Как понять что логопед хороший
“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда
Дает прогноз или “там будет видно”
— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?
— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:
Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».
Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.
Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.
— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?
Ольга Азова. Фото: Анна Данилова
— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.
Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.
Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.
Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.
Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.
— Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?
— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.
Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.
Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.
Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.
— Стоит ли родителям побывать на занятии?
— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.
В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.
“А нам он помог”
— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?
— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.
Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.
У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.
— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?
— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.
Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.
Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.
— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?
— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.
Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.
Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.
Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.
Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.
Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.
Закончил институт — специалист на века
— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?
— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.
Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.
Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.
Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.
Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.
— Существует система контроля над работой логопедов?
— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.
Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.
— Как можно изменить ситуацию?
— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.
У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.
У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.
У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.
Также нет и ступеней роста специалиста.
Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.
Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.
Как найти хорошего логопеда?
Какие вопросы надо задать логопеду, чтобы понять подходит ли он вашему ребенку
Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.
Остается искать частнопрактикующего логопеда.
И тут родители в растерянности: как же его найти?
Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или «плохие» специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.
Часто слышишь от родителей: «К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!» Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.
На что надо обращать внимание при выборе логопеда?
Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.
1. Каковы квалификация и опыт логопеда?
Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.
Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией «Учитель-дефектолог, логопед».
Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.
2. Имеет ли специалист опыт работы по проблеме, для которой вы ищете решение?
Например, детей с заиканием или с дисграфией возьмет не каждый логопед. Чем больше опыта у логопеда в решении конкретной речевой проблемы, тем больше шансов на успех в лечении.
3. Стоимость занятий.
В первую очередь родителей волнует вопрос цены. Это понятно. Тут каждый сам должен оценить свои финансовые возможности.
Нужно только учитывать, что с дошкольником логопед занимается не более 30 мин, а со школьником уже Соответственно, и цены могут быть разными.
И помните, что высокая цена не всегда говорит о качестве специалиста и не дает гарантии быстрого результата.
4. Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?
Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.
Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.
Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: «А стоит ли дальше тратить время и деньги?»
И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.
5. Как долго нам нужно будет ходить на занятия?
Ответ на этот вопрос зависит от того, может ли логопед четко определить, как он может помочь вам. Опытный специалист всегда даст вам основную «дорожную карту», а также конкретное и понятное указание о том, как вы узнаете, когда лечение закончено.
6. Есть ли гарантия результата?
Конечно, всем хочется сэкономить, ведь занятия недёшевы, да и слово «гарантия» в нашем развивающемся капиталистическом обществе стремительно входит в лексикон и сознание каждого клиента.
Что чаще всего отвечает логопед? «Давайте начнем, а там посмотрим на динамику». Или: «Минимум 10 занятий!»
Устраивает ли такой ответ родителей? Чаще всего — нет. Но речь исправлять надо, и мама ребенка соглашается на занятия.
Конечно, логопеду важно дать родителям надежду, но, к сожалению, ни один специалист не даст вам полную и абсолютную гарантию быстрого результата. В этом вся сложность отношений с «педагогом речи».
Выход один — активно принимать участие в работе, присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа. И обязательно заниматься с ребенком дома по заданиям логопеда.
Ведь любой речевой навык — это как танец, который не выучишь с хореографом всего за два урока.
«Тренировка и еще раз тренировка» — девиз любого логопеда. И это придется понять и принять любому родителю, который желает для своего ребенка красивой и правильной речи.
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
Как выбрать хорошего логопеда: 5 советов, которые сэкономят время, нервы и деньги
Выбор логопеда — задача не из легких. Где искать? На что обратить внимание? А как понять, что есть прогресс? В блоге Авито Услуг на все эти вопросы отвечает молодой логопед из Коломны Кристина Кузьмичева.
1. Речь
При выборе логопеда прежде всего обратите внимание на речь самого специалиста: она должна быть четкой, понятной, без слов-паразитов. Ситуация «сапожник без сапог» здесь недопустима, ученик должен хорошо понимать преподавателя, кроме того, он неизбежно будет подражать ему в произношении.
Важно, чтобы логопед стал для ребенка хорошим товарищем, к которому тот охотно идет на занятие. Поэтому не бойтесь поменять нескольких специалистов, если сомневаетесь в том, что ребёнку комфортно на уроке.
Обсудите на берегу, что процесс должен быть прозрачным. Педагог должен ставить родителей в известность о результатах диагностики, плане коррекции, динамике занятий, объяснять все простым языком, не уходить от прямых ответов на вопросы о своих действиях.
2. Формат
Заниматься очно или онлайн — это ваш выбор, который будет зависеть от многих факторов. Я предпочитаю заниматься с детьми только лично, так как считаю, что при коррекции того или иного нарушения необходим контакт с педагогом и живые эмоции, которых в онлайне не увидишь и не почувствуешь. Кроме того, сейчас я не готова брать более 10 воспитанников одновременно: подготовка к занятиям отнимает достаточно много времени, так как для каждого я разрабатываю индивидуальный план, подбираю материал. Каждый месяц я трачу около 10000 рублей на расходные материалы — сюда входит покупка пособий, книг, одноразовых перчаток и шпателей, зондозаменителей для постановки звуков.
3. Не только по советам знакомых
Когда ищете логопеда, не ограничивайтесь только рекомендациями знакомых. Ищите на сайтах объявлений, в социальных сетях. Например, я нашла своих первых клиентов в сети — наудачу разместила бесплатные объявления на нескольких сайтах, хотя и не была уверена в успехе. Уже через три дня раздался звонок первого заказчика, который нашел меня на Авито, — с этим ребенком мы до сих пор занимаемся. Кстати, Авито и сегодня остается основным источником заявок, параллельно я ещё начала развивать инстаграм.
Чем хороши ресурсы с объявлениями — здесь можно сразу посмотреть рейтинг специалиста, ознакомиться с отзывами на его работу и его реакцией на критику. Удалить негативные отклики со страницы на Авито нельзя, в отличие от личной страницы в социальной сети, например.
4. Не бойтесь молодых специалистов
Разумеется, логопед с большой практикой вызывает больше доверия и наверняка имеет опыт работы с очень разными учениками. Зато у начинающего специалиста может быть куда больший запал пробовать новое и вкладываться в собственное обучение. Например, у меня в ближайших планах, помимо получения диплома педагогического вуза, курсы «Логопедический массаж», «Работа с детьми с заиканием», «Как разговорить молчунов».
На своих занятиях я применяю не только знания, которые получила в вузе, но и секретные приемы работы аниматора: вот уже три года я работаю в агентстве детских праздников.
Я считаю, что работа аниматора дала мне опору для взаимодействия с детьми: я не боюсь заговорить с ними, показать себя, умею быть на их волне. К примеру, был один случай в моей практике, когда мальчик вовсе отказывался говорить чётко звук «Ш». Пришлось, не задумываясь, фантазировать. Сказала, что, если он скажет правильно, будет посвящён в рыцари. Это сработало! В конце занятия я сделала меч из длинного шарика (в аниматорстве это называется твистинг-фигурка из шарика) и устроила церемонию посвящения.
Часто, чтобы успокоить ребёнка, на занятии я начинаю вести разговор о персонажах, которые ему интересны. И конечно, работа в сфере детских развлечений помогает развить целеустремлённость и стрессоустойчивость — это основные качества, которые мне сейчас помогают добиться успеха. В логопеде эти качества должны быть дополнением к общительности, доброте и профессиональным знаниям.
5. Не бросайте при первых признаках прогресса
Важно, чтобы семья и педагог были заодно. Попадаются родители, которые не осознают важности своего участия в процессе (например, необходимости выполнения домашних заданий во время каникул), или, напротив, те, кто считает, что занятия с логопедом можно прекратить и взяться за дело лично. Последнее — распространенная ошибка. Со стороны кажется, что поставить ребенку речь легко, но на практике каждый случай требует индивидуального подхода и только грамотный специалист может понять, какие техники использовать для достижения устойчивого результата.
Как мы заговоРРРиЛЛЛи
Хороший логопед – какой он? Ставит звуки за короткий срок, находит контакт с ребёнком…Но только идеальный специалист может совершить такой нужный прорыв в речи.
М оя младшая дочь поздно заговорила: произношение слов хромало, а о смысле можно было только догадываться. Я, конечно, всегда понимала дочь, но люди со стороны, да даже бабушка с дедушкой, которые редко бывали у нас, говорили: «Мама, а ну-ка переведи, что малышка говорит!» А дочка коверкала слова, да ещё и злилась, что её не понимают. Я думала: со временем разговорится. Произношение становилось лучше, но до идеальной речи было еще ой как далеко.
На прогулках я всматривалась в каждую новую вывеску, смотрела каждое объявление: а вдруг увижу надпись «Логопед». Но, к сожалению, мне ничего не попадалось. Узнала, что в одной подготовительной школе есть логопед, но оказалось, что он работал в прошлом году, а сейчас они и сами ищут специалиста.
Однажды летом, когда мы с сестрой и дочкой сидели на лавочке, к нам подошла промоутер с рекламой логопеда. Она рассказала, что сначала для малышей проводят ознакомительный урок, занятие идет один час, а логопед специализируется на детской речи. Взяла контакты, и пошли мы с дочерью на первый урок.
Мне разрешили присутствовать, чтобы посмотреть, что и как. Логопед – молодая женщина – представилась и начала заниматься с ребёнком. Главные проблемы дочери – это отсутствие букв «л» и «р». Причем, с «л» уже шло замещение на «в». Также дочка нечётко произносила другие буквы – словом, полный букет. А теперь представьте, как я удивилась, когда поняла, что логопед и сама картавит! Также ей не давалась буква «л». Я расстроилась ещё в кабинете, но досидела до конца урока. Расплатившись, решила больше туда не ходить.
Заметила ещё, что час для маленьких детей – слишком много: дочь только полчаса нормально сидела и выполняла задания, а дальше уже начала ёрзать на кресле и невнимательно слушала. Я сделала вывод, что урок не должен длиться больше 30 минут.
Я в тот же день позвонила специалисту, и мы договорились с Лилей о встрече и назначили время. Я спросила у неё, где она принимает, она ответила, что может заниматься у нас: как показала её практика, ребёнок на своей территории отлично учится и быстрее всё воспринимает. Конечно, я согласилась на такой вариант.
Подготовила рабочий стол и купила всё, о чем попросила Лилия: тетрадь в клетку формата А4, небольшое настольное зеркало и цветные карандаши. Начался первый урок: знакомство, осмотр ребёнка и упражнения. Всё было чётко, по делу и с разными заданиями, интересными для ребенка: поиграть в школу, где дочь – педагог, а Лилия – ученик, подуть перышко, сделать гимнастику языка. Лилия объяснила, что урок она проводит полчаса, чтобы ребёнок не уставал, а больше концентрировался. Мне нравилось, что Лилия грамотно выстраивает занятие, даёт домашнее задание, чтобы усвоенный материал закрепился и малыш прогрессировал.
Дочь с логопедом хорошо поладили: каждый раз она ждала урок, а домашнее задание выполняла с большим удовольствием. Первые успехи не заставили себя ждать, и буква «л» стала чётко произноситься. Я не верила своим ушам: сколько я старалась сама и показывала дочке, как ставить язык, сколько я пересмотрела видео в интернете, но это всё не сработало… Нам помог только логопед.
Шло время, и речь у дочки становилась чётче. Бабушки, разговаривая по телефону с внучкой, были очень удивлены, что за короткое время возможен такой прогресс.
Через 5 месяцев Лилия поставила все буквы дочке. А ещё она посоветовала просто поправлять ребенка, если какие-то сложные слова не будут даваться ей с первого раза: например, пропеллер, эскалатор, контролёр и так далее.
Я сама не верила в такой быстрый результат, а оказалось, что главное – это найти хорошего логопеда, с которым ребёнку будет комфортно заниматься. Лилия нам очень помогла: дочь стала уверенней в себе и не переживает теперь, что её кто-то может не понять.