Как объяснить ребенку что такое личность
Как объяснить ребенку что такое личность
Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.
Развитие личности у ребёнка
Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.
Ребёнок осознаёт себя личностью если:
1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».
2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.
3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.
4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.
Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.
— Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.
Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.
— Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.
Как повлиять на развитие личности ребёнка?
1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.
2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое личность
Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.
Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.
Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.
Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.
Качества присущие личности
Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.
Отличительными признаками личности являются:
Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.
Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.
От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.
Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.
При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.
Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.
Индивид и индивидуальность
Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.
Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.
Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.
Как и в какой среде формируется личность
Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.
Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.
Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.
Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.
Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.
Влияние социума на личность
Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.
Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.
Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.
Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.
Воздействие личности на общества
Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:
Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.
Воспитательское занятие на тему «Я Личность»
Воспитательский час по правовому воспитанию на тему: «Я – личность»
Цель : познакомить учащихся с понятием “личность”, с основными чертами характера настоящей личности.
1.Дать учащимся возможность адекватно и полно познавать себя и других людей.
Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе;
2. развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
I. Организационный момент.
II .Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.
Я хочу рассказать Вам притчу:
… На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…
Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность.
1.Ознакомление с новым материалом.
(На доске картинка Правунчика и он указывает на вопросы, которые хочет задать.)
– Что означает слово терпимость?
( Терпимость – качество характера, при котором человек может без вражды относиться к чужому мнению, характеру, внешнему виду). Быть терпимым- значит любить человека даже тогда, когда мы не согласны с его выбором, сохранять спокойствие, когда человек говорит о тебе не приятные вещи.
– Зачем человеку терпимость?
(Чтобы не обидеть человека, быть к нему добрым, внимательным)
– Только ли лицом отличаются люди?
(Нет. Но и своим внутренним миром. Одни люди внимательные, добрые, вежливые. А другие злые, грубые, равнодушные к чужой беде.)
— Значит, чем люди отличаются друг от друга? (Характером.)
Что такое характер? После ответа детей.
Характер – это постоянные свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к вещам, к себе.
Пояснение воспитателя: Часто бывает, что человек не хочет делать какую-то работу, но ему надо ее выполнить, тогда он заставляет себя ее сделать: – не хочет учить уроки, а он учит. Мама просит сходить в магазин, а мальчик смотрит мультфильм. Он все равно идет в магазин, хотя хочет досмотреть м/ф. Говорят, что у него сильный характер. А когда человек поступает наоборот, говорят, что он “бесхарактерный”.
А у кого из вас есть характер?
А в чем это проявляется?
На экране таблички определяющие положительные и отрицательные черты характера, а вы должны расположить их в два столбика, в один только положительные, а в другой отрицательные.
Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшим, с одноклассниками же грубит.
Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняше.
Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.
Вася очень весёлый мальчишка- он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.
Намусорив в коридоре возле окна принесёнными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.
В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
Наш веселый человечек Правунчик, опять решил устроить нам испытание. Он хочет узнать как вы понимаете, что обозначают понятия
– Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим внешним видом.
– Внутренний вид человека – это характер, настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим, поступки.
А как вы считаете, что важнее внешний человека или его внутренний мир?
Есть даже пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.
Как вы ее понимаете?
Мы сейчас много говорили о хороших качествах человека. А теперь давайте посмотрим, какими качествами обладаете вы. Мне нужны два смелых человека, которые смогли бы перед всеми ребятами ответить на мои вопросы.
Учащиеся тоже работают с сигнальными карточками, которые лежат у них на столах. Если согласен – поднимаешь зеленую карточку, а если нет, то красную.
1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?
Б) Сделаешь вид, что не услышал маму.
В) Начнешь просить маму погулять еще.
Г) Договоришься с друзьями встретиться завтра.
2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:
А) Ты будешь ему подсказывать.
Б) Поможешь разобраться после уроков.
В) Будешь смеяться и подшучивать.
Г) Ничего не предпримешь.
3. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:
А) Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.
Б) Постараешься найти хозяина.
4. В автобусе бабушке не хватило места, ты:
А) Уступишь бабушке место.
Б) Сделаешь вид, что не заметил.
В) Притворишься, что спишь.
5. Ты поймал “золотую рыбку”, но она выполнит только одно желание, что ты выберешь?
А) Купить компьютер.
Б) Помочь бездомной собаке.
В) Чтобы друг научился решать задачи и был отличником.
(Видно, что ребята воспитывают в себе хорошие качества.)
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я ”? Слайд 12
(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)
– Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово “ЛИЧНОСТЬ”.
Конечно, вы знаете, человек Личностью не рождается, личностью он становится. Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. И среди вас, ребята, есть личности. А что считается, по-вашему, главным в понятии «личность»?
Согласны ли вы с тем, что в классном коллективе личность ученика оценивается порой не по результатам его нравственных, человеческих качеств, а по учебным достижениям?
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
– Поднимите руки, кто считает себя личностью. А что надо сделать, чтобы стать личностью?
Вывод. Конечно, все мы уже личности, и у каждого из нас свой характер, свои привычки (надеюсь хорошие) Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.
4. Творческая работа.
Воспитатель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.
Воспитатель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.
Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься! Чтобы сказать самому себе: «Я личность»,мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность-это звезда, которая призвана светить.
-Ребята, давайте мы каждый нарисуем свою звездочку и напишем на ней те качества характера, которые как вы считаете нужно в себе развить, чтобы стать настоящей личностью.
С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?
Так что такое личность?
Кто хочет стать хорошей личностью?
Что для этого надо делать?
Много славных дел ждёт вас в будущем, но пре жде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.
Не стой в стороне равнодушно,
когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
в любую минуту, всегда.
И если кому-то, кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Как раскрыть в ребёнке индивидуальность
Одна из обязанностей родителей создать благоприятные условия для гармоничного развития своего чада. Здесь, конечно же, имеется в виду не только материальная сторона бытия. Обилие развивающих игрушек и занятий не заменят ребёнку родительской нежности, ласки, заботы, внимания и любви.
Вот несколько советов любящим родителям, желающим вырастить гармоничную, талантливую личность.
Совет № 1. Будьте внимательны к своему ребёнку, больше наблюдайте за его действиями. К чему он тянется, что вызывает у него наибольший интерес и радость, чем он может заниматься длительное время, не уставая? Всячески поощряйте самостоятельные, созидательные устремления маленького человека, закрепляйте в его сознании позитивные жизненные сценарии.
Совет № 2. Чаще говорите ребёнку, что любите его просто за то, что он у вас есть, что очень дорожите временем, проведённым с ним. Помните о том, что дети растут быстро и эти радостные мгновенья никогда не повторятся. Живите настоящим, цените то, что у вас есть здесь и сейчас. Будьте счастливы сами!
Совет № 3. Хвалите ребёнка за успехи, создавайте положительную обратную связь. Помните, что ребёнку важно, как родители относятся к тому, что с ним происходит в жизни. Ему крайне необходимо ваше участие, одобрение и поддержка.
Совет № 5. Сделайте жизнь ребёнка насыщенной и разнообразной, предоставьте ему возможность побывать в различных ситуациях и попробовать себя во множестве разных дел. В дальнейшем это сформирует разносторонне развитую личность с хорошими адаптивными способностями.
И, напоследок, всё, что вы вкладываете в ребёнка в детстве, сторицей вернётся в будущем. Инвестиции в собственных детей как материальные, так и духовные – очень выгодные вложения, способствующие не только раскрытию их индивидуальности, но также и благополучию семьи в целом.
Формирование личности ребенка
Марина Суворова
Формирование личности ребенка
Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве закладываются почти все основные свойства и личностные качества человека, за исключение тех, которые не появятся раньше того времени, когда человек достигает определенного возраста, т. е. с накоплением жизненного опыта. Основные черты личности (мотивационные, инструментальные, стилевые) складываются в детстве. Первые относятся к интересам человека, к целям и задачам, к его основным потребностям и мотивам поведения. Вторые черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей и удовлетворение актуальных потребностей. Стилевые касаются темперамента, характера, манер, способов поведения.
В развитие личности каждые возраст вносит свой существенный вклад. Развитие отдельных групп личностных качеств ребенка происходит в дошкольное детство. Этот период считается сензитивным. Формируются первичные мотивы человека и черты его характера. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые в раннем детстве формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а к старшему дошкольному возрасту начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. На основе оформления задатков способностей в дошкольном возрасте, сензитивный период продолжается вплоть до окончания школы.
Периоды личностного и познавательного развития ребенка не чередуются, а накладываются в онтогенезе друг на друга. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее, чем процесс личностного развития и завершается раньше. Кроме того, периоды познавательного развития короче, чем периоды личностного развития.
Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.
Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Ребенку помогает способность манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и умственно. За счет движений и органов чувств ребенок постепенно осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми. Развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе у ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально-психологические связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими ее людьми.Последовательные шаги этого жизненно важного стремления:
— физическая независимость (отделения ребенка от организма матери)
— физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности)
— психологическая независимость – свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали
Вместе с индивидуализацией и развитием ребенка в современном обществе, где есть место не совсем человеческим отношениям, может расти и чувство одиночества. Ребенок начинает осознавать свое одиночество по мере своего обособления. Это порождает в нем ощущение отсутствия защиты и тревоги. Серьезная опасность, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка, заключается в неполучении моральной поддержки со стороны окружающих людей, он вынужден защищать себя от них, бороться за свое существование.
Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях приводит либо к подчинению другим, либо к подавление других, либо к изоляции от них. В первом варианте для того, чтобы снять тревогу и страх, ребенок стремиться слиться с окружающими, подчиняется им беспрекословно и действующим в обществе законам, возвышающимся над ним властям. Происходит полный или частичный отказ, от собственного «Я», от возможности быть индивидуальностью – личностью.
Во втором случае связи с людьми принимают неравноправный характер,но как бы с обратным знаком: человек начинает развиваться как личность за счет других людей и в конце концов останавливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг него не остается никого, с кого бы он мог брать пример и кому бы подражать.
Третий тип психологически изолированной личности возникает, когда между формально свободными людьми (равными перед законом) устанавливаются исключительно рыночные отношения типа «ты – мне», «я – тебе». В этих условиях действительно нравственный человек в состоянии существовать и нормально развиваться, только изолировав себя от людей, лишенных глубинной нравственной основы. В результате рождается тип личности-отшельника, скитальца в пустыне человеческих отношений. И только четвертый путь – приобретенного нравственного самосовершенствования человека, открывает простор для полноценного личностного развития. Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в современном чреватом конфликтами человеческими конфликтами обществе, является формирование и укрепление такой черты, как агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка на другого или взрослого (укусить, ударить, вербальная агрессия (обозвать, оскорбить, крикнуть, соответствующее воздействие на предметы материальной или духовной культуры, природу или животных. Агрессивность бывает ситуативной и личностной, неустойчивой и устойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое проявление у ребенка, а личностной – наличие устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.
Причиной агрессивного поведения детей нередко выступают родители, которые сами демонстрируют образцы подобного поведения, причем враждебность реакций одних членов семьи по отношению к другим вызывает обычно вызывают аналогичные действия с их стороны. В результате своеобразный порочный круг на пути предупреждения агрессивного поведения у детей может образоваться внутри семьи.
Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладанием некоторым близким к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается категорически вести себя агрессивно, так как в женский социально-личностныйстереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.
Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.
Формирование и развитие социально-адаптивной личности обучающихся 3 класса с ОВЗ «Формирование и развитие социально – адаптивной личности обучающихся 3 «а» класса с ОВЗ через комплекс профориентационных занятий по направлению.
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности.
Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка» «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.» Воспитатель 1 категории Чурсинова Е. П. ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района.
Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. Личность – это человеческая «самость», исключительность, выражаемая.
Формирование личности ребенка в процессе социализации Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, которые.
Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте. Будущее страны во многом зависит от судьбы ее образования. В наше время.
Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду – прекрасная.
Роль хореографии в формировании ребенка как личности Роль хореографии в формировании ребенка как личности. Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и.
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка.