Как объяснить ребенку что такое церковь

«До всего остального нужно дорасти!»

Мы продолжаем цикл бесед с протоиереем Владимиром Пархоменко о том, как говорить с ребенком о вере. Сегодня речь пойдет о храме – как сделать так, чтобы он стал для маленького человека родным, а пребывание в нем — радостным и осмысленным.

Образ — в тебе

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь

— Много вопросов возникает по поводу посещения служб с маленькими детьми. С одной стороны хочется, чтобы ребенок подольше на службе постоял, помолился, подумал. С другой стороны, это «стояние» — оно ведь должно быть для ребенка осмысленным, он ведь не должен как подсвечник там стоять – просто потому, что надо. Как объяснить ребенку смысл богослужения? Как его заинтересовать?

— Заинтересовать очень просто —начните с самого простого. Не надо с ним изучать катехизис, объяснять смысл богослужебных текстов.

Как обычную жизнь ребенок сначала постигает на вкус — тут полизал, там потрогал, абсолютно все то же самое и в церковной жизни. Зашел в церковь — ощутил запах: ладан, свечки красиво горят… Понюхал, пощупал, посмотрел… Это все абсолютно нормально.

Когда ребенок подрос, можно попытаться ему объяснить символическое значение богослужения. Сначала символ храма, что в нем и зачем, почему так, что значит, когда священник выходит с Евангелием, что означает каждение и т.д.

— А что оно, кстати, означает?

— Это очень древний благочестивый обычай. Священник, кадя иконы или человека, почитает в нем образ Божий и в тех святых, которые на иконах изображены. И ребенку, если он вдруг спросит, можно так и сказать, что это такая форма почтения и что батюшка таким образом почитает образ Божий, который находится в святых и в тебе. Потому что ты — творение Божие, поэтому тебя тоже кадят. Вот представьте, как ему будет интересно…

Насилие и несвоевременность – две ошибки религиозного воспитания. Не надо говорить ребенку: «А-а-а, ты ничего не понимаешь в богослужении?! Давай-ка я тебе сейчас объясню. » Это глупость, она ребенку ни к селу, ни к городу, ни уму, ни сердцу. Пусть он понимает то, что понимает, что ему доступно, а со временем…

Когда говорят, что если ребенку ничего не объяснять, а только давать свечки нюхать, то его духовная жизнь на этом уровне и останется, я в это не верю. Она может остаться, если дальше развития не будет. Но любой нормальный ребенок развивается. В том числе и духовно.

И этот момент пропускать нельзя. Нравится ребенку свечки ставить? Замечательно, пусть. Расскажите ему как бы невзначай символическое значение свечки, а почему именно свеча, из чего она сделана, почему ставят свечку именно такую, а не черную, не синюю. Что она сделана из воска, который сгорает и что это символ горения человеческого духа и т.д.

«Паки, паки, иже херувимы…»

— Как научить ребенка понимать церковнославянский язык? Адаптировать, переводить, объяснять смысл слов?

— А зачем? Процентов пятьдесят того богослужебного текста, который слышит ребенок в храме, ему понятен. Те же ектеньи «Господи, помилуй!» неужели ему не понятны?

— А все остальное?

— А до всего остального еще надо дорасти. Я вам сейчас если некоторые тексты богословские переведу, вы все равно ничего не поймете. Есть уровни, как в школе – первый класс и одиннадцатый класс. В духовной жизни то же самое.

Для Церкви церковнославянский язык никогда не был проблемой, я считаю, что это искусственно выдуманная проблема, когда говорят: «Ой, я в храме стою, совершенно ничего не понимаю!» Это чушь, я никогда в это не поверю. Почему? Потому что такое может сказать человек, который не стоит в храме.

Вот я сам был советский курсант, никогда меня никакому славянскому языку не учили, я был в этом ни бум-бум. Но когда я пришел в храм, не могу сказать, что ничего не понял, потому что понял главное: «Господи, помилуй» и молитву «Отче наш». А остальные тексты — ничего страшного, всему свое время. Апостолы за Христом ходили — тоже не все сразу понимали. Не надо делать из этого проблему. Не надо думать, что если ты чего-то не понял, молитва мимо тебя прошла. Да ничего подобного.

Между прочим, в церкви ведь тексты не просто так читаются. Есть еще ритмика богослужения, его символика, когда священник входит, выходит, вот это движение — это для чего? В том числе и для того, чтобы внешне выразить те идеи, которые на слух, может быть, не воспринимаются. В этом и смысл богослужения, оно всесторонне влияет на человека. А глухой придет в храм, к примеру? Он не слышит, что говорится и поется в храме, но, видя внешнюю сторону и зная в принципе, что происходит, он в него включается и участвует в нем.

Что такое язык и как ребенок ему учится? Вы же ему не объясняете значение каждого слова, он просто слышит и сопоставляет, потому что у него есть мозг и способность анализировать. Так же и церковнославянский язык. Сколько я знаю людей, которые ходят в храм, они никогда специально языку не учились, но все начали со временем прекрасно понимать. Он стал для них таким же естественным, как и язык, на котором они с рождения разговаривают. Они в словарь никогда не заглядывали, но значение слова «иже» вам объяснят.

Свет, в котором живет Бог

— Когда ребенка, который уже что-то понимает, подводишь к Чаше, как ему объяснить, что происходит и что такое Тело и Кровь Христовы? У меня ребенок 6 лет не очень понимает…

— Когда ребенку начинают говорить, не плачь, сейчас тебе вкусный хлебушек дадут, сладенькую водичку или еще что-то в этом роде — это ошибка. Не надо этого говорить! Здесь лучше употреблять такое, с одной стороны, мало понятное для ребенка, но великое для каждого человека понятие как святыня. «Это великая святыня, через нее мы освящаемся Самим Богом…»

— А что такое святыня?

— Это то, что человека освящает, духовный свет. Можно так и объяснить, что есть физический свет, который ты видишь, а есть еще свет духовный, невидимый. Это свет, в котором живет Бог. И ты этим светом духовным освящаешься. Поэтому от тебя отступает всякое зло и в тебе присутствует Сам Бог.

А Чаша эта непростая, Христова, можно даже сказать, что Сам Христос невидимо в ней пребывает. Не надо делать акцент на хлеб, надо сказать, что в Чаше находятся такие тайны Христовы, которые ты принимаешь в себя и через них освящаешься.

Когда ребенок подрос, и ему исполнилось 8–9 лет, тогда можно уже рассказать, как это все происходит, как в Чаше вино и хлеб превращаются в Тело и Кровь Христа. Что есть Литургия – самая главная служба, и для того она и служится, чтобы во время этой службы приготовленный хлеб и вино, после того, как по молитвам священника на них сходит Святой Дух, становятся Телом и Кровью Христовой. Скажите, что это тайна, и до конца ее почистить невозможно, но вся история Церкви, весь ее опыт свидетельствует, что это действительно так.

Можно добавить, что от причастия происходило множество различных чудес, можно почитать, например, житие Сергия Радонежского, где описано, как огонь в Чашу сходил, когда он причащался от нее…

— А как ребенку объяснить, кто такие святые? Он видит иконы, ставит свечи, он ведь должен понимать, кому и кто эти люди.

— Это очень хорошо, с этого вообще надо начинать воцерковление. Его надо начинать снизу вверх, а не сверху вниз. Как раз нужно перед тем, как свечку к иконе поставить, особенно, если он начинает спрашивать, сказать: «Вот, видишь? Здесь много разных икон, это изображения святых людей…». И вы сами должны знать жития хотя бы некоторых святых, чтобы подойти с ребенком и рассказать ему в трех-пяти предложениях о жизни этого праведника.

— Чтобы он понял, что это был живой человек, который жил обычной земной жизнью, а не просто картинка на стене…

— Да, и не просто обычной, а святой жизнью, потому что он соединился с Богом. И теперь он находится близко к Богу. Что можно закончить свою жизнь и быть в темноте, а можно соединиться со Светом.

Можно объяснить, что в жизни духовной все так, как в жизни физической. «Тебе же хорошо, когда тебе тепло, когда солнышко светит, или ты лампочку дома включаешь, потому что ты привык жить в свете, в свете хорошо… А теперь представь, как бы ты жил во тьме. И вот чтобы не жить вот тьме, нужно быть святым, а для этого нужно приблизиться к Богу. А вот этот святой сделал это в своей жизни так-то. Вот примерно так и объяснить.

Для этого нужно заранее знать, где какие иконы. Не обязательно каждый раз всем иконам свечки ставить. «Давай мы сегодня поставим свечку вот этому святому и попросим, чтобы он помолился за нас…» И тут же рассказываете его историю. И тогда все будет нормально и естественно, как и должно быть.

Маленькие — дрыхнут…

— Если ребенок устал и не хочет стоять, нужно его убеждать еще постоять или пусть идет гулять?

— Сейчас во всех храмах делают детские площадки — специально, чтобы дети могли поиграть, чтобы храм не ассоциировался у них исключительно вот с этим «стоянием».

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь

Мне как-то задавали вопрос: а чего вы тут детский сад развели? А все очень просто. В советское время детей просто не было в храмах, и не было такой проблемы. А сегодня дети, слава Богу, есть.

Всем понятно, что ребенок не может просто так на месте стоять. Даже если он с мамой и не шумит, все равно он двигается, это естественно.

Даже когда мы детей в алтарь служить берем (у нас есть в храмах такая практика), то постоянно спрашиваем, не устали ли. Есть дети, которые очень хотят служить, просто рвутся в алтарь. Но закончилась служба — и их словно ветром сдувает. Раз — и они уже на улице — бегают, играют, смеются…

У некоторых священников, у которых нет взрослых алтарников, есть одна проблема, с которой они смиряются. По уставу алтарник должен прийти в храм раньше священника и начать в алтаре все готовить к богослужению. Но маленькие алтарники обычно в это время еще дрыхнут. Естественно, разрешаешь им прийти позже, чтобы они могли в воскресенье подольше поспать. Хотя бы единственный день в неделю…

Газета «Саратовская панорама» № 22 (1052)

Источник

«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь Ольга Степанова
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы

Формирование православной культуры и этики у детей дошкольного воз-раста через знакомство с устройством православного храма, назначением храма, нормами и правилами поведения в храме.

1. Формировать представление о том, что такое православный храм и для чего его строят.

2. Формировать у детей представления об устройстве православного храма.

3. Формировать у детей знания о правилах поведения в православном храме.

4. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.

5. Развивать осознанность, чувство ответственности в православной вере.

6. Побуждать детей к осознанному и добровольному посещению храма.

7. Воспитывать уважение к храму, его святыням и людям, служащим в храме.

8. Развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

1. Прогулка к храму.

2. Рассматривание иллюстраций «Крещение ребенка» с. 42, Хр. №3; «Храм на берегу реки» с. 43, Хр. №3.

3. Беседа «Как я ходил в храм

4. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Купола и ласточки».

В разработке использованы материалы:

1. Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей»3: «Православный храм» стр. 42., «Совесть подсказала» (стр. 8, хр. №2)

2. Диск к программе «Добрый мир»: «Колокольный звон», №54.

3. Наглядные материалы к программе «Добрый мир».

4. Рабочая тетрадь к программе «Добрый мир».

5. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»

Словарь: Молитва, храм, церковь, христиане, крест, священник, алтарь, икона, Евангелие, кадило, лампада, свечи, купол, колокол.

Материал для занятия:

1. Мультимедийный проектор и экран.

2. Презентация с изображениями храма снаружи и внутри.

3. Музыкальный диск.

В беседах с детьми и родителями обнаружилось, что большинство детей не могут объяснить, что такое храм и зачем туда ходят люди или имеют неправильное представление об этом. А родители часто не могут ответить на вопросы детей или дают неверные сведения о храме, так как сами не владеют информацией. Многие взрослые при обсуждении подобных тем испытывают неловкость, замешательство или даже раздражение.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под приятную музыку. (П. И. Чайковский «Времена года», встают в кружочек и приветствуют друг друга.

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада вас видеть я!

Воспитатель: А теперь поприветствуйте друг друга, ребятки. Я передаю мячик и говорю приятные слова тому, кто стоит слева от меня.Например: «Машенька, ты сегодня хорошо выглядишь». Теперь ты, Маша, передай мячик тому, кто стоит слева от тебя и скажи что-нибудь приятное или поприветствуй.

Далее игра продолжается.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.

Звучит колокольный звон.

Воспитатель:

• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов).

• А где это можно услышать? (В церкви, храме)

• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? храм, в церковь)

• Совершенно верно – в православный храм.

Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.

• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?

• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)

• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)

• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)

• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)

• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)

• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?

Игра «Скажи спасибо»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.

После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Вам приятно, ребятки, было слышать, когда ваше имя произносили ласково? (Да.)

• А зачем человеку имя? (Чтобы отличать людей друг от друга)

• А вы знаете, что у каждого храма, как у нас с вами, есть имя? Например, самый большой православный храм находится в Москве и посвящен Христу Богу. Он называется храм Христа Спасителя.

На экране появляется изображение храма Христа Спасителя.

Воспитатель:

• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?

• Как называется крыша храма?

• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?

• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?

• Давайте, войдем внутрь храма?

• Что мы видим в храме?

• Что происходит в храме?

• Кто самый главный человек в храме?

• Кто самый главный человек в храме?

• Кто на них изображен?

• Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)

Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.

Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить задание из Рабочей тетради на странице 21.

Прежде чем начать воспитательпроводит пальчиковую гимнастику:

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворе-ния.)

Дети выполняют задание в тетради.

После задания воспитатель предлагает поблагодарить пальчики за работу.

(ладошки поднимаем над головой)

(Крутим ладошками над головой)

(пальчик крутим по ладошке)

(ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки.

(ладошки ложатся спать под щеку)

Воспитатель подводит детей к выставочной витрине, где расположены изображения из наглядного материала к программе «Добрый мир» и подводит итог занятия.

Игра «Вещи, дарящие радость»

Воспитатель: Встаньте, мои хорошие, в кружок. Закройте глазки и вспомните вещи, которые дарили вам радость и хорошее настроение…Выберите то, что кажется в эту минуту особенно приятным… Возможно, это будет капля дождя или тепло пастели(1 минута)

Теперь пусть образ этого предмета или события начнет бледнеть, пока со-всем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

Хочет кто-нибудь рассказать о вещи, которая дарит вам радость? Ответы детей.

Воспитатель:

• Скажите, ребята, куда сегодня мы совершили прогулку? храм)

• Что мы с вами видели на прогулке?

• Что еще мы делали на занятии?

• Что вам понравилось больше всего?

• Вам понравилась наше сегодняшнее занятие?

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь«День Чёрного моря». Праздник для воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп Мероприятие проходит на летней площадке. Дети в морских костюмах. Выходит ведущая и загадывает им загадку. ВЕДУЩАЯ: 1. Летом все к нему.

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь«День Нептуна» в ДОУ для воспитанников старших и подготовительных к школе групп «Морские приключения» Цели: 1. Формирование здорового образа жизни детей; 2. Закрепление и совершенствование приобретённых умений и навыков. Задачи: 1. Совершенствовать.

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковьФотоотчёт «Экскурсия в школу воспитанников подготовительной группы» Цель: Познакомить детей со школой. Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети учатся читать, писать, рисовать, считать и учит их.

Конспект итогового физкультурного занятия в подготовительной к школе группе с участием родителей воспитанников Задачи. Продолжать учить сохранять равновесие и осанку при ходьбе по рейке гимнастической скамейки. Координацию движений в прыжках с батута.

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковьКонспект проведения экскурсии в осенний лес для воспитанников подготовительной к школе группы 6–7 лет Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: воспитание.

НОД по основам православной культуры «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» НОД по основам православной культуры: «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» Цель: познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой.

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковьПлан взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы №12 на 2016-2017 учебный год Сентябрь.

Развлечение на воде для воспитанников подготовительной группы «Пираты 21 века» Цель: показ родителям сформированных навыков плавания у дошкольников. Задачи: 1. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по.

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковьЭкскурсия на кухню воспитанников подготовительной группы. В рамках исследовательского проекта была запланирована экскурсия детей на кухню. Помощник повара Вера Валентиновна рассказала ребятам о.

Источник

Православная Жизнь

Мы продолжаем цикл бесед с протоиереем Владимиром Пархоменко о том, как говорить с ребенком о вере. Сегодня речь пойдет о храме – как сделать так, чтобы он стал для маленького человека родным, а пребывание в нем — радостным и осмысленным.

Образ — в тебе

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь

— Много вопросов возникает по поводу посещения служб с маленькими детьми. С одной стороны хочется, чтобы ребенок подольше на службе постоял, помолился, подумал. С другой стороны, это «стояние» — оно ведь должно быть для ребенка осмысленным, он ведь не должен как подсвечник там стоять – просто потому, что надо. Как объяснить ребенку смысл богослужения? Как его заинтересовать?

— Заинтересовать очень просто —начните с самого простого. Не надо с ним изучать катехизис, объяснять смысл богослужебных текстов.

Как обычную жизнь ребенок сначала постигает на вкус — тут полизал, там потрогал, абсолютно все то же самое и в церковной жизни. Зашел в церковь — ощутил запах: ладан, свечки красиво горят… Понюхал, пощупал, посмотрел… Это все абсолютно нормально.

Когда ребенок подрос, можно попытаться ему объяснить символическое значение богослужения. Сначала символ храма, что в нем и зачем, почему так, что значит, когда священник выходит с Евангелием, что означает каждение и т.д.

— А что оно, кстати, означает?

— Это очень древний благочестивый обычай. Священник, кадя иконы или человека, почитает в нем образ Божий и в тех святых, которые на иконах изображены. И ребенку, если он вдруг спросит, можно так и сказать, что это такая форма почтения и что батюшка таким образом почитает образ Божий, который находится в святых и в тебе. Потому что ты — творение Божие, поэтому тебя тоже кадят. Вот представьте, как ему будет интересно…

Насилие и несвоевременность – две ошибки религиозного воспитания. Не надо говорить ребенку: «А-а-а, ты ничего не понимаешь в богослужении?! Давай-ка я тебе сейчас объясню. » Это глупость, она ребенку ни к селу, ни к городу, ни уму, ни сердцу. Пусть он понимает то, что понимает, что ему доступно, а со временем…

Когда говорят, что если ребенку ничего не объяснять, а только давать свечки нюхать, то его духовная жизнь на этом уровне и останется, я в это не верю. Она может остаться, если дальше развития не будет. Но любой нормальный ребенок развивается. В том числе и духовно.

И этот момент пропускать нельзя. Нравится ребенку свечки ставить? Замечательно, пусть. Расскажите ему как бы невзначай символическое значение свечки, а почему именно свеча, из чего она сделана, почему ставят свечку именно такую, а не черную, не синюю. Что она сделана из воска, который сгорает и что это символ горения человеческого духа и т.д.

«Паки, паки, иже херувимы…»

— Как научить ребенка понимать церковнославянский язык? Адаптировать, переводить, объяснять смысл слов?

— А зачем? Процентов пятьдесят того богослужебного текста, который слышит ребенок в храме, ему понятен. Те же ектеньи «Господи, помилуй!» неужели ему не понятны?

— А все остальное?

— А до всего остального еще надо дорасти. Я вам сейчас если некоторые тексты богословские переведу, вы все равно ничего не поймете. Есть уровни, как в школе – первый класс и одиннадцатый класс. В духовной жизни то же самое.

Для Церкви церковнославянский язык никогда не был проблемой, я считаю, что это искусственно выдуманная проблема, когда говорят: «Ой, я в храме стою, совершенно ничего не понимаю!» Это чушь, я никогда в это не поверю. Почему? Потому что такое может сказать человек, который не стоит в храме.

Вот я сам был советский курсант, никогда меня никакому славянскому языку не учили, я был в этом ни бум-бум. Но когда я пришел в храм, не могу сказать, что ничего не понял, потому что понял главное: «Господи, помилуй» и молитву «Отче наш». А остальные тексты — ничего страшного, всему свое время. Апостолы за Христом ходили — тоже не все сразу понимали. Не надо делать из этого проблему. Не надо думать, что если ты чего-то не понял, молитва мимо тебя прошла. Да ничего подобного.

Между прочим, в церкви ведь тексты не просто так читаются. Есть еще ритмика богослужения, его символика, когда священник входит, выходит, вот это движение — это для чего? В том числе и для того, чтобы внешне выразить те идеи, которые на слух, может быть, не воспринимаются. В этом и смысл богослужения, оно всесторонне влияет на человека. А глухой придет в храм, к примеру? Он не слышит, что говорится и поется в храме, но, видя внешнюю сторону и зная в принципе, что происходит, он в него включается и участвует в нем.

Что такое язык и как ребенок ему учится? Вы же ему не объясняете значение каждого слова, он просто слышит и сопоставляет, потому что у него есть мозг и способность анализировать. Так же и церковнославянский язык. Сколько я знаю людей, которые ходят в храм, они никогда специально языку не учились, но все начали со временем прекрасно понимать. Он стал для них таким же естественным, как и язык, на котором они с рождения разговаривают. Они в словарь никогда не заглядывали, но значение слова «иже» вам объяснят.

Свет, в котором живет Бог

— Когда ребенка, который уже что-то понимает, подводишь к Чаше, как ему объяснить, что происходит и что такое Тело и Кровь Христовы? У меня ребенок 6 лет не очень понимает…

— Когда ребенку начинают говорить, не плачь, сейчас тебе вкусный хлебушек дадут, сладенькую водичку или еще что-то в этом роде — это ошибка. Не надо этого говорить! Здесь лучше употреблять такое, с одной стороны, мало понятное для ребенка, но великое для каждого человека понятие как святыня. «Это великая святыня, через нее мы освящаемся Самим Богом…»

Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое церковь. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое церковь. Картинка про Как объяснить ребенку что такое церковь. Фото Как объяснить ребенку что такое церковь

— А что такое святыня?

— Это то, что человека освящает, духовный свет. Можно так и объяснить, что есть физический свет, который ты видишь, а есть еще свет духовный, невидимый. Это свет, в котором живет Бог. И ты этим светом духовным освящаешься. Поэтому от тебя отступает всякое зло и в тебе присутствует Сам Бог.

А Чаша эта непростая, Христова, можно даже сказать, что Сам Христос невидимо в ней пребывает. Не надо делать акцент на хлеб, надо сказать, что в Чаше находятся такие тайны Христовы, которые ты принимаешь в себя и через них освящаешься.

Когда ребенок подрос, и ему исполнилось 8–9 лет, тогда можно уже рассказать, как это все происходит, как в Чаше вино и хлеб превращаются в Тело и Кровь Христа. Что есть Литургия – самая главная служба, и для того она и служится, чтобы во время этой службы приготовленный хлеб и вино, после того, как по молитвам священника на них сходит Святой Дух, становятся Телом и Кровью Христовой. Скажите, что это тайна, и до конца ее почистить невозможно, но вся история Церкви, весь ее опыт свидетельствует, что это действительно так.

Можно добавить, что от причастия происходило множество различных чудес, можно почитать, например, житие Сергия Радонежского, где описано, как огонь в Чашу сходил, когда он причащался от нее…

— А как ребенку объяснить, кто такие святые? Он видит иконы, ставит свечи, он ведь должен понимать, кому и кто эти люди.

— Это очень хорошо, с этого вообще надо начинать воцерковление. Его надо начинать снизу вверх, а не сверху вниз. Как раз нужно перед тем, как свечку к иконе поставить, особенно, если он начинает спрашивать, сказать: «Вот, видишь? Здесь много разных икон, это изображения святых людей…». И вы сами должны знать жития хотя бы некоторых святых, чтобы подойти с ребенком и рассказать ему в трех-пяти предложениях о жизни этого праведника.

— Чтобы он понял, что это был живой человек, который жил обычной земной жизнью, а не просто картинка на стене…

— Да, и не просто обычной, а святой жизнью, потому что он соединился с Богом. И теперь он находится близко к Богу. Что можно закончить свою жизнь и быть в темноте, а можно соединиться со Светом.

Можно объяснить, что в жизни духовной все так, как в жизни физической. «Тебе же хорошо, когда тебе тепло, когда солнышко светит, или ты лампочку дома включаешь, потому что ты привык жить в свете, в свете хорошо… А теперь представь, как бы ты жил во тьме. И вот чтобы не жить вот тьме, нужно быть святым, а для этого нужно приблизиться к Богу. А вот этот святой сделал это в своей жизни так-то. Вот примерно так и объяснить.

Для этого нужно заранее знать, где какие иконы. Не обязательно каждый раз всем иконам свечки ставить. «Давай мы сегодня поставим свечку вот этому святому и попросим, чтобы он помолился за нас…» И тут же рассказываете его историю. И тогда все будет нормально и естественно, как и должно быть.

Маленькие — дрыхнут…

— Если ребенок устал и не хочет стоять, нужно его убеждать еще постоять или пусть идет гулять?

— Сейчас во всех храмах делают детские площадки — специально, чтобы дети могли поиграть, чтобы храм не ассоциировался у них исключительно вот с этим «стоянием».

Мне как-то задавали вопрос: а чего вы тут детский сад развели? А все очень просто. В советское время детей просто не было в храмах, и не было такой проблемы. А сегодня дети, слава Богу, есть.

Всем понятно, что ребенок не может просто так на месте стоять. Даже если он с мамой и не шумит, все равно он двигается, это естественно.

Даже когда мы детей в алтарь служить берем (у нас есть в храмах такая практика), то постоянно спрашиваем, не устали ли. Есть дети, которые очень хотят служить, просто рвутся в алтарь. Но закончилась служба — и их словно ветром сдувает. Раз — и они уже на улице — бегают, играют, смеются…

У некоторых священников, у которых нет взрослых алтарников, есть одна проблема, с которой они смиряются. По уставу алтарник должен прийти в храм раньше священника и начать в алтаре все готовить к богослужению. Но маленькие алтарники обычно в это время еще дрыхнут. Естественно, разрешаешь им прийти позже, чтобы они могли в воскресенье подольше поспать. Хотя бы единственный день в неделю…

Газета «Саратовская панорама» № 22 (1052)

Протоиерей Владимир Пархоменко
Беседовала Елена Балаян

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *