Как понять что ребенок симулирует боль в животе

Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами

Внезапно ребёнок жалуется на плохое самочувствие — и это обычно происходит утром перед садиком или школой. Не поверить — страшно, все время верить — кажется, нет реальных причин? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как правильно реагировать на жалобы про здоровье и на что они могут указывать.

Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть картинку Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Картинка про Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе

Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть картинку Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Картинка про Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе

Очень болит!

Рано утром перед детским садом или школой вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок кашляет, или у него ужасно болит живот, а может и голова, или другие части тела. Проблема в том, что всего несколько минут назад он был в полном порядке. Возможно, он вас обманывает — и просто не хочет никуда идти?

Большинство из нас пробовали этот трюк в детстве — я знаю, я тоже пробовала. Надо было нагреть градусник на батарее, несколько раз покашлять и остаться дома читать интересную книжку — вместо того, чтобы идти в темноте сквозь метель в школу. Большинство случаев внезапных «загадочных утренних болезней» вызвано довольно безобидными причинами. Но есть более коварные, о которых нам, родителям, необходимо знать, чтобы мы могли помочь детям устранить сложности, из-за которых хочется пропускать школу или детский сад. Разбираться в том, насколько болезни ребёнка реальные или мнимые, иногда приходится вместе с педиатром, психиатром и психологом.

Есть много причин, по которым ребенок может говорить, что он болен, хотя это не так.
Возможно, ему нужен «день психического здоровья» вдали от школы или детского сада, просто нужен выходной, чтобы расслабиться и перезагрузиться. Но, может, ребенок пристрастился к видеоиграм и предпочитает весь день оставаться дома в постели, играя на компьютере, пока родители на работе.
Педиатры называют это «симуляцией», когда ребенок сознательно симулирует симптомы ради какой-то выгоды, или «надуманным расстройством» — когда симптомы есть только в воображении, и ребенок путается в показаниях, в чем же они состоят. Но в других состояниях, таких например, как соматическое расстройство и различные болевые синдромы, симптомы у ребёнка реальные, то есть болит у него всё по-настоящему, даже если не обнаруживается основного заболевания.

Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть картинку Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Картинка про Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе

Что делать, если ребёнок притворяется больным

Искать проблему. Хотя совсем не много детей любят каждый день ходить в школу, подавляющее большинство готово признать, что посещение школы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому, если ваш ребенок постоянно пытается кашлять или чихать перед выходом из дома, его неожиданно тошнит, важно выяснить, почему. Например, детей может тошнить. от страха.

Возможно, у ребёнка происходит одно или несколько из следующих событий:
⁃ В классе или группе появился новый хулиган, который достаёт вашего ребёнка. Дети, над которыми издеваются, часто симулируют болезни, потому что боятся сообщить о своем мучителе и разозлить его ещё больше.
⁃ Школьник сейчас с трудом справляется с новым предметом: математика, иностранный или родной язык, чтение. Или сегодня предстоит важный тест или контрольная.
⁃ Ребенку не нравится новый воспитатель или учитель, или в расписание занятий были внесены изменения: даже небольшие перемены могут спровоцировать тревогу.
⁃ Ребенок хочет дополнительного внимания от вас, потому что последнее время видел вас не часто;
⁃ Он сильно устал и перегружен, ему хочется побыть в одиночестве дома и отдохнуть.
⁃ Он беспокоится о вашем здоровье и хочет посмотреть, как вы справляетесь дома без него, если вы никуда не уходите.

Убедитесь, что ребенок действительно не болен. Ищите измеримые физиологические симптомы: измерьте температуру, оцените поведение (больной в один момент вдруг превращается в счастливого и смеющегося в следующий) и поищите другие контрольные признаки настоящего заболевания (постоянно спит или не может заснуть, отсутствие аппетита, частые посещения туалета ). Если у ребёнка болит живот и его действительно тошнит, вряд ли он с аппетитом съест свои любимые блинчики на завтрак. Выполнение всех этих шагов поможет вам понять, что на самом деле происходит, и есть ли у вас медицинские причины для беспокойства.
Иногда важно игнорировать слова и посмотреть на поведение. Предложите сходить сегодня после школы к врачу вместо прогулки с друзьями — возможно, вас ждёт чудесное исцеление через несколько минут. Или согласитесь на то, чтобы ребёнок остался дома в кровати, но без интернета и приставки. Посмотрите на реакцию.

Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть картинку Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Картинка про Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе

Общайтесь. Если вы не слушаете «мелочи и глупости», которые рассказывает ребёнок, ему трудно будет рассказать вам что-то более серьёзное в другой раз. Постоянно разговаривайте с детьми. Не ждите, пока кто-то заявит, что болен. Задавайте вопросы и выясняйте, что происходит в жизни вашего сына или дочери. Обсуждайте их повседневную деятельность, особенно то, что они делают в школе (в учебе и в общении с ребятами). Иногда это сложно, но если вы сможете разговор с вашим ребенком на сложные темы сделать регулярным и безопасным, то истинные причины его нежелания идти в школу станут очевидными.

Составьте список ресурсов. Вполне может быть, что проблема ребенка более сложна, чем вы думали изначально. Тогда пришло время вызвать поддержку, начав со школы: поговорить с классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом. Большинство педагогов рады помочь родителям и детям решить любые возникающие проблемы. Они могут видеть то, что не видите вы, и что не рассказывает ребёнок.

Не спешите. Вашим первым порывом могут быть слова «Все в порядке!» или «Нет, ты не болен! Ты немедленно идешь в школу». Если ребенок регулярно притворяется больным, то отсутствие поддержки со стороны родителей может только усложнить и так серьезные проблемы. Нежные прикосновения и аккуратные расспросы, скорее всего, принесут вам гораздо больше информации, чем следование жестким рамкам, которые могут помешать ему раскрыть, что на самом деле происходит. Тут требуется чуткий и терпеливый человек — родитель, учитель, друг — чтобы помочь выявить проблему, которая стоит за жалобой. И иногда стоит прогулять школу, но понять, а что делать дальше.

Мы хотим понять детские чувства. Одна из самых важных вещей — это назвать чувства ребенка и попытаться каким-то образом понять, откуда это чувство, что оно хочет нам рассказать.

Полезно, особенно для детей постарше, сказать, например, так: «Твоё поведение указывает, что тебя что-то беспокоит, но тебе об этом может быть трудно говорить». Вы не представляете, как много взрослых говорили мне «Я так всегда хотел, чтобы мои родители сказали мне — «ты можешь прийти ко мне и поговорить о чем угодно». Многие дети, особенно подростки, действительно боятся разговаривать со своими родителями, ожидая криков или игнорирования их переживаний. Мы, родители, любим своих детей, но нам часто трудно видеть их несовершенства, их проблемы, сталкиваться с их и своими сложными чувствами. Но если не мы, то кто ещё сможет им помочь?

Читайте также:

Фото: Polina Tankilevitch/Pexels, Alexander Dummer/unsplash, Victoria_Borodinova/pixabay

Источник

У ребенка болит живот: когда бить тревогу

Диагностика боли в животе у ребенка – порой непростая задача даже для опытного клинициста. Ведь дети, особенно дошкольного возраста, не способны указать определенную зону болезненности и отметить нарушения стула. А родители не всегда могут вспомнить связь симптома с приемом пищи или другими провоцирующими факторами. Так, о чем же нужно помнить, если ребенок жалуется на боль в животе? И когда визит к врачу откладывать не стоит?

Как появляется боль

Большая часть пищеварительной системы болевых рецепторов, как таковых не имеет, а боль «в животе» обусловлена раздражением оболочки, покрывающей органы и отделяющей их друг от друга (брюшина).

Такое раздражение может возникать из-за:

И, в зависимости от причины, сопровождается рядом характерных признаков.

Качественные отличия

Так, катастрофа в животе еще имеет название «острый живот», характеризуется высокой интенсивностью и нестпермимостью, имеет разлитой (при аппендиците, холецистите, панкреатите) или схваткообразный характер (при кишечной непроходимости, завороте, ущемленной грыже), сопровождается рвотой (чаще многократной), температурной реакцией и, в отличие от пищевых отравлений, задержкой стула и газов, а не диареей.

Лечение таких патологий требует обязательного участия детского хирурга и срочных исследований:

А для уточнения степени воспалительного процесса, в зависимости от результатов УЗИ и рентген-исследования, может быть назначен анализ крови на:

А основным анализом, вне острой патологии, в этом случае является копрограмма (общий анализ кала), где следует обратить внимание на:

Следует помнить и том, что «пищеварительные» патологи сопровождаются признаками авитаминозов, белковой недостаточности, анемией, нарушениями кальциевого обмена (рахит, разрушение эмали, переломы), кожными патологиями (особенно при целиакии) и другими дефицитными состояниями. Поэтому своевременная диагностика регулярной боли в животе необходима не только для поддержания здоровья самой пищеварительной системы, но и всего организма в целом.

Источник

Соматоформные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей

Представлен комплексный подход к осмыслению причин развития соматоформных расстройств желудочно-кишечного тракта и их клинических симптомов у детей. Рассмотрены психосоциальные факторы риска, патологические привычные действия, модель развития психосоматич

Complex approach to understanding of reasons for development of gastrointestinal somatoform disorders and their clinical symptoms in children was presented. Psychosocial risk factors were considered, as well as pathologic habitual actions, and the pattern of development of psychosomatic process.

Соматоформные расстройства — группа расстройств, характеризующихся постоянными жалобами пациента на нарушение своего состояния, напоминающее соматическое заболевание; при этом не обнаруживается какого-либо патологического процесса, объясняющего их возникновение. Расстройства не обусловлены другим психическим заболеванием или злоупотреблением психоактивных веществ. Если у пациента имеется соматическое заболевание, данные истории болезни, соматического обследования и лабораторных анализов не могут объяснить причину и выраженность жалоб. Симптомы не придумывают намеренно, в отличие от искусственно демонстрируемых расстройств и симуляции. Несмотря на то, что возникновение и сохранение симптоматики часто тесно связано с неприятными событиями, трудностями или конфликтами, больные обычно противятся попыткам обсуждения возможности ее психологической обусловленности; это может иметь место даже при наличии отчетливых депрессивных и тревожных симптомов. Достижимая степень понимания причины расстройства часто разочаровывает, раздражает, вызывает тревогу как у пациента, так и у врача [1]. Образное представление о соматоформных расстройствах было сформулировано еще в 1954 г. академиком физиологом К. М. Быковым: «Печаль, невыплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы» [2].

Попытки лечить пациента, страдающего соматоформным расстройством, будут всегда безуспешны, если лечащий врач не выяснит причины возникновения заболевания. В настоящее время клиницисты, особенно педиатры, должны владеть основами психосоматики, направлением в медицине и психологии, занимающимся изучением влияния психологических (психогенных) факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

Известно, что эмоциональные расстройства являются основным страданием у трети всех больных, получающих медицинскую помощь, а 25% больных соматическими заболеваниями страдают неврозами [3]. Частота встречаемости соматоформных расстройств в России у взрослых пациентов составляет 40–68%, у детей, обращающихся за помощью в поликлинику, — 25–90% [4, 5].

Сотрудники лаборатории психосоматической патологии НИИ педиатрии РАМН (Научного центра здоровья детей) изучили частоту соматоформных расстройств у детей в школах г. Москвы и г. Орла. Длительный субфебрилитет (термоневроз) выявлялся у 20,6% и 19,8%, цефалгии напряжения у 39% и 30%, рецидивирующие боли в животе у 30% и 15% детей соответственно [5]. Встречаемость расстройств оказалась сопоставимой в мегаполисе с бурной и нервозной жизнью и областном центре, традиционно противопоставляющем свое спокойное и размеренное существование. Эти результаты свидетельствуют о том, что для ребенка важно не само место проживания, а эмоциональный комфорт и благополучие.

Когда врач понимает, что имеет дело с психосоматической патологией, то его основные усилия должны быть направлены на выяснение ее причины. Выделяют несколько вариантов развития психосоматических заболеваний: ситуационный вариант (первично-психогенный этиологический фактор); личностный вариант (измененный вид психологического реагирования со становлением хронизированного эмоционального напряжения); психопатологический вариант (при генотипических особенностях центрального аппарата эмоций); церебральный вариант (при органическом, резидуально-органическом заболевании мозга); соматический вариант (при дефектности регуляторных и исполнительных механизмов висцеральных систем различного происхождения) [6].

В клинической практике обычно встречается сочетание вышеперечисленных вариантов, что значительно усложняет лечение больного (как ребенка, так и взрослого).

Изолированно может встречаться «ситуационный вариант», в результате которого формируется посттравматическое стрессовое расстройство — отставленная и затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которая в принципе может вызвать общий дистресс почти у каждого человека (МКБ-10). Сбор анамнеза у ребенка с психосоматической патологией, выяснение возможных причин ее развития — это не праздное любопытство врача, а его профессионализм.

В настоящее время психосоциальным факторам риска отводится главная роль в формировании и прогрессировании соматоформных расстройств у детей. Среди этой группы детей 16,6% живет в неполной семье, 21% испытывает психоэмоциональные нагрузки, 25% связывают начало клинических симптомов с посещением детских учреждений, 37,5% — с рождением сестер и братьев. Наиболее значимыми факторами риска считаются патология воспитания и нарушение системы «мать–дитя», которые встречаются у 60% детей с соматоформными расстройствами [8].

Согласно классическому психологическому исследованию Э. Арутюнянц (1988) существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость [9].

Для улучшения эффективности лечебно-профилактических мероприятий при соматоформных расстройствах лечащему врачу в каждом конкретном случае надо оценивать существующий тип семейного воспитания ребенка. А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания, которые провоцируют или усиливают определенные акцентуации характера.

Хронические психотравмирующие переживания, эмоциональная депривация (потеря, лишение), неправильное, чрезмерно строгое воспитание с применением физических наказаний вызывают эмоциональное напряжение, постоянную неудовлетворенность, ребенок испытывает противоречивые чувства к близким. В этих ситуациях патологические привычные действия уменьшают, временно подавляют отрицательные эмоциональные переживания, что наряду с сопровождающим некоторые из таких действий чувством удовольствия способствует их фиксации [11].

Патологические привычные действия, которые объединяют раскачивания телом и головой (яктация), кусание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев и языка, возникшую в допубертатном возрасте мастурбацию, а также ряд более элементарных поведенческих стереотипий представляют собой группу специфических расстройств, характерных для детей и подростков. Являются рудиментарными непатологическими прообразами различных форм стереотипного двигательного поведения: пищевого, исследовательского, игрового, комфортного, очищающего (груминг) поведения. Обеспечивают успокоение, засыпание, стимуляцию и стабилизацию базального эмоционального фона, психофизического тонуса, выражение врожденных социальных инстинктов. Распространенность отдельных феноменов, относящихся к данной группе, либо их сочетаний довольно высока. По данным разных авторов от 6% до 83% детей имеют в том или ином возрасте указанные привычки [8].

По нашим собственным наблюдениям (неопубликованные данные) среди детей в возрасте 7–17 лет с синдромом раздраженного кишечника патологические привычные действия (онихофагия, трихотилломания, сосание пальца) наблюдались у 52% пациентов (М. И. Дубровская, О. А. Варакина, 2015).

Одно из бросающихся в глаза патологических привычных действий — кусание ногтей, которое встречается у трети детей в возрасте от 3 до 10 лет. Типичная онихофагия — обгрызание ногтей на руках, реже на ногах; привычка грызть карандаши, ручки и другие предметы, кусать язык, слизистую щек, скрипеть зубами. Также имеется и нефагический вариант феномена — привычка ломать, подергивать и ковырять ногти, крутить и перебирать пальцы рук.

В клинической картине общими чертами патологических привычных действий являются произвольный сознательный характер, возможность прекратить их на время усилием воли, усиление чувства внутреннего напряжения при их подавлении, понимание их ребенком (начиная с конца дошкольного возраста) как отрицательных и даже вредных привычек при отсутствии в большинстве случаев стремления к их преодолению и даже активном сопротивлении попыткам взрослых устранить привычные действия [11].

С течением времени повторяющиеся стереотипы, дополняясь условно-рефлекторными связями, приобретают функциональную автономию и сохраняются в силу отсутствия достаточных стимулов для альтернативного поведения и приобретения качества устойчивого патологического состояния (по Н. П. Бехтеревой). По наличию вышеописанных симптомов можно судить о степени невротизации ребенка, страдающего соматоформными расстройствами.

Дополнительным ключом к пониманию развития психосоматического процесса служит модель двухфазного вытеснения A. Mitscherlich (1953, 1954), представленная в виде следующей последовательности:

Современные психоаналитики (О. Кернберг, 2000) выделяют еще и третий уровень защиты — психотическое симптомообразование [5].

Таким образом, выше были рассмотрены основные моменты, необходимые для понимания сути соматоформных расстройств.

К соматоформным расстройствам органов пищеварения относятся:

Тошнота — неприятное, болезненное субъективное ощущение, предшествующее рвоте или сопутствующее ей. Тошнота как симптом поражения пищеварительной системы свидетельствует о повышении интрадуоденального давления, возникающего при нарушениях моторно-эвакуаторной функции желудка, двенадцатиперстной кишки и тонкой кишки; характерна для заболеваний двенадцатиперстной кишки (дуоденит, гастродуоденит, язвенная болезнь).

Психогенная тошнота и рвота — явление довольно обыденное. У эмоционально нестабильных лиц эти физиологические реакции развиваются довольно легко. Этот своеобразный способ выражения эмоционального состояния в последующем может закрепиться по типу патологического рефлекса [13].

Тошнота как соматоформное расстройство не связана с погрешностями диеты, усиливается при ухудшении физического и психического состояния больных, расценивается как следствие крайней степени неприятия и страха. При тщательном опросе многие школьники и студенты отмечают чувство тошноты на экзаменах и контрольных работах. Психогенная тошнота в клинике тревожной депрессии — это прежде всего страх [13].

Рвота — рефлекторный акт выталкивания содержимого желудка через рот, контролируется двумя функционально различными центрами в продолговатом мозге: рвотным центром и хеморецепторной триггерной зоной. Возбуждение рвотного центра вызывают повышение внутричерепного давления (опухоли, абсцессы вблизи IV желудочка); воздействие импульсов со стороны перепончатого лабиринта внутреннего уха; воздействие химических веществ (лекарства, яды, токсины) — хеморецепторная триггерная зона; раздражение рецепторов различных участков тела (рефлекторно); различные психические стимулы.

Эмотивная рвота возникает у детей в возрасте 2–5 лет преимущественно по утрам во время или непосредственно после еды, иногда сразу же после первых глотков и не зависит от количества и качества съеденной пищи. Частота эпизодов рвоты различна от 1 раза в месяц до нескольких раз в год, продолжительность — от нескольких часов до дней. Приступы рвот мало отражаются на общем самочувствии ребенка, могут сопровождаться повышением температуры тела, артериального давления, тахикардией, появлением болей в животе, головными болями, учащенной дефекацией. Этот симптом не поддается диетотерапии, переносится практически безболезненно, не отражается на концентрации мочи, не приносит облегчения ребенку. Часто рвоте предшествует насильственное агрессивное кормление, попытки заставить съесть всю предложенную пищу. Надо заметить, что дети легко вызывают у себя рвоту с целью прекращения кормления, манипуляции родственниками, при нежелании выполнять указания взрослых, нежелании идти в детский сад или школу, при конфликтах с родителями. В истоках психогенной рвоты лежит достаточно выраженная депрессивная реакция. При этом причиной тошноты и рвоты может стать не только чувство боли, страха, печали или тоски, но и положительная эмоция, если она проявляется достаточно интенсивно, например, во время или после детских праздников (дни рождения, новогодние елки).

Другая патология верхних отделов пищеварительного тракта — руминация — повторяющийся заброс пищи (непереваренной или частично переваренной) в просвет пищевода и ротовую полость без тошноты и позывов на рвоту, возникает почти сразу после еды и продолжается в течение 1–2 часов. В раннем детском возрасте является четким отражением нарушения связи мать–ребенок [14]. Руминация наиболее часто наблюдается у детей-сирот, воспитывающихся в социальных учреждениях и в конфликтных семьях. Исследование клинических симптомов и динамики заболевания у 147 детей и подростков, страдающих руминацией, в возрасте от 5 до 20 лет (средний возраст 15,0 ± 0,3 года), среди которых девочки составляли 68%, за период 1975–2000 гг. показало следующие результаты. Гастроэзофагеальный рефлюкс выявлялся у 54%, нарушение эвакуаторно-моторной функции желудка у 46%, руминационные волны (по результатам гастродуоденальной манометрии) у 40%, количество постпрандиальных регургитаций после каждого приема пищи составило 2,7 ± 0,1. Абдоминалгиями страдали 38% детей, запорами — 21%; тошнота беспокоила 17% детей. Симптомы удалось скорректировать у 30% детей, в 56% случаев терапия была не эффективна. В исследуемой группе детей психические расстройства были диагностированы в 16% случаев, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия) у 3,4% детей [15].

Наиболее частая повторяющаяся соматическая жалоба среди детей и подростков — периодические боли в животе. Подростки и молодые взрослые, страдающие в детстве периодическими болями в животе, продолжают демонстрировать более высокие уровни болезненного поведения, включая боль, другие соматические жалобы и функциональные расстройства [16].

В настоящее время синдром раздраженного кишечника трактуется как биопсихосоциальное расстройство, в основе развития которого лежит взаимодействие двух основных патологических механизмов: психосоциального воздействия и сенсорно-моторной дисфункции. Третий фактор — нейроиммунные повреждения в результате инфекционных заболеваний кишечника (возможная причина сенсорно-моторной дисфункции). Причины возникновения болевых ощущений при СРК крайне разнообразны: нарушение тонуса и перистальтики гладкой мускулатуры, нарушение моторики, избыточное газообразование, снижение чувствительности к ноцицептивным аффектам, влияние эндогенных опиатов, негативное влияние медиаторов воспаления (ИЛ-1) на нервные рецепторы, увеличение концентрации серотонина, психоэмоциональный стресс.

Эти причины могут встречаться у детей самого раннего возраста, что обусловливает богатый спектр клинических симптомов: колики, срыгивания, запоры и болезненное отхождение газов, все виды беспокойного поведения под грудью — вплоть до полного отказа от груди. При исключении другой патологии и неопровержимых данных за наличие стресса у ребенка эти клинические симптомы могут быть расценены как психосоматические расстройства раннего возраста [17, 18].

Тем не менее ряд причин, приводящих к возникновению болевых ощущений при функциональных нарушениях ЖКТ у детей, таких как нарушение перистальтики и тонуса гладкой мускулатуры, нарушение моторики, избыточное газообразование, можно устранить с помощью диеты с ограничением белка коровьего молока, глютена, сои, яиц, орехов, меда, морепродуктов — так называемых облигатных аллергенов, а также ограничения сахаров и грубых пищевых волокон.

O. Olén и соавт. в течение 12 лет изучали вероятность появления рецидивирующих абдоминалгий (РА) у 2682 шведских детей при наличии их в раннем возрасте. Анкеты в 1 и 2 года заполняли родители (в 1 год отмечалось наличие РА за последние 6 мес, в 2 года — за последние 12 мес) и в 12 лет сами дети. Среди всех опрошенных детей частота РА составила 15% (n = 390), в двух и более возрастах 2% (n = 44). Если боли в животе отмечались в возрасте 6–24 мес, то в 12 лет они встречались в 2 раза чаще, чем у детей, не страдавших РА в первые 2 года жизни [19].

По нашим собственным наблюдениям (неопубликованные данные) среди детей в возрасте 7–17 лет, с СРК, рецидивирующие абдоминалгии на первом году жизни отмечались у 76% детей, при этом диагноз был установлен только у 33%, кишечные инфекции как причина абдоминалгий были исключены. Посещение детского сада стало причиной возникновения абдоминалгий у 33% детей изучаемой группы (М. И. Дубровская, О. А. Варакина, 2015).

В исследовании психологов и клиницистов, проведенном среди студентов 17–18 лет с абдоминалгиями, было установлено, что у этих пациентов частота возникновения абдоминалгий в младшем школьном возрасте составляет 38%, в среднем школьном возрасте — 44%, в старшем школьном возрасте — 18%. По данным клинической беседы, большинство исследуемых были травмированы в младшем школьном или младшем подростковом возрасте конфликтной семейной ситуацией (ссоры родителей, жестокое или манипулятивное обращение с ними со стороны родителей и старших братьев), потерей одного из родителей (смерть, развод), а также множественными переменами места жительства (например, в семье военнослужащих). Детей с абдоминалгиями отличают высокий уровень личностной тревожности, депрессии. У них низкая самооценка по сравнению со здоровыми детьми, искажены болевые ощущения: то, что здоровые воспринимают как напряженность, субъекты с психосоматическими нарушениями воспринимают как боль [16]. В исследовании D. Yacob et al. показано, что у детей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, абдоминалгии встречались в 51,5% vs 8,8% в группе контроля (p = 0,0002) [20].

Доказано, что развитие функциональных абдоминалгий тесно связано с тревожностью и депрессией у матери. По типу случай–контроль изучался соматический и эмоциональный статус двух групп матерей, дети которых страдали функциональными абдоминалгиями (n = 59) и дети которых были здоровы (n = 76). Возраст детей составил 8–15 лет. Использовался опросник и слепое интервьюирование, оценивающие наличие тревоги, депрессии, соматических нарушений. Среди матерей, дети которых страдали функциональными абдоминалгиями, мигрень встречалась в 2,4 раза чаще, СРК в 3,9 раза чаще, тревога в 4,8 раза чаще, депрессия в 4,9 раза чаще, соматоформные расстройства в 16,1 раза чаще, чем у матерей, дети которых были здоровы (рис.). Если мать страдает тревожностью и депрессией, то вероятность наличия функциональных абдоминалгий у ее ребенка возрастает в 6,1 раза [21].

Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Смотреть картинку Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Картинка про Как понять что ребенок симулирует боль в животе. Фото Как понять что ребенок симулирует боль в животе

В заключение необходимо остановиться на существенной поправке в наших знаниях о состоянии развития современного ребенка. В июле 2013 года на заседании Правления Российского книжного союза вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн представил доклад «Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества». Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения:

Современные дети (поколение Z) отводят видеоиграм важное место в своей жизни: 66% детей в возрасте 6–11 лет и 51% подростков указывают игры как основной источник развлечений. 85% подростков хоть раз в жизни искали информацию в интернете. 52% подростков используют YouTube и социальные сети для выполнения школьных заданий. Подростки в возрасте 13–17 лет чаще пользуются телефоном, чем смотрят телевизор (76% против 72%), тогда как дети 8–12 лет — наоборот (39% против 72%). Вследствие этого у подростков растет скорость восприятия информации, однако возникает трудность с тем, чтобы удерживать внимание на одном предмете дольше восьми секунд, что сказывается на возможности обучения и усваивания информации [23].

Эти знания необходимы педиатру для профессионального подхода к лечению детей с соматоформными расстройствами пищеварительного тракта. И, тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность проблемы диагноз любого соматоформного расстройства — диагноз исключения. Пациенты должны быть обследованы по расширенному протоколу, включающему в себя исследование центральной нервной системы с целью исключение опухолевого процесса, желудочно-кишечного тракта с целью исключения всех возможных органических причин, исследование эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и др.

Литература

* ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва
** НПЦ МП ДПРЦЛ и ВЗНС, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *