Как объяснить ребенку что такое чуткость
Конспект беседы «О чутком, доброжелательном отношении к товарищам» в подготовительной группе
марина Музычук
Конспект беседы «О чутком, доброжелательном отношении к товарищам» в подготовительной группе
Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого доброжелательного отношения к товарищам, напомнить правила поведения. Развивать связную речь, способность детей к дифференцировке нравственных понятий, умение оценивать поступки героев литературных произведений
Словарь: термины «добрый», «чуткий».
Материал: Художественная литература- А. Митта «Шарик в окошке»,
В. Осеева «Навестила». Иллюстрации к рассказам.
Ход беседы
— Сегодня ребята мы поговорим с вами о чутком доброжелательном отношении к товарищам.
Чтение рассказа А. Митта «Шарик в окошке».
Показ иллюстрации к рассказу.
Вопросы после чтения:
1. Как можно назвать детей, которые принесли шарик? Какие они?
(этих детей можно назвать хорошими товарищами, друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими)
2. Почему можно их назвать?
(Дети позаботились о товарище, принесли ему шарик и показали в окне, что бы развеселить и порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать товарища. Пэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами)
3. Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нём?
4. Как в книге об этом написано?
(Если дети не вспомнят, сказать самой или прочесть)Дать детям
— Детям или всегда бывает очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту. Чуткость это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами.
Сейчас я вам прочту ещё один рассказ. Называется он «Навестила» написала рассказ В. Осеева. Послушайте рассказ, а потом скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.
Чтение рассказа В. Осеева «Навестила»
Показ иллюстрации к рассказу.
Вопросы после чтения:
1. Как отнеслась Муся к Вале?
2. Как её можно назвать? Какая она? Почему?
3. Как надо было поступить Мусе?
4. Как бы вы поступили, если бы пришли к больному товарищу?
5. Как бы вы помогли ему? Расскажите (спросить несколько детей, дать оценку ответам детей)
— Давайте ещё раз вспомним правила поведения, которые надо выполнять, что бы быть хорошим,чутким товарищем.
Конец беседы:
1. О какой черте поведения мы говорили?
2. Что такое доброта?
3. Что такое чуткость?
4. Почему нужно чутко относиться к людям?
Итог беседы: Какой рассказ понравился больше всего. Почему? Какой герой понравился больше всего. Почему?
Примечание: в свободное время можно прочитать дополнительно
А. Барто «Вовка добрая душа»
Мини-проект «Добрый волшебник Владимир Сутеев» Тип проекта: комплексный Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы Продолжительность: 1 неделя Цель: познакомить детей.
Внеурочная деятельность в 1 классе «Беседа о чуткости»
Галина киркина
Внеурочная деятельность в 1 классе «Беседа о чуткости»
Киркина Галина Николаевна МБОУ «Уртазымская СОШ»
«Беседа о чуткости»
(для учащихся 1 класса)
— познакомить учащихся с понятием «чуткость», «доброта», «отзывчивость»;
— развивать мировоззрение взглядов, суждений;
— содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания.
Ход занятия.
— Ребята, кто может объяснить значение слова «Чуткость»?
— Чуткость – отзывчивость, внимательность.
— Перечислите всё, что бывает чутким. (Чуткое лицо, чуткая улыбка, чуткие руки, чуткий характер, чуткий взгляд, чуткое прикосновение.) Затем дети вспоминают и рассказывают разные эпизоды из своей жизни, когда они соприкоснулись с чем-либо чутким.
– Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо “простите” сказал.
И мама молчит,улыбается даже:
– Мы купим другую, есть лучше в продаже.
“Простите!” – казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
— Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)
— Почему нахмурилась мама и бабушка?
— Как вы понимаете слово “но папа нашелся”?
— Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и тихо сказал. Вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
— Каким же оказалось слово простите?
— Как мы озаглавим это стихотворение?
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Творческое задание «Чуткое сердечко»
Воспитатель читает детям пословицу: «У чуткого сердечка ласковы словечки». Дети встают в круг и по очереди называют друг друга какими-либо ласковыми словами.Например: теплое солнышко, пушистое облачко, веселый зайчик. Каждый ребенок повторяет ласковое слово, сказанное ему соседом, а затем называет каким-либо другим ласковым словом следующего по кругу человека.
В конце игры педагог обсуждает с детьми, что они почувствовали, когда им подарили ласковые слова.
Чтение рассказа «ЧУТКОЕ ОБЛАКО»
Облако спустилось пониже, и над лесом полился теплый грибной дождик. Красный грибочек напился, подрос и выглянул из зеленой умытой травки.
А облако чуть-чуть уменьшилось и полетело дальше.
За лесом было пшеничное поле.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли. Облако еще чуть-чуть уменьшилось и полетело дальше.
Залетело облако в город. Хотело оно отдохнуть на крышах домов. Смотрит, а дома в городе запылились, улицы загрязнились.Деревья и газоны стонут:
Сколько пыли, нам просто дышать нечем, и никто не поможет нам.
За городом был пруд. Вода в нем почти испарилась,он зарос зеленью и еле булькал:
Я высыхаю. Мои рыбки без воды не могут дышать и плавать.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Вопросы и задания к сказке:
Почему облако помогало всем, кто хотел пить?
Как ты думаешь, куда исчезло облако?
У кого в вашей семье самые чуткие руки?
От чего сон человека бывает чутким?
Сценка «Учимся чуткости»
Дети делятся на пары и вытягивают карточки с представителями разных профессий. В сценке-диалоге дети рассказывают, как проявят чуткость в своей работе представители разных профессий.
Попросите детей подарить чуткие слова каждому члену своей семьи.
Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации» Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.
Проект творческий: «Неделя доброты», в младшей группе детского сада, продолжительностью 5 дней. В преддверии Международного дня матери очень актуальным для нас стало проведение «Недели доброты». Современные дети привыкли получать всё,.
Как научить ребенка чуткости?
Воспитывая ребенка и пытаясь научить его быть вежливым, мы должны пробудить в нем чуткость, отзывчивость, бережное и внимательное отношение к окружающим.
Но как же воспитать эти замечательные качества в детях?
По идеи малышам с самого рождения присуща чувствительность ко всему происходящему. Он ловит и понимает все эмоции мамы и соответственным образом реагирует. Но со временем у ребенка это чувство притупляется.
Для того чтобы из ребенка вырос отзывчивый и чуткий человек, нужно в воспитательный процесс включать не только игры и забавы, но и разъяснительные беседы, желательно с живыми примерами, на данные темы. Например, вам плохо или больно, не скрывайте свои чувства, пусть ребенок вас пожалеет, проявит заботу. На прогулке заплакал чужой ребенок, обратите внимание своего малыша на это, пусть так же, если это возможно, поучаствует в процессе успокаивания. В общественном транспорте уступите место пожилому человеку и объясните своему ребенку, что старых людей нужно уважать и жалеть. Дали малышу конфеты, скажите, чтобы он угостил и других, потому что все любят сладкое.
Вместе с детьми порадуйтесь какой-нибудь мелочи. Придумывайте интересные занятия, разыграйте спектакль. Сами проявляйте положительные эмоции. Хвалите своего ребенка.
Давайте возможность ребенку проявить себя. В каких-то ситуациях попросите о помощи своего ребенка. Пусть он проявит чуткость и внимательность по отношению к вам. Дайте возможность что-то сделать самому, пусть и неумело, не аккуратно. Зато это значительно поднимет его самооценку, ведь он помог маме, папе, бабушке.
Очень важно, когда в семье царит дружелюбная и спокойная атмосфера. Там где постоянные скандалы и ругань, в том числе и в адрес ребенка, ни о какой чуткости и отзывчивости не может быть и речи.
Научите своих детей бережно относится к вещам. Это тоже важный фактор в воспитании положительных сторон характера.
Конспект занятия «Чуткий человек» (старшая группа)
Татьяна Гетманская
Конспект занятия «Чуткий человек» (старшая группа)
Цель занятия: формировать представления детей о чутком и отзывчивом человеке; учить давать нравственную оценку поступкам, обосновывать свой выбор; воспитывать стремление проявлять чувствительность и отзывчивость.
Задачи: закреплять понятия «доброта», «добрый», «милосердный»; развивать умение понимать внутренний мир человека, чуткость, отзывчивость, внимание. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу; мотивировать деятельность детей на оказание посильной помощи больному товарищу. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.
Оборудование: колокольчик, произведение Т. Лукашева «Сказка про ежика», разноцветная бумага, сердечки.
1. Организационный момент. Ритуал приветствия.
«К тебе я обращаюсь,друг: «Вставай скорее с нами в круг. Почувствуй радость и тепло. И как с друзьями хорошо! (дети становятся в круг)
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем вытянутыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (присесть, показать ладонью маленький дубок)
Мы живем в одном краю – всех я вас приветствую!
— Мне очень приятно, что ваши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
У меня волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.Дети произносят слова: «Мы посмотрим, друг на друга – подари улыбку другу» (дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик).
— Ребята, а кто знает, как называют доброго человека? Какими словами?
(ответы детей: ласковый, нежный, умный)
— Молодцы, а еще такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете? (рассуждения детей).
— Верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца. Положите руку на сердце и послушайте, как оно бьется. Ваше сердце полно жизни, добра, любви, чуткости и отзывчивости. Вот послушайте сказку.
«Сказка про ежика» (Т. Лукашева)
Жил-был ежик. В лесу никто не хотел с ним дружить.
Однажды утром ежик, как обычно, отправился на лесную поляну поискать себе грибов и ягод на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, за которой гнался охотник. Ежик свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые иголки ежа и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик спрятался за куст.
«Спасибо тебе, ежик, за то, что ты спас меня! Ты очень смелый! А еще у тебя очень чуткое и отзывчивое сердце! Ты настоящий друг!»
Однажды ежик встал рано утром,собрал цветы и подарил их лисе со словами: «Спасибо тебе, лиса, и за твою чуткость и отзывчивость!»
— На кого в этой сказке, дети, вы хотели бы быть похожими и почему?
— У кого из героев сказки чуткое, отзывчивое сердце?
— Ребята, сегодня все дети пришли в детский сад? Кого из детей нет? (ответы)
— Как вы думаете, почему этих детей, нет сегодня в группе? (варианты ответов)
— Как мы можем помочь Ване быстрее выздороветь? (сделать подарок).
Творческая работа: изготовление цветов (оригами).
Игра «Закончи предложение»:
«Человек с чутким и отзывчивым сердцем….»(поможет другу в беде, поделится с другом, утешит малыша, который плачет и т. д.)
Рефлексия занятия:
— Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали?
— Вам приятно было помочь Ване быстрее выздороветь?
— Как вы думаете, что почувствует Ваня, получив наш букет?
— Я точно знаю, что у каждого из вас отзывчивое и чуткое сердце, и вы всегда придете на помощь. А теперь возьмите себе сердечко, которое вам больше понравилось,приложите его к своему сердцу и скажите ему: «Сердечко мое, я тебя люблю». И подарите его своему другу.
2. О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.— Волгоград: Учитель, 2007.-188с.
4. Попова А. Д. Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет (+CD с развивающими мини-играми). – СПб. : Питер, 2010. – 240 с.
Конспект занятия «Веселая математика» (старшая группа) Задачи: Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур.
Конспект занятия «Космическое путешествие» (старшая группа) Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите играть и фантазировать? Дети отвечают. Воспитатель: А вы хотеле бы отправиться в космическое.
Конспект занятия «Ознакомление с буквами» (старшая группа). Программное содержание: 1. Стимулировать интерес к ознакомлению с буквами. 2. Развивать внимание, логику, мышление, речь. 3. Формировать чувство.
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес!» (старшая группа) Подготовила: Воспитатель высш. кв. категории Ларькина И. А. Цель:Познакомить детей с деревьями и осенними листьями, используя музыкальное.
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старшая группа) Цель: закрепить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются.
Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа) Развитие речи. Тема: звуковая культура речи; звуки ш-ж; дифференциация звуков: ж-ш. Старшая группа. Программное содержание: закрепить.
Конспект занятия по ПДД для детей с ЗПР (старшая группа) Цель: учить использовать знания полученные на занятии в повседневной жизни; закрепить правила дорожного движения пешеходов и безопасного.
Этическая беседа на тему: «О чуткости и правдивости»
Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста
на тему: « О чуткости и правдивости »
Гришина Людмила Ивановна воспитатель г. Тольятти
Цель : Корректировать знания детей о чуткости и правдивости;
обобщить и закрепить представление детей о необходимости доброжелательного, чуткого
отношения к людям ( старшим, сверстникам, малышам);
показать взаимосвязь и особенности таких нравственных понятий, как чуткость и
помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
Воспитывать в детях чуткость и правдивость на примере литературных героев.
Ход :.1.- Дети, какие праздники в феврале и марте будет отмечать наша страна и мы с вами?
( День защитника Отечества и 8 Марта )
— Вспомните, как в прошлом году вы поздравили своих родителей с этим праздником?
Какие подарки вы сделали? Как их преподнесли? Что сказали? Приятно было родителям,
что дети их поздравили с праздником? ( Ответы детей )
— Как вы думаете, что было самым хорошим, самым приятным подарком вашим мамам и
— Как же надо себя вести, чтобы доставить радость родителям, не огорчать их?
( Сделать обобщение о том, как нужно себя вести в семье и почему. В процессе обобщения
отметить, что к родителям и другим членам семьи надо относиться заботливо, чутко,
нельзя их обманывать и огорчать).
— Как вы думаете, что такое чуткость? ( Ответы детей )
— Что такое правдивость? ( Ответы детей )
— Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? ( Ответы детей )
( Обобщить ответы детей. Сказать, что это разные качества: Чуткость – это такое поведение,
когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение,
когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит чуткость и правдивость –
это разные качества. Но они походят друг на друга: когда люди не обманывают других,
говорят правду, то они поступают чутко, не огорчают других людей.)
Физминутка «Две подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Лопнул шар, а две подружки,
Посмотрели – нет игрушки,
(Формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами
2. – Сейчас я вам прочитаю рассказ Валентины Осеевой «Что легче». ( Чтение рассказа )
— Вопросы после чтения :
— Почему писательница Осеева назвала свой рассказ «Что легче».
— Что же оказалось легче?
Привести пословицу «Лучше горькая правда, чем красивая ложь».
— Почему всегда надо говорить правду? ( Обобщить ответы детей. Привести пословицу «Соврешь-
не помрешь, а потом не поверят». )
— Что сказал третий мальчик? «А я правду скажу, не хочу я маму обманывать».
Его можно назвать не только правдивым, но и чутким, так как он заботливо относится к маме, не
Обманывает, не обижает ее. Значит чуткость и правдивость не только разные качества, но и
походят друг на друга: быть чутким – хорошо и быть правдивым – это тоже хорошо, это тоже
Сделать вывод : Людей обманывать нельзя, так как это не красиво и нехорошо. Поэтому надо
быть чутким и правдивым
— Только ли к родителям надо быть чутким и правдивым? К кому еще надо относиться чутко и
общественном транспорте, на улице, в магазине. А потом нам всем расскажите, что
хорошее и плохое вы увидели в поведении людей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-191995
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.