Как понять что говорит штурман в ралли
Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?
Автор: Сергей Сударев
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».
Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.
Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.
Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».
Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.
Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)
Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)
Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.
Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!
И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.
В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)
Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))
3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.
Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.
Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.
Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!
Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.
Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.
Как понять что говорит штурман в ралли
«турбанутый отморозок!» ©украинский гаишник 🙂
Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 2110
Регистрация: 3.8.2009
Из: Moscow
Вне форума
Авто: LancerX 2.0 Turbo
Репутация: 53
Вступая в мир с названием ”ралли” помните, что пренебрежение отбором и подготовкой штурманов рано или поздно скажется на ваших результатах, не позволит достичь желаемого успеха и, главное, ставит вас в положение заложников у самих себя…
Несколько общих принципов
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной учаток (СУ).
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например,
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
Отрезок читается штурманом, как единое целое. Чтение начинается после окончания предыдущего отрезка. Повторять сообщение необходимо до команды пилота «есть» или «понял», после чего, если квалификация штурмана позволяет и если это не мешает пилоту, можно повторять части отрезка перед их прохождением.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например,
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400.
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например, 200 Т прямо!! ПР3 200 или 300 ПР4! 100.
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
300 Т полет ПР3 заход слева-направо 100
100 подброс ПР4!! подброс на выходе 300
300 знак 100 Т ЛВ0 на ПР4 минус 200
200 А подброс ПР2-2 на Т на ПР3-3-3 на Т полет на ЛВ5! 100
300 Т ПР3-Т-4 на ЛВ6 с подбросом внтри, узко 200
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Некоторые понятия в ралли.
Дорожная книга также включает в себя:
-маршрутный лист ралли с разделением на дорожные сектора, секции и круги,
-общую схему (карту) трассы ралли
-схемы и планы скоростных участков(СУ) на топографических или иных ясно читаемых картах местности
-планы мест старта и финиша ралли
-планы сервисных и закрытых парков.
Стенограмма— это подробное описание каждого скоростного участка (все повороты, горки, трамплины, ямы, большие лужи и прочие сложности, влияющие на скорость движения по СУ), выполненное с помощью условных обозначений. Перед началом гонки, в специально отведенное для этого время, экипажи проезжают по всем спецучасткам и записывают стенограмму. На СУ штурман читает стенограмму, что помогает пилоту заранее готовиться к прохождению очередного участка дороги.
Все повороты записываются с указанием крутизны (градации). Традиционно это цифры от 1 до 6, хотя стенограммы бывают разные и разрабатываются самостоятельно каждым экипажем. Прямолинейные участки дороги принято записывать в виде цифр, обозначающих расстояние между поворотами или другими препятствиями. В стенограмме могут использоваться и другие символы или даже слова, удобные для описания спецучастка экипажем.
Омологация— это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и каждый предмет экипировки (комбинезон и т.д.)должен соответствовать определенным параметрам.
Закрытый парк(ЗП)- это зона, в которой запрещено производить любые действия с автомобилем (сервис, ремонт, заправка и т.д.). Фактически, в ЗП запрещено даже нахождение кого-либо кроме гонщиков (для постановки автомобиля в ЗП или выезда, на что дается 5 минут) и судей (режим Закрытого парка).
Контрольная карта(карнет)- это основной документ экипажа. Судьи записывают в контрольную карту время отметки на пунктах КВ и результаты показанные экипажем на спецучастках.
Регруппинг— это специальный перерыв, спланированный организатором для изменения порядка старта экипажей в соответствии с суммарным временем, показанным на спецучастках.
DiRT Rally. Легенда штурмана. Объяснение
Мы собрали информацию, использую системы, общепринятые в реальном мире. 9-1 или 6-1, где, чем выше номер, тем резче поворот, но мы поняли, что игрокам Colin McRae Rally и DiRT нужно приспосабливаться заново.
Соединение поворотов словами «Into» (в), и «And» (и) означает, что между этими поворотами мало места и один переходит в другой. Еще мы используем числа типа 100 метров и добавочные числа, когда мы проходим отметку в 100 метров.
Помимо аудио озвучивания мы еще внедрили систему иконок, которые как раз таки позволяют визуально представить повороты. Иконки дают не так много информации, как аудио озвучивание, но они дают представление о стиле поворота, изгибы и провалы впереди идущей дороги.
Часто люди думают, что система 1-6 говорит о номере передачи, на которой тот или иной поворот проходится, но это не совсем так. Иногда нужно будет пройти по узкому Правый Один в быстрый Левый Шесть. После медленного поворота вы не сможете сразу оказаться на 6 передаче, и даже если сделаете это, это ведь будет неэффективно. Ведь так?
По ссылке на источник можно дочитать статью.
Как понять что говорит штурман в ралли
Вступая в мир с названием “ралли” помните, что пренебрежение отбором и подготовкой штурманов рано или поздно скажется на ваших результатах, не позволит достичь желаемого успеха и, главное, ставит вас в положение заложников у самих себя…
Несколько общих принципов
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной учаток (СУ).
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например,
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
Отрезок читается штурманом, как единое целое. Чтение начинается после окончания предыдущего отрезка. Повторять сообщение необходимо до команды пилота «есть» или «понял», после чего, если квалификация штурмана позволяет и если это не мешает пилоту, можно повторять части отрезка перед их прохождением.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например,
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400.
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например, 200 Т прямо!! ПР3 200 или 300 ПР4! 100.
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
300 Т полет ПР3 заход слева-направо 100
100 подброс ПР4!! подброс на выходе 300
300 знак 100 Т ЛВ0 на ПР4 минус 200
200 А подброс ПР2-2 на Т на ПР3-3-3 на Т полет на ЛВ5! 100
300 Т ПР3-Т-4 на ЛВ6 с подбросом внтри, узко 200
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Как записывают голос штурмана для раллийной игры: рассказ создателей DiRT Rally 2.0
Разработчики гоночных игр из британской студии Codemasters, которые работают над DiRT Rally 2.0, поделились тонкостями работы по записи голоса штурмана и продемонстрировали, как она проходит.
Читающий стенограмму штурман – одна из наиболее важных деталей раллийной игры. Без мини-карты и какой-либо навигации не существует способа узнать, что ждет гонщика за следующим поворотом, и только своевременные и точные указания штурмана имеют решающее значение для того, чтобы игрок и его виртуальный автомобиль добрались до финиша спецучастка в целости и сохранности.
Еще голос штурмана очень важен, когда дело касается погружения в игру, чтобы игрок чувствовал себя частью виртуального мира. По словам разработчиков игры Dirt Rally 2.0, которая выйдет в продажу в январе 2019 года, они старались сделать голос штурмана максимально приближенным к реальности.
В блоге разработчиков студии Codemasters Олли Джонсон, который отвечает за голосовое сопровождение, рассказал, что запись голоса штурмана в играх DiRT Rally проходила с помощью специальной установки d-box, имитирующей тряску и перегрузки.
Сначала для первой части DiRT Rally реплики были записаны только один раз, но вскоре стало очевидно, что нюансов в записи стенограммы гораздо больше. «Дрожание в его голосе поначалу звучало немного забавно, когда вы только начинали гонку или возвращали машину на трассу кнопкой «сброса», – рассказал Джонсон. – Мы сразу поняли, что нам нужно будет записать реплики несколько раз, чтобы добиться нужного уровня перегрузок [в голосе] для разных ситуаций».
Это привело к тому, что запись реплик для DiRT Rally проходила три раза: один раз без перегрузок или воздействия на диафрагму, второй – со средним уровнем перегрузок (он чаще всего слышен в игре), и третий – максимальный уровень с работающим практически на максимуме d-box. Как это выглядит, показано в видео ниже:
В DiRT Rally 2.0 разработчики стремились сохранить тот же уровень реалистичности, однако попытались отразить работу штурмана еще детальнее. «Штурманы – это не актеры озвучки, – отметил Олли. – Когда в предыдущих играх мы просили их сказать «удачи» перед стартом спецучастка, это казалось немного неестественно. В DiRT Rally 2.0 наши штурманы перед стартом рассказывают о первой паре поворотов, что кажется гораздо более естественно как для штурмана, так и для гонщика.
Когда мы разговаривали об этом с Филом [Миллсом, который озвучивал англоязычного штурмана DiRT Rally 2.0], он сказал, что действовал так с Петтером [Сольбергом, чемпионом WRC сезона-2003]. И Джон [Армстронг, раллийный консультант в Codemasters] также сказал, что так делает его штурман до старта спецучастка. С точки зрения опыта и того, сколь реально все это звучит, это определенно более реалистично, чем все реплики штурманов перед стартом в прошлых играх».
Поскольку игра выходит на различных языках, разработчики приглашают для озвучки игр носителя определенного языка, который и в обычной жизни работает штурманом. Одна из них – Таня Гееилхаузен, которая озвучила для игры немецкого штурмана. Ниже запись того, как это происходило.
«Наблюдать за Таней и Филом во время записи реплик просто потрясающе. Кажется, что они делают это очень легко, однако на самом деле им приходится делать множество вещей одновременно – они пытаются читать с листка бумаги, когда их в разные стороны швыряет симулятор движения, пытаются следить за дорогой, а их тела испытывают перегрузки, очень схожие с теми, какие происходят во время настоящего ралли», – продолжил Джонсон.
В процессе разработки игры спецучастки могут меняться – например, на входе в один из поворотов разработчики установят большой камень или дерево. И там, где штурман обычно говорит «срезай», он должен будет сказать «не срезай». После записи всех реплик звуковые дорожки разрезаются на небольшие куски, а на спецучастках устанавливаются невидимые триггеры, которые активируют ту или иную дорожку, чтобы голос штурмана звучал более естественно с нужным уровнем перегрузок в голосе.
Создатели игры отметили, что в процессе записи звука используют всю ту же экипировку, которые штурманы используют в реальности. Например, гоночный комментатор Нейл Кол записывал реплики споттера для гонок WordlRX через такую же звуковую гарнитуру, с какой работают споттеры в реальной жизни.
Также Джонсон рассказал о впечатлениях штурмана Миллса от работы по записи звука: «Фил просто в восторге. В конце записи каждого спецучастка он делал паузу и говорил: «Блестяще!» Мы просим его записать 18-20 раллийных СУ в неделю, и он совсем не ошибается, демонстрируя, какой он профессионал.
Когда мы рассказали ему, что с Ники [Гристом, бывшим штурманом Колина Макрея и штурманом из DiRT 4] мы несколько раз врезались в деревья и скалы, чтобы записать на это его реакцию, то Фил просто не мог этого дождаться.
Релиз DiRT Rally 2.0 состоится 26 февраля 2019 года для PC, PS4 и Xbox One. В игре появятся раллийные спецучастки из Новой Зеландии, Аргентины, Испании, Польши, Австралии и США, а также восемь трасс чемпионата мира по ралли-кроссу, машины класса Supercars и младших серий.