Как объяснить ребенку что такое луч
Конспект занятия по математике для дошкольников «Отрезок. Луч»
Нина Синицина
Конспект занятия по математике для дошкольников «Отрезок. Луч»
Конспект занятия по математике для дошкольников
Тема: Отрезок. Луч.
Образовательная цель занятия:
• сформировать первичные понятия об отрезке и луче как части прямой; о их сходстве и различии;
• совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения;
• развивать умение грамотно называть луч, прямую, отрезок;
• развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов; воображения,
• развивать речь, коммуникативные качества учащихся;
• развивать умение соотносить цель и результат образовательной деятельности
• развивать моторные качества учащихся;
• развивать умение работать индивидуально и в коллективе.
• вопитывать познавательный интерес
• воспитывать аккуратность при выполнении геометрических построений.
Тип урока: урок изучения нового материала
По характеру деятельности – объяснительно- иллюстративные, проблемный метод, частично-поисковый.
Материалы к занятию:
Раздаточный – модели точек с разными настроениями, цветные карандаши, полоски бумаги длиною 20см, 15 см, 10 см и 5 см.
Ход урока
I. Организационный этап
Прозвенел уже звонок
Все за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
На прошлом занятии мы с вами путешествовали по стране Геометрии вместе с Точкой. Сегодня к нам на занятие пришло много точек – они лежат у меня на столе. Они как всегда любознательные и веселые, потому, что очень любят учиться. Выберите каждый для себя ту точку, настроение которой соответствует вашему настроению. (Каждый ребенок выбирает свою точку)
II. Этап подготовки
Сегодня точка снова приглашает на с в новое увлекательное путешествие. Согласны? И отправляемся вместе с точкой в путешествие по прямой дороге. (звучит «Песня Красной Шапочки»(рисунок)
-Что вы, ребята, ответите ей? (ответы детей могут разделиться)
— Посмотрим на модели прямой. (2 ребят выходят к доске и раскручивают катушки) Можно ли пройти до конца прямой? (нет)
Без конца, без края
Хоть сто лет по ней идти,
Не найдешь конца пути.
Опечалилась Точка: «Как же быть? Так и идти без конца?»
-Ребята, кто может помочь нашей Точке? (ответы детей)
III. Этап освоения новых знаний
Тут появились ножницы. (1 ребенок выходит с ножницами)
Узнали они, о чем печалится Точка, щелкнули перед самым её носом и разрезали дорогу сначала с одной стороны, а потом – и с другой (разрезают). (рисунок 2)
-Это – отрезок, часть прямой. Ограничен с двух сторон.
— Откуда появилось такое название- отрезок? (ОТРЕЗОК)
Посмотрите вокруг и найдите то, что вокруг вас напоминает отрезки. (ответы детей).
— Нарисуйте по два разных отрезка по длине и по цвету? Почему? Докажите.
Сравнение отрезков по длине
— Давайте их сравним. Как это сделать? (уточнить, что при наложении концы отрезков с одной стороны должны совпасть).
Дружно все ребятки встали, (дети встают из-за парт,
На носочки поднялись, (поднимаются на носочки,
И подняли ручки ввысь, (руки поднимают над головой)
Мы до солнышка достанем,
И совсем большими станем. (пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками)
Пусть нам светит солнышко, (делают круговое движение руками, опуская руки вниз)
Луч стремится вниз, (дети наклоняются, руки расслаблены)
Детки очень умные в классе собрались! (дети гладят себя по голове)
Вышла Точка на полянку и увидела яркое солнышко. Посмотрела на него и увидела линии.
— Рассмотрите линии, отходящие от солнышка. Какие это линии? (прямые)
— можно ли их продолжить в обе стороны? (нет, только в одну)
-Как называются эти линии у солнышка? (ЛУЧ)
Откройте учебники на стр. 36 и найдите на картинке солнышко.
— Что можно сделать с его лучиками? (ответы детей)
-Продолжите лучи, насколько это возможно на картинке.
— А можно ли продолжить в другую сторону?
— Сколько точек ограничивают луч?
— А какую часть прямой ограничиают 2 точки? (отрезок)
-Соедените точки по стрелкам. Что получилось? (лодка). На ней мы и вернемся в наш кабинет. Но чтобы вернуться, нам нужно ответить на вопросы Точки. Все готовы?
-Из чего состоит лодка? (из отрезков)
— Сколько концов у каждого отрезка?
(звук моря и изображение на мультимедийной доске)
VI. Рефлексивный этап
Вот мы и в классе. Посмотрите у нас на тоже оставила свой след путешественница точка.
На картинке найдите и обведите прямые синим карандашом, отрезки- зеленым, а лучи – желтым карандашом.
(самопроверка по образцу)
-Чему учились на уроке?
С помощью ваших точек настроения покажите:
• покажите грустную точку тот, кому было трудно различить отрезок, прямую и луч?Продолжите предложение:
• веселую- тот, кому было легко определить луч, прямую и отрезок?
А теперь выберите точку, которая соответствует вашему настроению в конце нашего урока. Молодцы! Спасибо за урок!
Конспект НОД по математике во второй младшей группе по программе «Детство». Тема: «Забавные человечки» Задачи:1. Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма). 2. Развитие умения находить и на ощупь определять.
Конспект по математике. Тема: «Разговоры» Задачи: Познакомить детей с некоторыми обитателями леса и птичьего двора. Продолжать учить решать задачи, используя рисунок, работать с.
Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Чудес» Образовательные задачи: 1. Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи по арифметическим действиям, используя числовой.
Конспект занятия по математике — лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: «Путешествие на Луну» Образовательные цели. 1. Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и выполнять их решение с помощью цифр. 2. Закрепить умение.
Конспект занятия по математике в подготовительной логопедической группе Тема: «Путешествие по зоопарку» Цели: Обучающие: o Закрепить умение составлять и решать задачи в одно действие на вычитание, сложения с помощью алгоритма, o Закрепить умение.
Конспект занятия по математике в средней группе. Тема: «Число и цифра 5, числовая линейка, части суток» Цель: число и цифра 5, счет в пределах пяти, работа с числовой линейкой, повторить порядковый и количественный счет, установить последовательность.
Конспект занятия по математике в Старшей группе тема: «Белоснежка и семь гномов.» Программное содержание: Упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел и на сколько больше или меньше.
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников Тема: «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое.
Математика. 5 класс
Конспект урока
Прямая, луч, отрезок
Перечень рассматриваемых вопросов:
— понятия «прямая», «луч», «отрезок»;
— отличия прямой, луча, отрезка;
— прямая, луч, отрезок на чертежах, рисунках и моделях.
Отрезок – часть прямой, ограниченный двумя точками.
Концы отрезка – точки, ограничивающие отрезок.
Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс.// П. В. Чулков, Е. Ф.Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009.–142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы.// И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.– М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основными геометрическими фигурами принято считать плоскость, прямую и точку, все остальные фигуры образуются из них или их частей, поясним сказанное на примерах. Начнём с того, что различные геометрические фигуры располагаются на плоскости. Представление о плоскости даёт нам, например, поверхность стола или школьной доски. Стоит отметить, что эти поверхности имеют края. У плоскости нет краёв. Она безгранично простирается во всех направлениях.
Введём ещё одно понятие – прямая. Её обозначают малой латинской буквой (например, а) или двумя заглавными буквами (например, АВ, если на прямой отмечены соответствующие точки).
Стоит заметить, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца, поэтому её изображение можно продолжить в обе стороны. Две различные прямые могут иметь только одну общую точку, в этом случае говорят, что прямые пересекаются.
Две различные прямые на плоскости могут и не пересекаться, сколько бы их не продолжали, такие прямые называют параллельными.
Параллельные прямые можно легко построить с помощью линейки и угольника, передвигая его вдоль линейки так, как показано на рисунке.
Через любые две точки можно провести только одну прямую.
Выполним построение. Для этого отметим две точки А и В и проведём через эти точки прямую b.
Провести через точки А и В другую прямую, отличную от прямой b, нельзя.
Используя прямую и точку в виде деталей геометрического конструктора, можно создавать новые геометрические объекты.
Например, начертим прямую с и отметим на ней точку А. Точка А разделила прямую на две части.
Каждую из этих частей называют лучом, исходящим из точки А.
Итак, луч – это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца.
Луч следует обозначать двумя заглавными буквами латинского алфавита, при этом на первое место надо ставить обозначение начала луча. Например, АВ, как в нашем случае, где точка А – начало луча.
Переставлять буквы в названии луча нельзя.
Теперь рассмотрим ещё одно важное геометрическое понятие – отрезок.
Отрезком называют часть прямой между двумя точками. Отрезок обозначают АВ или ВА. При этом точки А и В называют концами отрезка АВ.
В отличие от луча, в названии отрезка переставлять буквы допустимо, поэтому его можно обозначить как АВ, так и ВА.
Заметим, что два отрезка называются равными, если они совмещаются при наложении.
Итак, сегодня мы познакомились с понятиями прямая, луч, отрезок, как одними из основополагающих понятий в геометрии.
Помимо геометрии, мы можем встретить слово «луч» и в других научных областях.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Тип задания: добавление подписей к изображениям.
Разместите нужные подписи к изображениям.
Для выполнения задания обратитесь к теоретическому материалу урока.
№ 2. Тип задания: подстановка элементов в пропуски в тексте.
Вставьте в текст нужные слова.
Через__________ две____________ можно провести только одну _________.
Слова: любые; точки; прямую; ломаную.
Правильный ответ: через любые две точки можно провести только одну прямую.
Класс: 2
Презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд 3. Решив данные примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, в чье королевство мы сегодня отправимся за новыми знаниями.
Появляется слово «Точка». «Молодцы!» (Слайд 4)
III. Работа над темой урока. Сказка про Точку.
Слово учителя: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой невозможно построить ни одной фигуры, это Точка (Слайд 5).
Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
— Как эта линия называется?
— Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? «Отправлюсь-ка я в путешествие!».
— Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой? (Да).
— Ребята, а скоро ли конец прямой? (У прямой нет конца).
— Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет)
— Опечалилась Точка. Что же, так мне и придется идти, идти и идти без конца?
— А что если я позову на помощь Ножницы?
Тут откуда не возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую (Слайд 8)
— Ура! Воскликнула Точка. Получился конец, да не один, а целых два, с одной стороны и с другой! Что же стало с моей прямой? (Слайд 9) Как называется получившаяся фигура? (Отрезок). Чем отличается от прямой? (Имеет начало и конец).
— А я знаю почему они так называются. Воскликнула Точка. Они похожи на солнечные лучики! Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца. В Геометрии каждый луч, отрезок, прямая имеют название. Обратите внимание, что луч обозначается либо одной строчной буквой, либо двумя прописными, причем при чтении и записи на первом месте указывается начало луча, а при названии прямой или отрезка порядок не имеет значения. Точка обозначается одной буквой. Давайте правильно прочитаем название фигур (Буквы латинского алфавита). Слайд 11
— В чем отличие прямой от луча? Отрезок от прямой? Луч от отрезка?
Слайд 13. Физминутка. Учащиеся танцуют под «Танец маленьких утят».
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику Л.Г.Петерсон Математика 2 класс. Тема: «Луч. Отрезок. Прямая».
№ 1. Откройте тетради. Обозначьте точку. Сколько можно провести прямых через данную точку? (Слайд 14) Какой можно сделать вывод? Вывод: через одну точку можно провести сколько угодно прямых.
№ 2. Поставьте две точки на расстоянии друг от друга (Слайд 15). Сколько можно провести прямых через эти две точки? Вывод: Через две точки можно провести только одну прямую.
V. Итоги урока.
2. Что вы узнали о каждой из этих фигур? (Слайд 17)
НУ ВОТ И ВСЕ, КОНЕЦ! А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ.
Что такое луч в математике
Не секрет, что знания, которые вы получили в школьные годы не всегда остаются с вами впоследствии Иногда бывает полезно изучить новое или освежить в памяти то, что вы давно забыли. Сегодня вы вспомните такое понятие как луч.
Луч — геометрическое понятие
Луч — это такая прямая линия, один из концов которой ограничен точкой, а другой продолжается до бесконечности. Таким образом, фигура тянется вперёд без ограничений. но только с одной стороны. Вторая сторона не может тянуться дальше точки, которая является началом фигуры.
На картинке вы можете посмотреть, что такое луч и как он выглядит:
Луч отмечается посредством строчной латинской буквы или двух таких точек, которые обозначены заглавными буквами латинского алфавита.
Если вы увидите отрезок с двумя точками и продолжите его в одну из сторон, как показано на рисунке, то получится луч.
Отличия луча от прямой и от отрезка
В геометрии есть три схожих понятия, которые подразумевают под собой черту — это луч, отрезок, прямая. Эти фигуры всегда изображаются без изгибов и имеют ряд особенностей.
В рамках курса математики луч — это полупрямая. Дело в том, что с одного конца он обладает признаком бесконечности, который присущ прямой линии.
В начальной точке луч имеет сходство с отрезком, так как он так же ограничен точкой.
Обратите внимание — быстро отличить фигуры друг от друга вы можете по наличию у них начала и конца:
Взаимное расположение лучей
Если на прямой линии вы поставите точку, то на ней сформируются два таких луча, начало которых находится в одной точке.
На рисунке начало для лучей — общая точка A.
По взаимному расположению лучи делятся на пересекающиеся и непересекающиеся.
Параллельный луч — это фигура, у которой любая точка находится на одинаковом расстоянии от соответствующей точки другого луча. Параллельные лучи не могут пересекаться.
Дополнительные лучи — это фигуры, которые обладают такими признаками, как:
Можно ли сравнить два луча?
Луч — это такая фигура, которую нельзя измерить. Он продолжается без ограничений, поэтому не обладает характеристикой длины.
Так как невозможно измерить несколько лучей, сравнить их вы тоже не сможете.
Луч — альтернативные значения слова
Русский язык достаточно сложен и необычайно многообразен, поэтому многие слова имеют несколько разных значений, а разнообразные сочетания способны радикально менять смысл слов, которые являются их составными частями.
Сможете ли вы сходу ответить на вопрос: «Что такое луч света?». Это словосочетание употребляется нами с детства, но не так легко выразить, что оно означает.
Такая фраза описывает прямую линию, по которой направляется световая энергия. Эта энергия исходит от разных источников:
В быту вы можете услышать словосочетание «луч света в тёмном царстве». Такие слова означают — среди негативных явлений присутствует что-то хорошее. Короткое слово всегда ассоциируется с чем-то светлым, добрым и положительным.
Фраза «луч надежды» указывает, что среди множества нежелательных последствий существует не высокая вероятность благополучного исхода.
Основы геометрии
Геометрия — это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.
Познакомимся с основными геометрическими понятиями, изучаемыми в начальной школе.
Точка
Точка — это основная и самая простая геометрическая фигура.
В геометрии точка обозначается заглавной латинской буквой или цифрой. Многие латинские буквы по написанию похожи на английские буквы.
В тексте точку обозначают следующим символом: « (·) A » — точка « А ».
Прямая
Прямая — это самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца.
Слова «не имеет ни начала, ни конца» говорят о том, что прямая бесконечна.
Способы обозначения прямых
Способы обозначения лучей
Отрезок
Основное свойство отрезка — это его длина.
Длина отрезка — это расстояние между его концами.
В математике отрезок обозначается заглавными латинскими буквами.
Ломаная
Ломаная — это геометрическая фигура, состоящая из точек, которые соединены отрезками.
Вершины ломаной — это точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную.
Звенья ломаной — это отрезки ломаной.
В математике ломаная обозначается заглавными латинскими буквами.
Чтобы найти длину ломаной, необходимо сложить длины всех её звеньев (отрезков), из которых она состоит.
KLCM = KL + LC + CM = 3 см + 2 см + 2 см = 7 см
Вот мы и познакомились с основами геометрии. Теперь мы готовы рассмотреть не менее важную геометрическую фигуру — угол.