Как объяснить ребенку что такое завтра
Как объяснить ребенку, что такое «время»?
Стоит понимать, что для малыша время – это нечто абстрактное, то, чего нельзя ни коснуться, ни увидеть. Ребенок живет моментом: то, что именно сейчас он чувствует, видит и делает – это и есть для него самое главное и единственное.
Как ощущается время маленькими детьми?
Поэтому трехлетний малыш не хочет отдать «на некоторое время» лопатку в песочнице или трёхколёсный велосипед. Ведь «момент» – это для него то же самое, что для нас «вечность». Ребенок очень медленно учится чему-то, если ему говорят, что начать это делать ему уже действительно пора. Например, переходить с горшка во взрослый туалет. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы как можно органичнее приучить его к понятиям, которые имеют связь со временем.
Говорите, например: «Мы сейчас наденем комбинезон, а потом пойдем на прогулку», «Наш папа вернется через час». Вы можете оперировать наименованиями часов, даже если трех-четырехлетний ребенок их пока не понимает. «В пять часов приедет бабушка», «В девять часов мы ложимся спать». Некоторое время спустя – уже названиями дней недели и месяцев.
Вчера, сегодня, завтра
Три таких, казалось бы, невзрачных слова, а на самом деле это основная триада, объединяющая прошлое, настоящее и будущее. Рассказывайте малышу о том, что произошло вчера, что вы делаете сегодня, и какие у вас планы на завтра. Показывайте сегодняшние последствия событий из прошлого: «Вчера мы купили бананы, они зеленоватые, сегодня они полежат в темном шкафу, а завтра они уже будут спелые и вкусные». Опишите, как будущее может быть связано с сегодняшним днем: «Сегодня мы подготовим подарок для бабушки, потому что у нее завтра именины».
Время на стене
Безусловно, очень полезно иметь дома на видном месте календарь. Кстати, вы можете рассказать о том, как выходил из положения на необитаемом острове Робинзон Крузо. Поскольку него не было календаря, он использовал насечки на дереве. Объясните малышу, почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом. Это значит, что этот день выходной, когда никто не работает. Став чуть постарше, малыш может попробовать сосчитать, сколько дней еще осталось до «красного дня» календаря или значимого праздника, дня рождения.
Если закрепить памятные даты в календаре заранее, то ребенок увидит, в каком темпе приближается этот замечательный день.
Внимание! Приготовьтесь к тому, что для детей время, как правило, тянется по ощущениям дольше, чем у взрослых.
Времена года
Их только четыре, они имеют простые и короткие названия, поэтому на самом деле детям проще всего их начать распознавать. Но длятся они так долго, что маленькому ребенку трудно охватить пониманием такой долгий срок, а уж тем более расставить их в правильном хронологическом порядке. Проще всего с зимой, потому что это снег, дед Мороз и Новый год. С летом тоже не все так плохо – ассоциируется с отдыхом и солнцем.
Труднее даются связки ребенку с весной и осенью. Что предложить? Пасху, День Победы, листья на деревьях, таяние снега? Осень – листопад, дождь? А может, у вас есть какие-то свои, семейные ассоциации? Попробуйте вместе раскрашивать, вырезать и клеить, все, что связано с временами года и раскладывать по темам.
Ориентироваться во времени – когда придет навык?
Не ждите, что скоро. Чтобы ребенок научился определять время на часах, нужно, во-первых, понимать разницу между большой и малой стрелками. Во-вторых – уметь считать до двенадцати, а затем и до двадцати четырех. В-третьих – распознавать часы на циферблате. Ну и, в-четвертых (если не самое главное) – хотеть все это узнавать. Конечно, навыки всегда приобретаются легче, когда видно, для чего приобретенные знания смогут пригодиться.
Поэтому растолкуйте ребенку, что с помощью часов люди могут друг другу назначать встречи. А также знают, когда вовремя выйти из дома, чтобы успеть в кино или не опоздать на рейс автобуса. У них реже подгорает пирог, и точно будет сварено яйцо не крутым, а всмятку.
Установите будильник или песочные часы
Даже малыш, который пока не ориентируется во времени, может почувствовать его течение. Покажите ему, как оно длится на примере временных отрезков.
Установите будильник, засекая час, перед началом игры, или при выходе на прогулку. Малыш, скорее всего, сначала будет нетерпеливо спрашивать, сколько же прошло времени, а потом, отвлекшись, забудет о будильнике. Но, когда будильник прозвенит, в итоге, будет удивлен, что час – это так много.
Когда малыш подрастет, постарайтесь объяснить, что время проходит всегда одинаково. Полчаса веселья с папой длятся столько же, как и полчаса в приемной у врача, хотя иногда и взрослым в это трудно поверить.
Покажите, какие разные бывают часы – традиционные механические и с дисплеем, на батарейках и с маятником, карманные «луковицы» и большие, настенные, на зданиях, песочные, цветочные, солнечные часы, секундомер.
Предложите малышу нарисовать что-нибудь на засеченный промежуток времени. К примеру, надо успеть нарисовать домик, прежде чем просыпется весь песок в песочных часах.
А что, если человечка или сразу двоих?
Сделайте сами свой календарь
Довольно трудно ребенку понять, что в жизни с одной стороны, постоянно происходит что-то новое, с другой – неизменно повторяются дни недели, месяцы и времена года.
Для понимания последовательности дней в неделе поможет совместно сделанный календарь. Сделать его довольно просто.
Приготовьте семь листов бумаги. Попросите малыша, чтобы он с понедельника до воскресенья, каждый день рисовал, что случилось сегодня. Какое ему запомнилось важное, смешное или приятное событие. Если на каждом листе делать несколько зарисовок, то при сравнении рисунков одного дня недели бок о бок можно увидеть общее. Тогда ребенок быстрее поймет, что каждую неделю повторяются одни и те же дни.
О роли ощущения времени в развитии образного восприятия
Растолкуйте чаду на жизненных примерах смысл фраз, метафор, крылатых, иносказательных выражений, мемов. Например, таких, как:
«Время и Стекло» (время истекло);
без пяти минут двенадцать;
утро вечера мудренее;
утренний час дарит золотом нас;
не думай о секундах свысока;
делу время – потехе час;
Это будет способствовать развитию абстрактного мышления и образного восприятия у вашего ребенка.
Как ребенку объяснить, что такое «сегодня», «вчера», «завтра»?
Я, конечно, может тороплюсь, но мой сынишка никак не может понять временные значения. Ему 3,6 года. Уходя в сад говорит завтра вернусь или рассказывая, что произошло за день, чем он занимался, говорит вчера тото-тото делал. Может кто-нибудь знает специальную методику, как объяснить, разграничить эти временные значения? Или это все приходит с годами?
В этом возрасте такая путаница не редкость. Обучение и усвоение происходит не за один день.
Для понимания «вчера/сегодня/завтра» почаще используйте эти понятия. Например, стройте планы «на завтра»; обращайте внимание на то, что происходит «сегодня»; обсуждайте произошедшие события, используя понятие «вчера». (Для более четкого осознания можно взять одно конкретное событие: поход в цирк, встреча с другом, приход гостей, покупка обновки..)
Именно по такой схеме и я учила распознавать эти дни. Например: «Вчера мы ходили в гости. Помнишь? Что там было?» И ребенок должен рассказывать о происходящем вчера в прошедшем времени. «А сегодня мы пойдем в магазин. Что будем покупать?» И ребенок рассказывает в настоящем времени, что будем покупать сегодня. «А что будем делать завтра?» И малыш начинает строить какие-то планы на завтра: «Завтра придет бабушка», «Завтра пойдем в парк развлечений», «Завтра будем есть мороженное» и т.д». И ребенок таким образом, быстро учится распознавать вчера-сегодня-завтра.
Конспект занятия по закреплению представлений о времени «Вчера, сегодня, завтра»
Елена Латникова
Конспект занятия по закреплению представлений о времени «Вчера, сегодня, завтра»
Программное содержание:
Узнавать какое время настоящее, прошедшее, будущее. Закреплять представления детей о времени. Активизировать в речи слова: есть, сейчас, сегодня, было, завтра, будет.
Материал:
Предварительная работа:
рассматривание репродукций Васнецов «Три богатыря», Глазунов «Девочка с одуванчиком», Бёркли «Звёздные войны».
Ход занятия:
— Ребята, мы с вами многое знаем о календаре. Что нам показывает календарь? (дни недели, месяцы) Правильно!
Тесненько друг к дружке.
Из стаи одна улетает.
— Календарь нам подсказывает число, день недели, месяц, год! Кто мне скажет, какой сегодня день? Отметьте этот день на нашем календаре. Сегодня вторник 12 апреля. А какой день был вчера? (понедельник 11 апреля) А какой день будет завтра? (среда13 апреля) А откуда вы знаете? (варианты ответов)
— Ребята, есть слова, которые обозначают разное время: настоящее, прошедшее, будущее. Например, я скажу: «Мишка сидит на стуле». Когда мишка сидит на стуле? (сейчас, сегодня) Слова сейчас и сегодня – обозначают настоящее время. А что ещё произошло сегодня?
-И ещё одна фраза: «Завтра мишка будет сидеть на ковре» Какое это время? (будущее) Это время ещё не наступило, оно скоро будет – т. е. завтра. А что ещё может случиться завтра? (снова придём в садик, будем играть на ковре)
— А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру. Я вам буду говорить предложения, а вы будете узнавать про какое время я говорю, и класть фишки к нужной карточке. (объяснить смысл условных обозначений на карточках – картинках)
Дидактическая игра: «Ответь правильно».
Завтра мы идём в парк.
Вчера в детский сад приезжал кукольный театр.
Сегодня будет музыкальное занятие.
Завтра в садик привезут новые игрушки.
-Ребята, вы хорошо справились с заданием! Предлагаю отдохнуть.
Весёлая зарядка «Ходят часики».
— Сегодня мы свами познакомились с новыми словами, которые обозначают настоящее, прошедшее и будущее время, Как они называются? (вчера, сегодня, завтра) Это время можно отметить на нашем календаре с помощью значков. Мы уже знаем, что время можно и нарисовать! Настоящие художники часто изображали на своих полотнах то, чего никогда не видели. Я предлагаю вам нарисовать свою картину, кто то захочет нарисовать настоящие, прошедшие или будущие события.
Дети рисуют. После рисования обсуждение работ.
Дидактическая игра «Дни недели» Чтобы детям дошкольного возраста было нагляднее и интереснее изучать дни недели я изготовила дидактическую игру «Дни недели».С помощью этой.
Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра» Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра. » предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цельигры: закрепить у детей понятия.
Конспект НОД по ФЭМП у детей средней группы «Вчера, сегодня, завтра»
НОД по Формированию Элементарных Математических Представлений у детей средней группы на тему: «Вчера, сегодня, завтра»
Воспитатель средней группы: Павлова Светлана Валентиновна
Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формирование в игровой форме элементарных математических представлений, познавательной активности детей, внимания, памяти, воображения.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос; различать понятия вчера, сегодня, завтра;
2. Закреплять знание цифр, умение считать, соотносить количество предметов с цифрой;
3. Развивать комбинаторные способности, воображение.
Речевые:
1. Развивать речевое внимание, понимание смысловой стороны слова;
2. Продолжать обогащать и расширять словарный запас новыми словами, вводя их в активную речь, используя слова вчера, сегодня, завтра ;
3. Развивать связную речь, умение рассказывать о том, что сделали;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к временным понятиям;
2. Воспитывать умение работать в коллективе;
3. Воспитывать вежливость, умение слушать других.
Материал: игрушки – щенок, котёнок; наборы цифр от 1 до 5 на каждого ребёнка и наборы различных предметов в разном количестве; счётные палочки.
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности:
Игровая: Взаимодействие с игровыми персонажами в процессе обучения. Игра «Определи количество предметов»;
Двигательная: Физминутка: «Движения по счёту»;
Познавательно – исследовательская: Соотнесение количества в группе предметов и числа, моделирование;
Коммуникативная: Беседа, вопросы к детям, речевые ситуации.
Вводная часть (создание игровой мотивации)
Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завт ра.
Воспитатель: Ребята, щенок и котёнок поспорили. Котёнок говорит, что завтра он приглашён на день рождения к бельчонку, а щенок утверждает, что это будет вчера. Давайте поможем им разобраться.
(Дети заинтересованы игровой мотивацией)
Воспитатель: Ребята, котёнок и щенок перепутали, когда бывает завтра, когда – вчера, когда – сегодня. Давайте обьясним им эти понятия. День, который идёт сейчас, называется сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что мы с вами делали сегодня?
(Дети называют события текущего дня)
Воспитатель: Ребята, котёнок и щенок перепутали, когда бывает завтра, когда – вчера, когда – сегодня. Давайте объясним им эти понятия. День, который идёт сейчас, называется сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что мы с вами делали сегодня?
(Дети называют события текущего дня)
Воспитатель: А вот день, который уже прошёл, называется вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у вас вчера?
(Дети называют прошедшие события)
Воспитатель: День, который ещё не наступил, а только будет – это завтра. Этого дня ещё нет, он только будет, мы его ждём. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра?
(Дети предлагают свои варианты, а воспитатель обещает выполнить их просьбы завтра.)
Воспитатель: Ребята, повторите ещё для котёнка и щенка, когда бывает вчера, сегодня, завтра;
(Дети повторяют, когда бывает вчера, сегодня, завтра)
Игра «Определи количество предметов».
Воспитатель: Ребята, щенок и котёнок принесли наборы цифр для того, чтобы вы выполнили такое задание: нужно найти на столе группы предметов по 1,2,3,4, и разложить цифры соответствующие этому количеству предметов.
Воспитатель: После того как все разложат свои цифры, мы вместе проверим, правильно ли выполнено задание.
(Дети вместе с воспитателем подходят и проверяют правильность с помощью пересчёта предметов)
Физминутка «Движения по счёту»
Воспитатель: Ребята, вы должны выполнить действия столько раз, сколько указывает цифра на моей карточке.
Например, покачать головой сколько раз показывает карточку с цифрой 5;
присесть вот сколько раз показывает карточку с цифрой 3;
хлопнуть в ладоши вот сколько раз показывает карточку с цифрой 1;
подпрыгнуть столько раз, сколько показывает карточку с цифрой 4;
топнуть ножкой вот сколько раз показывает карточку с цифрой 2.
(Дети выполняют упражнения по указанию воспитателя)
Задание для работы со счётными палочками.
Воспитатель: Ребята, щенок просит вспомнить, как вы делали из палочек конуру из 3 палочек, и предлагает снова её сложить. Потом предлагает сделать ему домик из 5 палочек.
Воспитатель: Что больше: конура или дом? Если он больше, то палочек на его выполнение потребуется больше или меньше?
(Дети работают с палочками, изображая при помощи их предметы.)
(Воспитатель выставляет образец домика на доску, а дети самостоятельно выполняют задание. Индивидуальная помощь, если ребёнок затрудняется в отсчёте счётных палочек)
Итог занятия.
Воспитатель: Что мы узнали сегодня нового?
Про какие дни вы расскажете дома?
Что вы про них расскажете?
За тем воспитатель предлагает разместить счётные палочки в уголке «Занимательная математика» для самостоятельной деятельности детей.
Консультация «Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра» «Преемственность ДОУ и школы: вчера, сегодня, завтра» Красовская Е. А., воспитатель первой категории МКДОУ Кутуликский детский сад №1.
Конспект занятия по математике «Вчера, сегодня, завтра» Конспект занятия по математике в средней группе «Вчера, сегодня, завтра» Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в счёте предметов на ощупь.
Проект «Уфа — вчера, сегодня, завтра» в подготовительной группе Проект подготовительной к школе группы. «Уфа- вчера, сегодня, завтра». Актуальность: У каждого счастливого человека есть свой любимый город.
Проект «Книга: вчера, сегодня, завтра». 4 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа №1 им. Люлякина И. М.» Проектная.
Стенгазета «Масленица. Сегодня блин, а завтра — весна» Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай к нам на конях вороных, Да на саночках скорых расписных. Чтобы слуги.
Творческо-исследовательский проект «Сегодня фантазеры — завтра изобретатели» «И поверьте, не для шутки. Говорим мы вам всерьёз, Не теряя ни минутки, Создадим «ракетовоз»! Пусть сегодня на бумаге, С проволокой,.
Занятие в средней группе «Сутки. Вчера, сегодня, завтра»
ольга павлова
Занятие в средней группе «Сутки. Вчера, сегодня, завтра»
Задачи.Формировать у детей временные представления: части суток, сутки.
Развивать функцию моделирования последовательности событий, активизировать внимание, память.
Воспитывть умение соблюдать очерёдность при ответах, выслушивать товарища, не перебивая.
Ход занятия.
1. Дети нам пришло письмо, давайте узнаем что в нём? Да это фотографии, их прислал нам гномик Тик-Так.
Педагог выкладывает на доске 3 фотографии с изображением «вечера»,«утра», «дня» в неправильном порядке.
Посмотрите, что изображено на первой фотографии.
Как вы думаете, когда это бывает? Утром, днём или вечером? (вечером)
Почему вы думаете, что вечером? (Педагог добивается, чтобы дети назвали все признаки наступления вечера.) Солнышко садится, темнеет, сумерки, цветочек закрывается.
Затем он задаёт аналогичные вопросы по 2 и 3 фотографии. после того, как дети определят время суток на каждой фотографии, педагог просит детей поставить их попорядку.
У меня осталась ещё одна фотография, но она какая-то странная. На доску выставляется чёрная («ночь»). Почему на ней ничего не видно?
Какое время на этом фото?Найдите место этой фотографии.
Вывод:утро,день, вечер,ночь вместе, составляют сутки (или называются сутки).
Дети,давайте посмотрим на солнце, на всех ли фотографиях оно находится в одном и том же месте?
Нет,не на всех!Там,где утро оно слева, там где день оно высоко, вверху, а там, где вечер оно пониже,справа.Вывод: значит солнце не стоит на одном месте оно движется. Солнце всегда движется по небу слева направо.
2. Педагог выставляет на фланелеграф круг, часть которого закрашена чёрным цветом и со стрелкой в середине круга. Стрелка показывает на чёрную часть круга. Как вы думаете на какое время суток показывает стрелка? (Ночь.)Какая бы фотография сюда подошла? Почему?
Какое время суток наступает после ночи? (Утро).
Подберите подходящюю фотографию. Почему на фото розовый фон?Педагог медленно передвигает стрелку на «утро», вниз по часовой стрелке.
Аналогично разбирается «день»,и «вечер».
3. Физминутка с мячом. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает поиграть в игру «Что сначала, что потом?»
Педагог говорит «ночь», спрашивает,что будет потом? А что было раньше ночи? и т. д.
4. Детям предлагается собрать модель суток за столами.
К нам приземлился Лунтик. Он тоже хочет с нами поиграть!Закройте-ка глазки,педагог забирает части суток у детей,оставляет им по одной разной части суток. Какое время суток осталось на твоих часах, а на твоих
5. Давайте составим цветок для Лунтика. Достаньте с подносика части цветка, составьте цветок таким, какой он бывает в то время, которое осталось у вас на фланелеграфе.
Лунтик спрашивает у детей поочереди:»Почему ты собрал такой цветок?»
6. Дети,а мы тоже можем послать гному Тик-Так свои фотографии.
Дети, какими словами люди называют настоящий (идущий) день? (сегодня). Что вы делали сегодня, помните? Помните я вас фотографировала, посмотрим фотографии на компьюторе? Когда вы это делали (Сегодня утром).
А как называется день, который прошёл? (Вчера). Давайте посмотрим на фотографии, которые я сделала вчера, что вы на них делаете? Когда вы это делали (Вчера вечером, вчера днём, вчера утром.).
7. Дети, сегодняшние сутки пройдут, наступят новые, как они будут называться? (Завтра).А можно посмотреть фотографии о том, что вы будете делать завтра? (Нет.) Почему (Завтра ещё будет, оно ещё не наступило).
Итог. Время нашего занятия прошло. Молодцы дети, жму мальчикам руку, девочек обнимаю. Встретимся завтра.
Конспект деловой игры для педагогов «Образование вчера и сегодня» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска Конспект деловой игры для педагогов.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ОВЗ «Вчера, сегодня, завтра» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие – продолжить упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5, закрепить представление.
Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки» Конспект урока по математике на тему «Сутки» с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина.
Мастер-класс «Военная техника: вчера и сегодня» Мастер- класс «Военная техника: вчера и сегодня». Павлюченкова Юлия Астафьевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 23». Проблем патриотического.
Конспект занятия «Космос вчера, сегодня, завтра» в подготовительной группе Космос вчера, сегодня, завтра Ребята, вы, наверное, знаете, что каждый год 12 апреля наша страна, и весь мир отмечает День Космонавтики.
Проект «Москва вчера, сегодня, завтра» Проект подготовительной к школе группы № 1 «Москва – вчера, сегодня, завтра» Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный..
Стихотворение «Сегодня, Завтра и Вчера» Сегодня Завтра и Вчера Ты не оставишь мои мысли Ты в сердце будешь жить всегда Сегодня Завтра и Вчера. *** В этот раз, не люблю эту осень.
Творчески-исследовательский проект «Сегодня фантазеры — завтра изобретатели» Актуальность проекта: При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская,.