Как понять что аккумулятор неисправен
9 признаков необходимости срочной замены аккумулятора
Признаки плохого аккумулятора автомобиля известны опытным и начинающим водителям далеко не в полном объеме. Для большинства основным симптомом разряженного АКБ является проблемный запуск двигателя в холодное время года. Это верно, но по сути аккумуляторная батарея отвечает не только за приведение мотора в движение. Любой АКБ выполняет 3 функции:
Заряд аккумулятора нужно поддерживать на оптимальном уровне, в противном случае он не будет выполнять свои основные функции. Разряжающийся АКБ еще может справляться с некоторыми задачами, но делает это на порядок медленнее и хуже. Во избежание критических ситуаций нужно понимать главные признаки умирающего аккумулятора автомобиля. Специалисты компании «ПАК» расскажут о 9 распространенных ситуациях, при которых АКБ сел и требует оперативной замены.
1. Двигатель заводится с трудом
Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:
Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.
2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ
Панели современных автомобилей оснащены специальным контрольным индикатором, показывающим состояние батареи. Сигнализатор имеет вид лампочки с изображенным на красном светофильтре аккумулятором. Индикатор загорается в момент включения зажигания и гаснет сразу после пуска мотора. В ряде ситуаций лампочка не выключается, а горит постоянно. Это свидетельствует о наличии проблем с генератором или аккумулятором.
Неисправности с АКБ также можно заподозрить, если на панели спонтанно загорается Check Engine (проблемы в системе работы двигателя). Когда других заметных отклонений нет, но индикатор продолжает гореть, стоит оперативно обратиться за диагностикой.
3. Механические повреждения корпуса аккумулятора
Внутренняя конструкция батарей представлена набором решетчатых свинцовых пластин, которые покрыты специальным активным веществом (намазкой) и погружены в электролит (кислотную токопроводящую жидкость).
В результате механического воздействия (удары, сильная тряска из-за плохой фиксации) корпус АКБ деформируется, снаружи покрывается сколами и трещинами. Это способствует серьезным внутренним повреждениям (осыпанию намазки или полному разрушению пластин), может привести к утечкам электролита или частым микро замыканиям. Наличие каких-либо деформаций – опасная ситуация, при которой требуется срочная утилизация аккумуляторной батареи с заменой на новую.
4. Вздутие батареи
Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.
Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:
Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.
5. Темный цвет электролита
6. Гнилостный запах из банок АКБ
При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:
Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.
7. Низкая плотность электролита
Полноценная зарядка батареи занимает около 8-10 часов. После завершения процедуры нужно проверить уровень плотности электролита. Параметр должен превышать значение 1,25 гр./см 3 в каждой ячейке. Даже если плотность токопроводящей жидкости по результатам проверки снижена только в одной банке, ездить с таким АКБ опасно. Низкий уровень электролита в сочетании с другими «нездоровыми» симптомами – явные признаки неисправности аккумулятора автомобиля.
8. Не работают вспомогательные системы авто
АКБ питает вспомогательные модули машины при выключенном двигателе. Сюда относятся фары, стеклоподъемники, климат-контроль, мультимедиа, охранные блок и другие связанные системы. Когда аккумулятор сел или находится в сильно разряженном состоянии, эти модули начинают сбоить или вовсе не работают. Типичные проявления проблем с батареей:
Виной такому поведению может быть плохой контакт на клеммах аккумулятора, признаки в этом случае будут спонтанно проявляться и исчезать. Когда наличие подобных проблем наблюдается постоянно и в комплексе, то можно судить о точной неисправности батареи.
9. Срок эксплуатации
Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.
Основные причины смерти батареи
К перечню основных причин относят:
Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.
Что делать с нерабочим аккумулятором?
В первую очередь нужно найти источник проблемы, убедиться, что действительно сбоит разряженный аккумулятор. Важно учесть, что сложности с запуском двигателя могут быть связаны с поломками других узлов (электропроводка, стартер, генератор, топливный насос).
Спасти разряженную батарею можно методом глубокого разряда и полного заряда, а также с помощью переполюсовки. Второй способ предполагает смену полюсов батареи (плюс на минус или наоборот). Многие неприятные признаки останутся после переполюсовки банок аккумулятора, поэтому иногда рациональнее заменить старое устройство новым.
Обменять АКБ на новый с доплатой можно в специализированных точках продажи, но это самый невыгодный путь. В магазинах стоимость батарей завышена, в то время как мертвые устройства выкупаются за копейки. Гораздо выгоднее сдать автомобильный аккумулятор в пункте приема компании «ПАК». У нас стабильно высокие цены и широкая сеть площадок в Москве. Прием ведется по предварительной записи.
Основные признаки умирающего аккумулятора автомобиля
Одним из самых неприятных происшествий на дороге может стать выход из строя автомобильного аккумулятора, поэтому каждому водителю просто необходимо знать характерные признаки его неисправности.
Еще хуже, когда мотор не поддается даже внешним источникам питания и не заводится. Важно различать симптомы: просто ли села батарея или ее пора менять. От этого зависят возможные финансовые затраты. А если машина заглохла посреди дороги, может потребоваться и посторонняя помощь специализированной службы. Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, узнайте, что делать в такой ситуации.
Аккумулятор просто сел: основные признаки
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию на трассе, следует должное внимание уделять проверке заряда аккумулятора. Это нужно делать каждые три месяца, используя ареометр.
Данное устройство имеет специальную шкалу, по которой с легкостью определяется плотность электролитов. Если такой прибор не доступен вам, ничего страшного – в автосервисе оказывают подобные услуги.
Сами проверяем заряд аккумулятора ареометром
Чтобы понять, что батарея садится, при эксплуатации автомобиля следует обратить внимание на следующие моменты:
Если аккумулятор находится в постоянной эксплуатации уже несколько лет, не удивляйтесь тому, что он стал быстрее терять заряд, даже если при покупке казался качественным и мощным.
Это происходит по нескольким причинам:
Аккумулятор пора менять: основные симптомы
Показателем полностью рабочего аккумулятора можно назвать его способность отдачи и приема тока в соответствии с характеристиками. К примеру:
Если аккумулятор не справляется с вышеперечисленными функциями, он неисправен.
Признаки того, что аккумулятор «умирает», должны знать все автолюбители:
Чтобы провести максимально тонкую и точную диагностику, необходимо применение спец приборов и инструментов, например нагрузочной вилки, мультитестера, токовых клещей и т.п.
Проводим диагностику аккумулятора
Но в случае, когда вы не располагаете данным списком инструментов, а в сервис по тем или иным причинам поехать не можете, есть довольно простой способ определить признаки умирающего аккумулятора автомобиля.
Не заводя автомобиль, необходимо включить фары дальнего света на полчаса, а затем попытаться завести двигатель. В случае неисправности и небольшой емкости автомобильного аккумулятора, машину просто не получится запустить, или вас ждет затруднительный старт.
При наличии вольтметра или, проще говоря, мультиметра, легко можно узнать о серьезной поломке или низком уровне заряда. Точность такого способа – 90%.
Потребуется снять с АКБ клеммы, а вольтметр настроить на измерение напряжения в диапазоне 20 вольт. Прибор подключается к батарее, к соответствующему токовыводу: плюс к красному щупу, а минус — к черному.
О чем говорят полученные показатели:
Заключение
А вы знали раньше, как правильно проверить АКБ?
Как узнать реальное состояние своего аккумулятора и не ждать сюрпризов?
Среди множества узлов и деталей автомобиля аккумулятору нет равных по умению подкинуть неприятный сюрприз! Только вчера он бодро крутил стартер, и ничто не предвещало беды, а сегодня вы уже бежите на автобусную остановку и опаздываете на работу. А ведь вроде бы совсем недавно проводили профилактическую подзарядку…
Аккумулятор как никто другой способен на неприятные сюрпризы. Уж слишком темный и непрозрачный во всех смыслах этот элемент… Принято считать, что для надежной работы батареи достаточно периодически проводить ее полную дозарядку внешним зарядным устройством в гараже или дома (и это действительно правильная тактика), но такого ухода порой бывает недостаточно. Факторов, способствующих неожиданной смерти батареи – полно. От разряда невыключенными габаритами, о котором вы уже позабыли, до банального неумения вашего зарядного устройства работать с современными кальциевыми технологиями, требующими повышенного напряжения.
В бытовых условиях АКБ можно протестировать на жизнеспособность разве что нагрузочной вилкой, которая продается в любом автомагазине. Но большинство вилок обеспечивают ток в 100 (реже – в 200) ампер – такая нагрузка позволяет лишь выявить явный производственный брак в покупаемой новой батарее. А вот в полной мере оценить степень износа поработавшей батареи и ее реальный остаточный ресурс нагрузочная вилка не в состоянии.
Впрочем, способ «заглянуть в черный ящик» есть. У любой батареи имеется такой параметр, как внутреннее сопротивление. Оно растет в процессе старения и износа аккумулятора и косвенно показывает реальную оставшуюся емкость и пусковой ток.
Измерение внутреннего сопротивления батареи – теоретически очень простой процесс, для которого нужен, по сути, вольтметр, амперметр, лампочка в качестве нагрузки и бумажка с карандашом для элементарных расчетов по закону Ома. Но на практике проделать это в домашних или гаражных условиях крайне сложно – бытовые мультиметры, имеющиеся у многих автовладельцев, не работают со столь малыми величинами, как миллиомы и микровольты. А измерять придется именно их.
Впрочем, существуют специальные приборы – цифровые аккумуляторные тестеры, которые с высокой точностью измеряют внутреннее сопротивление батареи, а их программный алгоритм с небольшой погрешностью высчитывает из сопротивления реальную оставшуюся емкость и пусковой ток. Многие автосервисы в рамках комплексной диагностики (которую часто предлагают в виде акции перед зимой) проводят обследование батареи таким тестером – прибор часто даже распечатывает результат в специальном диагностическом чеке или отправляет его в виде файла на почту или в мессенджер. В продаже есть гаджеты и для профессионального, и для любительского, гаражного применения. Новинка сезона – тестер-анализатор, встроенный непосредственно в зарядное устройство! Так сказать, и зарядил, и продиагностировал! Ознакомиться с подобным прибором мы решили на примере BERKUT BCA-10.
BERKUT BCA-10
BCA-10 – многофункциональное автоматическое зарядное устройство со встроенным микропроцессорным анализатором аккумуляторных батарей. Корпус прибора – влагозащищенный и противоударный, крокодилы – мощные, с отличным контактом даже к загрязненным или окисленным клеммам батареи. Зарядник может служить как в переносном варианте, так и в стационарном: на корпусе имеются ушки под шурупы для крепления на стену. Но едва ли это рационально – для тестирования ресурса аккумуляторов или оценки исправности генератора удобно не подгонять машину или тащить батарею к заряднику, а наоборот – взять прибор с собой под капот. Тем более, что в этом режиме подключать вилку в розетку 220 вольт не нужно.
Главным органом контроля и управления прибором служит крупный 3,8-дюймовый ЖК-дисплей с голубой подсветкой и защищенными от влаги и пыли мембранными клавишами.
Клавиша «MODE» выбирает режим работы:
Режим заряда мотоциклетных свинцово-сурьмяных батарей малым током /Режим заряда автомобильных свинцово-сурьмяных батарей большим током.
Клавиша «TEST BATT» определяет степень заряженности батареи в процентах и текстовой бегущей строкой – «Full/Middle/Low». Фактически выполняет роль удобного вольтметра, интерпретируя вольты в проценты заряженности и текстовую оценку.
Клавиша «ALTERNATOR» – по сути, такой же вольтметр, как и в режиме «TEST BATT», но критерии оценок там иные, поскольку измеряется напряжение с учетом того, что запущен двигатель. Розетка 220 вольт не нужна – BCA-10 просто подключается клеммами к аккумулятору, двигатель заводится, а на устройстве нажимается кнопка «ALTERNATOR». Дисплей покажет, в норме напряжение генератора или нет. Можно посмотреть напряжение и на холостом ходу, и на любых оборотах. А также, что важнее, на холостом ходу с включенными мощными потребителями – печка, фары, различные обогревы. Это ответит на вопрос: справляется ли ваш генератор на холостом ходу с зарядкой батареи или энергобаланс отрицательный. На современной исправной и свежей по возрасту машине должен справляться! На фото – надпись «GOOD» и 14,5 вольт при включенном ближнем свете, обогреве лобового и заднего стекол, вентиляторе печки.
Режим тестирования аккумулятора
Ну а теперь самое интересное – ради чего все и затевалось! А именно – клавиша «CCA TEST» – главный режим оценки состояния батареи! В этом режиме BERKUT BCA-10 определяет ток холодной прокрутки (максимальный пусковой стартерный ток), который способна выдать батарея в текущем состоянии, а также показывает ее внутреннее сопротивление в миллиомах и «здоровье» в процентах SOH (State Of Health).
Клавиша «CCA TEST» снабжена стрелочными кнопками «плюс/минус» – после выбора режима тестирования с помощью этих кнопок нужно внести в память устройства паспортный номинал тока холодной прокрутки, указанный на шильдике батареи. По такому принципу (предварительного ввода данных о батарее) работают все приборы – и профессиональные, и любительские, которые анализируют батарею на основе измерения внутреннего сопротивления и интерпретации результатов в прочие параметры.
Важный момент! Ток холодной прокрутки указывается на всех батареях без исключения, но порой в разных стандартах. Например, если производитель обозначил ток холодной прокрутки в 550 ампер по европейскому стандарту, то пишется EN 550. Чаще всего встречается европейский стандарт EN, несколько реже – американский SAE/CCA, немецкий DIN, международный IEC. В разных системах измерения одна и та же батарея покажет разные цифры. Поэтому надо помнить, что программное обеспечение измерительного модуля в BERKUT BCA-10 использует АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТ SAE/CCA! А для удобства производитель снабдил прибор таблицей пересчета из стандарта в стандарт.
Итак, берем для проверки новую батарею из магазина. Батарея качественная, дорогая, системы Ca/Ca емкостью 65 ампер-часов и максимальным пусковым током 650 ампер, обозначенным как EN 650. По таблице переводим европейские 650 в американский стандарт – получаем 710. Заносим эту цифру стрелочными кнопками в зарядное устройство и жмем на кнопку «тест».
Результат: реальный ток холодной прокрутки – 682 ампера. Это опять же по американскому стандарту. Переводим его в европейский – получаем 630 ампер. То есть, батарея способна отдать несколько меньше, чем обещано. Это нормально – во-первых, собственно, меньше всего на 3%. Во-вторых, часть из этих 3% – допустимая погрешность измерений (ведь BERKUT BCA-10 – это не сертифицированный прибор стоимостью сотни тысяч рублей, а бытовой измеритель!). В-третьих, многие батареи выходят на номинальные показатели через некоторое время после начала реальной работы, а наша батарея под капот автомобиля еще не ставилась.
Внутреннее сопротивление батареи – 5,0 миллиом. Это хороший показатель. Абсолютно точных эталонных цифр нет, но для большинства исправных и неизношенных аккумуляторов, применяющихся в легковых автомобилях, внутреннее сопротивление не должно превышать 4-6 мОм.
Ну и 96% SOH (цифры State Of Health) или «степени работоспособности аккумулятора» означают комплексный показатель его здоровья. Величина эта условная, не соответствующая напрямую никакому физическому параметру, но используется повсеместно и принята в качестве простой и понятной характеристики ресурса.
Подключаем прибор к другой батарее – старой, свинцово-сурьмяной емкостью 55 ампер-часов. На ней нам ничего пересчитывать не придется, ибо, согласно наклейке на корпусе, ток холодной прокрутки заявлен как раз в американском стандарте CCA – 450 ампер (что соответствует 420 по стандарту EN). Батарея, как говорят в Штатах, «повидала разного дерьма» и с трудом тянет стартер жигуленка, на котором стоит. Результат – предсказуем… Внутреннее сопротивление выросло до недопустимых 10.2 миллиом, а пусковой ток упал до 336 ампер – это около 310 ампер по стандарту EN. Летом этот аккумулятор еще кое-как справлялся, но перед зимой ему пора в утиль – подведет!
Зарядка батарей
Мы рассмотрели работу BERKUT BCA-10 в качестве аккумуляторного анализатора, но фактически не затронули основную функцию – собственно, зарядки! А ведь у прибора имеется ряд очень интересных характеристик, отличающих его от аналогов.
Во-первых, максимальный зарядный ток довольно высокий – он составляет 10 ампер поэтому устройство справится даже с самыми мощными АКБ емкостью до 200 A*ч. Процесс зарядки протекает в автоматическом режиме и включает 9 этапов/стадий, устройство самостоятельно подбирает силу тока, исходя из проведенной диагностики и текущей стадии зарядки.
Во-вторых, у BCA-10 очень низкий порог напряжения батареи, которую можно заряжать. Многие устройства просто блокируют заряд, если батарея сильно посажена. Да, будем откровенны – после глубокого разряда АКБ, скорее всего, уже не жилец и в любой момент подведет. Но даже на нем можно какое-то время осторожно поездить в теплый период и как минимум добраться до магазина, чтобы купить новый. И BERKUT BCA-10 позволит его зарядить: минимальный порог остаточного напряжения аккумулятора, при котором начинается зарядка – всего 2 вольта!
В-третьих, BCA-10 качественно наполняет современные кальциевые батареи, которые обычные универсальные устройства недозаряжают. Если на корпусе аккумулятора написано «Ca/Ca», то одноименный режим выбирается кнопкой «MODE». Батарея получит необходимое ей напряжение, а автоматическое отключение сработает именно с учетом кальциевой сущности ее начинки.
В процессе зарядки BERKUT BCA-10 показывает на дисплее ток в амперах, напряжение в вольтах, количество ампер-часов, «залитых» в батарею, и время в часах, оставшееся до конца процесса. Сам же процесс дублируется привычной по сотовым телефонам пиктограммой – мигающей линейкой заряда в верхнем правом углу:
Кстати, еще одно из полезных свойств BERKUT BCA-10 – память режима работы. Что это такое? Дело в том, что почти все современные зарядные устройства с кнопочной активацией после подключения к АКБ и сети требуют ручного нажатия кнопок для выбора режима и начала зарядки. BCA-10 – тоже. Но после исчезновения электропитания в розетке (что, к примеру, в гаражах не редкость) большинство устройств требуют повторного запуска процесса заряда вручную. И если вы оставили батарею на ночь заряжаться, вам жизненно важно зарядить ее к утру, а в процессе отключалось электричество, то вас ждет неприятный сюрприз… BERKUT BCA-10 в этом смысле умнее – после появления в розетке напряжения 220 вольт он самостоятельно запустит процесс заряда заново!
Неисправности аккумулятора при эксплуатации автомобиля
Средний срок службы АКБ составляет примерно 3–4 года (при редком использовании машины до 6 лет), или 75–100 тыс. км пробега. Однако батарея может прослужить меньше, если не соблюдаются правила её хранения или эксплуатации. В таких случаях увеличивается саморазряд аккумулятора, уменьшается ЭДС и падает напряжение на клеммах в момент пуска двигателя. Что же является причинами неисправности АКБ? Об этом – ниже.
Повреждения корпуса
Эту проблему можно обнаружить при визуальном осмотре изделия: протекающий электролит будет заметен сразу. Есть и иной способ, подразумевающий использование тестера. Его нужно переключить на измерение напряжения, один щуп подсоединить к любой клемме батареи, а вторым поводить по корпусу. Отклонение стрелки будет служить признаком неисправности аккумулятора автомобиля. Причины появления трещин:
Если на батарее сверху есть мастика (сегодня такие АКБ устарели и встречаются довольно редко) и электролит сочится из-под неё, трещины можно ликвидировать оплавлением. То же относится к современным аккумуляторам, если повреждения около клемм (только паять придётся пластик). А вот трещины на АКБ сбоку таким методом не устранить: её придётся отдать в ремонт, где поменяют корпус. Самостоятельная реставрация возможна лишь при наличии небольших повреждений и разборной конструкции батареи. В этом случае пригодится эпоксидная смола. Ход действий:
Окисление клемм
Почему окисляются клеммы аккумулятора, каковы причины данного явления? Чаще всего это вызывается неплотным прилеганием контактов к полюсам АКБ. Обнаружить такое можно по белому налёту на полюсных выводах, который может появиться при попадании на контакты электролита. В итоге постепенно увеличивается электрическое сопротивление в цепи «аккумулятор – стартер». Последний начинает с трудом проворачивать коленчатый вал из-за недостаточной величины тока. Чтобы решить проблему:
Глубокий разряд
Это наиболее распространённая причина плохой работы батареи. Недостаточная зарядка АКБ ведёт к тому, что она не выдаёт нужный ток, что приводит к недостаточно активному проворачиванию коленвала при пуске двигателя. Основные причины плохого заряда (или его полного отсутствия):
Проверить работоспособность генератора можно при помощи вольтметра. Для этого нужно запустить двигатель и померить напряжение на клеммах АКБ. Оно должно быть в пределах 14,0–14,5 Вольт и не падать ниже указанного минимального значения при включении потребителей: дальнего света, отопителя, обогревателя заднего стекла. В случае, когда напряжение менее 14 Вольт, это значит, что не заряжается аккумулятор автомобиля: придётся заняться ремонтом генератора.
Если реле-регулятор и генератор исправны, то от последнего нужно провести отдельный провод к плюсовой клемме аккумулятора. При полном восстановлении зарядки проверьте целостность штатного кабеля. Найти нужный предохранитель можно, воспользовавшись информацией из инструкции к эксплуатации автомобиля или данными из интернета.
Уровень электролита считается нормальным, если жидкость выше щитка на 10–15 мм. Чтобы произвести проверку, понадобится специальная стеклянная трубка с метками внизу. Её нужно опустить в одну из банок до упора в щиток. Зажмите верхнее отверстие трубки и вытащите её. Электролит, находящийся в ней, покажет высоту уровня. Если он недостаточен, долейте дистиллированную воду. Зимой проверять уровень электролита рекомендуется каждые две недели, в жаркую погоду – через одну.
Загрязнение электролита
Эта неприятность может появиться при неправильном уходе за изделием, когда при неаккуратной доливке электролита внутрь банок попадает грязь. Вторая причина – некачественный ремонт батареи, в результате которого перемычки спаиваются неправильно. Как понять, что аккумулятор неисправен? Это можно увидеть по следующим признакам:
Чтобы решить проблему, слейте загрязнённый состав и заполните аккумулятор дистиллированной водой. Затем поставьте АКБ на зарядку, установив небольшой ток. Через час удалите воду, залейте электролит нужной плотности и зарядите батарею стандартным током.
Сульфатация пластин
Подобная неисправность аккумуляторных батарей обычно служит им «приговором». Химическая реакция возникает в нескольких случаях, в основном связанных с неправильной эксплуатацией батареи:
Определить начало процесса сульфатации можно, взглянув на электролит в банках. Вы увидите на поверхности кристаллы сернокислого свинца – основной признак умирающего аккумулятора автомобиля. Эти химические образования не могут раствориться в жидкости, из-за чего она не поступает внутрь пластин. В итоге их рабочая поверхность становится маленькой, что приводит к потере ёмкости батареи.
Ещё один признак начала сульфатации – быстрая зарядка: час-другой и можно ехать! Однако в реальности точно так же быстро происходит саморазряд аккумулятора автомобиля. Если сульфатация обнаружена на ранней стадии, есть возможность исправить ситуацию, осуществив 4–5 циклов зарядки и разрядки. Для этого сначала приведите аккумулятор в положение полной «боевой готовности». Затем подсоедините к его клеммам какую-нибудь мощную нагрузку: например, лампу дальнего света от автомобиля. Ток разрядки – 4–5 ампер (его можно измерить тестером, включив в разрыв цепи «лампа – аккумулятор»). Процедуру повторите несколько раз. Если вы заряжаете аккумулятор, а он не заряжается, можно попробовать применить специальный химикат – десульфатор, заливаемый внутрь банок (электролит нужно слить). Если и эта операция не помогла, придётся приобретать новую батарею.
Стоит отметить: сульфатация пластин может привести к их разрушению. В этом случае причины выхода из строя аккумулятора автомобиля следующие:
Чтобы неисправности аккумулятора автомобиля в виде сульфатации не коснулись вашей батареи, достаточно элементарно соблюдать нехитрые правила:
Короткое замыкание пластин
Эта проблема возникает при разрушении сепараторов, а также в случае появления осадка на дне банок. В результате разнополюсные пластины входят в электрический контакт, вызывая саморазряд автомобильного аккумулятора. Есть и иные причины появления короткого замыкания:
В подобных случаях автомобильный аккумулятор не заряжается вообще или недостаточно полно. Короткое замыкание невозможно исправить в условиях гаража, поэтому АКБ с такой неисправностью целесообразнее сдать в ремонт. Если конструкция батареи позволяет, то её восстановление вполне возможно. Как показывает практика, обычно не заряжается одна банка аккумулятора автомобиля, которую можно заменить. В ином случае АКБ придётся утилизировать и покупать новую.