Как объяснить ребенку что такое фактор
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).
Как разговаривать с детьми о различиях и неравенстве
Уверена, что многие родители будут удивлены самой постановкой вопроса — почему вообще нужно разговаривать об этом с детьми? Ведь на сегодняшний день все хорошо, особого неравенства не наблюдается, лично не сталкиваемся. В конце концов, мы же не в Америке, где негров когда-то за людей не считали. Понятно, что детям нужны некоторые сведения на эту тему, но мы-то тут при чем?
Зачем разговаривать?
Безусловно, российские реалии отличаются от реалий других стран — некоторые проблемы, связанные с неравенством, выглядят у нас иначе. И все же разговаривать с детьми о несправедливости и неравенстве имеет смысл по трем основным причинам.
Основные группы риска таковы:
Есть еще более мелкие группы риска, в том числе временные, в которых человек не пребывает всю жизнь, но легко может туда попасть — например, молодые мамы. Этих групп очень много, нет нужды перечислять их все — вы легко найдете эту информацию сами. Достаточно того, что у вашего ребенка не так уж мало шансов оказаться в какой-либо группе в течение жизни, либо стать партнером человека из какой-либо группы. Хорошо бы иметь максимум информации на такой случай, правда?
Когда говорить?
Эксперты и психологи всего мира подтверждают: что ребенок способен чувствовать несправедливость уже в возрасте двух лет, а отличать, например, людей разной расы может даже младенец. А к 5–6 годам некоторые дети уже крепко усваивают предрассудки тех, кто о них заботится. Конечно, трудно рассказывать о чем-то сложном дошкольнику, но можно использовать простые примеры из жизни (Маше дали яблоко, а Лейсан — нет, это несправедливо; Миша и Джон очень разные, у Миши темные волосы, а у Джона светлые), чтобы укрепить идею. Потом на этой базе получится объяснить и другие штуки.
Не волнуйтесь, вы не заложите таким образом основу для расизма и для того, чтобы ваш ребёнок кого-то потом дискриминировал. Вы только лишь назовете то, что уже и так происходит. Дети в любом случае будут замечать различия, и в ваших силах лишь сделать эту тему допустимой и легальной, чтобы вовремя отлавливать странные стереотипы и нежелательные выводы, или чтобы защитить от дискриминации своего ребенка.
Фото: Pexels
Некоторые приемы для начала разговора
Малыши. В СССР во многих детских книжках и на плакатах была такая замечательная картинка — девочки и мальчики, одетые в национальные костюмы, держатся за руки. Можно начать с нее, или с любой книжки или мультфильма, где рассказывается о существовании людей разных культур (например, серия «Гора самоцветов»). Можно зайти и с другой стороны: герои многих детских сказок, мультфильмов и книг — очень непохожие на людей существа. Чем они отличаются от нас? Также можно показывать на людей другой расы или культуры в путешествиях, обращать внимание ребенка на людей с яркими внешними отличиями (в том числе с инвалидностью). Цель — чтобы ваш ребенок не воспринимал различия между людьми как нечто экзотическое или страшное, чтобы он привык к тому, что мы разные — и это нормальная часть жизни.
Обращайте внимание ребенка и на эпизоды, где кому-то чего-то не досталось, хотя он все делал правильно.
Будьте готовы к странным вопросам, вызванным любопытством к различиям и их причинам. Это нормальная часть развития, даже если пока вопросы звучат не очень аккуратно, например, «Мама, смотри, узкоглазый дядя (толстая тетя, ребенок с черной кожей, женщина без руки и т. д.)!». Постарайтесь отвечать на них так, чтобы не выставить различия чем-то плохим. Например, хороший прием — ответы типа: «Вижу, вот какие мы разные, да?», или «О, какой он красивый/ интересный!».
Дошкольники. Примерно в 3–4 года дети начинают использовать отличия как основу для принятия решений (с кем играть, с кем не играть, к кому идти, к кому — нет, кто нравится, кто — нет). Иногда это происходит потому, что у них уже есть какие-то стереотипы и мнения, подхваченные от взрослых (кстати, не обязательно лично от вас — бабушка или няня могут что-то сказать при ребенке, а он запомнит). Иногда это происходит из-за того, что детям в целом свой ственно бессознательно тянуться к тем, кто на них похож, больше им доверять и испытывать большую симпатию. И конечно же, первым делом они будут использовать что-то очень простое, чтобы отделить «наших» от «не наших».
Также в этом возрасте дети могут говорить другим детям довольно обидные вещи, основанные на внешности или других различиях, и важно вовремя замечать это и не оставлять просто так, поясняя, что именно, на ваш взгляд, не совсем верно понято ребенком и не должно быть повторено.
В этом возрасте можно более активно обращать внимание детей на то, что отличает вас лично, самих детей и вашу семью от других людей, и добавлять, что эти отличия не могут быть поводом для того, чтобы кто-то вас обижал.
Младшие школьники. Дети этого возраста получают гораздо больше информации от внешнего мира. Школа, телевизор, фильмы, обрывки разговоров про то, у кого есть власть или нет власти, кто лучше/хуже, кто чего заслуживает и не заслуживает, кто более ценен и менее ценен. Это именно то время, когда нужно учить их относиться ко всему критически. Проще всего делать это через уточняющие вопросы к их заявлениям, вроде таких:
— Эльза красивая? А почему она считается красивой?
— Интересно, почему женщины-воины в видеоиграх все время так одеты?
— Ты сказал, что…, а почему так?
В это время уже можно прямо сказать, что к людям разного пола, разного цвета кожи, разной религии, разного веса и вида в мире относятся по-разному. Часть этих людей сталкивается с несправедливостью в свой адрес. Вы можете привести примеры:
Хотя легче приводить примеры из прошлого, все же стоит объяснить, что сейчас тоже происходит много несправедливого. Спросите, приходилось ли детям самим сталкиваться с несправедливостью — когда с ними или с их друзьями обходились нечестно и обижали их, основываясь на какой- нибудь характеристике вроде внешнего вида, национальности или пола.
Подростки. С подростками уже можно начинать довольно сложные дискуссии, включающие понятия «дискриминация» и «права человека». Общая цель разговоров в этом возрасте — научить подростков видеть за каждым ярлыком живых людей, и не торопиться обобщать любую группу как «врагов», или «тупых и ленивых», или «жадных», или «истеричных» и тому подобное, а использовать свой мозг для вынесения собственного суждения. Старайтесь привязать разговоры к контексту, к тому, что происходит вокруг подростков (например, почти наверняка у каждого из них найдется друг или подруга, в чем-то непохожий на других). Старайтесь отвечать на их вопросы, а не просто читать им нудные лекции о том, что нельзя бить женщин, надо уважать людей другой расы и т. д.
Проверяйте информацию, которую они получают от друзей и из интернета. Вовсе не вся она будет правдивой и правильно понятой детьми. К тому же они легко могут по незнанию попасть на какой- нибудь сайт, где принято высказывать очень много ненависти к определенным группам людей — и либо расстроятся, либо бездумно присоединятся к ним.
Обязательно упомяните, что слухи, злые шутки и обобщения про разные группы людей — это база, которая сама по себе ничем не опасна, но на которой могут когда- нибудь начаться ссоры, вплоть до серьезных конфликтов с драками и вой нами (так уже бывало в истории, здесь тоже можно приводить примеры).
Фото: Andrew Neel/Unsplash
Что говорим?
Наш мир не очень-то честен и справедлив, и это ужасно грустно, потому что справедливость — то, в чем мы сильно нуждаемся и ждем этого от мира, от людей и от общества. Но пока что все сложно: есть бедные и богатые, есть здоровые и не очень, есть люди с разной внешностью, и мир не относится ко всем одинаково. Так что, когда с кем-то обходятся несправедливо из-за того, что он просто такой, какой есть, нормально на это злиться и обижаться.
Справедливость не означает, что все должны быть одинаковыми. Мы все разные: девочки и мальчики, белые и смуглые, круглые и длинные, и это прекрасно, поскольку делает мир разнообразным, нескучным, полным удивительных разных вещей и людей. Справедливость не означает, что мы все должны стать одинаковыми, или что всего у всех должно быть поровну. Она означает, что если кто-то отличается от других, он не должен иметь больше проблем, чем другие, только из-за своей непохожести и невозможности угнаться за всеми. Иметь проблемы можно из-за своих плохих поступков, но не из-за различий, которые невозможно убрать.
Все сталкиваются с несправедливостью, хотя лично нам может казаться, что наша ситуация гораздо обиднее, чем у других. Это нормально: мы все думаем в первую очередь о себе. Но и другие люди тоже страдают от несправедливости и неравенства. Мы не одни, и нас многие могут понять. В этом наше сходство: благодаря общему опыту неравенства мы можем понимать других людей и верить им, даже если мы совсем не похожи на них, а они на нас.
Если много людей будут стараться соблюдать эти правила как можно чаще, мир станет более добрым местом.
Некоторые виды несправедливости можно использовать для того, чтобы развиваться. Это помогает не чувствовать себя такими уж бессильными и обиженными, даже если конкретно сейчас ничего нельзя исправить. Например, многие дети из бедных семей, у которых было очень мало игрушек, выросли и получили образование, смогли найти хорошую работу и обеспечить игрушками не только своих детей, но и детей других людей. Многие дети, которых травили и обижали в школе, выросли и стали помогать другим справиться с психологическими проблемами. Многие девочки, столкнувшиеся с несправедливостью, выросли и стали бороться за права других женщин. Это не значит, что несправедливость сама по себе хороша, но иногда мы можем использовать свои негативные чувства, чтобы сделать что-то и улучшить ситуацию как для себя, так и для других. В общем-то, так и появилось большинство улучшений в мире — просто кому-то было сначала настолько плохо, что он решил не терпеть, а действовать. И все поменялось.
Детские мифы о разных группах людей
Ниже я привожу самые распространенные мифы и установки, связанные с несправедливостью и неравенством, которые вы можете услышать от детей и поправить их, объясняя правду (она приведена в скобках):
Думаю, для этой темы хватит. Конечно, все разговоры о неравенстве, несправедливости и различиях не уместишь в одну главу, но этого минимума уже будет достаточно, чтобы ваши дети намного лучше адаптировались в нашем постоянно меняющемся мире. И если вы, родители, приложили к этому немного сил — вы молодцы!
«Нет значит нет»: как научить ребёнка выстраивать телесные границы
И куда может привести их регулярное несоблюдение
Сексуальная неприкосновенность ребенка и безопасность его телесных границ — обязательный фактор для формирования здоровой личности. В этой статье мы рассказываем, какие бывают психологические границы, и предлагаем советы родителям, как защитить ребенка и уберечь от нарушения границ.
Психолог-педагог и наставник шестого класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Знает всё о личных границах.
Что такое психологические границы
Психологические границы — это понимание собственного «Я» в отдельности от других; невидимая черта, которая отделяет нас от окружающих людей. Границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Для каждого под ними подразумевается разное: кто-то не любит прикосновения к себе, кому-то важно часто находиться одному, а кто-то не хочет, чтобы с ним разговаривали по утрам. Теперь разберёмся, зачем нужны психологические границы. У них две функции: определяющая и защитная. Определяющие психологические границы связаны с нашими ценностями, установками и нормами. С помощью определяющих границ мы идентифицируем свою личность и говорим окружающим: «Я — такой».
Защитные психологические границы оберегают нашу личность от негативных эмоциональных и физических ситуаций. С помощью защитных границ мы делаем отношения с окружающими людьми комфортными и гармоничными, говорим: «Со мной так нельзя», «Я так не хочу». В отличие от определяющих границ, защитные границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Скорее всего, никому не захочется, чтобы его внезапно начал обнимать и целовать незнакомец в метро. А объятия и поцелуи с близким человеком — уже иная ситуация.
Типы психологических границ
В психологии выделяется несколько видов личных границ. Они могут быть как определяющими, так и защитными, но при этом одинаково важны.
Физические / телесные / сексуальные границы
Всё, что связано с телом: прикосновения, сексуальный контакт, еда, сон, гигиена. Физические границы подразумевают, что мы не вправе мешать окружающим удовлетворять базовые потребности: например, наказывать ребёнка голодом или заставлять обнять и поцеловать бабушку. Для соблюдения физических границ важно отслеживать свои собственные потребности, например:
Телесные границы особенно важны, поскольку тесно переплетаются с темой секса. Человек, чьи границы в детстве часто нарушались, во взрослом возрасте может не получать удовольствия от близости: он не умеет говорить «нет», отслеживать, что нравится и не нравится. В телесные границы также входят понятия «публичного» и «интимного». Ребёнок должен понимать, как называются его половые органы и кто может видеть его голым. В младшем возрасте это могут быть близкие взрослые.
Объясняйте ребёнку, что он ни в коем случае не должен раздеваться при чужих взрослых, как бы те ни просили и какими добрыми ни выглядели бы — исключением может быть только врач в присутствии родителей. Чем старше становится ребёнок, тем интимнее должна быть атмосфера переодевания, похода в туалет и мытья.
Кстати, потренироваться отвечать на важные вопросы и разобраться в сложных темах можно на нашем бесплатном онлайн-курсе. На этом курсе наши эксперты — врачи и психологи, в формате коротких видео расскажут вам о том, как выстраивать открытый диалог с ребёнком и не бояться неожиданных вопросов (потому что ответы на них вы уже точно будете знать).
Эмоциональные границы
Всё, что связано с эмоциями: количество психической энергии, которое мы готовы отдавать людям. Примером нарушения эмоциональных границ может быть поведение родителя, когда тот выплёскивает на ребёнка собственные переживания и чувства касательно другой ситуации. В этом случае ребёнок вынужден занимать роль взрослого и «помогать» родителю справиться с эмоциями. Но такая ноша слишком тяжела для детей и нарушает их эмоциональные границы.
Другой пример: бестактные вопросы, такие как: «Когда замуж? Часики-то тикают» и «Детей скоро заведёшь?». Для формирования устойчивых эмоциональных границ важна эмпатия — умение распознавать чувства других людей. Эмпатичный человек чувствует, что собеседнику некомфортна определённая тема, и меняет её. Человек, не склонный к эмпатии, игнорирует невербальные посылы.
Материальные / предметные границы
Всё, что связано с вещами и благами: личные предметы, право ими пользоваться и распоряжаться. Материальные границы ребёнка часто нарушаются под предлогами: «У тебя здесь ничего своего нет», «Вот вырастешь — купишь себе сам, а сейчас тут всё моё». Нередка картина, когда ребёнка вынуждают делиться игрушками на детской площадке или в саду: «Нельзя быть жадиной-говядиной, отдай Саше ведёрко!». Это — прямое нарушение предметных границ ребёнка. Если у человека нет желания, он не обязан делиться личными вещами — даже если ему всего три года.
Временны́е границы
Всё, что связано со временем и распоряжением им. Эти границы появляются скорее во взрослом возрасте, хотя могут быть актуальны и для подростков. Человек с чёткими временными границами не работает во внеурочное время или забесплатно, не идёт на контакт во время, обозначенное как закрытое для общения, и не терпит опозданий на встречу в оговорённое время.
Территориальные границы
Всё, что связано с личным пространством: отдельная комната ребёнка в квартире, расстояние при разговоре с незнакомым человеком. Территориальные границы часто нарушаются в семьях, испытывающих жилищные трудности: в одной комнате может жить сразу по несколько человек, и о личном пространстве не может идти и речи. Выходом может быть эргономичная планировка: перегородки для деления комнаты на зоны, шторки вокруг кровати и другие лайфхаки.
Как научить ребёнка телесным границам: советы родителям
Хотя все типы психологических границ играют большую роль для успешной и здоровой жизни, мы остановимся на телесных границах и приведём советы, как помочь ребёнку их выстраивать. Это один из самых важных видов границ, который влияет и на взрослую жизнь: установки, которые закладываются в детстве, часто трудно поменять.
Не заставляйте доедать
Старайтесь сами не идти на поводу у чувства вины и страха показаться невежливым, когда, например, вас угощают в гостях. Часто мы сами нарушаем собственные границы, чтобы не быть «неудобными» и не обидеть кого-то — но лучше честно сказать о нежелании доедать и разрешать ребёнку делать то же самое.
Учите названиям частей тела
Специалисты советуют начинать такие разговоры с детьми уже с самого раннего детства — начиная с 2–3 лет. Заботясь о ребёнке, постарайтесь заменить привычные эвфемизмы для половых органов и других частей тела их реальными названиями.
Часто родители испытывают стыд и прибегают к альтернативным «терминам» — но это лишь добавляет непонятности в социальное табу, которое накладывается на интимные органы. Дети вырастают с осознанием того, что их интимные части тела — «грязные» и «табуированные», что мешает вести полноценную сексуальную жизнь.
Объясните «правило трусиков»
Спрашивайте, когда помогаете ребёнку переодеваться: «Можно я сниму с тебя эту вещь?», особенно если речь идёт про нижнее бельё. Не возражайте, если ребёнок хочет справиться самостоятельно.
Не применяйте силу
Не принуждайте к прикосновениям
Частая практика — стыдить ребёнка за стеснение или нежелание идти на тактильный контакт с родственниками или знакомыми родителей. «Поцелуй тётю Любу!», — пристают мама с папой. А если ребёнок упрямится, начинают его упрекать: «Не любишь, значит. Какой бессердечный!». Важно объяснить ребёнку, что можно не только отказываться от прикосновений, но и пресекать чужие: «Пожалуйста, перестаньте, мне не хочется, чтобы меня трогали».
Прикосновения должны быть комфортны для всех: если кто-то сейчас не склонен к контакту, настаивать не нужно.
Если ребёнок пока мал или стеснителен, помогайте ему пресекать такие некомфортные контакты. Вступитесь за ребёнка и объясните родственникам его нежелание обниматься или целоваться. Защищая телесные границы ребёнка, вы научите его тому же.
Разрешайте отказывать и быть «неудобным»
Для нашей культуры характерен страх сказать или услышать «нет». А между тем умение отказать и принять отказ играет ключевую роль в здоровых отношениях — будь то деловые переговоры или романтическая близость.
Понаблюдайте за собой: всегда ли вы честно говорите «нет» тому, что для вас неудобно, неприемлемо или не входило в ваши планы? Говорите ли вы ребёнку: «Сейчас мама устала и хочет отдохнуть», когда хочется побыть одной? Или, стиснув зубы, соглашаетесь на просьбу ребёнка поиграть, побегать, потискаться?
Умение отказывать также важно для пресечения небезопасных контактов. Если к ребёнку на улице подойдёт незнакомый взрослый и заговорит с ним, ребёнок должен понимать, что это подозрительно — даже если взрослый выглядит добрым и предлагает конфету. Объясните ребёнку, что взрослый должен вести разговоры только со взрослыми, а обращаться к ребёнку — исключительно в присутствии его родителей.
В случае подозрительного контакта ребёнок должен громко дать понять, что взрослый ему не знаком: «Я не знаю этого человека! Это не мой папа! Это не моя мама!». Если же ребёнок растеряется и начнёт плакать, прохожие подумают, что родитель ведёт домой капризного сына или дочь. Такая ситуация никого не встревожит. А громкие крики ребёнка о том, что он не знаком со взрослым, моментально привлекут внимание.
Что запомнить
Изображение на обложке: Tatiana / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter