Как определить что человек дебил
Дебильность ( Умственная отсталость легкой степени )
Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.
МКБ-10
Общие сведения
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».
Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.
В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Причины дебильности
Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.
Признаки дебильности
Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.
Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.
Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей. Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.
По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).
Диагностика дебильности
В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.
В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.
Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.
Лечение при дебильности
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.
Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Социальная адаптация при дебильности
Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.
Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.
Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости
Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:
Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:
Врождённую умственную отсталость можно приобрести:
Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:
Кто он, человек с легким слабоумием?
Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.
Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.
Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.
При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.
Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.
Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.
Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.
Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.
У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.
В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).
Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.
Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.
Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).
Стадии и степени дебильности
Различают три стадии в зависимости от IQ:
Также выделяют такие виды дебильности:
Детский дебилизм и его особенности
Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.
В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…
Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.
С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.
Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.
Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.
Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.
Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.
Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.
Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.
Эмоциональная сторона
У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:
Также существуют и два полюса активности:
Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.
Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.
Особенности мышления
«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.
У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».
Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.
Постановка диагноза и тесты
С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.
Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.
Тест Айзенка
Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:
Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.
Тест Войнаровского
Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.
Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».
Оценка развития речи
Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:
Тест Торренса
Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:
Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.
Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.
Коррекция и оказание помощи
В основном лечение симптоматическое:
С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.
Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.
Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.
Профилактические меры
Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:
Дебил — это диагноз, а не оскорбление! Главное о заболевании дебильностью
При ответе на вопрос: «Термин «дебил» — что это такое?» — многие руководствуются разговорным, немедицинским определением термина.
Если вы на ходу запрыгнете в уезжающий автобус, а потом попытаетесь выскочить, поняв, что сели не туда, вослед обязательно услышите: «Дебил!» Или же в школе ученики усиленно лупят друг друга, пинают портфели, а один добрый самаритянин, несомненно, крикнет: «Ну, ты дебил!»
Меткое, хлесткое слово используется сплошь и рядом в оскорбительном ключе. И мало кто задумывается о его истинном значении. Да и как по-другому назвать человека, который прыжками лани бежит по проезжей трассе?
Патогенез и симптомы заболевания
Дебилизм это некоторое психическое заболевание – легкая степень олигофрении. Существует ряд признаков и симптомов, по которым определяется общая характеристика личности при наличии болезни у взрослого человека:
Узость мышления.
Наличие этих признаков в совокупности позволяет поставить диагноз олигофрения в степени дебильности. В отличие от детей определение дебильности у взрослого ставится гораздо проще. Но если человек рос и воспитывался в благоприятной среде, получая необходимые базовые знания, дебильность может быть практически не заметна стороннему наблюдателю.
Зачастую у пациентов с диагнозом дебильность отличная механическая память. Они могут научиться читать, писать, считать на уровне ученика младшей школы. Но как только они сталкиваются с пространным определением чего-либо, то неспособны его понять. Мозг пациента способен воспринять и распознать только конкретную информацию или описание.
Однако люди с легкой степенью дебильности по статистике способны получить высшее образование и жить полноценной жизнью. В истории известны случаи, что гениальные художники и музыканты страдали дебильностью. Поскольку диагноз не сказывается на слуховом восприятии музыки, художественных навыков и других творческих способностях. Еще одна особенность заболевания заключается в исключительной способности вычисления по формулам. Но сделать какой-либо вывод пациентам трудно.
Признаки дебильности у детей
Легкая внушаемость, а также свойственная пациентам агрессия приводит людей, страдающих дебильностью к антиобщественному образу жизни. В неблагоприятных условиях воспитания они легко становятся преступниками. Чаще всего пациенты совершают такие преступления, как:
Пациенты, нарушившие закон признаются недееспособными, направляются на принудительное излечение.
Полностью вылечится при диагнозе дебильность невозможно, можно только купировать, сократив симптомы.
Но такие пациенты даже после лечения остаются опасны для общества и нередко совершают повторные преступления.
Понятие и особенности
Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.
Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:
Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.
По каким критериям можно выявить болезнь
Дебил – это человек, который ведет себя вполне адекватно, ребенок почти ничем не отличается от сверстников. Хорошо развита волевая сфера, механическая память. Поэтому зачастую заболевание никак не диагностируется на ранних этапах развития.
Вывод о том, что человек страдает дебильностью, можно сделать на основании нескольких показателей:
При этом дебилы способны учиться в нормальной школе, но не всегда заканчивают ее. Иногда таким детям приходится учиться в специальных заведениях или вспомогательной школе. Несмотря на это, люди, страдающие дебильностью, могут хорошо адаптироваться в обществе и работать в нормальной среде.
Признаки дебильности
Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия). Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.
Социальная реабилитация
Ребенку с диагностированной дебильностью рекомендовано посещать социального педагога, детского невролога и психиатра. Специалисты помогают детям адаптироваться в современном обществе и избежать вовлечения в преступные и асоциальные группировки.
Результат программы зависит от правильно организованной трудовой умственной деятельности. Дети должны посещать занятия в специализированных учебных заведениях, где программа соответствует их развитию. На основе многолетних исследований было доказано, что при правильном подходе к организации и обучению детей с дебильностью, возможна их полная адаптация в обществе. Они так же могут в дальнейшем найти работу и создать семью.
После завершения социальной реабилитации пациенты могут осваивать не сложные профессии, которые не требуют проявления инициативы и переключения внимания, например, грузчики или курьеры. Но допуск к определенным специальностям возможет после посещения психиатра. Больным с диагностированной в детстве дебильностью категорически запрещено поступать на службу в вооруженные силы, работать в охране, муниципальных и государственных органах, инженерами и машинистами. Кроме этого, им нельзя управлять транспортными средствами любой категории.
Лечение при дебильности
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.
Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Лечение заболевания
Дебильность, как любое заболевание, требует лечения у специалиста. После проведения необходимых обследований и диагностики, психоневролог поставит диагноз дебильность при наличии симптомов. Далее он определит стадии и степень психического отклонения. Поставив пациента на учет, врач назначит лечение которое бывает двух видов:
Медикаментозное.
Медикаментозное лечение включает в себя:
Дополнительно по симптомам могут назначаться такие лекарственные средства:
Обязательная терапия при дебильности включает лечение по корректирующим методикам у узких специалистов таких как:
Совмещая обе терапии можно добиться значительных результатов в становлении умственного мышления и социализации пациента. При сочетании благоприятных факторов таких, как легкая степень дебильности и своевременное лечение, пациент сможет вести полноценный образ жизни и не отличаться от здоровых людей.
Профилактика дебильности у детей
Основной причиной появления заболевания, является осложненная беременность и роды, либо генетическая предрасположенность. Планируя рождение ребенка, следует соблюдать некоторые правила и рекомендации врачей по профилактике:
Генетический анализ плода выявит такие болезни, как синдром Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли – на ранних сроках возможно прерывание беременности.
Дееспособность при дебильности
При необходимости дееспособность граждан устанавливает судебно-психиатрическая экспертиза.
Исследования в области олигофрении установили недееспособность таких больных. В случае с дебильностью существует возможность признания частичной или полной недееспособности.
Легкая стадия дебилизма не предполагает агрессивности, человек осознает последствие своих поступков. С большой долей вероятности такой пациент будет признан дееспособным.
Частичная дееспособность возможна при наличии умеренно выраженной степени дебилизма. Тяжелая степень дебилизма предполагает полную недееспособность. Поскольку на этой стадии больной не может отвечать за свои действия.
Социальные аспекты и одна уголовная история
Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…
Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.
При диагнозе дебильность человек думает простыми категориями с самого детства, не может логически сопоставлять полученную информацию
От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.
Клиническая картина
Давайте поговорим о том, кто такой дебил. Данное заболевание можно охарактеризовать как отсутствие абстрактного мышления, сложности с выражением собственных мыслей и создания обобщающих умозаключений. Для детей с недостаточно развитым интеллектом характерно преобладание наглядно-образного типа мышления. Большинство детей понимают лишь поверхностную суть происходящей ситуации и не могут провести цельный анализ событий.
Ребенок может правильно воспринимать изображения, однако вряд ли найдет связь между ними. Просьба сравнить картинки, может вогнать дебила в состояние эмоционального ступора. Нарушения в развитии интеллекта часто сопровождаются проблемами, связанными с недоразвитием речи. Замедленный темп речи, скудность словарного запаса и косность проявляются в виде трудностей в составлении сложных предложений. Несмотря на то что многие люди с данным диагнозом хорошо ориентируются в различных бытовых ситуациях, их жизнь чрезвычайно сложна.
Профилактика
Дебильность, имбецильность и идиотия начинают свое развитие еще во внутриутробном периоде, следовательно, профилактикой этих заболеваний необходимо заняться еще на тапе планирования беременности. Прежде всего, будущей матери необходимо проконсультироваться с врачом-генетиком, чтобы оценить возможные риски рождения больного ребенка. Также необходимо придерживаться здорового образа жизни, отказавшись от вредных привычек и по возможности исключив любые негативные воздействия внешних факторов на организм. Желательно избегать употребления любых лекарственных препаратов и уделить особое внимание профилактике инфекционных заболеваний.
Очень важно регулярно посещать врача-гинеколога на протяжении всей беременности, своевременно сдавать анализы и проходить необходимы обследования. Здоровая диета, построенная на принципах дробного питания, контроль артериального давления также имеют немало профилактическое значение. Не менее важно и бережное ведение родов, чтобы избежать травмирования ребенка.
Терапевтическое воздействие
Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии. Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия. В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.
Симптоматическое лечение дебильности подразумевает использование психотропных и противосудорожных средств, дегидратационных и нейропротекторных препаратов и иммуностимулирующих медикаментов. При быстром снижении работоспособности, повышенном психоэмоциональном напряжении и астении, больному назначается прием «Галоперидола», «Хлорпромазина» и «Хлордиазепоксида». В состав медикаментозной терапии входит использование:
В сочетании с медикаментозными методами лечения дебилизма, применяются корригирующие методики воздействия, которые основываются на логопедической, психологической и педагогической коррекции развития. Главная цель этого метода терапии – психологическая поддержка и прививание норм поведения. Детям в более старшем возрасте, данный способ психологической помощи помогает в освоении точных наук и профессиональных навыков. Помимо этого, корригирующее лечение помогает обучиться самостоятельному бытовому обслуживанию.
При наличии показаний специалистов, необходимо использование различных логопедических методик, с целью коррекции речевых дефектов, заикания, брадилии и других видов системных нарушений.
Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность»
Лечение
Дети, у которых диагностировано заболевание, состоят на учете у психоневролога. В случаях, когда причиной развития патологии стали различные нарушения работы щитовидной железы, требуется наблюдение врача-эндокринолога.
Для устранения симптомов заболевания показан прием следующих групп лекарственных средств:
Пациентам, кроме симптоматической терапии, необходимы занятия с логопедом и психологом. Регулярные посещения специалистов помогают ребенку обретать знания, которые нужны ему для решения повседневных бытовых вопросов, и развивать самостоятельность.
Причины возникновения болезни
Дебильность – это патология в развитии интеллекта, связанная с негативным влиянием наследственных факторов. Ферментопатия, эндокринопатия и микроцефалия являются одними из самых распространенных причин возникновения болезни. Различные негативно воздействующие факторы в период внутриутробного развития, также могут вызвать развитие патологии. К таким факторам относится проникновение инфекционных агентов в организм матери, на первых этапах беременности. Среди причин дебильности у детей, следует выделить следующие нарушения:
Развитие заболевания может спровоцировать асфиксия во время рождения, родовые травмы, а также перенесенные в младенческом возрасте инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему.
Диагностика
Дебильность подозревают в большинстве случаев после начала школьного обучения. Ребенка должны наблюдать психолог или психиатр и невролог. Если есть явные нарушения речи, необходима консультация квалифицированного логопеда. Для постановки диагноза проводят психометрию, эксперименты по классификации изображений, тесты с применением сюжетных картинок. Коэффициент интеллектуальных способностей ребенка может быть в границах 69-40%.
Что касается неврологического статуса, у дебилов нет патологических отклонений. Нарушения моторики также не фиксируют. Мимика чуть менее выразительна, чем у здоровых людей. Вероятно ограничение мелких дифференцированных движений. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы у детей с рассматриваемым диагнозом, применяют такие методы:
Как уже было отмечено, следует профести дифдиагностику с пограничной умственной отсталостью, при которой умственный потенциал находится в пределах нормы. Также следует отличать болезнь от снижения интеллекта, которое является проявлением эпилепсии у маленьких детей или шизофрении.
Дебил это:
— самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм.
Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности.
Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).
Классификация
В зависимости от поведения ребенка, дебильность подразделяют на несколько форм. К ним относятся:
Кроме этого, специалисты выделяют три степени умственного нарушения, которые определяются при помощи коэффициента IQ: легкая, средняя и тяжелая.
Легкая степень
Коэффициент IQ составляет от 70 до 65. Ребенок способен выполнять определенные задачи, легко обучаем в специализированной школе, в дальнейшем может создать полноценную семью. В медицинской практике так же известны случаи, когда такие дети при должном обучении усваивали программу общеобразовательных школ. Легкая степень характеризуется нарушением незначительным нарушением речи. Но ребенок с установленным диагнозом дебильность, в зависимости от особенностей характера может быть агрессивен. Именно поэтому ему необходимо подбирать индивидуальную программу лечения и реабилитации.
Средняя степень
Коэффициент IQ при средней степени дебильности составляет от 65 до 60. Дети плохо усваивают программу специализированных учебных заведений, но при приучении их к труду возможно улучшение результатов обучения. В круг интересов входят только игры, низменные интересы и развлечения. При этом отсутствует интерес к музыке, книгам, художественному искусству. В исключительных случаях среди них встречаются дети, обладающие вокальными или художественными способностями.
Тяжелая степень
IQ таких детей ниже 60. Тяжелая степень дебильности встречается в редких случаях и отличается более тяжелой симптоматикой. Ребенка при этом сложно контролировать, так как у него часто проявляется агрессия, и он может быть опасен для окружающих и самого себя. Круг интересов заключается в удовлетворении текущих потребностей, отсутствуют планы на ближайшее будущее. Они быстро привыкают к зависимостям, например, от наркотических веществ или алкогольных напитков. Пациентами с тяжелой степенью дебильности руководят низменные интересы и среди них чаще всего встречаются маньяки, серийные убийца и насильники. Но к родным людям очень привязаны.
Стадию заболевания определяют специалисты на основе данных различных исследований, которые проводят психиатр, логопед, психолог. Коэффициент IQ устанавливается по совокупности нескольких тестов на логику, мышление и память.
Дебильность у детей
Дебильность проявляется с первых дней жизни ребенка. Она не является болезнью взрослых людей. Либо у детей сразу проявляется дебильность, либо она сразу исключается. От этого зависит то, какую работу необходимо проводить с каждым ребенком.
В первые годы жизни механическое мышление и усидчивость позволяют малышу освоить элементарные навыки. Знания начальной школы легко поддаются обучению. Однако уже программа средних классов дается с трудом. Детей с дебильностью следует отправлять в специализированные школы, где учитываются их особенности и проводятся другие методики по работе с умственно отсталыми.
Выраженная дебильность проявляется в узости интересов, которые основываются лишь на желаниях физически удовлетворить потребности и постоянно веселиться. Их ничто более не интересует, даже общение с другими людьми или чтение книг. Предпочтительнее для них смотреть различные увеселительные программы.
Что такое дебильность, кто такой дебил
Дебильность — это одна из форм отсталости в интеллектуальном развитии. Соответственно, дебил — это человек, который страдает этим заболеванием. Оно проявляется в неадекватности мышления, в отсутствии логики и стремления к общению с другими людьми. Возникает из-за органического повреждения мозга и не имеет выраженных признаков, как идиотизм или имбецильность.
Болезнь имеет несколько стадий и форм. В зависимости от тяжести симптомы могут быть разными, как и лечение патологии. Легкая форма поддается коррекции, а тяжелая — нет, и люди с таким заболеванием не способны адаптироваться к социуму и самостоятельной жизни.
Стадии дебильности
Чтобы определить стадию дебильности, врачи проводят тест на интеллектуальное развитие:
Стадию определяют специалисты, которые проводят ряд исследований. Коэффициент IQ определяется после проведения ряда заданий на пространственное мышление и логику и рассчитывается в зависимости от процента правильных ответов.
Степень умственной задержки определяется по формам:
Больные должны систематически проходить обследование у врачей, а также имеют ряд противопоказаний в социальной сфере. Их не допускают к таким мероприятиям:
Иногда дебильность остается не выявленной из-за нежелания родителями признавать ее у своего ребенка. Они не переводят своих детей в специальные школы, где 4-годичный курс обучения проходят за 8 лет.
Противопоказания
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 3 января 2020 года
Прохождение медицинского освидетельствования у врача-психиатра обязательно. Допуск к работе по некоторым профессиям принимается индивидуально врачом-психиатром.
Выявление и степени дебильности
IQ тест, призван определить коэффициент умственного развития интеллекта человека. С его помощью также оценивают возможную степень дебильности, которой страдает пациент:
I-я стадия легкая дебильность – уровень интеллекта 65-70 баллов.
Рассмотрим более детально:
Заболевания принято делить на формы по психоэмоциональному признаку:
Атоническая. Отсутствие мотивированного и целесообразного действия.
Для купирования симптомов при любой форме дебильности необходимо наблюдение психиатра.
Методы диагностики
Для высококвалифицированного специалиста не составляет труда определить наличие умственной отсталости у малыша по внешним проявлениям. Но для того, что бы исключить идиотизм и имбецильность, необходимы дополнительные методы исследования. В первую очередь врач устанавливает:
Так же необходимо проведение оценки способностей малыша, которая осуществляется следующими специалистами:
Кроме этого, врач назначает ряд аппаратных исследований:
Врач должен исключить заболевания, обусловленные задержкой нервно-психического развития, шизофрении и эпилепсии. На основе полученных данных назначается необходимое лечение.
Какое правило?
Данное слово заимствованное из французского débile. и произошедший от латинского слова «debils», что означало «слабый». По-этому принято правильно писать слово только через букву “е”. Правописание данного слово нужно запомнить.