Как объяснить ребенку что такое республика
Республика — что это такое, определение, виды и формы республик.
Республика – это форма правления, основанная на согласии народа и управляемая представителями, избранными народом; при этом наследственное правление монархии или аристократического сословия запрещено.
Что такое РЕСПУБЛИКА — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Республика – это государство, в котором верховная власть принадлежит народу и его избранным представителям, то есть граждане голосуют за избрание репрезентативных лидеров своих личных интересов и политических убеждений.
Эволюция термина «республика».
До 17 века термин «республика» обозначал любое государство, которое не является тираническим режимом. Происходя от латинского выражения res publica («общественная вещь»), категория республики включала в себя не только демократические государства, но также олигархии, аристократии и монархии. Тиранические государства были исключены из концепции республики, потому что их целью является не благо всего их населения, а частная выгода отдельного человека.
В течение 17 и 18 веков значение термина изменилось вследствие сопротивления абсолютистским режимам и их потрясением сериями войн и революций: от Восьмидесятилетней войны (1568–1648) до Американской (1775–1783) и Французской революций (1787–1789). В результате этих событий термин «республика» стал обозначать форму правления, при которой правитель назначается в соответствии с конституцией периодически, в отличие от наследственных монархий.
Несмотря на его демократический смысл, этот термин был востребован в 20 веке государствами, руководство которых обладало большей властью, чем большинство традиционных монархов, например, военные диктатуры, такие как Республика Чили при Аугусто Пиночете, и тоталитарные режимы, такие как Корейская Народно-Демократическая Республика.
Истоки концепции республики.
Концепция республики была разработана во времена Древней Греции и Древнего Рима. Например, города-государства Афины и Спарта считались республиками, как и Римская республика с 509 г. до н.э. по 27 г. до н.э. (это было установлено с концом Римского царства и продолжалось до образования Римской империи). Однако права людей, живших в те времена и в тех местах, не были такими обширными, как у современных республиках.
Первая в мире республика.
Одним из самых ранних примеров демократических цивилизаций были республики древней Индии, созданы примерно до VI века до нашей эры. Эти республики были известны как Маха Джанапады.
Вайшали, расположенная в районе Вайшали в Бихаре, считается первой республикой в мире и в настоящее время и является местом археологических раскопок в Индии. Вайшали получила свое название от царя Вайшалика, о подвигах которого упоминается в Рамаяне.
Различные ссылки на Вайшали можно найти в текстах как джайнизма, так и буддизма. Основываясь на информации из этих текстов, Вайшали была основана в VI веке до нашей эры как республика, то есть до рождения Будды.
Республика и демократия.
Большинство демократий в мире сегодня называют себя республиками или демократическими республиками. Например, в статье 1 Конституции Республики Корея (Южная Корея) 1988 года говорится: «Республика Корея должна быть демократической республикой. Суверенитет Республики Корея принадлежит народу, и вся государственная власть исходит от народа». А в статье 1 Конституции Итальянской Республики 1948 года говорится: «Италия – демократическая республика, основанная на труде. Суверенитет принадлежит людям, которые осуществляют его в соответствии с процедурами и в пределах, установленных конституцией».
Однако не все демократии являются республиками, и не все республики являются демократиями. Например, Соединенное Королевство, одна из ведущих демократий мира, является не республикой, а конституционной монархией. Другие известные конституционные монархии, являющиеся подлинными демократиями, включают Данию, Японию, Нидерланды, Норвегию, Испанию и Швецию. Бывший Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз) состоял из 15 составных (союзных) социалистических республик, из которых Советская Социалистическая Республика Россия была наиболее заметной. Однако Советский Союз не соответствовал критериям, по которым демократия определяется среди стран нашего мира. Точно так же нынешние коммунистические государства Китая, Кубы и Северной Кореи являются недемократическими республиками, потому что они не проводят демократических выборов и не защищают справедливо права определенных меньшинств.
Среди недемократических республик мира сегодня выделяются такие авторитарные или деспотические страны, как Алжир, Ангола, Бирма (Мьянма), Иран, Ливия, Пакистан, Судан, Сирия, Узбекистан и Зимбабве. В некоторых недемократических республиках, таких как Иран, периодически проводятся выборы представителей в парламент, который принимает законы большинством голосов членов. Однако из-за того, что существует правило большинства без надлежащей защиты прав меньшинств, выборы не являются достаточно инклюзивными, и все группы в стране не обладают гражданством на равных условиях.
Формы республик.
Какие есть республики? Республики бывают разных форм. Их можно разделить на основе того типа государственных принципов, на которых они действуют. Основные из них:
Они состоят из подразделений, таких как штаты или провинции, которые имеют некоторую автономию от национального правительства (им разрешено иметь свои собственные правила и законы, но они объединены под одним федеральным правительством). Соединенные Штаты Америки, Аргентинская Республика, Босния и Герцеговина, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Республика Австрия, Республика Индия, Республика Ирак, Российская Федерация, Швейцарская Конфедерация и др.– примеры федеративной республики.
В унитарных республиках подразделения, если таковые имеются, управляются как единое целое с одним законодательным органом. Например, Арабская Республика Египта, Центрально-Африканская Республика, Доминиканская Республика, Демократическая Республика Конго, Грузия, Греция, Исландия, Ирландия, Словакия, Тайвань, Украина и др. – унитарные республики.
Это теократические страны, в которых власть принадлежит народу. А конституция, основанная на исламских законах. Исламская Республика Афганистан, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Мавритания, Исламская Республика Пакистан – примеры исламской республики.
Типы республик.
Правительство республики.
Правительство республики осуществляет исполнительную власть. Членами правительства республики в основном являются премьер-министр и министры.
Правительство республики направляет и координирует деятельность государственных органов. Органами государственной власти могут являться министерства, аппарат правительства, уездные правительства, исполнительные органы и инспекции, местные органы, наделенные полномочиями осуществлять исполнительную власть.
Правительство республики принимает в пределах своих полномочий решения на заседаниях правительства.
Союзы республик.
Чаще всего республика – это единое суверенное государство. Однако в некоторых случаях субсуверенные государства объявляются республиканскими по своему характеру. Каждому из штатов США гарантируется «республиканская форма правления» Конституцией Соединенных Штатов. Советский Союз – еще один пример субсуверенных республик. 15 отдельных стран, находившихся под советским влиянием, считались Союзом Советских Социалистических Республик (Армения, Азербайджан, Белоруссия (ныне Беларусь), Эстония, Грузия, Казахстан, Киргизия (ныне Киргизтан), Латвия, Литва, Молдавия (теперь Молдова), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Столицей была Москва, тогда и сейчас столица России. Крах советского коммунизма привел к развалу Советского Союза, истощенному идеологическим, политическим и экономическим кризисом. Это, в свою очередь, ускорило распад империи. Организации, относящиеся к «советскому федерализму», ускорили распад Советского Союза, несмотря на то, что в первую очередь предназначались для его консолидации. Одна за другой когда-то союзные Советские Социалистические Республики (ССР) провозгласили свой суверенитет летом 1991 года. В декабре того же года некоторые из этих стран, которые к тому времени стали независимыми республиками, пересмотрели свои соответствующие связи, создав Содружество Независимых Государств (СНГ).
Социальная республика.
Термин «социальная республика» стал особенно популярным среди радикалов во время революций 1848 года. Он составлял половину популярного лозунга «Демократическая и Социальная Республика (la République démocratique et sociale)», который стал сплоченным кличем социалистов и республиканцев, борющихся за республику, которая одновременно установит всеобщее избирательное право для мужчин, выйдет за рамки политических реформ и будет направлена на защиту прав человека.
Карл Маркс вводит понятие «социальной республики», ссылаясь на революции 1848 года и Парижскую коммуну 1871 года. Он объясняет, что в социальной республике рабочий класс обладает политической властью. В контексте революций 1848 г. он обозначает социальную республику как государство, в котором рабочий класс берет на себя ответственность за буржуазную республику. В контексте Парижской коммуны он добавляет идею о том, что рабочий класс трансформирует политические институты буржуазной республики, чтобы они стали подходящим средством достижения социальной эмансипации.
Другие термины, используемые Марксом для отличия предпочитаемой им социальной республики от буржуазной республики, включают «республику труда» и «красную республику». Все эти термины следует рассматривать как примерно эквивалент более известной фразы «диктатура пролетариата».
что такое республика, кто может понятно объяснить.
Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело» ) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
* Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
* Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
* Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
* В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
* Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
* Источником власти признается народ.
* Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
* как избирается парламент,
* как формируется правительство,
* какой объём правомочий принадлежит президенту.
Народная Республика- Термин «Народная республика» часто использовался коммунистическими или родственными им режимами в качестве официальных наименований стран, в которых они были у власти. Многие из этих стран называют себя социалистическими странами в их конституциях. Подразумеватется, что государство действует в интересах подавляющего большинства населения и, таким образом, республика является подлинно народной республикой [1] Противники Марксизма-Ленинизма утверждают, что название «Народная Республика» используется главным образом в пропагандистских целях. На Западе, государства под контролем Марксистско-Ленинских правительств иногда называют коммунистическими странами, хотя они никогда не использовали такое название сами.
Китай (Кита́йская Наро́дная Респу́блика) называет себя «народной республикой» и поэтому в США средства массовой информации иногда называют КНР просто «Народной Республикой» (Peoples’ Republic).
Два других государства также содержат термин «народная республика» в своем официальном наименовании:
Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика)
Северная Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика)
Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело» ) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Преимущественный приоритет прав личности над государственными. [источник не указан 20 дней]
Источником власти признается народ.
Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
как избирается парламент,
как формируется правительство,
какой объём правомочий принадлежит президенту.
Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело» ) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
* Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
* Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
* Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
* В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
* Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
* Источником власти признается народ.
* Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
* как избирается парламент,
* как формируется правительство,
* какой объём правомочий принадлежит президенту.
Респу́блика (лат. res publica, «общественное дело» ) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
* Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
* Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.
* Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
* В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
* Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
* Источником власти признается народ.
* Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
Кхалиси, джедаи и Фрэнк Андервуд: как объяснить детям, что такое республика и монархия
Учитель Артём Русакович ведёт канал, с помощью которого можно подготовиться к ЕГЭ. Из прошлых выпусков мы уже узнали, как доступно и интересно рассказать школьникам о функциях государства, а также о его признаках. На этот раз предлагаем посмотреть вместе с детьми сразу два свежих ролика: о видах монархии и республики.
В изучении многих тем из курса обществознания идеальный подход — исторический. Нужно взять какой-то социальный институт или явление и посмотреть, как на разных этапах истории возникали его отдельные признаки или разновидности.
В этом деле можно иногда погрешить против истины. Как говорится, иногда лучше соврать, чтобы точнее рассказать правду. В этом плане мне нравится говорить про виды юридических лиц: о том, как вначале возникли объединения купцов, которые совместно управляли своим бизнесом и несли полную ответственность за него (полное товарищество). Как потом к ним начали приходить зажиточные горожане и владываться в их дело в обмен на часть прибыли (товарищество на вере). Как позже зажиточные горожане просто скидывались и нанимали управляющего для ведения бизнеса (общество с ограниченной ответственностью). Как ещё позже скидываться на общий бизнес стали тысячи и миллионы не знакомых друг с другом людей. Они покупали ценные бумаги одной компании и получали права на управление и часть прибыли (акционерное общество).
Пусть даже эти юрлица возникли не в том порядке, но именно такой подход позволяет ученикам лучше понять разницу между ними и их отличительные признаки.
По такому же принципу можно изучать формы правления. Если мы говорим про монархию, то все три вида монархии (абсолютная, дуалистическая и парламентская) — это по сути три стадии процесса, в ходе которого уменьшалась власть короля в европейских государствах. Сначала у него была вся власть, потом право принимать законы отошло к парламенту, а потом парламент забрал и право формировать правительство. Ну а республики — это во многом отражение или копирование монархических форм правления. Президентская республика — аналог дуалистической монархии, а парламентская республика — аналог парламентской монархии. Ведь когда люди создавали их, они во многом опирались на известные им формы правления.
Стадии этого процесса отражены во многих фильмах, сериалах и даже мультфильмах. Руководители государства — частые гости в массовой культуре. И если в каком-то произведении упоминается король, президент, премьер-министр или депутаты парламента, то в нём, скорее всего, отражены и особенности формы правления данного государства. Если это король из фэнтэзийного мира или раннего Средневековья, мы увидим абсолютную монархию во всех её проявлениях, если это современный король — парламентскую монархию. Американский президент, который даёт указания министрам, — это признак президентской республики, а премьер-министры большинства европейских стран — это одна из парламентских форм правления (монархия или республика).
Организация образовательной деятельности с детьми 5–6 лет по теме «История России и ее символика (герб, флаг, гимн)»
Цель:формирование представлений о родной стране,развитие патриотических и гражданских чувств.
1. Формировать знания о России,познакомить с историей возникновения страны,с ее символикой.
2. Формировать интеллектуальные качества,первичные представления о государстве.
3. Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности.
Интеграция образовательных областей:Социализация (расширение знаний о России);Познание (развитие интереса к истории родной страны);Художественная литература (знакомство с литературой о родной стране);Художественное творчество (формирование эстетического отношения к окружающему миру)
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций Древней Руси (дома,быт,изображение князя,изображение боя,рассматривание атласа,карт)
Материал:таблицы слов (Россия,герб,гимн,флаг);разрезные слова (герб,флаг,гимн);флаг РФ ; мнемотаблица;коллаж)
1. Воспитатель предлагает детям подойти к панно «Режим дня»
-Что изменилось,что появилось нового (правильный ответ-слова Россия,герб,флаг,княжество,государство)
-Педагог предлагает детям продолжить знакомство со с страной,в которой мы живем,Россией и поговорить о том,как образовалось российское государство.
2. Далее дети рассматривают атлас,находят Россию,показывают границу.Воспитатель объясняет:граница-линия раздела между территориями,рубеж,показывает линию границы на карте и просит повторить детей.
3. Далее вносится коллаж,воспитатель предлагает послушать рассказ об образовании российского государства и запомнить его.
«Наша Родина-Россия,государство очень древнее,оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов,ни домов,в которых мы живем. А были небольшие деревянные домики по берегам рек,в которых жили наши предки. Предки-это люди,от которых мы произошли.Они были очень гостеприимными:когда к ним заходил какой-нибудь странник его принимали и хорошо угощали. Много княжеств-государств было в Древней Руси-так называлась тогда Россия. Правителем княжества был Князь,его все слушались,ему все подчинялись. Князья часто ссорились,захватывали друг у друга земли,но когда нападали враги из других стран,князья объединялись. Вместе легче не только воевать,но и трудиться. Затем решили выбрать одного,главного князя,все остальные стали ему подчиняться,и образовалось Русское государство. Оно стало большим и сильным. «
4. Педагог предлагает детям игру «Собери из частей слово»
-детям предлагается прочитать слово (герб)
Дается объяснение:герб-это эмблема государства,города. На нем изображены разные предметы,рассказывающие об этом государстве.
Далее рассматривается герб России,дается объяснение-орел на гербе означает силу нашей страны. У орла 2 головы,потому что наше государство очень большое,орел смотрит в разные стороны,как бы показывая,что государство большое. Корона означает,что Россия живет по законам,а охранял эти законы царь. В одной лапе орла посох или жезл,а еще его называют-Скипетр. Это символ царской власти,в те времена в России правил царь. В другой лапе орла шар,его называют-Держава-обозначает могущество (силу).
Российскому гербу много много лет. Конечно нет сейчас царей,но корона,скипетр и держава напоминают нам о том,что наша Родина очень древняя,что возникла очень давно.
5. Педагог предлагает собрать из частей еще одно слово. (флаг)
Детям предлагается найти флаг России в группе,описать его,из каких частей состоит,какой материал используется для изготовления.
Объясняет детям:у каждой страны есть не только герб,но и флаг. У России флаг трехцветный (триколор).Белый цвет-это цвет мира (показ символа-голубь,синий цвет-это вера,верность (показ «вера»,красный цвет-это цвет силы (показ символа-штанга).Вот как много могут рассказать о стране герб и флаг.
6. Педагог предлагает собрать еще одно слово (гимн,дети читают.
Гимн-это торжественная песня в честь страны или города. Когда звучит гимн все обязательно встают,а мужчины снимают головной убор.
Детям предлагается прослушать гимн России.
По окончании можно предложить детям изготовить флаг России.
Конспект интегрированной НОД в младшей группе «Наша страна — Россия» Вид НОД: Формирование целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация»,.