Как объяснить ребенку что такое генеалогическое дерево
Родословная для детей
Составление родословной детей может быть очень интересным ключом к пониманию себя и правил, которые установлены семье.
Семья
Семья – это группа людей, связанная родственными узами.
Семью создают муж Иван и жена Мария, когда официально скрепляют свой брак в отделе ЗАГС. Да 1917 года бракосочетание регистрировалось в церковных метрических книгах. (Читать статью как женились на Руси)
Когда у мужа Ивана и жены Марии рождаются дети Петя и Таня, они становятся не только супругами, но и родителями. Родители супругов Ивана и Марии с появлением внуков приобретают новый статус – бабушка и дедушка.
Предки и потомки
Составление родословной для детей предполагает построение генеалогического древа, которое помогает ребенку наглядно увидеть какое место он занимает в семейной иерархии. Генеалогическое древо может содержать только прямых, только кровных или абсолютно всех родственников.
Предок – человек, у которого родились дети, затем внуки и так далее. Он жил до их рождения. Его дети, внуки, правнуки и другие кровные родственники будут называться его потомками.
Прямые предки ребенка – это его родители, родители родителей (бабушки, дедушки), родители каждой бабушки и каждого дедушки, и так далее.
Предки могут быть по прямой мужской ветви. Схема сын-отец-дед-прадед и т.д. Мужская ветвь прервется, если не родится сын.
Предки могут быть по прямой женской ветви. В этом случае считают: дочь-мать-бабушка-прабабушка и так далее. Прямая женская линия продолжится, если в каждом поколении будет рождаться хотя бы одна девочка.
У каждого человека есть предки, но не у всех – потомки.
Братья и сестры каждого прямого предка, а также их потомки называются родственниками.
Родственники бывают кровные и некровные.
Кровные родственники
Кровные родственники – имеют хотя бы одного общего предка по крови с ребенком (Петей и Таней). Например, родная сестра мамы Марии, или двоюродный брат папы Ивана, или родной брат дедушки – кровные родственники для Пети и Тани. То есть у каждого из них есть один общий предок.
Братья и сестры
Дети в одной семье по отношению друг к другу называются братьями и сестрами.
Братья и сестры могут быть единоутробными, единокровными, родными (полнородными).
Родные (полнородные) – дети, рожденные от одних и тех же отца и матери.
Единоутробные дети имеют общую маму, но отцы у них разные.
Единокровные братья и сестры рождены от одного отца, но имеют разных матерей.
Некровные родственники
Некровные родственники – это семья мужа или жены кровных родственников. Муж тети (родной сестры мамы) и его родители, братья и сестры, жена брата дедушки и ее кровные родственники, являются некровными родственниками для Пети и Тани. Таких родственников обычно называют родней.
Близкие родственники
Родственники бывают близкие и дальние.
Близкие родственники для ребенка Пети или Тани – это его (её) братья и сестры (полнородные, единоутробные, единокровные), родители (в том числе и приемные), бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и так далее.
Все остальные родственники называются дальними по отношению к ребенку. Даже, когда они все вместе проживают в одном доме.
Супруги
Важно: муж Иван и жена Мария не являются кровными родственниками. Их родительские семьи и другие родственники с каждой стороны также являются родней по отношению друг к другу.
Юридически законодательство Российской федерации признает зарегистрированный брак важным документально подтвержденным событием (свидетельство о браке). Поэтому по закону муж и жена признаются близкими родственниками.
Супруги могут получить наследство друг от друга, имеют равные права на собственность приобретенную в браке, а в суде могут не свидетельствовать против супруга. Часто только близкий родственник может совершать действия (например, подписывать документы в медицинских организациях).
В случае расторжения брака, бывшие муж и жена прекращают родственные отношения, т.к. уже не являются семьей.
Если брак не был зарегистрирован в ЗАГС, то даже не смотря на ведение общего хозяйства и общих детей, эти два человека не являются супругами, тем более не являются близкими родственниками.
Составление родословной для детей
Составление родословной для детей и родителей увлекательный процесс, который позволяет объединить всю семью, поделиться своими воспоминаниями о детстве, посмотреть старые семейные альбомы с фотографиями.
Дети воспринимают реальные истории как сказки, запоминают яркие впечатляющие моменты. Не лишайте своих детей возможности узнать о своих родственниках, традициях и истории семьи, в которой они растут. Займитесь составлением родословной вместе с ними. Скачайте шаблон генеалогического дерева для самостоятельно заполнения.
Воспользуйтесь статьями ниже, чтобы задать правильные вопросы родственникам для написания семейной истории.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семья. Генеалогическое древо»
Колпаченко Татьяна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семья. Генеалогическое древо»
Цели: Формировать в детях чувство семейной сплоченности, привязанности и любви к своим родителям на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.
1. Познакомить детей с понятием «семья», расширить знания о членах семьи.
2. Воспитывать интерес к истории своей семьи, своего рода
3. Формировать у детей потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
4. Учить высказывать свое мнение, развивать навыки общения, отвечая на вопросы педагога.
5. Развивать внимание, следуя инструкции и выполняя движения, соответствующие заданию.
Оборудование: конверт с загадками; Ребус 7Я; мячики (по количеству детей); мольберт, заготовки изображений генеалогического древа на альбомных листах, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки.
Педагог-психолог:Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Доброе утро!» (дети здороваются).
Ребята, а теперь давайте поприветствуем наших гостей.
Сегодня мы поговорим с вами о семье.
Педагог-психолог:Я загадаю вам загадки:
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)
Кто научит гвоздь забить, как розетку починить,
И подскажет, как быть смелым, сильным, ловким и умелым?
Кто любить не устает, Пироги для нас печет
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки
Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)
Упражнение «Массаж пальцев» (для развития мелкой моторики рук).
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, словно я ласкаю кошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь, последний трюк, мяч летает между рук.
Педагог-психолог: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Педагог-психолог: Семья – это группа людей, живущих вместе. Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться.
Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (дети по очереди произносят пословицы и поговорки о семье).
«Согласную семью и горе не берёт».
«Не нужен и клад, коли в семье лад».
«Не будет добра, коли в семье вражда».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Семья без детей, что цветок без запаха».
«В своем доме и стены помогают».
Педагог-психолог: Как вы думаете, какую семью можно назвать хорошей?
«Здоровая» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Педагог-психолог: Ребята, кто готов рассказать стихотворение о семье?
Знают взрослые и дети, что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я- вместе дружная семья!
Семья – это радость, тепло и уют
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Педагог-психолог: А как вы Ребята выражаете любовь к своим близким, какие обязанности по дому выполняете? (ответы детей).
Игра «Радость и огорчение».
— Помогли накрыть на стол.
— Оставили на столе немытую чашку.
— Убрали тарелку за собой.
— Разбросали свои вещи.
— Убрали игрушки на место.
— Аккуратно сложили вещи.
— Нарисовали красивый рисунок.
Физминутка «Семейная зарядка».
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
Составление генеалогического древа (аппликация на листе бумаги).
Педагог-психолог: Кто такие родственники? Почему они так называются?»
есть слово «РОД»и от этого слово происходят слова:
родственники, Родина и другие самые-самые РОДные нам слова.
Посмотрите, перед нами на столах большой сад. Ребята, семья как дерево, и каждый член семьи – это листочек семейного дерева. Все веточки дерева между собой связаны как семейные узы. Все поколения предков являются корнями дерева, помогая ему расти, цвести и приносить новые плоды. Поэтому дерево называют родословным или генеалогическим древом. Каждый из вас сейчас «вырастит» дерево своей семьи. Листочками вашего дерева будут виньетки из цветной бумаги, в которые потом можно будет поместить фотографии сестер, братьев, мам, пап, бабушек, дедушек. Сверху мы наклеим красную виньетку для своего портрета, чуть ниже- оранжевые для фото своих родных братьев и сестёр. В среднем ряду- следующее поколение вашей семьи – ваши родители –мамы и папы. Используем виньетки желтого цвета. А до мам и пап было поколение бабушек и дедушек, мы наклеим виньетки зеленого цвета. А у кого есть прабабушки и прадедушки? Можно использовать виньетки голубого цвета.
3. Заключительная часть.
Педагог-психолог: Красивые деревья у нас получились? Ребята, а что символизирует ваше дерево? (ответы). Когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И, я надеюсь, это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением. Вам понравилось? (ответы). И мне очень. Замечательный сюрприз для ваших близких у нас получился! Предлагаю забрать работы домой и вместе с родителями на виньетки наклеить фотографии ваших родственников. Всем спасибо за работу.
«Мое генеалогическое древо» дидактическая игра для детей 6–7 лет «Мое генеалогическое древо» дидактическая игра для детей 6-7 лет Цель: закрепление знаний детей о себе, о свое генеалогическом древе, родословной.
«Наше генеалогическое древо» (фотоотчёт) «Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу- тогда воздух, которым мы дышим,будет целебен и вкусен, дороже будет.
Фотоотчет о проведении проекта «Мое генеалогическое древо» (подготовительная группа) Фотоотчет о проведении проекта «Мое генеалогическое древо»(подготовительная группа) Проект на данную тему я взяла из интернета, к сожалению,.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.
Интегрированная НОД на тему «Моя семья и генеалогическое древо моей семьи» Конспект интегрированной НОД на тему: «Моя семья и мое генеалогическое древо» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности: игровая,.
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.
Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.
Совместная творческая проектная деятельность родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи» (старший возраст) Проект»Генеалогическое древо моей семьи» был создан к тематической недели»Семья».Воспитанники подготовительной к школе группе и их родители.