Как понять что грудничок перевозбудился
Как бороться с нервной возбудимостью у малышей? Рекомендации и советы
Все малыши отличаются друг от друга — спит сном богатыря даже под дрель, другие реагируют и плачут от каждого шороха. В последней ситуации ребенок страдает синдромом повышенной нервной возбудимости. Чем вызывается нервная возбудимость у новорожденного и как ее лечить?
Как определить недуг?
Признаками данного заболевания является следующее:
1. Ребенок беспокоится, нервно реагирует на перемену позы или касания тела
2. Вздрагивает от резких звуков
3. Руки и ноги подвержены тремору
4. Подбородок во время плача трясется, малыш визжит
5. Кулачки раскрыты при разведении рук в стороны
6. Тонус мышц повышен, что ведет к раздражительности у младенцев
7. При перевозбуждении новорожденный запрокидывает голову
8. Подошвенные рефлексы не работают, пальцы отказываются сжиматься в ответ на манипуляции, растопырены, как «веер»
9. Малыш часто лежит, открыв глазки
10. Медленно набирает вес, часто срыгивает
Нервозность у новорожденного нужно устранять. Если процесс запустить, синдром приведет к нарушениям в развитии. Могут появиться судороги, затормозиться развитие двигательных навыков, малыш станет чересчур агрессивным или апатичным. Также может наблюдаться развитие гиперактивности, медленная речь и наработка запаса слов.
Причины появления
Нервная возбудимость у грудничка проявляется неполадок в нервной системе во время развития плода и после рождения. Основную роль играют особенности генетики, тяжело протекающие роды, стрессы при вынашивании ребенка, прием ряда медикаментов, раннее отлучение от кормления грудью.
Рекомендации по лечению
Для лечения нервной системы рекомендуется наладить нормальный режим сна, распорядка дня, прогулок, кормления. Любое отклонение воспринимается растущим организмом как внешние раздражители, что губительно для нервной системы новорожденных. Способствует этому постоянная гимнастика и массаж. Массажные процедуры выполняют ежедневно в одно и то же время. Предпочтительное время — за 30 минут до еды.
Продолжительность первого сеанса должна быть 5 минут. Если малыш проявляет недовольство, процедуру прекращают. Со временем ребенок адаптируется и тогда массаж длится до получаса. Выполняется процедура на специальном пеленальном столе. Нельзя массировать ранки, суставы, паховую зону во избежание повреждений.
Во время принятия ванн в воду следует вливать настои успокаивающих трав для сна малышам. В воду с температурой 36–37 градусов добавляют череду, мелиссу, отвар хвойных деревьев, свежей мяты, ромашковых цветков, боярышника. Сеансы «плавания» в ванночке укрепляют мускулатуру малыша. Наденьте на ребенка специальный круг и предоставьте свободу — пусть плескается. Курс приема ванн с травами — 10–15 сеансов.
Поможет и ароматерапия. Она устранит повышенную возбудимость у младенца. Прежде чем использовать эфирные масла, нужно проконсультироваться с врачом, поскольку концентрированный продукт может вызвать аллергию. Курс лечения начинают с одной — двух капель. Наливайте их в ароматические лампы, ставьте в комнату с кроваткой малыша. Добавлять эфирные масла в воду во время приема ванн нельзя — может получиться ожог.
Атмосфера дома тоже важна. Избегайте при общении крика, громких разговоров, раздражения, разговаривайте с лаской и спокойствием. Большей гуляйте, выезжайте на месяц с ребенком к горам или морю. Многие мамы спрашивают — как надо успокоить малыша, если он плохо спит? При беспокойном сне можно временно взять малыша к себе в постель или снять с его кроватки боковую стенку. Колыбельку поставьте впритык со своей кроватью.
Детям с синдромом возбудимости могут назначить препараты для улучшения снабжения мозга кровью в виде таблеток или суспензий как успокаивающее средство для малышей. Приготовьте смесь из лекарств и грудного молока, дайте ребенку.
Как еще успокоить беспокойного малыша?
Для успокоения нервного младенца подойдет пеленание и укладывание в колыбели. Колыбелька для малышей, успокаивающая нервную систему, должна быть удобной. Постельное белье и окружающие материалы не должны вызывать неприятных реакций. Ребенка пеленают, плотно кутают в одеяло и укладывают на бок. Создайте оптимальную температуру и влажность в комнате. Устраивайте регулярные проветривания. Можно использовать соляную лампу — она создаст необходимую атмосферу уюта и благотворно повлияет на микроклимат. Также лампа применяется, если ваше чадо часто болеет.
Хорошо подойдет укачивание — в кровати, на шезлонге, фитболе или руках. Пустышка хорошо помогает заснуть. Равномерные «белые» шумы бытовых приборов, классическая музыка или звуки приборы помогают настроиться на сон. Идеально, если мама будет напевать колыбельную, а малыш, засыпая, будет ощущать себя в безопасности.
Синдром гипервозбудимости у детей
Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.
Общие сведения
Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и отсутствие своевременной терапии может являться риск-фактором развития стойких невротических расстройств.
Причины гипервозбудимости у детей
Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.
Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».
Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.
Симптомы гипервозбудимости
Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.
У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствования, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.
Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат переменный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.
У недоношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).
В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.
Диагностика у детей
Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.
После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.
Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.
Лечение синдрома гипервозбудимости у детей
При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.
По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.
Прогноз и профилактика
Профилактика синдрома гипервозбудимости у детей заключается в предупреждении перинатального поражения ЦНС: внутриутробной гипоксии и инфицирования плода, внутричерепных родовых травм, повреждений позвоночника у новорожденных и т. д. После рождения малыша наибольшее значение приобретает полноценное вскармливание, закаливание, соблюдение режима, проведение профилактического массажа и гимнастики.
При отсутствии внимания к проблеме гипервозбудимости, все проявления синдрома у детей могут усилиться в раннем и дошкольном возрасте. В будущем у таких детей могут сформироваться стойкие невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в наблюдении невролога и периодических курсах поддерживающей терапии.
5 выражений вашего лица, которые больше всего любят младенцы
Как «читать» сигналы ребенка, когда он еще не говорит
Джон Готтман американский психолог-исследователь, больше сорока лет занимается проблемой разводов
Джули Шварц-Готтман клинический психолог, имеет частную практику в Сиэтле, эксперт по семейным отношениям
Наши дети хотят общаться с нами с момента рождения. И наше лицо для них — как картина Пикассо, для них нет интереснее игрушки. Как и нет музыки очаровательнее, чем наш голос. При общении с младенцами многие вещи мы делаем интуитивно правильно. Но иногда отношение к ребенку как к живой игрушке пересиливает — и тогда мы делаем ошибки, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизни.
Мы считаем детей крошечными и беспомощными. Но полученные результаты говорят о другом. Когда рождаются дети, они чрезвычайно компетентны. И мы изначально настроены на сигналы друг друга.
В середине 1960-х годов ученые решили внимательно изучить мимику младенцев. И были поражены. Оказалось, что уже через сорок две минуты после рождения дети могут копировать выражения лица взрослого.
И это не просто рефлекс вроде легкой улыбки. Дети имитируют и чувства взрослого, воссоздавая те же процессы возбуждения в нервной системе. Это означает, что дети способны воспроизвести внутреннее состояние взрослого человека.
И если кто-нибудь будет поддерживать головку ребенка, то в первые же минуты после рождения он в 100 процентах случаев поворачивает ее на голос матери и в 80 процентах — на голос отца, а не на голос врача. В течение нескольких минут дети узнают, к кому лучше держаться поближе!
Смотрите на ребенка? Не делайте «каменное» лицо
Ребенка, смотрящего на нас в упор, больше всего интригуют пять выражений нашего лица.
Первое — удивление: мы широко раскрываем глаза, поднимаем брови, отрываем рот. и замираем. Можно сказать что-то вроде: «А-х-х-х-х. «, постепенно повышая тон.
Второе — наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся так, чтобы в уголках глаз собрались морщинки.
Третье — когда мы хмуримся: насупливаем брови, сводим их вместе и говорим что-то вроде: «Х-м-м-м-м. «, постепенно понижая тон.
Четвертое — выражение сочувствия, как при словах: «Ох, бедное дитя», что-то среднее между притворно-удивленным и нахмуренным лицом.
И пятое — просто нейтральный взгляд.
Все это очень нравится детям.
Но дети ненавидят «каменное» выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент «Лицо без выражения». Матерей или отцов просили смотреть на своих трехмесячных детей, не шевелясь и не издавая ни звука. Троник обнаружил, что большинство детей делали то же, что и их родители: просто безучастно смотрели вдаль.
Потом, правда, они могли улыбнуться, качнуть головой или посмотреть вверх. Если это не выводило родителей из оцепенения, они могли захныкать, завозиться и даже заплакать. Дети хотят, чтобы их родители были подвижными, а не застывшими.
В Швейцарии, в Лозанне, мы познакомились с крошечной Региной. Она могла бы получить Нобелевскую премию мира. Нужно сказать, что ее родители чувствовали сильную неприязнь друг к другу. Но шестимесячная Регина заразила маму и папу своей радостью.
Сначала он включила в игру одного родителя, потом посмотрела на другого и улыбнулась ему, приглашая присоединиться. Вскоре родители улыбались уже не только ребенку, но и друг другу. Спустя некоторое время отношения в их семье расцвели. Возможно, это заслуга Регины. Если так, она, пожалуй, может считаться самым юным семейным психотерапевтом.
Зачем играть с ребенком лицом к лицу
Один из главных уроков, который ребенок получает в ходе игр лицом к лицу, — что мир (а в такие моменты мир для него — это вы) будет реагировать на его желания, а не игнорировать их. Наилучшим образом можно проявить свои родительские качества, если:
В силу незрелости нервной системы дети легко перевозбуждаются. Они словно чувствительная антенна: слишком много сигналов сливаются в неразборчивый шум. Все мы знаем, как это неприятно.
В такие моменты дети стараются отключиться от источника сигнала, чтобы перезагрузить свой приемник и снова настроиться на нужную частоту. Они могут отвернуться от вас, но не потому, что вы им не нравитесь, а потому, что им нужно немного отстраниться и успокоиться.
Через некоторое время они снова к вам повернутся. Еще они могут отвлечься на то, чтобы что-то пососать, например свою ручку или какую-нибудь игрушку. Включаясь в игру, а затем выключаясь из нее и успокаиваясь, они пытаются регулировать свою реакцию на внешние раздражители.
Что произойдет, если не уважать желание ребенка смотреть в сторону и стараться силой заставить его смотреть на вас? Вы лишите его одного из главных способов успокоиться. Тогда ребенок может захныкать, завозиться и в конечном счете выразить свой протест во весь голос.
Так он узнает, что неспособен контролировать свой мир и, что еще хуже, людей в его мире не волнует его дискомфорт. Если такое случится раз или два, не проблема. Но если вы часто не позволяете ребенку отворачиваться и успокаиваться, то у него не будет иного выхода, как отстраниться от вас. Он научится тому, что единственный способ справляться с трудностями — это отстраниться от всего и всех.
Об этом мало кто знает, но это очень важно. В течение первых трех лет жизни формируются фундаментальные нервные структуры, которые отвечают за способность ребенка успокаиваться самостоятельно, концентрировать внимание, верить в любовь и поддержку родителей и формировать надежную привязанность к матери и отцу. Иными словами, полученный в этом возрасте опыт родительской любви и уважения буквально формирует модели в мозгу, которые будут определять его будущие реакции на мир.
От того, как вы реагируете на плач ребенка, и от того, как вы с ним играете, зависит его будущее поведение. Игнорируйте ребенка сейчас — и он, скорее всего, научится отстраняться, вплоть до формирования кокона депрессии. Реагируйте на него сейчас — и он, скорее всего, останется включенным в свой мир.
Как понять, что ребенок перевозбудился
Проведя свое исследование, мы тоже обнаружили, что от того, сколько взрослые играют с ребенком лицом к лицу, зависят его реакции в будущем. Однако существуют две серьезные ошибки, допустив которые можно свести на нет все положительные эффекты и лишить радости и себя, и ребенка.
Первая ошибка — отсутствие координации у играющих с ребенком родителей. Похоже, детям ненавистна ситуация, когда родители конкурируют за их внимание, вместо того чтобы вместе участвовать в одной игре. Бывает, что один из родителей внезапно отстраняется от игры или, наоборот, вмешивается в нее, отодвигая в сторону другого родителя. Ребенок может начать выгибаться, хмуриться, плакать — словно на своем детском языке он пытается сказать нам: «Вы все портите. Прекратите!».
Вторая ошибка — перевозбуждение ребенка. Оно возникает, если мы игнорируем сигналы малыша: «Нет! Я не хочу этого!». Вначале сигналы могут быть едва заметными, но если их не замечать, их интенсивность будет нарастать. В конце концов ребенок просто отстранится. И это плохо, так как в этом случае мы потеряем контакт с малышом. Как понять, что он устал и нуждается в отдыхе?
Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару минут. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.
Как снять перевозбуждение
Следует чутко следить за наступлением момента перевозбуждения и корректировать интенсивность взаимодействия с ребенком, чтобы он мог успокоиться и сделать передышку, в которой нуждается. Следует отодвинуться от него, дать посмотреть в сторону и расслабиться. Вот полный список того, что можно предпринять.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.
Чего нельзя делать при перевозбуждении ребенка
А теперь давайте поговорим о том, чего делать нельзя. Если вы видите, что ребенок забеспокоился или смотрит в сторону, у вас, скорее всего, возникнет соблазн попробовать сменить игру или активизировать текущую. Однако детям это обычно не нравится — они еще сильнее перевозбуждаются.
Итак, категорически нельзя:
Как различить признаки утомления и переутомления у ребенка
Малыши капризничают очень часто: если хотят есть, болеют, мама что-то делает не так… Но еще — когда сильно устают. Из-за накопленной усталости дети не высыпаются, а их режим страдает. Поэтому родителям важно научиться различать признаки усталости и переутомления у вашего чада и знать, что делать в этом случае.
Все мы понимаем, что такое усталость. Но не всегда можем отличить ее от переутомления — состояния между усталостью и полным упадком сил. Из-за чрезмерного утомления ребенок не способен уснуть и спать нормально — сон становится беспокойным, малыш часто просыпается. Чем сильнее утомление, тем сложнее уложить малыша спать. И так как дети не способны отследить у себя наступление усталости, это задача родителей.
Что приводит к переутомлению
При появлении чрезмерной усталости повышается уровень гормона стресса кортизола, что сказывается на поведении ребенка. Он не способен быстро уснуть, а если засыпает, спит очень чутко и часто просыпается. Иногда малыши, которые постоянно не высыпаются, не могут добрать вес, нужный для их возраста. При накопленном переутомлении и постоянном недосыпе дети становятся чересчур уставшими, что отражается на их состоянии здоровья.
Некоторые признаки усталости не так очевидны, как другие. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом и укладывать его до того, как он переутомится.
С какими симптомами переутомления вы можете столкнуться у своего малыша:
У каждого малыша симптомы накопленного утомления могут быть различными.
Как ведет себя ребенок при постоянном переутомлении
При чрезмерном утомлении вы заметите несколько признаков у малыша:
Если родители ничего не предпринимают, то такое состояние может нанести вред здоровью и развитию крохи в будущем.
Как избежать утомления ребенка
Конечно, все детки разные, но есть несколько общих приемов, которые помогут маме вовремя сориентироваться. Существует «золотой» промежуток времени, когда малыш максимально готов ко сну, но еще не начал капризничать, не перегружен усталостью. Научиться определять этот промежуток — важный шаг к полноценному сну вашего малыша не только днем, но и ночью.
Для большинства младенцев возрастом примерно до 3-х месяцев следует ориентироваться на время, которое они проспали в предыдущий дневной сон. Максимально столько же они могут продержаться и в состоянии бодрствования (но активность не должна превышать 60-75 минут).
К малышам 3-8 месяцев следует внимательно присматриваться. Понаблюдайте за своим малышом, и если вы угадали его сигнал, сразу приступайте к укладыванию.
Со временем, постарайтесь совмещать несколько параметров готовности ко сну:
Так вы сможете заранее определять точный промежуток времени, когда уложить ребенка можно просто и быстро. А самое главное — подарит ему глубокий восстановительный сон, который ему так необходим.
Деток от 8 месяцев лучше ориентировать на сон по часам. Теперь кроха уже может довольно искусно маскировать свою усталость, нельзя ориентироваться только на нее.
К этому возрасту у большинства уже сложится относительно постоянный режим дня. Утреннее пробуждение, дневные нагрузки и приемы пищи, случающиеся в одинаковое время каждый день, помогут сформировать конкретные временные отрезки для сна.
Например: 9-10 часов и/или 12,30-13,45. Но и тут важно помнить, что если что-то пошло «не по плану», то укладывание нужно сдвинуть и правильно организовать распорядок дня.
Так, если вам пришлось пропустить обеденный сон по каким-то причинам, вместо привычного времени сдвиньте вечернее укладывание. Короткий утренний сон или слишком длинная обеденная сиеста тоже, скорее всего, потребуют от вас изменений в привычном распорядке.
В любом возрасте важно соблюдать еще несколько правил:
Эти правила способствуют более качественном сну и являются необходимыми при работе с чрезмерным утомлением.
Как уложить ребенка, если он уже переутомлен
Если ребенок младше 12 месяцев
Задача мамы — оказать всяческую поддержку малышу расслабиться и настроиться на сон. Важно сохранять спокойствие и делать все без суеты. Иначе ваше напряжение передастся ребенку и усугубит его состояние.
Как помочь уснуть ребенку после года⠀
Переутомленный малыш в этом возрасте будет вести себя особенно активно: ходить по комнате, убегать от вас, прыгать и протестовать.
При укладывании в этом возрасте не стоит позволять ребенку покидать комнату и оставаться с ним.
Посидите в темноте. Посадите ребенка на колени, обнимите и слегка покачайте, напевая колыбельную Если малыш вырывается из рук, с любовью, но уверенно, обнимите его, погладьте по спинке. Его активность постепенно снизится, малыш расслабится и будет готов спать.
Если вы сами переволновались и не можете совладать с протестами ребенка, попросите папу уложить его. Перед укладыванием определитесь, кто будет это делать, — не меняйтесь в процессе, чтобы не добавить еще больше веселья ребенку.