Как объяснить ребенку что такое школа
Беседа «Что такое школа?»
Елена Бородина
Беседа «Что такое школа?»
Цель: расширять знания детей об истории создания школ, о появлении профессии учителя
Содержание беседы:
Что такое школа?
Ты, конечно, без труда ответишь на этот вопрос.
А ты думаешь, школы были всегда? Нет. Было такое время, когда школ вообще не существовало.
Как же учились дети? Ведь это очень важно, чтобы дети учились, чтобы взрослые им рассказывали всё, что знают сами.
В далёкие древние времена школ не было, и каждого ребёнка учила его мама и то племя, в котором рос ребёнок. Детей учили ухаживать за животными и растениями, заботиться о малышах, готовить пищу и даже иногда охотиться.
Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать детей лучше других, знают больше, чем другие. Появилась профессия УЧИТЕЛЯ.
Учитель учил не только своих собственных детей, но и всех других. Появились школы — места, куда приходили учиться. В жарких странах школы были прямо под открытым небом, а в холодных — в домах. Детей обучали только грамоте и счёту.
А вот в современных школах дети учатся очень многому — чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много интересного и важного о природе, о жизни людей, о технике, путешествиях. Да и сами школы стали совсем другими — светлыми, просторными, большими.
Как вы думаете, чему научитесь вы, когда пойдете в школу?
Каким я представляю себя в школе? (рисунки детей) Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи.
Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.
Как объяснить современному ребенку дошкольного возраста, зачем надо идти в школу
Дружинина Екатерина
Как объяснить современному ребенку дошкольного возраста, зачем надо идти в школу
Конспект занятия «Медвежонок Миша и его друзья готовиться идти в школу» Конспект занятия «Скоро в школу» Программное содержание: вызвать интерес к математике, закрепить знания полученные детьми, развивать навыки.
Интерактивная экскурсия дошкольников в школу «Завтра в школу вам идти!» Интерактивная экскурсия дошкольников в школу «Завтра в школу вам идти!» Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся различных.
Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?» Консультации для родителей: «Как научить ребенка общаться с людьми?», «Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?» Как научить.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам» Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Как привить ребенку интерес и любовь к книгам. «Чтение – это окошко, через которое.
Консультация для родителей средней группы «Зачем надо чистить зубы» Каждому ребенку мама или папа говорили, надо чистить зубы, но никогда не объясняли зачем, поэтому у ребенка 4-5 лет и нет желания. Ведь.
Консультация для родителей «Зачем ребенку музыка?» Консультация для родителей «Зачем ребенку музыка?» Итак, у вашего ребенка склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить,.
Развлечение «Как Иванушка не хотел идти в школу» для детей старших и подготовительных групп Ведущий: Здравствуйте взрослые! Здравствуйте дети! Сегодня удивительный и прекрасный праздник – День знаний. Этот день открывает учебный.
Зачем надо привлекать современных детей к труду А. С. Макаренко считал, что жизнь человека немыслима без труда: трудом создаются материальные и духовные ценности, отношением к результатам.
Консультация «Зачем ребенку нужны сказки?» Сказка – отличный способ настроить ребенка на позитивное восприятие окружающего мира. Но только выбирайте такую сказку, которая хорошо заканчивается.
Как доходчиво объяснить ребенку, зачем нужно учиться?
В чем могут быть причины отсутствия интереса к учебе и что сделать родителям, чтобы ребенок учился с удовольствием? Поговорили об этом с психологом Александром Покрышкиным.
Александр Покрышкин — детский психолог, игровой терапевт, эксперт DIR/Floortime. Ведет блог в Instagram.
Лень и скука — симптомы, а не причины
— Как объяснять детям в разном возрасте, зачем учиться? Так, чтобы они понимали.
— Любой ребенок довольно рано знает, зачем нужна школа: чтобы стать самостоятельным человеком, зарабатывать деньги, заниматься интересным делом и прочее.
— Но для него это во многом абстрактные вещи, да и вообще «уйду в сквот, не буду работать». Как говорить с ребенком, чтобы мотивировать?
— В нашей культуре есть идея, что существуют некие правильные слова, которые нужно сказать ребенку, и тогда он все поймет и будет делать так, как хотят родители. Но мотивация устроена сложнее. Ребенку важно не только понимать, зачем он что-то делает, но еще и чувствовать себя в безопасности, ощущать достаточно компетентным, чувствовать, что он справляется с задачей, а также получать удовольствие от процесса и поддержку значимых взрослых. Именно страх ошибок и других неприятностей побуждает детей затягивать выполнение домашних заданий (то есть «лениться»), а вовсе не недостаток информации о собственном будущем и смысле обучения. И зачастую разговоры о сквотах в таком контексте — способ детей справиться с трудностями. Поэтому родителям, прежде всего, нужно ответить на вопросы: что именно ребенку сложно и как помочь сделать сложное проще для него?
— Если школьник пропускает все слова мимо ушей и говорит, что ему все лень.
— В современной психологии не рассматривают лень как причину. Это симптом, который маскирует более сложную проблему. У нас есть три реакции на стресс: бей, беги или замри. Так вот «замри» — как раз то, что мы называем ленью. Значит, учеба по каким-то причинам дается ребенку непросто.
— Почему же ребенок не говорит прямо, что ему трудно?
— У детей не хватает слов, чтобы отрефлексировать и донести, что именно не так. Это сложная задача и для взрослого. Поэтому часто они выбирают ответы интуитивно, стараясь нас успокоить. Допустим, «мне скучно» или «лень». И часто они сами в это искренне верят. Задача родителя — провести свое расследование и поразмышлять вместе с ребенком, если это возможно: в чем сложность и как мы можем с ней справляться. Иногда достаточно спросить: «Что тебе больше всего не нравится в математике?» и таким образом понять, что именно трудно. Но может последовать ответ: «Она просто дурацкая», и это означает, что нужно разбираться дальше самим.
— То есть естественная ситуация — интерес к учебе, а если его нет — есть какая-то скрытая сложность?
— Да. Но не обязательно быть отличником с горящими глазами: интерес и успеваемость могут меняться в разные периоды жизни. Бывает, не особенно интересно учиться, поэтому домашка делается быстро, чтобы поскорее освободиться. Тогда школа не является проблемой, хотя она и скучная. Другое дело, когда учеба становится неподъемным грузом. Например, ребенок начинает «лениться» и не выполняет вовремя задания. Это ведет за собой кучу последствий: учителя ставят двойки, родители ругаются, задания копятся и занимают больше времени. Никто не выбирает такое, если у него есть другой, более приятный выбор. У ребенка же другого выбора нет: он живет и учится так, как может.
Мотивированность рождается из удовольствия от маленьких побед
— Но если ту же математику сложно «вытянуть» даже на тройку. И нужно постараться, чтобы «не вылететь» из школы…
— Когда родитель пытается убедить ребенка, что нужно постараться, получается, что он представляет себе его каким-то упрямым, ленивым и не очень умным. Как мы уже обсудили, причина не в том, что ребенок не хочет стараться. Поэтому лучшее решение в этой ситуации — искать новые способы помочь. Конечно, это бывает крайне непросто понять самим, особенно когда уже много чего перепробовали. Поэтому в таких случаях консультация специалистов — психологов, педагогов, врачей — бывает очень кстати.
— Другой пример. Младшеклассник вполне аргументированно заявляет: «Зачем писать аккуратно? И так понятно! А в жизни мне не пригодится — я на клавиатуре все набирать буду».
— Опять же: он пока не готов объяснить, в чем именно его трудность. Если бы у него легко получалось писать так, чтобы окружающие восхищались бы его почерком, он бы это делал. Ребенку нужны сочувствие и помощь. А когда мы, желая приучить его к аккуратности, заставляем, например, переписывать на чистый листочек, он злится на нас и ругает сам себя. Это влияет на его отношение к учебе, к родителям и к самому себе, на его способность замечать собственные маленькие достижения. Ведь интерес к новому, умение преодолевать трудности и не унывать при неудачах — все то, что мы ждем от мотивированного ребенка, — рождается из удовольствия от маленьких побед. Поэтому невероятно ценным для него может стать наше уважение к тому, что у него получается, к моментам, где он старался. Если вы заметите одну ровную букву и с заметным для ребенка уважением отметите это, то это может вдохновить его на то, чтобы стараться дальше.
— А если пятиклассник, говорит: «Мне не нужна помощь. Да, поставят тройку, меня это устраивает».
— Негативизм, отрицание смысла, равнодушие — не приходит само собой. Это результат неудачных попыток и разочарований. Ребенок не верит, что у него получится. Что мы можем сделать? Выслушать, посочувствовать, вместе подумать, как помочь. Спорить нет смысла — это колодец без дна.
— Если он активно отказывается от помощи и даже разговоров на эту тему?
— Нужно подумать над вопросом: «Почему он так делает?». Возможно, то, что родители считают помощью, выглядит для него иначе, и ему сейчас нужна помощь другого рода, например, успокоиться. И более стратегический вопрос: «Насколько комфортно, безопасно чувствует себя ребенок, когда мы обсуждаем с ним учебу и предлагаем помощь?». Часто дети отказываются, когда думают, что это бесполезно.
— Ребенок говорит, что ему вообще ничего не интересно. Это, наверное, чаще в подростковом возрасте происходит?
— Это и раньше встречается. Обычно родитель в ответ говорит: «Как же, смотри, какая интересная книга»; «Объясни, что именно тебе не нравится!»; «Разве ты не понимаешь, что учеба — это важно?». Объединяет эти разговоры уверенность, что мы, родители, точно знаем, как правильнее и лучше для ребенка. Но, может, так совпало, что все предметы в этом году действительно очень скучно преподаются. Или у человека просто такой период, когда он правда не знает, что ему интересно, и решает сейчас какие-то другие свои задачи. Отношения со сверстниками, например. Или, опять-таки, есть конкретная сложность.
Когда взрослый человек уходит со стабильной работы и посвящает какое-то время поиску себя, мы с уважением к этому относимся. А когда ребенок говорит, что ему надоела школа, мы его поучаем. А это очень похожие ситуации. Вторая стратегия — думать, как еще можно помочь ему увлечься каким-то делом.
— Попробовать исследовать ситуацию вместе с ребенком. Такой разговор начинается с сочувствия и уважения к его словам. В этом случае родитель осознает, что ребенок имеет право остаться при своем мнении.
— Верная позиция: «Если ребенок не хочет ходить в школу — отстаньте от него! Пусть не ходит какое-то время, потом сам захочет и пойдет…»?
— Нет готовых решений, которые работают для всех. Может, ему нужна более амбициозная школа или наоборот, программа попроще? Здесь важно понять, что на самом деле скрывается за словами ребенка. И — да, безусловно, иногда взять паузу — самое верное решение.
Ключ к решению проблемы
— Если ребенок столкнулся с несправедливостью: например, сосед списал у него и получил 4, а он сам — 3. Обижен и не хочет ничего учить по этому предмету. Как помочь?
— Очень естественно огорчиться в такой ситуации, и поэтому важно его поддержать. Ключ к решению — сочувствие: «Я вижу, ты расстроен, считаешь, что это нечестно», а не сомнения: «Наверное, ты правда был не готов…». Проговаривание эмоций помогает ребенку впоследствии лучше справляться с подобными ситуациями. Следующий шаг — вместе разобрать, справедлива ли обида, объективна ли оценка. Если ребенок считает, что нет, стоит поговорить с учительницей.
— А если родитель сочувствует и говорит: «Обидно, но что поделаешь, так бывает. Не думай об этом».
— Это обесценивание. Мы чаще так делаем из заботы: заглушить неприятное чувство, помочь не думать об этом, и дальше делать то, что нужно. Но это, к сожалению, часто не помогает. Иногда это создает у ребенка ощущение, что мы его просто не поняли, и влияет на наши отношения с ним. А самое главное — это не учит ребенка понимать свои чувства и вообще себя самого, уважительно относится к своим реакциям. Поэтому непростой, но суперполезный путь — исследовать эмоции, когда они возникают.
Менять увлечения — не страшно
— Если ребенок проиграл на соревнованиях и больше не хочет заниматься этим видом спорта. Как объяснить, что результат не так важен, как возможность получать удовольствие от занятий?
— Если сказать только это, то мы обесценим переживания ребенка от проигрыша. Надо найти в себе уважение к его чувствам. А дальше — опять совместное рассуждение. Родители должны оставлять для ребенка опцию бросить этот вид спорта и попробовать новый или не пробовать пока ничего. В такие моменты он тоже чему-то учиться: прислушиваться к своим чувствам, доверять своему опыту. Можно посоветовать лишь не принимать окончательное решение прямо сейчас, в сердцах, а отложить его.
— Все упирается в родительский страх: сейчас бросит — значит, так и будет всю жизнь бросать при первых трудностях…
— Надо останавливать себя в этом размышлении. Жизнь сложнее, чем одно решение.
— Но возможно, он потом сам же будет жалеть, если бросит…
— Может, будет, а может, и нет. С одной стороны, признание того, что мы не всезнайки, заставляет беспокоиться, но с другой — снимает груз ответственности. Да, потом он все равно может сказать: «Почему ты не уговорила меня остаться в музыкалке?», и эта досада тоже станет ценным для него опытом.
— А если ребенок вообще не хочет допзанятий?
— Иногда детям достаточно учебы и общения со сверстниками. Мы ориентированы на идею, что любая возможность учиться в детстве — невероятно ценна. Часто родителям кажется, что дети недостаточно стараются ради собственного будущего. Стремление к высоким баллам, олимпиады, красный диплом — это такой очевидный путь. Но не для всех детей он подходит. И это точно не единственный способ вырасти счастливым человеком.
— Как родитель может помочь подростку определиться, что делать после школы?
— Нужно помочь ему исследовать все возможности, которые у него есть: поступать после 11 класса в вуз или через год либо сначала идти в колледж… Выбор вуза — отдельная сложная задача. Детям нужна в этом поддержка взрослых. Полезны разные профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, лекции от профессионалов-практиков и преподавателей вузов и др.
— Нужно ли предупреждать, что взгляды могут измениться? Допустим, старшеклассник говорит: «Деньги не важны, я хочу быть художником и делать то, что мне нравится», а родители отвечают: «Я понимаю, но имей в виду, что через несколько лет ты можешь пожалеть о своей непрактичности».
— Ребенку нужен свой опыт, да и никто понятия не имеет, как все обернется. Помните историю Джона Леннона, который прибил на дверь собственного шикарного дома табличку со словами своей тети: «Джон, гитара — это хорошо, но она никогда не поможет тебе зарабатывать на жизнь»?
— То есть пытаться научить жизни в любой форме — бесполезно и вредно?
— Нет. Просто для того, чтобы это было полезно и сохраняло отношения, нам приходится отказываться от своей власти и идеи, что наше слово — решающее. Помогает тут посмотреть на происходящее глазами ребенка и найти в себе уважение к этому.
Говорите честно: как рассказать о школе будущему первокласснику
Выпускные из детских садов прошли, скоро школа. Да, вам кажется, что ещё всё лето впереди, но готовиться к первому классу нужно уже сейчас! Наш блогер, психолог и мама Ольга Лазарева, рассказывает, как и о чём поговорить с будущим первоклассником, чтобы объяснить, что такое школа и что его там ждёт.
Собрание для родителей будущих первоклассников. Самый популярный родительский вопрос: «Как готовить ребёнка к школе?» Психолог отвечает: «Настраивайте его, что в школе здорово, ему там обязательно понравится. Он будет получать новые интересные знания и заведёт много друзей. Пусть ребёнок хочет в школу».
Уверены, что так и будет?
У кого-то, наверное, да, но ведь не у всех. Учебные программы плохие, и детям трудно по ним учиться. Не все найдут себе друзей, некоторых будут дразнить. Отношения с учительницей могут не сложиться. Порой даже самые выдержанные родители будут ругать за уроки, а времени на игры станет меньше.
Что происходит, когда человек рисует радужные картинки будущего, а затем они не совпадают с реальностью? Происходит разочарование и потеря интереса к происходящему, то есть потеря мотивации. Ребёнок почувствует себя обманутым родителями, не будет им верить. Это повысит общий уровень тревожности, потому что каждый раз на родительское «будет здорово!», ребёнок подсознательно будет ожидать подвоха.
Как быть?
Что говорить про школу, если мы и сами толком не знаем, как оно там будет? Говорите про то, что знаете: что туда надо будет ежедневно ходить, учиться читать, писать и считать, что ходить туда ребёнок будет с рюкзаком и в форме, а в классе будет ещё 20–30 других учеников. Расскажите, что такое 1 сентября, каникулы и перемены, как вы учились в школе. Не скрывайте ни радостей, ни сложностей. Если у ребёнка уже есть опыт пребывания в детском коллективе с педагогом во главе, то он понимает, что бывает по-разному.
Поговорите про то, как и у кого просить помощи и жаловаться, если что-то идёт не так. Научите каждый вечер рассказывать, что произошло за день, чтобы вы всегда были в курсе событий. Когда ребёнок говорит, слушайте, но не оценивайте, не учите жизни и не критикуйте. Критика всегда отбивает желание рассказывать, а вам важно знать, что происходит с ребёнком в школе. Объясните, что, что бы ни случилось, вы всегда будете на его стороне, даже если он не прав и ошибся. Ведь все ошибаются, это нормально. Не идеализируйте школьное будущее: это поможет принять его таким, каким оно будет.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Evgeny Atamanenko)
Как сформировать мотивацию к учебе у школьника
Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?
Зачем дети ходят в школу?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:
«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Мотивация к учебе у подростков в старших классах
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
«Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?» Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
«Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира». Маша Б. 7 класс.
Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
«В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!» Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
«Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю». Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
«Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим». Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
Заключение
Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.
Еще несколько вопросов
Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.
Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.
Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.
Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.