Как объяснить ребенку что ты робот
Консультация «Робототехника. Что это такое и для чего она нужна ребенку»
Робототехника. Что это такое? Для чего она нужна ребенку?
Как в России, так и за рубежом, появление и развитие образовательной робототехники неразрывно связано со знаменитой датской компанией Lego. Именно она разработала первый массовый роботехнический конструктор Lego Mindstorms в уже далеком 1998 году. В том же году первые наборы этого конструктора появились в нескольких пилотных школах Москвы, а еще через пару лет начались массовые поставки, были разработаны первые учебные методические материалы.
В 2002 году в Москве прошли первые соревнования с робототехническими конструкторами «Международные состязания роботов», в которых участвовали 15 школ Москвы и одна из Санкт-Петербурга.
Начиная с 2005 года, робототехнические конструкторы появляются в классах за пределами двух столиц, осенью 2008 года для популяризации направления запускается программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Ее цель – обеспечение равного доступа к новейшим технологиям детей и молодежи, вне зависимости от региона проживания.
В дальнейшем робототехническое образование начинает набирать популярность, уже начиная с 2010-х годов, появляются кружки, сайты, региональные программы развития и поддержки, а также первые отечественные производители.
Робототехника так привлекательна для педагогов и тренеров, в первую очередь потому, что позволяет охватить очень большой пласт знаний и компетенций, показать ребенку их взаимосвязь, развить принципиально новые навыки. Среди них и критическое мышление, и творческий подход к решению задач, а также работа в команде, креативность, адаптация, кодирование, различные коммуникативные навыки, а также – ответственность, умение систематизировать собственные действия, развитие пространственного восприятия и отношений между объектами и субъектами.
Но прежде чем понять, чем же полезен процесс создания робота для ребенка, определимся, что же такое робототехника.
Робот (robot) — приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий задачи по предназначению».
Робототехника (robotics) — наука и практика разработки, производства и применения роботов.
За такими сложными на первый взгляд определениями данного слова скрывается, на самом деле, творчество, фантазия и формирование навыка визуализации конечного результата.
Закрадывается вопрос: как же роботы с этим всем связаны?
Ответ кроется в самом процессе их создания. В промежутке времени от изучения доступных деталей и программ до реализации задумки.
Как же происходит этот процесс. На деле все выглядит немного легче, чем кажется на первый взгляд.
Проходя этот волшебный путь, ребенок учится ставить цель, наметывать путь ее достижения и доводить дело до конечного результата. А ведь это именно то, что так необходимо даже многим взрослым.
Для чего нужна коробка из под пиццы? Пицца съедена, чай допит. Коробка осталась. Хорошая коробка, очень. Это просто преступление выкидывать такую коробочку. Но что же с.
Беседа «Для чего нужна вода?» для детей младшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле. Программное содержание: показать значение воды для всего живого;.
@, скажи «Гав!»
«Алиса», ты моя подружка!
Дроны очень рады
Что интересно? Попутно фиксики знакомят малышей с технологиями будущего (умный дом, умные часы) и востребованными профессиями (оператор беспилотников, ученый-исследователь). Секрет в том, чтобы ребенок не оставался с гаджетом один на один: тренировка звуков идет гораздо веселее, если поет и танцует вся семья. Можно даже бабушку с дедушкой подключить.
Колобок и все-все-все
В поисках обратной связи
Александр Веракса, членкор Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ:
— Мы сталкиваемся с новым явлением, которое связано с цифровизацией. Раньше такое было бы просто невозможно. Однако взаимодействие с современными гаджетами требует от ребенка определенного уровня развития. Возраст 3,8 года, о котором идет речь в статье, связан со становлением детской личности, обретением собственной идентичности, языковым ее выражением. Вот почему так важно общение взрослого и сверстника с ребенком. Естественно, что он хочет поделиться «открытием» собственного мира игрушек, близких взрослых, различных дел и увлечений. Важно, чтобы была обратная связь, которая позволяла бы ребенку развиваться дальше в понимании социального мира: узнавать о чувствах и эмоциях людей, об отношении к различным сторонам жизни, ценностям, принятым в обществе, и т.д.
Однако прописанные алгоритмы ответов компьютера далеко не всегда могут соответствовать стандартам заинтересованного собеседника, который не просто кивает в такт получаемой информации, но и может поддержать, развить интерес ребенка, сориентировать его в многообразии данных, заложенных в программу. Другими словами, речь идет о том, что взаимодействие с гаджетом обезличено. Оно представляет собой следование заранее разработанному алгоритму, идет по общей схеме. Подобное общение не поддерживает детскую индивидуальность, тормозит развитие творческого начала. Особо подчеркну, что это общение не окрашено эмоционально, не предполагает реагирование на скрытые смыслы, возникающие в ситуации. Если же речь идет о воспроизведении сказки, которое не отличается от выразительного чтения, которое мы слушали, будучи детьми, на пластинках, то в этом случае ребенку просто предъявляется хороший культурный образец переживания жизненных ситуаций, смыслов, познания окружающего мира.
Как выглядит диалог
— «Алиса», давай поиграем!
— Это можно, а во что?
— О, конечно! Пони чудные!
— А каких еще животных ты любишь?
— Больше всего панд и пингвинов.
Мой детский сад
Более 15 лет работы сайта «Мой детсад». Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
«Робот в гостях у ребят»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по информатики в подготовительной группе.
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование понятия «алгоритм».
Интегративные задачи:
Образовательные:
Развивающие:
– развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Раздаточный материал:
карточки для составления алгоритма, вата, искусственные цветы, пластмасса, пенопласт, задание на карточках «разные дома», простой карандаш, круги (красные, синие) – по 6 шт. на каждого ребенка, обручи для игры, бубен.
Демонстрационный материал: презентация, мягкие модули.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми фотографий с разнообразными домами. Беседа «Как и где человек может использовать силу, ум робота»
Ход НОД.
Вводная часть. Организационный момент.
– Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте.
Я похож на человека,
Мне немного больше века,
Я – создание науки,
Мастер-золотые руки.
Не боюсь любой работы,
И трудиться мне охота,
А сломаюсь–нет несчастья,
На замену есть запчасти.
– Ребята, вы догадались, про кого эта загадка? Нет, тогда послушайте еще одну загадку, подсказку.
Сам – металлический, Мозг – электрический. Ответ: Робот
– Правильно догадались – это робот. Что вам помогло отгадать загадку, какие сравнения натолкнули вас на мысль о роботе?
Ответы детей: он создание науки, мастер золотые руки, похож на человека, не боится работы.
Робот – это автоматическое электронное устройство. Робот работает по заранее заложенному алгоритму и получает информацию о внешнем мире от датчиков.
– Скажите, как человек использует роботов?
Ответы детей: (На производстве, собирает машины, помогают по хозяйству, упаковывают товары, обезвреживают мины, в сельском хозяйстве, в медицине робот фармацевт и т.д.).
Слайд 1 «Робот»
– К нам на занятие пришел робот Федя, он работает строителем.
– Какую работу на стройке может выполнять робот?
Ответы детей: Он может укладывать кирпичи, значит, он может работать – каменщиком, поднимать тяжелые грузы, заливать фундамент, значит он может работать – бетонщиком, крыть крышу, значит он может работать – кровельщиком, стеклить окна, значит он может работать – стекольщиком, оштукатуривать стены, значит он может работать штукатуром – маляром и т.д.
–Получается, робот может один построить дом?
Ответ детей: наверное, может.
Ребята, хоть робот и замечательная машина, но ему все время требуется помощь человека. Вы готовы прийти ему на помощь?
Ответ детей: да, готовы.
Основная часть.
–Ребята, посмотрите, вот этот дом построил наш робот, сам. Скажите, что может располагаться в этом здании?
Ответы детей: Библиотека, торговый центр, музыкальная школа, спортзал, стадион, культурный центр, обсерватория, театр…
За столами. Задание на карточках.
– Ребята, это не единственный проект нашего робота. Он у нас великий путешественник, побывал в разных местах нашей планеты, и построил разнообразные дома. Назовите те дома, в которых живут очень короткое время. (Палатка для туриста, вагон для пассажира).
Дети соединяют: индеец – вигвам, бабушка – изба, дом, африканец – хижина, турист – палатка, пассажир – вагон.
Слайд 3 «Сходство и отличия».
– Ребята, вы правильно выполнили задание. Наш робот построил еще 2 дома. Давайте рассмотрим эти дома. Чем они похожи? Чем отличаются?
Ответы детей: похожи: есть стены, окна и форма у окон одинаковая прямоугольник, крыша, это дома в них можно жить, есть вход.
Отличие: разное количество этажей, форма домов разная рыба и дом корзина, цвет, один дом на фундаменте, другой на сваях, у одного вход лестница….
Гимнастика для глаз: Вы метелочки метите, наши глазки освежите.
– Ребята, у нашего робота есть мечта, он хочет отправиться в космос. Для этого ему надо построить ракету. Макет ракеты для него разработали инженеры – конструкторы, но наш робот обладает только строительными навыками и без нашей помощи ему будет это трудно сделать, потому что все действия робота должны быть запрограммированы.
Я предлагаю вам стать программистами и сделать специальную программу для робота. Построим алгоритм. Попробуем?
Алгоритм.
Столы, карточки. Рука 5шт., арка синяя 2 шт., куб красный 2 шт., куб зеленый2шт., цилиндр желтый2шт., призма красная1шт., пол 1 шт., рука с предметом 5 шт..
– Ребята, у вас на столе лежат карточки, мы видим макет ракеты. Какое первое действие должен сделать робот?
Слайд 4 «Алгоритм построения ракеты».
– Ребята, давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.
Игра «Разбегалочки».
– Давайте покажем роботу, какие мы внимательные ребята. Поиграем в «Разбегалочки». Вы должны внимательно меня слушать. Один хлопок, ходите по одному, 2 – парами, 3– тройками, 4 – приседаете.
– Ребята, давайте проверим правильность нашего алгоритма. Я сейчас на время превращусь в робота, а вы будете давать мне точные команды. Если команда будет не точной, вы услышите сигнал. Робот будет громко «бибикать».
– Молодцы, кажется, у нас получился настоящий алгоритм, мы смогли с вами запрограммировать команды для робота.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты» обручи на каждого.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
– Ребята, пока робот путешествовал по разным странам, ему попадался разный материал, он собирал его в коробочку и принес вам. Скажите, можно построить дома из этих материалов, если да, то кто в таком доме может жить. Докажите и обоснуйте свой ответ.
Дом из ваты – для стеклянных человечков. В нем все мягкое, нельзя удариться и разбиться.
Дом из цветков – для бабочек. Или для гусениц, чтобы не ели настоящие цветы.
Дом из пластмассы – для игрушек. Легко переносить с места на место, прочный, веселой расцветки.
Дом из пенопласта – гараж для машин, кукольный дом, легкий, мягкий, легко придать форму любую, выпилить, можно покрасить разными цветами, значит, будет яркий.
Поощряются все ответы детей, уточняются те предложения, которые ребенок не может объяснить.
Слайд5 Робот прощается и благодарит детей за помощь.
Подведение итога.
– Какие вы сегодня молодцы. А хотите позвонить своим родителям и рассказать им, чем вы сегодня занимались.
Или вам понравилось сегодня занятие? Какой смайлик вы выберете? Веселый или грустный? Что вам запомнилось, чему вы научились, о чем вы обязательно расскажите родителям?
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Попкова Виктория Евгеньевна,
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 12 общеразвивающего вида
города Зеи
Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление детей с робототехникой»
Тема: «Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб»
Технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, исследовательская деятельность.
Цель: познакомить детей с робототехникой.
Образовательные: познакомить детей с понятием «робот», дать представление о многообразии роботов, которые в настоящее время нас окружают; познакомить детей с некоторыми деталями образовательного конструктора «Технолаб», правилами безопасности при работе с ним.
Развивающие: развивать пространственное мышление, творческое воображение; сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
воспитывать у детей аккуратность при работе с конструктором «Технолаб», умение договариваться, помогать друг другу.
Методы и приемы: показ, объяснение, помощь, похвала, рассказ, физминутка, художественное слово (загадка, вопрос – ответ.
Развивающая среда: конструктор «Технолаб».
Ход ОД:
I.Мотивация к деятельности:
В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте загадку и вы узнаете,что лежит в этой коробке:
Д: Робот.
В: Правильно. (Демонстрация игрушки.)
(Далее рассказ педагога сопровождается показом презентации «Роботы».)
В: А что такое робот?
(Ответы детей)
(Ответы детей.)
В: Каждый день учёные во всём мире совершают открытия, изобретают космические корабли, лекарства и роботов. А кто из вас знает, для чего нужны роботы?
(Ответы детей)
В: Роботы нужны для того чтобы помогать людям, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым трудом, а также от простых монотонных операций. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота?
(Ответы детей.)
В: Человек всегда стремился к новым открытиям и изобретениям. Первые роботы появились в конце XIX века — русский инженер Пафнутий Чебышёв придумал механизм — стопоход, обладающий высокой проходимостью.
В: Современные роботы используются во всех отраслях — в освоении космоса, здравоохранении, общественной безопасности, развлекательных целях, обороне и многом другом. В некоторых областях роботы полностью заменили людей. Давайте познакомимся с ними поближе.
В: Роботы помогают людям с ограниченными возможностями здоровья вести обычный образ жизни. Учёные разработали бионические протезы конечности, которыми можно управлять с помощью мышц и мозга.
В: На помощь военным так же приходят роботы. С ними можно тренироваться, отрабатывать боевые приёмы.
Педагог: Робот, который умеет тушить пожары управляется человеком, который находится далеко от опасного места и не пострадает от огня.
В: Роботы не боятся сильных морозов и могут работать там, где человек замёрзнет. Полярный робот вездеход исследует поверхность Антарктиды в самых труднодоступных местах и работает от ветра.
В: Роботов используют при расчистке завалов, в тех местах, куда человек не может попасть.
В: Роботы помогают вести видеосъёмку с высоты, из космоса, совершать новые научные открытия. Их можно отправить даже на другую планету.
В: Робот со дна океана передает ученым информацию о подводном мире на Землю. Полярные роботы – вездеходы не боятся сильных морозов и могут работать в самых труднодоступных местах.
В: В Японии роботы работаю официантами в кафе. Они принимают заказы, подают блюда и улыбаются клиентам.
В: Для одиноких и пожилых людей учёные придумали роботов — внуков, с которыми можно поговорить, поиграть и даже сходить на прогулку и робота – собаку.
В: Роботов используют для развлечения людей, создания лазерных шоу.
В: Роботы умеют делать почти всё,что и человек: копировать движения человека, различать эмоции, дружить… И даже выглядеть, как человек.
В: Давайте немного отдохнем!
Физминутка «Робот делает зарядку»
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)
В: Ребята, сегодня я познакомлю вас с конструктором, из которого мы будем конструировать модели роботов. Он называется «Технолаб». Сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором).
Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
Брать детали в рот.
Бросать детали (особенно батарейный блок, при сильном ударе конструктор может сломаться!
При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
Все элементы конструктора хранить в контейнере.
Для запуска и остановки мотора в батарейном блоке нужно нажать красную кнопку.
В: А теперь я научу вас правильно собирать и разбирать детали конструктора. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.
(Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа. Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.)
В: А теперь давайте познакомимся с деталями конструктора Технолаб. Для запуска и остановки мотора в блоке нужно нажать красную кнопку.Перфорированные пластины разных размеров: колеса, полусфера, большие и маленькие треугольные пластины, пластины в форме дуги, уголки, шины и другие детали. А сейчас я предлагаю познакомиться с инструкциями по конструированию роботов.
(Дети самостоятельно выбирают детали конструктора и конструируют робота по собственному замыслу)
В: Ребята, скажите, что нового вы сейчас узнали?
(ответы детей)
В: Появилось ли у вас желание мастерить роботов?
(ответы детей)
(Дети проводят самооценку деятельности на занятии)
В: Ребята, вы сегодня были внимательными, хорошо потрудились. Молодцы!
Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.
Фотоотчет «Мы дружим с робототехникой» в подготовительной группе Фотоотчет «Мы дружим с роботехникой» в подготовительной группе. Конструирование в детском саду проводится с детьми в доступной игровой.
Конспект интегрированного занятия в I младшей группе «Ознакомление с комнатными растениями» Конспект интегрированного занятия в I младшей группе «Ознакомление с комнатными растениями» Виды детской деятельности: игровая, трудовая,.
Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с газетой» Программное содержание. Знакомить с газетой как видом периодической печати, ее назначение, отличаем от книг, стилистической публицистического.
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.
Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.
Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Знакомые сказки» Тема: Рассказ и показ фрагментов сказокЦель: выявить уровень у детей по их ознакомлению с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление.