Как объяснить ребенку что такое фразеологизм 3 класс
Знакомим детей с фразеологизмами
Елена Щедрова
Знакомим детей с фразеологизмами
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоциональной выразительной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.
В этом нам помогут весёлые стихи и иллюстрации:
Стихи из книги А. Усачёва «Крылатые слова», а также из журнала «Весёлые уроки» №1, 2007г.
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование.
Семейные альбомы Семейные альбомы Уважаемые педагоги! Хочу поделиться опытом работы по созданию семейных альбомов. Уже третье поколение наших детей и родителей.
Конспект по русскому языку «Что такое фразеологизмы?» 3 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия имени Ильи Сельвинского города Евпатории Республики Крым»
«ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»
Выполнила: учитель начальных классов
Здержатель Виктория Геннадьевна
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащение речи учащихся фразеологизмами.
Тип урока: постановка задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться : осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся : писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УДД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная .
Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакина, рабочая тетрадь.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор (по возможности), словарь фразеологизмов, карточки для индивидуальной работы, маски «квочка», «петушок».
Основные понятия и термины: Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Словарь фразеологизмов.
I . Организационный момент
Урок русского языка – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно познать тайны звука, слова, предложения, научится правильно употреблять слова и красиво выражать свои мысли.
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
Язык и стар и вечно нов –
И это так прекрасно,
В огромном море – море слов
II . Самоопределение темы и целей урока.
Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и снова принимайтесь за дело.
— Всё вам было понятно в моём пожелании?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
— Поставьте цели урока.
— Каким образом будем добиваться поставленных целей?
III . Минутка чистописания.
Какие труды такие и плоды.
— Как называется это высказывание? (Пословица)
— Объясните смысл пословицы.
— Да, нам предстоит сегодня хорошо потрудиться.
IV . Орфографическая разминка.
Подберите и запишите анонимы к словам, которые я буду называть. Подчеркиваем орфограммы.
— Для чего нам в речи нужны синонимы?
— Да, синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов и более точно называть предметы, признаки, действия.
V . Работа над темой урока.
1. Ознакомление с фразеологизмами.
В русском языке есть сочетание слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились давно, в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались от одного поколения к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются устойчивыми сочетаниями слов или фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и ярче, красочнее будет ваша речь.
2. Определение значений некоторых фразеологизмов в контексте. Работа со стихотворениями.
Прочитайте стихотворение под номером 1.
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
— Как вы понимание значение подчёркнутых выражений? Как работали братья?
— Эти выражения появились в давние времена, когда люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин длина рукава достигала 95 см, а у женщин на 45см длиннее. Чтобы удобнее было работать, приходилось рукава подворачивать – засучивать. А о ленивых работниках стали говорить, что они работают спустя рукава. Прочитайте стихотворение под номером 2.
Вешать можно на гвоздь,
Полотенце и трость,
Лампу плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
— Что советует автор стихотворения? (Никогда не грустить).
— В каком значении – прямом или переносном употреблено выражение не вешайте носа?
Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами. Потрудились, отдохнём! Отгадайте, о чём идёт речь.
1) Их мозолят ими хлопают, их закрывают, в них пыль пускают. (Глаза)
Выполняем упражнения для глаз.
2) Ее морочат, ломают, ее можно вскружить, потерять, она может идти кругом. (Голова)
Выполняем вращения головой.
3) Их можно умывать, из них может все валиться, по ним можно ударить. (Руки)
Махи руками, хлопки.
4) Под ними можно путаться, с них можно встать. (Ноги)
4. Работа с фразеологическим словарём.
Ежа добрее зверя нет.
Он не привык сердиться.
Нигде не встретите ежа
В ежовых рукавицах.
— Какой фразеологизм есть в стихотворении?
— Вам легко объяснить его значение?
— Если вы в чём-то сомневаетесь, где можно найти помощь? ( В словаре )
— Какие словари вы знаете?
— Существует и словарь фразеологизмов, найдите его в конце учебника.
5. Работа с иллюстрациями к фразеологизмам.
— Что означают эти выражения? ( Кот наплакал, сесть в калошу, меж двух огней, как снег на голову. )
— Кот наплакал – очень мало
— Сесть в калошу – оказаться в неловком положении.
— Меж двух огней – быть в трудном положении, когда грозят неприятности с двух сторон.
— Как снег на голову – неожиданно.
— Что неправильно понял художник, в чем его ошибка?
Составить и записать предложение с одним из выражений.
6. Работа в парах. Составление диалогов.
На доске таблица с группой устойчивых словосочетаний.
— Что означает каждое из словосочетаний?
Когда на Руси ели деревянными ложками, для мастера-ложкаря делали деревянные заготовки из липового дерева – баклуши. Работа эта была очень легкой и, по этому, она стала образцом не дела, а безделья.
— Что такое диалог? Как называется каждая фраза в диалоге?
— Составьте диалог с любым из этих словосочетаний из 2-3 реплик.
7. Восстановление устойчивых словосочетаний.
— Запишите словосочетания, добавляя название животных.
Голоден как … (волк), труслив как … (заяц), надут как … (индюк), хитер как … (лиса), нем как … (рыба), упрям как …(осел), колючий как … (еж).
8. Инсценировка стихотворения.
— Посмотрите сценку и подумайте о чем она.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Не дерись, не дразнись,
В классе ты не петушись!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
— Какое устойчивое выражение вы услышали?
— Что имела ввиду квочка, отправляя сына в школу?
— Каким пришел петушок домой?
VI . Итог Урока. Рефлексия деятельности.
— Почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями?
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Знакомство с фразеологизмами»
Сакинат Алимагадова
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Знакомство с фразеологизмами»
Урок русского языка 3 класс
Цель урока: сформировать понимание лексического значения фразеологизмов родного языка;
Задачи:
— воспитывать культуру речи;
— учить оценивать поступки людей с нравственной позиции;
— расширять словарный запас учащихся;
— научить пользоваться словарем и т. д. ;
— формировать понятие «устойчивые обороты речи»;
I. Организационный момент
— Здравствуйте дети я рада вас видеть, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите свои улыбки мне.
II. Актуализация знаний
— Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! Все ли вам было понятно в моем пожелании?
III.Самоопределение к деятельности
— Какие словосочетания вы услышали, запишите их в тетрадь. (дети записывают)
Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать
Работать засучив рукава – усердно работать
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно
— Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
— Как называются сочетания слов, которые вы записали?
-Сегодня я раскрою вам секрет, как они называются. А называются они фразеологизмы.
Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменяется смысл: светлая голова, засучив рукава. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
IV.Работа по теме урока
Сценка с Незнайкой
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?. (Незнайка)
«Письмо для Незнайки от Пончика»
— Ребята! Незнайка получил письмо из «Цветочного города» (показывает конверт).
— Привет дорогой друг, Незнайка!
Я хочу сообщить что я учусь хорошо, но иногда считаю ворон на уроке. Иногда я бью баклуши дома и на уроках тоже бывает. Меня только из-за этого ругают. А Ромашка стала учиться на одни пятерки и учительница сказала что у нее светлая голова. А Винтик и Шпунтик снова изобрели что-то необычное,но я не удивлен ведь они всегда работают засучив рукава. Я думал как поступить так чтоб я математику решал как орешки щелкаю. Как твои дела? Как здоровье? Ответь пожалуйста. Все передают тебе привет! Приезжай поскорее!
Физминутка:
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз — нагнулся, Два — нагнулся,
Три в ладоши три хлопка.
На четыре руки – шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты надо сесть
-Все ли вам было понятно в письме? Что означают выражения бью баклуши. В прямом или в переносном значении оно употреблено. Выражение бью баклуши имеет переносное значение «заниматься пустяками»его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Попытайтесь найти в письме еще как можно больше фразеологизмов.
Найдите ошибки в фразеологизмах
Голод- не щетка. Один в золе не воин.
Трус своей лени боится. Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду. Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит Рожденный ползать мечтать не может.
Терпение и пруд все перетрут. Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь. Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух.
Крутиться как булка в колесе. Яйца куницу не учат.
Правда глаза полет.
1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.
Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.
1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.
Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.
V. Домашние задание
Задание 1. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
г) победить, превзойти
1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
Задание 2. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
Морской берег, дружить с товарищем, взяться за ум, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга, мягкая мебель, с гулькин нос.
Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания фразеологизмы скобках Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их лексическое значение. Слышали ли вы эти фразеологизмы?
Задание 3.
Чиполлино позвал незнайку в гости заморить червячка, после уроков. Продолжите дома рассказ используя фразеологизмы.
V. Рефлексия
Выберите фразеологизмы, которые характеризуют вашу работу сегодня
Подбери выражение которое характеризует как ты работал на уроке
Прикреплённые файлы:
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Слово и словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое фразеологизм; отличать фразеологизмы, находить фразеологизмы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Объясним, что ни означают.
Попробуем выполнить задание.
Соедини картинку и словосочетание.
Водить за нос (обманывать).
Льёт как из ведра (проливной дождь).
Бить баклуши (ничего не делать).
Все эти словосочетания имеют переносное значение. Они означают не то, что есть на самом деле.
Водить за нос – обманывать.
Льёт как из ведра – проливной дождь.
Бить баклуши – ничего не делать.
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словосочетаниями, научимся их объяснять, приводить примеры таких словосочетаний.
Повесил нос – расстроился.
Прикусил язык – замолчал.
Смысл этих выражений не выводится из значений слов, которые их составляют. Такие сочетания слов называют устойчивыми. Устойчивые выражения слов называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое – либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
Ни свет ни заря означает рано, до рассвета.
Прикусил язык означает замолчал.
Смысл фразеологизмов можно объяснить с помощью словаря фразеологизмов (фразеологический словарь).
Интересна история фразеологизмов.
Например, КАНУТЬ В ЛЕТУ.
Чем интересен данный фразеологизм? Интересен он тем, что состоит из двух мало кому известных слов – «кануть» и «Лету». Как появились данные слова и что они означают? По отдельности ознакомимся со значением каждого слова. Слово кануть по всем словарям имеет несколько значений. Но именно в данном выражении слово кануть означает исчезнуть или бесследно пропасть. Как появилось данное слово? Вариант возможно один. Именно в старину слово кануть произошло от слова капнуть.
Т.е. капля воды падает в воду и становится незаметной, так как смешивается. Поэтому и значение слова кануть — бесследно исчезнуть ( в данном случае раствориться в воде). С именно в таком значении слова и трактуется фразеологизм «Как в воду канул».
В самом начале можно понять, что Лета это не лето, так как это наименование чего-то. Слово Лета переводится с греческого языка, как забвение. Но на самом деле Лета это река в древнегреческой мифологии. Лета являлась одной из рек подземного царства Аида. Умершие попав в подземное царство, пили воду из этой реки и забывали про все произошедшее.
Исходя из этих двух слов, можно сделать вывод, что фразеологизм кануть в Лету означает навсегда исчезнуть из памяти людей. Т.е., если человек канул в Лету, это означает, что он исчез навсегда и не будет больше помнить ничего.
В наши дни данное выражение широко применяется в значении «что-то потерялось или кто-то потерялся, и его или трудно найти или не найти вообще». Вот и говорят КАНУТЬ В ЛЕТУ, т.е. что-то исчезло из поля зрения человека в данный момент или украли.
Что такое фразеологизм? Укажите верный ответ.
Урок русского языка в 3-м классе «Фразеологизмы – устойчивые выражения речи»
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Минутка чистописания. 2 мин.
IV. Итог урока. Составление синквейна. 8 мин.
V. Домашнее задание. 2 мин.
I. Организационный момент.
Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!
II. Минута чистописания.
“И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)
Как вы понимаете эти слова?
III. Работа над темой урока.
1. Вступление в тему.
Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте слово-анаграмму:
Посчитайте количество слогов в слове. (6 слогов)
Запишите тему в тетради.
Что такое фразеологизм? (Оборот речи)
Приведите примеры фразеологических оборотов.
Дети приводят свои примеры.
А как вы думаете, почему в учебнике русского языка за 3 класс часто встречаются эти устойчивые выражения? (Чтобы обогатить наши знания, лучше познакомиться с нашей историей, показать неразрывную связь языка с историей русского народа)
Давайте представим, что в нашей речи не было бы таких устойчивых оборотов. Какой была бы тогда наша речь? (Бедной, невыразительной)
Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?
Варианты ответов детей.
Выполнив несколько заданий, мы проверим, правы ли мы были в своих предположениях.
2. Работа с текстом (работа в парах).
Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.
— Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
Чтение текста вслух.
Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)
Что означает это выражение? (Обманулись)
Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (Нет)
Почему? (Это выражение употребляется в переносном значении, поэтому рисунок не подойдёт)
Какие выражения, употреблённые в переносном значении, вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)
3. Запись предложения с комментированием на доске.
Мы попались на удочку.
Подчеркните главные члены, укажите части речи.
Разберите по составу существительные в этих выражениях.
5. Отгадывание устойчивых оборотов по иллюстрациям.
Через час по чайной ложке (очень медленно).
Крокодиловы слёзы (притворные).
Делать из мухи слона (делать проблему из мелочи).
Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха).
Заговаривать зубы (отвлекать от сути дела).
На один зубок (очень мало).
Смотреть сквозь розовые очки (иметь наивное представление о жизни).
С гулькин нос (очень мало).
Бросаться со всех ног (бежать стремглав).
6. Отдыхательная пауза. “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Неповоротлив, как … (медведь).
7. Устойчивые обороты в стихах.
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
Жил-был гусак – большой чудак:
Он задирался просто так.
Но вдруг гусак
Попал впросак –
Гусак нарвался на собак.
Дети находят фразеологические обороты, объясняют их.
8. Из истории появления фразеологизмов.
Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Обучающиеся дают историческую справку к следующим устойчивым оборотам: спустя рукава, засучив рукава, попасть впросак.
Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигли 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Выражение попал впросак возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – “попал в неудобное положение”.
9. Фразеологизмы в анаграммах. (Составление фразеологизмов и объяснение их значений в группах.)
Чтобы разгадать анаграмму, нужно начать с заглавной буквы, которая выделена.
биораЗть ан сону зарубить на носу
ведМедь ан оху липунаст медведь на ухо наступил
жужПрожать вес ишу прожужжать все уши
сянаГть аз мядву цаймиза гнаться за двумя зайцами
тятьПуся доп гамино путаться под ногами
атьДерж зякы аз базуми держать язык за зубами
IV. Итог урока. Составление синквейна.
Итак, вернёмся к вопросу: Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?
(Фразеологические обороты не создаются в момент говорения, а существуют давно устоявшимися в русском языке)
Например: С этой работой наш друг сел в калошу, то есть попал в неудобное положение.
В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. Например, сесть в туфель.
Капля в море, но не капля в океане
Кот наплакал, но не кошка.
Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке.
Обучающиеся составляют синквейны. Например:
Выражает, украшает, дополняет.
Речь яркая и эмоциональная.
V. Домашнее задание (карточка).