Как определить что товар экологичный
Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как покупать экотовары
Если взять упаковку любого товара, там будет множество значков. Некоторые встречаются почти на всех упаковках и на экологичность не влияют, есть значки-обманщики, а есть экомаркировки. Именно они помогут купить экологичный товар, который безопасен для человека и природы.
Что такое экомаркировка
Честная экомаркировка говорит, что товар произвели с соблюдением экологических стандартов, из качественного сырья с минимальным воздействием на окружающую среду, а сам он безопасен для человека.
Производитель получает право поставить экомаркировку на товар или его упаковку, только если пройдёт сертификацию. У каждого сертификата есть свой стандарт, по нему эксперты и проверяют производителя. Критерии могут быть разные: какое сырьё используют, безопасен ли состав для природы и человека, насколько экологично производство, можно ли переработать упаковку продукта.
Не на многих товарах в обычном супермаркете можно найти настоящую экомаркировку. Это не значит, что остальные продукты обязательно вредные для человека или природы. Просто мы не можем знать точно, как устроено их производство и достойную ли зарплату получают сотрудники. Экомаркировка сигнализирует: этому товару точно стоит доверять.
Мы разбили экомаркировки, которые используют в России, по трём критериям. Смотрите, какой вам важнее всего и запоминайте, как выглядят значки.
Хотите купить самый экологичный товар
Некоторые экомаркировки дают только тем продуктам, у которых экологичность подтверждена на всех этапах жизненного цикла: от добычи сырья до утилизации. Их называют экомаркировки по жизненному циклу.
Если хотите купить максимально экологичный продукт, ищите такие маркировки, их около 30 в мире. В России чаще всего можно встретить «Листок жизни», Голубой ангел, Северный лебедь, Европейский цветок, Korean Eco-label. Так вы поддержите ответственного производителя, который потратился на то, чтобы сырьё было качественным и безопасным, на предприятии использовались передовые технологии сбережения ресурсов и защиты окружающей среды, значительная часть отходов перерабатывалась, состав был безопасен для человека и природы, упаковка минималистична и пригодна к переработке доступными методами.
Единственная экомаркировка в России, которая признана на международном уровне Всемирной ассоциацией экомаркировки, благодаря тому что оценивает жизненный цикл товара — «Листок жизни».
Как работает экомаркировка по жизненному циклу на примере «Листка жизни»
Этот кружок можно встретить на продуктах питания, косметике, бытовой химии, электронике и материалах для ремонта. Отсутствие в составе продукта вредных веществ проверяют лаборатории, а производство и всю документацию — эксперты-аудиторы.
Производитель должен соблюдать нормы природоохранного законодательства, иметь программу снижения нагрузки на окружающую среду (переработка отходов, сокращение использования ресурсов, сбросов и выбросов), развивать экологическую культуру компании и регулярно обучать сотрудников.
Всего стандарты включают около 25 требований. Они дают уверенность, что в продукте нет вредных веществ, а производство — от сырья до упаковки — не вредит окружающей среде.
Маркировки из других стран, оценивающие весь жизненный цикл товара, работают по такому же принципу, вот как они выглядят.
Как отличить экологичный товар от маркетингового хода?
Экологичность стала одним из главных трендов современности. «Экологичный» ярлык массово лепят на товары, дабы привлечь покупателей. Разбираемся, как отличить настоящую заботу об окружающей среде и здоровье потребителя от маркетингового хода.
В мире набирает обороты производство самых разнообразных предметов одежды из переработанного пластика — в основном из ПЭТ (поли-этилентерефталата), перерабатываемого в полиэстеровое волокно. В массмедиа широко освещалось, что известные европейские футбольные клубы стали шить спортивную форму из переработанного полиэстера. Кроме того, из вторичного полиэстера производят всем известную флисовую ткань. Такая одежда позиционируется как экологичная, даже на этикетках или ценниках есть соответствующие пометки.
— С одной стороны, это выглядит захватывающе: из пластиковых бутылок мы можем производить что-то совершенно новое и гораздо более нужное, чем одноразовые бутылки! — говорит Дмитрий Садоков, координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» в Череповце. — Но, если разобраться, есть несколько очень серьезных издержек. Во время стирки в стиральных машинах полиэстеровая ткань выделяет значительное количество микропластика в коммунально-бытовые стоки. Далее эти микроскопические части волокон попадают в природные водные объекты и легко включаются в естественные геохимические процессы и пищевые цепи. Во-вторых, необходимо помнить о том, что одежда, произведенная из вторичного полиэстера, уже не может быть вновь переработана. Из ПЭТ-бутылки могут произвести новую ПЭТ-бутылку и повторить этот цикл несколько раз без существенной потери качества. При производстве новых нетипичных предметов (например, упаковочной, ПЭТ-ленты или полиэстерового волокна) отходы уже нельзя так же раздельно собрать, идентифицировать и переработать в новую бутылку или в другой новый предмет.
Это же относится и к композитным видам текстиля — так называемым смесовым тканям, а их на прилавках большинство. Это не просто синтетические материалы, а смесь синтетических и натуральных волокон (например, полиэстера, хлопка, шерсти и др.), часто окрашиваемых мощными красителями, которые невозможно удалить или перекрасить. Только недавно в Финляндии коллективными усилиями удалось достичь успеха в химической переработке таких тканей, в ходе которой от целлюлозы в смеси с другими волокнами отделяется полиэстер, преобразуемый в материал под названием тенсел. Пока неизвестно, найдет ли эта технология повсеместное применение.
Относительно недавно на косметическом рынке появились тканевые маски — маски из ткани, пропитанной косметическим средством, которые накладываются на лицо. Они одноразовые и, за редчайшими исключениями, сделаны из материалов с добавлением пластиковых волокон. Это значит, что разлагаться они будут несколько десятков лет. Плюс каждая маска, как правило, в индивидуальной упаковке из материалов, которые не перерабатываются и тоже разлагаются очень долго. Словом, для одной-единственной процедуры получается многовато потраченных ресурсов и образовавшегося мусора.
Действительно ли тканевые маски более эффективны? В некоторых случаях — да (поскольку ткань создает подобие парникового эффекта, вещества глубже проникают в кожу), в некоторых — это лишь маркетинговый ход, «что-то интересненькое» для привлечения покупателей. Даже если ткань действительно усиливает эффективность средства, стоит ли это того, чтобы производить столько мусора, тем более что эффективность не означает чудодейственность. Эффективные маски есть и в банках, пластиковых либо стеклянных; такого средства хватит на десятки процедур, а упаковку потом можно сдать на переработку.
Это понятие означает обман, когда производитель пытается выдать свой товар за экологичный, хотя он таковым не является. Надписи наподобие «Эко», «Био», «Экологичный продукт», «Сделано с заботой о природе», нарисованное деревце, зеленое сердечко и так далее на самом деле не значат ничего. Производитель может напечатать на упаковке тетрапак хоть целую рощу, это не изменит того факта, что тетрапак — один из самых неэкологичных видов упаковки. То же самое касается состава продукции: скажем, на упаковке стирального порошка может быть написано «Эко» или «Био», а при чтении состава в списке ингредиентов обнаружатся синтетические ПАВы и фталаты.
— Гринвошинг очень распространен, и он еще не достиг своего максимума, потому что сейчас есть тренд — спрос на экологичность, — рассказывает Анастасия Макарова, активист экологического движения «РазДельный Сбор» и владелица эколавки.
— Как не попасться на удочку?
— Можно внимательно читать состав, но даже тогда разобраться не так-то просто, зачастую нужно хотя бы базовое химическое образование. Самый простой способ — выбирать продукты, у которых есть экологический сертификат.
Экологический сертификат выдается производителю, который подтверждает, что его продукт соответствует экологическим стандартам. Причем выдается не на всю продукцию разом, а на отдельный вид. Допустим, есть косметическая компания «Прекрасная Роза», которая выпускает мыло, крем для рук, крем для век, сыворотку, лосьон, шампунь. Один сертификат выдают не на весь список товаров, а на один вид — например, на крем для рук. Если «Прекрасная Роза» захочет получить сертификат и на крем для век или мыло, придется проходить процедуру (экспертизы, проверки) по новой.
Получение сертификата означает, что продукт соответствует всем экологическим нормам, которые предъявляет сертифицирующая организация (СО). Это неправительственная, независимая организация, где работают опять-таки независимые эксперты высокого уровня. Таких организаций не сказать чтобы множество, но и не одна-две. Есть они и в России, однако считается, что европейские СО предъявляют более строгие требования к продукции, потому их сертификаты более надежны. У каждой организации свои нормы и требования, они во многом сходятся, но есть некоторые различия.
Кто-то под экологичностью подразумевает то, что продукция изготовлена из сырья, которое никак не вредит организму и здоровью человека, кто-то — что продукция безопасна для окружающей среды. Чаще всего одно сочетается с другим, но не всегда. Например, силиконы безопасны для человека, но вредят природе, поскольку не разлагаются; поэтому их использование не считается экологичным. Как правило, сертифицирующие организации при разработке своих норм и требований стараются ориентироваться на обе стороны медали.
Получение экологического сертификата — процедура добровольная. В России ее прошли буквально несколько компаний. Основная часть производителей считает это нецелесообразным, поскольку процедура предполагает затраты (и на саму проверку, и на возможные производственные изменения для соответствия требованиям). А многие российские покупатели даже не слышали об экологических сертификатах.
— Как покупателю узнать, что у продукта есть экологический сертификат? — спросили мы у Анастасии. — Попросить продавца показать какие-то документы?
— Нет. Для покупателя сертификат — это значок прямо на упаковке.
У каждой сертифицирующей организации свой знак. Эти знаки нужно знать, чтобы не спутать с другими символами, иначе можно попасться на удочку все того же гринвошинга. Ничто не мешает недобросовестному производителю поместить на упаковку не имеющий никакой значимости значок (скажем, какое-нибудь зеленое сердечко), который будет смотреться как сертификационный знак. Бывает и того хуже: производитель помещает у себя на упаковке настоящий сертификационный знак, не имея экологического сертификата данной продукции. Это, вообще-то, грозит судебными разбирательствами, но не всех останавливает такая угроза.
Кроме того, существует так называемая фейковая (поддельная) экологическая сертификация: есть множество подставных фондов и контор, за сертификатами которых, имеющими красивое название, на самом деле стоит «пустышка». Всего полмесяца назад производитель популярного средства для мытья посуды получил значок некой организации, которая при проверке была уличена в обмане: продукция, признаваемая ею экологичной, зачастую таковой не являлась. Справедливости ради надо отметить, что некоторые бренды после выявления ложной сертификации отказываются от нее и проходят проверку в более надежных СО.
Итак, чтобы не запутаться и не обмануться, нужно три вещи:
1. знать, каким сертифицирующим организациям можно доверять;
2. знать, как выглядят настоящие сертификационные знаки, хотя бы основные (информацию можно найти в Интернете);
3. даже если знак настоящий, проверять, действительно ли продукция получила экологический сертификат (это можно сделать на сайте СО, там должна быть информация о сертифицированной продукции).
Конечно, получается довольно громоздко: сначала просмотреть список сертифицирующих организаций и сертификационных знаков, а потом, уже выбрав в магазине конкретный продукт (экологические сертификаты выдаются не только на косметику, но и на продукты питания, одежду и т. д.), зайти на сайт организации и проштудировать там списки сертифицированной ею продукции. Зато так вы сможете быть уверены, что покупаете по-настоящему экологичный товар.
С Анастасией мы поговорили об экологичности не только продукции, но и упаковок.
— Много ли есть компаний, которые используют максимально экологичную упаковку изначально или переходят на нее по своему желанию?
— Нет. Это буквально единичные случаи, даже в сфере экологичных товаров, про другие я вообще молчу. У меня в лавке продается продукция нескольких десятков компаний, и только две из этих компаний принимают обратно упаковки, чтобы переработать и использовать снова. Опять-таки часто встречается гринвошинг. Есть яркие примеры, когда крупные транснациональные компании заявляют о своей экологичности, в том числе об экологичности своих упаковок, но у человека, который хоть немного разбирается в теме, волосы встают дыбом от такого наглого обмана. Например, не может быть экологичной упаковка, сделанная из пластика с маркировкой «7» или вовсе без маркировки, потому что такой пластик не перерабатывается и сразу отправляется на свалку.
Бизнес есть бизнес, и наивно ждать, что компании будут жертвовать прибылью во благо природы. Сменить один вид упаковки на другой не так просто, как кажется потребителю со стороны, такая замена требует многомиллионных инвестиций. Подобных случаев настолько мало, что на общем фоне они сравнимы со статистической погрешностью. Потому-то и важно, чтобы было государственное регулирование. Утрированный пример: если государство запретит производство (ввоз) продукции в упаковке из неперерабатываемых материалов, производителю придется изменить упаковочную линию.
К сожалению, законодательство в этом плане как раз неповоротливо, особенно если дело касается пищевой отрасли со всеми ее санитарными и прочими нормами, которые зачастую можно трактовать по-разному. Все боятся эти нормы нарушить и потому предпочитают не рисковать. Именно по этой причине во многих крупных торговых сетях покупателям не разрешают использовать собственные многоразовые контейнеры при покупке, скажем, салатов или кондитерских изделий — только одноразовые контейнеры самого магазина.
Забота об экологии или маркетинг: что скрывают эко-товары
Рассказываем, что в действительности подразумевается под наклейками ECO, BIO, Organic, Green и Natural, и можно ли им доверять.
Спрос на экологичность растет, привлекая интерес маркетологов. Если раньше за натуральными продуктами нужно было идти в специализированные магазины, то сейчас маркировками ECO, BIO, Natural пестрят полки всех супермаркетов. Отсутствие системы и здравого смысла в экологическом позиционировании приводит нас к замешательству и недоверию.
Гринвошинг — маркетинг против экологичности
Страсть к натуральному пришла к нам с Запада, где борьба за экологию началась еще в 70-х. За несколько десятилетий во всех развитых странах появились сертификаты, подтверждающие соответствие товаров жестким критериям, установленным мировым сообществом. Например, к таким критериям относятся отсутствие синтетических удобрений и ГМО, запрет на использование гормонов и антибиотиков.
В России для покупателей все не так просто, у нас до сих пор нет обязательной сертификации продукции. Поэтому, когда мы совершаем покупку товаров отечественного производства, никто нам не гарантирует экологического качества продукта.
Популярность экопродукции и отсутствие закона, запрещающего ту или иную маркировку, привели к повсеместному гринвошингу — безосновательному позиционированию товаров или услуг как экологически безопасных и натуральных.
Признаки гринвошинга:
Ситуация в России, возможно, начнет меняться с момента вступления в силу нового закона «Об органической продукции» — 1 января 2020 года. Согласно закону, отечественная продукция, при создании которой не использовались пестициды, антибиотики, усилители вкуса и другие добавки, будет продаваться под маркой «Зеленый стандарт».
Но пока обязательной сертификации у нас в стране не существует, мы можем научиться разбираться в маркировках и самостоятельно выбирать товары, которые стоят нашего внимания.
Eco, Bio, Organic — в чем разница?
Огромный выбор надписей, кричащих о натуральности, больше путает, чем помогает при покупке. Важно понимать, что все они говорят о разных свойствах, и не все одинаково полезны.
Eco можно увидеть на упаковках товаров разных категорий: продуктах питания, косметике, бумаге, бытовой химии и любой другой вещи, без ограничений. Eco применяется даже к услугам. Смысл маркировки в том, что при производстве товара или оказании услуги снижен риск ущерба для природы, состав продукта не вредит окружающей среде. Но обратите внимание, что такой значок не регулируются сертификатами. Также никакого законодательного подтверждения нет у маркировок Green, Eco/friendly, Natural, Фермерский.