Как открыть мясную лавку с нуля с чего начать
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.
Как открыть мясной магазин: 8 пошаговых этапов
Как открыть мясной магазин: 8 этапов открытия магазина + 8 советов по увеличению прибыли + 2 совета по снижению первоначальных вложений.
► Капитальные вложения: от 500 000 рублей.
► Срок окупаемости: от 6 до 18 месяцев.
Бизнес на продуктах питания – это традиционный вид коммерческой деятельности.
Идея, как открыть мясной магазин, посещает многих предпринимателей.
Любителям быстрых денежных «подъемов» такой вид своего дела не подойдет.
Наценка при продаже мяса обычно не превышает 30%.
Лучше не открывать мясной магазин и тем людям, которые первостепенное внимание придают дизайнерскому оформлению интерьера.
Чтобы торговать мясом, нужно хорошо в нем разбираться.
Об этом деле стоит задуматься жителям пригородных сел, фермерам, которые имеют опыт выращивания и разделывания мясных туш.
Но и горожанин при желании вполне может освоить этот вид деятельности.
Разрешительные документы, чтобы открыть мясной магазин
Открытие мясного магазина требует официальной регистрации бизнеса.
Обычно оформляют ИП или ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Последняя форма подходит для ведения бизнеса с партнером.
Индивидуальное предпринимательство (ИП) предполагает упрощенное налогообложение.
Также для открытия мясного магазина вам понадобятся:
Выбираем помещение для мясного магазина
Нет нужды говорить, что место должно быть бойкое, с высокой проходимостью.
Если вы открываете магазин в спальном районе, что тоже эффективно, то в радиусе 800 метров желательно отсутствие конкурентов.
В противном случае придется работать по схеме: «что я могу предложить, чего нет в другом магазине».
Размер помещения не влияет существенно на успешность предприятия.
Вкладывать большие деньги, чтобы отремонтировать магазин, поначалу тоже не надо.
Помещение выбирайте чистое, светлое.
Опрятность и декоративные детали придадут ему располагающий вид.
Если у вас есть деньги, то пренебрегать стилисткой не стоит.
Но, повторимся, дизайнерское оформление не является определяющим фактором вашей прибыли.
А вот на освещении экономить не надо.
Мясо при экономлампах имеет непривлекательный вид.
Вывеска должна быть яркой и добротной.
Чем больше буквы, тем чаще к вам будут заходить покупатели.
Помещение можно строить самостоятельно или арендовать (аренда предпочтительнее).
При этом месячные издержки будут меньше.
Более того, если точка не будет успешной, ее можно будет сменить.
При строительстве средней руки (магазина в 20 м 2 ) срок окупаемости вложений будет, минимум, 2 года.
Можно начинать с переносной палатки.
Это значительно дешевле, чем стационарный магазин, но дороже, чем аренда (как ни странно).
Оборудование для мясного магазина
Рассмотрим, без чего вам не обойтись.
Оборудование | Цена, руб. | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 223 800 рублей | ||||||||||||||||||||||||||||
Колода разрубочная Несколько замечаний касательно витрин: Стеллажи лучше приобретать металлические. Они более долговечные и лучше поддаются санитарной обработке. Мясорубку поначалу можно использовать и бытовую. Отечественные промышленные мясорубки долговечны и недорогие. Кондиционер желателен, чтобы убирать запах мяса. Но его можно приобрести и попозже. Если вам будут привозить разделанное мясо, то колода, топоры, ножи и крюк вам не понадобятся. Каким должен быть ассортимент мясного магазина?Эффективное ведение бизнеса зависит от максимальной широты ассортимента. Но, поначалу, опытные предприниматели в этой сфере советуют начинать продажи с 20-30 наименований. Стартовать нужно с традиционных и востребованных сортов мясной продукции. Добавить позиции несложно. Главное понять, что покупают, что спрашивают. Ведь непроданное и испортившееся мясо придется выбросить. Для того чтобы открыть мясной магазин, ваш приблизительный ассортимент должен включать: Со временем добавляют позиции по баранине, мясу кролика, страуса, перепелок, конине. Расширяют ассортимент за счет специй, кетчупов, майонезов, соусов, приправ, подсолнечного масла, солений, маринадов. Можно продавать хлебобулочные изделия, напитки, сыр, колбасы, сливочное масло. Выбор поставщика для магазинаЭто часто творческая наработка каждого предпринимателя: где найти хорошее мясо. Закупать мясо можно на крупных фабриках по переработке мяса или у фермеров, иногда в частных хозяйствах. На фабрике вы получите соответствующие сертификаты, экспертные ветеринарные заключения на товар. Для продукции с фермерских хозяйств такие документы нужно получить. Их может оформить ветеринарный инспектор, который вас посещает. По поводу разделки мяса вы договариваетесь сами: нужна вам она или нет. Самое главное, найти качественное мясо по сходной цене. Заказывать его нужно небольшими партиями 3-4 раза в неделю, чтобы обеспечить свежесть товара, и снизить свои убытки. Необходимый персоналМагазинчики такого типа работают по 10 – 12 часов в сутки без выходных. Поэтому вам понадобится 2 продавца для посменной работы. Также нужен будет грамотный мясник, который правильно будет разделывать мясо. От того, как будет произведен разрез, зависит соотношение в мясе жира, костей и мякоти, т.е. сорт мяса (1,2). Следовательно, и его цена.
Если ваш персонал неопытен, необходимо его обучить. Продавец должен не только разбираться в сортах мяса, но и знать для какого вида кулинарной обработки оно лучше подойдет. Например, для запекания крупными кусками, подойдет спина и вырезка. Верхнюю внутреннюю часть задней ноги можно жарить, а боковую и наружную только варить и тушить. Для фарша подойдет более жирное мясо пашины, ошейка, покромка, костреца. Как открыть мясной магазин и привлечь в него покупателей?Такие заведения, как мясной магазин, не требуют дорогостоящей рекламы на телевидении и радио. Достаточно расклеить объявления на подъездах, в лифтах в радиусе километра от торговой точки. Обязательно обзаведитесь вывеской, указателями, штендерами. Хорошо работает растяжная лента над дорогой. «Сарафанное» радио в таком случае – эффективное средство рекламы. Рекомендуют то, что понравилось. Чтобы вам доверяли, продукция у должна быть действительно качественной. Свежее мясо – залог доверия покупателя и самая лучшая реклама. Можно давать рекламу в интернете с компаниями, которые занимаются доставкой продукции на дом. Хороший результат дает использование форумов. Делайте объявления на поставки мяса в рестораны, кафе. Финансовые вложения в идею открыть мясной магазинСтоимость готовой торговой точки составит от 60 – 80 тысяч рублей.
Итак, капитальные вложения, чтобы открыть мясной магазин: 500 000 рублей. Средняя прибыль в месяц в начале не превысит 6 000–15 000 рублей в день. Итого: от 180 000–450 000 руб. в месяц. В среднем, 330 000 руб. Вычтем ежемесячные расходы (аренда, налог, закупка мяса, коммунальные платежи, зарплата персонала): 330 000 – (20 000 + 5 000 + 75 000 + 5 000 + 45 000) = 180 000 рублей чистой прибыли. Получим срок окупаемости в 3 месяца. Но не все так просто. Во-первых, понадобится время на оформление разрешительных документов (7–10 дней), покупку и установку оборудования, приведение помещения в порядок, рекламу и пр. Словом, для запуска магазина может потребоваться 1-2 месяца. Во-вторых, точка может оказаться неудачной, и прибыль тогда нужно будет считать по минимуму. Т.е. вы выйдете на ноль. Риски при открытии мясного магазина
Любое начинание имеет особенности, которые нужно учитывать: Мясо – продукт скоропортящийся. Это риск номер один. Важно успеть реализовать продукцию, чтобы не уйти в минус. Торговля мясом имеет сезонные риски. Летом продается на 10–15% меньше продукции. В этот период нужно переходить на ассортимент «шашлык», «мясо для гриля». Активнее сотрудничать с ресторанами, кафе, точками быстрого питания. Пик торговли мясом наступает перед Новым Годом. Для успешного старта бизнеса на продаже мяса, рекомендуем к просмотру видео: 8 советов по оптимизации мясного бизнесаПару слов о минимизации вложений. Можно купить подержанное оборудование. А еще лучше найти помещение с оборудованием, и заключить договор субаренды. Таким образом, вы исключите затратную часть вложений по оборудованию. Мясные закупки можно будет делать чаще, но на меньшую сумму. Тогда можно открыть проект, имея на руках от 200 000 рублей.
|