Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Источник

Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Источник

Конспект занятия «Звуки и буквы»

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква Наталья Сертакова
Конспект занятия «Звуки и буквы»

• познакомить детей с гласными и согласными звуками; учить распознавать их на слух, правильно произносить;

• дать представление о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках, учить различать их на слух;

• учить четко различать элементарные единицы письменной речи (буквы) и устной речи (звуки).

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк»,

Пальчиковая гимнастика «По грибы».

Пантомима по стихотворению М. Бородицкой «Убежало молоко».

Ход НОД

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Вам нравятся сказки о животных, про мальчиков и девочек, про злых и добрых волшебников, принцесс и королевичей. А я сегодня расскажу вам новую сказку – о звуках и буквах. Хотите послушать? Тогда давайте отправимся в волшебную страну.

Работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Жили-были в одной волшебной стране звуки. Никто их не видел, они были невидимками. А вот слышать их было можно.

Шесть звуков были певцами: А, О, У, И, Ы, Э.Им подпевали: Я – й-а, Е – й-э, Е –й-о, Ю – й-у.

За певучесть и голосистость их прозвали гласными (от слова глас – голос). Гласные мы произносим только голосом.

Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно тянуть или петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать Аленку,

Но не желают свистеть и ворчать.

Давайте попробуем пропеть гласные звуки,поднимаясь и спускаясь по лесенке: о-О-О, А-А-а… (И т. д.)

Пропевая звуки, взрослый имитирует ходьбу по лестнице.

В о с п и т а т е л ь. Вместе с гласными в волшебной стране жили согласные звуки. Их никак нельзя пропеть. Они совсем не похожи на музыкальные тона, это, скорее, шумы.

А согласные согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

Игра «Говорящий мяч». Дети перебрасывают друг другу мяч одновременно произнося согласный звук,интонационно его выделяя: ф-ф-ф, с-с-с, ш-ш-ш и т. д. По команде воспитателя

В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте споем песенку «В лесу родилась елочка»,заменяя последние слова на гласные звуки:

В лесу родилась А-А-А,

А теперь попробуем спеть с согласными:

В лесу родилась П-П-П,

Вы заметили, чтобы произнести согласные звуки, нужно немного прикрывать рот. Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Попробуйте прокричать громко звуки [к], [х], [ш]. Не получается? И не получится. Чтобы кричать нуженголос,а у этих согласных его нет, один шум. Они звучатприглушенно, поэтому и называются глухими.

А согласные [з], [д], [в], [г]– звонкие. Послушайте, как они звучат,чтобы их произнести, нужно больше голоса. А самые звонкие – звуки[м], [л],[н], [г].

Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б], [в].Вы почувствуете, что в горле как будто звучит колокольчик – это работают голосовые связки. А теперь произнесите [п], [ф], [к]–связки не работают (колокольчик не звучит).

Еще звуки делятся на звонкие или глухие. Для этого нужно его повторять его, закрыв уши. При произнесении звонкого согласного чуть – чуть звенит.

Работа с коромыслами.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на коромыслах картинки,которые начинаются:

со звонкого согласного звука (змея, гриб, рыба, варежки);

глухого согласного звука (кошка, топор, собака, филин).

Некоторые из глухих согласных имеют звонкую пару: [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].Послушайте,как похоже звучат слова: дом – том, коза – коса, балка –палка, горка – корка.

«Са –са – са –прилетела к нам оса».

Дети произносят чистоговорку, интонационно выделяя звук [c].

В о с п и т а т е л ь. Согласный звук [с] глухой или звонкий? (Ответы детей.) Смотрите, к нам в самом деле прилетела оса.

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Оса жужжит, кружится,

На тренажер садится,

Крыльями взмахнула ловко,

Полетела по дорожкам,

А мы за ней и за указкой

Последим, ребята, глазками.

Вы уже знаете, что согласные бывают твердыми и мягкими. Как их различать? Вы думаете, что их можно потрогать и наощупь определить, твердый это согласный или мягкий?Конечно же нет!

Послушайте как звучит звук [к] в начале слова КОТ и слова КИТ. Произнесите эти два звука вместе [к] – [к’].Чем отличается их произношение? (Ответы детей.) Определите, в каком слове звук твердый, а в каком мягкий?

Продолжается работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на панно животных, названия которых начинаются с твердых согласных звуков. (Кот, корова, коза.)Какие это животные: дикие или домашние? (Ответы детей.) Куда мы их поселим?

Дети размещают животных около жилого дома.

В о с п и т а т е л ь. А теперь отыщите животных, названия которых начинаются со звонких согласных звуков. (Лиса, медведь, белка.)

Дети поселяют диких животных в свои домики: лису – в нору, медведя – в берлогу, белку – в дупло.

В о с п и т а т е л ь. Но на этом наша сказка не кончается. Слушайте дальше.

«Однажды в стране звуков появился волшебник из Грамматического царства, Букваринского государства. Ему так понравилась чудесная страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Но когда узнал, что они невидимки, то он очень огорчился.

Но ведь он был волшебником и решил подарить каждому звуку по волшебному платью. Каждый звук получил свое платье непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть – выложить из палочек.

Буквы поселились в Букваринском государстве, где королем был Алфавит, а королевой – Азбука.

И были построены в этом государстве два теремка для букв. Синий теремок –для согласных, а красный – для гласных. Разместились буквы в своих домиках и зажили мирно да весело. И до сих пор живут, нас в гости ждут». http://festival.1september.ru/articles/562713/

А чтобы вы всегда были желанными гостями в Грамматическом царстве, надо хорошенько запомнить, что буквы – это одежда для звуков. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

Мы никого не обидим,

Если спросим: что видим?

Кто знает, поднимите руки.

Ушами слышим звуки.

Глазами видим буквы.

А если теперь мы спросим:

Что пишем, а что произносим?

Да не тяните рук вы,

Рукою пишем буквы,

Ртом произносим звуки.

В о с п и т а т е л ь. Вот и закончилась наша сказка. Что вы из нее узнали,/что буквыживут в разных царствах: звуки – в царстве того, что видим, а звуки – в царстве того, что слышим/

Какие бывают звуки?/ звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие/ Как их обозначают на письме?/ на письме они обозначаются буквами/

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ» Задачи: коррекционно-образовательные: • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж]. • Развивать навыки звукобуквенного.

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Тема «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п» Тема: «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п». Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п,.

Конспект занятия «Звуки А У и буквы А, У» Цели: Коррекционно –образовательные: • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у] • Выделять ударные и безударные звуки.

НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.

Подгрупповое занятие в старшей группе «Звуки [а]-[у] и Буквы А, У» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме звуки а, у. Буквы А,У. Автор конспекта непрерывной.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звуки [к]-[к’] и [х]-[х’]. Буквы К-Х» Задачи: учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’] в слогах и словах; упражнять в употреблении существительных в форме родительного.

Источник

Учим буквы и звуки

Перед тем как научить ребёнка читать, родителям советуют сначала научить малыша узнавать и различать звуки. Одним детям разница между буквами и звуками становится понятна после первого объяснения, а другим нет. И вот тогда маме приходится подключать фантазию и все свои педагогические способности, чтобы для начала самой понять, а потом и ребёнку объяснить, для чего же различать звуки и буквы и как это делать.

Надо понять такую закономерность: звуков намного больше, чем букв, звуки главнее букв, буквы сами по себе ничего не значат, а все качества, например: звонкость, мягкость и т.д., относятся к звукам. Одна буква может обозначать несколько звуков. Поэтому учить говорить и читать мы начинаем именно со звуков.

Расскажите малышу сказку:
«В древние времена жили люди. Они уже умели говорить и поэтому любили рассказывать друг другу сказки и петь песни. Но всё, что они рассказывали, быстро забывалось, потому что люди не умели писать. Сказки и песни были такими интересными, что человеку захотелось их запомнить надолго. И тогда люди придумали специальные значки-буквы. Буквы обозначали звуки, которые произносили люди, рассказывая сказку. Так древний человек стал записывать свои сказки с помощью букв. Поэтому в книжках живут теперь буквы-значки, но они всегда молчат, пока ты не захочешь их прочитать вслух. И как только ты захочешь прочитать букву, сразу появится звук. Звук и буква – самые близкие друзья и не могут жить друг без друга. Буква без звука молчит, а звук без буквы сразу исчезает».

Нарисуйте с ребёнком город букв и звуков:

Всего в городе будет 33 домика, потому что в алфавите – 33 буквы. В городе будет протекать река, которая разделит его на три части. Один берег называется «Гласные», второй – «Согласные», а на третьем берегу построены пустующие домики. Однако в городе будут строить домики не только на берегу, но и на реке. Плавучие домики – особые. Их можно раскрасить двумя цветами, а пустые домики – одним серым цветом.

Домики в городе делятся на три вида: с двумя жильцами, с одним и пустующие домики.

На берегу гласных будет 6 домиков-одиночек: а, и, о, у, ы, э.

На берегу согласных построены домики, где живут сразу 2 звука — твердый и мягкий: б-бь, в-вь,г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь, и домики-одиночки: ж, ц, ш, й, ч, щ. Всего на берегу согласных построили 21 домик.

На реке будут жить домики-чемоданчики, их всего 4. В домике Е живут два звука Й-Э, в домике Ё живут звуки Й-О, в домике Ю – Й-У, в домике Я – Й-А. Эти домики построили на реке, потому что в них соседствуют гласные и согласные звуки.

На третьем берегу стоят пустующие дома: Ь знак и Ъ знак. В этих домиках никто не живёт. Поэтому у этих букв нет звуков. Они нужны только для письма.

Играйте с нарисованной картой.

Когда рассматриваете книжку, спросите: «Где в слове МЕДВЕДЬ буква М? А какие звуки живут в домике-букве М?» Ребёнок должен вспомнить карту или прямо рассматривать её с вами в этот момент и показать пальчиком, что в этом домике живут звуки: большой и твердый М и маленький и мягкий мь.

Изучая согласные буквы, называйте их обозначаемым ими звуком, т.е. не «мэ» или «эм», а «м». Иначе потом ребёнку будет очень сложно научиться соединять буквы в слоги и слова.

Соотношение звуков и букв довольно абстрактная для малышей вещь. И им будет проще понять её, если ориентироваться по картинке и создавать образы в воображении.

Сайт «Разумейкин» поможет малышу выучить буквы в разделе «Буквы и чтение» и познакомиться с характеристиками звуков в разделе «Подготовка к обучению грамоте» — обучающие видео и интерактивные задания превратят обучение чтению в увлекательную игру!

Источник

Учим звуки и буквы

Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Картинка про Как объяснить ребенку что такое звук и буква. Фото Как объяснить ребенку что такое звук и буква

Обучение звукам и буквам – важнейшая часть дошкольной образовательной программы. Для успешного обучения в школе дети должны научиться читать по слогам. Для этого необходимо знать все буквы. Важно различать понятия «буква» и «звук». Чтобы в чтении не возникало трудностей, на начальном этапе обучения грамоте обязательно надо объяснить малышу разницу. Основы звуко-буквенного анализа в подготовительной группе помогут ребёнку избежать ошибок при письме, связанных с пропуском букв.

Понятие звуков и букв для дошкольников

Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.

Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.

Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.

Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).

Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.

Этапы работы со звуковым строением слова:

1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.

2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.

Гласные и согласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.

Твёрдые и мягкие звуки

Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.

Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.

Предлагается изолированно произнести согласный К.

— А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.

Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.

Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.

На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.

Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.

Дифференциация схожих по артикуляции звуков

Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.

Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.

Примеры заданий:

1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са.

2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.

3. Фонетические сказки.

Звуко-буквенный анализ слов

Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.

Этапы работы

1. Определение количества букв.

2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.

3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.

Звуковая линейка

Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.

Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.

Подготовка детей к школе

Цель дошкольного образования – не только объём определённых знаний, но и формирование у ребёнка умения усваивать и искать информацию. Если дошкольник пропустил или не усвоил какую-либо отдельную тему, не стоит переживать. Можно позаниматься в домашних условиях, а уже в школе эти же темы будут изучаться более глубоко и подробно.

— разницу между звуками и буквами;

— понятие гласных и согласных звуков;

— понятие твёрдых и мягких согласных;

— выделение ударения в слове;

— определение места звука в слове;

— выделение изолированных звуков в слове;

— выполнение простого звуко-буквенного анализа.

Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *