Как объяснить ребенку что такое законченная мысль
Как научить детей общаться и формулировать свои мысли
Да, мы учим детей правильно общаться. Здоровайся, прощайся, благодари. Но вежливость и этикет в целом — это не все общение. Еще одна задача родителя — научить ребенка выражать свои мысли, доносить их до собеседника. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова рассказывает о простых шагах, которые помогут ребенку в общении с другими детьми и взрослыми.
Я профессионально занимаюсь коммуникациями, поэтому моя дочка в свои десять лет уже в курсе, что такое простейшая коммуникационная модель. Мы часто обсуждаем ее приложения в реальной жизни, в том числе разбирая основные ошибки. Этой модели и этим самым ошибках, которые я замечаю за ребенком чаще всего, и посвящен этот пост.
Многие знают анекдот, что после рождения ребенка родители сначала мечтают о том, чтобы он пошел и заговорил, а после — чтобы сел и замолчал. В каждой шутке есть доля шутки. В этой — в том числе.
Как только ребенок учится говорить, а следом и задавать вопросы, его тут же начинают учить «хорошим манерам» — то есть лишний раз не раскрывать рта, особенно в присутствии взрослых. В результате к наступлению подросткового возраста ребенок оказывается совершенно не способен управлять словами и формулировать собственные мысли.
С самых первых лет в школе детей учат решать транспортные задачи по перемещению объектов из пункта А в пункт B. Перемещают автомобили, поезда, катера и прочие физические субстанции. Но никто не учит решать задачи по перемещению… информации из собственной головы в головы других людей.
А ведь именно навык доставки и получения информации в эпоху информационного бума и всеобщего «информационного ожирения» — исключительно важен для современного человека.
Простейшая коммуникационная модель
Простейшая коммуникационная модель — это базовая схема, по которой информация передается от человека к человеку.
Здесь всего пять шагов, которые описаны ниже на схеме. Плюс пример. Чтобы не создавать лонгрид, в конце поста я комментирую это на видео.
Я каждый день стараюсь донести ребенку, что информация, прежде чем быть переданной от одного человека другому, должна быть должным образом подготовлена, т. е. «упакована». Точно так в магазине мы покупаем в аккуратных удобных упаковках, например, сахар или соль.
Упаковка превращает абстрактную массу (сахара, соли или собственных мыслей) в удобный для потребления порционный объект, который легко взять и легко использовать.
Дети склонны вытряхивать из своей головы мысли потоком сознания, в котором часто пропадают важные для понимания смысла ключевые слова
Из-за этого искажается смысл (в терминах модели — страдает «упаковка»). Ребенок считает, что содержимое его головы так же очевидно всем остальным, как и ему самому. Часто моя дочка торопится рассказать что-то очень интересное о событиях в школе и начинает обижаться, когда я переспрашиваю, потому что не понимаю. Такие моменты я использую для обсуждения того, как передается информация от одного человека другому, и почему прежде, чем озвучить какую-то мысль, ее нужно подготовить и «упаковать».
Мы обсуждаем с ней такие насущные вещи, как разница между «я сказал» и «меня услышали»; между «меня услышали» и «мою мысль поняли». Мы говорим о том, что «подумал» и «понятно озвучил свою мысль» — это не одно и то же. Что важно не только «сказать», но быть услышанным и понятым.
«Перекресток» или перекресток?
Объяснение подобных вещей рождается каждый день из практической необходимости. Я использую житейские ситуации, в которых возникают проблемы с формулированием мыслей, как повод это обсудить в терминах простейшей коммуникационной модели.
Для ребенка не всегда очевидно, что он выражает свою мысль не достаточно понятно. Не очевидно даже то, что озвучиваемая им мысль, в принципе, может быть не понятной окружающим (и даже маме).
Ниже — как раз одна из таких реальных историй из нашей жизни. Мы стояли на перекрестке рядом с магазином «Перекресток». Дочка говорила о магазине, но слово «магазин» из предложения пропало, поэтому для меня ее слова были… о дороге.
Мне кажется очень важным проговаривать такие вещи именно сейчас, в начальной школе. В началке детям еще многое прощается. Но потом наступает момент, когда ребенок взрослеет, и от него — внезапно — начинают требовать взрослого общения. А общаться как взрослый он не умеет, потому что его никто не учил и собственного опыта нет.
Прошлым летом дочка ходила в лагерь «Московская смена». Там был кружок психологии. Я предполагаю, что именно психологии общения. И дочка на него, конечно, собралась ходить. Но оказалось, что это кружок для старшеклассников, и ее туда не взяли.
Я считаю это ошибкой — в начальной школе учить таким вещам не только можно, но и нужно
Чем раньше ребенок освоит простые принципы передачи информации, тем комфортнее ему (и его семье) будет пройти через подростковый период, тем увереннее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. По крайней мере, обсуждая с дочкой подобные вещи, я на это очень надеюсь.
Если вам интересна эта тема ниже я записала небольшое видео с объяснением простейшей коммуникационной модели и с примерами наиболее часто встречающихся препятствий при передаче информации. В тексте выше приведен всего один пример препятствий, в видео вы найдете еще три. Приятного общения!
Примечание: Автором всех использованных в посте изображений и видео является автор этого поста.
Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли Часть 1
Развитие речи очень важный момент в процессе воспитания детей. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи? Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.
Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно. Т.к. я знаю своего ребенка, то я естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.
1. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.
При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:
А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: «Кто это здесь?»
Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.
— Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?
— Я хочу пить, дай стакан с водой.
— В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».
— А что это?- спрашиваю я.
Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.
— Правильно, так и проси и добавляй зачем.
Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.
2) Для таких-то целей..
1. Мне нужна фото-рамка.
2. Я хочу ее рассмотреть.
3. Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.
Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:
1. Мне не понравилось то-то …
3. Я почувствовала то-то …
Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.
Как – то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:
— Приходи в гости еще.
— Приду, когда вы воспитаете своего сына.
Подруга, справившись с шоком, спрашивает:
— И что же тебя не устроило?
— Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.
— Хорошо, я поговорю с ним.
Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.
Техника «Бредогенератор». Как научить детей выражать свои мысли
Однажды один студент не подготовился к экзамену и, придя на экзамен, успел прочитать только первый билет, про блох. Но вытащил билет «Рыба».
Тогда он подумал: «Так, про рыб я не расскажу, про блоху знаю хорошо». И у него созрел план. Отвечая, он говорит: «Это рыба… у нее голова, вот, хвост, туловище, плавники и чешуя. Соответственно, поскольку у рыбы чешуя и она плавает все время в воде, у нее не может быть, блох. А вот если бы у нее была бы шерсть, а не чешуя, у нее были бы блохи». И продолжает дальше рассказывать про блоху.
За экзамен получил отлично.
Потому что один из самых главных и важных навыков для детей и взрослых – уметь говорить, пересказывать информацию, рассказывать истории, связно отвечать на вопросы.
Навык связной устной беглой речи – ценнейший в современном мире.
Алгоритм тренировки связной речи простой, для этого нам понадобится техника «Бредогенератор».
Его можно применять в двух видах.
Первый вариант.
Берем любую тему (предмет): ручка, мороженое, любовь, игра и т.п и говорим об этом и только об этом по таймеру три минуты.
Можно начинать с минуты, потом две, потом три.
Пробовать можно где угодно и обязательно надо тренировать этому навыку детей!
Вначале можно создать интеллект-карту, в которой продумать разделы/секции, про которые будете вести речь. А потом «зачитать карту». Еще этот прием называют «разделение думания и делания».
Например, по теме «Мороженое» карта может получиться такая:
Участники Школы спецагентов часто говорят, что боятся отвечать у доски, и что у них не получится. При этом дети действительно так думают о себе!
Мы начинаем раскачивать данный навык от простого к сложному и обучать детей связной монологической речи.
Дети с кураторами в группах осваивают этот навык на «отлично», а в последующем ставят личные рекорды в школе- отвечая у доски, выступая на конкурсах.
Второй вариант техники «Бредогенератор».
Начинаем говорит о чем-то. Например: Открываю холодильник, а там сидит обезьяна.
Второе предложение начинаем с того слова, на котором закончили первое, третье – с последнего слова второго предложения и так далее.
Обезьяна смотрит на меня и улыбается.
Ее улыбка похожа на улыбку из рекламного ролика.
Недавно, кстати, в одной рекламе увидел очень знакомое лицо.
Истории получаются отличные, но поначалу очень нелегко, однако, с каждым разом будет проще и легче.
Добавятся слова-связки, плавные переходы и Вы начнете легко и экспромтом формулировать свои мысли в прекрасную, плавную речь.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку учиться:
Итак, у нас есть две хорошие новости.
Первая новость. Мы открываем вторую старшую группу курса Школа спецагентов.
В данной группе обучаем подростков правильно готовиться к экзаменам и учимся учиться. В ней три места заняты, осталось два. В группу принимаем учащихся 8-11 классов.
Стоимость обучения в формате группового коучинга и проработкой всех учебных проблем равна 20 000 рублей, что намного выгоднее, чем нанимать репетиторов или оплачивать детям обучение в вузах.
Наши выпускники поступают и учатся на бюджете. Потому что они умеют это делать правильно.
В данной группе при обучении мы немного меняем программу и цели, но при этом дети изучают все техники эффективного обучения.
Чтобы записаться оформляете заказ на пакет ПРО и записываете подростка в группу. Раньше такая возможность подготовки к экзаменам была только в индивидуальном коучинге, стоимостью 100 000 рублей в месяц.
Инвестируйте в будущее своих детей! Декабрь — самое подходящее время для того, чтобы научиться учиться правильно и сдать экзамены на высокие баллы.
Вторая новость. Мы готовим к выпуску специальную книгу для всех участников курса «Школа спецагентов».
В ней будут материалы тренинга, техники описаны простыми словами, сразу для детей. В книгу мы интегрируем тренажеры-практики для каждой темы.
Вашим детям в конце тренинга подарим данные книги в электронном и в бумажном виде, вместе с дипломами об окончании тренинга.
В книгу будут включены полезные тренажеры, описание спецагентов и приемов для быстрого и простого обучения.
Книга будет настолько простой и одновременно увлекательной, что дети могут в любое свободное время практиковать техники и выполнять специальные миссии и задания.
Получится два в одном: методичка и тренажёрный зал для мозга спецагента в обучении:)
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?
Татьяна Головко
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?
Родители не понимают, что с ребенком надо разговаривать, рассуждать, развивать речь. Одним из способов развить красноречие это чтение. Приучать ребенка читать книги, беседовать с ним, просто ежедневно, чтобы он рассказывал об увиденном, о прочитанном, о том, что он слышал, делиться впечатлениями, обучая ребенка выражать словом свои чувства и эмоции- не так уж и много усилий надо прилаживать к этому! Но это поможет ребенку справляться с разными сложностями в жизни, во взаимоотношениях с людьми. Не секрет что многие проблемы в межличностных отношениях возникают ввиду скудности речи. Эта проблема становится явной со старшей группы дошкольного образования. Перед воспитателями стоит вопрос о необходимости научить ребенка рассуждать и развернуто отвечать на вопросы! Одевая ребенка рассказывать, на прогулке рассуждать, играя объяснять и т. д. Читать ребенку вслух почему-то считается уместным только до того возраста, когда ребенок не научился читать сам. А зря. Читать вслух ребенку можно в любом возрасте, ведь цель чтения вслух это приобщение к красоте языка, к его многогранности, что позволяет ребенку развивать собственную речь.
Дети в старшей группе должны самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывать картины, составлять сюжетные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. А вот в подготовительной группе дети должны рассказывать по сериям сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
Я хочу заострить внимание и еще раз подчеркнуть необходимые приемы обучения детей:
— совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей.);
— образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);
— рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов«;
Необходимо ребенка научить внимательно рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные, выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.
Как научить ребенка расслабляться? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ? Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с.
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?» Детские вопросы: как правильно на них отвечать? Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему,.
Как научить ребенка правильно одеваться 1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей.
Консультация «Как научить ребенка здороваться» Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. Смущение,неловкость,стыд,вина, которые испытывают родители.
Как научить считать ребенка до 20 и десятками Основной прием счета в пределах 20. Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка.
Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» Консультация для родителей Детские вопросы и как на них отвечать Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей» О.
Консультация для родителей «Не оставляйте вопросы ребенка без ответа» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА:»НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ВОПРОСЫ РЕБЕНКА БЕЗ ОТВЕТА»В старшем дошкольном возрасте дети наиболее активно интересуются.
Родительское собрание «Брейн — Ринг» на тему: «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим насколько.
Родительское собрание в форме игры КВН «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим.
Как научить ребенка формировать и отстаивать собственное мнение
Сформировать свое собственное мнение и отстаивать его – необходимые навыки, которые пригодятся для дальнейшей успешной, самодостаточной жизни. И развивать способность нужно с раннего возраста, чтобы ребенок смог отстоять субъективное мнение и не подвергался агрессивному влиянию социума. Родителям следует понимать, что подобные навыки формируются, в первую очередь, в семье, где малыш наблюдает поведение взрослых и пытается копировать его. Родители должны давать возможность ребенку самостоятельно мыслить, участвовать в дискуссиях, высказывать собственное мнение.
Меньше контроля
Родители обычно слишком контролируют детей, навязывают им свое мнение, принимают решение за них. Не стоит придумывать множество запретов и бесполезных правил, иначе ваш ребенок так и не научится отстаивать собственные желания. Дайте возможность сыну или дочери самостоятельно выбрать, что надеть, кого пригласить на день рождения, с кем идти гулять, в какие кружки ходить.
Безусловно, не стоит давать полную волю ребенку и не вмешиваться в его жизнь. Но, если вы установили какое-то правило, аргументируйте его, а не говорите: «Будет так, как я решил». Побеседуйте с сыном или дочерью, выслушайте его мнение, и тогда ребенок будет знать, что его слова что-то значат для родителей.
Всегда будьте рядом, чтобы помочь и поддержать, ведь чувствовать поддержку так важно для каждого человека.
Алевтина, мама 10-летней Вероники:
«Я хочу, чтобы дочь выросла самостоятельным человеком, способным принимать собственные решения. Пускай для этого нужно совершить много ошибок, но зато она поймет, что это было ее желание, и мы не вмешивались в ее жизнь, не навязывали свои правила. Раньше я контролировала, чтобы Вероника сначала сделала уроки, а потом занималась своими делами. Постепенно мы дали ей возможность самой распределять собственное время. Она знает, что должна сделать уроки, а когда и как – это уже ей решать. Вероника хорошо учится, успевает поиграть с друзьями и погулять на улице. И я рада, что перестала контролировать каждый ее шаг».
Поощрение самостоятельности
Родителям намного проще самим принять за ребенка решение, чем дать им право выбора. Но как малыш научится делать правильный выбор, если взрослые не дают ему такой возможности? Взрослые могут подсказать, аргументировать, но ни в коем случае не навязывать собственную точку зрения, которую они считают единственно верной.
Если ребенок оказался в сложной ситуации, в первую очередь, выслушайте его, а уже потом ищите совместными усилиями подходящее решение. Дайте возможность сыну или дочери сделать свои выводы, допустить собственные ошибки. Ведь, как известно, на ошибках учатся.
Олег, отец 15-летнего Максима:
«Сын никак не мог определиться с будущей профессией. Все сомневался, не говорил, какой ВУЗ ему по душе. Мы собрались на семейном совете, выслушали Максима, потом предложили несколько вариантов. Не настаивали, не давили – это, мне кажется, бесполезно. Выучится сын, например, на программиста. А душа у него лежит совсем к другому. И высокая заработная плата не будет приносить удовлетворения».
Разговаривайте с ребенком
Чтобы дети научились формулировать и высказывать собственное мнение, каждый день беседуйте с ними о том, что произошло, какие книги они прочли, какие впечатления получили.
Выберете одну интересную тему для разговора, например, обсудите фильм, который вы посмотрели всей семьей. Пускай ребенок выскажет свое мнение о фильме.
Обязательно интересуйтесь, почему сын или дочь думают именно так, и какие аргументы может привести. Что будет, если в конкретной ситуации выбрать альтернативное решение? Почему ребенок считает, что именно такой выход – лучшее, что можно сделать?
Хвалите сына или дочь, если они высказывают свое мнение. Не давите собственным авторитетом и внимательно слушайте все, что говорят дети.
Елена, мама 13-летнего Вани и 11-летнего Даниила:
«У нас в семье существует прекрасная традиция. Вечером мы все вместе собираемся за столом, ужинаем и рассказываем, как прошел день. При этом дети, даже когда они были маленькими, тоже участвовали в дискуссии. Мы обсуждаем с сыновьями книги, которые они прочли, какие-то события из школьной жизни. Мы с мужем всегда найдем время, чтобы выслушать мальчиков. Мне кажется, это очень важно, ведь они понимают, что их мнение для нас ценно. Мы его уважаем и даем право сделать свой собственный выбор».
Не критикуйте
Если родители постоянно критикуют ребенка, видят только плохие его стороны, не поддерживают в принятии собственного решения, он будет отвергать собственное «Я» и приобретет заниженную самооценку. Ребенок не должен бояться высказать свое мнение, особенно родителям. Взрослые не должны высмеивать, обзывать и наказывать детей. Принимайте сына или дочь такими, какие они есть, ведь это самостоятельные личности, а не ваша собственность.
Родители могут хотеть видеть своих детей успешными адвокатами, спортсменами, музыкантами. Но это не значит, что они выберут такое будущее, которое вы для них распланировали.
«Мои родители – профессиональные музыканты. Естественно, они хотели, чтобы и я пошла по их стопам. Каждый день мне приходилось садиться за фортепиано, и эти часы я вспоминаю с ужасом. Мама и папа постоянно критиковали меня, называли ленивой, говорили, что я ничего не добьюсь и буду подметать улицы, если не приложу максимум усилий. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что родители отобрали у меня счастливое детство. Они заставляли заниматься тем, что мне не нравилось, при этом всячески занижали мою самооценку. Потом я проработала все детские обиды с психологом, но до сих пор у нас с родителями натянутые отношения. Они так и не простили мне, что я пошла продавать машины в автосалон. А мне моя работа очень нравится, и я, наконец-то, занимаюсь именно тем, что приносит удовольствие».
Учите детей самоутверждаться
Родители должны уважать желания и выбор ребенка. А еще они должны научить отстаивать свои ценности и взгляды, даже если кто-то будет выражать противоположное мнение. Объясняйте сыну или дочери, но нельзя идти напролом, защищая собственную точку зрения. Но нужно уметь постоять за себя, не поддаваться чужому влиянию, если ваши взгляды не совпадают. Вовсе не обязательно со всеми соглашаться, чтобы заслужить уважение и любовь.
Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Чаще общайтесь, интересуйтесь мнением ребенка, не навязывайте свои взгляды. Только так можно научить детей формировать собственное мнение и отстаивать его.