Чувствуют ли младенцы боль на самом деле? Как и где ее отыскать? – рассказывает директор департамента педиатрической службы клиники, член Международной ассоциации по изучению боли, член Европейской федерации неврологов, MD, MBA, PhD, детский невролог из Алматы Константин ПУШКАРЕВ.
– Когда мы назначаем малоинвазивные медицинские манипуляции, например, такие, как общий анализ крови, – говорит доктор, – мамы всегда просят: сделайте так, чтобы не было больно.
Мы все с вами боимся боли. Она для нас не просто физическое явление. Боль может запечатлеться в нашей памяти и периодически напоминать о себе. Это многокомпонентное переживание.
Бывает, например, боль социальная: “А как общество воспримет меня, если у меня болит вот тут?”. Затем формируется боль душевная. Есть еще такой тип боли, как нейропатическая, связанная с повреждением самой нервной системы.
Есть психологический компонент боли. Например, когда берут анализ крови, и как психологически я восприму его результат. Плохим он будет или хорошим? Поэтому, согласно определению Международной ассоциации по изучению боли, боль – это комплекс, который является неприятным сенсорным и эмоциональным переживанием, связанным с действительным или возможным повреждением тканей.
Удар, слово, потрясение, душевная неприязнь – все это формирует восприятие организмом компонентов боли.
– Но мы, врачи, – продолжает Пушкарев, – чаще встречаемся с ноцицептивным типом боли, то есть связанным с повреждением самой ткани и активацией болевых рецепторов (ноцицепторов). Например, боль от удара молотком по пальцам, от пореза чем-то острым или боль при аппендиците, когда такое ощущение возникает вследствие повреждения аппендикса.
И вот мне, как педиатру-невропатологу, не совсем понятно, почему некоторые теоретики считают, что дети не воспринимают боль, якобы не чувствуют ее, особенно в первые три месяца жизни. На самом деле это не так.
Младенцы не могут рассказать о ней и просто плачут. А что делает мама, когда ребенок плачет? Она прижимает его к себе, начинает укачивать, потом дает грудь. Если он не успокаивается, начинает ощупывать его. Замечает, что он горячий, значит, у него температура. То есть мама опять же апеллирует к разным компонентам боли.
Когда она прикладывает малыша к груди и начинает его кормить, у него подключаются вкусовые рецепторы, он отвлекается, ведь в молоке еще есть вещества, которые в этот момент его обезболивают.
К тому же добавляется запах мамы. Она начинает разговаривать с ребенком, пытаясь его успокоить.
Но у мамы в данном случае стресс. И этот адреналин, гормоны возбуждения, которые женщины копят в течение дня, передаются через молоко. И степень возбуждения ребенка может возрасти. Потом домой приходит папа. А у него нет выраженного родительского инстинкта. Днем папы заняты совсем другими делами. Они более уравновешены и спокойны.
Кроме того, папа в течение дня накапливает определенный процент тестостерона, который потом через дыхание, через общение передается ребенку. И когда за малыша берется папа, что тут происходит? Ребенок успокаивается.
И через некоторое время снова переходит в руки к маме. А у нее к тому времени уже ушли все стрессы, и она кормит малыша спокойным, без адреналина и других стрессовых гормонов, молоком. Такой этап домедикаментозного лечения боли называется саморегуляцией.
Взвешенность во всем
Итак, успокоили малыша и, кажется, незачем ему что-то еще давать. Но тут вы отмечаете, что у него осталась температура. Начинаете его отпаивать, измерять температуру. От грудного молока и спокойного общения она уже несколько снизилась. И теперь вы имеете возможность трезво оценить, насколько критична на самом деле ситуация. Здесь уже, наверное, можно применять медикаментозное лечение, согласно протоколу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Однако, как показывает практика, обезболивающее действие парацетамола у многих детей, особенно грудничков, бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект иногда вовсе отсутствует.
В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с трехмесячного возраста препарат – ибупрофен. Его тройной эффект обеспечивает снижение температуры тела, обезболивание и уменьшение проявления воспаления
– И в нашем случае, – говорит доктор Пушкарев, – я бы хотел говорить преимущественно именно о группе ибупрофенов по сравнению с парацетамолом. Хотя и те и другие относятся к категории ненаркотических анальгетиков, которые отпускаются без рецепта врача при болях воспалительного характера.
Но я считаю, что парацетамол более нефротоксичен. Он может влиять на желудочно-кишечный тракт и чреват передозировкой по сравнению с ибупрофенами и не обладает противовоспалительным эффектом.
А ведь боль, как правило, сопровождается воспалением. Вот если ребенок ударился, у него это место будет не только болеть, но и воспаляться.
Согласно рекомендациям ВОЗ, парацетамол детям можно давать с любого возраста. Но в имеющихся на рынке Казахстана разновидностях препарата в среднем достаточно большая концентрация парацетамола, при которой применение в раннем детском возрасте также будет запрещено.
Нельзя, например, до двух месяцев давать панадол, а до одного месяца не рекомендуется популярный эффералган. Запрещен до двух месяцев тайлол. Заметьте, что все эти препараты отпускаются без рецепта врача! Вот в чем проблема!
И любая мама может прийти в аптеку и. Тут уже дело за компетенцией провизора, который может порекомендовать ей именно этот препарат или нет. Провизору ведь надо продать препарат. Поэтому я за то, чтобы детям такие препараты выписывал врач и в строго определенной дозировке. Как правильно лечить малышей при высокой температуре
И считаю применение ибупрофена более безопасным, поскольку этот препарат достаточно быстро накапливается в крови и сохраняется там продолжительное время – до 24 часов.
Мама видит его эффект быстрее. А насколько это важно, объясню на примерах.
Ректальные свечи – это куда?
В отделение токсикологии Центра детской неотложной медицинской помощи г. Алматы слишком часто привозят детей с передозировками от любых препаратов со всего города и из Алматинской области. А связано это чаще всего с беспорядочностью применения мамами препаратов.
Вот дала один, подождала 10 минут – как будто не действует, дала второй, третий. Забыла сказать врачам “скорой”, те поставили еще какой-то укол. В итоге ребенку совсем плохо.
И его с кровотечениями привозят в клинику, а мы начинаем лечить его и снимать интоксикацию. Так вот, при применении ибупрофенов, действие которых обнаруживается сразу и надолго, можно избежать этого беспорядочного применения прочих лекарств. Есть доза, есть часы. Пожалуйста, соблюдайте. А не помогает, всегда надо обратиться к врачу, рекомендует Константин Пушкарев.
Ну а мы, врачи, детские неврологи, основываемся на трех основных принципах. Первое – если у ребенка есть болевой синдром, анальгетик следует давать через равные промежутки времени, по часам, согласно инструкции препарата, а не по необходимости. При этом строго наблюдая за побочными эффектами. К сожалению, эти эффекты бывают. Допустим, аллергическая реакция. И это не является ошибкой врача. Организм каждого человека индивидуален. Кто-то может и от банальной валерьянки получить анафилактический шок просто потому, что у него, грубо говоря, аллергия на нее. Поэтому, давая препарат, мы следим за реакцией ребенка и только потом, постепенно, начинаем его лечить.
Какую боль испытывает ребенок
Боль может быть острой, стреляющей, монотонной, хронической, прогрессирующей, вызывающей болевой синдром. А к нему, кстати, человек потом привыкает. В этом случае надо выписывать ему еще антидепрессанты, если мозг человека запомнил эту боль и периодически ее повторяет.
– Но это у взрослых, – комментирует невролог, – а как же определить вид боли у ребенка? Ведь это непросто.
Именно поэтому была разработана популярная шкала оценки боли у детей. Это такие смайлики. Когда малыш испытывает боль, он показывает на соответствующий смайлик, как ему эта боль не нравится.
До сих пор не могу понять, как удалось разработать такую шкалу, чтобы ребенок указал именно конкретную картинку. Но в действительности это работает. И применяется детям старше 7 лет.
Как принимать лекарства детям
Препараты детям вводят разными способами: внутривенно, ректально, внутримышечно и через кожу. При оценке клинической ситуации выбирается наиболее доступный из них. При этом внутримышечный путь введения по теории ВОЗ не должен применяться у детей, потому что он очень болезненный. Педиатры его избегают. Лекарственные формы внутривенно или внутримышечно малышам вводят только в экстренных ситуациях.
А вот пероральный способ приема растворов лекарственных средств, то есть через рот путем проглатывания, в педиатрической практике наиболее актуален, и он стоит на первом месте. Потому что это наименее безболезненный, простой и эффективный способ. Однако пероральные растворы не должны содержать сахара и алкоголя, чтобы не вызывать негативных последствий.
Еще очень удобен для детей ректальный способ введения лекарственных средств (в прямую кишку через задний проход, где они поглощаются системой кровообращения). Это ректальные свечи, при которых ребенок не испытывает дискомфорта. Только при назначении ректальных свечей врач-педиатр, конечно, должен объяснить маме, куда их ставить.
– У нас же в теле много разных отверстий. Некоторые родители при этом начинают тихонько посмеиваться, – рассказывает Пушкарев. – Но нам бывает не до шуток. У меня в практике был случай в отделении патологии новорожденных в первой детской клинике.
Я объяснил маме: “Ставьте по одной свечке два раза в день”. Мы там обходы делали каждые три часа. И вот смотрю, а у ребенка в носу что-то торчит! А отделение-то довольно тяжелое. Беру ушную палочку и вытаскиваю ректальную свечку.
И тут мне вспоминаются все байки и анекдоты на эту тему. Как пациенты начинают глотать такие свечки или сжигать. И все это в реальной жизни. Поэтому мы, врачи, действительно должны объяснять каждому пациенту, что ректальная свеча ставится в задний проход, а прием лекарства перорально – это через рот.
– Есть еще одно заблуждение, – продолжает доктор, – что мы должны назначать препараты согласно дозировкам. Но если мы видим, что ребенок худой и маленький, то и дозировку ему снизим. За 7 лет работы в отделении патологии новорожденных меня хорошо обучили этому неонатологи. Они все делают из расчета на массу тела. То есть 500-граммовому ребенку нужна одна дозировка, а крупному – другая. В педиатрии это так и определяется – на массу тела и на год жизни. Для каждого ребенка лечение должно подбираться индивидуально. Малыши травятся очистителями канализации и казанов десятками
И вот еще мамам на заметку.
Популярный аспирин – хороший препарат, имеет анальгезирующее, жаропонижающее, противовоспалительное действие. Но только не для маленьких детей! Его применять можно лишь после 15 лет. Или такой препарат, как анальгин, обезболивает и снижает жар, но не является противовоспалительным.
И последнее, о чем хотел бы сказать. С 2003 года в Казахстане запущена программа ВОЗ – Интегрированное ведение болезней детского возраста до 5 лет (ИВБДВ), которая действительно помогла снизить смертность и стимулировать детскую саморегуляцию. Так вот в ней говорится: если ребенок не может пить или сосать грудь, если у него кашель и затрудненное дыхание, рвота или диарея, лихорадка, которая потом будет сопровождаться судорогами, или уже имеются судороги, то нужно не просто давать препараты, а вызывать “скорую помощь”! Или приглашать на дом врача, который оценит состояние ребенка и ответственно скажет, как надо его лечить.
У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?
Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».
В первую тысячу дней жизни ребёнок нуждается в особом внимании и уходе. Младенец рождается весом в 2,5-5 кг, без зубов и коленных чашечек, с мягкими костями и с «родничком» в черепе. К году его вес увеличивается в 2-3 раза, появляются первые зубы, «родничок» зарастает, зрение и слух становятся практически, как у взрослого человека, он начинает передвигаться самостоятельно, произносить первые осмысленные звуки и проявлять эмоции.
К двум годам рост увеличивается в 2 раза и составляет половину его «взрослого» роста (например, если при рождении рост был 53 см, в 2 года – 90 см, а в 25 лет будет 180 см). От двух до трёх лет у малыша появляются коленные чашечки, и он учится бегать, вырастают молочные зубы, а кишечник начинает переваривать твёрдую пищу. Увеличивается моторика, реакция и обучаемость.
Мамы знают, что болезни раннего периода отличаются от болезней взрослых, и даже от болезней детей постарше. А многие болезни вовсе не нуждаются в лечении – это одно из проявлений растущего организма.
До определённого периода маленький человек не может объяснить, что и как у него болит, поэтому мамам нужно учиться определять это самостоятельно или обращаться к педиатру. На первой встрече клуба «Здоровый журналист» в 2018 году, организованного компанией SANTO, педиатры рассказали о том, на что стоит обращать внимание и как вылечить простые детские заболевания. Невропатолог, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарёв и педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Сауле Сарсенбаева поделились знаниями, опытом и привели примеры из своей практики.
Почему у ребёнка поднимается температура?
Повышение температуры обычно возникает при инфекционных заболеваниях. Организм борется с патогенами, в кровь поступает вещество противовирусного действия – интерферон. В крови усиливается обмен веществ и бактерицидность, чтобы эффективнее бороться с бактериями и вирусами. Поэтому врачи не рекомендуют медикаментозно понижать температуру в первый день или понижать её, если она не слишком высокая. Но малыш – это не уменьшенная копия взрослого. Многие процессы устроены иначе, в том числе и теплообмен.
«У маленьких детей проблемы с теплообменом – они быстро переохлаждаются и так же быстро перегреваются. Если с холодом обычно вопросов нет – любая мама в первую очередь пытается согреть своё чадо, то во втором случае возникает проблема – мы привыкли кутать детей. А их нельзя укутывать даже в холодную погоду. Многие воспалительные процессы быстро распространяются», – рассказала Сауле Сарсенбаева.
У малышей ярче выражены симптомы интоксикации – при высокой температуре они становятся вялые, малоподвижные, их подташнивает. Быстро наступает потеря микро- и макроэлементов, обезвоживание. Если поднимается температура, родителям нужно больше поить малышей. С другой стороны, у малышей есть преимущество – они восстанавливаются намного быстрее взрослых.
Что делать, если у малыша поднялась температура?
Многие родители боятся детских судорог и не зря, потому что мозг запоминает эту реакцию организма на повышение температуры. При первых проявлениях судорог немедленно начинайте сбивать температуру. Константин Пушкарёв даёт совет от американских коллег: при высокой температуре искупать малыша в тёплой ванночке с температурой воды в 36,6 градуса. Нескольких минут хватит, чтобы вернуть малышу нормальную температуру тела и избежать судорог.
Ещё один момент, на который родителям стоит обратить пристальное внимание – как именно лихорадит ребёнка при повышенной температуре. Лихорадка бывает двух видов – розовая и белая. При розовой лихорадке расширяются сосуды, человеку жарко, всё горит. Это хорошая реакция на патогены, значит, организм активно избавляется от лишнего тепла. В первую очередь здесь хорошо помогают физические методы охлаждения, и зачастую до жаропонижающих препаратов дело не доходит. А вот белая лихорадка характеризуется повышенной температурой и бледной кожей. Здесь физические методы понижения температуры могут навредить. Малышу с такими симптомами может помочь только детский врач.
Почему ребёнку больно и что с этим делать?
Существует «луковичная» теория, которая возникла в довоенные годы, но окончательно сформировалась в 2014 году, которая говорит о том, что любая боль состоит из одинаковых компонентов:
«Все люди – и большие и маленькие – боятся боли, – сказал Константин Пушкарёв. – Боль – это четырёхкомпонентный процесс. Она является одновременно социальной, физической, душевной и психологической».
Какая бывает боль?
«Если совсем маленький ребёнок плачет, не исключено, что у него что-то болит. Первые действия мамы: взять его на руки, покачать, погладить, покормить и поговорить с ним ласковым, спокойным голосом. Родной запах мамы, успокаивающий голос, нежные объятия – всё это успокаивает малыша. В грудном молоке содержатся обезболивающие элементы. Надо помнить, что эмоциональное состояние мамы немедленно передаётся ребёнку. Если мама злится и переживает, ребёнок тоже будет плакать. Но потом придёт папа, возьмёт его на руки, погладит, поцелует и передаст ему успокоительный тестостерон. Таким образом, болевые ощущения и связанное с ними беспокойство постепенно пройдут», – рассказал Константин Пушкарёв.
Главное, запомните: ребёнку до 15 лет ни в коем случае нельзя давать аспирин. Сауле Сарсенбаева привела пример из своей практики: родители хотели побыстрее поставить на ноги простудившуюся 8-летнюю дочку и пичкали её всем, что нашли в аптечке. В итоге привезли малышку в реанимацию с кровотечением буквально всех органов: помимо внутреннего кровотечения кровь сочилась из глаз, носа, мочеиспускательного канала. Аспирин – очень действенное лекарство против простуды, но смертельное для детей, в том числе ещё не родившихся.
Как общаться с ребёнком, которому больно?
По статистике, 70% из заболевших ОРВИ в Казахстане – младше 14 лет. Это означает, что дети – основные услугуполучатели врачей и аптек. И поэтому дальнейшая информация касается всех, кто так или иначе контактирует с заболевшими детьми – родителей, сотрудников аптеки, врачей и медсестёр.
Но проблема в том, что даже врачей раньше не учили правильно обращаться с больным ребёнком. Главное было – оказать помощь, это и есть необходимое добро, а в каком виде оно причиняется, было не важно. Но, например, в США врачи давно поняли, что доброжелательная беседа с пациентом не только успокаивает его перед неприятными процедурами лечения, но и имеет высокий терапевтический эффект.
Казахстанские врачи постепенно овладевают коммуникативными навыками, эту дисциплину уже начали преподавать в медвузах. Часто в маленьких городах и сельских поликлиниках врачи не считают нужным уделить внимание маленькому пациенту. Все вопросы задают маме, папе, бабушке – взрослому, который привёл ребёнка на приём. Ребёнка игнорируют, пока не нужно будет прослушать его дыхание холодным стетоскопом, посмотреть горло металлической лопаткой, или пощупать живот холодными руками в синих перчатках. Любая казахстанская мать сталкивалась с тем, что её ребёнка насильно держали во время инъекций и других медицинских процедур.
Любому человеку в любом возрасте необходимо внимание, тем более если он заболел и ослаблен. А детям это внимание требуется вдвойне. Поэтому врачи призывают всегда беседовать с детьми, даже если те слишком маленькие и не могут ответить. Доброжелательный настрой – огромная часть успеха в лечении любой болезни.
Как определить что болит у ребенка 2 года он и плачет
Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?
У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.
Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.
Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».
Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.
Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.
Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).
Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.
ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.
Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».
Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.
Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.
НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.
Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.
Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.
Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.
Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.
Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.
Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.
Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).
Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.
Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.
Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.
Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.
О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.