Как понять что привязанность сформировалась
Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка
Обычно, прожив с ребенком какое-то время, взрослые перестают замечать, происходят ли какие-то изменения с ребенком, у некоторых даже опускаются руки от того, что им кажется, что усилия затрачены впустую. Поэтому мы хотим перечислить некоторые признаки, которые помогут судить о сформированности привязанности у ребенка:
— ребенок отвечает улыбкой на улыбку,
— не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
— стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную пристань»,
— принимает утешения родителей,
— испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании с родителями,
— играет, взаимодействуя с родителями,
— испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,
— принимает советы и указания родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье он проходит и разные стадии привязанности к родителям. И если на первой стадии ребенок, оказавшись в семье, боится потерять родителей, потерять то чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует (а скорее всего и испытывает) привязанность к родителям, то как только это первое время, этот так называемый «медовый месяц» заканчивается, ребенок начинает вести себя более естественно, и тут начинают проявляться все те проблемы, в том числе и в формировании привязанности, которые у него есть. Еще раз повторим, что ребенок из семьи, ребенок, имевший опыт построения более-менее нормальных отношений со своими родителями, быстрее и легче сможет привязаться к новым родителям. И наоборот, ребенок, не имевший такого опыта, ребенок, проживший длительное время в детском учреждении, где не было человека, который проявлял бы к нему постоянное внимание, будет испытывать значительно большие сложности при построении отношений со своими новыми родителями.
В формировании привязанности, восстановлении базового доверия, утраченного детьми из детских учреждений, важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить – это породит только еще большее недоверие к миру. Не так уж важно в конечном итоге, чьими рекомендациями руководствуются родители (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу) – Б. Спока, Серз, популярных журналов, опыта бабушек – важна последовательность и уверенность в том, что вы ведете себя правильно. Не менее важна и согласованность в действиях и подходах к воспитанию родителей. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком.
Детям очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающим миром и достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые родителями, им в этом помогают. И еще раз, возвращаясь к теме семейных правил, необходимо сформулировать некое метаправило – «как принимаются в семье решения, связанные с воспитанием и развитием ребенка». Это не обязательно должно быть универсальное правило на все случаи жизни – во многих семьях, например, «разделены сферы влияния» – вопросы лечения, воспитания и повседневных проблем решаются мамой, а выбор учебного заведения и другие вопросы, связанные с образованием, решаются папой. Или «все решения принимаются совместно, но не оспариваются при ребенке». Такое метаправило может быть сформулировано по-разному, но для появления у ребенка ощущения стабильности нежелательно, чтобы ребенок усваивал схему «мама не разрешила – пойду к папе, папа не разрешает – пойду к маме».
Еще один вопрос, который возникает в связи с обсуждением темы формирования привязанности, если взят в семью ребенок от года и до 6-7 лет. Отдавать ли ребенка в детский сад? На этот вопрос нет универсального ответа. Ответ зависит от множества факторов:
— Опыт самих родителей, их воспоминания о детском саде.
— Есть ли возможность у мамы самой сидеть с ребенком (как материальная, так и психологическая)?
— Насколько для самого ребенка необходимо общество сверстников?
— Может ли мама обеспечить занятия необходимые для развития ребенка?
В завершении хочется отметить, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.
Типы привязанности: из детства во взрослые отношения
В статье мы расскажем:
Существует теория, которая выделяет разные типы привязанности. Каждый из них объясняет свои виды реакций на те или иные ситуации в отношениях. Почему в одной паре взгляд в сторону проходящей мимо красивой девушки игнорируется, а в другой это повод для расставания? Почему некоторым мужчинам и женщинам необходимо время от времени оставаться в одиночестве, другие же не могут ни минуты провести в разлуке?
Каждый из типов привязанности формируется в детстве, и на него оказывают влияние отношения между ребенком и матерью. Не зря психологи советуют присмотреться к родителям своего партнера, чтобы понять, как их опыт взаимодействия ретранслируется в вашей паре. Кроме того, тип привязанности во многом предопределяет наш выбор второй «половинки» и то, как будут развиваться отношения. Давайте же разберем, какой из них можно назвать идеальным и стоит ли к нему стремиться.
Психологическая теория о разных типах привязанности
Автором теории привязанностей является известный в мире психоаналитик Джон Боулби. Он высказал мнение о том, что отношения между матерью и ребенком поддерживаются не только потому, что она помогает ему удовлетворять жизненно важные потребности, но и сопровождает процесс его адаптации к окружающему миру.
Боулби ввел в научный лексикон понятие «значимый взрослый» и предложил считать таковым человека, присутствие которого для малыша крайне важно. Он отметил, что без постоянного контакта с таким взрослым дети могут получить серьезную психологическую травму, последствия которой, возможно, проявятся в зрелом возрасте.
Исследования Джона Боулби оказали влияние на взгляды европейского общества. В результате были пересмотрены правила ухода за детьми в стационарах, увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком и внесены изменения в принципы работы круглосуточных детских садов.
В 70-80-х годах прошлого века, изучая различные типы привязанности ребенка к матери, ученый-психолог Мэри Эйнсворт провела ряд научных исследований и дополнила положения теории Джона Боулби. В ходе искусственно созданных ситуаций велось наблюдение за поведением малыша рядом с матерью и во время ее отсутствия.
Сегодня принято деление привязанностей по следующим уровням:
Возрастной период до 1 года. Это уровень восприятия, существующий благодаря органам чувств. Ребенку необходимо ощущать присутствие значимого взрослого рядом.
После года формируется следующий уровень — привязанность основывается на чувстве схожести. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, рядом с которыми находится.
По достижении возраста трех лет его привязанность вновь видоизменяется — теперь эта привязанность основана на верности. Ребенок учится проявлять эмоции, требует к себе исключительного внимания, начинает предъявлять права на обладание взрослым и ревнует его к остальным.
Четвертый уровень — уровень осознания собственной значимости четырехлеткой. Теперь он понимает важность своего существования и требует бережного отношения к себе.
Следующий уровень — понимание того, что такое любовь. Пятилетний ребенок начинает активно проявлять нежные чувства, говорить о том, как он любит окружающих, ждать от них ответной реакции.
Последний уровень привязанности формируется в возрасте шести лет. Это время, когда ребенок стремится к тому, чтобы его понимали. Он делится своими взглядами на мир, доверяет окружающим свои секреты и хочет быть признанным.
4 основных типа психологической привязанности у детей
Разберем подробнее существующие типы привязанности в детстве:
1. Надежный тип привязанности
Такой тип привязанности, как надежный, можно наблюдать у детей, которые считают себя достойными всеобщей любви и уважения и ощущают поддержку со стороны взрослых. Эти дети позитивно воспринимают свое окружение, проявляют интерес к другим людям, характеризуются высокой степенью эмоциональной устойчивости. Ребенок плачет, если мать выходит из комнаты, но его слезы высыхают очень быстро. Он изучает новое окружение и начинает общаться, проявлять интерес к игрушкам и предложенным занятиям. Возвращение мамы вызывает у него радость.
Типы надежной привязанности считаются оптимальными для создания хороших отношений с детьми. Он помогает ребенку проще адаптироваться к окружающему миру. Для его формирования от любящих родителей требуется умение разумно удовлетворять потребности малыша и стимулировать его самостоятельность.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
2. Тревожно-избегающий тип привязанности
У детей, подверженных постоянным стрессам, типы привязанности иные — тревожные. Малыши не ждут помощи от взрослых, плохо контролируют свои действия и чувства, в общении нередко проявляют грубость и агрессию, шантажируют окружающих. Такой тип тревожной привязанности называют избегающим, так как эти дети воспринимают привязанность как повод для стресса и стараются ее избегать. Они не реагируют на уход мамы, продолжают заниматься своими делами, не проявляют эмоций после ее возвращения.
Обычно такая ситуация складывается в семьях, где матери эмоционально холодны и не в состоянии продемонстрировать ребенку живые реакции на его действия. Из-за отсутствия отклика дети также эмоционально зажимаются и стараются избегать внешних проявлений своих чувств. К ним рано приходит ощущение взрослости и самостоятельности, и все свои эмоции и переживания они до конца жизни удерживают при себе.
3. Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности
Амбивалентный тип привязанности, характеризующийся как тревожный, свойственен детям, которые не уверены в своем окружении и не верят в себя. Они стараются держаться поближе к взрослым и рассчитывают на их помощь. Малыши очень капризны, эмоционально неустойчивы — их поведение кажется другим детям неадекватным, поэтому они стараются дистанцироваться от них. Эти малыши могут долго и безутешно плакать в отсутствие матери. Никакие игры или предложения пообщаться в это время они не воспринимают. После возвращения матери дети радуются, но при этом дают понять, что обиделись и очень сердиты.
Такой тип эмоциональной привязанности формируется в тех случаях, когда поведение взрослых непредсказуемо. Ребенок наблюдает резкие перепады их настроения, разные реакции на одни и те же события. Особую роль играет нестабильное участие матери в жизни малыша, что лишает его ощущения поддержки с ее стороны и вызывает чувство недоверия к людям.
4. Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности
Данные типы привязанности встречаются у детей, не справившихся со стрессом в результате разлуки. Малыши чувствуют себя преданными, покинутыми и никому не нужными. Это приводит к тому, что они создают вокруг себя прочную оборонительную стену и дистанцируются от окружающего мира. Мир — это источник угрозы, которую они готовы отражать самостоятельно. Реакции этих малышей на отсутствие или возвращение взрослого при таком типе привязанности непредсказуема. Они могут впадать в агрессию, кричать и биться в истерике, а могут отрешиться и не реагировать на происходящее вокруг.
Дезориентированный тип привязанности свойственен детям, пережившим травмирующие события или живущим рядом со взрослыми, не способными проявить любовь и заботу.
Любой из них формируется у детей под воздействием определенных факторов. Нередко случается так, что недостаток материнской заботы успешно компенсируют постоянно присутствующие в жизни ребенка бабушки или няни. Они, не зная о том, какие бывают типы привязанности и как можно с ними работать, тем не менее способны снизить уровень тревожности и вывести малыша на оптимальный уровень общения. К сожалению, такие приемы могут быть действенными только в отношении детей. Типы привязанности у взрослых изменить крайне сложно.
Очень важно помочь справиться с внутренними переживаниями ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Предотвратить негативные последствия этого травмирующего события можно, окружив его заботой и вниманием, разделив с ним горе утраты и сопровождающие его эмоции. Важно создать такую атмосферу спокойствия и безопасности.
Только понимающая и принимающая его проблемы семья может изменить тип привязанности приемного ребенка. Примеры становления надежного типа привязанности к новым родителям встречаются довольно часто.
Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления
Наша психика устроена так, что первичные модели поведения усваиваются людьми очень прочно. Проводившиеся на протяжении нескольких лет исследования свидетельствуют о том, что изменить сформировавшийся в детстве тип привязанности оказались способны только 20 % индивидуумов. Хотя благодаря новым достижениям психологической науки доля таких людей постепенно увеличивается. Возможность изменить тип привязанности благодаря открытиям в психологии вносит в отношения между людьми гармонию, а значит, повышает качество жизни.
Психологические травмы могут стать причиной изменения типа привязанности. Примеры жестокого обращения, разрушения границ личного пространства и других абьюзивных действий, травмирующих психику, подтверждают такую возможность. После пережитого стресса люди утрачивают доверие к окружающему миру, живут в состоянии постоянной тревоги и становятся замкнутыми.
В своих исследованиях Мэри Эйнсворт сумела провести параллели между детскими моделями поведения и типами привязанности, которые мы наблюдаем у людей во взрослом возрасте.
Проанализируем типы привязанности, составив описание следующих характеристик взрослых людей.
Надежный человек — независимый, самодостаточный человек, способный адекватно оценить как собственную личность, так и окружающих. Такие люди готовы к равноправию в отношениях, не испытывают беспочвенной ревности, способны выходить из конфликтов без лишних эмоции и умеют договариваться.
Тревожный человек — индивидуум с низкой самооценкой, склонный преувеличивать достоинства своего партнера. Они согласны жертвовать своими интересами ради любви и существовать в состоянии зависимости.
Избегающе-отвергающий человек — это тот, кто выбирает самодостаточность и независимость как средство защиты. Он боится вступать в близость и старается дистанцироваться от других людей. Если же у него появляется партнер, то при малейших трудностях, возникающих в отношениях, он разрывает их, опасаясь возникновения негативных переживаний.
Попробуем смоделировать ситуацию следующим образом: на дорогах слякоть и гололед, а человек уехал в соседний город на машине. Он обещал позвонить, как только доберется до места, но так устал, что не нашел сил сообщить об этом. Представим, как люди с разными типами привязанности в отношениях пройдут этот тест на стрессоустойчивость.
Человек с надежным типом привязанности будет вести себя спокойно и выдержанно. Выждав какое-то количество времени, он сам наберет его номер и узнает, добрался ли тот до места. Он согласится с тем, что человек не сдержал обещание по причине сильной усталости.
Человек с тревожной привязанностью будет сильно нервничать. Его телефон буквально раскалится от постоянных звонков, а вопросы «Почему ты не звонишь?», «Ты где?», «Ты с кем?», «Ты скоро?» будут сыпаться как из рога изобилия.
Человек с избегающе-отвергающей привязанностью сильно обидится. Его начнут терзать подозрения в измене. Возможно, он даже уйдет, не дожидаясь возвращения своего партнера, решив, что лучше жить одному и ни о ком не заботиться.
Человек с тревожно-избегающим типом привязанности будет думать о том, что его не ценят и не любят и лучше поискать счастья в других отношениях.
Тест на определение своего типа привязанности
Самыми распространенными методиками выявления типа привязанности в отношениях детей и взрослых являются тесты, проективные техники и методы неоконченных предложений. Также используется специальная шкала, помогающая определить степень привязанности ребенка к близким людям. Задача данных методик – не позволить ребенку зациклиться на детских переживаниях, научить их спокойно воспринимать разлуку с близкими. Они помогают оценить возможность влияния детского опыта на дальнейшую жизнь малыша, увидеть признаки обесценивания ранее существовавших привязанностей.
Тестирование взрослых предполагает наличие вопросов, касающихся интимных отношений.
Рассказывают ли партнеры о своих проблемах?
Насколько они понимают друг друга?
Легко ли протекает процесс сближения?
Боятся ли они, что их бросят?
Насколько комфортно им в отношениях?
Анализ ответов помогает психологу определить степень тревожности респондента и понять ее основные мотивы. Высокая тревожность угнетает людей, заставляет жить в постоянном напряжении. Она не характерна для тех, кто обладает низким уровнем привязанности. Они не готовы жертвовать комфортом ради партнера и всегда готовы заменить его другим человеком.
Совместимость по типу привязанности
Выяснив, какие есть типы привязанности, попробуем оценить на этой основе совместимость людей. Лучше всего уживаются друг с другом надежно привязанные, хотя их союз с тревожно-устойчивыми или тревожно-избегающими людьми также возможен. Лучше они ощущают себя в союзе равных, так как все остальные варианты предполагают их доминирующее положение в паре. Говоря об остальных сочетаниях, можно отметить следующее:
Тревожно-устойчивый и тревожно-избегающий
Данный союз нежелателен и неустойчив. Отношения в паре крайне сложные — устойчивый стремиться привлечь внимание избегающего, который этому противится.
Надежный и тревожно-избегающий
Тревожно-избегающий заинтересован в таком союзе, так как это укрепляет его уверенность в том, что надежный останется ему верен.
Тревожно-избегающий и тревожно-избегающий
Союз с такими типами привязанности крайне ненадежен, ведь в нем очень низкий уровень доверия друг к другу. Это тревожные отношения, где каждый боится быть оставленным.
Многие считают, что для стабильного сосуществования подходят только надежные типы привязанности. Но лучшим может оказаться любой союз, в котором люди будут чувствовать себя счастливыми, несмотря на споры, ревность и другие проявления непонимания. Главное научиться находить компромиссы и не доводить ситуацию до взрывоопасной.
Контролировать тип привязанности необходимо не только для того, чтобы наладить отношения между мужем и женой, но и с целью установить прочные связи с детьми. Это позволит обеспечить надежные привязанности в будущих семьях.
Корректировать сложные модели поведения, заложенные в детстве, лучше в сотрудничестве с психотерапевтом. Это длительный процесс, результатом которого может стать изменение поведения взрослых, нашедших корни своих проблем в детских воспоминаниях.
Конечно, младенческий тип привязанности не всегда находит отражение во взрослой жизни, но он, несомненно, влияет на характер близких отношений человека. Поэтому ненадежные стили ведут к низкой самооценке и постоянной тревожности, а надежные позволяют жить полной жизнью и создавать крепкие и счастливые семьи.
Четыре типа привязанности в отношениях
Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:
Существует теория привязанностей, которая делит отношения между людьми на четыре типа. Она объясняет, почему люди ревнуют, постоянно пытаются расстаться с партнерами или, наоборот, спокойно решают семейные конфликты. Разбираемся, почему мы строим отношения по одним и тем же схемам и можно ли эти схемы изменить.
Что это вообще за теория
Теорию привязанности разработали психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт в 1960 – 70‑е годы, когда изучали отношения между матерью и ребенком. До этого психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью, чтобы выжить, и никаких чувств при этом не испытывает. Боулби и Эйнсворт доказали, что младенцы всё же привязываются ко взрослым.
Первые месяцы младенцам действительно всё равно, кто из взрослых за ними ухаживает. Они плачут, смеются и лепечут, чтобы привлечь к себе внимание. Так работает механизм выживания: если на меня посмотрят, скорее всего, еще и накормят.
Но с двух до шести месяцев ребенок учится различать взрослых и определяет наиболее значимого: человека, который больше о нем заботится — даже если тот злой или редко меняет подгузник. У младенца нет возможности выбирать, поэтому он приспосабливается к любому взрослому. Так формируется привязанность.
Ученые провели эксперимент с участием детей в возрасте от полугода до полутора лет и посмотрели, как младенцы реагируют на разные ситуации — с матерью и без нее. Исследования показали, что дети чувствуют эмоциональную привязанность и она бывает четырех типов:
Надежная. Ребенок уверен, что близкий ему взрослый сможет помочь, тянется к нему, если сталкивается с чем-то неприятным. Такие дети смело исследуют всё, потому что чувствуют себя в безопасности. В будущем ребенок с надежным типом привязанности станет самостоятельным и уверенным в себе, будет ценить любовь и доверие.
Тревожно-устойчивая. Формируется, если ребенок не уверен, что взрослый придет на помощь в сложной ситуации. Такие дети остро реагируют на разлуку с матерью, с опаской принимают чужих и боятся исследовать мир вокруг. Когда значимый взрослый возвращается, такой ребенок одновременно испытывает радость от воссоединения и злость от того, что его бросили. С тревожно-устойчивым типом привязанности дети вырастают в неуверенных в себе взрослых, которым нужно постоянное подтверждение взаимности от других людей.
Тревожно-избегающая. Ребенок самостоятельный и независимый, не расстраивается, если матери нет рядом, но и не радуется ее приходу. Чаще всего, это дети, которые рано столкнулись с равнодушием взрослых. Они перестают ждать любви и ласки, стараются ни к кому не привязываться, потому что понимают, что в дальнейшем это принесет разочарование.
Дезорганизованная. В эту группу попали дети с противоречивым поведением. Они то боятся взрослых, то, наоборот, тянутся к ним. Обычно такой тип привязанности связан с психологическими травмами.
Поведение детей из исследования 1970‑х годов изучают и сейчас, когда они стали взрослыми. Так выяснилось, что привязанность ко взрослому в детстве отражается на отношениях в паре. Со временем теорию привязанности стали рассматривать как в отношениях между матерью и ребенком, так и между влюбленными.
Привязанность во взрослой жизни
Получается, взрослые типы привязанности соответствуют детским моделям поведения из исследования Мэри Эйнсворт:
Надежный. Человек способен ценить себя и своего партнера, не попадает в зависимость от других людей и остается самодостаточным. Мужчины и женщины с надежным типом привязанности не склонны ревновать, если для этого нет причин, умеют договариваться и строят равноправные отношения.
Тревожный. Люди, которые склонны к созависимым отношениям, недооценивают свою значимость и превозносят значимость партнера. Чаще всего с этим типом привязанности человек жертвует собой ради любви.
Избегающе-отвергающий. Человек считает себя самодостаточным и независимым, но боится близости и старается избегать искренних отношений. С партнером старается держаться на дистанции, а в случае проблем старается первым сказать «мы расстаемся», чтобы не испытывать боль и разочарование.
Представим ситуацию: один из супругов задерживается на работе и забыл об этом предупредить. Вот как поведут себя люди с разными типами привязанности.
Человек с надежным типом привязанности позвонит узнать, что случилось, или продолжит заниматься своими делами и не станет волноваться.
Люди с тревожной привязанностью будут звонить каждые полчаса и спрашивать «Ты скоро?», «С тобой есть люди другого пола?», «Ты меня любишь?». Их жизнь останавливается, пока партнер не ответит или не придет домой.
Супруг с избегающе-отвергающей привязанностью молча станет собирать вещи, потому что обиделся или подозревает партнера в измене.
Тревожно-избегающий тип людей будет собирать вещи с мыслями: «Супруг меня не любит, потому что я не достоин любви, лучше ему найти кого-то другого».
Может показаться, что надежный тип привязанности — это единственный способ построить прочные и здоровые отношения. Но это не так. Лучший тип привязанности это тот, в котором человек чувствует себя счастливым. В отношениях могут быть и ревность, и недоверие, но бороться с ними нужно тогда, когда они начинают отравлять жизнь. Например, если из-за ревности мужчина не хочет, чтобы жена работала, и на этой почве возникают конфликты.
Менять тип привязанности нужно не только чтобы отношения между супругами стали лучше, но и чтобы построить надежные связи с детьми. Тогда в будущем они тоже смогут выстраивать надежную привязанность в своей семье.
Как изменить тип привязанности
Исследования показывают, что в большинстве случаев люди переносят тип привязанности из детства во взрослую жизнь. Изменить его удается в 20 – 30% случаев, и практически невозможно сделать это самостоятельно.
Может быть такое, что с разными партнерами у человека возникает разная привязанность. Например, первые отношения подросток строит в тревоге, что не достоин любви, переживает, что партнер изменит ему и уйдет. А во взрослой жизни тот же человек выстраивает надежную привязанность без ревности и страданий.
Чтобы изменить паттерны поведения, которые были заложены в детстве, нужна долгая работа с психотерапевтом. Врач не изменит всё в один миг, но поможет скорректировать поведение взрослых людей, опираясь на их детские воспоминания.
Рассказывает Анастасия, читательница Своих:
— После пяти лет брака мы с мужем оказались на грани развода. Точнее, я считала, что муж хочет развестись, а он уговорил меня пойти к психоаналитику.
После нескольких разговоров о моих отношениях с мужем врач спросил о родителях. Я рассказала, что папы у меня не было, а мама уехала работать в другую страну и до университета я жила с бабушкой. И тут я вспомнила бабушкины слова «Будешь плохо учиться, мама не приедет к тебе в отпуск». Оказывается, именно они заложили во мне ощущение, что я недостойна любви. И это чувство я перенесла на мужа. Мне казалось, что такой хороший человек не может меня любить, что он обязательно от меня уйдет и я останусь одна умирать в тоске.
Полгода я ходила на терапию одна, потом стала приходить вместе с мужем. На терапии мы поняли, что нужно делиться друг с другом своими проблемами, а психолог рассказал, как именно это делать.
Сначала лучше ходить на терапию по отдельности: если придется вспоминать старые травмы, будет легче рассказать о них врачу тет-а-тет. Со временем может понадобиться терапия для пар, чтобы научиться вместе решать конфликты и понимать, какие чувства испытывает каждый партнер.