Как объяснить ребенку что такое сленг
Классный час на тему » молодежный сленг»
Классный час на тему: «Почему мы так говорим?» или « Молодежный сленг»
Цели:
Образовательные: выработка навыков грамотной и красивой речи учащихся.
Воспитательные: формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку; повышать культуру речи учащихся; воспитывать любовь к Родине.
I. Организационный момент.
II. Просмотр видеоролика. (Киножурнал «Ералаш». Выпуск 1.)
1. Учитель . Почему мы так говорим? (Слайд 1) Этот вопрос, заданный мальчиком Ваней в видеоролике, и будет темой нашего занятия. Наша задача – постараться найти ответ на этот вопрос, понять, каковы причины употребления жаргонизмов в речи?
Свое отношение к языку народ отразил в пословицах и поговорках:
От доброго слова язык не усохнет.
Каков разум, таковы и речи.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (Слайд 2)
Учитель: Объясните значение данных пословиц.
2. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира. А вот что говорили о языке писатели и критики.
Великий критик В.Г. Белинский отмечал: “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий”. (Слайд 3)
Писатель А.Н.Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Слайд 5)
Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.
Ведь не случайно Сократ сказал: “Заговори, чтоб я тебя узнал”. (Слайд 6)
В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасная тенденция засорить жаргонными словами литературный язык.
— Вспомните, какая лексика является литературной, какая – нелитературной?
К литературной речи относятся: 1) книжные слова, 2) стандартные разговорные слова, 3) нейтральные слова. (Слайд 7).
Нелитературная же лексика делится на: 1) профессионализмы, 2) вульгаризмы,
3) жаргонизмы, 4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды.
— Можете ли объяснить, что такое жаргон или сленг?(ответы учащихся)
(Это то общение, на котором общается определенная группа людей, например в тюрьме, школьники, программисты)
А что такое молодежный сленг?
Ни для кого не секрет, что наши ребята часто используют сленговые слова в своей речи. Для чего же вы их употребляете?
(- я использую такие слова чтобы придать своей речи юмор, мне кажется так прикольнее.
-Без сленга я считаю в наше время никуда. Не могу сказать нравится ли мне использование этих слов, но когда я их добавляю кажется все понятным.
-Когда ничего приличного на ум не приходит. На нем (жаргоне) легче высказываться»
-Жаргон нужен нам, чтобы общаться на своем языке и отличаться от взрослых
-Он (жаргон) нужен для разнообразия. Если все будут говорить на правильном, литературном языке, то будет скучно.
-Сквернословие – это понятное дело, запрещенные слова, а сленг – для связи слов в предложении.)
О сквернословии мы с вами говорим практически каждый день и, надеюсь, мы сможем достучаться до вас, и вы искорените в конце концов его, по крайней мере сможете себя контролировать и осознано будете бороться с ним.
VI. Наш сленг. «Слова, распространенные в речи наших учащихся».
Учитель. Такое большое количество жаргонизмов в лексике учащихся наводит на размышление: Каковы причины употребления жаргонизмов в речи? За счёт чего пополняется молодёжный жаргон?
1. Учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным. (Слайд 12).
2. Молодежный жаргон пополняется за счет иностранной лексики, переосмысления нейтральной и профессиональной, заимствования воровской лексики, лексики наркоманов. (Слайд 13).
(Учащийся: А ваш сын пользуется сленгом?
Он тоже пользуется молодежным сленгом и я считаю, что на сегодняшний день это неотъемлемая часть существования молодежи. Но другое дело нужно очень четко понимать, видеть грань между сленгом приличным и неприличным. Все должно существовать в определенных нравственных рамках.)
VIII. Практическое занятие.
Что по поводу этого видеосюжета может нам сказать …
Гаснет устная словесность, разговорная краса,
Отступают в неизвестность речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни,
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный, умный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
— Значит, к чему должен стремиться каждый из нас?
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.
Обращаясь к последующим поколениям, И.С. Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!” (Слайд 14).
«Йо, чуваки, камон» или как разговаривать с подростками
Или вы вышли в коридор на перемене, а там старшеклассники обсуждают каких-то фрешменов и их хайпожорство, и теперь вы в замешательстве, стоит ли сделать замечание за это посягательство на русский язык? Что ж, давайте разбираться, для чего нужен сленг, когда он появился, что же означают все эти абсолютно не литературные словечки, и как разговаривать с подростком так, чтобы уж точно не зашквариться.
Что вообще такое сленг?
Очень часто сленговое словотворчество вообще переходит в разряд самовыражения и развития фантазии.
Зачем молодёжный сленг вообще нужен?
Самым главным барьером к восприятию сленга является его неустойчивость и отсутствие стандартизации. За последние лет пятнадцать только сменилось столько разных модных слов, что большинство из них никто даже с ходу-то и не вспомнит. Еще лет десять назад все подростки поголовно говорили «шняга шняжная», а сейчас это словосочетание максимум вызовет ностальгическую улыбку. Поэтому сленг постоянно создаёт барьер. Даже если пять лет назад вы учились в институте и варились во всём этом многообразии разговорных выражений, это совсем не значит, что и сегодня, зайдя в то же учебное заведение и послушав уже новых студентов, вы их поймёте. Как уж тут воспринимать сленг всерьёз? Хотя некоторые словечки люди проносят через всю жизнь, а потом лингвисты и филологи включают их в литературные словари, и мы забываем, что когда-то эти слова считались несерьёзной молодёжной забавой
В-третьих, у взрослых уже попросту нет такой острой социальной потребности в самоидентификации. Мы, как правило, уже прошли все эти мучительные поиски себя и своего места в мире, и почему-то ждём такой же сознательности и от своих детей. А ведь они только начали этот путь. Речь, как и многие другие сферы их жизни, это полигон, на котором они пробуют себя. Ведь сленг, помимо коммуникативной и идентификационной функции, еще и включает в себя когнитивную, мировоззренческую, эзотерическую и экспрессивную составляющую, и все они важны, они развивают мышление.
Сленг старше, чем самое старшее поколение
Мы выяснили что, сленговые слова в большинстве своём всё-таки мимолётная однодневная мода. Но сам механизм сленга, условия и факторы его формирования на самом деле старше чем подростки, или профессора или даже самые прославленные русские классики.
Подростковый сленг русских студентов и школьников сохранился, в основном, в письмах, мемуарах и изредка в художественной литературе. Например, если читать некоторые очерки, относящиеся к середине девятнадцатого века, можно увидеть там такие слова:
Такими словами пользовались кадеты, лицеисты, гимназисты и институтки. И все студенты всегда любили заимствовать понятия из других языков, даже если в их родном есть такое же слово и выражение:
Как видите, никакое из этих слов не вытеснило наше привычное, так что едва ли стоит переживать, что сленг угрожает нам и сегодня.
Чаще всего для образования сленговых слов всегда использовались метафоры. То есть в центре эдакой языковой вселенной помещается человек, а ему приписываются какие-нибудь свойства или действия животных. Такой метафорический перенос абсолютно естественен для многих стран. Причём есть люди или явления, которые чаще других притягивают к себе внимание подростков, соответственно и слов для их обозначения больше. Например, количество сленговых слов со значением «девушка» в русском языке исчисляется сотнями, можно даже составить рейтинг от самого уважительного к самому уничижительному.
Как распространяется сленг сегодня?
В двадцать первом веке мы наблюдаем бум совершенно непонятного инопланетного языка, хотя подростки со всех концов страны, а иногда даже и мира, друг друга понимают прекрасно. Откуда они узнают «свои слова»?
Рэп сейчас до сих пор популярен, хотя пик его уже прошёл, пока что он остаётся главенствующей молодёжной культурой, поэтому с ним приходится считаться.
Помимо рэпа, очень большую часть современного сленга сформировали компьютерные игры:
Также часто входят в употребления просто калькированные заимствования из английского:
Стоит ли употреблять сленг в разговоре с ребёнком?
Это вопрос скорее философский. Если вы в принципе часто пополняете свой словарный запас современными понятиями, вам не составило труда вникнуть в молодёжный сленг, и вам он нравится, то почему бы и нет? Но если вы чувствуете себя «слишком старым для всего это», то любое эдакое словечко из ваших уст будет восприниматься подростками как посягательство на их территорию и скорее оттолкнёт.
Сленг — что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Речь современных подростков иногда кажется далекой не то что от литературного, но и от русского языка как такового.
Список используемых слов обновляется так часто, что, не будучи внутри этой возрастной группы, понять диалог школьников может быть труднее, чем иностранцев.
То же касается речи представителей некоторых профессий. Все потому, что они используют особую форму языка – сленг. Об этом специфическом явлении пойдет речь в статье.
Сленг — это.
Само слово сленг – это заимствование из английского языка, которое было перенесено путем калькирования. Slang, как термин, британскими лексикографами активно используется с XIX века, а его первое употребление приходится на средину XVIII века.
Несмотря на относительную «молодость» термина, его точная этимология не зафиксирована, ученые не пришли к единому мнению.
Известно, что изначально slang понимали как словарь «простолюдинов» и «сомнительных» личностей. Но позже термин приобрел свое современное значение:
Сленг – это набор слов и выражений (новых/ранее понимаемых в других значениях), которые употребляют лица определенных социальных, возрастных, профессиональных групп.
В противовес языковой ситуации XVIII века современные пользователи сленга вовсе не обязаны быть представителями «низких» классов общества. Напротив, многие образованные люди используют сленговые обороты внутри своей профессиональной «касты».
Их языковой портрет демонстрирует принадлежность владельца к узкой группе, что является фрагментом самоидентификации.
Объясняясь на геймерском сленге: только нуб в профессии ограничивается литературным языком внутри своего альянса.
Основные виды сленга
Названия сленгов традиционно восходят к группам, которые ими пользуются. Назвать все виды вряд ли получится без серьёзного исследования, но основные типы таковы:
Сам по себе сленг является вариацией «тайного языка» и синонимом таких слов, как жаргон или арго.
Просто понятие сленга намного моложе (лет на сто, как минимум), поэтому молодежь использует именно его.
Молодежный сленг
Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, молодостью называют период жизни человека от 19 до 35 лет. Было бы логично предположить, что молодежный сленг – язык именно этих людей. Но это не совсем так.
Референтной группой для данного социолекта стали люди от 12 до 22 лет. Рамки не совсем строги, они могут слегка размываться в обе стороны.
Ключевые пользователи молодежного сленга – городские учащиеся. Это школьники средней и старшей школы, а также студенты.
Этот социолект проявлен только в лексике (что это такое?). То есть фонетически, грамматически он полностью строится на основе русского языка, а вот набор слов привносит свой.
Лексика вообще самый неустойчивый слой языковой системы, ведь слова постоянно устаревают (становятся архаизмами и историзмами), заменяются новыми, меняют свой статус (к примеру, из неологизмов переходят в основной состав или вовсе устаревают).
В молодежном сленге эта тенденция проявляется наиболее ярко: вчерашние слова вроде «чика» или «чувак» сегодня выдадут в вас пенсионера, а не молодого человека.
Молодежный сленг – самый употребляемый ввиду многочисленности группы. Значение слов именно этого социолекта ищут чаще всего. О некоторых из них мы уже писали в блоге:
В приведенном видео разбирается десяток актуальных сегодня сленговых слов из молодежного лексикона. Возможно, что на момент прочтения этой публикации они уже безнадежно устарели. Или еще нет?
Профессиональный жаргон
Профессионализмы также полностью строятся на фонетических и грамматических основах русского языка. Но они не составляют единый лексический пласт. И это вполне логично, ведь у представителей разных профессий есть свои «словечки».
Причем не во всех сферах лексикон широко развит. Чаще всего жаргонизмы используют представители таких профессий (в скобках – примеры):
Компьютерный сленг
Изначально мог быть отнесен к профессиональному – языку айтишников. Сегодня, ввиду развития технологий, стал более широко употребимым.
К примеру, слова машина, мамка, клава вряд ли вызовут у кого-то проблемы в понимании. Компьютерный сленг за последние 20 лет сильно развился и сегодня имеет две ключевые подкатегории:
Сетевой жаргон родом из интернета и чаще всего используется именно там. Из-за своего «письменного» происхождения (ведь юзеры чаще набирают текст, чем произносят) полон коротких слов и аббревиатур.
К примеру, самые известные – ЛОЛ, кек, РОФЛ – родом из аськи (верните мне мой 2007-й) – мессенджера (что это такое?), который этим смайлам удалось пережить.
Геймерский лексикон привязан к играм, но часто выходит за их пределы и перемещается в ту же сеть. Например, слово дно (днище) в значении чего-то провального пришло из Доты, но прочно обосновалось и вне геймерской среды.
Выражение «Изи катка», обозначающее легкое прохождение одной партии, теперь используется для наименования простого выполнения любой задачи как таковой.
Другие виды сленга
Уголовный жаргон, который сегодня приравнивают к фене, — более закрытый вариант сленга.
Часть слов просочилась в повседневное употребление по историческим причинам (сначала – ввиду реалий девяностый, а потом посредством песен из шансона и популярных сериалов вроде «Бригады»). Балдеть, бардак, наехать, общак – все это примеры только верхнего – общедоступного – слоя этого «языка».
У поклонников различных хобби есть свои специальные словечки. Музыкант знает, что такое бекар, кильдым, лабать. Велосипедист активно использует лексемы: башинг, воздушка, завал, ПВД. Футбольные фанаты называют друг друга камушками, мясом, вагонами, мешками…
О вреде сленга написано немало текстов. Особенно часто ругают его молодежное проявление, дескать, дети могут разучиться говорить «нормально». Однако использование сленгизмов – лишь проявление самости.
Это природная черта периода взросления, которая с годами просто проходит. А бороться с неизбежностью все равно что крушить ветряные мельницы.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Одно дело, когда используются специфические термины и понятия, это можно назвать сленгом. Но иногда, это просто неграмотная мешанина из разных слов, которая демонстрирует низкий уровень образованности человека.
Сленг делает речь более простой и приземленной, вряд ли подобные словечки можно услышать среди по-настоящему образованных людей.
Воровской жаргон не даёт новые значения старым словам, он сам состоит из новых слов, которые аналогов в русском языке не имеют.
Сленг используется в узком кругу людей-им так проще общаться. Для остальных он непонятен.
Под видом сленга, очень много слов из других языков становятся нормой. Особенно ‘старается’ молодежь.
Когда я в школе учился, не помню, чтобы мы сленг использовали, говорили на обычном русском языке, а сейчас черт поймёшь на каком языке детишки разговаривают.
Сленг уместен, только если это касается какой-то рабочей сферы. В других ситуациях лучше изъясняться простыми и всем понятными терминами.
Молодежный сленг-2021: что такое краш, кринж, вписка и падра. Словарь
Словарь современного русского молодежного сленга и жаргона: краш, чсв, кринж, вписка, падра, чилить. Что все это значит на молодежном сленге? Значение слов, как расшифровывается.
Особенности молодежного сленга
В современном русском языке «молодежные» слова чаще всего представляют собой английские заимствования (мёрч, хайп, стримить), сокращения (агриться, ЧСВ, шмот) или слова, образованные по созвучию (ауф, лойс). Сильное влияние на молодежный сленг оказывает компьютеризация: интернет и мемы постоянно привносят новые выражения в «оффлайновый» язык.
Молодежный сленг выполняет целый ряд функций. С его помощью юношество отделяет «своих» от «чужих»; противопоставляет себя старшему поколению и официальным институтам общества; самовыражается в юморе и творчестве; обозначает понятия, для которых нет адекватных слов в литературном языке.
Редакция Anews предупреждает: не пытайтесь использовать новомодные словечки, чтобы «говорить с подростками на одном языке». В их глазах нет ничего глупее, чем молодящийся бумер или миллениал.
Словарь современного молодежного сленга
Данный список слов и выражений не претендует на всеохватность и дает лишь общее представление о самых популярных словах.
Многие из этих слов употребляются уже не первый год, поэтому не могут считаться чисто «молодежными» (например, баттхерт или вписка). Другие вошли в обиход недавно (падра) и непонятно даже, закрепятся ли они в языке надолго.
Тайный язык подростков: словарь для родителей
Дети и подростки нередко используют некий «тайный» язык, будто специально хотят, чтобы взрослые их не понимали. Лайф разложил всё по полочкам, чтобы родителям легче было найти общий язык со своими чадами.
Популярный сленг
Большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращённые и заимствованные слова. Причём многие из них пришли в разговорную устную речь из Интернета.
Ава — сокращённый вариант от слова «аватарка»; фотография пользователя в профиле соцсети.
Агриться — злиться, ругаться на кого-то.
Бомбит — бесит, раздражает, напрягает.
Баттхёрт, бугурт — состояние человека, который негодует, испытывает гнев; нередко используется как синоним слова «бугурт»; произошло от английского слова butthurt ( попная боль).
Бра, бро — уважительная и дружественная форма обращение от сокращённого английского слова brother (брат).
Бабецл — взрослая женщина, которую мальчики-подростки не считают сексуально привлекательной.
Варик — сокращённое от слова «вариант».
Го — пойдём, начинай, давай; от английского глагола go (давай, пойдём).
Жиза — правда, жизненная ситуация, близкая читателю.
Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно.
Лалка — девушка, которая попала в неловкую ситуацию, чем вызвала смех окружающих; от английского сокращения LOL ( laughing out loud — смеяться громко вслух).
ЛС — личные сообщения.
ЛП/ЛД — лучшая подруга, лучший друг.
Лойс — «лайк», от английского слова like (нравится). Употребляется в значении «оценить». Чаще всего используется в словосочетаниях «лойсить аву» (положительно оценить аватарку) или «лойсить мем» (оценить шутку, смешную картинку).
Поч — сокращённое от наречия, местоимённого вопросительного союзного слова «почему».
Паль — подделка; чаще всего используется по отношению к одежде, обуви, сумкам. (Пример: «у неё сумка паль, а не Louis Vuitton».)
По дэхе — чуть-чуть, немного.
Подик — сокращённое от слова «подъезд».
Сорян — прости, извини; от английского слова sorry (извини, приношу извинения).
Сасный — сексуальный.
Топ — самое актуальное, лучшее, модное.
Фейк — подделка, неправда, обман.
Харе, стопэ — хватит, остановись.
Хэйтить (хэйтеры) — от англ. слова hate (ненавидеть, ненависть), ненавистники. Используется в значении «те, кто оставляет плохие комментарии, хэйтит».
Шмот — модная, крутая одежда.
Игровой сленг
«Ганкать», «имба», «нёрфить» — что, уши вянут? А это всего лишь игровой сленг, причём употребляемый здесь и сейчас миллионами детей, подростков и взрослых. Так ли он плох на самом деле и как отличить «ачивку» от «абилки»? Поможем разобраться.
Абилка — способность, свойство человека или предмета. Например, «У нового «айфона» куча прикольных абилок».
Агро, агриться — вести себя агрессивно, часто в ответ на действия окружающих. Происходит от модели поведения игровых монстров, реагирующих на появление игрока на определённом расстоянии.
Ачивка — достижение. Происходит от механизма выдачи игроку наград за достижение определённых целей. Например: «Я в этом месяце на работе все задачи выполнил в срок — считай, получил ачивку.
Бафф, баффнуть — получить временные преимущества. Например: «Надо пойти выпить кофе, чтобы баффнуться и не заснуть».
Ганк, ганкнуть — добиться своих целей подлыми методами.
Грайнд (возм. гринд) — однообразная и нудная работа, необходимая для достижения какой-либо цели.
Имба, имбаланс — дисбалансное, неграмотное решение, которое усиляет один элемент.
Квест — задача, часто многоэтапная. Например: «Я сегодня квест прошёл — сдал все документы на загранпаспорт».
Левел-ап — улучшение какого-либо навыка, переход на новый уровень. Также может употребляться в более переносном смысле для обозначения дня рождения.
Лут — добыча, ценная или не очень. Нередко употребляется со словом «дропнуть.
Нуб — новичок, лох.
Прокачка — развитие и улучшение определённого навыка. Например: «Я прокачал своё умение быстро печатать».
Паладин — яростный защитник идеи или явления. Часто употребляется иронически.
Фраг — убийство или количество убитых людей.
Экспа — опыт, полученный в результате выполнения квеста.
Мобы — противники (обычные, не боссы).
Босс — обозначение сильного врага.
Заприватить — сделать своим, занять место; от английского слова private (уединённый, свой, персональный).
Скрафтить — создать, сделать; от английского слова craft (создать).
Сыч — типичный компьютерный. кхм, задрот.
Опасный сленг
Если вы услышите от своего ребёнка следующие слова (по телефону, в диалоге с друзьями, но не с вами), то есть серьёзные причины для беспокойства: ребёнок говорит о наркотиках. Сильнодействующий синтетический каннабиоид имеет множество названий, на которые стоит обратить внимание в речи подростка:
Бонг, булька, бульбулятор, труба, ботл, батл, бульбик — приспособление для курения наркотика, обычно сделанное своими руками или же приобретённое в магазине.
Куры, курицы, кураки — курьеры, делающие закладки.
Чайки — люди, ворующие клады до того, как они доходят до адресата.
Заменитель языка
Иногда речь подростка становится настолько непонятной, что вызывает отвращение и отторжение. Но чаще всего «словозаменители» используют те дети, с которыми родители особо никогда и не общались, игнорировали их состояния и настроения, просили замолчать и не мешать. К тому же с процессом взросления ребёнку становится необходима принадлежность к определённой субкультуре. Нейропсихолог Екатерина Щацкова говорит о том, что в этом возрасте невероятно важно ощущать себя частью какой-то группы.
— Зачастую именно этим достигается такое важное новообразование этого периода, как усиление, расширение и очерчивание границ «я», хотя оно может быть и иллюзорным. На начальном этапе становления личности подростка можно отметить отрицание, оттягивание взросления. Отсюда такие проявления, как особая музыка, стиль одежды и поведения, лексика. Всё это может символизировать дистанцированность от мира взрослых, особенно если в семейных взаимоотношениях есть некоторые трудности, — уточняет специалист.
Причина использования сленга — стремление к независимости. Часто для подростков «взрослость» представляется как свобода, но они ещё не могут осознать, что во «взрослости» существует и ответственность.
Нейропсихолог также отмечает, что запрещать использование новых слов и ругать ребёнка всё же не стоит, так как это временное явление.
— Однако, если употребление специфической лексики не ситуативное, а постоянное, и подросток словно говорит на чужом языке, то стоит обратить внимание на семейные взаимоотношения: это может сигнализировать о наличии проблем с доверием, с отделением подростка от семьи, — отмечает специалист.
Совет родителям
Очень важно с детства прививать ребёнку хороший вкус — к книгам, музыке, фильмам, играм. Вместе проводите время за просмотром фильмов и чтением книг, уделяйте внимание культурному досугу, ходите в театры и на выставки. Если ребёнок будет слышать вокруг себя красивую и правильную речь, у него не возникнет желания опошлять её, а, наоборот, он будет стараться разговаривать так же.
И в первую очередь родителям необходимо быть примером для своего ребёнка в плане речи: если вы сами разговариваете не пойми как, то что вы хотите услышать от ребёнка?
— Подростки чётко понимают, когда и где можно говорить те или иные слова-заменители, а когда нужно переходить на обычную речь, — говорит психолог Екатерина Кокшарова.— Чтобы снизить уровень «загрязнённости» детской речи, взрослые могут предлагать различные общепринятые варианты слов-заменителей, чтобы дети обогащали свой лексикон.
Рано или поздно у подростка отпадёт необходимость «быть своим» в кругу его сверстников, он выберет действительно свой круг, соответствующий его уровню развития и интеллекта, где ему будет комфортно и понятно и не нужно будет упрощать свою речь только ради того, чтобы его поняли и приняли.