Как объяснить ребенку что такое потешки
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
Елена Ивановна Григорьева
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить. Детей привлекает их звучность напевность, повторяемость. Меткие выражения потешек обогащают словарь ребёнка, прививают любовь к народной поэзии, способствуют нравственному и эстетическому развитию.
Как же использовать потешки?
Чтобы вызвать у детей желание умываться прохладной водой, рассказываем потешку:
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!”
Позже рассказать потешку при проведении дидактической игры “ Купание куклы” и при рассматривании картины “ Девочка купает куклу’. Детям потешка нравится, они с удовольствием проговаривают её в процессе умывания, используют в играх с куклой. При обучении детей разным умениям умывания прочитать такие потешки:
” Мыль ладошку, мыль ладошку,
Мыль, мойся, старайся. ”Или :
Мойтесь сразу оба глаза,
Льётся светлая водица,
Уши тоже любят мыться. ”
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
дем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
(Повторять, изменяя зверей у порога,
пока ребенку не надоест:
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква)
ду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
УТЕШАЕМ ПЛАЧУЩЕГО МАЛЫША
ридет киска неспеша
Мяу-мяу – скажет киска
ы, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ С ПОТЕШКОЙ
Мы в обиду не дадим.
Всем-всем по саженке,
От носочков до макушечки,
Маленькими не останемся.
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Раз, два, три, четыре, пять –
Завязали дружно шапки
Надеваем мы на ножки
Валенки или сапожки
И пойдём скорей гулять,
Прыгать бегать и скакать.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Пришло время кофточку
ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
1. Катя, Катя маленькая,
Поди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
2. Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Глазки смелые, зубки белые.
3. Уж ты, зимушка – зима,
Все дорожки, все пути –
Не проехать, не пройти.
5. Наша – то хозяюшка сметливая была,
Всем в избе работушку к празднику дала.
Чашечку собачка моет язычком.
Мышка собирает крошки под окном.
По столу котище лапою скребет.
Половичку курочка веничком метет.
6. Солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам весну встречать.
7. А тари, тари, тари,
Куплю Маше башмаки.
Куплю Маше подушки.
На березе, на сосне,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке
Таким образом, в детских потешках заложен тонкий
педагогический смысл.Они направлены на решение следующих задач:
— воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны.Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слоо можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
— формирование грамматического строя речи
— развитие монологической и диалогической речи
— развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду и дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Использование устного народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека.
Мастер-класс «Использование арт-терапии в работе c детьми дошкольного возраста» План проведения: 1. Знакомство. 1.1. Упражнение «Знакомство» Ведущий и участники знакомятся друг с другом, говорят о своем настроении.
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет.
Народные потешки как средство развития образной речи детей
Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей
«Народные потешки как средство развития образной речи детей»
Воспитатель: Кабарухина Т. Н.
МБДОУ № 17, г. Таганрог.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь. Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.
Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников.
Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности, эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек.
В потешке
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи-
Налетели тут грачи,
Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи». При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи», что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей. Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей.
В потешке
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку.
Либо Бореньке снесть?
Да и Бореньке снесу.
Так же присутствует олицетворение: котик «очеловечивается»— «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку.В стихотворении решается вопрос: или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ: и самому отведать, и Бореньку угостить.
В потешке
Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразнымихлебо-булочными изделиями: пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом.
В потешке «Сегодня день целый
все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются»: лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.
В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей, автор – народ использует образы животных, которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том, что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки, её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.
В потешке «Идёт лисичка по мосту,
Несёт вязанку хворосту
В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно». Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки, которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой».
В потешке «Петушок, петушок,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь»
эпитеты «золотой», «масляна», «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка, как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.
В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает».
В потешке
«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Кому в платок, Кому в зобок,
используется прием олицетворения;
белка как бы очеловечивается: она «сидит» на тележке, «продает» орешки,а так же используются фразеологизмы: лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый;в словах: лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества. Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей.
В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.
Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.
Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание,которое повторяется два раза:
— Не ешь одна! Не ешь одна!
— Почему? Наверное, автор – народ учит, что нужно делиться с другими, уметь дружить, потому что друзья всегда придут на помощь.
Как это было в потешке
Загорелся Кошкин дом,
Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.
«Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собака – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка? Народная мудрость гласит: нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.
В потешке «Водичка, водичка
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
вода «оживает», автор – народ обращается к ней, как к «мыслящему существу»: оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость.
В потешке «Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.
В потешке ощущается народный юмор, желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей.
В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную». Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.
Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, способствуют образности речи дошкольников.
Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Поддержка одаренных детей в ДОО Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.
Консультация «Значение и роль потешек в жизни ребенка»
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки.
Потешки, служат помощниками в воспитании звуковой культуры речи, у детей развивается речевой слух и произношение звуков.
Потешки, вызывают в ребенке дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их.
Во время игры ребенок, начинает вводить понемногу, народные потешки, когда кормит куколку или укладывает ее спать. Каждая потешка должна соответствовать своему возрасту. С помощью потешек, развивается мелкая моторика рук, все это взаимосвязано с развитием речи детей. Почти каждая потешка содержит в себе глаголы, в связи с этим происходит обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с фольклором, тем раньше он станет говорить, научится раньше связно выражать свои мысли, свои эмоции. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками.
Для запоминания потешки, ее повторяют 2-3 дня, когда ребенок запоминает ее, меняют.
Короткие и простые потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на отдых, сон.
На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки.
Нужно использовать как можно больше потешек, для развития речи малыша, чтобы интересно проводить время.
Каждый родитель развлекает детей потешками, играя пальчиками, ручками, ножками («Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», подбрасывая их на руках или коленях, многие дети любят, чтобы их гладили, прижимали к себе, обнимали, держали за ручки. В физическом контакте, как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, фольклорные произведения.
Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:
Чтобы ребенок начал двигаться, можно использовать такую потешку:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Даже во время кормления, помогают некоторые потешки, детки с удовольствием начинают кушать,например:
Ешь кашу сладеньку,
Чтобы помочь детям быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:
Ночь пришла, темноту принесла,
Когда детки просыпаются можно использовать такие потешки:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все время времечко
Как пшеничное тесточко.
Некоторые детки при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Таким образом, в процессе игры больше разговаривайте со своим малышом, поощряйте двигательную и познавательную активность, в скором будущем, у малыша появится, красивая и эмоционально богатая речь.
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.
Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.
Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.
Консультация для родителей «Роль матери в жизни ребенка» Взаимоотношения между младенцем и матерью очень важны. Материнская любовь является по своей природе безусловной, т. е. не требует ничего.
Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.
Консультация для родителей «Роль воды в жизни ребенка» Здоровье ребенка – одна из главных забот родителей. Ключевую роль в формировании детского организма и укреплении иммунитета играет вода.
Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.
Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка» Нам всем известно, что дети с раннего детства любят танцевать, но когда дети приходят в детский сад, некоторые родители высказывают мнение,.
Роль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.
Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.