Как понять что подросток подвергся вербовке
Психолог рассказала, как понять, что вашего ребенка пытаются вербовать террористы
Изменения в поведении ребенка, замкнутость и интерес к религиозной литературе могут подсказать родителям, что их ребенок находится под влиянием преступников. Таким мнением в беседе с ФАН поделилась психолог Марианна Абравитова.
Эксперт рассказала, какой чертой молодежи пользовались преступники, убеждая девушек выйти за них замуж и сбежать в Сирию.
«Многие девушки вообще хотят с кем-нибудь сбежать куда угодно, лишь бы не находиться в своей семье, где их недопонимают, им плохо. Так же людей заманивают в финансовые пирамиды. Обещают много чего интересного. Человек готов даже взять кредит и отдать [деньги], потому что ждет какого-то чуда. Вот на этом ожидании основаны очень многие манипуляции», — сообщила специалист.
Марианна Абравитова подсказала родителям признак того, что знакомый по переписке может заниматься психологической обработкой ребенка.
«Если ты знаешь своего ребенка, какой он обычно, то тебя насторожит, если в его поведении появятся изменения. Появится скрытность, желание уединиться. Обычно после обработки такими мужчинами девушки начинают читать религиозную литературу. Проблема в том, что многим родителям не до детей. Они просто отмахиваются, говорят идти спать или делать уроки. Главное, чтобы ушли и не мешали», — отметила собеседница ФАН.
В завершение она добавила, что при первых тревожных сигналах следует действовать решительно во избежание трагедии.
«Хоть кто-то и скажет, что это некрасиво, но если появились нехорошие подозрения, то можно порыться в вещах своего ребенка, залезть в компьютер и узнать, что вообще происходит в его жизни. Если чадо не идет на контакт, то можно и провести такое мини-расследование для того, чтобы обезопасить свою семью», — подытожила психолог.
Как понять, что подросток подвергся вербовке?
Учитывая рост влияния сети Интернет на все сферы общественной жизни, можно отметить, что данная площадка масштабно используется сторонниками экстремистских и террористических организаций для распространения своей деструктивной и экстремисткой идеологии и осуществления вербовки в свои ряды новых участников. В современном обществе происходит активное проникновение данных технологий во все сферы общественной жизни.
Как показывает следственно-судебная практика, наиболее уязвимым является подрастающее поколение в возрасте от 16 до 22 лет, когда формируется психика человека и самостоятельной личности.
Как понять, что подросток подвергся вербовке? Признаками участия в деструктивных группах являются следующие факты:
— Стал более агрессивным, жестко делит мир на хороших и плохих, апеллируя расовой нетерпимостью;
— Присутствует низкая самооценка и обостренная потребность в принадлежности к группе;
— Часто затрагивает социально-политические и религиозные темы, в рaзговоре высказывает крайние суждения с признаками нетерпимости;
— Изменил поведение во время спорных дискуссий, стал резко категоричным в спорах;
— Имеется социальная отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы и склонность проецировать причины своих неудач на общество;
— В лексиконе появляется специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;
— Обнаруживается резкая смена стиля одежды (предпочтение отдельным брендам, популярным в радикальной среде, нашивки с символикой, характерной для субкультур с экстремисткой идеологией;
— На компьютере оказывается много разных сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания (символика запрещенных организаций и т.д.);
— Интернет-псевдонимы, подписки в соцсетях, пароли и т.п. носят националистический характер;
— Подросток стремится к уединению, внезапно ограничивает паролем компьютер, проводит за ним много времени по вопросам, не относящимся к школьному обучению;
Приведем простые правила, которые помогут вам, уважаемые родители, значительно снизить риск попадания ребенка под влияние пропаганды экстремизма:
— Разговаривайте с ребенком! Вы должны знать, с кем ребенок общается, как он проводит время и что его волнует. Помните, что «проповедники» терроризма отлично ориентируются в подростковой психологии и знают, что молодежи тяжело разобраться в паутине мирового социума. Поэтому держите за правило при каждом удобном случае обсуждать с ребенком политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Тем самым вы поможете ребенку понять действительное положение вещей.
— Обеспечьте досуг ребенка! Спортивные секции, школьные кружки по интересам, общественные организации и военно-патриотические клубы являются отличной возможностью для самореализации и самовыражения ребенка, значительно расширят круг его общения.
— Контролируйте информацию, которую получает ребенок! Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях Интернета зарегистрирован и на каких сайтах бывает.
— Не осуждайте категорически увлечение подростка и идеологию его группы! Вместо этого попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно, правильно расставьте приоритеты.
— Начните «контрпропаганду»! Ее основой должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных рас, национальностей и вероисповедания вместе добивались положительных для себя и общества целей.
— Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы,
Уделяйте внимание своим детям, не дайте им стать орудием экстремистов и террористов! Помните, что в первую очередь от Вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей!
Защитите своих детей, не дайте им совершить непоправимые поступки!
«В группе риска — домашние, неуверенные в себе ребята». Как понять, что подростка вербуют в сети
Дело Варвары Карауловой
В 2012 году студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова познакомилась в соцсети с молодым человеком, который в процессе их переписки примкнул к запрещённой в России террористической группировке.
После продолжительного виртуального общения с юношей Варвара приняла ислам, втайне от родителей вылетела в Стамбул и затем планировала отправиться в террористическую ячейку в Сирию, чтобы выйти там замуж. При попытке пересечь границу девушка была задержана турецкими силовиками, а затем передана российским властям. 22 марта 2017 года Верховный суд России приговорил Караулову к 4,5 годам колонии, а 27 апреля 2019 года она вышла на свободу по ходатайству об условно-досрочном освобождении.
Как манипуляторы втираются в доверие?
Марина Гогуева выделяет ряд психологических техник, которыми пользуются сетевые провокаторы.
Как понять, что ребёнок попал под влияние?
«Вскрыли аккаунт девочки и поняли, что любые сообщения (мамы, незнакомых людей, знакомых) она пересылает этому человеку, и, после того как он прочтёт и напишет свой вариант ответа, девочка отправляет этот ответ как свой вариант. Мороженое съесть и то спрашивает разрешения у него».
Это цитата из недавнего поста, опубликованного в одном из родительских сообществ в фейсбуке. Автор искала психолога для 20-летней дочери подруги, которая начала вести себя крайне странно: убегать из дома, говорить о бесах и о том, что необходимо «очиститься». О человеке, под чьё влияние и контроль попала девочка, в посте ничего сказано не было.
Марина Гогуева помогает составить его примерный портрет: «Чаще всего манипуляторами оказываются взрослые люди, которые в том числе могут выдавать себя за ровесников жертв.
Познакомившись с подростком в соцсети, такой человек начинает активно делиться с ним некими знаниями о жизни, причём делает это талантливо и захватывающе
Его цель на данном этапе — стать для ребёнка авторитетом, кумиром, вытеснив с этой позиции родителей, учителей, других значимых взрослых».
По словам психолога, очень важно подобный момент не упустить — сын или дочь могут и не рассказывать родителям о новом знакомом, а вот захватившей их ум информацией делиться, скорее всего, начнут (пусть даже в виде мимолетных высокомерных реплик). Чувствуете, что ребёнок внезапно начал активно высказываться на темы, ранее его не занимавшие? Не паникуйте и, главное, не отмахивайтесь — лучше спросите, почему он так думает, на какие источники опирается. Уже один такой разговор (только без наездов и назиданий) поможет разобраться, что происходит с человеком. И продумать дальнейший план действий.
Дело «Нового величия»
В декабре 2017-го группа молодых людей, в том числе 17-летняя Аня Павликова и 19-летняя Маша Дубовик, объединились в телеграм-чат для обсуждения политики и обстановки в стране. В какой-то момент в кружок внедрился более взрослый активист (защита считает его полицейским провокатором), предложил превратить виртуальное сообщество в реальную организацию с названием, уставом и офисом, стал проводить выездные учения на стрельбищах. А потом сам разоблачил группировку — двое из её участников уже получили сроки (условный и реальный), а ещё восемь человек ждут суда. Самые младшие из них, 19-летняя абитуриентка МГУ Аня Павликова и 21-летняя студентка Ветеринарной академии Маша Дубовик, провели в СИЗО по пять месяцев, а сейчас находятся под домашним арестом.
Какие методы используют вербовщики?
Даже самые крутые подростки в душе, как правило, считают себя недостаточно классными, поэтому манипуляторы часто предлагают детям прокачать эту мнимую крутость. «В случае с мальчиками романтизируется образ сильного смелого парня, который нравится всем девчонкам („в нашей компании только такие“). Девочкам, как правило, предлагают сразиться с мальчиками („девчонкам такое не под силу, но ты же не как все“) либо обещают некие духовные ценности — любовь, искренние отношения, дружбу. Которые, разумеется, требуют жертв», — говорит Марина Гогуева.
Дело «Нового величия» развивалось как раз по последнему сценарию. По версии защиты, внедрившийся в компанию молодых людей полицейский провокатор сначала как бы вложился в ребят, а потом, когда Аня с Машей заподозрили опасность, стал давить на чувство вины. Адвокат Павликовой неоднократно озвучивал в СМИ цитаты из переписки с манипулятором, который призывал девочку идти до конца, так как без её участия ничего не получится. Да и друзья от «крысы», попытавшейся сбежать из компании, якобы отвернутся навсегда.
Что делать, если подростка пытаются использовать?
«Экологичной тактики борьбы с провокаторами, увы, не существует», — говорит психолог. Потому что ребёнка в любом случае придётся вести к разрыву опасных связей. А это для человека, попавшего под чье-либо сильное влияние, скорее всего, станет травмой. «Если ситуация пока не вышла из-под контроля, можно попробовать заставить ребёнка усомниться в искренности нового друга: подойдут похожие, но не совсем очевидные (можно даже выдуманные) примеры из жизни знакомых, рассказанные как бы мимолётом; разговор с кем-то из друзей или членов семьи, чья значимость для подростка всё ещё велика; просьба дать совет, как вести себя с неким другом или подругой, которые якобы требуют от вас каких-то жертв, — в общем, любые способы помочь ребёнку взглянуть на ситуацию критически», — советует Марина Гогуева. Но предупреждает: столь мягкие меры могут не сработать.
Насилие, унижение и непонимание родителей: почему дети убегают из дома
Если ребёнку действительно угрожает опасность, действовать придётся примерно так же, как действуют в случае с другими зависимостями — изоляция (например, смена обстановки вроде длительного отпуска на море, в деревне, в другом городе), запрет на интернет и внешние коммуникации, тотальный контроль, обязательная психотерапия. А ещё — сотрудничество с полицией. «Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), вербовщикам грозит до восьми лет лишения свободы в зависимости от того, кто осуществлял вербовку и вовлекал в совершение преступления, с применением угроз и насилия или без такового, а также какого характера было преступление», — говорит юрист «Команды 29» Анна Фомина.
Анна советует родителям не медлить с обращением в правоохранительные органы. Не можете определить, на что именно провокатор подбивает вашего ребёнка? Обратитесь к адвокату, предоставив ему все имеющиеся на руках материалы и сведения: профессионал поможет разобраться с юридической стороной вопроса и в случае необходимости составить грамотное заявление в полицию.
Как предотвратить подобные провокации?
Можно скорее снизить их вероятность, но действовать нужно до наступления подросткового возраста, считает Марина Гогуева: «Прислушивайтесь к ребёнку, уважайте его «нет». Манипуляции, которыми часто пользуются провокаторы, очень похожи на то, что многие дети слышат от родителей с самого раннего возраста.
Когда вы говорите: «Мама для тебя борщик варила, а ты не ешь, ты мамочку не любишь», вы внушаете ребёнку чувство вины за то, что сделали для него без запроса
Человек не просил вас готовить условный борщ, но теперь должен нести ответственность за то, что вы его приготовили. И захотеть его съесть. Или, например, захотеть заниматься музыкой, потому что родители потратили деньги на дорогой инструмент. А ведь важно, наоборот, уважать волю и выбор человека, приучать к тому, что он не несёт ответственности за то, что получает, не попросив. Тогда и в дальнейшем ребёнок не будет бояться обидеть кого-то отказом, а значит, станет менее уязвимым перед разного рода манипуляциями».
Материал подготовлен при участии стажера Анастасии Кадочниковой
Как понять, что ребенок подвергается насилию?
Физическое — телесные наказания, причинение боли.
Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.
Посттравматическое расстройство
ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.
Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.
Пострадавший от стихийного бедствия может обратиться за помощью, но у ребенка с комплексом жертвы формируется стойкое ощущение — он виноват сам и не заслуживает поддержки.
Как проявляется ПТСР у детей и подростков?
Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.
Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).
Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).
Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.
Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.
Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).
Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).
Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.
Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).
Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.
Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.
Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.
Употребление алкоголя, психоактивных веществ.
Почему дети молчат?
Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.
Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет».
Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.
Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.
Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.
Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.
Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.
Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.
Миф: Жертвой агрессии становятся определенные люди, которые ведут себя как-то не так, странно выглядят и обладают какими-то особенностями.
Реальность: Любой человек может стать жертвой насилия.
Последствия насилия
Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются?
Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»
Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»
Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка)
Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.
Признаки физического насилия
Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.
Признаки эмоционального насилия
Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).
Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.
Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).
Почему взрослые не замечают?
Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».
Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»
Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»
Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».
Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.
Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.
Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».
Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».
Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).
Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.
Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению
Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло.
Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.
Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.
Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.
Как защитить детей от психологической вербовки в Интернете
За круглым столом «Безопасность ребенка в Интернете: угрозы и решения» его участники обсудили насколько реальны угрозы виртуального мира и высказали свои предложения о том, как им противостоять. Напомним, что круглый стол был проведен 31 января порталом NEDUGAMNET.RU и Тюменской региональной общественной организацией «За безопасное детство».
Говоря о причинах трагедий, произошедших в декабре прошлого года, председатель тюменского регионального отделения российского общества психиатров, руководитель Кризисного молодежного центра, врач-психотерапевт Денис Култышев подчеркнул, что их нужно искать в семье. На сегодняшний день уважение сверстников заменяют лайки, которые подростки не могут получить в жизни. Не хватает подросткам и родительской любви и заботы.
Вербовка
По словам Дениса Култышева, одной из угроз Интернета является вербовка, когда один человек (в данном случае подросток) попадает под влияние другого (взрослого). Общаясь в Сети, вербующий входит в доверие к ребенку, причем настолько сильно, что через определенное время может распоряжаться его жизнью. Мы уже знаем о ситуациях, когда дети сами попадают в деструктивные группы в соцсетях. Как рассказал Денис Владимирович, ему известны случаи, когда вербовщики сами находят своих жертв в социальных сетях: знакомятся, общаются. Такое общение нередко заканчивается тем, что подросток потом нуждается в помощи врача-психотерапевта. И надо сказать, что такие пациенты уже есть у Дениса Култышева.
Руководитель Тюменского центра НЛП Алексей Кошелев акцентировал внимание на том, что многие родители вообще не понимают свой роли в воспитании детей. В их понимании воспитание ребенка сводится к тому, чтобы оплачивать кружки и секции, следить за тем, чтобы ребенок развивался гармонично. И это при том, что гармоничные отношения в семье отсутствуют. И если ребенка не хотят слышать в семье, его услышит кто-то другой. Профиль человека в социальных сетях во многом упрощает задачу вербовщика найти подход к своей жертве.
Виновные в гибели детей останутся безнаказанными?
Отвечая на вопрос председателя Тюменской региональной общественной организации «За безопасное детство» Андрея Крамарского, следователь первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Тюменской области Руслан Адуев признали, что статья в Уголовном кодексе о доведении до самоубийства в ее нынешнем виде вообще не позволяет привлекать к уголовной ответственности «вербовщика», который довел до конца злой умысел в Сети, лишив подростка жизни, ведь по факту нет ни систематического унижения, ни жестокого обращения, ни угроз, следовательно, нет и состава преступления. Существует законопроект, который внесен в Госдуму, но когда он будет принят, неизвестно. Но даже когда его примут, мы не сможем наказать тех, на кого уже завели уголовные дела, так как закон не имеет обратной силы.
Профилактика: от количества к качеству
Начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Тюменской области Наталья Дмитриева отметила, что во всех школах ведется профилактическая работа с родителями и детьми, в эту работу вовлечены не только инспектора ПДН, а все педагогические коллективы. Ведется мониторинг Интернета, ссылки на выявленные страницы, которые несут угрозу, направляются в компетентные органы.
Участники круглого стола признали, что профилактическая работа проводится массово, но ей не хвататет качества. Как заметил Денис Култышев, проблема суицидов не единственная в Интернете, существует и шантаж в отношении детей, и сексуальные преступления. Эту информацию, по словам врача-психиатра, нужно грамотно донести до всех родителей.
В связи с этим Андрей Крамарский предложил проводить общешкольные собрания не раз в году, как сейчас, а как минимум дважды в год, чтобы «разбудить родителей». Причем проводить собрания нужно с привлечением специалистов, таких как Александр Пелымский и Денис Култышев. Только тогда у нас будет эффект от профилактической работы.
Интернет для детей. Под запрет или нет?
В то же время председатель общественной организации «За безопасное детство» подчеркнул, что одних лишь профилактических мер недостаточно. Он считает, что с учетом нынешних угроз государство все-таки должно сказать свое слово и каким-то образом отрегулировать процесс нахождения детей в Интернете и в социальных сетях.
По словам Андрея Эдуардовича, сегодня мы не готовы дать однозначный ответ, как себя вести, как действовать, потому что нет глубоких научных исследований в области Интернета и образования, в области Интернета и общественной безопасности. Но и сидеть сложа руки нам тоже нельзя.
Резолюция по результатам круглого стола «Безопасность ребенка в Интернете: угрозы и пути решения»
По итогам работы круглого стола его участники считают целесообразным рекомендовать следующее:
1. Уполномоченным органам:
— выявлять и учитывать новые угрозы для подростков, исходящие из Интернета, при разработке профилактических программ, направленных на защиту несовершеннолетних детей от угроз, исходящих из Интернета. Здесь в качестве примера можно привести «вербовку», когда неизвестные люди сами находят в социальных сетях или во время онлайн-игр потенциальных жертв, вступают в с ними в переписку, входят в доверие и напрямую оказывают негативное воздействие на психику ребенка.
2. Департаменту образования и науки Тюменской области:
— по оценкам специалистов классный руководитель, особенно со стажем, является хорошим психологом и может безошибочно определить, нуждается ли тот или иной ученик в психологической помощи, в связи с чем необходимо продумать систему, позволяющую классному руководителю, без дополнительной нагрузки, своевременно информировать о состоянии ребенка школьного психолога, директора и родителей;
— укомплектовать все школы штатными психологами (сейчас они есть не во всех школах), уйти от практики совмещения должности психолога с другой должностью в школе;
— проводить общешкольные родительские собрания не менее двух раз в год, на которых напоминать родителям не только о безопасности ребенка на улице, соблюдении ПДД и так далее, но и информировать родителей об угрозах Интернета, других актуальных угрозах. Активную роль в этом должны играть управляющие советы школ. Беседы с родителями об угрозах Интернета необходимо проводить с привлечением специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, ПДН, психологов, НКО, специализирующихся на этой тематике;
— организовать подготовку тьюторов, которые в свою очередь подготовят школьных психологов с учетом реальных угроз Интернета и его негативного влияния на подростков;
— организовать семинары для родителей, на которых информировать, как защитить своих детей от «вербовки» Интернете и в реальной жизни (в случаях, когда дети попадают под чужое влияние), как уметь распознавать «вербовку» и предотвращать ее.
3. Уполномоченным органам принять к сведению следующую информацию:
— председателем ТРОО «За безопасное детство» Андреем Крамарским было высказано мнение, что сегодня с учетом процесса развития интернет-технологий многие родители не в состоянии полноценно контролировать нахождение ребенка в Интернете, поэтому государство должно оказать помощь родительскому сообществу и разработать комплекс мер, направленных на регулирование деятельности несовершеннолетних граждан в интернет-пространстве;
— участники круглого стола признали, что на сегодняшний день в российском законодательстве существуют пробелы, которые не позволяют привлекать к ответственности лиц, чьи действия в отношении несовершеннолетних в интернет-пространстве приводят к необратимым последствиям.
В процессе подготовки материала и резолюции по итогам работы круглого стола мы обратились за комментарием к заведующей сектором по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их права Елене Анфилофьевой. По ее словам, они рассматривают факты аутоагрессивного поведения детей под воздействием сети Интернет как следствие семейного неблагополучия ребенка, понимая под неблагополучием такую семейную систему воспитания, которая не позволяет ребенку самореализоваться как члену семьи, выявить и раскрыть его способности в сфере взаимоотношений с родителями, родственниками.
В связи с этим Елена Анфилофьева предлагает дополнить проект резолюции еще одним пунктом:
— всем органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в 2017 году реализовать систему мероприятий по пропаганде лучших практик воспитания детей в современной семье, в том числе в средствах массовой информации, на интернет-порталах, целенаправленно освещать опыт продуктивного взаимодействия родителей с ребенком с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.
В работе круглого стола приняли участие: