Как определить что я эгоист
Эгоист: кто это такой простыми словами, плюсы, минусы эгоизма
Кто такой эгоист: определение, виды, характеристика человека простыми словами
Приветствуем Вас, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о людях, которые любят, ценят, хвалят только свою персону. Поговорим о причинах формирования эгоизма у них. Узнаем главные черты характера, разберём модель поведения на плюсы и минусы. Итак, приступим.
Кто же это такой?
Эгоистами называют людей, которые руководствуются только личными интересами. При этом их ничего больше не волнует. Во всём ищут личную заинтересованность. Не обращают никакого внимания на то, сколько неудобств приносят таким поведением окружающим.
Своему происхождению термин обязан латинскому слову «ego» – «Я». Переводят его на русский язык по-разному: «самолюбие», «себялюбие» или «любовь к себе».
Исследователи считают, что подобная черта характера развилась в процессе эволюции. В трудные времена было необходимо выжить. А для этого применялись любые методы. В наши дни умеренный эгоизм считается вполне естественным явлением. Но во всём надо знать меру.
Человек не может жить вне социума. Если он будет всё время думать лишь о собственном благополучии, то грош ему цена в глазах других. Особенно если он наплевательски относится к своей семье, родным и близким. Потребительские, паразитирующие отношения не делают чести никому. Со стороны это очень заметно.
Как его можно узнать?
Постараемся перечислить основные особенности, по которым можно определить эгоистическую личность. Это:
Все эти негативные характеристики вынуждают его пытаться находиться в центре интереса и почитательства. Ведь если про него забудут, то он потерпит фиаско. А хвала и лесть подпитывают моральных дух этого индивидуума.
Плюсы
Минусы
Причины
Учёные уверены, что всё начинается ещё в детстве. Очень часто влияет наблюдение за родителями. Ни для кого не секрет, что дети подсознательно пытаются быть похожими на своих родителей.
Основные ошибки воспитания:
Что можно сделать?
Жизнь эгоистов состоит из сплошных ссор со всеми подряд и беспочвенных обвинений в чужой адрес. Выстроить с ними нормальные отношения практически невозможно. Перевоспитать не получится. Даже не надейтесь, что он воспримет правильно Ваши советы и что-то изменит.
Практичней всего будет бросить его и уйти. Но готовьтесь к тому, что будете виноваты именно Вы. Он об этом раструбит на каждом углу.
Лучше всего отвести к опытному психологу, тот сможет оказать влияние на психику. Но слишком большое самомнение не даст такому произойти.
Построить действительно крепкие отношения можно. Но для этого нам придётся подстраиваться под чужие желания и прихоти. Обвинять его тоже не стоит. Уж такой у него склад ума. Стоит наладить взаимные обязательства, распределить круг обязанностей для каждого. Находить выход из сложившейся ситуации сообща, без негативных всплесков эмоций.
Будьте здоровы и счастливы!
Предлагаем Вашему вниманию бесплатные вебинары по улучшению своей психологической защиты:
Весь в себе: как перестать мучиться от собственного эгоизма?
Как определить эгоиста, может ли человек избавиться от эгоизма?
Эгоизм – одна из острейших проблем нашего общества. Он не только портит отношения людей, но и мешает самому эгоисту приспособиться к требованиям социума. Эту проблему не стоит сильно запускать, так как с течением времени искоренить ее будет все сложнее и сложнее.
Давайте вместе разберемся, как определить эгоиста:
Явный признак эгоиста
Получается не сильно хороший портрет. Но специалисты говорят, что устранить примитивный эгоизм не только возможно, но необходимо. Развивайте в себе разумный эгоизм. Благодаря ему вы добьетесь успеха в жизни.
Существует огромное количество рекомендаций, методов, благодаря которым вы избавитесь от эгоизма. Мы вам предлагаем познакомиться с самыми популярными и эффективными далее.
Саморазвитие
Для большего понимания о явлении эгоизма рекомендуется прочесть следующие книги:
⦁ Светлана Баранова «Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого существа».
⦁ Радханатха Свами «Путешествие домой. Автобиография американского йога».
⦁ Эми Бэнкс и Ли Хиршман «На одной волне».
⦁ Уильям Юри «Договорись с собой… и другими достойными оппонентами».
⦁ Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».
Как побороть эгоизм, что делать с эгоизмом: топ-14 советов, которые помогут избавиться от эгоизма
Пришло время бороться с эгоизмом
Если вы замечаете, что постоянно думаете только о себе либо вас частенько называют эгоистом, изучите нижеприведенные пункты и постарайтесь воплотить их в жизнь, чтобы избавиться от эгоизма:
Читайте полезную литературу
Проявляйте заботу
Избавьтесь от страха и успокойтесь
Как избавиться от эгоизма: советы психолога
Безосновательно эгоизм никогда не появится, потребуются определенные усилия для того, чтобы выявить, откуда он произрастает. Обычно эгоизм начинает произрастать еще из далекого детства, сюда входят и неправильное воспитание родителей, и воздействие общества или школы. Если ребенка подвергали унижениям, оскорблениям или его не понимали, то для взрослой жизни – это первый кандидат в эгоисты.
Как избавиться от эгоизма — советы психолога:
Выйдите из зоны комфорта
Причины его приобретения
Эгоизм исходит из мышления человека. Желание постоянно возвышать себя появляется еще в детстве. Если ребенок получает чрезмерно много внимания или обделен им, у него складывается негативное отношение к людям. Избалованный подросток привык, что за него делали уроки, убирались в комнате и выполнялись все его прихоти. Повзрослев, он ждет от окружающих то, что получал от родителей.
Если ребенок не получал достаточно внимания от родителей, он хочет компенсировать это. Это проявляется в возвышении себя перед другими. Человек не всегда делает это намеренно. Воспитание так отразилось на нем, что изменить мышление становится тяжело. Он должен захотеть этого сам.
Как выявить эгоиста в отношениях?
В мире нет такого человека, который желал бы, чтобы его использовали, а тем не менее эти самые «кровососущие» без зазрения совести пользуются и манипулируют теми людьми, которые в них души не чают. Эгоисты в отношениях обычно определяют в жертвы людей добрых и преданных. И именно эти качества зачастую мешают им понять, кого они впустили в свою жизнь.
Существуют некоторые признаки, по которым можно выявить эгоиста в отношениях. Вот некоторые из них:
Стараетесь только вы
Эгоист не думает о ваших чувствах
Терминология
Исследовав самые популярные словари современности, можно сделать вывод, что же такое эгоизм. Это не качество, а скорее жизненное убеждение, которое позиционирует себя как стремление человека любыми способами со всего получать выгоду. Эгоистичный человек сосредоточен исключительно на своих чувствах, потребностях и переживаниях. Внутреннее эго таких людей ненасытно и постоянно требует большего. Про эгоиста нельзя сказать, что он скромен или доволен жизнью. Он постоянно хочет обладать тем, что есть у других.
Как избавиться от эгоизма в отношениях?
Достигните идиллии в отношениях, избавившись от эгоизма
Не забывайте, что создание идеальных отношений с людьми возможно лишь в том случае, если вы сможете развить адекватную самооценку и избавиться от эгоизма. Выработайте понимание своей значимости, но не преувеличивайте его. Пересмотрите привычные для себя сценарии превосходства над родными людьми. Когда будете с кем-то общаться, делайте это на равных, уважайте других, их правила и мнения. Так вы сможете побороть эгоизм и создать приятные для себя и окружающих приятную обстановку.
Интересные статьи на тему отношений:
Эгоизм: как его определить и измерить?
Эгоизм – самая распространенная причина проблем человеческих отношений. Как часто она принимает гипертрофированные формы и у молодежи, и у взрослых! Можно ли определить, эгоист я или нет? Как перевоспитать себя? Что говорит об этом христианская этика? Применимы ли христианские принципы в экономических, общественных отношениях? Размышляет экономист, преподаватель Алла БЫЧКОВА.
Немного об авторе
А. Бычкова – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» Омского университета путей сообщения. На занятиях по экономическому анализу применяет эвристические методы, методику М. Рокича.
Накапливая итоги анкетирования студентов, автор статьи обнаружила интересные закономерности. Они вдохновили ее проанализировать взаимосвязь таких категорий как грех, эгоизм, нравственные ценности, альтруизм, милосердие и христианский долг.
«Замеры» эгоизма
В рамках изучения студентами эвристических методов с 2012 по 2017 г. по методике М. Рокича мной было опрошено 269 студентов второго и третьего курсов обучения – это молодые люди в возрасте от 19–20 лет.
Результаты анкетирования показали, по какому принципу молодые люди выбирают решения в деловой сфере (в ходе учебы, прохождения практики на предприятиях, первого опыта работы). У опрошенных доминирует «стремление к развитию собственной карьеры» (43,5 %). А вот «стремление своей работой принести пользу» мотивирует всего 9,3 % опрошенных студентов.
В личной жизни среднестатистический студент предпочитает «стремление к собственному благополучию» (30,5 %), а вот «забота об окружающем мире» (21,2 %) определила большую лояльность студентов к окружающим, к близким людям. Такое распределение ответов студентов оказалось устойчивым, не зависящим ни от профиля направления обучения, ни от курса, ни от времени проведения исследования. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне эгоизма у студентов.
От защиты – к нападению
Полученные результаты мы обсуждали со студентами с точки зрения оценки «качества» сотрудников предприятий и задачи построения отношений в семье. Студенты единодушно отмечали негативный характер таких ценностей: низкий уровень комфортности и высокую степень конфликтности в рабочем коллективе сотрудников; возможное деструктивное поведение сотрудников в случае непредвиденных, кризисных явлений в бизнесе; сложности в управлении таким коллективом. И никто из студентов не хотел бы создавать семью с человеком, который не сможет жить для семьи и ради семьи, отдавая близким свои заботы и труды.
Вместе со студентами мы пытались найти способы самосовершенствования, позволяющие добиться баланса личностных характеристик, то есть понять, как научиться делать правильный выбор, не только обеспечивая при этом свое благополучие, но и сохраняя уважение окружающих людей.
При этом активное сопротивление студентов вызывала необходимость поступаться своими интересами для поиска этого баланса.
Пожалуй, это самое сложное для современного молодого человека – научиться отказываться от каких-либо благ ради интересов ближнего. Вероятно, это и есть проявление эгоизма. И наша система воспитания и образования – и в семье, и в воспитательных и образовательных учреждениях не дает ответа на вопрос, как мотивировать себя на это, как в жизни находить такой баланс? Судя по итогам анкетирования, пока результатов в этом направлении у нас нет.
При сопоставлении результатов анкетирования обнаруживается еще один негативный вывод. Среднестатистический студент пытается совмещать две социальных роли: одна – жесткое следование собственным интересам в деловой жизни, а другая – достаточно лояльное, внимательное и заботливое отношение к окружающим и близким людям. Эти двойные стандарты поведения могут привести личность к внутреннему конфликту.
Парадоксально, но эти трудности наших взаимоотношений мы можем оправдать, например, тем, что, с точки зрения современной психологии, эгоизм – это «ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, и это – полезное качество человека, так как помогает личности самоопределиться и действовать самостоятельно, проявляя волю и характер», но, безусловно, до определенных пределов [1]. При этом наука выделяет разные виды эгоизма: иррациональный и рациональный; активный и пассивный; примитивный, разумный, здоровый, гедонизм и изощрённый эгоизм [2].
Существуют и другие классификации эгоизма, которые возникли неслучайно. Внешние социальные, экономические и политические условия, глобализация мировых экономик, кризис самой государственности – все эти сложные условия нашей жизни заставляют нас защищаться самим и защищать своих детей, используя эгоистические принципы.
Казалось бы, объективные условия оправдывают такое поведение людей. Но как провести тонкую грань между защитой от внешних угроз и «нападением» – проявлением явных перекосов своего эгоистического начала? Этот вопрос остается очень сложным.
Золотая середина
Можно ли принять эгоизм в разумных пределах как неотъемлемую часть природы человека или нужно добиваться полного отказа от этой опасной черты человеческого характера? Вероятно, нужно придерживаться какой-то золотой середины.
Почему? Эгоизму можно противопоставить альтруизм, который определяется как «бескорыстная забота о благополучии других, приношение в жертву своих выгод в пользу блага других людей или общества» вплоть до полного самоотвержения [3].
Проявления самоотвержения известны нам из житий православных святых, подвиг которых остается непонятен большинству. Люди, далекие от веры, идут путем проб и ошибок и ищут оптимальные поведенческие решения для себя. К сожалению, за период советской эпохи мы потеряли основные знания о христианстве, понимание христианских заповедей, утратили представление о нравственном эталоне поведения человека. Оно ушло из опыта жизни нескольких поколений людей – так мы потеряли идеальную модель человека. Проявление же греховного, эгоистичного начала человека носит сегодня массовый характер, что, по-моему, уже формирует риски экономической безопасности в целом.
Как православный человек, понимающий суть проблемы, тревожусь о том, как помочь светскому молодому человеку делать правильный выбор.
Эгоизм молодых людей, возросший на максимализме молодежи – это объективная реальность.
Но есть и другая грань проблемы – наши дети копируют нас в поведении.
Эгоизм взрослых сегодня приобретает настолько гипертрофированные формы, что это приводит наших детей к серьезным психологическим проблемам, а иногда даже к суициду. Мне приходилось наблюдать это в собственной педагогической практике.
Границы личного пространства
Словом, о необходимости поиска оптимальных поведенческих решений приходится задумываться всерьез. И размышляет об этом, в частности, современный раздел психологии – психология личного пространства человека (под личным пространством имеется в виду зона его комфортной жизни [4]). Что требуется для контроля проявлений эгоизма? Сделать так, чтобы личное пространство не ущемляло и не стесняло интересов других людей, не затрагивало их личное пространство.
При этом стоит признать, что параметры личного пространства у каждого свои. Тогда возникает вопрос, как разделить личные зоны не в частном, конкретном случае, а как общий принцип взаимоотношений людей? В некоторых публикациях эта проблема называется парадоксом милосердия: «человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо» [5].
Но традиционное понимание милосердия как «чувства готовности оказать бескорыстную помощь, прощение» часто понимается нами как, например, необходимость заниматься благотворительностью как сферой своей деятельности, а не как принцип жизни, проявляющийся во всех жизненных обстоятельствах.
При этом самый важный признак милосердия – прощение, уходит на второй план, уводя за собой основной смысл нравственной ценности – жить для окружающих людей, борясь со своим несовершенством и не обращая внимания на деструктивное поведение других людей.
Труд как тренировка души
Христианское понимание милосердия как добродетели неразрывно связано с заповедью любви к Богу, которая диктует нам в любом человеке видеть образ Божий независимо от его недостатков и исполнять свой христианский долг.
Получается круг взаимосвязанных и взаимозависимых явлений, каждое из которых является одновременно и причиной, и следствием: без веры в Бога мы не сможем быть милосердными, а, поскольку вера в Бога недоступна людям неверующим, то они никогда не смогут решить проблему управления своим эгоизмом.
Может быть, имеет смысл через определение сути христианского долга выйти за пределы этого замкнутого круга? Попробуем.
Христианский долг – это еще одна «вершина» христианства, определить которую достаточно трудно. С точки зрения логики долг относится к роду принятых обязательств личности перед другими и подлежит безусловному исполнению.
Долг бывает формальный, например, финансовый, и неформальный, например, обязанности младшего поколения перед старшим; долг родительский; воинский долг; государственный долг; гражданский долг и др. В науке этим направлением занимается деонтология или деонтологическая этика – учение о «проблемах морали и нравственности» или этика долга, долженствования [6].
Деонтология рассматривает долг как «внутреннее переживание принуждения», основанного на определенных правилах поведения в границах определенной этической системы.
Этическая система христианства ставит задачу долга более конкретно – воспитание души в каждодневном труде, через который проявляется богоугодное служение человека. Тогда, может быть, для разрешения противоречия и поиска золотой середины между эгоизмом и альтруизмом позаимствовать из христианства рациональное зерно в понимании христианского долга – а именно, долга как добросовестного труда во всех сферах жизни и во благо окружающих людей.
Не нужно усложнять: добровольно углубляться в чужое «плохо», заботиться о благополучии других, приносить в жертву свои выгоды, а просто честно выполнять свою часть работы.
Возможно, это путь, способный помочь любому отойти от эгоистических амбиций, потому что работу надо выполнять хорошо.
Такой подход позволит перенести центр тяжести проблемы со вселенской борьбы против эгоизма на ответственное отношение к своему собственному делу, к его качеству, к тренировке своей души, чтобы отдавать созданное тобой людям.
Этот принцип одинаково защищает и интересы личные, и интересы окружающих людей. Может быть, это и есть искомая золотая середина? Тогда как ей последовать и где взращивать такое ценностное начало? Очевидно, что в семье.
Вот здесь и вскрывается, вероятно, одно из следствий эгоизма – мы не умеем воспитывать честное отношение к труду в наших детях, мы не тренируем их делать свою работу как следует, добросовестно. Не ради карьеры.
Современного студента даже ради учебы очень трудно заставить сделать хорошо, качественно какую-нибудь работу. Еще труднее мотивировать его переделать плохо выполненную работу. И в этом поведении наши дети, к сожалению, тоже копируют нас.
Частные выводы: наука «логика» и основы христианства
Применение логических основ философии научных исследований к определению понятия «грех» позволяет трактовать его как отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия).
Конечно, когда мы говорим “грех”, имеется в виду отступление от Закона Божьего, что определяет духовную сферу как предметную область греха. Можно ли назвать грехом любое преступление, описанное в различных формальных, признанных и утвержденных обществом документах, и в неформальных законах человеческих отношений? Этот вопрос отнюдь не риторический.
Конкретизация вида законов, в данном случае закона Божьего, определяет духовную сферу или предметную область греха. К признакам этого определения, позволяющим описать эту духовную сферу относятся такие формы его проявления как помышление о грехе, желание и намерение совершить грех, грех словом и грех делом [7, с.265]. Поскольку грех может проявляться в разных сферах человеческой жизни – личной, семейной, профессиональной, общественной, то границ применения термина не существует.
Попытаемся соотнести суть понятий эгоизма и греха с точки зрения логики.
Дело в том, что, например, святитель Тихон Задонский не упоминает эгоизм среди греховных состояний человека. И не зря! Вероятно, любое деяние человека – помышления, желания, намерения, слова или дела – может иметь некоторую характеристику целей его реализации – для себя или для других. С этой точки зрения даже полезное дело или помышление о нем может при достаточно пристальном рассмотрении оказаться грехом, потому что преследует только собственные интересы. Вот это то, что очень трудно увидеть в себе и тем более признаться в этом на исповеди.
У меня есть собственный опыт такого прозрения: в свое время у меня очень трудно и медленно шла работа по подготовке моей диссертации. Мне трудно было признаться себе, что уникальный коммерческий эффект в диссертационных предложениях в случае их реализации может обеспечить мне очень неплохой жизненный доход. И я не могла эти идеи отдать миру, я думала только о себе и о своей семье. Но когда я это поняла и исповедовала, я нашла другой способ реализации своих возможностей.
Получается, эгоизм – это не сам грех, а некоторая характеристика целей любого греха. И не обязательно греха! То есть и сам грех нужно трактовать шире! Грех в этом случае необходимо толковать и как (1) отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия), и как (2) любое деяние человека, преследующее только собственные интересы индивидуума.
Тогда формы проявления греха могут быть следующие:
– помышление о грехе или о только собственной выгоде в благом деле,
– желание и намерение совершить грех или неосознанное желание и намерение проявить эгоистическое поведение в благом деле;
– грех словом, грех делом или слова и дела, проявляющие эгоистическое желание достижения только собственной выгоды в благом деле.
Спорные утверждения? Возможно. Но такая трактовка объясняет, как незаметно вкрадывается грех в человеческую жизнь, как незаметно для себя мы становимся эгоистами, оправдывая свои греховные деяния благими целями.
Очень важно различать эти тонкости. Тем более, что о необходимости и важности понимания греха, его проявлений и борьбы с ним в виде оценки значимости нравственных ценностей субъектов как ориентиров, помогающих уйти от деструктивного поведения, писали известные экономисты и философы: А.Смит, М.Вебер, К. Эрроу, Д. Норт, Д. С.Лихачев, П.Ульрих и многие другие.
Весьма интересное философское представление о природе, сущности нравственных ценностей привел в своей научной работе «Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры» И.И.Докучаев.
Ценностью он называет идеальную модель какого-либо явления, которая включает «субъективные и объективные требования человека и имеет иерархическую структуру, в центре которой лежат важнейшие ценности, определяющие смысл человеческого бытия, а на периферии – ценности, определяющие различные стороны человека, общества, природы и культуры» [8, с. 21].
Степень устойчивости ценностной структуры общества зависит от степени согласованности мировоззрения каждого человека с общепризнанным и поддерживаемым в настоящий момент в обществе характером ценностей.
Чем выше эта степень согласованности, тем больше вероятность того, что признанные всеми общечеловеческие ценности сцементируют сообщество людей, тем самым создав основу стабильности всех видов деятельности.
В идеале так должно быть. Но, похоже, что российские условия доказывают наличие обратных процессов. Что же делать? Может быть, сопоставить эту идеальную модель с христианской нравственной моделью, и именно в ней найти рецепты борьбы с экономическими проблемами, хотя бы в той части, где их создает человеческий эгоизм?
Надеюсь, что проблемы, поднятые в моей статье, не оставят вас равнодушными, а мои выводы и предположения станут поводом для дискуссии.
Для тех, кто заинтересован обсудить тему,
предлагаю следующие вопросы:
Список электронных источников
К печати подготовила Валентина Киденко
Фото предоставлено автором статьи и из открытых источников