Как понять что поступил на бюджет
Бесплатное образование: как оценить свои шансы поступить на бюджет
Поступление в вузы на бюджет — испытание еще то. Информации в интернете по этому вопросу очень много, она находится на сайтах вузов и других официальных источниках. Чтобы помочь вам разобраться, мы собрали все данные в одной статье. Перед вами пошаговая инструкция, которая поможет оценить свои шансы на бесплатное обучение.
В России государство оплачивает около 50 % мест в вузах
Шаг 1. Изучаем, сколько есть бесплатных мест
Каждый государственный вуз обязан выделить места на бюджетной основе. Количество мест на бесплатном отделении зависит от популярности факультета и специальности. И получить бюджетное высшее образование можно не только в московских вузах. В некоторых количество бесплатных мест достигает 1,5–2 тыс. Например, в Белгороде, Воронеже, Волгограде, Кирове, Ростове-на-Дону, Иркутске, Краснодаре, Челябинске и других российских городах.
Шаг 2. Разбираемся в терминах
Рассмотрим понятия, без которых сложно оценить свои шансы на поступление:
Что такое пороговый балл?
Чтобы просто сдать, необходимо набрать по каждому предмету определенное количество баллов. Вот как это было в 2020 году:
Что такое минимальный балл?
Для подачи документов в вуз есть также определённое количество баллов, которое нужно набрать на ЕГЭ по каждому из предметов. Минобрнауки установило следующие минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы в 2021 /22 учебном году :
Каждый вуз устанавливает собственное минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления. Многие технические учебные заведения не готовы принимать тех, кто набрал по математике менее 50 баллов. Гуманитарные – выдвигают повышенные требования к языкам.
Последние семь лет минимальный балл ЕГЭ растет
Что такое проходной балл?
Проходной балл зависит от того, с какими результатами ЕГЭ были зачислены абитуриенты в прошлом году. Особенно важен результат последнего счастливчика, который с минимальным количеством баллов поступил на бюджет.
Пример. Поступить хотели 200 человек, а бюджетных мест было 50. Проходным считается балл студента с наименьшим результатом. Например, с 150 баллами при том, что у остальных балл был выше.
В 2019 году 445 человек сдали 2 предмета на 200 баллов, 30 человек получили 300 баллов, 2 человека получили 400 баллов за 4 предмета
Шаг 3. Выбираем вуз по проходному баллу
Если вы можете прикинуть, какой балл получите на ЕГЭ, то пора подбирать подходящий вуз. Кстати, хорошо помогают оценить свои шансы пробные экзамены.
Все вузы с бесплатными местами, они еще называются бюджетные учреждения высшего образования, для удобства мы поделим на три категории:
Обычно топовые вузы выдвигают повышенные требования, а остальные снижают планку, чтобы привлечь поступающих. Давайте посмотрим проходные баллы вузов всех трех категорий в 2017 году.
Если ваш средний балл выше 85: проходные баллы в востребованных вузах
Вывод. Для поступления в топовые вузы средний балл ЕГЭ должен быть выше 80–85. Попасть в число таких отличников сложно, согласны? Если вы не уверены в хороших результатах, рассмотрите учебные заведения с менее жесткими требованиями.
Если ваш средний балл от 65 до 80 баллов: проходные баллы в средних вузах
Вывод. Со средним баллом ЕГЭ 65–80 можно поступить в бюджетные вузы Москвы, вузы Санкт-Петербурга и в ведущие региональные университеты.
Если ваш средний балл 55–65 баллов: проходные баллы в непопулярных вузах
Вывод.Если вы наберете меньше 65 баллов, не паникуйте. Проходные баллы во многие региональные вузы ниже этой планки. А получить хорошее высшее образование сегодня можно не только в столицах.
Шаг 4. Оцениваем свои шансы по количеству баллов
280–300 баллов – лучшие вузы страны, любые специальности.
200–250 баллов – популярные вузы, специальности: лингвистика, иностранный язык, юриспруденция, экономика, менеджмент, здравоохранение, математика, физика.
200 баллов – средние вузы, специальности: информатика и вычислительная техника, педагогика, химия и биотехнологии, автоматика и управление, электротехника, энергетика. Или ведущие региональные вузы, любые специальности.
150–200 баллов – средние вузы, специальности: геология, экология, транспортные средства, сельское и рыбное хозяйство. Или непопулярные вузы, любые специальности.
Менее 150 баллов – непопулярные вузы, некоторые специальности.
Иногда даже с высоким баллом можно не попасть в заветную двадцатку, а с низким по счастливой случайности – поступить в желаемый вуз. Главное – используйте все шансы и не забывайте о запасных вариантах. Удачи!
Как понять что поступил на бюджет
Зачисление на бюджет происходит только по оригиналу аттестата или диплома
Списки помогут оценить шансы на поступление на бюджетные места
На бюджетные места зачисляются абитуриенты с оригиналами по убыванию набранных баллов.
Списки абитуриентов показывают, сколько подано заявлений на выбранное вами направление подготовки, сколько баллов у других абитуриентов, и кто из них предоставил оригинал аттестата. Обновление информации происходит каждый час.
В верхней части списка вы видите абитуриентов с оригиналами, выстроенных по убыванию баллов, затем абитуриентов без оригиналов и абитуриентов, предоставивших оригиналы на другие направления подготовки в Университете Лобачевского.
26 июля закончится приём заявлений на бюджетные места очной и очно-заочной форм обучения. В списке перестанут появляться новые абитуриенты.
Этап приоритетного зачисления
29 июля на бюджетные места будут зачислены абитуриенты:
— с особыми правами на 10% бюджетных мест
— поступающие на целевые места
— победители и призёры олимпиад школьников, поступающие без результатов вступительных испытаний
В общем конкурсе останутся бюджетные места, не занятые абитуриентами, которых зачислят 29 июля.
А теперь тот самый общий конкурс
Отслеживайте, сколько абитуриентов подали оригиналы на ваше направление подготовки, и какие у них конкурсные баллы. Оценивайте свои шансы по тому месту в списке, которые вы займёте, если предоставите оригинал.
Например, на направлении есть 30 бюджетных мест. Если по баллам вы окажетесь на 10-11 месте среди абитуриентов, предоставивших оригиналы, то ваши шансы поступить на бюджетное место высоки. Пора нести оригинал в приёмную комиссию.
Если ваша позиция окажется ближе к 25-30 из нашего примера с 30 бюджетными местами, то существует риск, что оригиналы предоставят абитуриенты с более высокими баллами. В этом случае обратитесь за консультацией в приёмную комиссию выбранного факультета или института. Сотрудники приёмной комиссии знают конкурсную ситуацию на своих направлениях и помогут определить ваши дальнейшие действия.
Первый этап зачисления. 80% бюджетных мест
На первом этапе зачисление проводится на 80% бюджетных мест, оставшихся свободными после зачисления 29 июля.
До 1 августа нужно предоставить оригинал для участия в первом этапе зачисления.
3 августа проходит зачисление первого этапа.
Если к моменту окончания приёма оригиналов 1 августа на нашем направлении будет 62 оригинала, то будут зачислены все 62 абитуриента с оригиналами. Если оригиналов будет больше, то будут зачислены 62 абитуриента с наиболее высокими баллами среди тех, кто предоставил оригинал до 1 августа.
Второй этап зачисления. 20% бюджетных мест
До 6 августа идёт приём оригиналов для участия в конкурсе на втором этапе зачисления.
8 августа проходит зачисление второго этапа.
Если на направлении из нашего примера в первую волну были заполнены все 80%, то есть 62 из 77. Значит, во второй волне осталось 15 бюджетных мест.
Абитуриент, который до 26 июля подал заявление на наше направление, но не участвовал в первой волне, может предоставить оригинал и подать заявление о согласии на зачисление до 6 августа и участвовать во второй волне. Или абитуриент, который участвовал в первой волне, но оказался по баллам на 63 месте среди абитуриентов с оригиналами, может оставить оригинал на нашем направлении и участвовать во второй волне.
Схема зачисления такая же, как на первом этапе. 8 августа будут зачислены 15 абитуриентов с наиболее высокими баллами, предоставившие оригиналы аттестатов и заявления о согласии на зачисление до 6 августа.
Также читайте описание процедуры зачисления и формирования проходного балла на форуме абитуриентов
Что ждет абитуриентов в 2021 году: единый конкурс, заявления онлайн и 10 специальностей
При поступлении в вузы в 2021 году абитуриентам нужно учитывать новые правила Минобрнауки. Теперь вузы смогут сами проводить единый конкурс по разным специальностям, предлагать вступительные испытания по нескольким предметам на выбор, а количество направлений для подачи документов вырастет до 10. Еще все вузы начнут принимать электронные заявления, а списки должны обновлять не один раз в день, а пять.
Вот обзор самых важных изменений, которые можно учитывать уже сейчас.
Вступительные испытания
Несколько экзаменов на выбор. Для зачисления в вуз нужны результаты ЕГЭ. Каждый вуз сам решает, какие именно экзамены нужны для зачисления на конкретное направление. Раньше был четкий список: на это направление нужен русский язык, математика и физика, а вот на это — русский, математика и информатика.
Теперь вуз сможет установить несколько вступительных испытаний на выбор. И тогда абитуриент сможет сам решить, какие результаты ЕГЭ представить: физику или информатику, химию или биологию, историю или обществознание.
Отдельные экзамены для выпускников техникумов. Раньше список вступительных испытаний на конкретное направление был общим для всех абитуриентов: и для выпускников школы, и для тех, кто поступает после техникума или колледжа, и для тех, кто получает второе высшее. Теперь вузы смогут разделять списки экзаменов для поступающих на базе среднего общего образования, среднего профессионального и высшего.
Единый конкурс
Раньше на каждую специальность был отдельный конкурс. Теперь его могут сделать общим для нескольких родственных направлений. Тогда на факультет зачислят по общему списку, а после первого или второго курса разделят студентов на специализации.
Количество специальностей для конкурса
По старым правилам документы можно было подать в пять вузов, а в каждом из них — на три направления. Теперь вузам разрешили самим решать, каким будет максимальное количество специальностей для участия в конкурсе, вплоть до 10.
Вузов будет по-прежнему пять.
Электронные заявления
Летом 2020 года на госуслугах заработал суперсервис для поступления в вуз онлайн. Абитуриенты могли отправить заявления и документы через интернет и следили за результатами конкурса в личном кабинете. Но тогда к сервису подключились только 54 учебных заведения.
Со следующего года подать электронное заявление можно будет в любой вуз: теперь для них это обязательное требование, а не временный порядок на период пандемии.
Как в России устроена система высшего образования
И сколько в стране студентов
По опросам ВЦИОМа, 59% россиян считают, что высшее образование стало менее доступным, чем в советское время.
Для сравнения: в 2016 году так считали 53% опрошенных. Мы изучили статистику и узнали, какие профессии и какие вузы выбирают российские абитуриенты и помогает ли высшее образование найти работу.
Сколько в стране студентов
По данным мониторинга Российского технологического университета (МИРЭА), в 2020 году высшее образование в России получали 4 млн человек. При этом с каждым годом студентов становится меньше: по статистике ВШЭ, за последние 15 лет их количество снизилось на 59% — с 7 млн человек в 2006 году до 4 млн в 2020.
Статистический сборник «Образование в цифрах», ВШЭPDF, 2,3 МБ
Больше всего студентов учится в Москве: здесь высшее образование получают 722 тысячи человек. На втором месте — Санкт-Петербург: 310 тысяч человек. Третий по популярности регион для получения высшего образования — Татарстан: 142 тысячи студентов.
Если же посмотреть на относительные значения, то самым студенческим регионом окажется Севастополь: 79 учащихся на 1000 человек. Москва и Санкт-Петербург делят второе место с показателем 58 студентов на 1000 жителей.
Самое крупное учебное заведение в стране — Московский госуниверситет имени Ломоносова, там учатся 38 тысяч человек. На втором месте — Казанский (Приволжский) федеральный университет: 36 тысяч человек. На третьем — Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина: 35 тысяч.
Как поступают и на кого учатся
Несмотря на то что в Москве учится больше всего студентов, в столичные вузы поступить сложнее всего. По данным ВШЭ, самый труднодоступный университет — это Московский физико-технический институт: средний балл по ЕГЭ у абитуриентов 2020 года составляет 97,6. Другие вузы с высоким конкурсом — МГИМО, ВШЭ, МИФИ и ИТМО, где средний балл составляет от 92 до 96. Для сравнения: средний балл ЕГЭ, с которым россияне поступают в высшие учебные заведения страны, равен 60.
Все специальности Министерство образования и науки группирует в академические направления. Самое многочисленное по количеству учащихся направление — «инженерное дело, технологии и технические науки»: 1,3 млн человек, треть всех российских студентов. Следом идут науки об обществе — правоведение, социология, история, философия: по этому направлению получают образование 1,1 млн студентов. На третьем месте — медицинские науки: 477 тысяч человек.
Что касается конкретных специальностей, то, по данным Министерства образования и науки, популярнее всего «юриспруденция». Всего на юристов учатся 362 тысячи человек. На втором месте — «экономика»: 274 тысячи человек. Третья по популярности специальность — «менеджмент»: 178 тысяч человек.
Сколько человек учится за счет бюджета
По данным мониторинга МИРЭА, почти половина всех российских студентов — 1,9 млн человек — учатся на бюджете. Около 1% из них поступили в вузы без конкурса, благодаря олимпиадам. Самый популярный университет у таких абитуриентов — Высшая школа экономики. Так, в 2020 году сюда поступили 485 олимпиадников. Для сравнения: в МГУ без конкурса поступили 309 человек, в МФТИ — 163, а в СПбГУ — 156.
По словам бывшего ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, государство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2020 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 541 человека. Также существуют специальности, платный набор на которые в три-четыре раза превышает бюджетный. К ним относятся «юриспруденция» и «экономика». Здесь, как правило, разрыв между платниками и бюджетниками составляет 15—20 баллов ЕГЭ.
Сколько студентов трудоустраивается после учебы
Если верить Росстату, треть россиян, которые официально трудоустроены, имеют высшее образование: 34,2% в 2019 году. Большая часть занятых жителей России — выпускники техникумов и колледжей: 45% всех трудоустроенных россиян имеют дипломы средних специальных учебных заведений. Еще 16,9% работающих людей окончили школу, а 3,7% — только 9 классов.
Сборник «Россия в цифрах», РосстатPDF, 24,7 МБ
Тем не менее у человека с дипломом вуза шанс найти работу выше: из общего числа безработных только пятая часть — люди с высшим образованием. Более того, в большинстве случаев выпускники вузов устраиваются по профилю. По данным одного из исследований ВШЭ, 69% выпускников 2016—2018 годов на вопрос « Работаете ли вы по специальности?» ответили утвердительно.
Трудоустройство выпускников по профилю обучения, ВШЭPDF, 388 КБ
Чаще всего работают по диплому выпускники-медики: в 2016—2018 годах таких было 96,6%. На втором месте — люди с педагогическим образованием: 80%. На третьем — специалисты в области искусства и культуры: 79,6%. Реже всего трудоустраиваются по специальности выпускники, которые получали образование в сфере сельского хозяйства: 44,3%.
Как российские вузы оценивают в мире
На международном уровне отечественная система образования — не только высшего — оценивается невысоко. Например, Россия заняла 52-е место из 139 в международном рейтинге Education Index, который составляется по данным Института статистики Юнеско.
В то же время в мировом рейтинге THE World University Rankings, который оценивает крупные высшие учебные заведения, МГУ занял в 2020 году 158-е место. В топ-350 рейтинга также вошли МФТИ, ВШЭ и СПбГУ.
Выпускники российских вузов имеют возможность легализовать свои дипломы за рубежом, благодаря чему они могут искать там работу. Сделать это можно в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения о взаимном признании документов. В их числе страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и некоторые члены ЕС. Например, такие соглашения заключены с Беларусью, Ираном, Кипром, Китаем, Венгрией, Чехией.
Некоторые российские университеты также имеют образовательные программы двух дипломов, где студенты получают образование одновременно в российском и зарубежном вузе. Подобные программы, в частности, есть в МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, КФУ. А выпускникам ВШЭ выдают европейское приложение к диплому, фактически легализуя его для западных стран.
Че то слабо верится в 69% выпускников, работающих по специальности. Да и про 80% выпускников педа тоже сомнительно звучит
KuroFlake, подтверждаю, как выпускница педа. По пальцам пересчитать можно одногруппников, которые пошли в школу. Да и те немногие убежали оттуда, поработав несколько лет.
просто это единственное мемное число между 0 и 100
Andre, есть ещё 42, а если с дробями, то можно приплести любое, как 22.8%
KuroFlake, если только очень притянуть за уши.
Влад, большое спасибо за внимательность! Мы все поправили)
Аглая, ну так и прошло 15 лет, это где то 7 процентов повышения в год, обычное обесценивание денег в кармане, учеба не подорожала
V, учеба подорожала в смысле доступности.
В 2007 году выделить 30 тысяч в Мск могла даже секретарь и оператор колл-центра.
Как и в ВУЗ этот могла поступить даже троечница.
В 2021 году оператор колл-центра в Мск получает максимум 35 тысяч, а секретарь 40-50 тысяч. То есть своему сыну оплатить этот же ВУЗ не сможет.
Инфляция есть, а зарплаты индексирует далеко не всем.
V, год в вшэ сейчас стоит 650 тыс. На некоторые специальности немного меньше, на некоторые больше. Причем на моём факультете дизайна, учеба стабильно дорожает на 50к в год.
Аглая, ну около 20 лет стояли на очерели за «бесплатной» квартирой и в это время жили во флигеле, готовили на керосинке, воду таскали с колонки. Ну и магичесуие манипуляции про договорится с правильным человеком, чтоьы быстрее очередь шла.
Не то, что сейчас! Ужас, кабала!
Аглая, если сказка тогда нужны цифры что бы как то сравнить.
Карина, если спрашивают диплом, то это уже плохой звоночек
Пошел в универ на заочку чтобы просто была бумажка.
Знаний почти никаких не получил, задания бредовые и оторваны от реальности, любыми способами пытались стричь бабло со студентов.
Работал ещё до поступления в универ по специальности (заканчивал колледж).
Как итог, просто впустую потратил 5 лет своей жизни непонятно на что.
Все мои нормальные работодатели даже не спрашивали об универе. На последнее место работы я вообще в резюме забыл указать про высшее образование. Меня после тестового задания и собеседования спокойно взяли.
Влад, так вы шли за бумажкой и получили бумажку. Тот, кто идёт за знаниями, их обычно и получает.
Калина, Не факт, далеко не факт.
Калина, интересный взгляд
Мои студенческие годы были просто топчик!
Я шла в универ за знаниями, а не за документом. Знаний получила выше крыши. Странно было ожидать, что я придут 1 сентября, открою мозг и начну ощущать, как туда что-то складывают. Учеба — это работа, ее за вас никто не сделает. От универа она практически не зависит, так же как ваше качество как специалиста не зависит от вашего работодателя.
Вот видишь ты, что лекции фигня, так найди в интернете хорошие, попроси заменить преподавателя, переведись в другой поток. Если это невозможно, ищи другой универ, а не сиди на попе ровно и понимай, что 4-6 лет твоей жизни ты тратишь на фигню.
Обычно быстро понимаешь, что актуальное, а что нет. Какие лекции стоит посещать, а какие можно профилонить без потери качества. Обычно при универах есть клубы по интересам, всякие стажировки на кафедрах и т.п. Можно уйму времени провести с пользой. Я ещё успевала на курсере что-то учить, ходить на лекции Computer Science клуба при ПОМИ, вписывалась почти во все проекты.
И да, я училась не на изи-бризи специальности, а на одной из самых жестких кафедр Матмеха СПбГУ. Это было очень нелегко, так как я не гений от природы. Но у меня язык не повернется сказать, что что-то в универе было зря, будь-то функциональный анализ или даже лекции по философии. Из всего можно извлечь пользу для себя как человека или специалиста.
Калина, согласен что получение знаний прежде всего зависит от студента. Но и преподавательский состав должен быть не «я 40 лет уже преподаю это и не хочу узнавать что в мире за это время случилось». Иначе проще книгу почитать, чем с таким человеком общаться.
Честно, не понимаю какие выводы должны сделать люди из этой статьи?
Я очень рада конечно, что просто использовали данные из банка статистической информации ВШЭ, но
1. Если хотели показать стало ли образование доступнее можно показать как увеличилось число бюджетных мест, как изменилась доля абитуриентов/студентов от общей массы населения. Все данные для подобных выводов в открытом доступе.
2. Про баллы для поступления тоже можно было бы хотя бы обозначить это проходной на бюджет или на контракт или средний?) средний проходной балл кстати часто зависит от университета: массовое обучение или узкопрофильный вуз, например у МФТИ будет высокий проходной балл как на бюджет, так и на контракт. В тоже время у отраслевых региональных вузов высокий вступительный впринципе невозможен)
3. Про рейтинги. Вообще стало безумно грустно. Можно было рассказать как за последние 10 лет изменилось вхождение российских вузов в международные рейтинги и как считается балл в этих рейтингах. Например, раньше был только МГУ и СПбГУ на слуху, а сейчас все вузы 5-100 на какие то место вошли. Да и по мимо публикационной активности, и репутационная составляющая рейтингов наших университетов выросла.
4. Кстати о федеральных программах, если говорить про устройстве высшего образования можно было бы о них рассказать. А то есть замечательная плашка про реформы в образовании, а то что на самом деле оно структурно меняется не написано.
5. Если статья называется «как устроено высшее образование в России», можно было бы актуальные facts&figures назвать, рассказать про уровни ВО. Рассказать в чем на самом деле разница бакалавриат-магистратура, зачем идти в аспирантуру и что это такое. Как участвовать в конференциях, какие межвузовские программы интересные есть. Как будучи студентом участвовать в НИОКР, зачем, как и зачем писать научные статьи и почему наши университеты наконец то начали стремиться в сторону науки а не просто массового обучения студентов. В общем очень много чего интересного есть(
Полина, поддерживаю, в статье очень много нехватает.
Как изменилась доступность ВО в зависимости от стоимости, как сокращаются бюдженые места и куда у нас девается столько экономистов и юристов.
Ощущение, что высшее образование становится менее доступным, вполне обоснованно. Даже из статьи следует, что количество студентов уменьшается. Я уже не говорю о повсеместной идее, что для поступления в хороший вуз нужны деньги на репетиторов. Сейчас у родителей 11 класс называется «вторым декретом», нервы, затраты, вложения сил точно выросли. Естественно, люди формулируют это как «поступить стало сложнее».
Государство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2020 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 541 человека.
Очень востребованное направление «востоковедение и африканистика»)))
Для справки, есть методика расчёта кцп, запросы на специалистов подают регионы.
В 2010 году в МГУ училось 38 тысяч студентов. Вряд ли за 11 лет их число выросло в 10 раз, до 350 тысяч.
Не увидел данных сколько зарабатывают люди которые обучают студентов? В каких вузах какие зарплаты у преподавателей? Это важные параметры, по которым можно понять, наши высшие учебные заведения будут расцветать или чахнуть. 🙂
Я думал тренд на экономистов и юристов давно в прошлом, это было актуально в 90е начало 00х, когда их реально нехватало.
Сейчас куда все эти люди устраиваются?
Считаю что большинству студентов вышка реально не нужна, они впустую тратят 2-3 года из 5 лет своей жизни и деньги родителей. Им вполне хватит колледжа.
Куча менеджеров с гуманитарным образованием.