Как определить чем хочет заниматься ребенок
Как определить интересы ребенка и подобрать ему хобби по душе
А знают ли уважаемые родители, как правильно определить интересы ребенка и подобрать ему хобби по душе? «Для чего это надо? – удивятся некоторые из наших читателей. – Детям, мол, важно все, что их интересует. Сегодня – один интерес, завтра – другой. Ведь они, таким образом, мир познают!» Конечно, деткам интересно все новое и они стремятся узнать как можно больше. Но всегда найдется нечто, что увлекает их в гораздо большей степени. Из этого и стоит сделать хобби – то есть увлечение или, проще говоря, занятие, приносящее наслаждение. Ведь если что-то делать с удовольствием, то это и развивает лучше.
Ошибки родителей при выборе хобби для детей
Вот и получается во всех этих случаях, что родители совершенно не знают своего ребенка и сами за него решают, чем ему заниматься и что делать, совершенно не учитывая ни его темперамент, ни его желания, ни его интересы.
Как определить, что нравится малышу
Мне, как няне, очень повезло работать в семьях, где к детям относились как к личностям. С ними, еще малышами, не сюсюкались, а говорили как со взрослыми, к их мнению и рассуждениям (пусть даже немного смешным и нелепым) относились со всей серьезностью и прислушивались, всегда поддерживали их интерес, даже если этот интерес казался взрослым необычным или по-детски наивным.
А все потому, что детям в этих семьях всегда уделяли внимание и никогда не ставили между собой и ими стену, что, мол, нам некогда, или – мы взрослые, и у нас свои интересы, а ты – ребенок и у тебя должны быть свои. В этих семьях жили по правилу – ребенок такой же, как и ты, но только маленький и неопытный. Детей не опекали и не «строили» – с ними дружили. А поэтому каждый из моих воспитанников всегда имел возможность самореализовываться и выбирать, что ему больше по душе. Ведь только через внимательное и уважительное отношение к ребенку можно понять, что его увлекает и что ему интересно, а поняв, направить его интерес в нужное русло.
Как направить интерес ребенка в нужную сторону
Конечно же, хобби – это слово, которое подходит больше для взрослых увлечений. Ведь они, взрослые, уже имеют достаточный жизненный опыт и точно знают, чем они хотят заниматься в свободное время и как снимать усталость и стресс. А малыши, которые еще только начинают свой путь в «страну неизведанных дорог», проще относятся и к увлечениям и к тому, как они их себе представляют.
Кстати о мифе, который говорит, что активным детям нужны активные хобби, вроде спорта, танцев или театральной студии. Я лично знала паренька-второклассника, который весьма охотно увлекался хоккеем (тут, наверное, сказались гены отца – профессионального хоккеиста), но который в свободное от учебы и тренировок время не сидел за компьютером, как многие его сверстники, а плел удивительно-красивые браслеты из резинок. И просто так дарил их всем девочкам в классе и вообще всем желающим. А когда находился для него партнер, играл в нарды – игру, по сложности не уступающую шахматам.
Мой совет родителям: прежде чем выбрать для ребенка хобби, внимательно понаблюдайте за ним, и малыш сам подскажет, чем ему интересней всего заниматься.
Как понять призвание своего ребенка?
В пять лет мой ребенок мечтал стать дворником, в шесть грезил работой пожарного, перед самым выпуском из детского сада он заявил, что обязательно станет стоматологом, а в начальной школе задумался о карьере видеооператора! Я лишь умиляюсь поискам сына, подходя к выявлению его призвания по-своему.
Если исходить из того, что наше призвание является врожденным, то просто внимательно наблюдая за детьми в том возрасте, когда они еще спонтанно проявляют свои природные склонности, можно предположить, в чем заключаются их сильные стороны, которые мы должны лишь помочь или хотя бы не мешать им развивать. Причем обращать внимание стоит не только на то, что ребенку дается легко, в чем он может быть талантлив, но также учитывать его стойкие интересы к чему-либо и особенности его характера.
Фото: Степан Патрышев
Другой ребенок, девочка, с которой мой сын сначала ходил в детский сад, а потом в начальную школу — типичная мастерица, то есть она относится к ремесленному типу. Сколько ее знаю, она всегда что-то делает своими руками, пробуя себя то в плетении из бисера, то в валянии из шерсти, то в макраме, то в шитье мягких игрушек. По словам ее мамы, их дом уже ломится от ее поделок! И пусть учиться в школе ей не всегда легко, трудолюбия ей не занимать! И рукоделие, скорей всего, будет ее основным «хлебом».
Есть также дети, которые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — то они зачаровано играют в «магазинчик», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку, то увлеченно играют в монополию или находят еще одну идею для очередной коллекции! Это те, кто относятся к торговому типу, из кого получаются хорошие бизнесмены, продавцы и фермеры.
Если самая любимая «игрушка» ребенка — книга, а любимая игра — «в школу», если он рано научился читать и писать, его полки ломятся от всевозможных энциклопедий и развивающих игр, а сам он любит побыть один для «подумать» — то он, скорей всего, интеллектуал. Люди, относящиеся к такому типу — хорошие учителя, психологи, ученые, врачи, первооткрыватели.
Хотя нельзя сказать, что тот или иной тип деятельности обязательно напрямую определяет конкретную сферу его применения, скорее, он лишь задает направление реализации того или иного специалиста. Так, врачом может стать человек, относящийся к управленческому типу, и в этом случае он, прежде всего, будет стремиться стать заведующим больницы, врач-интеллектуал может остаться в ординатуре медакадемии и стать ученым, для врача-торговца самым важным будет получить прибыль, например, открыв частную клинику, а врач-ремесленник с удовольствием будет делать операции в крупной клинике или поднатореет в каком-то узком направлении, например, в гомеопатии.
Как же узнать склонности ребенка к той или иной области профессиональной деятельности после того, как вы определитесь с ее типом? По сути, здесь все как у взрослых — нужно выявить главное увлечение ребенка, определить его таланты и на их стыке найти призвание пока еще маленького человечка. Впрочем, у детей увлечения часто тесно связаны с их талантами, так как им, как правило, нравится заниматься именно тем, что у них хорошо получается делать, к чему у них есть способности.
Фото: Елена Приходько
Чтобы понять предпочтения и склонности своего ребенка, я с самого раннего возраста старалась создать такие условия, в которых они могли бы проявиться в полной мере. До года я проводила с сыном ежедневные занятия, целью которых было не столько научить его чему-то, сколько удивить хоть чем-нибудь (даже если это будет шарик, скомканный на его глазах из шуршащей фольги), а еще дать ему возможность в чем-то творчески проявить себя (пусть даже после этого я буду отмывать стены ванны от гуаши всю ночь).
В год мы пошли на занятия по Монтессори, после чего я зонировала детскую комнату, в которой сын мог в любой момент и порисовать чем угодно, и «поиграть» на каком-то инструменте — там-таме, синтезаторе, гитаре или флейте, и пособирать пазлы или поскладывать головоломки, и порассматривать географические карты, и полистать книги, и послушать обучающие диски на английском-французском-немецком, и поиграть в любые игрушки. Каждый месяц я закупала очередную порцию наглядного материала и развивающих пособий и обновляла комнату то тут, то там.
С четырех лет к нам начал приходить педагог по рисованию, и вот уже сын перерисовал «Золотую осень» Левитана, с шести я пригласила на дом преподавателя игры на синтезаторе, и вскоре уже наслаждалась «Лунной сонатой» в исполнении своего ребенка. Потом я стала водить сына во всевозможные кружки — каратэ, брэйк-данс, шахматы, английский язык, актерское мастерство, игра на гитаре, теннис, фотодело, информатика. Как только он терял интерес к одному из них, у нас освобождалось время для другого. У меня не было цели добиться от ребенка каких-то значимых достижений в той или иной области, мне хотелось, чтобы он попробовал себя в как можно большем количестве различных дел, прочувствовал на опыте все многообразие своих «Я могу!» и, возможно, в итоге остановился на том, что действительно является его страстным увлечением.
Сейчас моему ребенку почти одиннадцать лет. Он с отличием закончил начальную школу, показав особые успехи в точных науках. Он поигрывает на синтезаторе и гитаре, ходит на руках, играет в тенис, порой увлеченно фотографирует, с интересом осваивает компьютерные программы, такие как PowerPoint, Pаint, за границей помогает мне с переводом на английский. Но его самым большим талантом я считаю умение устанавливать контакт, договориться и организовывать какую-либо деятельность среди своих сверстников, а его главным увлечением на данный момент являются операторская работа и компьютерные игры. Таким образом, призвание своего сына на сегодняшний день я вижу в руководстве людьми, работающими на стыке творчества и цифровых технологий.
Фото: Степан Патрышев
Вначале я, как и многие родители, пыталась бороться с его главным пристрастием — компьютерными играми, а затем, увидев, как он собирает в соцсетях группы своих единомышленников, создает для них обучающие видео по играм и делает обзоры лучших геймеров и летсплейщиков, я поняла, что мне стоит поддержать и это его увлечение, в котором так гармонично соединилось все то, что я в него вкладывала с самого детства: работа с образами, звуковым рядом, координация движений, отсутствие языкового барьера. В следующем учебном году я запишу его на курсы программирования компьютерных игр, помогу написать сценарий для его собственной игры и куплю все необходимое, чтобы он мог творить свои игровые миры дома. Но даже если сын наиграется и в это, через три года вдруг увлекшись темой космоса или балетом, я буду его верным проводником и в эти сферы. Ведь самое главное для меня — чтобы в его глазах не угас этот страстный интерес к жизни и другим людям. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается настоящее призвание каждого из нас, именно это мы и должны поддерживать в своих детях!
Фото: Степан Патрышев
Таким образом, мой опыт поиска призвания своего ребенка привел меня к выводу о том, что не стоит придавать особого значения ранним заявлениям своего малыша о том, кем он хочет стать (как правило, они являются слишком ситуативными и случайными, хотя здесь могут быть и исключения). По крайней мере, мой ребенок никогда не держал в руках метлы, не играл в стоматолога и не выказал бурного восторга на экскурсии по пожарной станции, несмотря на свои детские мечты стать дворником, стоматологом или пожарным. Гораздо полезнее создать для ребенка полноценную развивающую среду, в которой его призвание сможет проявиться естественным образом. И с самого начала постараться определить тот тип деятельности, к которому малыш предрасположен в большей степени: интеллектуальной (И), управленческой (У), торговой (Т) или ремесленной (Р). Для этого нужно обратить внимание на то:
После того, как вы выясните тип деятельности своего ребенка, постарайтесь создать все необходимые условия для того, чтобы он мог развиваться в соответствии со своей природой.
Интеллектуалу обеспечьте доступ к информации, относитесь к его мыслям с пониманием и уважением, воспитывайте в нем чувство прекрасного, станьте для малыша настоящим другом.
Ребенка-управленца хорошо отдать в какой-то спорт (лучше всего, на боевые искусства), который научит его дисциплине и поможет развить в нем нравственность, объясните ему принципы лидерства на основе любви и уважения к другим людям, станьте для него хорошим учителем.
Фото: Степан Патрышев
Ребенка-торговца обязательно обеспечьте карманными деньгами и научите его ими пользоваться с умом, воспитывайте в нем доброту и щедрость, станьте его персональным финансовым советником.
Ребенок-ремесленник нуждается во всем необходимом для своего творчества, привейте ему любовь к труду, не заставляя постигать сложные науки, а взяв его в свои подмастерья.
Попробуйте создать благодатную почву для взращивания призвания вашего ребенка и его первые ростки не заставят вас долго ждать!
Детская психология: как определить призвание ребенка
Детская психология помогает выявить уникальные способности ребенка. Откуда появляются талантливые и до безумия влюбленные в свою работу музыканты, врачи, спортсмены, писатели, артисты? Они рождаются такими, или увлеченность возникает уже в процессе жизненного пути?
Ответы на все эти вопросы – в нашем материале.
Семейная традиция
В актерских, музыкальных или медицинских династиях выбор жизненного пути ребенка зачастую предопределен семьей, в которой они родились и воспитывались.
Помните о детях актеров или певцов, выросших, по словам их родителей, за кулисами? Желание стать кем-то как папа или мама возникает не специально, а из-за невероятной увлеченности своей профессией родителями.
Психофизиолог Вадим Ротенберг рассказывает: «Некоторые способности ребенка, такие как абсолютный слух или математическая одаренность могут передаваться в генах, но не существует гена врача или актера. Все дело в детской психологии и потребности ребенка подражать. И если ребенку повезло расти в окружении талантливых и увлеченных взрослых – его профессиональный выбор становится более определенным».
Вторая сторона данного вопроса – родители, которым не повезло самореализоваться, и они начинают активно навязывать свои несбывшиеся мечты и желания собственным детям. Если в возрасте 4-6 лет ребенок столкнется с негативной реакцией родителей на собственный выбор, он перестанет открыто говорить о своих мечтах.
Вместо того чтобы прислушаться к тому, чем хочет заниматься сам ребенок, взрослые начинают активно «помогать», вмешиваться и направлять. Такие дети, конечно, чтобы не расстраивать мам и пап, заканчивают музыкальную школу или медицинский институт, становятся юристами или экономистами, но очень редко бывают счастливы, так как знают, что это – не их путь, а профессия, навязанная родителями.
Личные успехи
Если у ребенка есть склонности к творчеству или решению технических задач и его первые шаги в этих областях будут успешными – это уже 50% успеха. Ведь каждому нравится делать то, что у него получается хорошо.
Важный момент: очень важно чтобы первые детские успехи не были омрачены негативом со стороны взрослых. Поддерживайте своего ребенка в его робких начинаниях или хотя бы, если его выбор вам не совсем по душе – сохраняйте доброжелательный нейтралитет. Только тогда у него в душе может зародиться ощущение, что это – действительно его дело.
Особые впечатления
В это трудно поверить, но внезапно и навсегда изменить судьбу ребенка могут однажды увиденный спектакль, случайная встреча или прочитанная книга. Именно так случилось с Анной Павловой, которая поняла свое призвание еще восьмилетней девочкой, первый раз попав в Мариинский театр на «Спящую красавицу».
Психолог Юлия Гиппенрейтер рассказывает: «Дети очень чутко воспринимают все, что происходит вокруг. Если среди впечатлений детства есть особые яркие переживания, волнение, восторг, удивление – в такие моменты ребенок открывает для себя что-то очень важное, даже сокровенное».
Не каждый ребенок отважится доверить свои личные мысли и переживания взрослым, они становятся его мечтой и смыслом жизни.
Конечно, детские увлечения могут меняться: только вчера дочь собиралась стать учителем, и вот он уже хочет быть фигуристкой. Сын готовился идти в летчики, и вот уже думает о профессии гонщика. Значит, выбор еще не сделан.
Дети, действительно нашедшие свое призвание, занимаются любимым делом без устали, порой наперекор обстоятельствам или воле родителей.
Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он чувствует и отстаивает свой путь. И тем сильнее нуждается в понимании и поддержке родителей.
Как компенсация
Становясь старше, ребенок осознает свои достоинства и недостатки и бессознательно пытается компенсировать свое несовершенство, выбирая определенный стиль поведения.
Психолог Альфред Адлер рассказывает: «Каждый из нас с самого раннего возраста обладает способностью концентрировать внимание на своих уязвимых местах и находить внутренние ресурсы, чтобы их компенсировать».
И с его выводом сложно поспорить, достаточно лишь вспомнить Демосфена, заику с тихим голосом, который стал выдающимся оратором Древней Греции. Или Арнольда Шварценеггера, слабого болезненного ребенка, который работал над собой до тех пор, пока не стал тем, кого все мы прекрасно знаем.
Психотерапевт и философ Джеймс Хиллман утверждает, что еще до рождения каждый из нас несет в себе образ своей личности и свое предназначение, а вот после рождения мы просто забываем о своей судьбе. Может быть, он и прав…
Не стоит отмахиваться от детских мечтаний и желаний, ведь именно в детстве, еще не обремененные различными жизненными сложностями и обстоятельствами, ребенок может осознать все то, что присуще именно ему.
И сделает правильный выбор, о котором никогда не станет жалеть!
Как не проглядеть талант у своего ребёнка: практические рекомендации родителям
Многие современные родители с раннего возраста начинают определять своих детей в различные кружки и секции, порой даже сразу в несколько. Причём руководствуются взрослые часто собственными амбициями, стремлением не отстать от знакомых. И часто такое дополнительное образование вовсе не соответствует интересам и желаниям сына или дочери. Как же вовремя выявить способности своего ребёнка, чтобы он развивался именно в нужном направлении?
Музыкальные способности
Музыкальные способности можно заметить у своего ребёнка довольно рано — ещё в младенческом возрасте. Такой малыш будет улыбаться при звуке музыки, устремляться в её сторону, с интересом исследовать музыкальные инструменты, если они имеются дома.
Заметить интерес ребёнка к музыке возможно уже в младенческом возрасте
В более старшем возрасте (уже даже в 1,5–2 года) кроха может воображать себя певцом или певицей: держа в руках расчёску в роли микрофона, устраивать домашние концерты. При этом ребёнок воспроизводит услышанную мелодию или песню или же выдаёт собственные импровизации. В детском саду таких деток обычно отмечает музыкальный руководитель, поскольку они поют громко, эмоционально, без стеснения, чувствуют ритм.
Обычно вокальные способности ребёнка сразу отмечает музыкальный руководитель детского сада
Вполне возможно, в семье подрастает будущая звезда эстрады или, например, пианист. Поэтому родителям рекомендуется отдать кроху в школу искусств (обычно это можно сделать с 5 лет), а до этого времени развивать способности самостоятельно: знакомить своё чадо с различными музыкальными произведениями, рассказывать о музыкантах, композиторах, вместе смотреть концерты по телевизору. Когда малыш подрастёт, можно ходить с ним на концерты.
Хореографические задатки
Многие дети не любят петь, но при этом замечательно танцуют. Чтобы как можно раньше распознать хореографические способности (начиная с 4 лет), родителям нужно обращать внимание на следующие моменты:
Подвижность, чувство ритма и артистизм — черты юного танцовщика или танцовщицы
При наличии всех этих признаков, родителям стоит отвести своё чадо в танцевальную студию. Там хореограф более детально оценит способности ребёнка.
Существует несколько критериев профессионального отбора. Первое: ребёнок проявляет интерес к танцевальным движениям. Повторяет за увиденным по телевизору, пританцовывает под услышанную где-либо музыку. Таких творческих деток видно сразу. Если их просишь изобразить что-нибудь, им это не в тягость. Они не устают, с каждой минутой увлекаются всё больше и больше.
Тут главное различить: здесь склонность к музыке или танцам? В этом поможет второй критерий. Мы смотрим на комплекцию. Для профессиональных танцев нужны определённые пропорции: длинные шея, ноги…В раннем возрасте это всё уже можно определить. Даже предпочтительную разновидность хореографии — по жанрам. Обращаем внимание на строение тела. Для балета необходимо продольное строение мышц и вытянутость комплекции вверх. А в акробатическом рок-н-ролле – «хорошие» суставы и связки. Фигура спортсмена — вот типаж для народной хореографии. По физическим данным ребёнка можно таким образом вычислить в будущем успешного баскетболиста, волейболиста. Или бегуна. Родителям нужно внимательно смотреть на то, что уже дано ребёнку при рождении, дано свыше, от Бога!
Третьим профессиональным критерием для занятий танцами являются физические данные ребёнка и его внешний вид. Педагоги — хореографы стараются отобрать детей с выворотным пахом — для высокого grand battement, с большим подьёмом стопы и хорошей гибкостью корпуса. Все эти качества должны быть на «отлично» или «хорошо». Таким детям легко учиться, они с удовольствием занимаются хореографией.
Ольга Юрьева, педагог-хореограф, балетмейстер детского коллектива
https://krasota-tomsk.ru/journal/articles/195/
Видео: малышка танцует фламенко
Способности к живописи
Ребёнок, склонный к живописи, обычно более спокойный и усидчивый. С раннего возраста ему нравится заниматься с карандашами, фломастерами, красками, смешивать разные цвета, лепить из пластилина. Причём проводить время так он может довольно долго для его возраста (к примеру, дети 3–4 лет во второй младшей группе детского сада выдерживают в среднем 15 минут, после чего теряют интерес к изобразительной деятельности).
Ребёнок, склонный к живописи, обычно спокойный, усидчивый, за любимым занятием может проводить много времени
Конечно, первые композиции в те же три года не будут отличаться особой замысловатостью, но вот если у малыша без труда получается обозначать чёткие контуры, вполне реалистично передавать образы простейших предметов (мячик, пирамидка, клубок и пр.), то это замечательно. Очень скоро кроху можно будет отдать в школу искусств или в детскую художественную школу, а пока нужно всячески поощрять его способности, приобретая новые материалы для работы (в том числе необычные, мольберт), подсказывая идеи для творчества, устраивая домашние выставки.
Родители должны всячески поддерживать интерес ребёнка, развивать его способности — приобретать материалы для работы, устраивать домашние выставки, подсказывать идеи для творчества
Такому ребёнку нравится создавать своими руками предметы прикладного характера, например, сделать простейшую гирлянду из разноцветных бумажных колечек для украшения новогодней ёлки. Также он может выразить своё мнение по поводу чужого рисунка, даже о картине известного художника, приводя вполне разумные доводы.
Родители должны иметь в виду, что развиваясь в изобразительном направлении, их сын или дочь обязательно будет в будущем именно художником. Совершенствуя свой талант, ребёнок может стать первоклассным модельером или дизайнером.
Актёрское дарование
Если ребёнок эмоциональный, открытый, любит пародировать своих родителей, знакомых, ровесников из детского сада, возможно, в семье растёт будущий актёр. Такой малыш с раннего возраста любит быть в центре внимания: любит декламировать стихи публике, очень образно и живо перерассказывает сказки.
Ребёнок с актёрскими задатками часто любит пародировать родных и знакомых людей, передавая их поведение, манеру разговаривать и пр
При этом кроха обладает выразительной мимикой и жестикуляцией. Когда он подражает какому-то человеку, то довольно точно передаёт его позу, походку, тональность голоса. В детском саду таким детям всегда достаются ключевые роли на утренниках, они читают стихи на конкурсах.
Задача родителей — поддерживать дарование ребёнка: помогать ему устраивать домашние спектакли, вместе читать литературные произведения по ролям, посещать детские спектакли. И конечно же, малыша нужно отвести в театральную студию или кружок, когда позволит возраст.
Опять-таки в будущем сын или дочь необязательно посвятит себя актёрской карьере (что может смущать некоторых родителей). Артистизм и ораторский талант пригодится в очень многих профессиональных сферах: телевидение, журналистика, педагогика и пр. Человек не будет закомплексован и сможет ярко и доходчиво преподнести любую информацию.
Видео: маленькая девочка очень ярко и эмоционально рассказывает стихотворение А. Барто
Маленький спортсмен
Ребёнок, склонный к спорту, с ранних лет выделяется в коллективе сверстников своей подвижностью, неуёмной энергией, ловкостью, хорошей координацией, хорошим телосложением. Он часами готов бегать по детской площадке, лазить по лесенкам, не обращает внимания на синяки и шишки.
Некоторые малыши выделяются на детской площадке своей энергией, ловкостью, отличной координацией движений
В детских потасовках такой крепыш почти всегда одерживает победу, равно как и в различных соревнованиях. А когда родители покупают ему какой-то спортивный инвентарь (коньки, лыжи, ролики), малыш осваивает его буквально за минуты.
Многие такие ребята имеют даже своего героя-спортсмена, которому втайне или явно подражают.
Родителям просто необходимо определить такого энергичного ребёнка в какую-то спортивную секцию. Возможно, у малыша уже есть определённое предпочтение, например, маленький сын обожает плескаться в ванной и хотел бы заниматься плаванием. Или же девочка любит посещать каток и хотела бы делать это круглый год.
Подвижного и энергичного ребёнка, несомненно, стоит отдать в спортивную секцию, основываясь на его предпочтениях
В спортивной карьере очень важно начать заниматься как можно раньше. К примеру, будущую олимпийскую чемпионку Юлию Липницкую мама привела на каток в пятилетнем возрасте. Однако важно следовать именно интересам ребёнка, рассказать ему подробно о выбранном им виде спорта, показать видео, поприсутствовать на тренировке, познакомить с тренером. Когда малыш уже начнёт посещать секцию, постоянно мотивировать его, внушать уверенность в своих силах, помогать переживать возможные временные неудачи.
Бывают и такие случаи, когда ребёнок долгое время занимается, например, спортом, а потом вдруг отказывается ходить на тренировки. Такие истории не редкость. Это может быть первая волна отказов. Её надо преодолеть и сказать ребёнку: «Хорошо, давай позанимаемся ещё немного, до конца года, а потом посмотрим». И бывает, что ребёнок преодолевает этот «потолок», и у него снова появляется интерес. Потом может быть вторая волна, она может появиться не сразу, а через год или даже два. В таком случае нужно постараться ещё удержать ребёнка. А вот когда начинается третья волна, то, скорее всего, это уже конец. Но здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае: возможно, что ребёнок просто поссорился с друзьями по секции, или педагог сильно наругал, или это просто протест родителям, или ещё какая-то проблема, о которой мы пока ничего не знаем.
Виктор Ефремов, практический психолог, кандидат педагогических наук
https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/kak-raspoznat-talant-v-rebyonke-25302/
Даже если малыш и не планирует стать чемпионом мира, то посещение спортивной секции в любом случае пойдёт на пользу здоровью, укрепит характер ребёнка
Литературное дарование
Некоторые дети проявляют склонность к литературе (как знать, может в будущем это будет писатель или журналист). Это вдумчивые ребята с развитой фантазией, богатым словарным запасом. Конечно, это проявляется не в совсем раннем возрасте, а уже позже, когда малыши начинают перерассказывать сказки, истории. Такой ребёнок легко придерживается сюжета произведения, не теряет основную мысль, подбирает точные определения, любит придумывать названия к сказкам и рассказам, сочиняет собственные истории — и всё это ему очень нравится.
Для развития литературных способностей рекомендуется записать малыша в библиотеку (такие ребята обычно рано учатся читать — в старшем дошкольном возрасте) и ходить туда вместе с ним. Пусть сын или дочь самостоятельно выбирает книги. Дома нужно беседовать с ребёнком о прочитанных произведениях, их героях. Хорошая идея — периодически устраивать семейные чтения, предлагать игры на составление рифмы.
Склонность к литературе нужно поддерживать, устраивая совместное чтени с посоедующим обсуждением сюжета произведения и характеров персонажей
Технические способности
Другие же ребята (в большинстве своём, мальчики), наоборот, проявляют технические способности — это становится заметным в старшем дошкольном возрасте:
Ребёнок любит разбирать и собирать игрушки, сам чинить их при поломке
Будущий техник с детства задумывается об устройстве предметов и приборов
Технические способности напрямую связаны с развитием логического мышления, поэтому такой ребёнок обычно любит логические игры
Конечно же, задача родителей — поддерживать интерес к технической сфере. Нужно предлагать ребёнку соответствующие книги, покупать конструкторы, наборы для склеивания, например, корабля или самолёта из мелких деталей. Следует выяснить, есть ли в городе кружок юного техника, чтобы сын его посещал.
Развитию технических способностей помогают также совместные ремонтные работы по дому, в гараже: помимо прочего, это ещё больше сблизит отца и сына.
Папе нужно приобщать сына к ремонтным работам — это только разовьёт его технические задатки
Видео: как выявить способности ребёнка (рекомендации психолога)
Видео: семейный психолог полагает, что задатки можно разглядеть уже даже у грудного ребёнка
Чтобы вовремя выявить талант своего ребёнка, родителям нужно обращать внимание на его любимые занятия. При этом важно поддерживать начинания малыша, проявлять к ним живой интерес. Тогда способности будут развиваться, возможно, определяя будущую профессию сына или дочери или просто помогут сформироваться гармоничной личности.