Как понять что подписчики накручены в инстаграм
Как определить “на глаз”, накручены ли подписчики в Инстаграм
По разным данным, к накруткам прибегают почти 80% инстаграм блогеров и почти половина YouTube-блогеров. Накрутками пользуются даже звезды. О том, что это распространенная практика, можно понять и по результатам поисковой выдачи: по запросу «инстаграм накрутка» Гугл и Яндекс выдают миллион сайтов, предлагающих данную услугу.
Количество подписчиков, лайков, комментариев, просмотров видео являются ключевыми показателями, на которые ориентируются рекламодатели при заказе публикаций у блогеров. Поэтому знать реальные цифры по этим показателям крайне важно. Чтобы не растратить впустую рекламный бюджет, нужно проверить, действительно ли этот блогер популярен, и реальные ли у него фолловеры, лайки и комментарии.
Сделать это можно при помощи специальных платных сервисов и инструментов, но мы остановимся на простых подручных способах, которые может применить каждый.
1. Проверяем профили подписчиков
Для этого нужно зайти на вкладку «Подписчики» интересующего аккаунта и пролистать список фолловеров. Обратите внимание на их качество: сколько среди них аккаунтов похожих на реальных людей (с фотографиями на аватарах), сколько коммерческих аккаунтов, есть ли иностранные подписчики. Если таких профилей среди подписчиков явно слишком много, то блогер точно пользуется накруткой.
2. Изучаем лайки.
Лайки можно оценить по нескольким критериям. Во-первых, сравните количество лайков с количеством подписчиков.
Если при 100000 фолловерах блогер набирает по 2000 лайков, это вызывает подозрения. Как правило, это свидетельствует о покупке подписчиков.
Но если лайков больше 15%, если вам кажется, что их как-то слишком много, то тоже насторожитесь. Часто блогеры покупают лайки ботов, чтобы показывать рекламодателям хорошую статистику. Если вы не уверены, что лайки реальные, просмотрите их под одним из постов. Если среди них много ботов, пустых аккаунтов или непонятных магазинов, то перед вами накрутка.
Читайте также
Бесплатные способы продвижения в ИнстаграмРасскажем, как можно развить свой аккаунт в Инстаграм бесплатно. Берите и делайте!
Во-вторых, просмотрите старые посты в профиле, откройте публикации, которые были размещены, например, полгода-год назад. Изучите динамику в лайках. Если раньше у блогера под постом было по 100 лайков, а затем в один миг вдруг их стало 5000, то это значит, что раньше он не покупал лайки, а теперь занялся накруткой.
В-третьих, проверьте, не происходило ли в какой-нибудь период времени резкого падения в количестве лайков. Например, под одним или несколькими постами у блогера вдруг меньше лайков, чем обычно. Скорее всего, это и есть реальное их количество, а все остальные внушительные цифры, которые есть сейчас, — это накрутка.
3. Считаем просмотры видео
С видео работает та же схема, что и с лайками. Нормальный процент от числа подписчиков не может быть меньше 3,5.
4. Считаем и читаем комментарии
У блогера с десятками тысяч подписчиков обязательно должны быть комментарии. Не бывает такого, что у популярного блогера с интересными постами (а ведь именно такие нужны рекламодателю) подписчики ничего не комментировали.
Если комментариев значительно меньше, это значит только одно: блогер накрутил подписчиков, а о закупке комментариев не подумал, или сэкономил на этом, ведь эта услуга дороже покупки обычных лайков.
Коммент комменту рознь
Смотрим глубже. Вы изучаете профиль блогера и видите, что каждый пост кто-то коментит. Не поленитесь пробежать глазами по этим записям. Соответствуют ли они теме поста? Кем они написаны? Живые ли это фразы?
Если под постами пишут односложные комменты в стиле «вау!», или «как круто!», общие фразы вроде «У вас интересный профиль», «Подписался!», или просто ставят смайлики, то это точно боты.
Блогеры накручивают показатели по двум причинам: либо это погоня за мнимой популярностью, и большое количество лайков и подписчиков нужно для самолюбия и имиджа человека; либо это исключительно коммерческая история: купленными бота блогер создает видимость успешного аккаунта, рисует красивую статистику, чтобы затем продавать рекламу брендам. Поэтому перед тем, как заказывать платный пост в популярном на первый взгляд профиле, обратите внимание на перечисленные нами признаки. Таким образом вы обезопасите себя от напрасно потраченных денег.
Наша почта:
Единая справочная: 8 (843) 2-588-132
WhatsApp: +7 (960) 048 81 32
Оставить заявку
Как определить накрутки подписчиков и вовлеченности в соцсетях: универсальная инструкция
190 000 участников, 3 000 рублей за размещение, а кликов — 15. Посевы не работают или продукт не интересен? Рассказываем, как проверять накрутки.
В группах VK и FB, блогах Instagram, каналах YouTube и Telegram искусственно завышают не только количество подписчиков, но и показатели вовлеченности: лайки, комментарии, репосты. Для недобросовестных владельцев площадок и блогеров это способ продавать рекламу дороже. Еще накрутками могут заниматься подрядчики, чтобы красивыми цифрами в отчете доказать свою эффективность и качество услуг.
При этом можно сказать точно: покупка рекламы на площадках с накрученными подписчиками не приведет к хорошему результату.
Рассказываем, на что обращать внимание при оценке аккаунтов, каналов и групп и какие инструменты помогут выявить накрутки подписчиков и вовлеченности.
Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.
1. Учитывайте, что просмотры/показы необъективны
Изучить их проще всего, но надо помнить: такие показатели не отражают реальный охват, то есть количество уникальных пользователей, которые видят публикацию или взаимодействуют с ней.
Один и тот же пользователь может прочитать пост 5 раз — в статистике отобразится плюс 5 просмотров. Поэтому, подсчитывая просмотры/показы, нужно делить этот показатель как минимум на два.
А для YouTube, например, время просмотра намного важнее, чем количество просмотров, и его намного сложнее накрутить.
Чтобы изучить более качественные показатели (например, время просмотра на YouTube, уникальных посетителей в VK, органический охват в FB), скорее всего придется запрашивать подробную статистику у администраторов и блогеров. Впрочем, если последние уверены в эффективности своей площадки, то без проблем предоставят скриншот. А вот если площадка не хочет раскрывать свои показатели — это повод насторожиться.
2. Смотрите вовлеченность, а не только число подписчиков
Одна из формул вовлеченности (ER, Engagement Rate): сумма вовлечений (лайки, репосты, комментарии, сохранения) / число подписчиков * 100 %. Показатель можно считать, например, за один месяц.
Чем выше ER, тем активнее комьюнити. Если подписчиков много, а реакций никаких, возможны два варианта: некачественное ведение соцсетей (скучный контент, частая реклама и т.п.) или же накрутки подписчиков. В обоих случаях отдавать за это деньги, скорее всего, не стоит.
«Нормы» ER меняются в зависимости от тематики, численности сообщества, да и самой соцсети. Если в VK 1% — это уже достаточно хорошая вовлеченность, то для Instagram это довольно низкий показатель. А в Telegram и 50% не предел. Самый простой способ — ориентироваться на средние данные нескольких конкурентных площадок.
3. Изучайте показатели в динамике
Вряд ли возможна аккуратная и незаметная накрутка. Обычно это происходит грубо, ключевой показатель быстро увеличивается за короткое время. В отчетах, показывающих динамику роста, такие всплески хорошо видны на графике, который начинает напоминать лестницу.
Однако также взрывной рост подписчиков может быть вызван рекламной активностью и шумихой в соцмедиа. Надо проверить, не было ли в этих числах пиар-публикаций, рекламных размещений, инфоповодов.
4. Выборочно читайте комментарии
Это поможет лучше понять аудиторию площадки, на которой вы собираетесь размещать рекламу, а также вычислить возможную накрутку комментариев.
Проплаченные ответы вряд ли будут развернутыми и по существу, а оставят их, скорее всего, новые, подозрительные или откровенно фейковые аккаунты.
5. Считайте клики по ссылкам
Переход по ссылке — более сложное действие, чем лайк или однословный комментарий, поэтому лучше характеризует активность подписчиков. Нет кликов по ссылкам в предыдущих постах — скорее всего, не кликнут и на ваши. Особенно важно найти внешние ссылки и изучить их кликабельность тем, кто планирует рекламировать на площадке сторонний ресурс.
Понятно, что никто не станет раскрывать вам статистику по кликам, но в некоторых случаях ее можно узнать и так:
Главное — убедиться, что URL, который открывается в браузере после перехода по сокращенной ссылке, включает уникальные UTM-метки для каждого ресурса. Если ссылка одна на все ресурсы, количество кликов будет нерелевантным.
Инструменты для определения накруток в соцсетях
Чтобы быстро определять возможные накрутки, анализируя сразу несколько показателей, нужны вспомогательные инструменты. В зависимости от соцмедиа, количества размещений, бюджета и самой площадки могут пригодиться:
К примеру, Epicstars и Webartex дают расширенную статистику безо всяких подписок, при этом не скрывают адреса блогов. Если интересующая площадка представлена на бирже, можно легко изучить все важные показатели: число подписчиков, вовлеченность, охват, количество просмотров и др.
Многие из них позволяют анализировать конкурентов, а не только свои аккаунты в соцмедиа. Например:
Они значительно упрощают анализ площадок, так как сразу учитывают много важных моментов. Так, FakeLikeInfo (платный) для аккаунтов Instagram высчитывает реальный ER, распознает лайки и комментарии как накрученные или сомнительные.
С Instagram и только с ним также работают Epicdetect и Livedune (оба платные). Для анализа Twitter можно использовать Twitteraudit (бесплатный), а VK проверить с помощью Antidogs (условно бесплатный).
Подытожим
Обращайте внимание на более качественные показатели:
Оценивайте показатели в динамике: резкие всплески активности или количества подписчиков, не связанные с пиаром и рекламой, могут свидетельствовать о накрутках. И не забывайте выборочно оценивать комментарии: односложные ответы не по теме от подозрительных профилей сразу бросаются в глаза.
Некоторые признаки накруток можно определить только вручную, другие можно быстро выявить с помощью:
Если хотите знать больше об инструментах продвижения, алгоритмах ранжирования и тонкостях настройки рекламы в социальных сетях, присмотритесь к образовательной программе Skillbox. Она идет четыре месяца, включает шесть курсов и гарантирует трудоустройство. Идеально подходит начинающим таргетологам, SMM-специалистам, диджитал-стратегам, интернет-маркетологам и предпринимателям.
Как проверить Инстаграм блогеров на накрутки подписчиков и лайков
Анализ активности аудитории в аккаунте Инстаграм блогера
После сбора статистики чтобы открыть отчет кликните на название аккаунта, который добавили на проверку (клик по аватарке – переход в соцсеть). Первый блок отчета отображает сводные данные по аккаунту:
ER (Engagement Rate) ― соотношение среднего количества лайков и комментариев к количеству подписчиков. Сервис сравнивает ER анализируемого аккаунта со средним ER похожих аккаунтов по количеству подписчиков. Если разница большая ― стоит насторожиться, возможно, в аккаунте плохой контент или были докуплены подписчики.
Соотношение лайков/комментариев ― среднее количество лайков на посте делится на среднее количество комментариев в сравнении с другими похожими аккаунтами.
Разброс лайков — показывает разницу в количестве лайков на постах. Все что больше 10% – плохо. Если в среднем количество лайков на всех постах одинаково – подозрительно. Скорее всего просто куплен фиксированный пакет наливки лайков, например, по 300 штук на пост.
Ниже более конкретные выводы по активности аудитории. они также окрашены в разные цвета, но логика такая же: зеленое – хорошо, красное – плохо. А при нажатии на знак вопросам в правой части можно почитать подробнее о том, как сервис считает ту или иную метрику.
В блоке «Реакции» сравниваются показатели аккаунта за разные месяцы:
Проверить Инстаграм-аккаунт на накрутку: 5 сервисов + явные признаки
Сотрудничество с лидерами мнений — хороший способ рассказать о своем деле. Им доверяют, потому что блогер не продает напрямую, а как бы рекомендует продукт через свою репутацию и опыт. Окупится ли такое сотрудничество, зависит от того, сколько реальных пользователей увидят Вашу рекламу и отреагируют на нее.
Вы получите результат только в том случае, если блогер в Инстаграме имеет реальную аудиторию, а не создает иллюзию активности в профиле накрутками. Разберёмся с тем, как вычислить не самого честного блогера и не слить рекламный бюджет.
ТОП-5 сервисов для проверки
В таблице ниже — самые популярные площадки для проверки на накрутки. Во всех сервисах есть бесплатный доступ: Вы сможете его затестить и выбрать самый удобный. Кстати, искать блогеров рекомендую на биржах рекламы в Instagram.
Название | Стоимость | Бесплатный доступ | Промокод |
LiveDune | От 400 ₽/месяц | 7 дней | “INSCALE” скидка 30% +7 дней доступа |
TrendHERO | От 730 ₽/месяц | Один анализ | Нет |
InstaHero | От 199 ₽/проверка | Нет | “INSCALE” скидка 30% на полный анализ |
SpamGuard | От 99 ₽/проверка | Один анализ | “inscale” скидка 20%) |
Yoloco | От 2 900 ₽/мес | Один анализ | “INSCALE” скидка 20% |
Посмотреть больше сервисов аналитики в инстаграм можно в нашей подборке
Автоматическая проверка на накрутку
На примере LiveDune разберем, как выглядит анализ статистики и какие графики самые важные и показательные. Сервис ориентирован на новичков, поэтому уже в начале отчета дает подсказки и сравнительную характеристику похожих аккаунтов.
Шаг 1. Оценка ER аккаунта
Engagement Rate (ER) — коэффициент вовлеченности аудитории. Представляет собой соотношение активных действий к общему числу подписчиков. Он определяет, сколько пользователей проявляют интерес к постам и реагируют на них: ставят лайки, делают репосты, кликают, комментируют, сохраняют.
Чем больше у блогера подписчиков, тем ниже становится ER. Это адекватная закономерность. Не стоит ожидать от миллионника такого же коэффициента, как и от микроинфлюенсера. Примерный ER для аккаунтов с аудиторией:
Например, для аудитории в 70К показатель 1.3% слишком мал — это явный признак того, что контент подписчикам не интересен. В таком случае Вашу рекламу попросту не заметят. Прежде чем искать рекламодателей, блогер должен избавиться от накрученных подписчиков.
Оценка вовлеченности
LiveDune оценивает не только вовлеченность, но и соотношение лайков и комментариев. Хорошо, когда на 100 лайков приходится хотя бы один комментарий. Также смотрите на их разброс — насколько в среднем скачет количество реакций у разных публикаций.
Нормальная разница — примерно 10%. Не может быть такого, чтобы один пост получил 30 лайков, а на следующем их уже 3000. Также различайте обычные публикации и рекламные. Промопосты никогда не набирают столько же лайков, как остальные записи.
Шаг 2. Оценка графика подписок и отписок
LiveDune также представит Вам очень важный и показательный для канала график. По нему можно безошибочно определить факт накрутки. Честному продвижению соответствует плавная восходящая линия. И напротив, резкий скачок показывает, что блогер пошел в обход системы и разгрузил фуру ботов.
Сильные искривления могут быть также из-за проведения giveaway. То есть пришла большая волна людей пришла подписаться, чтобы участвовать в розыгрыше, а потом отписалась сразу после его завершения. Так что будьте внимательнее. Если видите характерный пост в закрепе — дождитесь окончания акции и посмотрите на график отписок.
Скачки в подписках
Само по себе проведение giveaway не считается теневым методом накрутки. Это хороший ход, когда хочется поблагодарить подписчиков за внимание. Но есть и нецелевая аудитория, которая придет из материального интереса. Поэтому всегда смотрите остаток после раздачи призов.
Шаг 3. Проверка лайков
Подписчиков проверили, теперь нужно оценить качество лайков в профиле. На аккаунтах с живой аудиторией основная масса лайков обычно набирается в течение трех суток. И не забывайте, что в ночное время лайкают значительно реже.
На графике ниже сначала все хорошо: в первые сутки пост набрал 464 лайка, а на следующий день медленно добирал остатки. Далее у поста происходит новый рост лайков — с 512 до 1025. Они не задерживаются на этом количестве, и в итоге их остается 960. Отсюда вывод — блогер воспользовался накруткой лайков, часть которых была списана алгоритмами соцсети.
Динамика набора лайков
Кстати, серой линией на скриншоте обозначен оптимальный график набора лайков от реальной аудитории. Так LiveDune подсказывает, была ли использована накрутка, даже когда в грамотном соотношении заказываются все показатели.
Шаг 4. Сравнение реакций по месяцам
В таблице “Реакции” отображаются все отклонения от нормы по росту подписчиков, лайков и комментариев. Это такая сводная статистика по общей картине развития аккаунта. На нашем примере это не обязательно накрутка, больше похоже на giveaway.
И еще пару слов об аудитории. Всегда смотрите, откуда приходит больше всего активности. Допустим, мы видим, что 70% подписчиков русскоязычного блогера — из Казахстана. Претензий нет, это то же СНГ. Но 90% лайков и комментариев приходит с Белоруссии. И тут уже вопрос, как? Нереалистично, накрутка налицо.
Реакции по месяцам
Разобрались, что проверка сервисами — это всегда точная и исчерпывающая статистика, которую несложно анализировать. Есть еще один вариант, может, немного архаичный, но со своими плюсами. О нем читайте ниже.
проверка вручную
На первый взгляд, ручная проверка это примитивная альтернатива продвинутым платным сервисам. И на то есть свои причины. Некоторые операции займут гораздо больше времени, а другие мы не выполним вовсе, так как физически не сможем свести характеристики 100% подписчиков. Это так — но есть и преимущества, которые не стоит игнорировать.
Ручной способ хорош, во-первых, тем, что с помощью него мы проводим грубое (и бесплатное) отсеивание совсем очевидных накрутчиков. Во-вторых, так мы учимся понимать принципы правильного развития блога, прежде чем лезть в графики специализированных программ.
– Проверка на ботов в подписках и лайках
У таких аккаунтов могут быть более-менее “реальные” аватар и никнейм. Но первое, что выдает ботов — количество подписок. Ни у одного настоящего аккаунта их число не будет превышать тысячи. Адекватный пользователь не будет так перегружать свою ленту. Плюс аккаунт бота или оффера чаще всего закрытый, чтобы для реалистичности не наполнять его контентом.
Очень много подписок
У премиальных ботов аккаунт может быть открыт и заполнен фото. Но если Вы их просмотрите, то заметите, что выложены они одним числом. А на многих фото вообще разные люди или вымышленные персонажи.
Допустим, так мы пролистали 300 аккаунтов из 20 000, заприметили 50 подозрительных и выявили 20 ботов. Это, конечно, очень немного, но теперь мы знаем, что боты присутствуют. У нас уже есть как минимум одна причина вычеркнуть блогера из списка или воспользоваться платными сервисами, чтобы установить, насколько все запущено.
С виду живой акк, на деле – бот
– Комментарии из чатов активности
Чаты активности становятся все более продвинутыми, и их участники уже не оставляют банальные смайлики и не пишут под каждым фото “Красотка”. Теперь для каждого поста владелец аккаунта дает задание: что написать, сколько слов, по какой теме.
Здесь придется взглянуть более внимательно и проанализировать содержание. Посмотрите, приводят ли комментарии к развернутому диалогу между блогером и аудиторией? Если нет, то, скорее всего, это люди из тех самых чатов.
Заказные комментарии
Такие комментарии вычислить просто. Представьте, как выполняют эти задания. У исполнителей нет времени думать и вникать в контент. Они напишут первое, что придет в голову. В 90% случаев это будет оценочное суждение и ни одного комментария об ассортименте и цене товара. Реальные отзывы будут выглядеть примерно так:
Обратите внимание, соответствуют ли комментарии тематике публикации, высказывает ли аудитория свое мнение под постом. Настоящие подписчики часто вступают с блогером и другими людьми в дискуссии, объемно разъясняют свою позицию на конкретную тему и бывают не согласны с автором.
Тоже реальное общение
Учтите еще одну тенденцию. Заказные комментарии из чата активности оставляют одни и те же люди (участники беседы, которые даже не подписаны на аккаунт). Все это говорит о том, что комменты накручены (если хотите узнать об этом подробнее, читайте в статье).
– Наблюдаем за аккаунтом
Хороший прием, если уже выбрали рекламный канал, но сомневаетесь до последнего, стоит ли начинать переговоры с блогером. Тогда проследите за жизнью нового поста на протяжении трех дней. В среднем именно за такое время новая публикация набирает основной объем откликов и держится в рекомендациях.
Поставьте уведомление на новости, чтобы точно не пропустить этот момент. И как только увидите новый пост в ленте, подсмотрите, как быстро он наберет среднее количество лайков в профиле. Если через час — все понятно, лайки липовые. Также подозрительно, если пост сутки провисит с 1 000 лайков, а на следующий день резко появится 10 000.
коротко о главном
От накрутки показателей в соцсетях никуда не уйти. Хотя бы потому, что саму эту механику используют для разных целей. Блогер имеет право докупить к живым реакциям 5-10% офферных, чтобы пройти в рекомендации, если контент действительно неплох.
Выяснили, как вычислить блогеров, злоупотребляющих ботами, которые занимаются, по сути, интернет-мошенничеством, обманывая рекламодателей. Более того, они подрывают доверие к честным авторам контента в соцсетях.
Итак, проверяют инстаграм на накрутку двумя способами. Платные сервисы представят Вам такую статистику, которую Вы не посчитаете сами, но и про ручную проверку забывать не следует. Мы рекомендуем два неплохих сервиса, которые помогут разместить Вашу рекламу без рисков для бюджета.
Читайте о других инструментах продвижения аккаунта в Инстаграм, как анализировать Ваших конкурентов и получать выгоду от взаимного сотрудничества: