Как понять что не работает турбина на дизеле
Как проверить турбину на дизельном двигателе: домашняя диагностика
Двигатели с турбонаддувом быстро завоевывают популярность. В то время как турбокомпрессоры устанавливались на мощные спортивные автомобили, турбины теперь можно найти в легковых автомобилях как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями.
Дизельные турбины обычно имеют гораздо меньший срок службы, чем сам двигатель. Чтобы своевременно проводить профилактическое обслуживание и избежать необходимости оплачивать дорогостоящие запчасти, необходимо периодически проверять работоспособность турбины. Сделать это самостоятельно, не обращаясь в автосервис, вполне возможно.
Причины неисправности
Чтобы проверить турбину и выявить неисправность, необходимо понимать, какие типы неисправностей могут возникнуть в системе турбонагнетателя.
Обычно наиболее проблемными компонентами являются сальники и подшипники. Износ этих деталей может вызвать люфт, шум, можно встретить шпонку турбины. Система смазки, вентиляционные клапаны или поршневые кольца уже могут быть изношены. В этом случае продукты сгорания дизельного топлива попадают в картер и приводят к негативным последствиям.
Если вы заметили дым в выхлопе, в основном голубоватого цвета, обратите внимание на клапан PCV. Его выход из строя вызывает повышение давления масла в турбине, что приводит к выдавливанию смазки через уплотнения. Если масло попадает наружу или во впрыскиваемый воздух, масло меняет состав смеси, в результате чего двигатель значительно теряет мощность и выделяет вышеупомянутый дым.
Когда проверять турбину
При использовании качественного масла и бережном обращении с дизельным агрегатом турбокомпрессор исправно проработает около 150 тысяч. км. Для того чтобы обнаружить возможную неисправность в ее начальной стадии, следует внимательно следить за работой турбины, достаточно проверить работу агрегата во время замены масла.
Таким образом, автовладелец может значительно сэкономить, устраняя неисправность на ранних стадиях, а не заменяя дорогостоящую деталь.
Первые признаки неисправности
Конечно, если водитель не имеет опыта работы с автомобилями, не стоит сразу разбирать устройство и пытаться выявить неисправность изнутри. Есть несколько признаков, указывающих на то, что турбокомпрессор не работает должным образом:
Каждый из этих симптомов может указывать не только на неисправность турбины, но и на ряд других мелких неисправностей. Если причина не в турбокомпрессоре, немедленно обратитесь в сервисный центр для дальнейшей диагностики. Чем раньше будет обнаружена неисправность, тем дешевле будет ее отремонтировать.
Самостоятельная проверка
Первоначальную проверку можно провести самостоятельно, чтобы не тратить деньги на компьютерную диагностику, которая зачастую стоит очень дорого. Сначала нужно тщательно проверить турбокомпрессор.
Сначала проверяется уровень и качество моторного масла, используемого в дизельном двигателе. Затем убедитесь, что в компрессор не попали посторонние предметы.
После проведенных обработок необходимо оценить цвет излучения. Также это может указывать на конкретные проблемы с турбиной. Если цвет выхлопа черный и наблюдается заметное падение мощности, то, скорее всего, это перегруженная смесь. Возникает из-за выхода из строя системы впуска-выпуска воздуха. Недостаточно воздуха поступает во впускные цилиндры, а на выпуске могут быть утечки, ведущие к потере мощности.
Синий или даже белый дым из выхлопной трубы означает, что масло поступает в цилиндры, а затем горит в рабочей камере. В этом случае расход масла может возрасти примерно до одного литра на 1000 километров. Необходимо проверить работу ротора ичистота фильтров. Рабочее колесо должно иметь небольшой люфт и не касаться корпуса, иначе деталь требует немедленного осмотра и ремонта.
Сильно загрязненный фильтр не пропускает необходимое количество воздуха, что вызывает перепад давления между корпусом турбокомпрессора и подшипниковым элементом. Из этого картриджа масло поступает в компрессор. Если это не фильтр, проверьте всю систему подачи масла, шланги и муфты на предмет перегибов, трещин и зазоров.
Трубопроводные соединения можно проверить на герметичность при работающем двигателе. Свист и скрип при прохождении воздуха через систему указывают на необходимость затягивания хомутов. Любой люфт или повреждение приведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.
Еще одна причина неисправности турбины — неправильный слив масла из-за попадания газов в картер. Необходимо проверить систему вентиляции, чтобы дизель не начал дышать.
Проверка на заведенном двигателе
Самый простой способ проверить турбину на дизельном двигателе — требует как минимум двух человек.
Если турбокомпрессор работает правильно, вы почувствуете, что коллектор заметно надувается. Если это не так, в коллекторе могут быть различные трещины и дефекты. Для устранения неисправности обратитесь в квалифицированную помощь.
Очень важно понимать, что диагностику можно провести самому, а ремонт следует доверить профессионалам.
Неправильное вмешательство может привести к небольшой неисправности, ведущей к выходу из строя всей детали, и заставит автовладельца заменить и отремонтировать турбокомпрессор. Необходимо обратиться в проверенный сервис, специалисты которого быстро и качественно устранят проблему и продлят срок службы турбокомпрессора в дизельном двигателе.
Как самому проверить турбину на дизельном моторе
Необходимость проверить турбину дизельного двигателя своими руками может возникнуть по ряду причин. Выполнение диагностики турбокомпрессора на СТО зачастую потребует определенных финансовых затрат, так как специалисты в большинстве случаев подключают диагностическое оборудование, снимают турбину с двигателя для проверки.
Чтобы выявить неисправности самостоятельно без снятия турбины, можно воспользоваться несколькими способами диагностики. На проблемы с турбокомпрессором могут указывать следующие прямые или косвенные признаки, которые проявляются в процессе работы силового агрегата:
В самом начале стоит отдельно отметить, что подобные симптомы могут возникать не только по причине неисправностей турбины, но данный элемент также находится в списке.
Визуальный осмотр
На начальном этапе диагностики следует проверить уровень и качество дизельного моторного масла. Также необходимо исключить возможное попадание сторонних предметов в турбокомпрессор.
Далее приступаем к анализу цвета выхлопных газов. Падение мощности и черный цвет выхлопа дизеля говорит о переобогащении смеси. Это может указывать на недостаточное количество подаваемого в цилиндры воздуха по причине неисправностей во впуске. Тяга дизельного мотора может также пропадать в результате утечек на выпуске.
Для проверки мотор необходимо завести и оценить звуки в процессе работы турбокомпрессора. Турбина не должна свистеть или скрипеть, не должно быть звука прорывающегося воздуха через соединения. Нужно проверить состояние и герметичность соединений патрубков, по которым осуществляется подача воздуха. Любые неплотности или повреждения недопустимы. Также обязательно проверяется состояние воздушного фильтра, так как загрязнение и снижение его пропускной способности приведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.
Если дизель дымит белым или сизым выхлопом, тогда это указывает на попадание масла в цилиндры двигателя и его сгорание в рабочей камере. Подобная неисправность может возникать как по причине неисправностей турбокомпрессора, так и других узлов ДВС. Также на проблему указывает большой расход масла (около литра на 1 тыс. пройденных км.)
В этом случае необходимо снова вернуться к проверке воздушного фильтра и ротора турбины. Загрязненный фильтр пропускает малое количество воздуха, что приводит к сильной разнице давлений между корпусом турбины и картриджем с подшипниками. Из этого картриджа масло начинает вытекать в корпус компрессора. Если неисправностей не выявлено, тогда нужно приступить к осмотру сливного маслопровода на наличие загибов, трещин и других дефектов.
Еще одной причиной роста давления может служить активное попадание газов из камеры сгорания в картер двигателя, что препятствует нормальному сливу масла из турбины. Данная неисправность может быть связана с проблемами в работе системы вентиляции картерных газов, дизель начинает сапунить. На моторе с исправной турбиной во впускном и выпускном коллекторе не должно быть признаков обильного попадания масла.
Снова проводим анализ состояния турбины на осевой люфт. Если с компрессором все в норме, тогда причины наличия масла в турбине заключаются именно в повышении давления в картере двигателя. Дополнительно возможно присутствие пробки в сливном маслопроводе.
В случае шумной работы дизеля нужно проверить трубопроводы, через которые воздух подается под давлением, а также ротор турбокомпрессора. Ротор турбины во время прокрутки не должен касаться стенок. Повышенного внимания заслуживает состояние крыльчатки турбины. Любые зазубрины или признаки повреждений крыльчатки требуют немедленного ремонта компрессора. При обнаружении заметных дефектов ротора турбину необходимо снимать для детальной диагностики.
Проверка турбонагнетателя на заведенном двигателе
Проверять турбину на наддув следует так:
Если компрессор работает, тогда патрубок должен будет ощутимо раздуваться. При отсутствии производительности турбины этого не произойдет. Дополнительно следует оценить общее состояние патрубков, а также исключить возможность трещин и других дефектов впускного и выпускного коллектора дизельного двигателя.
Для чего охлаждать турбину перед остановкой двигателя. Особенности работы турбокомпрессора, температура выхлопных газов, охлаждение моторным маслом.
От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного ДВС. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией.
Назначение и конструкция турбокомпрессора дизельного мотора. Принцип работы турбонагнетателя, особенности использования турбины на дизельном ДВС.
Назначение, особенности конструкции, место установки регулятора давления топлива инжекторного двигателя. Признаки неисправностей РДТ, проверка устройства.
Распространенные неисправности дизельного двигателя и диагностика агрегатов данного типа. Проверка топливной системы дизельного мотора, полезные советы.
Линейка дизельных двигателей CRDi Hyundai/KIA: сильные и слабые стороны моторов данного типа, особенности эксплуатации, ремонта и обслуживания.