Как объяснить ребенку что такое субординация
Воспитательная беседа на тему: «Субординация»
Воспитательная беседа на тему: «Субординация»
Воспитатель: Минакова Ольга Сергеевна
Цель: Научить детей вести себя правильно.
1. Основная часть воспитательной беседы.
Если ученик в школе при людях обратился к завучу: «Верунчик!»,
— это нарушение субординации. Иногда это делается по глупости,
иногда по недостатку воспитания, иногда это провокация.
Не каждый, кто нарушает субординацию, делает это намеренно:
иногда люди просто увлекаются и не замечают, что и как они гово-
рят и делают. Например, сотрудник перед сотрудниками показывает на экране слайды презентации, которую он подготовил для выставки. Руководитель предложил изменить цвет цифры в слайдах презента-ции, сказав: «голубым не видно», на что сотрудник весело ответил:
Если со Старшими кто-то ведет себя неподобающе, то Старший может сразу дать инструкцию, как вести себя следует. Чем четче и спо-койнее (без крика и возмущения) дается инструкция, тем с большей вероятностью она будет понята и выполнена. Если не сработало сра-
но, внимательно глядя в глаза.
ности. Если солдаты, получая приказы командования, вместо их вы-полнения начнут приказы обсуждать и комментировать, это закон-
чится плохо: эта воинская часть будет скоро просто уничтожена,
погибнут все: и солдаты, и командование, допустившие нарушение
С другой стороны, субординация иногда может оказаться лишней и неуместной. Если руководителю нужно, чтобы его подчиненный смело обсуждал тот или иной план, критиковал его соображения, он может предложить отложить субординацию в сторону на время такого обсуждения. Когда и насколько уместна субординация, решает только руководитель, когда это будет входить в его планы. Отношения, когда субординация отсутствует напрочь, называются «панибратством».
2. Обсуждения изложенного материала с детьми.
Классный час «Субординация» (5 класс)
Цель : Формирование способности адаптироваться в коллективе.
• Познакомить с понятием – субординация;
• Формировать навыки общения;
• Коррекция отрицательных черт характера – непослушания, недисциплинированности.
( Упражнение на логическое мышление ).
— Объясните, как вы понимаете пословицы?
Общее согласие укрепляет дом.
Один в поле не воин.
В коллективе чужой работы не имеется.
– Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
– Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?
– Что дают человеку окружающие люди?
– Для чего нужен коллектив?
– Что такое коллектив?
Коллективом называют группу людей, которых объединяет общая работа или учеба, общие стремления или интересы.
– Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?
– Что отличает коллектив от простой группы людей?
Чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, нужно всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, вы все такие разные, с разными привычками, взглядами и все же нужно учиться строить отношения, учиться договариваться между собой. Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам действуют.
Просмотр видео „Уроки хороших манер: Поведение в коллективе“.
Сложно прожить в коллективе без соблюдения субординации. Тема нашего занятии – субординация.
— Что означает это слово?
По – латыни субординация означает подчинение, система строгого служебного подчинения младших старшим. Давным – давно субординация подразумевала исключительно послушание воинов в армии начальнику. Но сейчас мы сталкиваемся с ней в своей жизни каждый день. Субординация есть в каждом коллективе, где работает больше двух человек.
Давайте рассмотрим систему подчинения в школе и на производстве.
Завуч Завуч Заместители директора
Учителя Воспитатели Начальник цеха
Во времена, когда основным занятием деловых людей была война, а сила считалась главным аргументом, древние римляне разработали своеобразный кодекс, суть которого сводилась к следующему: нижестоящий должен подчиняться вышестоящему только потому, что тот вышестоящий. Иначе за внутренними разборками не останется ни времени, ни сил на внешнего врага. Закон субординации не так уж сильно изменился за прошедшее тысячелетие. Старый римский принцип „Что позволено Юпитеру, не позволено быку“ работает до сих пор.
— Как вы понимаете это выражение?
Пословица говорит, что занимающие высокое положение обладают большими правами и возможностями, чем все остальные.
Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения.
Например, один преуспевающий сотрудник в начале своей карьеры потерял хорошее место в хорошей компании из – за того, что позволил себе в присутствии подчиненных назвать руководителя уменьшительно – ласкательным именем.
Решение ситуативных задач. ( Работа в микрогруппах ).
• Ты отпрашивался у воспитателя в магазин, который находится за пределами школы. Воспитатель тебя не отпустил. Твои действия.
• Воспитатель из другой группы поручил тебе вымыть полы в комнате для умывания. Как ты поступишь?
• Мастер участка, где ты работаешь, приказал тебе сходить в магазин и купить спичек. Как ты поступишь?
• Ты приказал мальчику из третьего класса вымыть твои грязные туфли. Он отказался. Прокомментируй ситуацию.
Задание: Подчеркнуть то, что тебе мешает быть дисциплинированным.
Заносчивость, терпеливость, трусость, честность, равнодушие, гордость, агрессивность, аккуратность, вредность, невоспитанность.
Итог: дисциплинированному человеку мешают качества: заносчивость, трусость, агрессивность, невоспитанность. Нужно уметь разглядеть в себе эти качества и стараться избавиться от них.
— Что такое субординация?
— Что мешает человеку быть дисциплинированным?
Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Волгоград, 2012
Воспитание детского коллектива. Издательство „Учитель“, Волгоград, 2012.
Значение слова СУБОРДИНАЦИЯ. Что такое СУБОРДИНАЦИЯ?
Субординация в школе
Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».
Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию
Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.
Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.
Видео
Разновидности субординации
Как было сказано выше, в коллективе существуют 2 линии подчинения. Это значит, что, соответственно, выделяют 2 вида субординации в деловых отношениях:
Вертикальная субординация подразумевает собой прямые отношения между руководителем и подчиненным, то есть эта система характеризуется схемой «сверху вниз». При таком виде взаимоотношений считается, что начальство не позволит себе чересчур панибратское отношение к подчиненным, а те, в свою очередь, не будут шутить и слишком открыто себя вести с руководством. Вертикаль – это четкая и слаженная иерархия в коллективе.
Плюсы такой системы:
У вертикали есть лишь один существенный минус: излишняя субординация, с которой начальство может перегнуть. В таком случае работа в той или иной компании будет напоминать тоталитарное государство, и подчиненные просто перестанут стараться, и рабочая атмосфера будет нарушена.
От того, как подчиненный общается с руководителем, зависит его дальнейший карьерный рост. Излишнее заискивание или же, наоборот, грубый тон могут разозлить начальство.
Горизонтальная субординация подразумевает собой взаимоотношения между коллегами, занимающими равные должности: к примеру, между руководителями разных отделов, или рядовыми рабочими одного. В этом случае ключевые правила общения другие, и подразумевают собой равноправие, партнерство, взаимовыручку и обоюдное уважение.
Плюс горизонтальной субординации заключается в том, что при хорошей атмосфере в коллективе общая продуктивность возрастает. Люди, которые уважают и прислушиваются друг к другу, работают как одна команда, действительно способны на удивительные свершения.
Минус горизонтали очевиден. К сожалению, коллеги нередко используют друг друга в корыстных целях, особенно если их взаимоотношения перерастают в дружеские и выходят за пределы работы. К примеру, одни люди могут выполнить за кого-то другого его работу просто потому, что тот попросил. Следует помнить, что даже если вы равны в должности, нужно держать определенную дистанцию.
Деловое общение руководителей
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Фонетический разбор
Иными словами, он является разбором по буквам, звукам и слогам. Стоит начать со слогов. Будьте внимательны, слоги и переносы слова — совершенно разные вещи.
Наша «субординация» состоит из шести слогов: суб — ор — ди — на — ци — я.
В разбираемом слове 12 букв, 6 согласных и 6 гласных.
Ошибки при несоблюдении субординации
Пренебрежение к деловому этикету и внутренним трудовым распорядкам приводит к нездоровой и порой враждебной атмосфере в коллективе.
Работать в такой обстановке затруднительно, ведь это будет сказываться на настроении и трудоспособности сотрудников. Иногда чрезмерное нарушение субординации может привести к увольнению.
Беседа «Субординация»
Беседа для старшеклассников о соблюденнии субординации при общеннии, воспитании уважения и толерантного отношения к индивидуальности окружающих
Просмотр содержимого документа
«Беседа «Субординация»»
СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
Воспитатель
Бабанова Л.П.
2013-2014 учебный год
коррекция отрицательных черт характера – непослушания, недисциплинированности
формирование и развитие навыков анализа, обобщения
воспитание уважения и толерантного отношения к индивидуальности окружающих
— беседа
— работа в микрогруппах
— решение ситуационных задач
I. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
— О чём говорили на прошлых занятиях?
— Что такое коллектив?
— Что такое послушание, повиновение?
II. Работа над темой.
1. Введение понятия «субординация».
Воспитатель на доске записывает определение:
Субординация – система строгого служебного подчинения младших старшим.
2. Беседа.
По ходу на доске вычерчиваются схемы:
Школа Завод
Директор Директор
Завуч Завуч Заместители директора
Учителя Воспитатели Начальник цеха
Вопросы:
— Назовите систему подчинения в школе.
— Назовите систему подчинения на производстве.
III. Решение ситуативных задач. (Работа в микрогруппах)
Ты отпрашивался у воспитателя в магазин, который находится за пределами школы. Воспитатель тебя не отпустил. Твои действия.
Воспитатель из другой группы поручил тебе вымыть полы в комнате для умывания. Как ты поступишь?
Мастер участка, где ты работаешь, приказал тебе сходить в магазин и купить спичек. Как ты поступишь?
Ты приказал мальчику из 3-го класса вымыть твои грязные туфли. Прокомментируй ситуацию.
В ходе обсуждения ситуаций воспитатель подводит детей к выводу: каждый человек должен соблюдать субординацию. Необходимо различать разумное послушание и неразумное подчинение.
IV. Работа с раздаточным материалом.
1. Опросный лист.
Задание:
Подчеркнуть то, что тебе мешает быть дисциплинированным.
Заносчивость, терпеливость, трусость, честность, равнодушие, гордость, агрессивность, аккуратность, вредность, невоспитанность.
2. Обсуждение результатов выполнения задания.
Итоги обсуждения: дисциплинированному человеку мешают качества: заносчивость, трусость, агрессивность, невоспитанность. Нужно уметь разглядеть в себе эти качества и стараться избавиться от них.
Воспитатель организует упражнение «Веночек». По очереди все воспитанники кладут руку на плечо соседа слева и говорят о тех знаниях, которые они приобрели на данном занятии.
В конце веночек замыкается. Воспитатель говорит, что, убирая руку, мы не разрываем венок, а присоединяемся к большому венку тех, кто уже прошёл подобные занятия.
— Мы будем вспоминать о нашем «веночке» и в радости и в тяжёлую минуту – пусть наш друг всегда даёт нам поддежку!
Значение слова субординация: что это такое
Словарь в помощь
Современная молодежь предпочитает находить информацию в интернете, бумажные словари уступают место электронным. Отыщем значение слова «субординация» в толковом словаре под редакцией Ожегова.
Смысл слова следующий: субординация — это соблюдение строгого подчинения младшими по отношению к старшим.
Звучит сложно и малопонятно, давайте переведем на более простой язык.
Субординация в коллективе и между начальником и подчиненным
В деловой среде очень важна коммуникация, так как от ее качества зависит результативность и эффективность всех звеньев. Правила взаимодействия между начальством и подчиненными, а также внутри коллектива, называют субординацией. Она основывается на уважении к руководству, соблюдении делового этикета и выполнении своих трудовых задач без конфликтов.
Что такое субординация
Под субординацией понимается беспрекословное уважение авторитета руководителя, невмешательство в дела коллег. Зачастую также речь идет о появлении инициативы в общественных задачах и полном выполнении своих обязанностей.
Служебная субординация должна проявляться и в действиях начальства. Она выражается в соблюдении норм деловой этики, точном и понятном формулировании указаний и задач. В рамках данного понятия недопустима публичная критика подчиненных, унижение граждан, находящихся на более низких ступенях по карьерной лестнице.
Определение
Рассмотрим несколько определений, что такое субординация на работе, представленных в словарях:
Внимание! На основании вышеизложенных определений можно сделать вывод, что субординация это не только отношения между начальником и подчиненным, но и обширное понятие, включающее в себя разнообразные правила взаимодействия граждан в деловой среде.
Понятие принято подразделять на два вида: горизонтальную и вертикальную. Во втором случае речь идет об отношениях между начальством и сотрудниками. Предполагается взаимное уважение сторон и подчинение нижестоящих служащих тем, кто находится на более высокой должности и является непосредственным руководителем.
Недопустимо панибратство, притом, это распространяется не только на время в рамках рабочего процесса, но и на жизнь вне службы. Что касается горизонтальной субординации в коллективе, то это отношения между коллегами, находящимися на равных служебных положениях.
Их взаимодействия должны строиться на уважении и партнерстве. При справедливом распределении нагрузки в коллективе создается доброжелательная атмосфера, способствующая повышению эффективности и производительности.
Регламентирующие документы
Принципы и правила субординации в конкретном коллективе фиксируются документально. Основные положения представлены в следующих материалах:
По закону, до подписания договора о приеме на работу, будущего служащего должны ознакомить со всеми правилами. Свое согласие с ними он подтверждает подписью.
Важно знать! В ряде структур (преимущественно государственных) также внедряются особые знаки отличия, подчеркивающие положение гражданина в рамках иерархической лестницы, например, форма.
Основные правила субординации
Для определения того, какие принципы являются базовыми при формировании корпоративной культуры, рассмотрим основные правила субординации:
Вышеуказанные правила необходимо адаптировать под конкретную среду. Несмотря на то, что они носят универсальный характер, особенности бизнеса могут потребовать некоторых корректировок. Поэтому однозначно сказать, что это значит субординация нельзя, так как все зависит от условий применения принципов. Понятие носит субъективный характер.
Проще говоря
Значение слова «субординация» простыми словами выглядит так: усвоение собственного места на иерархической лестнице. То есть ребенок должен знать и понимать, что находится ниже взрослых, подчинение им входит в прямые обязанности дитяти.
Такая же история с подчиненными. В жизни случаются ситуации, в которых человек перестает контролировать себя, забывая о собственном статусе и месте нахождения среди коллег. Данный пример приведен не в обиду людям, работающим на определенных должностях: секретарша начинает вести себя панибратски с собственным директором. Называет его по имени, на ты, здоровается и прощается, как с товарищем. Это и есть нарушение субординации, она не понимает своего места на карьерной лестнице, считая себя равной директору. Люди все равны, с этим никто не спорит, но на работе стоит вести себя соответственно должности.
Значение слова «субординация» стало более понятным, правда? Раз так, пора перейти к его морфемному разбору.
Служебная субординация
Если рассматривать небольшую организацию, то в ней может быть достаточно одного руководителя. Но с расширением и увеличением штата сотрудников появляется необходимость в создании структурных подразделений с руководителями более низкого звена. Вот здесь и появляется понятие служебной субординации.
Она устанавливает систему служебного подчинения, которая предусматривает ответственность и отчетность более низкой структуры перед той, что находится на ступень выше.
Субординация на работе тем более важна, чем большее число управленческих уровней находится между самой высокой и самой низкой ступенями иерархической лестницы. В некоторых организациях такая лестница может состоять из десятка ступеней, что нельзя назвать эффективным из-за большого разрыва между высшим руководством и рядовыми работниками.
В последнее время наблюдается тенденция к сокращению длины иерархической лестницы, что ведет к более полному участию в процессе работы и управления простых членов предприятия (производственной демократии).
Морфемный разбор
Для успевших подзабыть правила русского языка напомним, что морфемный разбор осуществляется по составу слова. Для наглядности приводим пример, разберем слово «субординация».
Со значением и определением слова «субординация» разобрались выше, теперь и с морфемным составом все понятно.
Фонетический разбор
Иными словами, он является разбором по буквам, звукам и слогам. Стоит начать со слогов. Будьте внимательны, слоги и переносы слова — совершенно разные вещи.
Наша «субординация» состоит из шести слогов: суб — ор — ди — на — ци — я.
В разбираемом слове 12 букв, 6 согласных и 6 гласных.
Составляем предложения
О значении слова «субординация» написано выше. Предлагаем читателям ознакомиться с составленными предложениями:
Субординация на работе
Соблюдение субординации в коллективе способствует дисциплине и деловым отношениям, основанным на уважении. Что такое субординация на работе? Социология выделяет 2 вида субординации, со свойственными каждой особенностями подчинения:
Как заставить подчиненного соблюдать субординацию?
Уважение к людям, их труду и лепте, которую работники вносят в функционирование организации вызывает ответное уважение к руководителям и тогда соблюдение субординации на работе – это естественный процесс. Любая деятельность организации регламентирована, отношения между начальником – подчиненным тоже основаны на правилах и конкретных традициях фирмы. Для того, чтобы работник соблюдал субординацию, существуют следующие рекомендации:
Как наказать персонал за не субординацию?
Что влечет за собой несоблюдение субординации в рабочем коллективе? Хаос, раздор и сумятицу между самими работниками, и подрыв авторитета вышестоящих лиц. Причина несоблюдения подчинения кроется чаще в плохом воспитании и характере человека. Люди склонные к интригам и конфликтам ставят себя выше других. Что делать, если дисциплина уже нарушена? Наказания за несоблюдение субординации на первоначальных этапах:
О субординации в психологии
Вы знали, что регулярно нарушают иерархию люди, которые не уверены в себе и в своем социальном статусе? Благодаря панибратскому отношению с теми, кто находится выше как в социальном смысле, так и на карьерной лестнице, они чувствуют себя наравне с ними.
К примеру, женщина средних лет работает у своего родственника. Тот занимает высокую должность, она находится гораздо ниже. Дама взяла себе за правило: когда в кабинете родственника находятся его подчиненные, она обязательно заглянет на огонек и вставит собственную реплику. Делается это в панибратской форме, родственник зовется по имени, на ты.
Для чего это нужно? Психологи объясняют так. Все просто, женщина незамужняя, находится в таком возрасте, когда о браке думать немного поздно. Взрослый сын живет отдельно с семьей, дама работает, но карьерного роста не достигла. Получает небольшую заработную плату, хотя на эти деньги обеспечивает себя, покупая разнообразные вещи, включая мебель. Даме не хватает самореализации, направить энергию на внуков — это скучно, по ее мнению. Вот и держит себя королевой по отношению к родственнику, реализовываясь таким способом.
Определение термина «субординация»
Субординация – этот система регламентирующая взаимоотношения не только начальник-подчиненный, но и старший-младший, имеется в виду занимаемая должность.
Отношение подчиненный начальник были сформулированы еще Петром I, издавшим 9 декабря 1708 именной указ об отношении к начальству, где он и сформулировал требования к человеку, находящемуся в подчинении: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства». Прошло уже более 300 лет, но до сих пор некоторые руководители понимают субординацию именно так.
Но если руководитель хочет добиться действительно качественной работы и высоких результатов, субординация будет тем механизмом, который позволит достичь этой цели. Ведь на самом деле субординация — это четко регламентированная система деловых отношений, позволяющая добиваться слаженной работы всего коллектива, объединенного выполнением общей задачи.
Над этой задачей может работать множество людей. Каждый из них на своем рабочем месте должен четко знать, с кем из остальных сотрудников он взаимодействует, с кого вправе спросить он, а кто вправе спросить с него. Только в этом случае коллектив будет работать как отлаженный часовой механизм.
Субординация – система подчинения на службе, определяемая мерой ответственности. Мера ответственности, как правило, определяется занимаемой должностью или временно возложенными полномочиями.