Как определить что сгорело в болгарке ротор или статор
Как проверить болгарку мультиметром?
В хозяйстве любого домашнего мастера, не говоря уже о профессионалах, почти всегда есть угловая шлифовальная машина (УШМ), именуемая в народе «болгаркой». Инструмент популярен, любим и уважаем, поэтому любая его неисправность воспринимается весьма болезненно.Но, прежде чем отправляться в специализированный отдел за новой болгаркой, стоит попытаться самостоятельно разобраться с поломкой. Разобрав УШМ, можно визуально обнаружить некоторые механические повреждения, а вот дефекты электрической части нужно проверять при помощи специальных инструментов, одним из которых является мультиметр. Далее мы рассмотрим, как проверить болгарку мультиметром.
По каким причинам УШМ может выйти из строя
Чаще всего инструмент перестает работать, когда поврежден якорь (ротор). При вскрытии корпуса можно увидеть обгорание и неравномерный износ щеток. Косвенными признаками такой поломки являются нагрев инструмента и вибрация при работе.
Электрические поломки обнаружить сложнее. К ним относятся:
Также довольно распространенными причинами отказа инструмента могут быть:
Как видно, многие поломки обусловлены неисправностями электрической части инструмента. Поэтому нужно уметь обнаруживать их прежде, чем принять решение об отправке инструмента в ремонтную мастерскую.
Как прозвонить якорь мультиметром
Для грамотного проведения проверки нужно знать принцип работы и устройство ротора. Его основными конструктивными частями являются:
Следуя специальной схеме, в каждый из пазов укладывают по два проводника обмотки. Каждый из проводников представляет собой половину витка. Его концы попарно соединяют на ламелях. Конец последнего витка и начало первого располагаются в одном пазу и замкнуты на одну ламель.
До того как проверить якорь мультиметром, нужно его внимательно осмотреть на предмет различных повреждений:
Пошаговые инструкции
Непосредственно проверка якоря мультиметром происходит следующим образом:
Расшифровываем результаты
Расшифровка результатов проверки якоря мультиметром:
Проверка исправности статора
Статор – это неподвижная часть электродвигателя, создающая электромагнитное поле, в котором вращается ротор. Причиной отказа часто бывает либо короткое замыкание, либо обрыв витков обмотки (катушки) статора.
Это происходит по разным причинам:
Признаки, указывающие на поломку статора:
Пошаговые инструкции
Проверить статор также можно при помощи мультиметра:
Расшифровываем результаты
Результаты прозвонок могут быть следующими:
Таким образом, имея в своем распоряжении даже самый простой мультиметр, можно определить характер неисправности болгарки и принять взвешенное решение о том, стоит ли ее ремонтировать или лучше приобрести новую. Хотя, для диагностики лучше все-таки сдать инструмент в мастерскую, где больше возможностей и приборов для экспертного заключения.
Теперь вы знаете, как проверить болгарку мультиметром.
Вопрос — ответ
Вопрос: Так все-таки как правильно называть подвижную часть двигателя «ротор» или «якорь»?
Имя: Михаил
Ответ: В том, что касается болгарки, в отношении вращающейся части электродвигателя используют оба термина.
Вопрос: Какой мультиметр лучше использовать для прозвонки болгарки?
Имя: Роман
Ответ: Можно одинаково успешно использовать оба вида – и аналоговый и цифровой. Оба прибора одинаково эффективно покажут величину интересующих параметров. Но непрофессионалы чаще используют цифровой.
Вопрос: Можно ли перемотать обмотку ротора в домашних условиях, если при прозвонке мультиметром была обнаружена неисправность обмотки?
Имя: Александр
Ответ: Если вы хорошо разбираетесь в электротехнике и конкретно в электродвигателях, то можете рискнуть. Но для этого понадобится крайне аккуратно работать, соблюдая схему намотки и избегая повреждения контактов коллектора при удалении сгоревшей обмотки.
Вопрос: Перед пропиткой новой обмотки перемотанного ротора нужно проверять ее мультиметром?
Имя: Ильдар
Ответ: Чтобы исключить наличие пробоя свежей обмотки, ее обязательно нужно проверить мультиметром. И только после этого можно прогревать якорь и пропитывать новую обмотку эпоксидной смолой.
Как прозвонить статор болгарки
408-317 Статор для BOSCH GWS7-125/GWS7-115 HAMMER. Фото 220Вольт
Статор как элемент электропривода болгарки участвует в создании электромагнитного поля, в котором вращается ротор, создающий крутящий момент на валу шпинделя. Во время эксплуатации по ряду причин он выходит из строя. Выполнить диагностику повреждения и ремонт статора пользователь может самостоятельно.
Устройство
Статор УШМ представляет собой неподвижную конструкцию в виде сердечника, изготовленного из листовой электротехнической стали. В нем имеются пазы, в которых размещается обмотка, свитая определенным образом, провода ее располагаются параллельно друг относительно друга, для уменьшения вихревых токов.
408-316 Статор для BOSCH GWS6-100/GWS6-115 HAMMER. Фото 220Вольт
Обмотка в обязательном порядке покрывается электроизоляционным лаком в целях предохранения от возможного замыкания проводов между собой. В пазах сердечников между катушками укладывается изоляция из электрокартона, стеклоленты и других подобных материалов. В абсолютном большинстве моделей болгарок статор плотно посажен внутрь корпуса из высокопрочного пластика, который является защитой всей электрической части УШМ.
Причины неисправности и характерные признаки
Основные факторы, которые влияют на выход статора из строя следующие:
408-105 Статор для УШМ Hitachi G18SE3 и HAMMER. Фото 220Вольт
Характерными признаками неисправности статора являются следующие:
Визуальный осмотр на неисправность
Самым первым и самым простым способом определить неисправность статора будет его визуальный осмотр. Для чего следует достать его из корпуса электроинструмента. Разборка здесь не представит никаких сложностей. Главное освободить его от всех других конструктивных элементов болгарки, включая ротор. Это даст возможность при соответствующем хорошем освещении осмотреть все поверхности обмотки статора. Обычно в местах обрыва появляются обуглившиеся участки, что позволяет сделать вывод о наличии дефекта. Если визуальным осмотром не удалось выявить неисправность статора, следует прибегнуть к помощи специальных приборов.
Как проверить обмотку статора УШМ в домашних условиях разными способами
Существует большое количество различных электрических приборов с помощью которых можно произвести диагностику статора. Однако в домашних условиях применяется ограниченное количество технических средств. Некоторые представлены в нижеследующих видео.
Проверка якоря/ротора и статора мультиметром/тестером
В следующем видео в качестве инструмента для диагностики ротора и статора электропривода используется прибор мультиметр или как чаще в обиходе называемый тестером. Применяется для измерения различных электрических параметров: сопротивления, силы тока, напряжения. Для определения неисправностей в виде обрыва проводов, пробоя обмотки на корпус используется режим «омметр», то есть выставляется определенное значение сопротивления, которое сопоставимо с имеющимся в проверяемой цепи. В данном случае с пределом 200 Ом.
Пробой статора на корпус определяется прикладыванием индикаторных щупов к его корпусу и одному из концов обмотки. Наличие на индикаторе какой-либо величины сопротивления показывает о наличии дефекта в виде пробоя обмотки на корпус. При диагностировании обрыва обмотки индикатор прибора не будет ничего показывать при совмещении щупов с выводами обмоток.
Более сложные манипуляции следует провести при проверке обмоток ротора электропривода. Обрыв обмотки может быть в любом соединении с отдельно взятой ламелью коллектора. Поэтому необходимо проверить сопротивление между всеми ламелями коллектора, прикладывая к ним поочередно индикаторные щупы. При отсутствии обрыва сопротивление будет иметь во всех случаях одно и то же небольшое значение. Любые отклонения свидетельствуют о наличии обрыва. Пробой обмотки на корпус проверяется щупами при контакте их с коллектором и «железом» из набора листов из электротехнической стали. Шкала индикатора не должна реагировать на данное действие.
Однако мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяется прибор носящий название индикатор коротко замкнутых витков (ИКЗ). Более подробно о нем в нижеследующей информации.
На межвитковое замыкание, индикатором
Принцип действия прибора для определения межвиткового замыкания показан в следующем видео. Прибор в проверяемой обмотке индуцирует магнитное поле. При наличии в обмотке коротко замкнутых витков ток короткого замыкания вызывает повышенное противодействие генерируемому прибором электромагнитному полю. Регулировкой ИКЗ выполняется настройка, по достижении которой срабатывает световой сигнал (индикаторная лампочка изменяет цвет с зеленого на красный) или раздается звуковое сопровождение. В дополнение к основному применению, автор показывает способ определения мест подсоединения проводов обмотки к ламелям коллектора, при отсутствии визуально просматриваемых контактов.
Макита, без приборов
В одной из моделей Макита в следующем видео во время работы пошел дым, что является верным признаком сгоревших ротора или статора. Для определения причин автор выполнил полную разборку болгарки, дающую возможность хорошо выполнить внешний осмотр подозреваемых в неисправности узлов болгарки. Если на роторе признаков последствий от задымления обнаружено не было, то на статоре несколько мест подгоревшего электроизоляционного лака четко просматривались.
Мультиметр – автомат: быстро и качественно выполняет измерения
Мультиметр, который представлен в следующем видео удобен в работе и позволяет снимать показания без лишней суеты, когда у прибора, не обладающего такой опцией «скачут» измеряемые величины. Показан способ определения погрешности измерения, связанный с сопротивлением индикаторных щупов. Дано ориентировочное значение сопротивления обмотки, где отсутствуют неисправности.
Проверка статора и ротора электроинструментов на межвитковое замыкание
Чтобы проверить статор и ротор на межвитковое замыкание мультиметром, не потребуется много времени. Дольше придется разбирать двигатель. Болгарка, дрель, перфоратор – каждый инструмент можно отремонтировать, определив неисправность. Проверку лучше разбить на несколько основных этапов, и последовательно не спеша выполнять действия.
Разборка болгарки
Чтобы проверить замыкание на статоре и роторе, нужно разобрать двигатель бытового инструмента. Рассмотрим выполнение этой операции для поиска неисправности болгарки.
Разобрав и отсоединив необходимые для проверки детали, переходим к их внешнему осмотру проверке на межвитковое замыкание.
Внешний осмотр
Обнаружить неисправность можно при неравномерном нагреве корпуса инструмента. Касаясь рукой, вы ощущаете перепад температуры в разных местах корпуса. В этом случае инструмент необходимо разобрать и проверить его тестером и другими способами.
При возникновении замыкания витков статора и поиска неисправностей, в первую очередь проводим осмотр витков и выводов. Как правило, при замыкании увеличивается сила тока, проходящая по обмоткам, и возникает их перегрев.
Возникает большее замыкание витков в обмотках статора и повреждается слой изоляции. Поэтому начинаем определение неисправностей проведением визуального осмотра. Если прожогов и поврежденной изоляции не обнаружено, то переходим к выполнению следующего этапа.
Возможно причина поломки в неисправности регулятора напряжения, возникающая при увеличении токов возбуждения. Для обнаружения проблемы проверяются щетки, они должны быть сточены равномерно и не иметь сколов и повреждений. Затем следует выполнить проверку с помощью лампочки и 2 аккумуляторов.
Применение мультиметра
Теперь надо проверить возможность обрыва обмоток статора. На шкале мультиметра выставляем переключатель в сектор замера сопротивления. Не зная величину измерения, выставляем максимальное значение величины для вашего прибора. Проверяем работоспособность тестера.
Касаемся щупами друг друга. Стрелка прибора должна показывать 0. Проводим работу, касаясь выводов обмоток. При показании бесконечного значения на шкале мультиметра обмотка неисправная и статор следует отдать в перемотку.
Проверяем возможность короткого замыкания на корпус. Такая неисправность вызовет снижение мощности болгарки, возможность поражения электротоком и увеличения температуры, при работе. Работа проводится по той же схеме. Включаем на шкале замер сопротивления.
Красный щуп располагаем на выводе обмотки, черный щуп крепим на корпус статора. При коротком замыкании обмотки на корпус на шкале тестера значение сопротивления будет меньшим, чем на исправной. Эта неисправность требует перемотки обмоток статора.
Настало время провести замеры и проверить, есть ли межвитковое замыкание обмотки статора. Для этого измеряется значение сопротивления на каждой обмотке.
Определяем нулевую точку обмоток, замерив сопротивление для каждой из них. При показании на приборе наименьшего сопротивления обмотки, ее следует менять.
Нестандартная проверка
Самым точным способом является проверка статора с помощью металлического шарика и понижающего трансформатора тока. Статор подключается к выводам трех фаз из трансформатора. Проверив правильность подключения, включаем нашу цепь с пониженным напряжением в сеть.
Внутрь статора вбрасываем шарик и наблюдаем за его поведением. Если он «прилип» к одной из обмоток – это значит, на ней произошло межвитковое замыкание. Шарик крутится по кругу – статор исправен. Довольно ненаучный, но действенный метод обнаружения межвиткового замыкания на статоре.
Неисправности ротора
В случае оптимального режима использования, ротор не изнашивается. Производятся регламентные работы с заменой щеток при их износе. Но со временем, при сильных нагрузках статор нагревается и образуется нагар. Самая частая механическая поломка – износ или перекос подшипников.
Работать болгарка будет, но при этом быстро изнашиваются пластины, и со временем двигатель ломается. Чтобы избежать поломок, необходимо проверять инструмент и поддерживать нормальные условия службы.
Влага при попадании на металл вызывает образование ржавчины. Повышается сила трения, силы тока требуется больше для работы. Происходит значительный нагрев групп контактов, припоя, появляется сильная искра.
Проверка обмоток двигателя
Электронный тестер роторов – это стандартный цифровой мультиметр. Прежде чем приступать к тестированию замыкания, следует проверить мультиметр и его готовность к работе. Переключатель выставляют на измерение сопротивления и касаются щупами друг друга. Прибор должен показать нули. Выставляют максимальную величину измерения и проводят проверку:
На этом проверка ротора закончена. Следует еще раз напомнить основные этапы определения неисправности. Прежде чем проверять, болгарку или любой другой прибор следует обесточить.
Перед проведением замеров, следует визуально осмотреть корпуса, изоляцию и отсутствия нагаров на статоре и роторе.
Необходимо очищать поверхности контактов от засоров пылью и грязью. Загрязнение приводит к увеличению тока при потере мощности двигателя.
При разборке инструмента в первый раз, записывайте все свои шаги. Это позволит иметь подсказку в следующий раз, избежать появления лишних деталей при сборке. При выходе щетки за край щеткодержателя менее 5 мм, такие щетки следует заменить.
Проверить межвитковое замыкание можно электронным тестером, то есть мультиметром.
Как проверить якорь болгарки мультиметром
Даже при правильной и аккуратной эксплуатации болгарки, у нее случаются поломки под воздействием разнообразных факторов: изнашивания узлов, излишнего нагрева токоведущих частей, нестабильного напряжение в сети. Очень часто у болгарки встречаются дефекты якоря и электрического статора в двигателе.
С тем чтобы точно установить причины, из-за которых они могут выходить из строя, нужно знать, как проверить якорь болгарки мультиметром. Это потребуется, если в процессе работы шлифмашина неожиданно не включается, прежде чем нести ее в ремонт или приобретать комплектующие узлы.
Кратко об устройстве болгарки
Болгарка или угловая шлифмашина (УШМ) — применяется в строительных операциях, когда требуется выполнить обработку твердых стройматериалов: камня, металла, дерева и других.
Основная деталь УШМ — встроенный электрический двигатель, который может функционировать и от бытового источника переменного тока 220 В, и от аккумуляторной батареи. Электродвигатель состоит из 2-х элементов:электростатора и ротора. Последний, вращается при работе двигателя, поэтому еще называется якорем. С тем чтобы исправить УШМ, потребуется проверить статор и ротор в отдельности.
Подготовка инструмента к тестированию
Если во время нажатия на пусковую кнопку болгарка не включается, а электродвигатель не вращается, то проводят проверку ротора и электростатора.
Для этого необходимо подготовить рабочее место, разобрать болгарку, очистить ее от загрязнений и выполнить визуальный осмотр. После этого можно приступить к прозвонке.
Визуальный осмотр
Довольно часто болгарка еще запускается, но ее характеристики уже не соответствуют норме. Почти в половине случаев это связано с подгоревшим ротором. Выявить это возможно зрительно, не вскрывая корпус, когда:
Важно! Похожие признаки проявляются при износе щеток. После их замены, эти сбои в работе УЩМ прекращаются. Если это не так, то все же виной сбоя является якорь.
Когда якорь не работоспособен, имеет место перегрев двигателя. Начинает плавиться изоляционное покрытие проводов, что в конечном итоге приводит к короткому замыканию между ними. Затем начинается процесс отпаивания электроконтактов, которые соединяют роторные обмотки и пластины. Ток не подается на электродвигатель, и УШМ становится неработоспособной. Статор болгарки аналогично зачастую становится причиной выхода ее из строя.
Разборка УШМ
Для того чтобы протестировать якорь или статор мультиметром, болгарку потребуется разобрать. Перед началом работ нужно изучить заводскую схему сборки УШМ. Важно не испортить конструкцию болгарки из-за неправильных действий, а также нужно подобрать правильную конфигурацию отвертки, чтобы выкрутить винты, иначе их придется высверливать.
В разных модификациях болгарки крепеж применяется разной длины, поэтому нужно зафиксировать местоположения винтов. Лучше сделать фото разборки на смартфоне.
Якорь выполнен из обмотки и магнитопровода. На одном конце расположена ведущая шестерня, а на другом — коллектор. Магнитопровод выполнен из мягких пластинок с пазами, защищенных особым изоляционным слоем.
В пазах расположены 2 роторные обмотки, каждая представляет половину витка, края которых объединены попарно в ламелях. В 1-м пазу находится: начало 1-й и конец последней, замыкающихся на одну ламель.
Рекомендации и техника безопасности
У цифровых мультиметров, в особенности предназначенных для бытового применения, существует определенная погрешность. Поэтому стрелочные модификации измерителей обеспечивают более высокий уровень тестирования.
В том случае, когда под рукой стрелочного мультиметра нет, потребуется учесть существующую погрешность цифрового мультиметра. В варианте замера сопротивления с показанием 200 Ом, объединяют щупы. При отметке «0» — погрешность отсутствует, если иное число — оно и будет демонстрировать величину погрешности.
Предположим на шкале 0.15 Ом, следовательно, при тестировании показания 0.15 Ом являются нулевыми.
В процессе контроля узлов электродвигателя пользователь должен выполнять следующие рекомендации по мерам безопасности:
Как проверить якорь болгарки мультиметром
Мультиметр, который находится в домашнем пользовании практически у любого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических узлов болгарки. Им возможно диагностировать присутствие межвиткового замыкания в электрообмотках электродвигателя и замерить сопротивление между ламелями.
До того как проверить ротор болгарки, пользователь должен знать основные неисправности, которые возникают в ее электродвигателях, подготовить к тестированию электроинструмент и правильно его разобрать.
Основные неисправности ротора:
Подготовка якоря к тестированию
Перед тем как прозвонить якорь, его извлекают из корпуса и подготавливают к проведению диагностики. Потребуется тщательно очистить ламели коллектора от графитового загрязнения, в противном случае проверка будет нерезультативной.
Снимают грязь ветошью, смоченной спиртом. Когда на ламелях присутствует дополнительно полный слой нагара, то его снимают мелкой наждачкой.
Также следят за тем, чтобы на электроколлекторе не сохранилось заметных полос от абразива, которые приводят к ухудшению контакта ламелей со щетками, и ускоряет их износ. Если выработка очень глубокая, ротор меняют.
Важно! Во время осмотра обращают внимание на якорную обмотку, на ней не должны быть обрывы и внешних следов горения, а электроконтакты, где обмотка касается ламелей, проверяются на целостность.
Прозвонка якоря
Для того чтобы проверить якорь болгарки мультиметром, потребуется выполнить 2 этапа. Вначале, необходимо прозвонить его на существование пробоя. Для этого измерительный прибор устанавливают в режим прозвонки электроцепи с звуковой индикацией. Потом первым щупом проводят по ламелям, а другим по якорному корпусу.
Следующий этап обследования ротора мультиметром позволяет замерить сопротивление между ближними обмотками. Измеритель выставляют в режим омметра на самый низкий порог, обычно, 200 Ом. После этого щупы подносят к соседним коллекторным ламелям и фиксируют показания на дисплее. При этом очень важно чтобы R тестируемых ламелей было равно, иначе якорь считается неисправным.
Важно! В варианте, когда R=0 на конкретной обмотке, у якоря присутствует межвитковое замыкание. Точнее установить этот сбой можно с помощью специализированного прибора.
Проверка статора мультиметром
Электростатор располагается на внешнем участке электрического двигателя, поверх ротора. До того, как проверить статор, надо его демонтировать и достать щетки, а после демонтировать редуктор. Предварительно, внимательно осматривают обмотку и убеждаются, что на ее поверхности отсутствуют видимые разрывы и другие дефекты.
Возможные причины и признаки нерабочего статора болгарки:
Важно! При перегреве защитного покрытия на обмоточных проводах, лак плавится с выделением резкого запаха, при этом изоляция обмотки нарушается. Замыкание даже одной обмотки полностью выводит инструмент из работоспособного состояния.
Мультиметр позволяет проверить наличие обрыва статорных обмоток, для этого необходимо выполнить следующие действия:
Мультиметр позволяет довольно точно определить сбои в работе якоря и статора двигателя болгарки. Обнаруженный сбой можно устранить путем перемотки электродвигателя или заменой из ремкомплекта. В настоящее время в торговой сети достаточно таких наборов для большинства популярных моделей УШМ.
Важно! Заменяя неисправные узлы двигателя, нужно в обязательном порядке поменять новые щетки, тем более что стоят они совершенно недорого.
После ремонта статора или ротора, выполняют обратную сборку инструмента по сохраненным снимкам разборки. Проверяют работоспособность инструмента. Если все выполнено правильно, болгарка послужит своему хозяину еще не один год.