Как понять что ты фотограф
Топ-6 простых способов, как отличить любителя от профессионального фотографа
Любой, у кого есть фотоаппарат, может считать себя фотографом. Но как отличить профессионального фотографа от…
Любой, у кого есть фотоаппарат, может считать себя фотографом. Но как отличить профессионального фотографа от фотолюбителя? Давайте попробуем разобраться.
Ниже я перечислил несколько характерных особенностей, по которым можно отличить профессионала от любителя. Проверь, к кому из них ты относишься.
Как держит камеру?
Профи снимают постоянно, поэтому они применяют всё, что облегчает переноску камеры и снижает утомляемость.
Первый способ узнать, любитель перед тобой или профи — обратить внимание на то, как он держит камеру.
Если фотограф держит объектив, разместив руку ладонью вниз или вбок, отведя локоть в сторону, то, скорее всего, это любитель.
Профессиональные фотографы держат камеру, поместив левую руку под объектив ладонью вверх. Так всегда можно упереть локоть в тело, для получения более стабильной позиции, а значит — и резких снимков.
Как смотрит в видоискатель?
Закрываешь один глаз, глядя в видоискатель? Только честно? Если да, то ты не должен этого делать!
Во-первых, прищуривая один глаз, ты не видишь остальную часть сцены, которую не видно в видоискатель (и, следовательно, не сможешь быстро отреагировать на какие-то изменения в кадре).
Во-вторых, закрывая один глаз, ты лишаешь свой мозг возможности получать чёткое и сбалансированное изображение.
От этой дурной привычки трудно избавиться, но оно того стоит. Если видишь, что кто-то снимает, не закрывая 1 глаз, то перед тобой, точно, профи!
Какой использует ремешок для камеры?
Если заметил кого-то со стандартным ремешком для камеры (с маркой и моделью), то перед тобой, почти наверняка, не профессионал. Почему? Потому, что, эти ремешки довольно короткие, неудобные, очень быстро натирают и нагружают шею.
Гораздо удобнее использовать более длинный и мягкий ремешок, перекинув его через одну руку. Профессионалы прекрасно это понимают, поэтому всегда меняют стандартный ремешок на более удобный.
Использует ли встроенную вспышку?
Встроенная вспышка редко используется профессионалами, потому что она делает снимки плоскими и неэстетичными. Более того, в большинстве профессиональных камер нет встроенной вспышки.
Поэтому, если увидел, что кто-то снимает, используя встроенную вспышку, то это, скорее всего, фотолюбитель.
Снимает только в естественном освещении?
Сказать «я всегда снимаю только в естественном освещении» часто означает то же самое, что сказать: «я — не профессиональный фотограф».
Дело в том, что профессиональные фотографы часто снимают там, где естественного освещения нет или оно совсем непригодно для съёмки.
А при съёмке коммерческой фотографии даже на открытом воздухе профи вряд ли будет полагаться только на естественное освещение. Они обязательно будут использовать дополнительный свет, гарантирующий стабильное качество снимков.
Как обрабатывает фото?
Новички часто добавляют изображению слишком много контраста, делают цвета чрезмерно насыщенными, или активно используют различные фильтры.
Профессионалы — это любители, которые прошли этот аляпистый этап редактирования и вышли с другой стороны с более чистыми и утонченными стилями обработки.
Вывод
Ну что? К какому лагерю ты относишься? К фотолюбителям или профессионалам? Не волнуйся, если в большинстве случаев ведёшь себя как любитель.
Многие профессиональные фотографы, которых я знаю, изрядно устали от своего рабочего графика, так что, возможно, оставаться фотолюбителем — лучший способ насладиться этим видом искусства. Как считаешь?
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Jens Krauer «О том, как понять, что ты уличный фотограф»
Йенс Крауэр (Jens Krauer) – один из моих любимых уличных фотографов и фотограф-документалист из Цюриха, Швейцария, а также член коллектива BULB. Работаем на улицах Нью-Йорка, Стамбула, Парижа, Киева, Гонконга и многих других городов в поисках «решающего момента» в повседневной жизни разных людей и культур. Его работы широко экспонировались в галереях Европы и в некоторых частях США. Он проводит мастер-классы и семинары по уличной фотографии и творческому видению в фотографии.
Йенс Крауэр – настоящий мастер «стрита». Кажда фотография – это отдельная история, момент, который уже не повторится. Если вы когда-либо хотели стать уличным фотографом и не знали с чего начать, подпишитесь на Йенса в социальных сетях, он не просто играет светом и тенью, фотограф умудряется показывать повседневную жизнь самых простых людей без прикрас. Но все это у Йенса выходит настолько естественно, что сложно поверить в то, что эти фотографии случайны.
Международные и швейцарские награды и премии знаменитого фотографа Йенса Крауэра: 212 Фотофестиваль Стамбул 2017, Siena Int. Photo Awards 2017, ГП Центр фотографии 2017, Фестиваль визуального искусства 2017/2018/2019, Дни уличной фотографии в Бухаресте 2018, Дни уличной фотографии в Афинах 2018, Фестиваль уличной фотографии в Майами 2019, Дни уличной фотографии в Софии 2019, Фестиваль фотографии в Тревизо 2021, Фото Мюнзинген 2017, Werkschau Bern 2017/2018/2019, Фото Schweiz 2016/2017/2018/2019, Цифровое событие Баден 2016/2017/2018, IPFO Olten 2017/2019/2021, Fujifilm GFX Experience Days 2021 г.
«Знание трех языков позволяет мне легко путешествовать между странами, и я путешествую как можно больше», — рассказывает Йенс Крауэр. «Почти два года я жил в Киеве, Украина, наблюдая, как разворачивается Революция 2014 года, и я был в Гонконге во время революции зонтиков». Итак, конечно, у него довольно много работ, и он, и его фотография развивались с годами. Он один из самых известных современных уличных фотографов Европы. В 2016 году он стал профессиональным фотографом Fujifilm X-Photographer с любовью к черно-белой откровенной уличной портретной фотографии. Под ником @urbanframes в Instagram он делится некоторыми своими откровенными снимками; и он считает, что нельзя стать уличным фотографом; и у него есть веские аргументы в пользу этого.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
Йенс Крауэр: В 2012 году я работал в корпоративной среде, много путешествовал и чувствовал себя очень опустошенным, когда дело касалось моего творческого «я». Во время длительного пребывания в Восточной Европе я взял камеру и начал снимать своих друзей и свою жизнь там, без каких-либо амбиций в отношении фотографии в целом. Я был творческим человеком всю свою жизнь, и чем дольше я зарабатывал на жизнь, работая в компании, я понимал, что этот мир не сделает меня счастливым. Когда вошла в игру фотография, для меня многое стало понятным, многое поменялось в моей жизни, в лучшую сторону. Она, а моим агрегатором, который позволяет мне оптимизировать мой культурный фон и творчество.
Вернувшись домой с Украины, я поделился своими изображениями с друзьями. Их отзывы в сочетании с моей личной радостью от процесса создания изображений побудили меня пойти по этому пути. Поэтому я решил снимать и делал это почти два года, почти никому, не показывая свои фотографии. После этих двух лет у меня было базовое портфолио, в котором я начал чувствовать себя более уверенно. Тот факт, что мои хорошие друзья были эмоционально затронуты определенными изображениями, поставило точку на моей старой карьере. Так что передача эмоций и истории в сочетании с заведомо любопытным умом побудили меня пойти дальше и начать развиваться по пути фотографии.
Что побудило вас заняться именно уличной и документальной фотографией?
Йенс Крауэр: Вернувшись домой, я получил свою первую «уличную» камеру, чтобы делать больше «таких фотографий». Я подыскал подходящую камеру и в процессе познакомился с современной уличной фотографией. Это снова щелкнуло. Исходя из культуры хип-хопа, мне было ясно, что улицы могут многое предложить; поэтому вместо того, чтобы гулять по улицам с компанией друзей и рюкзаком, набитым краской, я схватил камеру и попытался применить то же состояние ума, но к фотографии. Кроме того, у уличной фотографии есть очень чистый элемент, вам не нужно много оборудования или подготовки, чтобы начать: одна камера, один объектив, пара хорошей обуви и непредвзятость сделают свое дело.
Куда бы вы ни пошли, улицы остаются улицами — вы можете работать и наслаждаться процессом везде. Если вы умеете ориентироваться и знаете, как обращаться с людьми, это бесконечное путешествие. Я считаю это увлекательным и по сей день. Для меня уличная фотография — это больше подход к фотографии, чем конкретный жанр.
Расскажите нам о том, чьи работы повлияли на ваше творчество, кто или что помогло вам стать тем, кем вы стали в области фотографии.
Йенс Крауэр: Первое и самое сильное влияние на меня оказали все те, кто записывал уроки на YouTube или делился знаниями в блогах примерно в то время, когда я начал изучать фотографию более подробно 2013 – это великие люди, они делились своими навыками, чтобы другие могли учиться и ничего не просили взамен. Многие из ключевых техник, которые я использую в наши дни, собраны из различных источников, доступных в интернете.
Одно вело к другому, и я провел год, одержимо поглощая все, что мне было доступно, чтобы научиться, параллельно с этим столь же одержимо тренируясь на улицах. Войдя в этот процесс, я понял, что всю свою жизнь был окружен уличной фотографией, не называя ее таковой. От обложек пластинок до документальных книг об уличной культуре, а также книг, которые были в моей юности: все они содержали одну и ту же основную концепцию. Так что творческая концепция и подход, лежащий в ее основе, дались мне легко.
Раскрытие моего художественного подхода привело к знакомству с другими художниками, работающими в разных областях. Я извлек из них некоторые из моих самых ценных уроков: работа с творчеством, ожиданиями, поиск творческих идей в течение длительного периода времени, отслеживание того, чего вы хотите достичь; знание того, что главным источником вдохновения для художника является творчество и что вам нужно найти правильный инструмент для его реализации.
Это также определяет мой подход к техническим аспектам и к выбору камеры. Мастера фотографии научили меня видеть иначе и всегда сравнивать свои работы с ними, чем между своими, заставляя себя расти. Терпение — еще один аспект, которому я научился у мастеров. Все они работали всю жизнь и много вкладывали; в большинстве случаев публично замечаемый результат — это всего лишь одна невероятно хорошая книга, около сотни изображений за всю жизнь. Это смирило меня с точки зрения мгновенного успеха и долгосрочных целей.
Что повлияло на ваше творческое видение? Почему, хотя у вас в портфолио и много цветных фотографий вы предпочитаете черно-белую фотографию?
Йенс Крауэр: Я считаю, что это в первую очередь мое увлечение рисованием и графикой. Я склонен думать, что фотографы могут многому научиться у художников, и что я фотографирую так, как сам рисовал бы сцены и предметы.
Для меня черно-белая фотография во многом связана с той же эстетикой, которую вы можете создать с помощью карандаша и белого листа бумаги или аэрозольного баллона и стены. Уличное искусство и граффити — отличные учителя, когда дело доходит до динамики пространства и работы с ними в том виде, в каком они себя представляют.
Ключевой идеей моего подхода является интеграция субъекта в непосредственное окружение и, следовательно, использование того, что дано для максимального эффекта. Я пытаюсь применить композицию и свет так, как это сделал бы художник. Тот факт, что это усложняет процесс, побуждает меня вкладывать в него больше энергии. Чтобы найти и зафиксировать это, необходимо учесть множество переменных. Меня это увлекает. Мне нравится помещать моих моделей и их истории на передний план, надеясь вызвать у зрителя эмоции и дать им возможность представить себе историю, стоящую за этим. Изображение становится для меня завораживающим, когда свет, ситуация и предмет уступают место истории внутри предмета. Откровенные и чистые эмоции важнее всего в уличной фотографии.
С тех пор, как вы начали снимать, как, по вашему мнению, ваше творческое видение эволюционировало, чтобы достичь того, чем оно является сегодня?
Йенс Крауэр: Я нашел больше направления и спокойствия в своей фотографии. То, что вначале было скорее общим поиском стиля, превратилось в четкий подход к содержанию и эмоциям. Чем больше я узнавал и прояснял технические аспекты, пытаясь их освоить, тем больше я концентрировался на содержании и истории.
Я открыл для себя множество великих фотографов и поджанров уличной фотографии, которые меня вдохновили. Точно так же я нашел много изображений, которые расширили мое личное видение за пределы уличной фотографии. Встреча с другими фотографами заставила меня осознать разнообразие подходов, дающих потрясающие результаты. Я искренне уважаю многих своих товарищей-фотографов за искренность и преданность делу, которые они вкладывают в свое ремесло. Шума очень много, и я начал ценить многих художников, которые преодолевают шум ясным визуальным языком и сильным посланием.
Можете ли вы рассказать нам о вашем взаимодействии со своими подданными на улицах и в общественных местах? Что обычно происходит, когда вы фотографируете? Вы пытаетесь взаимодействовать с объектами или просто фотографируете и занимаетесь своим делом?
Йенс Крауэр: В своей нынешней уличной работе я использую только откровенные снимки. Поэтому я никак не взаимодействую со своими испытуемыми. Если взаимодействие произойдет до того, как я создам изображение, я не буду его использовать, поскольку онр не передает то же самое для меня в этой работе. Обычно меня в какой-то момент замечают, поскольку я стараюсь установить зрительный контакт с камерой, а не с собой. Я стараюсь быть как можно более невидимым и заставить объект забыть о моем присутствии. Я не хочу, чтобы меня неправильно понимали, и я не хочу никому угрожать. Однако для уличного фотографа это непростая задача. Этика играет важную роль при принятии решения о том, снимать объект и впоследствии использовать изображение или нет.
Учитывая популярность уличной фотографии, я считаю, что обсуждение этики важно и необходимо. Для меня важны причина и контекст. Я никогда не пытаюсь пошутить над кем-то или разоблачить кого-либо из соображений большей важности. Я фотографирую людей только тогда, когда могу сочувствовать им, независимо от того, в какой ситуации они находятся. Уровень сочувствия определяется моей собственной историей жизни, как и мой этический подход к тому, что я снимаю.
Что привлекает вас в сцене и конкретном предмете? Многие люди, которых вы фотографируете, кажутся «персонажами», о которых часто говорит Брюс Гилден. Кажется, что у каждого из них есть особая история, которая так или иначе написана на их лице, на языке их тела и рассказана через свет.
Йенс Крауэр: Я бы сказал, что это потенциал множества переменных, объединившихся для создания мощного кадра. Иногда триггером для изображения может быть мельчайшая из привлекательных для меня вещей в сочетании с пониманием, предвкушением и интуицией того, что произойдет дальше. Мне нравится думать о переменных, которые привлекают меня к определенной сцене, как о моем рюкзаке жизненного опыта, который позволяет мне видеть истории или находить смысл в ситуации, которая возникает.
Для меня найти настоящих персонажей сложнее, чем сделать сам снимок. Существует различие между теми, кто хочет изобразить персонажа, и теми, кто действительно уникален, и проведение этого различия является хорошей отправной точкой для разделения этих двух. Меня тянет к ситуациям и персонажам, которые выходят за рамки чувства реальности или заявляют о себе, о самом обществе. Настоящие персонажи каким-то образом объединяют все эти аспекты.
Расскажите нам о снаряжении, которое вы используете. Как, по вашему мнению, оно передает ваше творческое видение?
Йенс Крауэр: Я до сих пор удивляюсь тому, как многие фотографы недооценивают творческое развитие по сравнению с оборудованием. Для меня камера — это инструмент, работа которого — делать именно то, что я хочу, и когда я хочу, и делать это блестяще. Учитывая, что это мой основной инструмент, моя нынешняя камера пользуется у меня большой любовью, поскольку она делает именно это. Я начал снимать на Sony и через несколько месяцев обменял ее на Fujifilm x100s, затем купил подержанный X-Pro 1 с несколькими объективами у французского фотожурналиста. Как только я взял в руки серию Fuji X-T, меня зацепило. Сейчас моя основная камера – это Fujifilm X-Pro 3.
Кроме того, я также в настоящее время снимаю на X-T2, и для меня это идеальный инструмент для моей уличной работы. Эти камеры также сформировали мой стиль уличной съемки благодаря своим возможностям. Мой выбор объективов довольно минималистичен, у меня есть 35 мм, 50 мм и 80 мм, и обычно я беру с собой только один, когда выхожу на улицу. Для своей документальной работы я изучаю различные камеры и форматы, чтобы найти дополнительный надежный инструмент, который больше опирается на заранее определенные концепции и повествования.
Ваша цитата и мантра: «Вы не станете уличным фотографом, вы осознаете, что вы им являетесь». Не могли бы вы рассказать нам об этом подробнее? Что это значит и как найти это в себе? Разве эта их сторона не может включаться и выключаться в зависимости от их мышления?
Йенс Крауэр: Я считаю, что безжалостное самосознание дает хорошую работу. Для меня путешествие было именно таким. В процессе создания работы важные шаги всегда основывались на саморефлексии и попытке увидеть, что говорит мне, а не на имитации чьего-то голоса. После некоторой съемки я понял, что мое любопытство и то, как я смотрю на жизнь вокруг меня, не изменились благодаря уличной фотографии, а только усилились. Эта цитата воодушевляет следовать тому, во что вы верите. Когда вы находите что-то, что поддерживает ваше видение или вашу историю, это имеет большое значение. С другой стороны, в каком бы жанре вы ни работали, правдивая и искренняя работа всегда излучает этот дух реальности в дополнение к индивидуальной интерпретации художника. Можно почувствовать личную связь художника с его работой, и я лично ищу эту эмоцию в изображениях или художественных работах любого жанра.
В последние несколько лет термин «уличная фотография», казалось, эволюционировал и теперь включает не только людей в сценах, но и окружающую среду в более изящном смысле слова. Но вы и ваша работа, кажется, придерживаетесь людей. Что ты думаешь об эволюции этого жанра и не думаешь ли ты, что слишком много людей увлекаются им в наши дни?
Йенс Крауэр: Я приветствую разнообразие, эволюция — это часть творческих сфер. Большой объем продукции и стилей обычно остынет, и то, что актуально, в любом случае выдержит испытание временем. Таким образом, помимо непосредственных симптомов, таких как публикация огромного количества изображений, которые на мгновение могут затруднить отслеживание, всегда есть шанс, что из этого может развиться что-то новое и захватывающее, и я приветствую это. Я взволнован каждый раз, когда вижу изображения, которые меня впечатляют, независимо от того, являются ли они уличной фотографией или просто эстетической игрой в жанре уличной фотографии. Я обращаю больше внимания на то, делается ли это с любовью, заботой, творчеством и с художественной ценностью.
Каким вы видите себя как фотографа через год и как вы планируете к этому прийти?
Йенс Крауэр: Улица всегда будет моей игровой площадкой. В настоящее время я делаю больше документальной и повествовательной работы. Я работаю над разными проектами, которые буду продюсировать в этом году. Я люблю рассказывать впечатляющие истории и ставлю цель использования камеры чаще. Я также восхищен трансформацией фотожурналистики и новыми результатами, и профилями, которые приносит с собой разработка новой техники. Творчество и процесс реализации идей — это удивительное путешествие.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
Следите за новостями в наших социальных сетях
Эксперт назвала 8 заблуждений о профессии фотографа, которые мешают разобраться в ней новичку
Кажется, в профессии фотограф нет ничего сложного. Достаточно купить хорошую камеру и активно снимать все вокруг. А клиенты и заказчики подтянутся, ведь настоящий талант сегодня продвигать несложно. Есть социальные сети, «сарафанное радио», да и фотографии всем нужны…
Но на практике все оказывается совсем иначе. Фотографов с мировым именем — единицы, а новички часто упираются в проблему бешеной конкуренции на рынке. Идеалы профессии, созданные ее неверным восприятием, быстро рушатся. Так что же в специальности фотограф происходит на самом деле? Как становятся мастерами фотокамеры? Где этому учатся? И сколько зарабатывает фотограф? На вопросы о тонкостях профессии журналисту ФАН ответила практикующий фотограф Анна Лебедева. И помогла нам развеять 8 популярных мифов об этой специальности.
Миф 1. Фотографом может стать каждый
Примерить на себя образ мастера фотокамеры, действительно, может каждый. Сегодня камерой оснащен любой смартфон, а делать селфи и снимать все вокруг модно. Так почему бы не делать это за деньги?
«Вокруг любой творческой профессии всегда создаются радужные представления, — комментирует Анна Лебедева. — Как правило, со стороны видятся только плюсы: ходишь, нажимаешь на кнопку и получаешь шедевр. Становишься знаменитым, общаешься с известными людьми, бываешь во всех уголках мира. Но, к сожалению, все не так просто».
Фотография — это, в первую очередь, творчество, но и творчеством можно заниматься на профессиональном уровне и оставаться «любителем». Любитель фотографирует для себя, для души. Профессионал зарабатывает фотографией на жизнь. Но его заработки, в первую очередь, зависят от практических навыков и опыта, а еще — от личностных качеств и «божьей искры», которая есть не у всех.
Навыки и опыт формируются годами: умение видеть кадр не возникает «из ниоткуда», а развивается постепенно, с увеличением «насмотренности». Важны технические знания, умение работать с оборудованием и графическими программами. Нужны креативность и чувство композиции. Наконец, важна быстрая реакция, чтобы запечатлеть тот самый момент, которого профессионал может ждать часами. Но, как и в любой профессии, обладание техническими навыками не гарантирует мастерство.
Миф 2. В работе фотографа — сплошные плюсы
Плюсов в этой специальности, и правда, много. Это возможность творческой самореализации, ведь мастер фотокамеры — все-таки больше художник. Профессия позволяет попробовать себя в различных жанрах и определиться с тем, какой нравится больше всего.
Многие мастера работают в свободном графике. В этой сфере много самозанятых и индивидуальных предпринимателей, учредителей ООО. Планировать графики съемок можно по своему усмотрению на следующий день, неделю, месяц.
Не нужно сидеть на одном месте и быть привязанным к офису или студии. Профессия позволяет посмотреть мир и открыть для себя много новых красивых мест. Travel-фотографы, пейзажисты, — мастера этих направлений ездят по разным странам, чтобы привести интересные кадры. Даже в семейной или портретной фотографии важен поиск лучшего места для съемки для реализации идеи. А потому скучать точно не придется.
С ростом востребованности можно проводить мастер-классы для начинающих фотографов, и для этого ездить по другим городам России или мира. Если вы знаете иностранные языки, работать можно где угодно.
Но есть в профессии фотографа и минусы, о которых не подозревают те, кто только пытается освоить специальность.
Высокая конкуренция. В каждом городе много практикующих фотографов, и чтобы выделиться, найти клиентов и заказчиков вам придется делать такие работы, которые позволят отличаться от других. Многое зависит от специализации, в которой вы предполагаете развиваться, от организаторских способностей. При этом вам придется конкурировать не только с профессионалами, но и с любителями.
«Когда я стала фотографом, только ленивый не сказал мне: «И ты туда же» и «Сколько вас развелось», — рассказывает Анна Лебедева. — Улучшение качества камер в телефонах многим дает ощущение ненужности профессиональной фотосъемки. Это в большей степени касается семейной и детской фотографии, фото для Instagram. Вывод — ваши работы должны быть на таком уровне, чтобы их было невозможно или очень сложно повторить любителю».
Работа без выходных и праздников. А еще ненормированный рабочий день. Когда вы работаете с клиентами, проводите семейные или свадебные фотосессии, съемки приходятся на выходные и праздничные дни. Длительность съемки может составлять один час, а может затянуться и до 12 часов. Добавьте к этому время на подготовку, отбор фотографий, их обработку… Времени на отдых или на близких остается совсем мало.
Сезонность. Главные «рабочие» месяцы свадебной фотографии — с марта по октябрь, а в зимнее время наступает спад. Семейные фотосессии актуальны в декабре, в преддверии Нового года, а в январе и феврале неизбежно затишье. Заработки фотографа нельзя назвать стабильными.
Совмещение профессий. Это только кажется, что фотограф лишь нажимает на кнопку, а потом радует клиентов отличными, красивыми снимками. До момента фотосъемки и после нее специалист выполняет десятки других, «рутинных» задач.
«Если вы только в начале пути, — продолжает Анна Лебедева, — вы должны понимать, сегодня фотограф — это ретушер, продюсер и стилист. Уже есть запросы, чтобы он был еще и визажистом. Плюс он должен быть психологом, маркетологом, менеджером по продажам и своему продвижению, SMM-щиком, PR-специалистом. Это стандартный минус для всех, кто работает на себя».
И нельзя забывать о профессиональных заболеваниях. Оборудование, используемое для съемок, совсем не легкое. Позы, чтобы запечатлеть кадр, часто приходится принимать не физиологичные. Сидячей работы за компьютером при обработке снимков куда больше, чем работы «на натуре». Все это бьет по здоровью позвоночника и глаз.
Миф 3. Чтобы работать, достаточно купить хороший фотоаппарат
Хорошая фотокамера — далеко не единственный вид техники, который использует профи. Мастерам своего дела нужно куда больше специализированного оборудования.
Сегодня базовый профкомплект — это фотокамера, минимум 1-2 объектива, фотовспышка. Стоимость набора профессиональный техники начинается примерно от 300 тысяч рублей.
Потребуется мощный компьютер с большим монитором и пакетом профессиональных графических редакторов (программы Photoshop, Lightroom, CameraRaw и другие). Нужны жесткие диски для хранения огромного количества снимков. Необходимо световое оборудование, дополнительные объективы, и этот список можно продолжать в зависимости от выбранной специализации.
Часть оборудования на первом этапе можно не покупать, а взять в аренду. А вот избежать затрат на обучение не получится.
«Помимо получения базовых знаний специалист постоянно совершенствует свои навыки, — уточняет Анна Лебедева. — Даже если вы решите изучать графические программы по урокам в YouTube, то съемке без практики научиться невозможно».
Добавьте к этому затраты на творческие некоммерческие съемки. Они необходимы как в начале творческого пути для создания портфолио и саморазвития, так и для совершенствования навыков, которые профессионал оттачивает постоянно.
Миф 4. Фотограф работает с фотографией, а не с людьми
Популярное заблуждение заключается в том, что настоящий фотограф незаметной тенью присутствует на мероприятиях или рядом с людьми и запечатлевает яркие кадры. При этом общение с «моделями» сведено к минимуму.
На самом деле, фотографы работают не только с техникой. Большую часть времени они посвящают общению с людьми. А потому одно из важнейших качеств мастера — коммуникабельность, умение и желание уделить внимание клиенту.
Особенно это важно при съемке не профессиональных моделей, а простых людей. Один из главных вопросов, которые задают новички, как расслабить модель? Для этого нужно общаться, найти с человеком общий язык, быть психологом, попытаться понять его страхи и трансформировать их в уверенность. Для этого мастер придумывает отвлекающие маневры, буквально на ходу предлагает способы, которые помогают клиенту почувствовать свою уникальность. Замкнутый и необщительный человек не справится с этой задачей.
«Чтобы стать хорошим фотографом, нужно быть так же организатором, — продолжает Анна Лебедева. — Если ваши клиенты — обычные люди, готовиться к съемке приходится задолго до ее начала. Нужно понять, что хочет получить клиент, разработать концепцию, подобрать локацию — будет ли это фотостудия, улица или лес. Нужно найти визажиста и стилиста для съемки, продумать образы и дать рекомендации по одежде, расписать тайминг и разослать всем координаты места съемки. И только после этого можно приступать к «непосредственной работе».
Миф 5. Настоящий мастер может сфотографировать все
В профессии фотографа есть специализации. Мастера со временем определяются с объектами фотосъемки. А потому профи в сфере фуд-фотографии, снимающий еду и продукты, вряд ли будет снимать свадьбы и детские дни рождения.
«Когда мне говорят, что «я снимаю все», лично для меня это означает: я не снимаю ничего хорошо, — отмечает Анна Лебедева. — Профессиональный фотограф, безусловно, может снять все лучше начинающего. Но некоторые направления съемок требуют определенных навыков, без которых фотограф будет либо долго снимать, параллельно продумывая, как это сделать, либо не сможет сделать снимки требуемого качества».
Специализаций в профессии множество. Фотограф может сконцентрироваться на съемке фотографий:
свадебных — с церемоний, lovestory, постановочные портреты;
репортажных — с вечеринок, конференций, мероприятий;
рекламных — для рекламных кампаний;
портретных — постановочная или «живая» фотосъемка людей;
детских и семейных;
newborn — фотосъемка младенцев с первого дня жизни и до двух недель;
предметных — съемка предметов в рекламных и художественных целях;
food — фотосъемка еды, блюд обычно для ресторанов и рекламных агентств;
социальных — поднимающих острые вопросы о жизни общества;
пейзажных, уличных, политических…
Некоторые появились только в последние годы. Это сфера визуализации бренда — создание фотографий, необходимых для формирования правильного образа бренда в социальных сетях. И аэрофотография — снимки с дронов, которые сохраняют моменты свадеб, используются для рекламных кампаний.
Профессионал не может позволить себе «распыляться» в разных, зачастую совершенно непохожих направлениях работы. И концентрируется на одном или на нескольких родственных, например, семейной и детской, портретной фотосъемке.
Миф 6. Обучение профессии фотограф не нужно, важна только практика
Считается, что фотограф — это профессия, в которую приходят из хобби, и никакого специального образования в этой сфере не нужно.
«Образование важно, — уверена Анна Лебедева. — Это позволяет получить базовые знания и навыки, необходимые для создания работ хорошего качества. Как его получить, решать вам: будет ли это вуз, переквалификация, курсы, индивидуальное или самостоятельное обучение… После нужны много часов практики и наработка портфолио. И в течение всей своей карьеры фотограф продолжает учиться».
Образование можно получить в вузе: навыкам фотосъемки обучают на факультетах журналистики и операторского мастерства. Если высшее образование уже есть, можно пройти переквалификацию по специальности «фотограф». В крупных городах есть школы фотографии и профильные курсы, которые дадут базовый пласт знаний. Конечно, можно попытаться освоить их самостоятельно, читая книги или просматривая обучающие уроки.
«Правда в том, — уточняет Анна Лебедева, — что пойдете ли вы учиться в школу фотографии или будете заниматься самообразованием, вы потратите примерно одинаковое время на обучение и практику. Во втором варианте, возможно, путь будет длиннее».
Миф 7. Любые курсы — старт к успешной работы фотографа
На самом деле, выбор курсов исключительно важен, занимались ли вы до этого фотографией или нет. Новичку нельзя верить, когда обещают научить фотографировать за 15 минут или вывести в ТОП-мастеров за один мастер-класс. Все это просто рекламные трюки. Настоящее мастерство придется оттачивать месяцами.
Если у вас уже базовые знания, продолжайте обучение у фотографов, чьи работы вам нравятся, опыт которых вы хотели бы перенять. Если базы нет, как и массы времени на обучение, внимательно изучайте преподавательский состав, программу курса и отзывы.
Преимущество курсов — в получении «концентрированных» знаний в течение небольшого отрезка времени. Недостаток — зависимость качества курсов от квалификации преподавателя и его желания передать свои знания и опыт. Далеко не все хорошие фотографы могут быть хорошими учителями. Из-за этого часто на курсах дают лишь поверхностные знания, которых для полноценной работы недостаточно.
«Сегодня активно набирает обороты дистанционный формат обучения, — комментирует Анна Лебедева. — Удаленно можно изучить теорию, но без практики она — пустой звук. Мастер-классы и покупка видеоуроков, на мой взгляд, подходят тем, у кого уже есть база. А дальше только путем многочасовой практики вы сможете понять, усвоили ли материал или нет».
Миф 8. Все фотографы получают большую зарплату
Профессионал с большим портфолио, конечно, может трудоустроиться официально. Фотографы нужны в информационных агентствах, печатных и интернет СМИ, рекламных агентствах. В этом случае уровень заработка будет ограничиваться зарплатой. В центральных СМИ он будет выше, чем в региональных.
Но чаще всего сколько зарабатывает фотограф, во многом зависит от его профессионализма и востребованности, связей и везения. А также вариантов заработка, который мастер определяет для себя сам. Основных будет несколько.
Коммерческая фотография. Фотограф получает гонорар за съемку.
Арт-фотография. Профессионал, как художник, создает работы и продает их через галереи. И здесь рассчитывается ценность каждого отпечатка: чем меньше копий, тем они дороже. Например, на известной фотоярмарке ParisPhoto в Париже работы в среднем продают за 5-15 тысяч евро и выше. Но прийти к такой стоимости может только профессионал с именем. Также непросто найти галерею, которая возьмется продавать ваши работы.
Продажа через фотостоки. Фотографии загружают в банк фотостока, и фотограф получает деньги, когда его работы покупают пользователи.
Основной вариант заработка, конечно, коммерческая фотография. И здесь разброс цен может быть очень большим. Начинающие фотографы готовы снимать за 500 рублей в час, профессионалы берут дороже. Например, в Москве стоимость семейной фотосессии начинается от 10 тысяч рублей. Свадебная фотосъемка оценивается в 7-10 тысяч рублей в час и выше.
«Новички выходят на рынок с заниженными ценами, — комментирует проблему Анна Лебедева, — тем самым демпингуя цены и срубая сук, на котором они еще даже не сидят. Клиенты же, видя разброс цен, часто не понимают, за что платить фотографу большие деньги, ведь он всего лишь нажимает на кнопку. Это рушит и без того шаткий рынок профессиональной фотографии».
Важно понимать, что качество работы фотографа всегда зависит от его опыта и профессионализма. А профессионал не будет работать себе в убыток. Чтобы подсчитать стоимость услуг, Анна Лебедева советует оценить себестоимость съемки, собственный опыт и портфолио. Как показывает практика, делают это далеко не все, из-за чего часто работают себе в минус.