёнка.

С опре­де­лён­ного воз­раста нач­нут появ­ляться вопросы и сам про­цесс перей­дёт на новую ста­дию – от про­стого бла­го­го­вей­ного вни­ма­ния к обсуж­де­нию про­чи­тан­ного. Здесь воз­ни­кает вто­рой вопрос: каким обра­зом зна­ко­мить детей со Свя­щен­ной историей?

Для тех, кто постарше

Уже упо­мя­ну­тый нами К. Д. Ушин­ский давал сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции. Сама цер­ков­ная жизнь рас­по­ла­гает нас к изу­че­нию Писа­ния и в том числе через цер­ков­ные празд­ники. Бого­слу­же­ние соеди­ня­ется с рас­ска­зом матери и радост­ным чув­ством – всё это ожив­ляет в дет­ском вооб­ра­же­нии древ­ние исто­ри­че­ские события.

При этом, повест­во­ва­ние лучше раз­де­лить на два этапа. На пер­вом этапе ребёнка зна­ко­мят с основ­ными момен­тами про­изо­шед­шего собы­тия, на вто­ром к ним добав­ляют вто­ро­сте­пен­ные черты. Дан­ный метод поз­во­ляет избе­гать ситу­а­ции, когда из дол­гого рас­сказа ребё­нок выно­сит мелочи и не заме­чает основ­ного. Разу­ме­ется, что при сов­мест­ном чте­нии имеют важ­ность нагляд­ность повест­во­ва­ния, обрат­ная связь через вопросы, осмыс­ле­ние про­чи­тан­ного и регу­ляр­ность занятий.

Чте­ния сле­дует про­во­дить таким обра­зом, чтобы детям они не были в тягость. Как отме­чает Н.Е. Пестов (при­водя реко­мен­да­ции Ушин­ского), допу­стимо зани­маться каким-либо руко­де­лием – рисо­ва­нием, ори­гами, выши­ва­нием или чем-то дру­гим. Но недо­пу­стимы сует­ли­вое отно­ше­ние или напря­жён­ная обста­новка. Мы должны пом­нить, что мы ста­вим себе целью при­вить детям любовь чте­нию Слова Божия, пока­зать им, что Оно есть основ­ной жиз­нен­ный ком­пас и сред­ство обще­ния с Богом. Для этого мы должны сами дове­рять Ему и пола­гаться на Него, вве­ряя себя и свои труды.

На пороге школьного возраста…

Как уже гово­ри­лось выше, для дет­ского воз­раста пред­по­чти­тель­нее всего зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием в виде исто­рии, адап­ти­ро­ван­ной для дет­ского воз­раста. Клас­си­че­ским пред­ста­ви­те­лем подоб­ной формы изу­че­ния можно счи­тать Дет­скую Биб­лию, адап­ти­ро­ван­ную Бори­сла­вом Ара­по­ви­чем и Верой Мат­тел­мяки. В насто­я­щее время издано мно­же­ство дру­гих книг для зна­ком­ства детей со Свя­щен­ной Исто­рией, при под­боре кото­рых лучше всего ори­ен­ти­ро­ваться на авто­ров и изда­тель­ства, бла­го­слов­лён­ные Пра­во­слав­ной Церковью.

Однако, при неиз­мен­ной опоре на адап­ти­ро­ван­ные изда­ния, к моменту млад­шего школь­ного воз­раста под­ход к изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния дол­жен пре­тер­пе­вать неко­то­рые изменения.

Взрос­ле­ю­щим детям к чте­нию реко­мен­ду­ется доба­вить неко­то­рое изу­че­ние кате­хи­зиса. Раз­би­ра­ются основы пра­во­слав­ной веры – запо­веди Мои­сея и Бла­жен­ства, Сим­вол Веры, цер­ков­ные службы и Таинства.

При раз­боре Свя­щен­ной исто­рии полезно научиться зада­вать такие вопросы, кото­рые учат под­ростка раз­мыш­лять. Напри­мер, почему Бог не при­нял жертву Каина? Стоит рас­ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния ко вся­кому делу обще­ния с Богом: Таин­ствам, молитве и посе­ще­нии храма.

Изу­чая исто­рию битвы с ама­ли­ки­тя­нами ( Исх. 17:11 ), полезно обра­тить вни­ма­ние на то, что успех вся­кой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зави­сит от Бога – и потому нужно обра­щаться к Нему за бла­го­сло­ве­нием перед вся­ким важ­ным делом.

Воз­вра­ща­ясь к притче о блуд­ном сыне, стоит отме­тить, что чело­век в тече­ние жизни часто попа­дает в поло­же­ние блуд­ного сына. И вполне воз­можно даже в про­дол­же­ние дня не еди­но­жды отойти от Отца через соб­ствен­ные согрешения.

Детям млад­шего школь­ного воз­раста полезно реко­мен­до­вать к про­чте­нию книги, вос­пи­ты­ва­ю­щие поня­тие о пра­вед­но­сти. Такие свя­тые отцы как Игна­тий Брян­ча­ни­нов, Фео­до­сий Оптин­ский, Фео­фан Затвор­ник в юном воз­расте очень любили читать жития хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Впо­след­ствии они отме­чали, что про­чи­тан­ное глу­боко запало к ним в душу и оста­вило след на всю после­ду­ю­щую жизнь. Напри­мер, Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­шет в своих запис­ках, обра­ща­ясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Мака­рии пле­нили мою душу». Зна­ком­ство с жиз­нью свя­тых подвиж­ни­ков в ран­нем воз­расте огра­дило буду­щего свя­ти­теля от соблаз­нов юно­сти и напра­вило на ино­че­ский путь слу­же­ния Богу.

Тактильная память

У дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков оди­на­ково раз­виты все три канала вос­при­я­тия мира: слу­хо­вой, зри­тель­ный и так­тиль­ный. При этом, быст­рота напи­са­ния почти все­гда соот­вет­ствует ско­ро­сти мыш­ле­ния ребёнка, что поз­во­ляет обду­мы­вать инфор­ма­цию в про­цессе её напи­са­ния. Кроме того, созда­ётся целост­ная кар­тина, надёжно запе­чат­ле­ва­ю­ща­яся в его памяти – мотор­ная память доста­точно надёжна и долговечна.

Этап ран­него школь­ного воз­раста можно счи­тать пере­ход­ным – роди­тели, хотя и не отка­зы­ва­ясь от изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния в адап­ти­ро­ван­ной форме, могут вклю­чать в него ори­ги­наль­ные цитаты из сино­даль­ного пере­вода. Можно заве­сти тет­радку, в кото­рую выпи­сы­вать по одной основ­ной цитате от каж­дого чтения.

Подростковый возраст

С какого-то момента, опре­де­лить кото­рый пред­стоит инди­ви­ду­ально каж­дому роди­телю, чте­ние Биб­лии должно перейти на прин­ци­пи­ально новый уро­вень. Всё больше и замет­нее ста­но­вится пере­ход от вос­при­я­тия в форме сказки к ана­ло­гиям и постро­е­нию связи Свя­щен­ной исто­рии с совре­мен­ной жиз­нью. В сред­нем и стар­шем школь­ном воз­расте акцент пере­хо­дит от пере­дачи зна­ний к постро­е­нию отно­ше­ний во Хри­сте. Ста­но­вится необ­хо­ди­мым пере­нос Еван­ге­лия в нашу повсе­днев­ную жизнь и отра­же­ние его акту­аль­но­сти в совре­мен­ных усло­виях. Бла­гая весть не должна оста­ваться сказ­кой, но должна пре­вра­титься в вер­ного спут­ника жизни для моло­дого христианина.

Под­рост­ко­вый воз­раст, в силу его про­тестного духа, нуж­да­ется в исто­риях, выде­ля­ю­щих лич­но­сти. Под­ростку нужно рас­ска­зы­вать о лич­но­стях, о тех людях, кото­рые вошли в свя­щен­ные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каж­дый пер­со­наж Свя­щен­ного Писа­ния про­шёл опре­де­лён­ный путь, сде­лав­ший его леген­дар­ной лич­но­стью. На дан­ном этапе очень важно пока­зать, что при вся­кой гени­аль­но­сти чело­век всё-таки нуж­да­ется в помощи Творца и не спо­со­бен достичь свя­то­сти сво­ими силами. При этом Гос­подь помо­гает вся­кому, жела­ю­щему расти.

С под­рост­ками Биб­лию читать лучше всего в сла­вян­ском пере­воде. Хоро­шей прак­ти­кой явля­ется обя­за­тель­ное еже­не­дель­ное чте­ние в суб­боту вече­ром – раз­бор отрывка Еван­ге­лия, чита­е­мого на вос­крес­ном бого­слу­же­нии. Под­ко­ван­ные роди­тели также могут раз­би­рать с детьми отрывки Вет­хого Завета нака­нуне чте­ния соот­вет­ству­ю­щих паремий.

Методическая база

Самое глав­ное для пре­по­да­ю­щего Биб­лию, вне зави­си­мо­сти от того роди­тель он или учи­тель, это соб­ствен­ное живое вос­при­я­тия Божьего Слова. Под­ро­сток дол­жен видеть вашу искрен­ность в пере­жи­ва­нии Свя­щен­ных тек­стов и это будет самой глав­ной опо­рой для любой методики.

Пере­вод для чте­ния в под­рост­ко­вом воз­расте лучше всего исполь­зо­вать сино­даль­ный. Если вы изу­ча­ете Биб­лию через раз­бор зачал или глав, очень полезно будет после чте­ния сино­даль­ного пере­вода про­чи­ты­вать тот же отры­вок на цер­ков­но­сла­вян­ском языке (ели­за­ве­тин­ская биб­лия). Таким обра­зом вы посте­пенно научите под­ростка пони­мать бого­слу­жеб­ный язык.

В этом воз­расте ста­но­вится необ­хо­дим тща­тель­ный под­бор тол­ко­ва­ния на Вет­хий и Новый Завет. Роди­телю пона­до­бится пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка к чте­нию. Можно поре­ко­мен­до­вать тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лие свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского. Послед­него, в слу­чае отсут­ствия вре­мени, можно про­сто зачи­ты­вать – труд Фео­фи­лакта Бол­гар­ского запи­сан очень про­стым язы­ком. Для пре­по­да­ва­ния реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие» архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) – клас­си­че­ское учеб­ное посо­бие сту­ден­тов духов­ных школ.

К Вет­хому Завету могут быть полезны тол­ко­ва­ния пре­по­доб­ного Ефрема Сирина. Веду­щим мето­ди­че­ским посо­биям по всей Биб­лии явля­ется «Тол­ко­вая Биб­лия» А.П. Лопу­хина. Более про­стое изло­же­ние пред­став­лено в «Биб­лей­ской исто­рии» мит­ро­по­лита Вени­а­мина (Пуш­каря).

Фун­да­мен­таль­ным сбор­ни­ком свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний явля­ется 27-том­ная серия «Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и дру­гих авто­ров I–VIII веков» в редак­ции Кон­стан­тин Гав­рил­кина и Сер­гей Козина.

Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

Раз­бу­дить инте­рес под­ростка к Псал­тыри можно сов­ме­ще­нием чте­ния на цер­ков­но­сла­вян­ском языке с чте­нием поэ­ти­че­ского пере­вода, создан­ного Сер­геем Сер­ге­е­ви­чем Аве­рин­це­вым.

Почему именно этот пере­вод? Дело в том, что дело интер­пре­та­ции свя­щен­ного тек­ста тре­бует не только бого­слов­ской эру­ди­ции, но и силь­ного внут­рен­него духов­ного чув­ства. Псалмы Давида напол­нены силь­ными рели­ги­оз­ными пере­жи­ва­ни­ями – и каж­дое слово в псал­мах было ска­зано перед лицом Живого Гос­пода. Сер­гей Сер­ге­е­вич Аве­рин­цев, будучи талант­ли­вым фило­ло­гом и биб­ле­и­стом, подо­шёл к делу пере­вода Псал­тыри подо­шёл с чрез­вы­чай­ной ответ­ствен­но­стью. Он смог, про­неся свя­щен­ный смысл псал­мов через язы­ко­вой барьер и труд­но­сти поэ­ти­че­ского изло­же­ния, сохра­нить их духов­ную напол­нен­ность, сде­лав доступ­ными для пони­ма­ния рус­ского человека.

Для мно­гих людей (и тем более под­рост­ков) пре­пят­ствия перед позна­нием глу­бо­кого внут­рен­него духов­ного пере­жи­ва­ния в псал­мах ока­зы­ва­ются непре­одо­ли­мыми в силу куль­тур­ных раз­ли­чий совре­мен­ной лите­ра­туры и свя­щен­ного тек­ста. И потому, через вдох­нов­лён­ного и талант­ли­вого чело­века дела­ется шаг навстречу тем, кто хочет при­кос­нуться к древ­ней духов­ной поэзии.

Заключение

Неся Слово Божие под­рост­кам, сле­дует пом­нить, что при­мерно с семи лет ребё­нок при­зы­ва­ется к Таин­ству Пока­я­ния. В отро­че­стве малень­кий чело­век уже спо­со­бен при­нять Иисуса Хри­ста, при­нять Его Жертву и завет, заклю­чён­ный с людьми.

Важно пони­мать, что в Биб­лии поня­тие «научиться» под­ра­зу­ме­вало бес­пре­стан­ное иссле­до­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния с после­ду­ю­щим при­ме­не­нием полу­чен­ного опыта в реаль­ной жизни, стре­мясь к путе­во­ди­тель­ству Свя­того Духа. Необ­хо­димо помочь под­ростку это осознать.

Под­рост­ко­вый воз­раст под­ра­зу­ме­вает неко­то­рые пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти. Чело­век в этом воз­расте, живя в насто­я­щем, устрем­ляет свой взор в буду­щее, готовя себя к взрос­лой жизни. Ярко выра­жа­ются стрем­ле­ния к само­по­зна­нию, само­вы­ра­же­нию и само­утвер­жде­нию – всё это явля­ется зако­но­мер­ным про­цес­сом раз­ви­тия и может быть реа­ли­зо­вано в душе­спа­си­тель­ной форме.

В под­рост­ко­вом пери­оде чело­век остро нуж­да­ется в близ­ком обще­нии с людьми, про­яв­ля­ю­щими к нему любовь. Через это им удо­вле­тво­ря­ются пси­хо­ло­ги­че­ские потребности.

Выше­ука­зан­ные фак­торы гово­рят в пользу того, что, несмотря на важ­ность домаш­него изу­че­ния Биб­лии вме­сте с роди­те­лями, с пере­ход­ным воз­раст­ным эта­пом появ­ля­ется зна­чи­тель­ная потреб­ность в кон­такте со сверст­ни­ками в пра­во­слав­ном под­рост­ко­вом обществе.

Источник

Конспект занятия «Библия-Книга книг»

Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое библия. Картинка про Как объяснить ребенку что такое библия. Фото Как объяснить ребенку что такое библия Ольга Пустакина
Конспект занятия «Библия-Книга книг»

-помочь ребенку овладеть понятием «Завет» как синонимом слов наказ, наставление, заповедь;

-дать ребенку представление о том, что Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

-Воспитывать интерес к Библейским событиям.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: мольберт, магнитная доска, иллюстрации с изображением

эпизодов Ветхого Завета и Нового Завета, DVD,

мультимедийное сопровождение к программе «Духовно

нравственное воспитание» О. О. Осадчей, занятие №9.

Дети стоят у мольберта полукругом

Воспитатель: Дети! Скажите, пожалуйста, вам знакома сказка «Снежная королева»?

Воспитатель: А кто написал эту сказку?

Дети: Сказку «Снежная королева» написал Ганс Христиан Андерсен.

Воспитатель: Совершенно верно.

А теперь, дети давайте вспомним содержание и главных героев сказки (очень кратко).

Воспитатель:Итак: Жили-были мальчик Кай и девочка Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Однажды попал осколок странного зеркала Каю в глаз и сердце, который смастерил злой троль и сердце Кая стало злым и холодным.

Как то зимой пошёл Кай кататься на санках и его похитила Снежная королева и увезла далеко, далеко на Север. Герда долго плакала, но не знала, жив Кай или нет. И вот когда наступила весна, Герда отправилась на поиски Кая.

(Воспитатель начинает, а дети продолжают.

Выкладываются соответствующие картинки на мольберт).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кто помогал Герде в пути?

Дети:Герде в пути помогали: старушка-колдунья, вороны, принц и принцесса, Северный олень и маленькая разбойница.

(Воспитатель выкладывает соответствующие картинки на мольберт).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему все кто не встречался Герде в пути, все ей помогали?

Дети: У неё было доброе сердце.

Воспитатель: Да, кого бы Герда не встречала в пути, всех одаривала добротой и любовью.Недаром в народе говорят: «Доброму человеку весь мир свой дом».

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Дети! Давайте вспомним эпизод, как Герда подходит к замку, хочет войти, но стража не даёт ей прохода (воспитатель включает видео).

Воспитатель: А теперь давайте представим, как Герда один на один остается с могущественной Снежной королевой и армией безжалостных стражников и всё же ей удается пройти и встретить Кая. Но как? Каким образом беззащитная девочка победила саму Снежную королеву и целую Армию?

Воспитатель: К сожалению, сказки Андерсена неточно переведены на русский язык,а сам Андерсен ясно говорит: Герда читала «Отче наш»

(давайте посмотрим, как это было, включается видео).

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста,а что такое: «Отче наш», (предположения детей).

Послушайте пожалуйста «Отче наш»на старославянском языке:

Отче нашъ, Иже еси на небесьхъ!

1. Да святится имя Твое.

2. Да прiидетъ Царствiе Твое.

3. Да будетъ воля Твоя,

Яко на небеси и на земли.

4. Хльбъ нашъ насущный

5. И остави намъ долги наша,

Яко же и мы оставляемъ

6. И не введи насъ во искушение.

7. Но избави насъ отъ лукавого.

Воспитатель:А теперь я вам прочитаю на русском языке:

1. Да святится имя Твое.

2. Да придет Царство Твое.

3. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

5. И прости нам грехи наши,

как и мы прощаем, согрешившим против нас.

6. И не допусти нас до соблазна.

7. Но избавь нас от лукаваго.

Воспитатель: Эта молитва находится в Библии.

(воспитатель берет в руки детскую библию и читает):

Там в Библии найдём мы истинное знание.

Она на главные вопросы дает ответ.

Там Ветхий есть, и Новый есть Завет.

Библия состоит из 2 частей.

Ветхий Завет был написан пророками, людьми, через которых

Господь открыл свою Волю.

В Ветхом Завете рассказывается о сотворении Богом мира,

(воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением сотворения мира).

Также рассказывается о жизни первых людей в раю (видео).

А как звали первых людей?

Дети:Их звали: Адам и Ева.

Воспитатель: В мир вошло Зло, рассказывается в Ветхом Завете.

И когда в мир вошло много Зла, Господь дал людям 10 заповедей, выполнение которых защищает человека от Зла. Вот, посмотрите эти каменные таблички, на которых Господь начертал Эти Заповеди (видео). А вот книги Нового Завета написаны учениками Иисуса Христа. В новом Завете рассказывается о том, как на небе появилась в момент рождения необычная звезда. А как называется эта звезда?

Дети: Эта звезда называется Вифлиемская.

Воспитатель: Это верно. Иисус Христос родился в пещере (икона «Рождество Христово»). А кто увидел первым, что Бог пришёл в мир? (икона «Рождество Христово»).

Дети: Первыми пришли ангелы, пастухи, животные.

Воспитатель: Дети! Подойдите, пожалуйста, к мольберту

(на листе ватмана изображена Библия.)

Воспитатель: Сейчас дети мы с вами с помощью картинок обозначим, о чём же рассказывается в Библии. Итак, Ветхий Завет начинается с того, что Бог сотворил мир. Найдите картинку, которая говорит об этом. Кто из вас нашёл её, подайте, пожалуйста

(воспитатель прикрепляет картинку в Ветхий Завет).

Воспитатель: А ещё рассказывается в Ветхом Завете о жизни первых людей. Кто из вас дети нашёл эту картинку подайте, пожалуйста, (дети подают и воспитатель прикрепляет в Ветхий Завет картинку с изображением первых людей: Адама и Евы).

Воспитатель: А еще в мир вошло Зло. Как обозначим зло, найдите картинку.

(Дети находят картинку с изображением змея воспитатель прикрепляет её в Ветхий Завет.)

Воспитатель: А чтобы в мире не было Зла, что придумал Господь? Какой картинкой обозначим?

Дети: Картинкой, на которой изображены каменные плиты.

Воспитатель: Кто нашёл? Принесите, пожалуйста.

Воспитатель: А сейчас обозначим то, о чём рассказывается в Новом Завете. А в Новом Завете рассказывается о том, как родился Иисус Христос и как в момент рождения Иисуса Христа на небе появилась. Что? Найдите картинку. Кто нашёл? (Дети подают картинку).

Воспитатель: Правильно, обозначим картинкой, где нарисована Вифлиемская звезда.

Воспитатель: А ещё говорится о крещении Иисусу Христа (река) и что в момент

крещения что сошло на голову Иисуса Христа?

(дети подают воспитателю картинку с изображением голубя).

Воспитатель: Также в Новом Завете рассказывается о том, что злые люди распяли Иисуса Христа. Кто из вас нашел картинку, которая обозначает распятие Иисуса Христа? Подайте. (воспитатель прикрепляет).

Воспитатель: (прикрепляет картинку с изображением столпа света)и говорит: А вот эта картинка говорит нам о том, что Иисус Христос воскрес.

Воспитатель:Итак: Сегодня мы с вами узнали о Книге Книг и называется она…

Дети: Библия.

Воспитатель: Всем спасибо за активное участие на занятии.

Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое библия. Картинка про Как объяснить ребенку что такое библия. Фото Как объяснить ребенку что такое библияПесах-Пасха Многие ли из нас задавали себе вопрос: «Что такое «Пасха»? Откуда зародился и с чем связан этот праздник?». В Ветхом завете, во Второй.

Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое библия. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое библия. Картинка про Как объяснить ребенку что такое библия. Фото Как объяснить ребенку что такое библияУголок по духовно-нравственному воспитанию Одной из форм воздействия при формировании нравственных и личностных качеств дошкольников является оформление уголков в группе. Уголок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *