Как объяснить ребенку что такое библия
Как объяснить ребенку, что такое Библия
Содержание статьи
Рассказ о Боге
Сначала обратите внимание ребенка, что весь окружающий мир был в давние времена создан Богом. Когда-то, много тысяч лет тому назад ничего этого не было: существовала лишь темнота, бескрайние просторы Вселенной и был Господь Бог. Его еще называют Творцом или Создателем, потому что именно он решил сотворить этот прекрасный мир.
Бог создал землю и небо, многочисленные звезды на небосводе и солнце, которое согревает и освещает землю. По воле Божьей появились леса и поля, реки, моря и озера. Господь сотворил рыб, птиц и животных. Все, кто населяют планету, созданы по замыслу и желанию Бога. Когда Господь создал это земное великолепие, он решил сотворить человека, чтобы тот жил на земле и заботился обо всем окружающем Божьем творении и был полноправным хозяином.
Первая семья зажила счастливо, и у них родилось много детей. Со временем людей становилось все больше и больше, и мир заселялся новыми семьями. Появлялись разные народы, которые верили в Бога и почитали его.
Но какие-то люди жили в неведении: они мало знали о Боге, о Его учениках, которые совершали подвиги, чтобы донести до людей знания о Всевышнем и правилах жизни. Поэтому для всех людей на земле ученики Божьи решили написать священную книгу о жизни.
Библия — священная книга жизни
Ученики Бога написали подробную книгу о правилах жизни и назвали ее Библией. В книге они описали, как Бог создавал мир: шесть дней он трудился, украшая землю растениями, фруктами и цветами, а на седьмой день Бог отдыхал и любовался плодами своего творения.
Так Господь и завещал людям на земле по шесть дней в неделю работать, а седьмой посвящать отдыху, созерцанию красоты и общению в мыслях с Богом. В этом священном писании приводятся слова Создателя о том, как устроен мир и какие необходимо соблюдать правила, чтобы жить счастливо.
Господь завещал людям, которых он сотворил, жить в мире и согласии, любить мир и всех окружающих, помогать слабым и совершать только добрые поступки.
Изучение Библии с детьми
Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.
Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».
“Не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящим из уст Божиих
Роль Священного Писания в жизни маленького христианина
Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.
Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.
Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.
“Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”( 2 Кор. 9:6 ). Всякая встреча с Библией – это доброе семя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда “и сеющий и жнущий вместе радоваться будут” ( Ин. 4:36 ).
Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги
Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.
При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.
Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» ( Лк.1:41 ). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.
Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.
Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.
Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» ( Ис. 40:11 ). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.
Наглядность изучения
Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: “Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти”.
Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.
Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».
«Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.
Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.
Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.
Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.
Гравюры французского художника Гюстава Доре
Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832–1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.
Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.
Притчи и образы
Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:
– Стой и молись, а я тебя найду.
При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.
Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.
Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.
Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.
Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.
С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?
Для тех, кто постарше
Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.
При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.
Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.
На пороге школьного возраста…
Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.
Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.
Взрослеющим детям к чтению рекомендуется добавить некоторое изучение катехизиса. Разбираются основы православной веры – заповеди Моисея и Блаженства, Символ Веры, церковные службы и Таинства.
При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.
Изучая историю битвы с амаликитянами ( Исх. 17:11 ), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.
Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.
Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.
Тактильная память
У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.
Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.
Подростковый возраст
С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.
Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.
С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.
Методическая база
Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.
Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.
В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.
К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).
Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.
Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева
Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.
Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.
Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.
Заключение
Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.
Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.
Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.
В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.
Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.
Конспект занятия «Библия-Книга книг»
Ольга Пустакина
Конспект занятия «Библия-Книга книг»
-помочь ребенку овладеть понятием «Завет» как синонимом слов наказ, наставление, заповедь;
-дать ребенку представление о том, что Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.
-Воспитывать интерес к Библейским событиям.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: мольберт, магнитная доска, иллюстрации с изображением
эпизодов Ветхого Завета и Нового Завета, DVD,
мультимедийное сопровождение к программе «Духовно
нравственное воспитание» О. О. Осадчей, занятие №9.
Дети стоят у мольберта полукругом
Воспитатель: Дети! Скажите, пожалуйста, вам знакома сказка «Снежная королева»?
Воспитатель: А кто написал эту сказку?
Дети: Сказку «Снежная королева» написал Ганс Христиан Андерсен.
Воспитатель: Совершенно верно.
А теперь, дети давайте вспомним содержание и главных героев сказки (очень кратко).
Воспитатель:Итак: Жили-были мальчик Кай и девочка Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Однажды попал осколок странного зеркала Каю в глаз и сердце, который смастерил злой троль и сердце Кая стало злым и холодным.
Как то зимой пошёл Кай кататься на санках и его похитила Снежная королева и увезла далеко, далеко на Север. Герда долго плакала, но не знала, жив Кай или нет. И вот когда наступила весна, Герда отправилась на поиски Кая.
(Воспитатель начинает, а дети продолжают.
Выкладываются соответствующие картинки на мольберт).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кто помогал Герде в пути?
Дети:Герде в пути помогали: старушка-колдунья, вороны, принц и принцесса, Северный олень и маленькая разбойница.
(Воспитатель выкладывает соответствующие картинки на мольберт).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему все кто не встречался Герде в пути, все ей помогали?
Дети: У неё было доброе сердце.
Воспитатель: Да, кого бы Герда не встречала в пути, всех одаривала добротой и любовью.Недаром в народе говорят: «Доброму человеку весь мир свой дом».
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Дети! Давайте вспомним эпизод, как Герда подходит к замку, хочет войти, но стража не даёт ей прохода (воспитатель включает видео).
Воспитатель: А теперь давайте представим, как Герда один на один остается с могущественной Снежной королевой и армией безжалостных стражников и всё же ей удается пройти и встретить Кая. Но как? Каким образом беззащитная девочка победила саму Снежную королеву и целую Армию?
Воспитатель: К сожалению, сказки Андерсена неточно переведены на русский язык,а сам Андерсен ясно говорит: Герда читала «Отче наш»
(давайте посмотрим, как это было, включается видео).
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста,а что такое: «Отче наш», (предположения детей).
Послушайте пожалуйста «Отче наш»на старославянском языке:
Отче нашъ, Иже еси на небесьхъ!
1. Да святится имя Твое.
2. Да прiидетъ Царствiе Твое.
3. Да будетъ воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
4. Хльбъ нашъ насущный
5. И остави намъ долги наша,
Яко же и мы оставляемъ
6. И не введи насъ во искушение.
7. Но избави насъ отъ лукавого.
Воспитатель:А теперь я вам прочитаю на русском языке:
1. Да святится имя Твое.
2. Да придет Царство Твое.
3. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
5. И прости нам грехи наши,
как и мы прощаем, согрешившим против нас.
6. И не допусти нас до соблазна.
7. Но избавь нас от лукаваго.
Воспитатель: Эта молитва находится в Библии.
(воспитатель берет в руки детскую библию и читает):
Там в Библии найдём мы истинное знание.
Она на главные вопросы дает ответ.
Там Ветхий есть, и Новый есть Завет.
Библия состоит из 2 частей.
Ветхий Завет был написан пророками, людьми, через которых
Господь открыл свою Волю.
В Ветхом Завете рассказывается о сотворении Богом мира,
(воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением сотворения мира).
Также рассказывается о жизни первых людей в раю (видео).
А как звали первых людей?
Дети:Их звали: Адам и Ева.
Воспитатель: В мир вошло Зло, рассказывается в Ветхом Завете.
И когда в мир вошло много Зла, Господь дал людям 10 заповедей, выполнение которых защищает человека от Зла. Вот, посмотрите эти каменные таблички, на которых Господь начертал Эти Заповеди (видео). А вот книги Нового Завета написаны учениками Иисуса Христа. В новом Завете рассказывается о том, как на небе появилась в момент рождения необычная звезда. А как называется эта звезда?
Дети: Эта звезда называется Вифлиемская.
Воспитатель: Это верно. Иисус Христос родился в пещере (икона «Рождество Христово»). А кто увидел первым, что Бог пришёл в мир? (икона «Рождество Христово»).
Дети: Первыми пришли ангелы, пастухи, животные.
Воспитатель: Дети! Подойдите, пожалуйста, к мольберту
(на листе ватмана изображена Библия.)
Воспитатель: Сейчас дети мы с вами с помощью картинок обозначим, о чём же рассказывается в Библии. Итак, Ветхий Завет начинается с того, что Бог сотворил мир. Найдите картинку, которая говорит об этом. Кто из вас нашёл её, подайте, пожалуйста
(воспитатель прикрепляет картинку в Ветхий Завет).
Воспитатель: А ещё рассказывается в Ветхом Завете о жизни первых людей. Кто из вас дети нашёл эту картинку подайте, пожалуйста, (дети подают и воспитатель прикрепляет в Ветхий Завет картинку с изображением первых людей: Адама и Евы).
Воспитатель: А еще в мир вошло Зло. Как обозначим зло, найдите картинку.
(Дети находят картинку с изображением змея воспитатель прикрепляет её в Ветхий Завет.)
Воспитатель: А чтобы в мире не было Зла, что придумал Господь? Какой картинкой обозначим?
Дети: Картинкой, на которой изображены каменные плиты.
Воспитатель: Кто нашёл? Принесите, пожалуйста.
Воспитатель: А сейчас обозначим то, о чём рассказывается в Новом Завете. А в Новом Завете рассказывается о том, как родился Иисус Христос и как в момент рождения Иисуса Христа на небе появилась. Что? Найдите картинку. Кто нашёл? (Дети подают картинку).
Воспитатель: Правильно, обозначим картинкой, где нарисована Вифлиемская звезда.
Воспитатель: А ещё говорится о крещении Иисусу Христа (река) и что в момент
крещения что сошло на голову Иисуса Христа?
(дети подают воспитателю картинку с изображением голубя).
Воспитатель: Также в Новом Завете рассказывается о том, что злые люди распяли Иисуса Христа. Кто из вас нашел картинку, которая обозначает распятие Иисуса Христа? Подайте. (воспитатель прикрепляет).
Воспитатель: (прикрепляет картинку с изображением столпа света)и говорит: А вот эта картинка говорит нам о том, что Иисус Христос воскрес.
Воспитатель:Итак: Сегодня мы с вами узнали о Книге Книг и называется она…
Дети: Библия.
Воспитатель: Всем спасибо за активное участие на занятии.
Песах-Пасха Многие ли из нас задавали себе вопрос: «Что такое «Пасха»? Откуда зародился и с чем связан этот праздник?». В Ветхом завете, во Второй.
Уголок по духовно-нравственному воспитанию Одной из форм воздействия при формировании нравственных и личностных качеств дошкольников является оформление уголков в группе. Уголок.