Как понять что бизнес успешен
Как понять, будет работать бизнес-идея или нет? Отвечаем на важные вопросы перед открытием своего дела
Самый главный вопрос для начинающих предпринимателей — как не прогадать с идеей для бизнеса и не закрыться, едва стартанув. Понятно, что сфера предпринимательства — дело рисковое и 100-процентной гарантии от неудач нет. Но постараться минимизировать риски все-таки можно попробовать, например, с помощью бизнес-плана. Как это сделать? Разбираемся вместе с «Беларусбанком» и компанией «Инновационный Консалтинг».
Что дает бизнес-план?
Кому нужен бизнес-план и когда?
— Да, бизнес-план в его классическом понимании нужен далеко не всем и не всегда, — объясняет директор компании «Инновационный Консалтинг» Александр Шуст. — Кому точно нужен бизнес-план? Как правило, тем, кто привлекает деньги в бизнес — кредит банка, инвестиции или бюджетные средства (от субсидий центра занятости до средств инновационного фонда и так далее). Бизнес-план также делают «для себя»: предприятия, чтобы спланировать дальнейшую работу на 1—5 лет, а начинающие предприниматели для того, чтобы понять, будет ли прибыльным бизнес в той или иной сфере.
Начинающим предпринимателям Александр советует попробовать самостоятельно разложить бизнес-идею по полочкам, ответив на три главных вопроса.
Первый вопрос. Сколько нужно денег и для чего они?
— Бывает, что люди приходят и хотят делать какой-то бизнес, а вот сколько им нужно денег, во что и за какое время они планируют их вложить, они слабо представляют, — говорит эксперт. — Вот пример, звонил знакомый, он хочет на подсобном хозяйстве строить теплицы и выращивать зелень. При этом он не представляет, на базе какой технологии он это будет делать, сколько теплиц планирует возвести, какая техника ему будет нужна, в течение какого времени будет реализован проект и т. д. Это самая большая проблема. От оценки объема и видов инвестиционных затрат зависит почти все. Здесь люди иногда ошибаются не процентами, а порядками. Это как с ремонтом, когда ты рассчитываешь на одну сумму, а в результате твой ремонт обходится как половина квартиры.
Второй вопрос. На чем и сколько мы будем зарабатывать?
Ответы на эти вопросы называются «Программа производства и реализации в натуральном и денежном выражении». Важно четко понимать, что, в каком объеме и по какой цене вы будете производить или покупать и продавать.
— Вот, к примеру, человек хочет открыть шиномонтаж. Казалось бы, ничего сложного нет, — говорит эксперт. — Но ты съезди на шиномонтаж, посмотри прейскурант. Там в среднем 20 позиций. И ты уже на начальном этапе должен понимать, что у тебя, например, будет 15 позиций услуг, из них 3 или 4 валообразующих, которые будут приносить порядка 70—80% выручки. Ты прикидываешь, что у тебя будет 100 клиентов в месяц со средним чеком в 40 рублей. При этом ты должен прекрасно понимать, как изменится ситуация, если клиентов будет не 100, а 70, а средний чек — не 40, а 30 рублей. А еще у этого бизнеса есть ярко выраженная сезонность. Ты должен понимать, что будешь делать вне сезона, как будешь комплектовать персонал и так далее. Большинство начинающих бизнесменов не могут (или иногда не заморачиваются по этому поводу, считая этот вопрос неважным) сделать достаточную детализацию, не могут построить его логику. Это проблема номер два.
Третий вопрос. Как мы будем работать и какие затраты при этом у нас будут?
— Тут очень четко нужно понимать модель, или, другими словами, логику своего бизнеса, т. е. что откуда берется и как. Очень многие начинающие свое дело не хотят погружаться в этот вопрос, — говорит он. — Чтобы это сделать, новичку нужно очень много в чем покопаться или приобрести опыт. Это могут быть советы бывалых бизнесменов. Сейчас, к слову, бизнес становится более открытым, многие люди охотно делятся своими знаниями и наработками. Или еще вариант — не слушать советы, а получить свой реальный опыт — устроиться на работу в ту сферу, в которой вы хотите открыть бизнес.
Что касается малого и среднего бизнеса, так бывает очень часто. Человек, отработавший пять лет барменом, думает, почему бы не найти деньги и не открыть бар, а работник СТО, поднаторевший в ремонтах, — о том, почему бы не открыть шиномонтаж. Когда истории начинаются так, то, на мой взгляд, шанс неудачи несколько ниже, чем в случае, когда бизнес начинают абсолютно с нуля.
— По сути, на этих основных трех блоках — а) инвестиции, б) выручка, в) текущие затраты, которые ты будешь нести, — просчитывается вся остальная «кухня», — говорит бизнесмен. — Цифры, как правило, берутся из разных источников, кто-то берет их из головы, кто-то берет их на основании анализа рынка или анализа конкурентов. Но тут нужно понимать: чтобы получить ответы на вопросы, которые мы озвучили, нужно проделать очень много работы. И если ты выполнил эту работу правильно и основательно, то очень многие вопросы впоследствии снимаются сами собой.
Почему все может пойти не по бизнес-плану?
— Один из самых основных моментов, которые могут сделать прибыльный на бумаге бизнес убыточным в реальности, — это неправильно или неадекватно оцененная рыночная ситуация, — считает Александр. — Почему так может произойти? Кто-то это либо вообще не делает, либо делает поверхностно и уделяет слишком мало внимания, либо делает это неправильно. Выход один — критически посмотреть на свою бизнес-идею и внести необходимые корректировки.
Наш партнер «Беларусбанк» разработал кредиты, предусматривающие привлекательные условия для небольших предприятий со ставкой 5% годовых. Предприниматель может выбрать подходящий вариант в зависимости от целей и размера бизнеса. Смотрите таблицу на сайте нашего партнера.
Спецпроект подготовлен при поддержке ОАО «АСБ Беларусбанк», УНП 100325912.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
13 признаков, что ты мог бы стать хорошим предпринимателем
1. Ты стремишься к новым достижениям
Один из признаков того, что из тебя выйдет хороший предприниматель, — это жажда новых достижений. Если ты не удовлетворён тем, что имеешь, и тебя не устраивает планка «достаточно», то тебе некогда застревать в своей зоне комфорта и довольствоваться малым. Результат — это то, к чему стремится каждый владелец бизнеса, а стремление к нему означает постоянное движение к цели.
2. Ты уверен в себе
Уверенность в своих силах — не менее важный показатель. Чтобы организовать своё предприятие, необходимо финансирование, команда и идеи, которые ты можешь предложить клиентам. В каждом из этих занятий уверенность имеет большое значение: необходимо верить в свои способности и знать, что ты можешь добиться успеха.
3. Тобой движет страсть
Без внутренней энергии, которая движет человеком, вряд ли получится дать миру что-то новое. Вспомни Илона Маска, который буквально одержим колонизацией и технологиями, способными помочь человечеству. Если ты искренне любишь то, что делаешь, преодолеть препятствия будет легко. Без страсти сложно удержаться на плаву, особенно в нашем изменчивом и нестабильном мире.
Успешный предприниматель — это не об успехе, который придёт сразу же после нескольких действий. Это о том, как сохранить свою цель во что бы то ни стало и чётко ей следовать. Если в твоей голове есть устойчивая идея, то придумать, как решить проблемы, будет гораздо проще. Об этом говорила бизнесвумен Барбара Коркоран, которой пришлось столкнуться со многими неудачами, прежде чем основать успешное агентство недвижимости.
4. Ты не принимаешь ответ «нет»
Отступление, даже самое небольшое, нетипично для предпринимателей. Успех требует настойчивости, способности быть убедительным и мыслить нестандартно. Если всё идёт не по плану, при отсутствии мотивации твои собственные идеи могут стать препятствиями. Чтобы найти новые варианты, нужно обладать силой и упорством, и только тогда проблемы превратятся в преимущества.
5. Ты умеешь строить партнёрские отношения из ниоткуда
Организации BigCommerce и Square провели исследование покупательских привычек и предпочтений. Выяснилось, что 20 % покупателей приобрели бы товар, который друг разместил на своей доске в Pinterest, а 18 % покупателей — товар, который их друг отметил лайком на Facebook. Поэтому построение партнёрских связей помогает продвижению бизнеса.
В этом пункте важно отметить влияние социальных сетей. К примеру, Facebook, созданный Марком Цукербергом, завладел миром только потому, что люди делились новостью о социальной сети со своими друзьями и знакомыми.
6. Ты склонен к соперничеству
В стремлении к соперничеству между спортом и бизнесом есть что-то схожее: если ты не хочешь стать лучше других и выделиться на их фоне, то зачем тебе это вообще? Точнее, у тебя могут быть причины, но без конкуренции теряется всякий смысл первенства. Совсем необязательно обгонять самого Стива Джобса, но стать не просто лучше, а лучшим — в этом кроется вся суть создания собственного дела.
7. Ты хочешь контролировать свою команду
Хотя стремление постоянно кого-то контролировать — далеко не самая положительная черта человека, для предпринимателя она становится основной для достижения успеха. Если тебе нравится нести ответственность и вести за собой команду, охваченную одной идеей, то из тебя может получиться хороший бизнесмен.
В этом случае мощным качеством становится лидерство, будь то руководство командой во время работы или организация вечеринки.
8. Ты везде видишь возможности
Оптимист видит возможности даже в самых безвыходных ситуациях. Тебе нравится оптимизировать и обновлять системы, присутствующие в твоей жизни? Что ж, это шаг на пути к становлению предпринимателем. Цепкий взгляд позволяет увидеть то, чего не замечают другие. К примеру, улучшить приложение, чтобы оно стало более удобным в использовании, или добавить новый ингредиент в рецепт для придания совершенно иного вкуса.
Сосредоточенность на тех аспектах жизни, над которыми не задумываются другие люди, — верный признак того, что ты можешь стать хорошим предпринимателем.
9. Ты мыслишь логически
Без рационального и логического подхода в предпринимательстве тебе нечего делать. Конечно, все расчёты за тебя может вести другой человек, но обычно он появляется уже после продвижения и стабильного процветания. Более того, важна логика прогнозирования: если A и B в сумме дают C, то необходимо найти первые две переменные, чтобы в итоге получить желаемое. В этом подходе бизнес напоминает чем-то математику, которая уж точно не обходится без логики.
Чтобы предсказать свои шансы на успех, нужно изучить рыночный спрос, технические возможности проекта и необходимые для этого ресурсы. Предприниматели используют опросы, обращаются к фокус-группам и экспертам, проводят анализы и делают пробные шаги — это те инструменты, которые необходимы при открытии своего дела.
10. У тебя нет проблем в общении
В бизнесе важно не только строить отношения, но и уметь их сохранять. Искренность и харизма — одни из немногих черт, которые делают тебя ближе к людям. Завлечь специалистов своей инновацией, собрать их в команду и объяснить задачу доступным языком — вот что должен уметь предприниматель, в отличие от обычного человека.
11. Ты командный игрок
Даже если тебе нравится делать что-то самостоятельно, всё равно возможность делегировать работу должна быть у каждого руководителя. Так ты сможешь сосредоточиться на том, в чём ты больше всего разбираешься. Предприниматель — это лидер в своей команде, и он видит то, на что способна его группа.
Мало кто умеет разобраться во всех рабочих вопросах, поэтому чем больше людей с разными навыками в команде и чем теснее их связь, тем качественнее получается продукт.
12. В тебе живёт безумный гений
Креативность и творчество присущи не только художникам, писателям и поэтам — это также одна из характерных черт предпринимателя. В 2015 году Г. Джон Гельдхоф и Ричард М. Лернер исследовали природу предпринимательского склада ума. Оказалось, что 47 % людей мыслят творчески, а среди бизнесменов это число достигает 75 %.
Американский предприниматель и педагог Стэнфорда Тина Силиг в своей книге «Креатив по правилам» также отмечает важность креативности. По её мнению, любой бизнес состоит из трёх частей (воображение, творчество и инновации), каждая из которых связана со следующей. Так, без творчества и креатива невозможны инновации. Так же как и они, в свою очередь, не существуют без воображения.
Поэтому, если вдруг кто-то отговаривает тебя от разработки новой идеи, вспомни историю Альберта Эйнштейна: его считали сумасшедшим ровно до того момента, пока он не смог доказать теорию относительности.
13. Ты веришь, что время дороже денег
Каждый предприниматель помнит, что минута, потраченная на неудачу, может стать минутой, потраченной на успех. Когда ты понимаешь, что провальная сделка заняла всего 30 минут твоего времени, может показаться, что это незначительно. Однако когда ты задумываешься о том, что она могла бы не только обратить потраченное время в пользу, но и принести деньги, всё начинает выглядеть иначе.
Избежать провалов в бизнесе практически невозможно, так же как и полностью посвятить своё время успешным идеям. Но когда ты помнишь, что время — это твои деньги, ты не совершишь одну и ту же ошибку дважды.
Как оценить успешность бизнес-идеи?
У меня есть небольшой бизнес, который стабильно приносит небольшой доход. Я запустил его на энтузиазме и без расчетов. Сейчас начинаю новый проект. Хочу сразу получить больше данных и не принимать эмоциональных решений.
И вот вопрос: возможно ли подсчитать, успешна ли идея, если я знаю население города, конкурентов и их цены? Какие допустимы объемы операционных расходов?
Искал в интернете очень много и долго, но информация размытая.
Два года назад мы с партнером тоже запустили собственный бизнес. Так же, как и вы, на энтузиазме и без тщательных расчетов. Бизнес в итоге взлетел, но нам просто повезло.
Если у вас сильная идея, она сработает и без расчетов. Но без расчетов заранее не поймешь, будет ли проект прибыльным. А если у вас маленький бюджет, все продумать особенно важно: одно-два упущения — и внезапные издержки на начальном этапе приведут к провалу.
Про издержки: если расходы бизнеса постоянно превышают доходы, надо что-то менять или закрываться. Если не превышают, решайте сами, сколько вы готовы тратить на бизнес и какая прибыль вас устраивает. Если вы получаете в месяц 30 тысяч чистой прибыли и вас это не устраивает, тоже придется что-то менять или открывать другой бизнес.
Вы ничего не пишете о том, где и чем собираетесь заниматься. Поэтому я расскажу о трех самых распространенных способах оценить идею для бизнеса.
Составьте бизнес-план
Бизнес-план — это план, по которому вы будете запускать и развивать проект. Сначала опишите в плане ситуацию на рынке: какие есть конкуренты и спрос на продукт. Запланируйте достичь определенных целей: например, в месяц получать 100 тысяч чистой прибыли и продавать 10 тысяч единиц продукции. Еще напишите, как вы будете достигать этих целей: например, запускать рекламу в социальных сетях. В конце посчитайте, сколько времени и денег вы планируете потратить.
Хороший бизнес-план убедит потенциального инвестора, что бизнес принесет прибыль. Еще он поможет понять, с какими сложностями предстоит столкнуться. Возможно, вы кардинально перестроите проект или вовсе откажетесь от него.
Допустим, Иван решил продавать бахилы для больниц. Он узнал, какие бахилы производят конкуренты, прикинул цену и понял, что сделает лучше и дешевле. Он выпустил партию и уже размечтался, куда потратит первую прибыль. Но тут оказалось, что больницы делают закупки только через тендер. Чтобы в нем участвовать, нужно подтвердить, что бахилы соответствуют госту. Делать это дорого и невыгодно.
Бизнес-план поможет правильно рассчитать время на запуск и свои силы. Поначалу кажется, что многое можно сделать самому. Так было у меня в одном из прошлых проектов.
Мы собирались открывать фотостудию, но помещение нужно было отремонтировать. Я решил, что мы управимся за месяц и отремонтируем студию своими силами. Через несколько дней мы поняли: стены слишком тонкие, и их нужно обшивать гипсокартоном. Это сложно, но мы решили попробовать. Через две недели мы сдались и наняли рабочих.
Учтите в бизнес-плане в первую очередь следующие вопросы:
Чем точнее данные, тем объективнее оценка. Поэтому перепроверяйте их самостоятельно в реальных условиях.
Допустим, вы хотите открыть кофейню в торговом центре. Вам нужно выбрать место, где ходит больше людей. Вы можете посмотреть проходимость точек на сайте ТЦ, а можете приехать туда, сесть на лавочку и посчитать самостоятельно. Такие данные будут более точными, ведь вы получили их в реальных условиях.
При этом учитывайте сезон, время суток и другие факторы, которые могут повлиять на расчеты. Например, перед Новым годом народу в торговых центрах обычно больше, чем в другое время года.
Найдите похожий бизнес
Когда нет опыта работы в нужной сфере, легко что-то упустить. О нюансах вашей отрасли вы можете узнать у владельцев похожего бизнеса. Попросите их дать платную консультацию или пригласите в ресторан за ваш счет. Если это не ваш прямой конкурент, вам вряд ли откажут.
Это очень простой и полезный подход, но он не гарантирует, что ваш бизнес выстрелит.
Например, Дмитрий из нашей статьи про антикафе встречался с несколькими предпринимателями в Москве. Затем он открыл свой бизнес в маленьком городке. Антикафе продержалось всего 3,5 года. Возможно, если бы Дмитрий открылся в большом городе — например, в Воронеже, — собранные рекомендации пришлись бы кстати.
Если вам сложно искать владельцев бизнеса или разговаривать с ними, то просто поищите истории о похожих проектах. В Т—Ж каждую неделю пишут про успешный и провальный бизнес.
Выпустите пробную партию
Для бизнес-плана нужны точные исходные данные. Чтобы получить их, попробуйте создать минимально жизнеспособный продукт. По сути, это ваш продукт в упрощенном виде. Произведите маленькую партию товара и попробуйте его продать — пусть даже по себестоимости.
Есть еще более интересный вариант: начните продавать несуществующий товар. Создайте страницу в конструкторе сайтов, расскажите на ней о продукте и предложите оформить предзаказ. Запустите рекламу и посмотрите, заинтересуются ли потенциальные потребители.
Получили хороший отклик — выпускайте пробную партию и прорабатывайте идею. Если нет, вы либо не попали в целевую аудиторию, либо товар никому не нужен. Попробуйте что-то изменить.
Вот вы решили продавать элитный чай. Создали сайт, рассказали о товаре, предложили сделать предзаказ. Но никто товаром не заинтересовался. Попробуйте изменить ассортимент: продавайте не дорогой, а дешевый чай или вовсе перейдите на кофе. Или попробуйте запустить рекламу на других площадках: возможно, потенциальные потребители просто не узнали о вашем продукте.
Пробный запуск даст вам конкретные цифры: оборот по первым продажам, затраты на первую партию, спрос и так далее. Об этом вы расскажете в бизнес-плане. Потенциальные инвесторы увидят, что у вас есть практические знания, и скорее захотят вложить деньги в ваш проект.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Вряд ли получилось бы в коротком формате дать подробный ответ, но здесь просто недостаточно информации.
Про бизнес-план только общие фразы. В ТЖ много статей про неудачный бизнес, там тоже герои составляли только приблизительный бизнес-план. А есть, например, требования законодательства к условиям ведения конкретной деятельности: нужны всякие разрешения, особенные помещения, спецобразование для исполнителей и прочее. Чтобы открыть фитнес-клуб, например, нужно очень сильно вложиться в вентиляцию, а потолки-пол-стены требуют гораздо меньших затрат.
Раздел про пробную партию более правильный, но не все бизнесы можно открывать «пробно» и ещё себестоимость изменяется в зависимости от масштабов деятельности. Я когда-то учила про постоянные расходы, которые будут всегда, и про расходы, пропорциональные количеству выпущенной продукции.
Про бизнес-планы можно энциклопедии писать.
Как в три шага понять, насколько успешен ваш бизнес
Перестаньте считать «прибыль по ощущениям» и начните управлять показателями. Пока не поздно!
Типичный разговор финансиста с предпринимателем-владельцем малого бизнеса:
— Сколько заработала ваша компания в прошлом месяце?
— А как вы посчитали?
— Мы не считали. Это по ощущениям.
Далее выясняется, что 700-800 тыс. рублей это и не прибыль, а оборот (выручка), или авансы клиентов, а не заработанные доходы), или выведенные дивиденды или, еще интереснее, суммы подписанных с клиентами договоров. А если посчитать? То семьсот-восемьсот превращаются, например, в минус двести. По личной статистике автора, в восьми случаях из десяти это так. И живет себе предприниматель, и радуется «прибыли по ощущениям». И также, по ощущениям, выводит ее из бизнеса себе в карман, вкладывает в товар, в новые направления.
Понимает он, что надо бы посчитать прибыль, да и другие финансовые показатели, обычно в следующих случаях – когда уже поздно:
— Возник кассовый разрыв. В бизнесе вдруг не хватает денег на оплату текущих расходов – зарплату, аренду, закупку товаров.
— Бизнес растет (больше сотрудников, больше сделок, больше активности), а а дивидендов, которые можно из него вывести, все меньше.
— Сотрудники зарабатывают больше, чем владелец. Часто причиной такой ситуации становится система мотивации, завязанная не на маржу, прибыль компании, а просто на поступившие деньги.
— Появляются альтернативные варианты/проекты, для которых нужны ресурсы.
— Владелец устал от бизнеса, хочет его продать или привлечь инвестора.
Что происходит в тех компаниях, где финансовые показатели посчитаны до наступления этих событий, и предприниматель осознанно управляет ими? Скорость и точность управленческих решений в них выше, как следствие, прибыль и личные доходы владельца – больше. У собственника больше времени для решения стратегических вопросов, его бизнес работает эффективнее и более системно. Кризисы и разрывы предсказуемы, компания понятна и прозрачна для инвесторов.
Почему же тогда предприниматели в малом бизнесе в большинстве своем продолжают считать «прибыль по ощущениям» вместо того, чтобы управлять показателями? Самый распространенный ответ: это не моя компетенция, много других более важных дел: маркетинг, продажи, сотрудники, клиенты, операционка… А в это время конкуренты, которые поняли, что знание своих финансовых показателей и управление ими напрямую влияет на деньги, прибыль, дивиденды, уверенно выходят вперед.
Управление финансами – это такая же по важности область в бизнесе, как и управление персоналом, управление продажами. Как только предприниматель это осознает, он находит время и ресурсы для того, чтобы разобраться в теме, чтобы внедрить управление финансовыми показателями в свой бизнес и в свою жизнь.
Итак, вы осознали, что управление финансами влияет на прибыль, которую зарабатывает бизнес и деньги (дивиденды), которые выводите на себя. Но это совсем не значит, что завтра вы начнете ставить задачи финансистам (или искать их), чтобы «все посчитать». Вас скорее всего затянут операционные задачи, и проект по внедрению учета, отчетности и планирования так и не будет начат в компании.
Чтобы в этой точке не потерять фокус, нужно сделать следующий шаг, который добавит осознанности.
Какой? По моему опыту, хорошо работают следующие быстрые действия, после которых финансовое планирование, учет и контроль становятся неотъемлемой частью бизнеса:
1. Составить личный финансовый план на 5-10 лет вперед, а лучше – на 20. Да-да, план не бизнеса, а именно владельца, руководителя.
Заполнить таблицу, в которой видно, сколько вы ежегодно планируете:
— получить личных доходов (от бизнеса, от работы по найму в своей или сторонних компаниях, за счет авторских гонораров, процентов по депозитам и прочих финансовых инструментов);
— понести личных расходов на жизнь, отдых, обучение, развлечения, покупки, выплаты по кредитам, благотворительность и прочие цели;
— направить на приобретение активов, формирование капитала семьи – то есть те инструменты, которые позволят получать пассивный доход (деньги на депозитах, валюта, акции, доходная недвижимость и др.).
Чему будет ваш равен капитал на конец каждого года? Вы планируете тратить все, что зарабатываете? Или намерены жить в кредит, на заемные средства? Ответьте на эти вопросы, определив конкретные цифры. Срок на эту задачу: один-два дня. Результат: сумма, показывающая, сколько денег нужно выводить из бизнеса для покрытия личных расходов и приобретения/создания активов – капитала семьи.
2. Составить финансовый план (финансовую модель) бизнеса. Синхронизировать его с личным финансовым планом.
Зная денежную сумму, которая нужна вам от бизнеса, теперь планируем, как бизнес эти деньги будет генерировать, как бизнес будет развиваться, чтобы обеспечить ваш личный финансовый план. Для этого надо решить:
— за счет чего будет формироваться прибыль (какую бизнес-модель вы будете использовать, какие направления деятельности развивать, какими будет доходы и расходы по каждому направлению, как будут двигаться деньги, требуется ли внешнее финансирование);
— какой будет ваша стратегия (это бизнес для получения максимальных доходов «здесь и сейчас» или это компания для продажи и «выхода в кэш» через несколько лет);
— какая будет ваша политика по выводу дивидендов (максимально забирать или реинвестировать в бизнес).
Срок на эту задачу: одна неделя. Результат: оцифрованная бизнес-модель вашей компании. Три отчета: план по прибыли, план по деньгам, план по финансовому состоянию. Отчеты могут показать то, чего не видно на горизонте планирования желаемых прибылей, подсказать изменения, которые следует внести в стратегию. Вы увидите в цифрах, как формируется результат и какие показатели важно «подкрутить», чтобы достичь желаемого. Вы посмотрите на бизнес сверху, а не изнутри.
Как только вы начнете работать по такому финансовому плану, автоматически возникнет задача посчитать финансовый факт и далее сделать финансовый анализ: оценить причины отклонения факта от плана и предпринять действия в зависимости от этих причин. Отсюда и начинается управление показателями.
3. Провести инвентаризацию и аудит финансового состояния компании. Найти ответ на вопрос, сколько сейчас стоит ваш бизнес (ваша доля в нем).
Это один из самых частых вопросов, которые задают предприниматели. Может быть, есть смысл продать бизнес, «выйти в кэш», стать инвестором и переехать жить на Бали или создать другие проекты? А, может быть, ваш бизнес и вовсе не актив, а пассив (финансово неустойчив, обязательств больше, чем активов), и без срочного вмешательства ему грозит банкротство?
Чтобы найти ответ на вопрос о стоимости бизнеса, нужно подсчитать фактические показатели и построить план на перспективу. Можно нанять профессионального оценщика или сделать самим. В любом случае нужно погружаться в цифры, считать показатели и думать о них.
Срок на эту задачу: от двух недель.
Результат: финансовый факт, финансовый план, принятие решения о том, что дальше делать с бизнесом, понимание финансовых рисков и финансовых возможностей.
Так вы получите классические документы, которые используются для оценки состояния и перспектив компании – Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и финансовый план.
После того, как вы однажды увидите их, они станут для вас инструментам управления. В конечном итоге, все на что влияет предприниматель, это цифры (показатели) и отношения (люди), которые в свою очередь тоже влияют на цифры.