Как объяснить ребенку что такое ударный слог
Ударный слог
Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.
С понятием «ударный слог» ребят знакомят в 1 классе школы.
Чтобы узнать, что такое ударный слог, вспомним, что обозначает термин «слог».
Понятие о слоге
В нашей речи мы пользуемся словами, с помощью которых в предложении можно сообщить о чём-то, попросить что-либо или спросить о том, что нас интересует. Каждое слово произносится на выдохе. Учтём, что при этом выдыхаемый воздух расходуется постепенно, небольшими порциями или толчками. Чтобы убедиться в этом, поднесём ладошку ко рту и произнесём слова:
Как видим, при произношении слова́ делятся на небольшие звуковые части — слоги. Каждый слог произносится одним толчком воздуха. Главным в слоге является гласный звук, который составляет его основу. К гласному впереди присоединяется один или несколько согласных, и так рождается слог. В слоге всегда один гласный звук, который является слогообразующим.
Понаблюдаем:
Что такое ударный слог?
Слоги в словах произносятся по-разному. Послушаем, как звучат эти слова:
В первом слоге гласный звучит более длительно и с бо́льшей силой голоса. Голосом выделяется гласный первого слога.
Понаблюдаем, как произносятся вот эти слова:
В них более протяжно звучит гласный звук второго слога. Он произносится ясно и чётко, с бо́льшей силой, чем гласный первого слога. Голосом выделяются гласные второго слога.
При произношении этих слов мы как бы ударяем гласные первого или второго слога с помощью невидимого молоточка. Такой слог в слове является ударным.
Остальные слоги в слове являются безударными. Гласные в безударном слоге звучат коротко и менее чётко.
Для обозначений ударного слога используется вертикальная наклонная чёрточка, которая ставится над гласной буквой, обозначающей ударный звук.
Ударным может быть не только первый или второй слог слова, но и третий и даже четвёртый, как например в словах:
Чтобы определить ударный слог в слове, произнесем его целиком с интонацией удивления или вопроса:
Итак, в каждом слове можно указать ударный слог. Ударение — это важный фонетический признак слова. С помощью ударения различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному:
Видеоурок «Как определить ударный слог?»
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)
Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение» (подготовительная группа)
ЗАНЯТИЕ №8.
Тема. Ударение.
Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ
— С чем мы познакомились на прошлом занятии?
— Как вы делите слова на слоги?
Чтобы определить количество слогов в слове,нужно:
ТРЕТИЙ СПОСОБ – расположить кисть руки чуть ниже подбородка и сосчитать сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
— Разделите свои имена на слоги.
1. Игра «Рассели в домики».
-А сейчас поиграем. Я буду давать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.
• Чтобы поселить предмет в домик нужно сосчитать сколько слогов в названии этого предмета, а затем нужно выбрать тот прямоугольник –«домик», который разделён на столько частей, сколько в слове слогов.
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.
Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
Что обозначают эти схемы?
(Воспитатель показывает разные схемы.)
Назвали все картинки по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три,
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три,
Легкая посадка – раз, два, три.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определим количество слогов.
. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На этом занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы отправимся в лес
(воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.
Для того чтобы дети безошибочно определяли ударный слог, слово следует произносить слитно, естественно, единым голосовым потоком. Нельзя при этом делить его на слоги. Слово, разделённое на слоги, теряет ударение, поскольку сила голоса распределяется почти равномерно между слогами. Поэтому операции по слогоделению и определению ударного слога нельзя объединять в одну.)
Дети также произносят слово мама. Делается вывод, что в нё сильнее произноситься первый слог.
Воспитатель рисует на доске схему слова с ударным первым слогом.
Ударение в слове вы буде обозначать маленькой чёрточкой, которую будем ставить на схеме над ударным слогом.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Работа с картинками.
— Найдите схему, в которой ударение обозначено на первом (втором, третьем) слоге. Найдите и поднимите изображение того предмета, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что ударение может быть только в словах с двумя, тремя, четырьмя и более слогами. Если в слове один слог, ударение не ставят, ведь ударный слог – это более сильный, а здесь он всего один. Воспитателю нужно подбирать рисунки. На которых изображения предметов соответствуют словам с простыми слогами – слияниями,без смягчения согласных: лисица, корова и т. д.).
А теперь послушайте слова и скажите, какой из трёх слогов у них ударный: телёнок, ягнёнок, козлёнок, и т. д.)
(Все слова с ударным вторым слогом).
А что ещё можно сказать об этих словах? Что между ними общего?
(Все они называют детёнышей животных)
едленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Составим слоговые схемы к слову замок (гвоздики, мука).
Ударение помогает нам различать отдельные слова.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А вот во французском языке ударение всегда падает на последний слог. Представьте, что вы французы и по – русски говорить не умеете. Вы повторяете слово, сказанное мной, но ударение ставите на последний слог.Например: я говорю «рыба», а француз говорит «рыба».
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
-Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?
Попробуйте дома поиграть с родными в игру «французы».
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».
Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.
Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.
Сказка о молоточке.
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.
Как объяснить ребенку что такое ударный слог
Ударением называют выделение звука, слога, слова силой голоса (повышением тона), а также значок, показывающий такое выделение.
Как же научить ребёнка ставить в слове ударение?
1.-Чтобы объяснить ребенку, что такое ударный слог, произносите слова протяжно, «позовите» слово.
Например, ма-а-а-ама, Та-а-а-аня, Ми-и-и-иша. При этом выделяйте ударный слог, можете даже кивнуть головой или присесть.
Потом покажите, что будет, если сместить ударение: мама-а-а-а, Таня-а-а-а-а, Миша-а-а-а, чтобы ребенок ощутил разницу. Потренируйтесь на знакомых ребенку словах, например, на его имени, кличке домашнего любимца и т. д.
Сначала берите простые слова из двух слогов и вместе с ребенком определяйте, на какой слог падает ударение, на первый или второй. Для малышей просто произносите слова, для детей постарше напишите слова на бумаге или доске. Произнося слова, простукивайте слоги, выделяя более громким стуком ударный слог.
2.-Многим детям помогает научиться ставить ударение упражнение
«1, 2, 3! Ударение,замри!» (для детей с нарушениями речи – это оптимальный способ постановки словесного ударения)
3.-Некоторым детям помогает следующий приём: перед словом поставить «Ай, да». Например, сказать «Ай, да собАка» (протяжно). Вот это «Ай, да» очень хорошо помогает определять ударный звук.
4. А вот ещё один интересный и действенный способ: подставить кисть руки под подбородок и произнести слово. На ударный слог рот открывается шире и получается, что подбородок достает до руки. Попробуйте!
5.-Старшему дошкольнику уже можно объяснить, что ударение падает только на гласный звук (букву).
Но ударение работает не всегда. Почти, как и у всех работников, у ударения есть два выходных.
Ударение отдыхает, то есть его можно не ставить, когда:
1. Если в слове один слог, а значит и один гласный звук.
2. Если в слове есть буква Ё. Ё– ударная всегда! Ой-Ё-Ёй, вот это – да!
4.-Задавайте ребенку шутливые загадки, например, кто такой бЕгемот или что такое молОток, чтобы ребенок научился «играть» ударением. Благодаря таким веселым тренировкам ребенок получает свободу управления звуками, которая очень помогает при чтении слов и правильном определении ударения.
6.-Хотелось бы особенно обратить внимание взрослых на одну из основных проблем при усвоении темы «Ударение». Дети часто путают задания по выделению ударного слога с заданиями на деление слова на слоги. Это выражается в том, что при постановке ударения дети начинают по инерции произносить слово по слогам. Таким образом, каждый слог становится «ударным». Объясните ребенку, что для определения ударного слога не следует делить слово на слоги. Попросите его произносить слово, растягивая ударный слог, но, не разделяя по частям. Хорошо бы потренироваться так: сначала слово разделить на слоги, а затем поставить ударение.
7.-И последнее. Уважаемые взрослые и дети, не забывайте про орфоэпические нормы (правильное произношение)! Говорите по-русски! Это сейчас модно.
Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?
Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?
Почему это важно?
Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:
Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.
Поэтому важно следовать двум важным правилам.
Игры в помощь
Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).
После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».
Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.
Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.
Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».
Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.
Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.