Как понять что предложение рассуждение
Рассуждение
Понятие рассуждения, как типа речи
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Функционально-смысловые типы речи
Типы речи в тексте
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Примеры текста — описания
В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:
Повествование
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
Пример текста — повествования
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Структура текста- рассуждения:
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Примеры текста — рассуждения
Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.
Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.
Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.
Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.
Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?
Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Типы речи – это разновидность текстов с точки зрения их функциональности. Выбор способа изложения зависит от наличия содержательных и композиционных признаков и от того, что именно необходимо передать автору. Типы и функциональные стили речи отличаются. Также разделяются виды речи (или разновидности речи)– устная и письменная речь.
Типы речи текста в русском языке
Предложения, которые имеют общую тему и основную мысль, объединяются в цельный текст. Тема – это то, о чём говорится, а основная мысль – это то, что автор хочет сказать читателю или убедить его в чём-либо. Чтобы понимать главный смысловой компонент, нужно определить тип речи, так как с его помощью формируется и разворачивается основная мысль. В русском языке выделяются такие типы речи:
Что такое описание
Описание – это тип речи, главная функция которого рассмотреть предмет речи. В таком тексте указываются не только значительные, но и незначительные качества или признаки животных, людей, событий. Действительность изображается статично, то есть место и время остаются неизменными.
Цель текста-описания – это характеристика, оценка предмета с одной или со всех сторон. Автор предоставляет читателю лёгкий для восприятия и красочный образ, который без проблем воссоздаётся в сознании. Описательный текст отвечает на следующие вопросы: «каков объект?», «каков субъект?». Обычно описывается внешность, характер, чувства человека, природа, местность, предметы и др.
У текста-описания есть определённая композиционная структура:
Языкового особенности описания
Языковые средства, которые помогают в описании:
Примеры с текстом описание
«Лицо его не представляло ничего особенного один подбородок только выступал очень далеко вперед маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши »
Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»
«…На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками…»
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
Что такое повествование
Повествование – это тип речи, сообщающий о совершении действия во временной последовательности. Автор повествует о событии от начала и до конца, т.е. в течение определённого отрезка времени. При этом все части текста логически связаны между собой. Окружающий мир динамичен, изменчив. Можно поставить вопросы «что произошло?», «когда случилось?», «с кем происходит?» и подобные. Обычно повествование ведётся от 1-го или 3-го лица.
Повествовательный текст складывается из следующих составляющих:
Языковые особенности повествования
Текст-повествование выражается посредством таких элементов языка:
Примеры с текстом повествования
Примеры отрывков с повествованием из художественной литературы:
«Прошла неделя после знакомства. Был праздничный день. В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. Некуда было деваться»
рассказ А.П. Чехова, «Дама с собачкой»
«Отдохнув, я причесался, почистился и сошел вниз к чаю. Образ молодой девушки носился передо мною, сердце перестало прыгать, но как-то приятно сжималось…»
И.С. Тургенева «Первая любовь»
Рассуждение
Рассуждение – это тип речи, излагающий, подтверждающий, доказывающий кили объясняющий какую-либо мысль. Главное отличие этого текста – это раскрытие внутренних признаков явлений. Автор рассуждает и приходит к новому суждению, аргументирует свою точку зрения, выражает собственное мнение через определение причин и следствия совершаемых событий. Вопросы – «почему так происходит?», «зачем человек поступает так или иначе?» и т.д.
Языковые особенности рассуждения
В тексте-рассуждении используются такие языковые элементы:
Примеры с текстом рассуждения
«Когда я рассуждаю о свете, что нахожу в нем два рода людей: обманщиков и обманутых; а если есть некоторые ни того ни другого числа, то их так мало, так мало, что они могут назваться выродками. Снедаемому скукою и почти в безумии, мне вздумалось прибегнуть к лекарству богословов и испытать, не найду ли услаждения в чтении святых книг: но что ж? Если полагать утешением несчастному видеть еще себя несчастнее, то я сие нашел…».
Сушков М.В. «Российский ветер»
Как отличить типы текста: повествование, описание, рассуждение
Тем не менее, многие не знают, как определить тип текста. Необходимо следовать простым правилам:
Итак, границы между типами речи достаточно условны. Нужно понимать, что в одном тексте может встретиться, например, описание с элементами рассуждения, рассуждение с элементами повествования или повествование с элементами описания.
Рассуждение как основной тип речи аналитических жа
прогноз развития событий.
Во втором случае прослеживается другая цепочка соответствующая такому типу речи, как рассуждение:
тезис
К.А. Туши свет, или Остапа понесло. Начал католик Греф с буддизма.
Г.Г. Люди хотят быть счастливыми, они хотят реализовать свои устремления, а способы реализовать все желания не существует
К.А. Не давая им опомниться, он перешел к Карлу Марксу.
Г.Г. Экономический способ производства, о котором мечтал Маркс, не реализовался, и потому нужно работать, и не факт, что каждый получит эту работу, и не факт, что каждый получит заработную плату, и не факт, что будет удовлетворен этим. И при этом, если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что же мы науправляем.
К.А. Людей с низкой зарплатой пускать во власть нельзя. Их надо в бараки.
Г.Г. Как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело.
К.А. Получается, что никакого права на свободную информацию у нас нет и быть не может, потому что в противном случае нами будет трудно управлять, то есть манипулировать.
Г.Г. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания.
К.А. Вывод напрашивается один: обманывать – манипулировать – человеком гораздо легче, если лишить его возможности получать знания.
К.А. Вольно или нет, но Греф разделил видение процесса развития общества с доктором Геббельсом, который выразился несколько короче: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней».
Заключение вновь возвращает нас к вопросу о ценностях демократии, являясь одновременно и выводом всей статьи: «Несомненно, либерал Греф тоже причисляет себя к свинопасам. Но, похоже, он забыл, что имеет дело не со свиньями. По крайней мере, пока».
Такое композиционное построение позволило проанализировать речь одного из видных либералов, высказать свою авторскую позицию и, в какой-то мере, консолидироваться со своими читателями.
Колонка
Близка комментарию по задачам воздействия на аудитории колонка. Этот жанр пришел в нашу журналистику из-за рубежа.
В колонке автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа- маски, если это комический вариант колонки. Авторская точка зрения и является предметом исследования. Таким образом, автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее.
Колонка – это оперативный отклик на произошедшее событие, при чем это событие может не иметь большого значения для общества. По своей тональности этот жанр полемичен, потому что автор публикации не объясняет ситуацию, не уточняет ее, а выступает по отношению к ней оппонентом.
В колонке взгляд автора не совпадает с общепринятым, поэтому он предлагает свое решение. Персональная точка зрения – смысловое ядро колонки.
Если комментарий – жанр публицистики, представляющий оперативный отклик на событие в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к размышлению, то колонка – монолог публициста, предлагающего в эмоциональной форме свою собственную оценку событий и явлений действительности.
Рецензия
Слово «рецензия» латинского происхождения, в переводе оно означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо».
Основу жанра рецензии составляет аналитико-критический отзыв о произведениях литературы, искусства, науки, журналистики и т.д.
Предметом отображения рецензии является «вторичная» реальность, нашедшая отражение в творческих произведениях искусства, науки, публицистики. Соответственно предмету отображения авторский взгляд на окружающий мир соотносится с тем, как этот мир показан в рецензируемом произведении.
Основной метод – интерпретация и анализ. Суть такого жанра – выразить отношение рецензента к исследуемому предмету. Отличие рецензии от других жанров журналистики в том, что предметом журналистских публикаций являются реальные события, а предмет рецензии – информационные явления: книги, фильмы, спектакли.
Цель рецензии – рассмотреть одно-два произведения и дать им оценку. В этом ее отличие от литературно-критической статьи или искусствоведческих исследований, цель которых – дать глубокий и всесторонний анализ произведения.
Задача рецензента – выбрать из всех явлений культурной или научной жизни наиболее запоминающиеся спектакли, фильмы, книги. Предметом рецензии могут быть «скандальные» произведения, находящиеся в центре внимания публики. Из рецензии публика получает конкретную информацию:
Заслуживает данное произведение внимание или нет, стоит на него тратить время и деньги, или лучше обратить внимание на другое произведение.
Можно выделить следующие задачи рецензента:
— сориентировать аудиторию в тех проблемах, которые поднимаются в книгах, спектаклях, полотнах;
— формировать эстетические представления о прекрасном;
— объяснить суть творческого процесса;
— содействовать в выборе оценок подобных произведений.
Рецензент должен обладать специальными знаниями по исследуемому предмету, потому что он должен увидеть то, что обычной аудитории недоступно в силу недостатка специального образования. Чем больше знаний, тем больше шансов, что рецензия получится интересной. Рецензия должна будить читательский интерес. Она должна быть ясной и доступной читателю.
Особенность рецензии как публицистического текста состоит в том, чтобы оперативно отреагировать на появление произведений искусства, создать определенный образ рецензируемого произведения, показать взаимосвязь в мире искусства. В рецензии благодаря фантазии художника нарисован эстетически оформленный мир в сравнении с виртуальным миром.
Художественное произведение – это концентрированная система образов. В ней передает художник свое видение окружающей действительности. Соответственно, рецензенту нужно понять, что хотел сказать и как он это сделал. Кроме того, для рецензента важна и разница между тем, что хотел сказать художник и что получилось. Такой подход помогает представить рецензенту целостный взгляд на рецензируемое произведение и способствует целостности самой рецензии.
Основа рецензии – анализ. Он должен быть всесторонним и объективным. Автор должен сам увидеть то новое, что есть в произведении, и донести до читателя. Таким образом, рецензия строится вокруг этого нового. Именно по поводу него будут высказаны интересные суждения, приведены различные мнения. Дана определенная оценка. Ошибкой рецензента считается пересказ сюжетной линии. Читатель, слушатель, зритель такую информацию воспринимают легко и самостоятельно. Ошибочно и давать характеристику поступков и поведения персонажей. Это лежит на поверхности и «новым» для публики не будет. Особенно неудачен такой путь, если произведение хорошо известно. Аудиторий такой анализ-пересказ не интересен. Избитые истины никому не нужны. Пересказ эпизода или сюжетной линии, характеристика персонажей на уровне «плохой-хороший» не самоцель, они не являются самостоятельными суждениями и должны органично входить в анализ произведения на уровне примеров или аргументов.
При анализе конкретного произведения нужно иметь в виду, что оно должно быть вписано в художественный процесс, в художественную традицию:
а) на жанровом уровне (вполне возможно в связи с эволюцией жанра);
б) на биографическом уровне (как рассматриваемая вещь вписывается в творческую биографию художника) на тематическом уровне (что сказал художник и что уже сказано по данной тематике);
г) на уровне образов (эволюция героя в системе образов или мирового искусства, или определенного отрезка времени).
В рецензии может освещаться одна сторона произведения: тема и проблематика, мастерство режиссера, игра актеров и т.д. Однако автор может выйти за рамки такого подхода, расширить предмет своего исследования, рассмотреть поставленные проблемы в контексте эпохи, в рамках той исторической обстановки, когда было создано. С другой стороны, нельзя не сказать об эстетической составляющей, т.е. о тех художественных требованиях, которые должен был реализовать художник. Предмет рецензии во многом зависит от цели рецензента. И если он искусственно сужает рамки рецензии, то интерес аудитории к ней понижается. Работая над рецензией, автор должен проявлять уважение к интеллектуальному уровню читательской или зрительской аудитории и для решения этой задачи привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа.
Независимо от предмета рецензии, в ее основе лежит идея, суждение, которое должно быть доказано. Это доказательство строится по следующему принципу: «А хорошо потому, что помогает достичь Б». Говоря о произведении, рецензент дает ему оценку, хорошее оно или плохое и объясняет почему. Следствие такой оценки может совершенно разным: произведение создает неправильное представление о реальности, формирует дурной вкус, возбуждает низменные интересы..
Первую часть суждения «А хорошо» можно назвать главным тезисом высказывания. Вторая часть «помогает достичь Б» является ее аргументацией.
Какие же аргументы может привести рецензент. Это специальные знания о предмете исследования, это жизненные наблюдения, отдельные эпизоды, это логические суждения. Автор может показать отношение к данному произведению других известных людей, специалистов-экспертов, чье мнение авторитетно для читательской аудитории.
Тезис – первоэлемент тезиса, его называют главным. В рецензии могут быть и другие тезисы, но они вторичны, подчинены главному, так как помогают его раскрыть. Как правило, они выступают в роли аргументов.
Можно представить следующую схему рецензии:
Главный тезис
Произведение достойно (недостойно) внимания публики
Первый аргумент
1) Что нового содержит произведение?
2) Доказательство.
3) Вывод.
Второй аргумент
1) Каковы традиции?
2) Доказательство.
3) Вывод.
Третий аргумент
1) Каково мировоззрение автора?
2) Доказательство.
3) Вывод.
Четвертый аргумент
1) Основная проблематика.
2) Комментарий.
3) Вывод.
Пятый аргумент
1) Высказывание авторитетных людей.
Вывод ко всему тексту
Не все тезисы могут быть развернуты в три части – тезис, доказательство вывод. Иллюстративный материал служит примером для аргументации. Однако иллюстративный материал не должен отвлекать от главной идеи. Если рецензию перенасытить иллюстративным материалом, то можно не донести до аудитории свои мысли.
Рецензии можно разделить на следующие типологические группы: по объему рецензии, по предмету отображения, по характеру отображения.
По объему рецензии делятся на две группы: большие (грандрецензии) и маленькие (минирецензии). Большие развернутые рецензии прерогатива специальных изданий. В ней в полной мере проводится анализ произведения, глубоко исследуется тема. Такие рецензии пишут люди, обладающие авторитетом у публики и имеющие специальное образование. Это маститые критики, которые имеют устоявшиеся общественно-политические и философско-нравственные взгляды.
Минирецензии в настоящее время востребованы гораздо чаще. Обычно в ней насчитывается полторы страницы. Малый объем ограничивает авторский замысел, в ней нет отступлений, личного мнения, воспоминаний. Мысль должна быть выражена ясно, емко и точно.
По характеру рецензии можно разделить на «монорецензии» и «полирецензии». В монорецензиях анализируется одно произведение, хотя автор может проводить сравнения с другими. Однако объем сравнительного материала небольшой. Полирецензия анализирует два или больше произведений. Они сравниваются друг с другом, и такой разбор занимает достаточно большое место. В монорецензии для сравнения берутся произведения хорошо известные аудитории. В полирецензии дается сравнительная характеристика неизвестных публике произведений.
Разновидности рецензии определяются предметом отображения: они соответствуют всем основным видам искусства (кинорецензия, рецензия на литературное произведение, театральня, музыкальная). Рецензент выражает свое отношение к миру посредством анализа конкретного художественного произведения. Поэтому жанр рецензии – жанр эстетически концептуальный. Однако оценка публициста – это не разговор (нравится – не нравится), а тщательный анализ произведения.
По предмету содержания рецензии делятся на литературные, театральные, кинорецензии. В последнее время встречаются рецензии и на мультипликационные фильмы и документальное кино, на клипы и даже на рекламу.
Наиболее сложными являются кино- и театральная рецензии. Рецензия на литературное или изобразительные произведения своим объектом имеет дело только с этими произведениями, с мастерством одного автора. В кино, театре, на телевидении, в концертной деятельности участвуют много людей: режиссер, сценарист, актеры, музыканты, оформители и т.д. Дело в том, что театр, кино, телевидение – искусство синкретическое. Задача критика – совместить эти разные пласты произведения. Рецензенту необходимо совместить анализ авторского, режиссерского замысла с характеристикой творческого воплощения. Согласовать эти пласты: первоисточник, сценарий, режиссерскую интерпретацию пьесы, актерское мастерство – достаточно непросто. Иногда выбирается один или несколько аспектов. Так при постановке классических произведений, хорошо всем известным, не имеет смысла. А вот оценить режиссерский замысел, рассказать об игре актеров будет гораздо интереснее для читателей.
При создании текста рецензии можно проследить четыре взаимосвязанных между собой этапа:
— эмоциональное восприятие;
— размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;
— анализ произведения: определение темы и идеи, системы образов, структурно-композиционных особенностей, характера конфликта как движущей силы произведения, своеобразие языка и стиля;
— оценка произведения в целом и отдельных этапов.
Все эти этапы могут найти свое воплощение в публицистическом тексте в различных сочетаниях, потому что рецензент отвечает на вопрос: «Про что все это?» при этом он предполагает свою интерпретацию текста, свое авторское видение: постижение замысла художника, трактовка идейно-философского или философско-нравственного содержания произведения, дает истолкование сложных мест, зашифрованных образов и символов, предлагает осмысление всех компонентов произведения в их взаимосвязи.
Для кого пишутся рецензии? Для читателя… И для художника… Как совместить эти разные задачи? С одной стороны, детальный профессиональный разбор неинтересен и непонятен широкой читательской аудитории. С другой стороны, слишком поверхностный взгляд неинтересен специалисту. Необходимо просто писать о сложном, интересно и для широкой публики, и для критиков. Это возможно только на базе глубоких специальных знаний и опыт критика – популяризаторской работы рецензента.
В последнее время, по мнению видных деятелей культуры, критики не пишут того, чтобы рождало новые идеи, а жесткая ироничная форма разрушает жанр рецензии. Это и делают их скорее личными опусами, нежели профессиональными публикациями.
Рецензия – жанр просветительский, потому что задача рецензента – заинтересовать аудиторию произведениями, из которых складывается представление о творческом состоянии общества в целом.
Аналитическая статья
Термин «статья» произошло от латинского и обозначает то же самое, что и «сустав», «часть целого». Это объясняет, почему нередко разножанровые публикации нередко называют статьей, имея в виду составную часть газетного номера.
Статья как произведение определенного жанра анализирует определенную ситуацию, некие процессы, явления. В ней рассматриваются закономерности эволюции действительности в различных ее проявлениях – политических, нравственных, культурологических и т.д. Автор, опираясь на всесторонний анализ фактов, дает всесторонний анализ явлений, процессов и проблем. При этом автор кладет факт в основу своего исследования. Как правило, автор оперирует группами фактов, создающих определенную ситуацию.
Цель аналитической статьи – создать представление о реальной ситуации, служить основой для выработки идей, предварить принятии практических мер. Цель аналитической статьи – обосновать суждение по поводу какого-то важного общезначимого процесса, причем такие события имеют большое значение для общества. В основе этих событий лежат закономерные отношения. Аналитические действия в статье проводятся с целью определения экономической, политической, общественной значимости данной ситуации. Автор выясняет, какую позицию надо занять, как себя вести в сложившихся событиях, чтобы поддержать или устранить последствия данного события, ситуации. Итак, статья предназначена для анализа ситуации с целью повлиять на ход событий. Аналитическое обсуждение проводится таким образом, чтобы читатель продолжал раздумывать над прочитанным материалом. Функция статья – объяснить читателям общественную и личностную значимость актуальных процессов, событий, явлений, выявить причинно-следственные отношения и побудить читателя к размышлению, а может быть, и к конкретным действиям, связанным с предметом отображения. Кроме того, в статье поднимаются проблемы, связанные с описываемой ситуацией, решаются задачи, возникающие в данном процессе, показывается, какие стратегические и тактические интересы имеются у действующих сторон.
Предмет отображения – вполне реальная ситуация, определенной общественной значимости. Однако предметом аналитической статьи являются не отдельные факты, а закономерные причинно-следственные отношения, которые порождают однородные факты, события.
В ходе доказательства автор устанавливает связи между отдельными фактами, возникшими «на поверхности» жизни и теми причинами, которые их порождают и которые часто скрыты от прямого наблюдения. При этом факты, события, явления служат аргументами в пользу общего суждения об их причинах, закономерностях. В связи с тем что статья – развернутый поиск закономерностей, структурно она представляет собой цепь умозаключений: от частного к общему или от общего к частному.
В своей статье автор оперирует образами-тезисами и образами-понятиями, поэтому он обращается к логико-понятийному, категориальному аппарату. Отсюда и четкость формулировок.
Жанровые признаки статьи:
— предмет обращения несет в себе масштабное расширение границ повествования;
— глобализация обсуждаемых проблем;
— факты почерпнуты из различных источников;
— структура текста статьи – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений;
— система доказательств опирается на выяснение причинно-следственных связей между отдельными фактами;
— определенная объективация письма: текст выражен в интонациях строго научной лексики.
В журналистике можно отметить следующие направления данного жанра:
1) общеисследовательская статья;
2) практико-аналитическая статья;
3) полемическая статья.
Общеисследовательская статья
В общесследовательской статье поднимаются общественнозначимые проблемы. Предметом общеисследовательской статьи могут быть направления экономического и политического развития страны, уровень нравственности в обществе, отношения между церковью и государством, создание панславянской федерации и т.д.
Общеисследовательскую статью отличает высокий уровень обобщения, глобальность мышления автора, актуальность исследуемых проблем.
Цель общеисследовательской статьи – изучение закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. В советское время общеисследовательская статья соответствовала теоретико-пропагандистской статье, объяснявший мир с точки зрения марксизма-ленинизма. В настоящее время в общеисследовательской статье лежат определенные научно-философские взгляды, с точки зрения которых и анализируется общественное явление. Без такого идеологического обоснования общеисследовательская статья не может в полной мере объяснить процесс, явление, событие.
В общеисследовательской статье рассматриваются такие категории, как «страна», «мир», «планета», «общественное устройство», «политика», «экономика», «благосостояние народа», «цели правящей элиты», «парламентские решения», «международные договоренности», «тенденции развития взаимоотношение стран», «цивилизация» и т.д.
Публикация в «Комсомольской правде» за 19-26 июля 2012 года «Госдума побузила в волю» является общеисследовательской статьей, несмотря на ироничное название. Это статья состоит из двух частей.
В первой части объясняется, почему Госдума «побузила» в волю:
— последний день работы ознаменовался демонстративным уходом коммунистов из зала;
— справедливоросы ведут себя в Думе как на уличных митингах;
— жириновцы критикуют всех подряд;
— единоросы отбиваются от скандалистов колючими и громкими законопроектами.
В последнем абзаце первой части Сергей Семушкин предлагает задуматься над вопросами: «А вот чем конкретным запомнилась работа депутатов?»
Вторая часть этой статьи и есть ответ на этот вопрос:
1. Увеличили штрафы за незаконные сборища.
2. Заставили отвечать «за базар» рублем.
3. Приняли закон об иностранных агентах.
4. Приняли закон, что для создания партии хватит 500 человек.
5. Одобрили «черные списки» Интернета.
6. Лишили депутата неприкосновенности.
7. Попросили извиниться Гудкова перед полицией.
Роль заключения взяла на себя рубрика «Только цифры»: «141 закон приняли депутаты за весеннюю сессию. Для сравнения: за весеннюю сессию 2011 года Госдумой предыдущего созыва было принято 266 законов». Таким образом статья, получила свое логическое завершение.
Практико-аналитическая статья
Предметом практико-аналитической статьи являются вопросы развития промышленности, проблемы сельского хозяйства, предпринимательства, науки, культуры, экологии, образования, бизнеса, финансов и т.д.
Цель практико-аналитической статьи проанализировать конкретные проблемы, ситуации, события, возникшие или произошедшие в той или иной сфере деятельности человека, отрасли промышленности, на производстве. Автор выясняет причины, которые привели к определенной ситуации, возникшей в данной отрасли, на предприятии, в социальной сфере, дает им оценку, прогнозирует дальнейшее развитие. Автор подымает проблемы, стоящие на пути решения задач, выявляет эффективный путь их преодоления, выносит на суд общественности конструктивные предложения.
Автор практико-аналитической статьи мыслит следующими категориями: «задачи обрабатывающей промышленности», «парк машин», «взаимосвязи предприятий», «ситуация, сложившаяся в отрасли», «план реконструкции завода», «прибыли акционеров компании», ценообразование», «учреждения», «предприниматели», «атмосфера в коллективе» и т.д.
Полемическая статья
Предмет полемической статьи – спор по какому-либо значительному поводу. Поводом для полемической статьи обычно является выступления политических оппонентов, а также представителей «чужой» школы, выражающие оценки, выводы и предложения, с которыми оппонент не согласен.
Цель полемической статьи – двоякая. Во-первых, автор хочет обосновать собственные взгляды на видение данной проблемы, предложить свои аргументы, дать собственную оценку. Во-вторых, автор показывает несостоятельность взглядов оппонентов, разные контрдоказательства, контрдоводы.
Эта двоякая цель отражается на выражении позиции автора. Автор не может привести различные равноправные точки зрения, он не может быть «вольным философом», который находится над схваткой и руководствуется мыслью, что «жизнь есть борьба противоречий». Автор не может построить свои доводы на противоречивых доказательствах. Он не может себе позволить даже сомнения при выражении своего мнения. Его взгляды, доказательства, доводы не должны противоречить друг другу. Это относится и к подбору фактов. Они должны подтверждать точку зрения автора и не в коем случае ей не противоречить. Такие основные требования полемической статьи по отношении к автору.
Двоякая цель отражается и на самой структуре статьи: она формируется на доказательстве собственного суждения и на доказательстве, опровергающем тезисы, аргументы и доказательства автора.