Как объяснить ребенку что такое звук в слове
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей
Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей
Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?
Звуковой анализ слов
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.
При разборе слова,звукиобозначаем кружками определенных цветов:
мянкий звук •(Л), твердый звук • (Л, гласный звук • (А)
Буквы ъ и ь не являются звуками. Буква «ь» делает впереди стоящий звук мягким, а буква ъ разделяет звуки.
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
Ольга Гордеева
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
2. Выделим голосом второй звук :
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напишем слово буквами:ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родителимогут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.
Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»
Ирина Федоряка
Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»
В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.
Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
В качестве такой модели рекомендую использовать пособия: «Звуковая линейка», «Звуковая птичка», «Звуковой домик». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Линейка проста в использование.Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове,дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию,так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.
Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов. Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т. д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук?», «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.
Формировать у детей фонематические представления, т. е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук А», «Назови предметы одежды на П» и т. д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С. Маршака.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать, умеет он.
После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком С.
Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят из определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи, в названии которых, два слога, а во вторую — три.
В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка, шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т. д.).
Обучая ребенка звуковому анализу мы,решаем несколько задач:
1. Учим определять количество звуков в слове
2. Учим определять звуковой состав слова
3. Учим определять последовательность звуков в слове
4. Трансформация слов
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к знакомству с различными методиками обучения детей звуковому или фонемному анализу словахотелось бы кое-что напомнить: мы знаем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает букв 33. Звуков или фонем…. 42
1. На наших занятиях по обучению грамоте мы должны детям четко объяснить различие между звуком и буквой, так как буква в разных ситуациях может обозначать разное количество звуков. Скажите, чем звук отличается от буквы?
Вначале учим детей определять количество звуков в слове. Во всех случаях мы используем звуковые модели слов, как средство материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слов.
«Угадай слово»,
У каждого ребенка по схеме. На доске картинки. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.
«Самое длинное слово»
Среди картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.
«Самое короткое слово»
Среди этих же картинок найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.
2. Звуки делятся по механизму образования на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных) В чем отличие?
Игры «Синий – красный»
Обучающий называет звук,а ребенок в ответ показывает фишку: Б-синюю, И-красную
«Найди красный домик»
Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова, а ребенок закрывает на схеме определенную клетку или клетки – гласные звуки.
Ам, му, сок, уши, ум, усы, каша, аист, пион, топор, сирень, голубь….
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки
«Напишем правильно». Из фишек составляется слово нос, вор, оса….
«Чего не стало?» После составления слова, например, нос, ребенка просят закрыть глаза,в это время одну фишку убирают и спрашивают: «Какой звук убежал?»
Мягкие – пары всех согласных, кроме Ш, Ж, Ц. Они всегда твердые.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
Игра «Скажи. Кто большой. А кто маленький?», «лед и травка».
Обучающий произносит согласные звуки, дети поднимают фишку соответствующего цвета, слоги, слова тук, тюк, лук, люк, нос, нес….
«Закроем домики».Две картинки: липа и лось и две схемы – из трех и четырех клеток. Нужно определить, какому слову соответствует схема, и закрыть ее фишками определенного цвета.
По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок – звонкие, глухие; Как научить детей определять, какой звук глухой, а какой звонкий?Обозначения: фишки с колокольчиком и без него.
Можно использовать те же игры по дифференциации, что и в двух первых случаях.
Отбери картинки, названия которых начинаются со звонкого согласного, с глухого. «Разбери картинки на две кучки»
Особо хотелось бы остановиться на буквах Е, Е, Ю, Я. Это не звуки. Это буквы, которые в разных позициях в слове обозначают разное количество звуков.
В начале слова или после гласных звуков эти буквы обозначают 2 звука ЙО, ЙЭ,ЙА и ЦУ: ежик, ель, яблоко, юг
Во всех остальных случаях они обозначают звуки э, а, о, у, но эти буквы используются для смягчения предшествующего согласного.
4. Определение последовательности звуков в слове.
«Волшебная цепочка». Конечный звук первого словастановится началом второго: кот-туфли- иголка-апельсин….
«Живые звуки», «Напиши сам». Ребенок самостоятельно составляет схему слова по картинке. Которая лежит перед ним.
5. Трансформация слов. Этот этап работы проводится, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слов. Во второй половине года.
«Что получится?», если в слове СОК С заменить на Б, затем на Т
В слове РАК Р заменить на Л, М, Т
«Поменяем начало и конец»
Строится живая схема: КОТ, затем К и Т меняются местами, дети читают ТОК
НОС – СОН, ТИК – КИТ, СОР – РОС
«Найди слово в слове»
Консультация «Звуковой анализ слова: как его надо выполнять»
Ольга Трибушная
Консультация «Звуковой анализ слова: как его надо выполнять»
Конспект
«ЗВУКОВОЙ
АНАЛИЗ СЛОВА.
Как его надо выполнять»
воспитатель МБДОУ д/с № 45, г. Белгород
«ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.
• Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.
• Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.
• Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
• Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
• Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу словаявляется основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза.Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
И так,запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.
Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)
— Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков,
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.
Твёрдые звуки, обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,
предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Слова, которые не следует давать для анализа:
слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т. к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите пеналы с цветными фишками.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
3. Выделим голосом третий звук:
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напечатаем слово буквами: ДОМ
Звуковой анализ слова КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки: М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки: П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуковдети определяют на слух:
• МЕЛЬ – звук ль мягкий.
• МЕЛ – звук л твердый.
• КОТ – звук К твердый.
• КИТ – звук Кь мягкий.
Родители могут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
«Техника безопасности» при запоминании букв
1. Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».
2.Знакомьте сразу не со всеми буквами в такой последовательности : гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …
3. Не следует соотносить букву, с какой- то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом.
Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т. е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.
Приёмы запоминания зрительного образа буквы.
• На что похожа буква?Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т. д. (книжка-малышка)
• Слепить букву из пластилина, теста;
• Написать букву на песке, на манке, в воздухе;
• Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;
• Сделать букву из рук;
• Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребёнку границы: 1 страница или половина страницы.
• Находить буквы на вывесках магазинов.
• Узнай буквы по зеркальному изображению
• Переделать букву или «Буквенный конструктор»
Игры на каждый день в которые можно поиграть с детьми в свободное время.
1. «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)
Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.
Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор)
Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.
На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.
В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя, и называет.
Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.
— Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)
— Вот вам звук [м]
Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)
Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист)
Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)
Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.
Игры «Где звук?», «Зажги свет в окне» (пособие «Домик», «Как сорока принесёт слово?» (в клюве, в крылышке или на хвосте, «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком).
Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.
Консультация для родителей «Как не надо кормить ребенка» Питание ребенка надо организовать так, чтобы с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего.
Консультация для родителей «Мне надо много двигаться» Очень часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность детей. Но не нужно спешить с запретами, помните, что движение является.
Консультация для родителей «Надо ли ребенку верить в Деда Мороза?» Каждый маленький ребенок верит в чудеса,но еще больше растет эта вера при встрече Деда Мороза. Пока ребенок маленький,не надо торопить.
Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.
Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.