Как объяснить ребенку что такое бюджет
Как научить ребенка вести бюджет
Бережем финансы смолоду
Каждый взрослый — это всего лишь большой ребенок со своим собственным представлением о ведении бюджета.
Разберемся, как правильно давать детям деньги на карманные расходы и зачем это вообще делать.
Когда давать
Святая обязанность каждого родителя — объяснить ребенку, что, несмотря на неограниченное количество хотелок, количество денег в кармане все-таки величина конечная. Начиная с 3—4 лет дети уже понимают, что если у мамы в кошельке 1000 рублей и нужно купить продукты на 800, то ему останется только 200 рублей, на которые можно выбрать сладости и небольшую машинку — или машинку побольше, но одну, но с моторчиком. Пусть он сам примет решение.
Первые карманные деньги ребенок может получить уже в 6—7 лет. В это же время у него появляется относительная свобода передвижения и доступ к самостоятельным покупкам. В таком возрасте дети уже умеют считать, но вот вести бюджет им пока что сложно, поэтому не стоит сразу перегружать их карманы большой суммой на месяц. Лучше выдавать меньше, но чаще. Чем старше ребенок, тем реже выплаты: старшеклассник вполне может планировать свои расходы и начинать зарабатывать самостоятельно.
Сколько давать
Размер карманных расходов — личное дело каждой семьи. Однако необходимо отталкиваться от возраста ребенка и его реальных потребностей. Первокласснику на неделю достаточно 200—500 рублей, подросток же эту сумму потратит за несколько часов.
Постепенно включайте расходы на ребенка в его карманные деньги: проезд, питание в школьной столовой, занятия с репетитором. Карманные расходы в конечном итоге должны приблизиться к сумме, необходимой ему для самообеспечения.
Как давать
Объясните ребенку, что карманные деньги — это регулярная сумма, которую он будет получать независимо от оценок, поведения в школе и помощи по хозяйству. Это не зарплата и не инструмент поощрения или наказания, а возможность научиться планировать личный бюджет и распоряжаться деньгами.
Важно
Есть шесть базовых принципов, которые помогут воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам:
5 важных вопросов о семейном бюджете: что рассказать ребёнку и как научить копить
Когда ребёнок узнает, сколько денег уходит на продукты в месяц, а сколько — на отпуск, он уже не будет считать, что родителям просто жалко денег на новый смартфон. «Мел» и Райффайзенбанк рассказывают, как лучше обсуждать с ребёнком семейный бюджет и помочь ему научиться самому его планировать.
1. Зачем говорить с подростком о семейном бюджете
Ребёнок 11-13 лет уже понимает, что деньги в доме зарабатывают папа и мама. Например, ребёнок может знать, что каждый родитель получает по 40 000 рублей в месяц. И ему будет казаться, что 80 000 — это космическая сумма. Если сравнивать её со 100-200 рублями, которые школьник получает на проезд и перекус, и с парой тысяч, которые ему дарят на праздники родственники — то, конечно, да. Но он не задумывается о том, что родители каждый месяц получают квитанцию об оплате ЖКХ, через день заправляют машину и каждый день покупают продукты. И космические 80 000 рублей тают на глазах.
Но если вы объясните ребёнку, на что тратятся семейные деньги, и расскажете о том, из чего складывается семейный бюджет, — непонимание пропадёт. Чтобы ребёнок всё понял — придётся быть с ним честным. Тогда вы докажете ему, что ещё не завалили его айфонами и приставками не потому, что жалко, а потому что бюджет и математика.
2. Когда начинать разговоры про семейные деньги
Идеальный возраст 9-10 лет, когда ребёнок уже разбирается в математике (по крайней мере, в сложении и вычитании крупных чисел). Тогда ваш семейный бюджет не будет выглядеть в его глазах непонятным набором цифр и сложных слов. Основные принципы бюджета можно объяснять детям и в более младшем возрасте — но тогда постарайтесь приводить понятные им примеры. Как вариант: «На нашу с папой зарплату мы покупаем еду, платим за дом, помогаем бабушке с дедушкой. И если сейчас мы купим дорогой смартфон, то нам придётся от чего-то отказаться».
Кстати, ребёнку уже в шесть лет можно завести собственную дебетовую карту — её оформляют дополнительно к карте родителя. Он сможет сам покупать что-то в школьном буфете или в магазине по пути в школу — и это гораздо удобнее, чем смятые в карманах наличные. А ещё вы можете устанавить на детской карте суточный лимит на траты — только обязательно объясните ребёнку, как это поможет вашему общему бюджету.
3. Что именно рассказывать
Для начала спросите у ребёнка, понимает ли он вообще, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Самое простое объяснение: семейный бюджет — это деньги, которые родители получили за работу и принесли домой. Из бюджета финансируются все семейные покупки: еда, одежда, ЖКХ, секции и кружки, летние поездки на море и так далее. А ещё походы в кино, новые гаджеты, игрушки. Все эти траты сложно уместить в одну месячную зарплату. Поэтому бюджет приходится планировать.
Прежде чем раскрывать подростку тонкости семейного бюджета, расскажите ему о типах трат. Он, наверное, и сам замечал, что все покупки можно условно разделить на две категории: обязательные и желаемые. Обязательные траты — это траты, избежать которых не получится. Например, оплата ЖКХ и продуктов. Конечно, можно не платить за жильё и экономить на этом несколько тысяч рублей в месяц. Но в один прекрасный момент управляющая компания отключит в доме свет — и будет не до смеха. Что уж говорить про расходы на питание или врачей.
Желаемые траты — это то, что мы хотим: новая сумочка или очередные кроссовки, крутой игровой компьютер, айфон последней модели. Конечно, такие покупки приносят радость. Но вообще-то можно прекрасно прожить и без них, особенно если большая часть семейных денег уходит на обязательные траты. Чаще всего большинство финансовых желаний подростков — «хотелки». И это нормально.
4. Как перейти к планированию бюджета
Вести бюджет можно разными способами — кто-то записывает доходы и траты в тетрадочку, кто-то ведёт табличку в Ехсel, а кто-то пользуется приложениями для смартфонов. Но суть одна: в бюджете перечислены доходы и расходы, с помощью которых всегда можно узнать, на что вы потратили деньги и сколько у вас осталось.
Бюджет можно планировать по-разному: на день, неделю или месяц. Семье удобнее всего обдумывать бюджет на месяц вперёд — включать туда расходы на жилье, транспорт, детские занятия.
Откройте приложение, табличку или тетрадку и покажите ваш бюджет ребёнку. Допустим, совокупный доход семьи из четырёх человек (родители и двое детей) — 80 000 рублей. Казалось бы, на эти деньги запросто можно купить компьютер за 20 000 рублей, а ещё 60 000 останется на жизнь. Но не все так просто. 7 — 9 000 будет съедать плата за ЖКХ и электричество. 25 — 35 000 — расходы на питание. Ещё 4 — 5 000 — транспорт, если в семье есть машина, и 2 — 4 000 на репетиторов, если в семье есть школьники. То есть только на эти вещи ежемесячно семья тратит больше 50 000 рублей.
На что уходят остальные деньги? Одежда, особенно детская — потому что дети быстро растут. Доктора и лекарства, если кто-то заболел. Семейные праздники или походы в кино и развлекательные центры. Семья может выплачивать кредит или копить деньги на летний отпуск. Дети получают деньги на карманные расходы. Если вычесть все эти траты, то свободных денег останется от силы 10 000 (если останется вообще). Расходы и остаток прописываются в бюджете.
Самое интересное, что и оставшимся деньгам в бережливой семье находят полезное применение — их кладут в банк на депозит или на карту с процентом на остаток. Из этих денег формируется семейная подушка финансовой безопасности — ещё один полезный термин, о котором нужно рассказать подростку. Подушка финансовой безопасности — это деньги, которые семья хранит на случай непредвиденных ситуаций. Например, внезапно сломается холодильник или стиральная машина. Если такое случится — семью всегда подстрахуют деньги из этой самой подушки.
5. Как помочь ребёнку накопить на что-то (например, на новый айфон)
Получается, что все семейные траты давно распланированы, и шансов на покупку нового компьютера у подростка нет? Как бы не так. Если эта покупка действительно важна, предложите ребёнку план: например, каждый месяц в семье будут класть в копилку 500 рублей на покупку нового компьютера. За год набежит 6000 рублей — так что копить придется долго. А если подросток захочет получить покупку быстрее, ему придётся потрудиться.
Для начала помогите ему составить финансовый план. Как это делать: выбираете нужный компьютер, смотрите цену. Допустим, он стоит 40 000 рублей. Спрашиваете у ребёнка, за какой срок он хочет накопить на этот компьютер. Вариант «прямо сейчас», как мы помним, не рассматривается: в семейном бюджете эту трату не закладывали.
Предположим, ребёнок захочет накопить на компьютер за полгода. Делим 40 000 рублей на шесть месяцев, получаем — в месяц нужно откладывать почти 7 000 рублей. Для школьника сумма слишком большая. Какие есть варианты? Разделить расходы с родителями или растянуть срок накопления. Например, договоритесь о том, что мама и папа не будут давать по 500 рублей ежемесячно, но когда ребёнок накопит 20 000 — добавят ему столько же. А копить ребёнок будет в течение года. Получается, что каждую неделю ему нужно откладывать по 400 рублей. Откуда их взять? Это поможет узнать персональный бюджет.
Объясните подростку, что если у него есть доходы (карманные деньги, денежные подарки родственников) и расходы (проезд, перекус, кино и кафе с друзьями) — то у него есть и свой бюджет. Его нужно распланировать — подробно расписать, где и на что ребёнок тратил деньги. Пусть в течение месяца понаблюдает за собой и запишет все-все траты. В конце месяца он обнаружит много интересного. Например, если не брать колу с чипсами, поменьше тратить на прокачку персонажа в онлайн-игрушке и реже забегать в фастфуды — то откладывать по 400 рублей в неделю для него не составит особого труда. Главное — внимательно следить за своим бюджетом.
Чтобы помочь ребёнку самостоятельно управлять своими деньгами, в Райффайзенбанке выпустили мобильное приложение Start. Из него дети узнают об основах финансовой грамотности и научатся распоряжаться своими деньгами: учитывать расходы, планировать покупки и копить на вещи из списка желаний. А самое главное, это весело: приложение сделано в форме игры, к которой можно подключить друзей и родителей. Приложение в App Store или Google Play может бесплатно скачать любой ребёнок, и вовсе не обязательно для этого быть клиентом банка.
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Нестандартная личность
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи урока:познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
Развитие – познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Воспитание – чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим то, что вы узнали на прошлом уроке, а именно, что такое государственный бюджет.
1) Кроссворд Слайд 3-7
1. План расходов и доходов-это… (бюджет)
2. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (доходы)
3. Деньги, которые тратят из бюджета –это. (расходы)
4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (налоги)
5. Плата за работу – это… (зарплата)
Молодцы! Давайте подведём итог. Что же такое государственный бюджет?
Государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.
Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в этой огромной стране, но у каждого государство своё. Слайд 11
Может, кто уже догадался, о чём я говорю?
Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
А почему вы так думаете? (В каждой семье есть доходы и расходы)
У каждой семьи есть своя «Государственная Дума», которая разрабатывает план доходов и расходов. Вы хоть ещё и маленькие, но тоже можете поучаствовать в составлении бюджета.
С кем из вас родители советуются, как распределить доходы?
А для чего нужно планировать бюджет? (Для того, чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)
А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в будущем?
А так ли это на самом деле мы сейчас разберёмся.
Какие виды дохода были названы в домашнем разговоре? (Заработная плата, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ). Слайд 12
Ребята, давайте подумаем, какие ещё могут быть доходы семейного бюджета?
Если в семье есть маленькие дети, то они получают от государства ПОСОБИЕ на детей.
Если у предпринимателя есть собственный бизнес, то он получает ПРИБЫЛЬ от работы фирмы (разница между ценой товара и затрат на его производства).
Писатели, художники, артисты получают за свою работу денежное вознаграждение – ГОНОРАР. (Обратить внимание детей на правописание этого нового слова).
С доходами мы разобрались, а что же с расходами? Слайд 13
На что каждая семья может потратить деньги?
расходы на транспорт
приобретение книг, игрушек и т. д.
занятия в кружках, секциях
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Например, болезнь одного из членов семьи, которая требует серьезных затрат на лечение).
Как же быть в этом случае? Слайд 14
А если денег и тут не хватает, то накопления можно отнести в банк и положить деньги под ПРОЦЕНТЫ. (Например, если положить 1000 рублей, то через год можно получить плюсом 50 рублей).
Ребята, а знакомо ли вам такое понятие как ЭКОНОМИЯ?
Как это слово связано с нашей темой? На чём мы можем сэкономить?
на электроэнергии (выключать свет);
на воде (выключать, экономно расходовать);
бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила;
не тратить деньги на ненужные вещи.
Дорогие ребята, мы рассмотрели, из чего же состоит бюджет семьи и как правильно его расходовать. Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнём.
Работа в группах. Слайд 18
Из каждой группы подходит один представитель и выбирает задание.
Задание для 1 группы.
Выберите верные утверждения для экономии семейного бюджета.
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов. Уходя из дома, не забывай выключать свет. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. Чаще пользуйтесь услугами такси. Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями.
Задание для 2 группы.
Соедините линиями: член семьи – доход.
Ребёнок, посещ. дет. сад Выручка от продажи
Учащийся в институте Гонора
Задание для 3 группы
Объясните смысл пословиц.
Копейка рубль бережёт.
Деньги как птицы, то улетают, то прилетают.
Легче нажить деньги, чем сберечь.
Дополнительное задание по рабочей тетради стр. 42 задание №4.
Представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
Молодцы! Вы очень меня порадовали. И я надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем!
(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
— Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
— Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
— Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).
— Что произойдёт, если…
Доходы Расходы (Экономия бюджета. Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
— Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
— Что такое семейный бюджет?
— Из чего складывается семейный бюджет?
Для чего нужен семейный бюджет?
Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Беседа с детьми старшей разновозрастной группы «Семейный бюджет» Задачи: 1) познакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета; 2) познакомить с понятием «расходы»; 3) воспитывать культуру поведения,.
Деловая игра по экономике для старших дошкольников «Семейный бюджет» Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет» Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит.
Конспект открытого занятия: «У каждой семьи свой бюджет» Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать общее представление.
Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста». Юницкая Евгения Актуальность.
Семейный клуб «Лучик» «Лучики все собраны, Дружно будем жить, Каждою минутою, Будем дорожить!» 24 ноября семейный клуб вновь собрал своих неутомимых и неравнодушных.
Семейный клуб «Лучик» 29 сентября семейный клуб «Лучик» начал свою работу, руководителем, которого является воспитатель Мухина Марина Владимировна. «Лучики все.
Семейный клуб «Мастерилка» Программа работы с родителями детей старшего дошкольного возраста «Мастерилка». Составители: воспитатель высшей квалификационной категории.
Конспект НОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Бюджет, доходы и расходы семьи»
Любовь Гончарова
Конспект НОД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Бюджет, доходы и расходы семьи»
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджети его основные источники: доход (заработная плата); расход (обязательный и необязательный). Сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Образовательные: Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Познакомить с понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
Активизировать словарь: заработная плата, бюджет доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Воспитательные: Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Развивающие: создать игровую образовательную ситуацию развития познавательной активности, начало формирования финансово-экономического мышления, социальных и нравственных качеств, ответственности ребёнка через наблюдение и общение.
Ход занятия:
Воспитатель: Чтобы что- то купить, что нам нужно иметь? (деньги)
Расскажите, как в вашей семье появляются деньги. (Предположения детей)
Кто мне скажет, кем работают ваши родители? (Ответы детей).
Как вы думаете, зачем родители работают? (Зарабатывают деньги)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить вместе — зарплату папы, зарплату мамы, то получается доход семьи, составляющий часть семейного бюджета. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
Вспомните, на что тратятся деньги у вас в семье? (Рассуждения детей.)
Следовательно, за деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели, оплату услуг.
Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать называется – расход.
Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить сосиску в тесте. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит сосиски в тесте? (Ответы детей)
Игра «Доскажи словечко»
Мама может стирать бельё (в стиральной машине).
Папа может пылесосить ковёр (пылесосом).
Дочь может гладить белье (утюгом).
Бабушка достаёт продукты из (холодильника).
Можно готовить на (плите).
Когда все дела сделаны,можно отдохнуть:
Поговорить по (телефону,
Почитать книгу, сидя около (настольной лампы).
Воспитатель: Это товары длительного пользования. Назовите их.
(Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т. д.)
Воспитатель: Назовите товары кратковременного пользования.
(Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т. д.)
Воспитатель: Еще, ребята, родители должны расходовать деньги из семейного бюджета на услуги, т. е.это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.). За какие услуги платят ваши родители?
(За телефон, за детский сад, за свет, и т. д.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить (Рассуждения детей)
Воспитатель: Таким образом,мы познакомились с новыми для вас понятиями: расходы, доход, бюджет.
Проблемная ситуация для формулирования детских советов «Как планировать расходы, чтобы экономить семейный бюджет?»
Практический этап (Совместное освоение социального опыта)
Давайте представим, что нам нужно экономно потратить деньги из бюджета. Каждый из нас отправится в магазин, где проходит акция.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», где дети тратят деньги на товары, спрятанные в красивых упаковках.
По завершению игры коробки открывают и оценивают необходимость данной покупки. Делают вывод про обязательные и необязательные расходы, всегда ли следует спешить с покупкой по акции, как важно правильно планировать расходы и экономно, разумно использовать деньги, которые нелегко зарабатываются.
Напомните, что же такое семейный бюджет?
Откуда берется доход в семейный бюджет?
Что такое расходы?
Как можно экономить семейный бюджет?
Побеседовать с родителями, как складывается семейный бюджет, как распределяются и планируются расходы из семейного бюджета на покупку товаров длительного пользования и товаров кратковременного пользования, на оплату услуг, как и на что экономят семейный бюджет.
Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. «Создай свой дом» Цель: формировать навыки.