Как объяснить ребенку что такое музыка
«Что такое музыка»
Елена Госпорьян
«Что такое музыка»
Презентация к занятию «Что такое музыка» для старших и подготовительных групп детских садов.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.
В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.
Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).
Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр
Включающий струнные инструменты,
и медные духовые инструменты
Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту
При записи музыки ноты размещаются на нотном стане
В самом начале нотного стана всегда пишется скрипичный ключ, или ключ «соль»
Музыку сочиняют композиторы
Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.
Конспект Тема: «Расскажите детям о музыке»
Тема: «Детям о музыке»
Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
— Ребята, закройте глаза и приготовьтесь слушать. Что вы слышите? (щебет птиц, шум прибоя)
— На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, шелест листвы, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Шум может быть приятным и неприятным, в зависимости от настроения. Иногда мы говорим «шум дождя», а иногда- «музыка дождя». Правда, красиво?
— Людям всегда хотелось подражать звукам природы, и научится самим издавать красивые звуки. Так люди начали создавать музыкальные инструменты. Но самым первым музыкальным инструментом стал…как вы думаете, что это было? (предположения детей)
— Голос человека. Мы учимся владеть этим инструментом с самых юных лет.
Звучит фрагмент колыбельной.
— Но потом люди стали задумываться над тем, как записать музыку, чтобы передать её другим людям. Так появилась нотная грамота.
— Каких композиторов вы знаете? (ответы детей) Здесь изображены портреты известных во всём мире композиторов: Бах, Моцарт, Чайковский, Бетховен и детский композитор-Дмитрий Борисович Кабалевский.
Дети подходят по одному к роялю и проигрывают мелодию.
— Вот так выглядит партитура, но она молчит. Чтобы музыка зазвучала, нужны музыканты! Музыкантом чтобы стать, мало выучится играть на инструменте. Нужно научится разбираться в нотной грамоте, ведь кроме нот, в партитуре изображено множество знаков, которые помогают понять, как звучит мелодия (тихо-громко, быстро- медленно, плавно- отрывисто, грустно- весело) Правда, сложно?
— А уж какое множество музыкальных инструментов придумал человек!
— Вот, например, инструменты симфонического оркестра.
(при рассматривании и прослушивании того или иного инструмента, дети изображают в движении как играют музыканты на этом инструменте)
— А вот так выглядит оркестр на сцене. Впереди, перед музыкантами стоит дирижёр. Ребята, как вы думаете, для чего он нужен? (предположения детей)
— Дирижёр руководит всем оркестром, ведь музыкантов много, они расположены по всей сцене и не слышат игры друг друга. А дирижёр помогает игру каждого музыканта соединить в единое прекрасное звучание.
— А теперь мы с вами станем оркестром, каждый из вас решит, на каком инструменте он хотел бы сыграть. Выбираем дирижёра (ребёнок или воспитатель), становимся полукругом, впереди-дирижёр.
— Готовы? Итак, сейчас прозвучит «Полька» Петра Ильича Чайковского в исполнении нашего дружного оркестра. Взмах палочки дирижёра и музыка зазвучала! (нажать значок динамика)
О чем «рассказывает» музыка
бъяснить ребенку, в чем смысл музыки, не так-то просто. Ведь сказать, что она передает чувства человека, значит не сказать почти ничего. Дети не так хорошо представляют себе, что такое чувство. Они испытывают чувства сильнее и ярче взрослых, а вот рефлектировать по этому поводу почти не могут.
Поэтому из объяснения «музыка рассказывает о чувствах людей, например, о радости и грусти, о любви, о счастье, о волнении» ребенок мало что поймет. А любознательный ребенок тут же задаст новые вопросы: «Что это значит? Как так получается? Как она это делает? Вот эта музыка передает радость и бодрость, и эта тоже – а почему тогда они такие разные?» Тут любой взрослый станет в тупик. К тому же смысл музыки не ограничивается передачей человеческих чувств, он еще более сложен (есть даже мнение, что сущность смысла и природа музыки одинаковы).
Загадка в том, что по своей природе восприятие музыкальное (слуховое) не отличается от восприятия зрительного. То, что мы видим, можно описать словами (предмет большой, находится далеко, высокий, серый и так далее). То, что слышим, тоже можно описать (звук громкий, низкий, длинный, протяжный). А вот результат этого одинакового восприятия разный.
Зрительные образы почти всегда можно определить точно (это слон). О результате же восприятия музыки почти ничего нельзя сказать точно (похоже, это трубит слон). Как будто слуховое восприятие – это восприятие «второго сорта». Оно всегда принадлежит какому-то предмету, но не может быть самим предметом. Оно – свойство, дополнительная сторона зрительно воспринимаемых образов. Получается, что сами по себе, отдельно от предметов, звуки ничего обозначать не могут. Ведь даже ближайшие к музыке звуки – звуки речи – ценны для нас не сами по себе, а потому, что обозначают какие-то предметы, несут информацию.
Мы ищем смысл во всем. Читая рассказ или стихи, рассматривая картину, наслаждаясь кино или спектаклем, мы пытаемся понять, какой смысл вложил в произведение автор. Прочитать книгу и ничего из нее не понять равносильно тому, как не читать ее вовсе.
Инерция смысла заставляет нас говорить, что волны «нежно шепчут о любви», водопад «грозно гремит», лес «шумит тревожно», а море «стонет и плачет». Инерцию смысла мы пытаемся перенести и на музыку.
Это неверно, но не так уж плохо. Так делают даже композиторы (хотя, надо признать, далеко не все). Благодаря этому существует программная музыка. С ее помощью весьма удобно подойти к объяснению смысла музыки.
Программная музыка
Программной называют музыку, в которой есть словесное указание на ее содержание.
Это указание может быть разным. В известном фортепианном цикле П. И. Чайковского «Времена года» 12 пьес. У каждой пьесы есть свое название, состоящее из названия месяца и уточнения художественного образа («Январь. У камелька», «Февраль. Масленица» и так далее). Кроме того, каждой пьесе предшествует стихотворный эпиграф. Все вместе отлично помогает слушателю настроиться на восприятие музыки, мысленно нарисовать картину, создать зрительный образ.
Такой вид программы, как во «Временах года» Чайковского, встречается очень часто. Названия могут ограничиться парой слов. «Море», «Лунный свет», «Отражения в воде», «Сады под дождем», «Колокола сквозь листья», — в музыке Клода Дебюсси программа максимально обобщенная, внесюжетная.
Названия могут рассказывать о каком-нибудь событии. «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» — названия пьес из «Детского альбома» Чайковского позволяют слушателю представить развернутое во времени действие, соотнести его с музыкой, что облегчает восприятие.
Названия могут описывать человека или сказочный персонаж. «Два еврея, богатый и бедный», «Гном» из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского – замечательные примеры такого описания.
Встречается программа сюжетного типа. Варианты сюжетной программы тоже разнообразны. Так, слушая увертюру «Ромео и Джульетта» Чайковского, человек, знакомый с трагедией Шекспира, легко проследит ее основную сюжетную линию (столкновение любви и неумолимого злого рока). Это программа обобщенно-сюжетного типа.
В симфонической картине «Садко» Н. А. Римского-Корсакова программа картинно-повествовательная. Море, спуск Садко на дно морское, золотые рыбки, встреча с морской царевной, постепенно набирающая силу неистовая пляска, в кульминации которой Садко рвет струны на гуслях, снова море, — все это можно представить себе даже в виде кинофильма во время прослушивания музыки.
Бывает, что музыка буквально следует сюжету литературного первоисточника. Детям часто дают слушать симфоническое скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». Она написана по одноименной балладе Гете. Волшебник приказал своему ученику натаскать воды, а тот, решив облегчить свой труд, заколдовал метлу, чтобы она носила ведра с водой. Как остановить метлу, незадачливый ученик забыл. Она продолжала носить воду, даже когда баки были уже полны. Вода начала заливать дом. Ученик с досады разрубил метлу топором, но получилось только хуже: вместо одной метлы воду стали носить две. Пришел сам чародей, исправил положение и пожурил ученика. Все эти события изображены в музыке в точной последовательности.
Такую программу называют последовательно-сюжетной. Она встречается и в крупных произведениях, но гораздо реже, чем обобщенная.
Как видно из примеров, программной музыки очень много, а музыка для детей почти вся программная. Это не случайно. Зрительный образ, который возникает вместе с прослушиванием музыки, облегчает ее восприятие. Однако зацикливаться только на нем не следует. Вместе с картинкой, действием, персонажем, нужно подталкивать ребенка к осознанию настроения, которое создает музыка.
При этом обращаться следует к состояниям и переживаниям, знакомым ребенку. Прослушав «Апрель. Подснежник» из «Времен года» (с предварительной беседой о весне, чтением стихотворного отрывка), хорошо поговорить о том, что такое весна, выяснить, ждет ли малыш окончания зимы и тепла, хочет ли он, чтобы лето наступило быстрее. Потом послушайте пьесу еще раз. Состояние радостного волнения, трепетного ожидания, желания поторопить время, чтобы быстрее дотянуться до чего-то заветного и прекрасного ребенок после такого разговора не только почувствует, но и запомнит.
Звукоизобразительные возможности музыки
В программной музыке широко применяются звукоизобразительные приемы. Классический пример – «Кукушка» Дакена. На простом мотиве, с детства известном любому, построена виртуозная быстрая пьеса. Если прислушаться, кукушка там не одна. Их целый ансамбль. Они перекликаются, «спорят» друг с другом, перелетают с места на место, но делают это не хаотично, а упорядоченно. Почему так? Считается, что кукушка отсчитывает годы жизни человека. На самом деле, как похожи ее звуки на тиканье часов! А вся подвижная пьеса – на бег времени, который не остановить ничем.
Похожим образом ребенку нужно объяснять любой звукоизобразительный прием, который встречается в музыке, расширять его до некоего обобщения.
Пение птиц
Пение птиц само по себе музыкально, каждая птица отличается самобытной мелодией с богатой орнаментикой, оригинальным тембром звучания. Композиторы изображают пение птиц в музыке, связанной с образами природы, а также включают соответствующие элементы в крупные произведения, если это необходимо по смыслу.
А современные композиторы даже используют настоящие записи птичьих голосов. «Пение птиц» Э. Денисова и Cantus Arcticus (Концерт для птиц с оркестром) Э. Раутаваара – замечательные примеры таких сочинений.
Звуки воды
Плеск воды, шум моря, журчание ручейка – образы воды любимы многими композиторами. Ведь в текущей воде есть нечто завораживающее, вечное, как сама жизнь.
Явления природы
Крупные явления природы тоже подвластны музыке. Буря, гром и молния, дождь, восход солнца, шелест и шум ветра, — они встречаются и как темы целых (иногда довольно крупных) произведений, и как части целого. Циклы на тему времен года есть у многих композиторов.
Интонации речи
Человеческая речь богата интонациями. Мы можем не различать слов, но по интонации понимать, что человек возмущается, или жалуется, или кричит от восторга. Интонацию называют основой музыки, потому что каждая мелодия состоит из разных интонаций. Их значение закрепилось с течением времени и понятно всем любителям музыки.
Но иногда композиторы специально имитируют человеческую речь. Это подчеркивает какую-то важную мысль, делает музыку наиболее выразительной. В вокальной музыке часто встречается прием, когда фразу вокалиста допевают или повторяют инструменты оркестра.
К своеобразному речевому приему можно отнести и эхо.
Звуки музыки
Как ни парадоксально, но в музыке принято имитировать звуки музыки! Это пастушьи наигрыши, имитация хорового пения в инструментальной музыке, звуки шарманки, фанфары и сигналы охотников.
Обычно такая имитация нужна как элемент более крупного описания – сцены природы или охоты. Фанфарным призывом нередко начинают какое-нибудь крупное произведение (оперу или симфонию). В давние времена фанфары были военными сигналами, а еще они привлекали внимание людей на городских площадях, рыцарских турнирах, перед выходом важных особ.
Звуки механизмов
Привлекает композиторов и имитация разных механизмов. Ход и бой часов, движение поезда и автомобиля, шум работающих станков на заводе – все это образы движения и времени.
Колокола
Колокольность – это один из стилистических признаков русской музыки. Каждый русский композитор использует в своей музыке имитацию бубенчиков мчащейся тройки, гудящего церковного набата.
Звуки сражений и битв
Любят композиторы изображать в музыке сражения и битвы. Такие эпизоды колористичны и всегда увлекают маленьких слушателей.
Леонард Бернстайн приводит интересный пример, когда рассказывает о смысле музыки. Он проиграл своей маленькой дочери тему из увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль» и спросил ее, о чем эта музыка. Девочка ответила, что она о ковбоях и лошадях.
Послушайте увертюру сами – вы убедитесь, что по звукоизобразительным приемам музыка эта очень похожа на то, как скачут лошади. Россини, когда писал ее, думал об охоте и охотниках (Вильгельм Телль – охотник). Похоже, что швейцарские охотники тоже скакали на лошадях. Маленькая девочка ошиблась только в деталях, — она умела слышать и различать звукоизобразительные приемы в музыке.
От жанра к смыслу
Чтобы понимать смысл музыки, необходимо разбираться и в музыкальных жанрах.
Особого внимания требует песня. Конечно, ребенок и так окружен песней с ранних лет, однако песенная культура совсем не ограничивается детскими песнями. Обязательно следует познакомить ребенка с романсом, выяснить, чем отличается романс от песни.
Отдельного знакомства требуют хоровое пение, разнообразные жанры народной песни. Вокальная музыка традиционно считается знаком «русскости», она исподволь воспитывает любовь к Родине.
Постепенно ребенок будет знакомиться с «серьезными» жанрами классической музыки, в том числе и принципиально непрограммными (соната, симфония, концерт и другие жанры). Умение формировать зрительный образ при слушании музыки, выделять приемы звукоизобразительности, опора на жанровость сделает слушание сложной (и даже непрограммной) музыки увлекательным занятием.
Наступит момент, когда нечто не совсем понятное, неопределенное, возможно, не очень интересное вдруг волшебным образом обнаружит для ребенка свою скрытую сущность, обретет смысл.
Редко кому удается описать это ощущение словами. Это некое совпадение музыки и внутреннего «Я» человека, совпадение чувствования, состояния души, движения сердца, пристрастия. Человеку становится понятным нечто новое в области собственного внутреннего мира, возникает определенность своего эмоционального состояния. Он узнает в музыке собственное чувствование мира. Поэтому сентенция вида «музыка рассказывает о чувствах» для человека, которому на самом деле открылся смысл музыки, покажется плоской и ничего не объясняющей.
Музыка влечет человека как возможное средство обращения к себе. Именно поэтому она приносит столько радости, именно отсюда берет начало ощущение увлеченности, захваченности музыкальным произведением, стремление слушать его снова и снова.
Классическая музыка довольно трудна для восприятия, а неподготовленному слушателю практически недоступна. Но она содержит в себе смысловые богатства, которые не способны выразить ни человеческий язык, ни другие искусства. Научиться ее слушать, понимать и научить этому ребенка – важное, благородное дело.
Беседа о классической музыке
Беседа о классической музыке.
Ранние музыкальные впечатления занимают особое место в нравственно-эстетическом воспитании личности. Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфическому эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности, музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и проявлений.
Функции музыки разносторонние и разнородные, музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка. Но почему все-таки именно классическая музыка так необходима детям? Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей дошкольного возраста, в процессе музыкального воспитания, в частности, способности различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д., носят характер общий и помогают детям овладевать другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только эстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее, и в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности; восприятия, исполнительства, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности, получая общие сведения о музыке как о виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, ка исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса к ней.
Чтобы привить детям любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.
Так какую-же музыку можно рекомендовать дошкольникам?
Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке занятия старалась так строить беседу, подбирать музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям. Поэтому беседа о классической музыкепрошла познавательно и продуктивно: я познакомила детей с музыкой великого композитора П. И. Чайковского, с историей создания его музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями, в частности «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза».
Волновал главный вопрос: понравится ли детям музыка и вызовет ли у них интерес? Прослушивание музыки сопровождалось художественными иллюстрациями произведений, что способствовало вовлечению детей в ход беседы.Дети были очень заинтересованы: музыка их буквально «захватила». Затем, предложила сыграть «Марш деревянных солдатиков» на детских шумовых музыкальных инструментах и промаршировать под него. Активны были даже самые робкие дети. Ребята с любопытством впитывали каждый звук сказочного марша.
Музыкальное произведение П. И. Чайковского «Сладкая греза» вызвало у детей эмоциональный отклик на чувства, выраженные в музыке. Увлеченно дети говорили о музыке.
Появившийся интерес детей к классической музыке обрадовал меня. Это означало, что предварительная работа не прошла даром, обогатила детей новыми музыкальными знаниями, вызвала интерес к классике.
Что мы уносим с детства?Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучивал с нами отец, мамину колыбельную, радость новогодней елки, красоту распустившегося цветка. От нас с вами зависит какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет душевное богатство, полученное от общения с классическим музыкальным искусством.
Конспект НОД по музыке для подготовительной группы Конспект НОД по музыке для подготовительной группы Конспект открытого занятия «Песня дня» Цель: продолжать развивать музыкальные способности.
Конспект НОД по музыке «Крещендо в листьях клёна» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКА»: «КРЕЩЕНДО В ЛИСТЬЯХ КЛЕНА» Подготовительная.
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с классической музыкой». Дошкольный возраст – самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться.
Лэпбук по музыке «П. И. Чайковский» Методическое пособие. Лэпбук «Петр Ильич Чайковский». Музыкальный руководитель МБДОУ № 7 Осинина Маргарита Юрьевна. Актуальность. Музыкальное.
Конспект НОД по восприятию классической музыки «Путешествие по странам» Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом» Задачи: 1. развивать эстетику, воображение, музыкальный.
Музыкальный досуг «Осенние сестрички» для старших дошкольников с использованием классической музыки Музыкальный досуг «Осенние сестрички» для старших дошкольников. Звучит «Сентябрь» Чайковского, дети входят в зал и останавливаются свободно.
Непосредственная образовательная деятельность по музыке «Подснежник» КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «ПОДСНЕЖНИК» Музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР.
Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века Гребенщикова Ирина Петровна воспитатель МАДОУ «Детский сад №147» г. Рязани «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир.
Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества «в котором всё более вытесняется.
Знакомство детей с классической музыкой Здварда Григ «Утро» Видео Знакомство детей с классической музыкой Эдварда Григ «Утро» Цель: приобщение детей к классической музыке. Ребята, сегодня наш разговор.