Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Образ шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Повесть «Шинель» известного русского писателя Н.В. Гоголя была написана в 1842 году и занимает достойное место в цикле петербургских повестей. Уже само название произведения подчеркивает важность шинели, говорит о том, что это не просто предмет гардероба, вещь, она играет свою значимую, важную роль в повести. Это своеобразный символ, который олицетворяет собой связующее звено между главным героем, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, и окружающим его обществом. Шинель становится мерой личности «маленького человека», его лицом.

Главный герой произведения – скромный чиновник, служащий в одном из департаментов Петербурга. Его должность состояла в переписывании бумаг. К делу Акакий Акакиевич относился с большой ответственностью и любовью. Вся его жизнь, казалось, заключалась в этом переписывании, во время работы Башмачкин не замечал никого и ничего вокруг себя. Он был человеком небогатым, получал всего лишь четыреста рублей в год жалованья. Этих денег ему еле хватало на самые скромные расходы, и уже нисколько не оставалось на более серьезные покупки, поэтому Акакий Акакиевич вынужден был ходить на службу в старой шинели, которая до такой степени обветшала, что уже не спасала своего хозяина от вечной петербургской сырости и лютого холода. Сукно истерлось так, что было больше похоже на серпянку, поэтому немилосердно сквозило, а подкладка совсем расползлась. Привести шинель в порядок и проходить в ней еще один сезон не представлялось возможным. Весь внешний вид героя выдавал в нем человека бедного, невысокого положения в обществе, поэтому чуть ли не каждый считал своим долгом унижать и обижать его. Акакия Акакиевича не приветствовали на проходной, когда он приходил утром на службу, будто он был вовсе не человек, а муха. Молодые сотрудники смеялись над ним, острили, придумывали и рассказывали о нем разные истории, смеялись над его квартирной хозяйкой, сыпали на голову Башмачкину мелкие бумажки и называли их снегом, из окон домов, около которых он проходил на службу, выливали ему на голову помои. Акакий Акакиевич был робким, скромным и молчаливым человеком. Он не умел отвечать грубостью на грубость. В нем не видели человека, личность.

Отношение к Акакию Акакиевичу изменилось после того, как скромный титулярный советник приобрел новую шинель. Ради нее герою пришлось отказаться от многого: по вечерам он перестал пить чай и жечь свечи, везде ходил на цыпочках, стараясь спасти подметки своих сапог, чтобы они раньше времени не истерлись. Он реже отдавал белье в стирку, а приходя со службы, снимал с себя вещи и ходил весь вечер в одном демикотоновом старом халате, чтобы белье не занашивалось. Постепенно он привык голодать по вечерам и обходиться самым малым. Мечта о новой шинели сделала существование Акакия Акакиевича полнее, будто рядом с ним появилась верная подруга, жена. Герой стал живее, увереннее, его характер – тверже, казалось, из его образа навсегда стерлись нерешительность и сомнение.

По мнению Башмачкина, новая шинель была шикарна: из добротного сукна, с коленкоровой подкладкой и воротником из самой лучшей кошки, которая нашлась только в лавке. День, когда Акакий Акакиевич надел новую шинель, стал для него торжественным, праздничным днем. Герой и не заметил, как добрался до департамента, потому что было в обновке тепло и хорошо. Всю дорогу он улыбался своим мыслям. Шинель словно подарила герою уважение общества, всеобщее признание. Наконец-то Акакия Акакиевича заметили, его приветствовали, поздравляли с обновкой, пожимали ему руку, шутили с ним, приглашали в гости, чем очень сильно засмущали чиновника. У него впервые за все время службы появилось чувство единения с коллективом. В бездушном столичном обществе людей судили по одежке. Внешний вид человека выражал не его внутренний мир с духовными и нравственными ценностями, а богатство, что было важнее для любого члена общества при знакомстве с человеком. Новая, добротная шинель – это своеобразный пропуск в другое общество, показатель социального равенства.

Акакий Акакиевич после службы увидел красоту Петербурга, а дома позволил себе даже поваляться на кровати. Герой осмелился выйти из квартиры вечером, чего не делал уже в течение многих лет. После вечеринки, устроенной одним из сотрудников департамента, шинель Башмачкина украли. Для героя это стало настоящей трагедией, будто в этой вещи заключалась вся его жизнь, словно Акакий Акакиевич потерял свое лицо. Оставшись без шинели, он не смог жить дальше, поэтому вскоре умер, но после смерти то и дело появлялся на площади и срывал с прохожих их шинели.

История Акакия Акакиевича Башмачкина, рассказанная Н.В. Гоголем в повести «Шинель», подтверждает, что шинель – это один из главных героев произведения, рассказавших о своем хозяине и о том обществе, в котором его владелец живет, больше, чем даже сам автор. Шинель играет важную роль в жизни любого представителя петербургского общества, так как во многих случаях именно по ней судят о человеке, который ее носит.

Источник

Н.В.Гоголь «Шинель» (9 класс)

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Описание презентации по отдельным слайдам:

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) «Шинель» «Петербургские повести» (1839 – 1841)

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Назовите главного героя повести Акакий Акаиевич Башмачкин («вечный титулярный советник»)

Несколько десятилетий подряд он служит переписчиком в одном из административных учреждений Санкт-Петербурга. Практически вся вселенная для него умещается за рабочим столом. Он не осознает значения дела, которым занимается. Все чувства и стремления его убоги, искажены в соответствии с его однообразной бездумной работой. Он с нежностью относится только к своим любимым буквам.

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику А.В.Ванециан «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним… сыпали на голову ему бумажки…»

Табель о рангах классы чины гражданские 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Канцлер Действительный тайный советник Тайный советник Действительный статский советник Статский советник Коллежский советник Надворный советник Коллежский асессор Титулярный советник Коллежский секретарь Сенатский секретарь Губернский секретарь Сенатский регистратор Коллежский регистратор

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Какова тема повести? Какова основная мысль произведения? Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством. Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»

«Изгнать употребление чаю по вечерам»; «не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке»; «ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»; «как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате». Способы экономии денег Башмачкина

— лестница Художественная деталь «Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице..» «Взбираясь по лестнице, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза…» «Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже.» «Впрочем, он старался усилить значимость многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность.» «Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич» « Итак, значительное лицо сошел с лестницы, сел в сани и сказал кучеру…,а сам, закутавшись в теплую шинель, оставался в приятном расположении…»

1 ряд – Нарисовать словесный портрет Акакия Акакиевича в момент получения шинели. 2 ряд – Найти и отметить в тексте упоминание о лестнице. 3 ряд – Попробуйте сформулировать возможные темы сочинения. Домашнее задание: К содержанию

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Презентация к уроку литературы в 9 классе при изучении повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя.

В своей работе я осветила основные проблемы затрагиваемые в повести.

Данная презентация может помочь педагогу в проведении урока.

Домашнее задание представлено на выбор учеников или по вариантам, на усмотрение учителя.

Номер материала: ДБ-769225

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Смотреть картинку Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Картинка про Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине. Фото Как относились к старой шинели окружающие что она показывала в своем хозяине

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

«Шинель» — одно из самых известных произведений русской литературы. Но, к сожалению, эту великую повесть чаще всего воспринимают как попытку Гоголя обличить социальное зло. Однако в ней есть гораздо более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и в иносказательной форме говорит о том, как грех разрушает человеческую душу.

Что происходит?

Сюжет «Шинели» прост. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него приходит в негодность старая шинель, и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем — и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели. Но счастье длится недолго — Башмачкина, возвращающегося ночью из гостей, грабят, отнимают шинель. Он пытается хлопотать перед высоким начальством, чтобы помогли вернуть шинель, получает суровую отповедь, простужается, заболевает и умирает. Но после смерти становится привидением и по ночам отнимает шинели у прохожих: мстит за свою обиду. Ограбив таким образом генерала, отказавшего ему в прошении, привидение исчезает. Вот, собственно, и все.

Как это трактовалось?

Повесть «Шинель» была опубликована в 1842 году. Критики (и в первую очередь Виссарион Белинский) восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Бедного Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой социальной системы, страдающую от бюрократии и произвола. После Гоголя эту же тему (страдания мелкого чиновника от бессердечия чиновников крупных) разрабатывали многие русские писатели. Известный литературовед Дмитрий Чижевский (1894–1977) в 1938 году опубликовал работу «О повести Гоголя “Шинель”», в которой насчитал более сотни рассказов и повестей на эту тему.

Поэтому фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому*, «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» в определенном смысле верна: действительно, «Шинель» породила целую литературную традицию.

Такая трактовка «Шинели» перешла и в советское литературоведение, а из него, конечно, в школьный курс литературы. И хотя советской власти нет уже четверть века, в современных школах чаще всего по инерции говорят то же самое. Вот и думают семиклассники, что Акакия Акакиевича потому следует жалеть, что он — жертва несправедливой власти.

Другой подход

Не все, конечно, были согласны с такой социально-политической трактовкой. В свое время замечательный русский писатель Борис Зайцев (1881–1972) писал о таких толкованиях: дьявол «напустил тумана в глаза и навел марево на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять». А еще раньше, в 1847 году, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев (1822–1864) писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…»

Надо учитывать, что волновало Гоголя на момент написания «Шинели», чем он в те годы жил и дышал. А жил и дышал он православной верой. Известнейший исследователь духовного наследия писателя, протоиерей Василий Зеньковский, писал, что как раз в то время у Гоголя произошел «. духовный перелом, связанный с крушением эстетической утопии, перешедший потом в живую потребность религиозного понимания творчества и жизни». Насчет перелома, конечно, можно поспорить — другие исследователи полагают, что Гоголь всегда был глубоко верующим православным христианином, что его духовное развитие шло без резких поворотов, но вот что действительно очевидно — в 40-е годы XIX века Гоголя волновали вопросы религиозные: вопросы духовного делания, духовной борьбы. Он конспектировал святоотеческую литературу (читая ее, кстати, и на греческом), ежедневно молился (как отмечает доктор филологических наук Владимир Воропаев в своей книге «Духовная биография Гоголя», его молитвенное правило было куда обширнее, чем у большинства мирян).

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)».

В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.

Духовная драма

Попробуем разобраться, что же в ней происходит.

Почти святой

В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…»

Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.

Герой «Шинели» — образец смирения, он абсолютно лишен тщеславия — порока, противостоящего смирению. В этом он радикально отличается от своих сослуживцев, стремящихся к почестям, выстраивающих карьеру.

Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым в том, что «. Акакий Акакиевич наделен чертами аскета-подвижника, “молчальника” и мученика. Убогость и “ничтожность” героя, его невзрачность предстают формами отъединенности от мира, его особой отмеченностью, знаком исключительности».

Заметим, что Гоголь, создавая перед читателем портрет Башмачкина, делает это с иронической интонацией, но на самом-то деле ирония тут не выражает авторского отношения к герою. Тут все тоньше — эта ирония иллюстрирует воспринимающее героя сознание. Гоголь как бы намекает читателю: вот так вы, люди обычные, приземленные, могли бы воспринять моего героя. Я показываю вам его вашими глазами. Таково ваше зрение.

Но вернемся к Акакию Акакиевичу. Тот не просто добросовестно исполняет свое дело, переписывание бумаг, — он исполняет его ревностно. Для него это смысл жизни, это дает ему высшую радость. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрешнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему.

Искушение святого Акакия

Тем не менее эта святость Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели (сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная), то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью. Вещь становится для него идолом. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Акакий Акакиевич кардинально меняется: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».

Прежний образ жизни, прежние цели для него поблекли. Мы помним, какой радостью для него было переписывание бумаг. Теперь же, в мыслях о шинели, «Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул “ух!” и перекрестился». Вроде бы мелочь, но это знаковый момент, и мы еще вернемся к нему.

Пока же зададимся двумя очевидными вопросами. Во-первых, почему именно шинель? Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина? Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его?

Грех нашего времени

Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза (в ее современном понимании), а притча. Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее. Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель. Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! — все силы своей души. Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо». В этом «хорошо» вся суть.

Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула.

Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление.

Как раскололась сталь

А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался.

Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен». Это можно сказать и про Башмачкина. Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть.

Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере? В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы.

На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!» — и перекрестился. Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне?

А на более глубоком уровне Акакий Акаки­евич о Боге не вспоминает, с христианских позиций свою ситуацию не оценивает. Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель.

И если уж вспоминать, что Акакий Акаки­евич в «Шинели» интересен не столько сам по себе, сколько тем, что призван нечто символизировать, то заметим: символизирует он именно что отход от веры многих русских православных людей. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать. или новую шинель пошить.

Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.

Как действует страсть

В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ. А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса.

Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. «Одноглазый чорт», — называет его жена. Ей вторит рассказчик, говоря, что Петрович, бывая «в трезвом состоянии крут, несговорчив и охотник заламывать чорт знает какие цены», да и герой вспоминает, что «…за Петровичем водилась блажь заломить вдруг чорт знает какую цену…», сидит Петрович «на широком столе», подвернувши «под себя ноги свои как турецкий паша», а в руках у Петровича «круглая табакерка с портретом какого-то генерала, какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». В связи с этим Дмитрий Чижевский в своей работе «О “Шинели” Гоголя» замечает: «Чорт безлик!» И далее продолжает: «Начитанный в религиозной литературе, знаток и собиратель фольклорного материала… Гоголь, конечно, знал об этой безликости чорта в христианской и фольклорной традиции».

Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта.

Чорта помещица испугалась необыкновенно. “Ох, не припоминай его, Бог с ним!” —вскрикнула она, вся побледнев».

Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека.

Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но. » — но растерялся. Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено.

А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. «. вместо того, чтобы пойти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не замечая». Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех
(Рим 7:15–17).

Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни. Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так. », «сибаритствовал на постеле. ». Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины.

Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь.

Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь.

Но куда важнее, что Акакий Акакиевич отправляется на вечеринку вынужденно. До того, как в его жизни появилась мечта о новой шинели, он поступал так, как ему хотелось, как ему свойственно, то есть был свободен. Теперь же, с новой шинелью, он открывает для себя существование светских условностей, которым приходится подчиняться через «не хочу». Ему не хотелось идти на эту вечеринку, но отказаться было бы неприлично. Он приходит туда — и сразу же ощущает себя в этой среде лишним: «Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно. »

Став пленником своей страсти, человек не только теряет свободу, не только оказывается вынужден вписаться в новый, чуждый ему формат жизни, но и никакой радости от этого не испытывает. Акакий Акакиевич, казалось бы, достиг, чего хотел, стал счастливым обладателем новой шинели — но очень скоро счастье его съеживается, в душе возникает пустота.

И просто огромной, зияющей дырой становится эта пустота, когда на обратном пути из гостей его грабят, отнимают шинель. Казалось бы, жизненной трагедии не произошло, его не убили, не искалечили, не пустили по миру, он «остался при своих», то есть мог бы жить, как и раньше — со старой своей драной шинелью, усердно переписывая бумаги. «Бог дал — Бог взял», мог бы он сказать себе. Но нет — потеря шинели стала для Акакия Акакиевича метафизической катастрофой. Потому что прежней своей невозмутимости, кротости и благодушия он уже лишился, прежний смысл жизни потерял, и это его ранит куда сильнее, чем петербургский холод. Его отчаянные попытки вернуть шинель, хлопоты, унижение перед «значительным лицом», а после, в горячечном бреду, бунт — это ведь попытки вернуть себе не материальную вещь, а именно что смысл жизни.

Смерть после смерти

Умирает тело, но душа умереть не может. Однако вне покаяния она вознестись к Богу неспособна, и потому призрак Акакия Акаки евича мечется в ледяном пространстве пустынного города и в злобе своей мстит всем подряд.

На первый взгляд эта месть кажется торжеством справедливости, но если вдуматься, то какая уж тут справедливость? Напротив, Гоголь достаточно ясно показал, чем обернется для человечества торжество «последних», которые стали «первыми». Бунт опустошенного человека страшен. По сути, Гоголь рисует здесь образ будущей русской революции, и мы слышим ее лозунг «Грабь награбленное!» В финале повести Гоголь показывает, как «преобразует мир» духовно опустошенный человек: «. и под видом стащенной шинели сдирая со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели». Тут уже слышатся крики героев из поэмы Блока «12»: «Эх! Эх, без креста! Тра-та-та!» Неслучайно на следующий день после завершения своей поэмы Блок записывает в дневнике: «. страшный шум во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь».

Вновь повторим: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят.

| Читайте также:

Все материалы «Фомы» о Гоголе

Подготовил Виталий Каплан

Иллюстрации Максима Корсакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *