Как понять что поешь диафрагмой
Пение и разговорная речь отличаются не только по звучанию. Основа для извлечения звуков – это дыхание, которое обеспечивает работа диафрагмы. Мышечная перегородка между брюшной и грудной полостью играет роль поршня, втягивающего и выталкивающего воздух, а вместе с ним и звук.
Неосознанно и незаметно
При вдохе диафрагмальные мышцы сокращаются, засасывая воздух, легкие наполняются кислородом, снижается давление в груди и повышается в брюшине. При выдохе происходит расслабление мышц, увеличение давления в грудной полости и вытеснение диоксида углерода. Естественный процесс газообмена, то есть дыхания, не прекращается ни на минуту, и не фиксируется сознанием.
Для повседневной беседы человеку не требуется много воздуха, и вовлечения в процесс реберных и брюшных мышц. Фразы произносятся на поверхностном дыхании, при котором активно функционируют только верхние отделы легких. Работа диафрагмы, практически, незаметна, поскольку она минимально задействована при речевой нагрузке.
Когда согнута (втянута) шея, держать голову позвоночнику помогают мышцы гортани и нижней челюсти. Эти же мышцы необходимы для пения с использованием верхних, иначе головных, резонаторов. При наклоне головы звук лишается объема, становится зажатым. Двойная нагрузка на мышечный аппарат не позволяет воздуховодам принять верное положение для свободного прохождения звуковой волны.
При выровненном позвоночнике каждый сустав несет одинаковую нагрузку, а мышцы не подвергаются излишнему напряжению. Идеальная осанка позволяет сберечь мышечные резервы для освобождения дыхания и беспрепятственного прохождения звука.
Сознательное управление
При диафрагмальном певческом дыхании кислород втягивается глубоко в легкие, раздвигает ребра в стороны, создавая воздушный резерв. Поршневой принцип работы диафрагмы позволяет вокалистам контролировать объем вдыхаемого воздуха, и удерживать дыхание на нижней точке голосовой опоры. Далее, следует пролонгированный выдох, мягко и плавно выводящий звук. При затяжном сокращении диафрагмы во время пения снимаются зажимы, голос «летит». Достаточный запас и экономичный расход воздуха расширяет певческий диапазон, дает возможность использовать различные приемы в вокале, задействовать верхние (головные) и нижние (грудные) резонаторы. Пение диафрагмой или пение с опорой – это, прежде всего, сознательное управление дыханием, с которого начинается постановка голоса у вокалистов.
Разговор диафрагмой
Приемы диафрагмального дыхания и технику работы диафрагмы при пении используют профессиональные декламаторы, дикторы, театральные актеры. Длинная долгая речь требует достаточного воздушного запаса и его своевременного пополнения. Бесшумно и полноценно вдохнуть носом, как при обычном разговоре, невозможно. Добирать воздух приходится ртом, небольшими порциями, а выдыхать плавно и последовательно. В разговоре диафрагмой мышцы, принимающие участие в процессе дыхания, расслабляются постепенно, создается впечатление, что диктор говорит «на одном дыхании».
Осваивая азы извлечения диафрагмальных звуков, начинающие певцы, нередко, «поют на связках», рискуя сорвать голос. Пропал голос, и не знаете, как восстановить? Справиться с проблемой поможет Гомеовокс. Разгрузите связки и облегчите дыхание уже сейчас!
Слушая пение профессионалов, нетрудно заметить, насколько мощно звучит голос исполнителя даже без микрофона. Секрет подобной силы вокала в том, что при пении задействуются не только связки и горло, а практически все тело поющего, где ключевую роль играют диафрагма и живот. Как научиться правильной технике вокала, такой, чтобы и дыхания хватало, и голос лился легко, громко и уверенно?
В статье представлены основные моменты, позволяющие понять, что нужно делать, чтобы петь не горлом, а животом.
Развитие дыхания
Забудем ненадолго про вокал и отработаем певческое дыхание. Чтобы сделать правильный вдох, следует:
Внимание! Вдох не должен быть длинным! Представьте, что вы ахнули, словно чему-то удивляясь. Поднятые от изумления брови помогают активизировать лицевые мышцы, которые, также как и диафрагмально-брюшные, участвуют в «пении с подачей».
Вокально-дыхательные тренировки
Теперь можно начать использование полученных наработок в вокале. Поместите руки под грудь, как вы делали при первом или втором упражнении. Начинайте петь, стараясь обращать внимание только на свое дыхание. Музыкальные нюансы сейчас не важны: главное, чтобы пальцы ощущались так же, как это происходило при первом и втором тесте. Отслеживать это самостоятельно трудно, поэтому лучше петь перед зеркалом – так можно сразу увидеть, все ли происходит правильно.
Отработка вдоха – важная, но не единственная часть певческого дыхания. Выпускать набранный воздух тоже нужно уметь правильно. Выдыхать следует только после короткой (полусекундной) задержки. Выдох при пении распределять равномерно, регулируя животом выход воздушного потока. По ощущениям это что-то вроде «посадки ребер на живот», так называют данный процесс профессионалы.
Важно! На протяжении всей процедуры необходимо следить за горлом и связками, в которых не должно чувствоваться напряжения: всё оно перенесено на диафрагму. И ещё: при правильном выдохе нужно почувствовать еще и спину!
Выше представлены только самые основные моменты певческих навыков. Существует множество других секретов, помогающих вокалисту контролировать свое голосообразование. Один из них – ежедневный уход за горлом и связками.
Для профилактики несколько раз в год целесообразно пропивать курс Гомеовокса, натурального лекарственного средства, специально разработанного для профилактики и лечения голосовых связок. Курсовой прием средства надежно защитит связки и гортань от длительных нагрузок.
Как работает диафрагма при пении. Дыхание вокалистов.
Дыхание при пении отличается от разговорного прежде всего более осмысленной работой тела. Мы управляем мышцами, чтобы управлять голосом. Новички не понимают, как работает диафрагма при пении и зачем она нужна.
Но без этого знания сложно управлять певческим дыханием и голосом. Если ваша цель научиться петь «с нуля», сразу стоит разобраться, как работает диафрагма и весь дыхательный процесс. Об этом мы и поговорим сегодня.
Посмотрим небольшое видео о работе диафрагмы.
Как работает диафрагма? Правильное дыхание при пении.
Как мы видим из видео диафрагма подвижна, ее положение зависит от объема легких, мышц ребер и живота:
- при правильном певческом вдохе диафрагма расширяется и опускается вниз, как показано в видео, ребра, к которым прикрепляется диафрагма, расходятся на вдохе, объем легких увеличивается, в таком расширенном состоянии при пении диафрагма начинает выводить воздух, объем легких уменьшается, от того, как плавно будет сокращаться диафрагма при выдохе, зависит насколько устойчивым будет звук.
Когда мы поем, то дышим «животом»?!
Ощущение, что живот надувается возникает потому, что диафрагма находится в опущенном состоянии. Расширяясь, она двигает стенку живота вперед.
Как не должна работать диафрагма при пении: ошибки новичков.
Часто «новички» не могут осилить эту простую истину. Сначала берут вдох, а затем «подключают» мышцы диафрагмы, выпятив живот вперед. И, наоборот, выдохнув, они только потом поджимают диафрагму вовнутрь. Дыхание у них работает независимо от мышц живота, и это неправильно! Понаблюдайте за собой, не делаете ли вы также?
Живот становится чуть заметным у вокалиста, потому что он правильно взял дыхание — в нижнюю часть легких и опустил диафрагму. Для тренировки этого навыка в блоге O OVOCALE для вас существует несколько лайфхаков для голоса.
Певческое дыхание. Дыши правильно — пой громче!
Каким бы видом пения вы ни решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала ни пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.
Ко мне приходило много учеников, которые уже занимались вокалом, но почти все признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения. Голосовые зажимы, нехватка воздуха в длинных фразах…
с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания. Ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.
В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с основами певческого дыхания, исходя из моего опыта педагога по вокалу. При желании углубиться в данный вопрос, вы всегда можете почитать научную литературу о пении.
А вы задумывались, правильно ли дышите?
Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.
Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?
А ведь с этого и начинается постановка голоса! С мысли о том, как и куда вы вдыхаете и сколько выдыхаете. И не только во время пения, но и в обычной жизни. При разговоре, например.
Чтобы научиться правильно дышать.
…важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала.
Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.
Физиология певческого дыхания.
Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули? Это три критерия, которые важны для певческого дыхания.
Если есть возможность, сделайте вдох, глядя на себя в зеркало. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!
Вы скажите: «А я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.
Главная ошибка начинающих певцов:
Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха. Это приводит к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.
В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.
Контролировать дыхание при пении помогают мышцы, которые составляют мышечный каркас вокруг легких:
Так Как правильно дышать при пении?!
Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет только верх легких.
Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным.
Певческое дыхание отличается своей глубиной. Увы, большинство людей дышит поверхностно.
Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение. Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких. Таким образом включается другой тип дыхания — нижнереберное, диафрагмальное, оно же дыхание «животом».
Для освоения нижнереберного дыхания желательно учиться петь с педагогом. И хотя этот механизм устроен самой природой, главное — его правильно запустить.
Научиться певческому дыханию легко:
При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?
На картинке она красным цветом. Видно, насколько эта мышца большая. У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.
Давайте найдем, где располагается диафрагма у вас:
- Найдите солнечное сплетение, где соединяются ребра в мечевидном отростке, и коснитесь их краев снизу спереди. Проведите пальцами по нижнему контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер снизу крепится диафрагма.
В момент вдоха у вокалистов диафрагма расширяется в стороны, она следует за раздвигающимися нижними ребрами.
Почему нельзя дышать грудью?
когда вы набираете воздух в верх груди, ребра сужаются, диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании воздуха.
Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранное, так как держать воздух в легких и расходовать его планомерно без участия диафрагмы сложно.
А дышим ли мы животом во время пения?
Не вдыхайте при пении ни в грудь, ни в живот!
Просто расширяйте ребра и диафрагму при вдохе. Иначе появится «разрыв» в понимании, что такое вокальное дыхание и куда набирать воздух.
Чтобы не объяснять физиологию голоса, педагоги вокала часто прибегают к такой хитрости — советуют «дышать животом», надеясь, что это активирует диафрагму… Но этот совет ведет к плачевным результатам.
Воздух по-прежнему идет в верхнюю часть легких, дыхание остается поверхностным. Только к нему подключаются зажимы в брюшной раздутой полости. Это частый случай, увы.
Дыхание «животом» полезно для организма?
Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.
К тому же при использовании нижних запасов легких мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.
Певческое дыхание знакомо каждому человеку с рождения!
Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат «животом». Обратите внимание на глубокое дыхание животом у кошки или собаки. Во сне мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!
Вокальное дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Голосовые связки утомляются меньше.
Правильное певческое дыхание начинается с внимания
Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время пения можно следить. И я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.
Сделайте вокальное дыхание для себя привычным!
Это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за вдохом несколько дней. Сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…
Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.
Поверьте, любой педагог вокала будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание хотя бы на уровне понимания своего организма. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.
И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!
Подписывайтесь на новости блога, чтобы не пропускать свежие статьи:)
19 комментариев
Спасибо. Очень просто написано. И полезно чрезвычайно.
Юля, спасибо большое за комментарий! Рада, что мои статьи помогают:) А каким видом вокала Вы занимаетесь?
А меня учили дышать не так! Чем ниже в живот вдыхаешь, когда поешь, тем лучше. Голос тогда звучит глубже. Это как бы петь на опоре. И мне всегда помогает, когда представляю как вдыхаю в самый низ живота, делаю очень объемный долгий вдох перед тем как петь. И всем советую!
С уважением, Евгения
Евгения, спасибо, что делитесь опытом! Это очень важно. Могу лишь ответить, что типов дыхания очень много — и певческих в том числе. Я лично практикую около пяти, а представляете сколько их вообще?) И вы все делаете правильно, что пользуетесь тем типом дыхания, который подходит именно вам и помогает петь лучше. Значит, чувствуете и понимаете свой голос. Но не останавливайтесь на достигнутом! Всегда ведь интересно попробовать что-то новое? И подышать иначе, например. Вдруг вам понравится?;)
Текст грамотно составлен, и до краёв наполнен смыслом. Благодарю! Наконец-то разобрался с работой рёбер.
Даниил, очень вам признательна за теплые слова:) Рада, что блог о вокале помогает петь лучше)
Здравствуйте! Сын учится в муз. школе. И только на хоре у него кружится голова. Долго не могла понять причину. Теперь поняла! Спасибо! 😊
Всегда была убеждёна, что дышать реже — очень полезно. Первые мысли на эту тему пришли в голову еще в детстве, когда обратила внимание на дыхательные процессы животных/млекопитающих. Например, кошки и собаки дышат очень часто (это вообще невооруженным глазом видно), при этом и живут 15-20 лет в самом лучшем случае. А если взять черепаху, например, то заметим абсолютно противоположную картину! И при этом они могу прожить сотни лет! Как-то так)
Марина, спасибо, что поделились мнением! Вы верно мыслите — все вокальное дыхание сводится к тому, чтобы сделать вдох и удерживать воздух, расходуя его по чуть-чуть. И при таком навыке, конечно, вдохи будут реже, а выдохи медленнее и экономичнее!
Доброго времени суток! Очень классно и рассудительно всё истолковываете, но, может быть, вы ведёте уроки вокала? Есть ли возможность к вам попасть?
Добрый день! В силу того, что желающих заниматься пением очень много, я временно приостановила набор учеников. Можете найти себе педагога в нашей школе онлайн о вокале, буду рада помочь по всем вопросам — если будут вопросы напишите мне на почту info@ovocale.ru или вк vk.com/elenadorngof
Спасибо. Вы мне очень помогли! Вдруг в 50 лет я решил заняться вокалом (исключительно для себя — люблю с детства петь, но к сожалению не получил музыкального образования) и неожиданно обнаружил, что есть проблемы с дыханием — не хватает воздуха на длинные фразы и громкости, хотя занимаюсь теннисом, много хожу пешком — так что с «дыхалкой» вроде все в порядке. Но сейчас, просматривая ролик Аиды Гарифуллиной, был поражен — как она ухитряется петь такие длинные фразы и при этом совершенно не задыхаться в платье с корсетом?! Вы ответили на мой вопрос, певческое дыхание далось с первого раза. Буду развиваться дальше. Еще раз — огромное спасибо!
Андрей, спасибо за то, что поделились и за Ваш душевный отзыв! Успехов в вокальных тренировках на дыхание!
Наконец-то прочитала статью, где говорят дышать нижними ребрами (как и меня учили) а не животом. Про дыхание в живот до сих пор не понимаю)
Спасибо большое за комментарий. Искренне надеемся, что статья помогла Вашей вокальной технике:)
Спасибо большое за статью, очень помогла понять, как все таки правильно дышать! Педагог учил именно куда-то в живот набирать воздух, надувая его, вследствие чего воздуха набиралось как и с «обычного» вдоха. А благодаря статье я вдохнула, расширяя ребра и все получилось, значительно более глубокий вдох! Правда живот у меня наоборот будто подтягивается при этом, может где-то все же ошибаюсь?)
Живот не должен менять положение слишком явно, если он сильно втягивается, возможно, вы поднимаете плечи. Тренируйтесь перед зеркалом.
Много воды. Тема не раскрыта из-за безумного количества лишних слов. Нормальный преподаватель на раз покажет, что такое опора. Тут какая-то медицина.
Спасибо за Ваше мнение. Без знаний медицины и как работает голос на физиологии, научиться петь хорошо, к сожалению невозможно. Все профессиональные вокалисты разбираются в своем организме, если хотят достичь результатов в пении. Желаем найти нормального преподавателя вокала под ваш запрос:)
Leave A Reply Отменить ответ
Мы учим петь осознанно!
ШКОЛА ВОКАЛА ОНЛАЙН
Уроки вокала «с нуля». Вокальные курсы и тренинги для профессионалов. Опытные педагоги международного уровня Посмотреть.
ПОИСК ПО САЙТУ
РАЗДЕЛЫ БЛОГА
ОБ АВТОРЕ
Автор блога Елена Дорнгоф, певица и педагог по вокалу со стажем преподавания с 2007 года. Подробнее.
Тахикардия
Здоровый человек никак не ощущает работу своего сердца. А при возникновении нарушений ритма сердца, он может ощущать сердцебиение, перебои или «выпадения пульса». Нормальная частота сердцебиения взрослого человека от 60 до 90 ударов в 1 минуту.
Тахикардия — это увеличение частоты сердечных сокращений до показателей, превышающих 90 ударов в минуту. Зачастую в таких ситуациях пациенты предъявляют жалобы на усиленное биение, «трепетание» или «выскакивание» сердца, говорят, что «сердце колотится». Разумеется, подобное состояние является отклонением от нормы.
Наши врачи
Причины возникновения тахикардии:
Тахикардия при заболеваниях сердца описана в разделах, посвященных сердечной недостаточности, инфаркту миокарда, аортальной недостаточности, нарушения ритма и проводимости сердца, артериальной гипертензии.
Другие причины тахикардии коротко приводятся ниже.
Тахикардия и сахарный диабет
Тахикардия является одним из проявлений декомпенсации сахарного диабета. Нарушения нервной регуляции сердца нередко приводит к учащению сердцебиения, которое трудно поддается лечению.
Тахикардия при заболеваниях желудка
В некоторых случаях тахикардия после еды обусловлена так называемым гастрокардиальным синдромом. Он характеризуется тем, что острая или жирная пища приводит к обострению патологий желудка, проявляясь болью в брюшной полости, сочетающейся с увеличением частоты сердечных сокращений.
Но само по себе учащение сердечного ритма после приема пищи – это не заболевание сердца, а симптом, который должен насторожить пациента и заставить его обратиться за консультацией к врачу-кардиологу и гастроэнтерологу.
Тахикардия, потливость и слабость – триада характерная для т.н. демпинг-синдрома, состояния, которое возникает после операции резекции желудка. В этом случае пища из уменьшенного желудка быстро попадает в тонкий кишечник и вызывает вышеперечисленные ощущения.
Тахикардия после еды
У людей с избыточным весом жировые отложения возникают не только в подкожном слое, но и на оболочках внутренних органов, со временем все больше ограничивая их естественную подвижность. В таких ситуациях после обильной трапезы заполненный желудок оказывает давление на диафрагму, что провоцирует учащение дыхания и, как следствие, увеличение частоты сердечных сокращений.
Нельзя забывать и о том, что процессы переваривания и усвоения съеденной пищи являются серьезной нагрузкой для организма, которая требует повышенных энергозатрат. Для этого сердце вынуждено увеличивать частоту сокращений, чтобы обеспечить достаточный приток крови к желудку, кишечнику и пищеварительным железам. А при наличии лишнего веса эта задача осложняется большими объемом жировой ткани.
Тахикардия при патологии нервной системы
Увеличение частоты сердечных сокращений также характерно для лиц, имеющих нарушения психоэмоциональной сферы, которое может служить одним из проявлений невротического состояния. В этой ситуации пациенту нужно всего лишь успокоиться – и тогда сердечный ритм быстро придет в норму.
Тахикардия при заболеваниях щитовидной железы
Повышение активности щитовидной железы (тиреотоксикоз) приводит к устойчивой тахикардии. При этом происходит при воспалительных заболеваниях этого эндокринного органа, а также появлении гормонально активных образований (узлов).
Лечение тахикардии
В том случае, когда тахикардия возникает однократно и сама по себе быстро прекращается, это не должно стать поводом для беспокойства. Но если данный симптом появляется постоянно, то необходимо обратиться за консультацией к кардиологу. Следует помнить, что тахикардия может быть симптомом, как функционального расстройства нервной системы, так и тяжелого заболевания сердца.
Определив причину повышенного сердцебиения, врач сможет подобрать для вас оптимальную схему терапии основного заболевания.