Как объяснить ребенку что такое распространенное предложение и нераспространенное
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Распространенные предложения. Примеры
Рано утром я выехал в Москву
Кто? Я. Это подлежащее.
Я что сделал? Выехал. Это сказуемое.
Выехал когда? Рано утром. Это обстоятельство.
Выехал куда? В Москву. Это дополнение.
А из нашего окна площадь Красная видна.
Красная площадь видна откуда? Из нашего окна.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря
Жили-были где? У самого синего моря.
Второстепенных членов в распространенном предложении может быть сколько угодно.
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, второстепенных членов в нем нет. Например: Я выехал. Жили-были старик со старухой. Видна Красная площадь.
В нераспространенном предложении могут использоваться предлоги и частицы (они не являются членами предложения), может быть больше одного подлежащего и сказуемого. Также подлежащего или сказуемого может не быть вовсе.
Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее может выражаться существительным, местоимением, прилагательным, причастием.
Примеры: Папа был доволен. Они думают. Седой улыбнулся. Отдыхающие вернулись в гостиницу.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я пришел к тебе с приветом.
Может быть составным глагольным: Преподаватель прекратил говорить.
Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Примеры определений: Это были белые розы. Вошел высокий и статный офицер. Рядом располагался наш дом.
Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.
Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Примеры обстоятельств: Мы быстро побежали. Собеседник устало улыбнулся. Из-за опоздания Андрей всё пропустил.
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Примеры дополнений: Мы купили на рынке банку варенья. Передаю вам привет. Ракета отправляется в полет. Коллега рассказал о поездке в отпуск.
Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).
«Распространите предложение». Как распространить предложение?
Добавим определение и получим распространенное предложение: Пришла долгожданная зима.
Зима какая? Долгожданная. Это определение.
Можно добавить обстоятельство: С опозданием пришла зима.
Можно добавить дополнение: В Москву пришла зима.
А можно добавить все сразу: В Москву с опозданием пришла долгожданная зима.
«Напишите 6 распространенных предложений». Как их найти и составить
Детям в школе часто дают задание: «напишите 2 [или 3, 4, 5, 6] распространенных предложения». Как это сделать?
Как найти и написать распространенное предложение
Примеры распространенных предложений из литературы
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. (А.С. Пушкин)
Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. (И.С. Тургенев)
На правом фланге у Багратиона в девять часов дело еще не начиналось. (Л.Н. Толстой)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)
Как составить распространенное предложение
Потом добавьте в предложение второстепенные члены.
Сестра (как?) внимательно читала (что?) книгу (где?) за столом.
Вот вы и составили распространенное предложение.
Сестра внимательно читала книгу за столом.
Другие примеры распространенных предложений
С самого утра небо ясно. (И.С. Тургенев)
Полная луна плыла по ясному безоблачному небу. (В. Арсеньев)
Я лег на снег и закрыл глаза. (В. Каверин)
Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский)
Шагал по мокрой дороге седой старик. (В. Шукшин)
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Тема: Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Цель: формирование представлений о распространённых и нераспространённых предложениях.
Урок посвящен изучению основы предложения и её месту в предложении. В ходе урока учащиеся научатся находить основу предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения (без терминов), а также соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как «слова-названия предметов», «слова-названия действий предметов» и «слова-названия признаков предметов».
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме: нет
Задания тренировочного модуля:
В представленной таблице пропали некоторые предложения. Поставьте все предложения на место.
Он очень любит золотую осень.
Волшебница коснулась платья своей волшебной палочкой.
На кухне стоит стол.
Она очень любит свою интересную работу.
Лилии и розы зацвели.
Я пришёл домой, Колесо сломалось, Мама работает в школе, Собачка лает, Мы читаем и пишем, Мама работает, Девочка с радостью ходит в любимую школу, В почтовом ящике лежит письмо.
К каждой картинке составьте два предложения. Одно предложение распространённое, а другое предложение нераспространённое. Например: А) Ребята смотрели. Б) Ребята смотрели на игрушки.
1.Как называются предложения, в которых есть только грамматическая основа?
2. Как называются предложения, которых кроме грамматической основы есть слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое? Чей? Где? Куда?
4. Подлежащее и сказуемое – это _____ члены предложения. Какие они?
3. Как называются члены предложения, которые поясняют основу предложения?
5. Какой главный член предложения отвечает на вопрос кто? или что?
6. Какой главный член предложения отвечает на вопрос что делать?
Основные результаты по итогам урока: