Как определить что звук согласный
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
парные | непарные | ||
---|---|---|---|
твёрдые | мягкие | только твёрдые | только мягкие |
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [ж], [ш], [ц] | [ч’], [щ’], [й’] |
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Конспект урока по русскому языку на тему «Согласные звуки. Как определить согласные звуки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 города Евпатории Республики Крым»
Урок русского языка
«Согласные звуки. Как определить согласные звуки?»
Петрова Ирина Александровна,
Учитель начальных классов
«Согласные звуки. Как определить согласные звуки»
Урок разработан по программе » Школа России». ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс)
Цели: уточнить общее представление о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.
— проявлять интерес к новым знаниям;
— выполнять правила поведения ученика на уроке.
Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализировать достигнутые цели
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, взаимодействовать друг с другом.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— знать признаки согласного звука;
— правильно произносить согласные звуки;
— находить в слове согласные звуки;
— различать согласные звуки и буквы, обозначающие их.
М етоды и приемы организации деятельности учащихся: ИКТ , беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в паре.
Пособия для урока: Учебник « Русский язык». 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий с.112-113
Оборудование: презентация, карточки с вопросами, карточки с картинками красного яблока и жёлтого яблока.
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Александровна. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие.
Любое большое путешествие начинается с маленького шага.
Маленький шаг мы сделаем к ручейку чистописания.
Открыли тетради и записали число и классная работа.
-С какой буквы начинается это слово? (с буквы эм)
Напишите соединение заглавной и строчной буквы м до конца строки.
Подчеркните самое красивое соединение букв.
2)Словарно- орфографическая работа
Наш путь лежит в долину словарных слов
-Что обозначает слово мороз?
Это слово обозначает несколько значений.
Холодная морозная погода
Откройте орфографический словарь на с.136. Найдите это слово в словаре.
А теперь посмотрите, как пишется это слово.
Куда падает ударение?
А теперь прочитаем как оно написано. (мороз)
Найдите опасное место слове, букву в написании которой можно допустить ошибку.(первая о)
Напишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
-Как называется эта орфограмма? (непроверяемая безударная гласная)
-Подберите однокоренные слова. (морозный, заморозить, морозильник).
Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить, выделите корень.
.на доске
Произнесите за мной звуки.
Какие звуки мы произнесли?
А это какие звуки? (согласные)
А какое отличие между гласными и согласными?
-(Отличия согласных звуков от гласных.)
Вот на этот вопрос мы будем искать ответ.
— Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.
4. Работа по теме урока.
— На какие вопросы мы найдем ответ?
(Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)
— Эта тема новая? (Нет. Это повторение.) Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках.
Работа в паре
— Прочитайте правило самостоятельно.
Обсудите с соседом вопросы, и найдите ответы на эти вопросы
-Из чего состоит согласный звук? (1.из голоса и шума, 2. Из шума)
—Что встречает струя воздуха во рту при произнесении согласного звука? (встречает преграду: язык, губы, зубы)
— Может согласный звук образовать слог (нет, образует слог только вместе с гласным)
Давайте ещё раз прочитаем правило.
А мы ребята продолжаем свой путь, отправляемся на алфавитную поляну
2. Выполнение упр.178 с.112
Запишите эти буквы в алфавитном порядке. (если кто затрудняется в помощь алфавит в учебнике на с. 81)
-Назовите буквы, которые обозначают только мягкие согласные
-Только твердые согласные?
-Сколько звуков обозначают эти буквы?
-А остальные? (по два )
Что нам указывает на мягкость или твердость согласного звука? (гласные звуки)
-Давайте произнесем звуки, которые обозначают эти буквы.
— Чего больше : согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?
-Что мы ещё знаем о согласных, кроме того, что они могут быть твёрдыми и мягкими? (Они могут быть глухими и звонкими)
Назовите парные по звонкости –глухости.
на доске
ФИЗМИНУТКА «Временный перевал»
Я буду вам показывать буквы, если я покажу букву, которая обозначает согласный звук, вы встанете, если гласный звук, вы сидите.
А мы отправляемся на плоскогорье скороговорок.
Найдите скороговорки в упр.179. прочитайте их.
Работаем в паре, прочитайте своему соседу скороговорку 3 раза.
1 ряд-1 скороговорка
2 ряд-2 скороговорка
Кто хочет рассказать скороговорку.
А теперь спишите эту скороговорку, которую вы проговаривали и подчеркните слова, которые различаются одним согласным звуком.
Ребята, отправляемся на гору звуков.
1.-Укажите в каком ряду даны только согласные звуки?
Выпишите эти слова.
— Чем же отличаются согласные звуки от гласных?
-Что встречает струя воздуха при произнесении?
-Может согласный звук образовать слог?
(Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)
А закончим наше путешествие в яблоневом саду.
-Если у вас на уроке все получилось, выберите красное яблоко.
-Если были трудности, выберите жёлтое яблоко.
— Найти и записать загадки, где согласные звуки помогают найти отгадки
Наше путешествие подошло к концу. Ребята, в конце любого путешествия, похода выдаётся сухой паёк. Он у нас в виде конфет.
Спасибо вам за работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1291952
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения
Продолжаем постигать азы фонетики.
Если вы произносите звук и выдыхаемый воздух наталкивается на преграды в виде губ, языка, зубов – значит, вы произносите согласный. Если преград нет – гласный.
Например, произнесите [б] – воздух натолкнется на барьер из сомкнутых губ, [в] – ему будут мешать ваши верхние зубы и нижняя губа, [р] – язык и небо, [к] – задняя часть спинки языка.
Количество согласных в русском — 21, на 11 больше, чем гласных. Давайте научимся делить их на группы и правильно анализировать
Школьная классификация
Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.
Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.
На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.
Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.
Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.
Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.
Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.
Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
Фонетические процессы, связанные с согласными
По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:
Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.
В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.
Напишите свой e-mail здесь – я перешлю вам книги в одном архиве.
Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:
Заключение
Если бы вы писали эту статью – какой материал вы бы добавили? Какой бы убрали? Почему?
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 47. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как определять согласные звуки.
2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.
Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]
Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.
Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?
[р] – воздуху мешает язык и слышен голос
[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум
[м] – воздуху мешают губы и слышен голос
[п] – воздуху мешают губы и слышен шум
[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос
[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум
3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:
в слове «рысь» есть согласные звуки [р] [с’], на письме их обозначают буквы эр и эс;
в слове «рис» есть согласные звуки [р’] [с] – это другие звуки, хотя и похожие, и на их месте стоят те же самые буквы эр и эс.
4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:
буква бэ – звуки [б] [б’]
буква вэ – звуки [в] [в’]
буква гэ – звуки [г] [г’]
буква дэ – звуки [д] [д’]
буква зэ – звуки [з] [з’]
буква и краткое – звук [й’]
буква ка – звуки [к] [к’]
буква эль – звуки [л] [л’]
буква эм – звуки [м] [м’]
буква эн – звуки [н] [н’]
буква пэ – звуки [п] [п’]
буква эр – звуки [р] [р’]
буква эс – звуки [с] [с’]
буква тэ – звуки [т] [т’]
буква эф – звуки [ф] [ф’]
буква ха – звуки [х] [х’]
5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.
6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:
1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.
2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.
3. Согласный без гласного не образует слог.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.
Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.
Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.
Лера велела Вере не реветь.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Дина дыню не доела,
Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.
Лера велела Вере не реветь.
Д-Н