Как объяснить ребенку что такое тайга
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Природа родного края. Тайга»
Валентина Ивановна Козлова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Природа родного края. Тайга»
• Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
• Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
•Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.
Ход занятия
1. Вступительная беседа о Родине.
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
В целом мире нету краше!
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. » (Лес)
Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Послушайте еще одну загадку:
«Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?» (Елка)
Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель.Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Физкультминутка «Добрый лес»:
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
О лесе люди придумали пословицы:
2. «Враг природы тот, кто леса не бережет».
3. Чтение стихотворения С. Маршака «Праздник леса»:
Что мы сажаем, сажая леса?
Странствовать по морю
Что мы сажаем, сажая леса?
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Вот что сажаем в сегодняшний день!»
Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Цели: • формирование знаний детей об.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.
Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие в тайгу»
Конспект по окружающему миру
в старшей группе «Путешествие в тайгу»
— Познакомить детей с особенностями природных условий тайги;
— Познакомить детей с животными тайги;
— Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
— Закрепить умения располагать изображение на всем листе;
— Учить передавать в рисунке различия хвойных деревьев.
— обогащать и расширять словарный запас детей;
— обобщать знания детей о хвойных деревьях;
— учить видеть характерные особенности тайги в зимнее и летнее время;
— воспринимать красоту природы, передавать окраску и строение хвойных деревьев.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать, совершенствовать координацию движений.
Воспитательные задачи: воспитывать экологическую культуру и любовь к природе, умение внимательно слушать своих товарищей и воспитателя, создавать положительный эмоциональный фон.
Задачи по развитию речи: обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в словообразовании.
Интеграция образовательных областей : коммуникация, художественное творчество, двигательная деятельность, музыка, безопасность.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование : ноутбук (слайды), музыкальный центр (звуки природы), иллюстрации хвойных деревьев, оборудование для опыта (коробка, 3 картонки разной длины и одинаковой ширины, снег из пенопласта), поезд, мольберты, бумага для рисования А4 тонированная, гуашь, карандаши цветные, фломастеры, акварельные краски, баночки с водой, кисти, подставки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель: А на чем можно путешествовать?
Дети: На машине, поезде…
Воспитатель: А как раньше путешествовали, когда не было ни машин, ни самолетов?
Дети: На лошадях, пешком…
Воспитатель: А вот мы с вами находимся в д/с. Тут нет ни машин, ни самолетов. На чем вы хотели отправиться в путешествие?
Воспитатель: А чтобы поехать на поезде, что надо приобрести? Правильно билеты. Я Вам раздам билеты, а Вы займёте место в нашем поезде с указанным номером на билете. Ребята, давайте вспомним где же мы остановились в прошлый раз.
Воспитатель: (показ слайдов) Посмотрите, на эти бескрайние просторы тундры, оленьи стада, собачьи упряжки. Но вот картина стала меняться, появились высокие деревья. Как вы думаете, почему здесь появились высокие деревья, а в тундре их не было.
Дети: В тундре деревьям мешала вечная мерзлота.
Воспитатель: В тундре не было высоких деревьев от того, что к корням растений мешала вечная мерзлота. Значит, в этих местах нет вечной мерзлоты. Почему же здесь нет вечной мерзлоты, как вы думаете?
Дети: Наверное, здесь зимы не такие холодные и суровые.
Воспитатель: Правильно, здесь зимы хоть и холодные, но не такие долгие и суровые.
И вот уже лес стоит сплошной стеной. Вот мы и приехали. (Стоит панорама тайги)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы оказались на краю огромного леса. Давайте вспомним правила поведения в лесу. Дети: Нельзя шуметь и кричать, включать громко музыку!
Нельзя разжигать костры и раскидывать мусор!
Нельзя разрушать птичьих гнезд и разорять муравейники!
Нельзя ломать ветки просто так!
Воспитатель: Какие деревья вы здесь видите?
(Воспитатель называет незнакомые детям деревья, объясняет их различия – кедр, пихта, лиственница).
Ребята, а вы здесь видите дуб, березу или другие лиственные деревья. Почему же их здесь нет?
Дети: зима холодная…
Воспитатель: Посмотрите еще раз на эти деревья, что у них общего?
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти деревья?
Воспитатель: В этих местах могут расти только хвойные деревья, потому что жесткие иголки этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.
А чем еще похожи хвойные деревья? Посмотрите на форму деревьев, на какое геометрическое тело они похожи?
Воспитатель: У них конусообразная форма кроны. Повторите.
Воспитатель: Ребята, в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев такая крона?
Дети: Чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
Воспитатель: Мы уже ведь сказали, что человек учится у природы, а как использует такую конусообразную форму кроны хвойных деревьев. Особенно это видно в деревнях в строительстве домов.
Дети: в строительстве крыши домов.
Воспитатель: Да, в строительстве крыши домов. Такие крыши называются двухскатными. Как вы понимаете это слово?
Дети: С двух сторон скатывается.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже построим дом с двускатной крышей. Это у меня стена дома, а крыши у него нет. Тут рядом лежат картонки разной длины, из них нужно построить крышу.
Маша, возьми, пожалуйста, самую длинную картонку и сложи пополам. А теперь поставь ее на стены. Давайте проверим, будет ли скатываться снег с такой крыши. Миша, возьми снег и попробуй посыпать сверху.
Дети: Снег не задерживается на крыше, скатывается вниз.
Воспитатель: Теперь скажите, какую бы вы крышу себе выбрали для дома. Обоснуйте свой ответ.
Юля: Я для своего дома сделала бы двухскатную крышу, т.к. снег сползает вниз.
Воспитатель: Итак, мы с вами ребята, где сейчас находимся, в каком лесу?
Дети: В хвойном лесу.
Воспитатель: Такой лес называется тайга. В тайге растут разные хвойные деревья. Назовите их.
Дети: Ель, сосна, пихта.
Воспитатель: А как же называется лес, состоящих из одних елей?
Воспитатель: А если в нем растут только сосны?
Молодцы, отгадаете ли Вы загадки о деревьях, которые растут в тайге, слушаем внимательно:
Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают — шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к ним стоять придёт.
(Елка)
На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки.
(Ели)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
У маленькой ёлочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки правильно отгадали. ( Показ слайдов)
Ребята, а посмотрите сюда. Это летняя тайга. Посмотрите, как в тайге сумрачно, темно, почему же?
Дети: Хвойные деревья густые солнечные лучи не могут проникнуть через них.
Воспитатель: Да через густую хвою свет проникает совсем не много. Посмотрите, под ногами лежит хвойная подстилка. Много ли растений кустов, трав, цветов между деревьями?
Дети: Солнечного света мало, поэтому растений мало.
В теплые летние дни лес наполнен жужжание комаров, слепней, мошек. Это паразиты.
Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью.
Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек?
Что вы станете делать? Покажите. (Дети отмахиваются)
Воспитатель: На хвойных деревьях какие плоды растут?
Воспитатель: А кто питается ими?
Дети: Белки, бурундуки, клесты, дятлы.
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте немного поиграем:
«Лесные жители». Двигательные упражнения.
Лисичка рыжая шагает,
Хвостом дорогу заметает. Петляет зайка,
Вправо – скок и влево – скок.
Ты его, лиса, поймай-ка,
Убежит он со всех ног.
По сугробам мчится волк
Серый волк, зубами щёлк.
Вперевалку ходит мишка,
Косолапый наш топтыжка.
Белка скачет, белка скачет,
Словно серый мягкий мячик.
Воспитатель: А какие еще животные обитают в тайге?
Дети: лиса, заяц, медведь….
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (клетка, а в клетке звери). Нам срочно нужно ее освободить, но, как? Здесь подсказка! (отгадать загадки, клетка откроется) Отгадаем?
— Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? (Белка)
— Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её. (Лиса)
— Чутко спит большая кошка, Уши в кисточках- сережках. Ей не скажешь слово «брысь», Потому что это.. (рысь)
— В природе он в тайге живет, Не царствует там тополь, Где хвойный лес, сосна растет, Мелькнет красавец. (Соболь)
— Молодцы ребята, мы освободили белок, лис, рысей и соболей. Что еще вы знаете об этих животных? (ответы детей)
Физминутка «На водопой»:
Как-то раз лесной тропой (идут по кругу)
Звери шли на водопой, (идут, высоко поднимая ноги)
За мамой-лосихой топал лосёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (передвигаются вприсядку)
За мамой-ежихой катился ежонок, (идут кружась)
За мамой медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамой-зайчихой косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят (сели на корточки в круг).
Воспитатель: Что мы сегодня узнали о тайге, какая она?
Дети: огромная, разнообразная, удивительная…
Воспитатель: Вот и наше путешествие по тайге подошло к концу, нам надо садиться в свой поезд, на свои места и отправляться в сад, по местам ребята.
Воспитатель: Вы можете выбрать бумагу, краски или карандаши. Что вы нарисуете в своем рисунке?
Дети: Хвойные деревья.
Воспитатель: Вспомните: у елки куда шишки смотрят?
Воспитатель: А у пихты?
Воспитатель: Сели удобно, проверили, все ли у вас готово, можете приступать.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект занятия «Путешествие в Тайгу» в старшей группе
Конспект по познавательному развитию на тему «Путешествие в Тайгу»
в старшей группе.
— Познакомить детей с особенностями природных условий тайги;
— Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
— Развивать интерес к познанию природы
— Поощрять самостоятельные открытия
— Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материалы: Иллюстрации с изображением флоры и фауны тайги, коробочки, листы картона.
— Ребята, у кого в гостях мы побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (Ответ)
— Доктор Айболит и дети оставили нам фотографии мест, где они уже побывали. Давайте посмотрим их. На столе разложены фотографии с изображением разных природных зон.
— Какой фотографии не было на прошлом занятии? (Дети показывают или называют).
— Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие. Как вы думаете на чем мы с вами в него отправимся? (Ответы)
— Давайте вспомним на чем ездили, летали в сказках? (Ответы)
— Можно отправиться в путешествие с помощью сапогов-скороходо, в ступе и т. д. Но это все только для одного человека и нам с вами там не хватит всем места. Остается только ковер самолет. С какими средствами передвижения его можно сравнить? (Ответы). С самолетом, вертолетом. Чем они похожи и чем отличаются? (Ответы). Ковер самолет хорош тем, что ему не нужно топливо, он быстро и бесшумно перемещается, может приземлится в любом месте.
— Садимся на ковер самолет и «поднимаемся в воздух» (Дети садятся на стульчики)
— Под нами проплывают бескрайние просторы тундры, олени, собачьи упряжки.
Но вот картина стала меняться. Появились высокие деревья. Как вы думаете почему? (Ответы)
— В тундре их не было, потому что корням растений мешала вечная мерзлота. Значит здесь ее нет. Почему как вы думаете? (Ответы).
— Потому что зимы здесь хоть и холодные, но не такие долгие. И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
Посмотрите вокруг (Показываем детям картинки с изображением хвойного леса).
— Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта)
— Что у них общего? (Ответы)
— Как одним словом можно назвать эти деревья? (Ответ)
— Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья? (Ответ – потому что листва «Иголки» защищают деревья от суровых морозов оболочкой).
— А чем еще похожи хвойные деревья? (Показать рисунок с изображением ели и сосны в снегу) (Ответ)
— У них конусообразная крона. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев такая крона? (Ответ). Для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и совей тяжестью не ломал их. Где человек использует это? (Ответ)
— Например, крыши домов делают двускатными.
— Как вы понимаете это слово? (Ответ).
— Давайте с вами сделаем эксперимент и посмотрим и посмотрим, что будет происходить если крыша дома двускатная и если прямая.
Дети проходят за столики для проведения опыта. На столе воспитатель ставит любую коробочку – это будет дом. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, равной «ширине» дома, но разные по длине. Предлагаем сложить самую длинную из них пополам и сделать «крышу» для дома. Проверим, будет ли удерживаться на такой крыше снег. (Воспитатель кладет на крышу кубик или комочек из бумаги и он быстро скатывается вниз). Давайте увеличим угол. (Воспитатель берет картонку покороче, делает крышу из нее и кладет на нее «Снег». Аналогичные действия проводятся еще несколько раз до тех пор, пока «Снег» не перестанет сваливаться с краши).
— Какую крышу вы бы выбрали для своего дома? (Ответы детей должны быть обоснованными).
— Итак, мы с вами оказались в хвойном лесу. Такой лес называется тайга. Тайга огромна. Она занимает 1/10 часть суши пригодной для жизни. (Показать ну кругу с сегментами сколько это значит 1/10). Тайгой называют лес, в котором растут разные хвойные деревья.
— Как называется лес, состоящий из одних еле? (Ответ)
— А если в нем растут только сосны? (Ответы)
Неторопливо идем по тайге. (Дети проходят на стульчики)
— Что у нас под ногами? (Снег)
Почему вы так думаете? (Потому что сейчас зима и у нас и в лесу)
— А летом в тайге сумрачно. Почему (Ответ детей). Сквозь густую хвою света проникает совсем мало. Под ногами хвойная подстилка.
— Много ли растений кустов, травы цветов между деревьями? (Нет)
— В теплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мошек. Это паразиты. Они проникают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются их кровью. Представьте, что вы оказались в тайге и на вас напали комары и мошки. Что вы станете делать, покажите? (Ответ и действия).
— Но если много насекомых, значит, есть и те, кто ими питается.
— А для кого является пищей огромное количество шишек? (Ответ)
— Бурундуки, белки, клесты срывают и уносят шишки в сою «столовую».
— Вы ужу знаете, что булки делают запасы на зиму, но не всегда находят потом свои кладовые. И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из них со временем появятся новые деревья. Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.
— А сейчас я предлагаю вам пройти за столики и выполнить небольшое задание.
Дети садятся за столы. На столе воспитатель приготовила задание на листочке и карандаши.
— Перед вами листок, на нем изображены животные тайги и то, чем они питаются.Задание: покажи стрелками, чем питаются эти животные.
— Ребята, о чем на занятии мы с вами говорили?
— Что вызвало у вас затруднение на занятии?
— Кому бы вы хотели об этом рассказать?
— Вы сегодня хорошо занимались, спасибо вам, молодцы.
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по сказке» Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие по сказке». Программное содержание: • учить детей пересчету.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Морское путешествие» Интегрированное занятие «Морское путешествие»Старшая группа Музыкальный руководитель Сидорова М. В. Тип занятиятематическое, сюжетно-игровое,.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие на Марс» Конспект интегрированного занятия «Путешествие на Марс» Цель: Познакомить детей с планетой Солнечной системы – Марс. Задачи: Расширять.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в космос» Воспитатель старшей группы Селюкова В. С. с. Гостищево Цель: Рассказать детям о важности работы космонавтов. Уточнять и расширять представления.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани Литвинова.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Чудо-радуге» Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Чудо – радуге». Цель НОД: развитие двигательных навыков, способствуя укреплению.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну Здоровья» Программное содержание: Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; развивать физические качества.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие за лекарственными растениями» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. «Путешествие за лекарственными растениями». Цель: Учить определять.
Конспект развивающего занятия в старшей группе «Морское путешествие» Развивающее занятие в старшей группе «Морское путешествие».Лариса Гацко. Блог. Цель: составлять фигуру-головоломку из частей по алгоритму.