Как понять что ты любимчик у учителя

Любимчик учителей: Как им стать? Советы подростку

Чтобы всегда получать хорошие оценки по предмету, тинейджеру нужно подружиться с учителем. Отлично проявить себя на уроках. Для того, чтобы стать любимчиком.

Мы расскажем о том, что для этого нужно сделать. Поведаем о тактиках, которых нужно придерживаться при общении с учителем. А также о том, какие действия помогут сформировать отличные отношения с преподавателем.

Тинейджеру нужно одеваться в соответствии со школьными требованиями

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Если в школе есть дресс-код, то тинейджер в обязательном порядке должен одеваться в соответствии с ним. Он должен иметь презентабельный внешний вид. В этом случае учитель будет положительно к нему относиться.

Подросток должен выглядеть опрятно

У него должны быть:

Если тинейджер будет выглядеть неопрятно, то стать любимчиком учителя он не сможет. Даже в том случае, если будет прекрасно учиться и относиться к предмету. Это произойдет по той причине, что тинейджер будет неопрятно выглядеть. Учитель не сможет воспринимать грязнулю, как перспективного ученика.

Тинейджеру нужно отказаться от ношения вещей, которые запрещены в школе

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Например, он ни в коем случае не должен надевать в школу шорты. Также, не стоит носить футболки с короткими рукавами. И так далее. Поскольку эти вещи являются отклонением от дресс-кода.

Девочкам нельзя носить слишком короткие юбки. Платья с большим вырезом. А также многие другие виды подобной одежды.

Ученик должен одеваться подобающе. Чтобы у него самого не возникало сомнений в том, можно ли носить определенную одежду или нет. И чтобы преподаватель не испытывал по отношению к нему негативные эмоции.

Тинейджеру нужно предварительно определиться, любимчиком какого преподавателя он хочет стать

Воздействовать сразу на всех учителей не получится. Тинейджеру сначала нужно выбрать одного «целевого преподавателя». На него он и будет направлять всю свою энергию. Которая поможет ему стать любимчиком и добиться желаемого.

Важно понимать, что стать любимым учеником преподавателя можно только в том случае, если отлично знать его предмет. Если тинейджер хочет завоевать доверие учителя по физике, но, при этом, знает ее на 3 (и то, с натяжкой), то стать любимчиком не получится. Преподаватель все равно будет плохо относиться к тинейджеру. Поскольку будет считать, что он недостаточно старается для освоения того или иного предмета.

На уроках тинейджер должен внимательно слушать учителя и задавать вопросы по его предмету

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Подросток должен в обязательном порядке слушать учителя. Смотреть на него. Так, чтобы он видел: подросток действительно его слушает.

Очень важно задавать уточняющие вопросы. По тем аспектам, которые подросток не понял в ходе урока. Так тинейджер в очередной раз проявит свою заинтересованность. И выстроит лояльные отношения с преподавателем.

Приходить на уроки преподавателя нужно с выполненным Д/З

Скажите тинейджеру в обязательном порядке выполнять домашнее задание на уроки учителя, у которого он хочет стать любимчиком. Причем, делать его нужно добросовестно. Не списывая с решебника. И не делая кое-как. Только лишь для получения оценки.

Перед парой тинейджер в обязательном порядке должен изучать заданные параграфы. Для того, чтобы иметь возможность ответить на уроке. И показать свои знания.

Тинейджер должен в обязательном порядке отвечать на вопросы учителя

Во время урока учитель наверняка будет просить учеников ответить на какие-либо вопросы. Тинейджер в обязательном порядке должен участвовать в обсуждениях. Для того, чтобы получить хорошую оценку. Показать, что выучил материал. И заработать хорошее расположение духа со стороны учителя.

На уроках тинейджер должен поддерживать дисциплину

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Он ни в коем случае не должен вести себя плохо. Громко разговаривать, срывать уроки, негативно относиться к учителю. Это может мгновенно испортить отношение преподавателя к ученику. Как следствие, он плохо себя почувствует. И никогда не станет у него любимчиком.

Для того, чтобы добиться желаемого, тинейджеру всегда нужно вести себя хорошо. Он должен поддерживать дисциплину. И не позволять себе негативно относиться к преподавателю. Поскольку это может возыметь серьезные последствия.

Если определенная тема подростку не понятна, то он должен спросить об этом у учителя

Вполне возможно, что в ходе обучения подросток может столкнуться с проблемой. С определенной темой, которая будет очень сложна в освоении. В этом случае тинейджеру нужно внимательно изучить учебник и попытаться освоить параграф самостоятельно. Если же у него ничего не получится, то можно поступить альтернативным способом.

Пусть тинейджер подойдет к учителю. Скажет, что прочитал и выучил весь параграф несколько раз. И, как следствие, ничего все равно не понял. После этого тинейджеру нужно попросить учителя объяснить тему.

Это положительно повлияет на их отношения. Поскольку учитель увидит, что тинейджеру действительно интересен его предмет. И начнет относиться к нему более лояльно.

Если у тинейджера плохая оценка по предмету, то он должен спросить у учителя, как ее улучшить

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Существует вероятность, что по определенному предмету подросток получит плохую оценку. В этом случае он должен попытаться исправить ситуацию. Подойти к преподавателю, объяснить, что плохо понял тему. Сказать, что, несмотря на это, его предмет для тинейджера очень интересен. И попросить дать дополнительное задание, с помощью которого он смог бы справиться с ситуацией. Перекрыть плохую оценку хорошей.

Тинейджер должен вести себя с преподавателем вежливо

Порекомендуйте тинейджеру обращаться к преподавателю по имени, отчеству. Говорить: «Здравствуйте», а не «Здрасьте». И быть вежливым при общении. Положительное впечатление о человеке складывается из мелочей. Очень важно поспособствовать этому.

Тинейджер должен стараться получать хорошие оценки по предмету

Делать это нужно на каждом уроке. Начиная от ответов на вопросы учителя, заканчивая самостоятельными, контрольными работами и выпускными экзаменами. Если проявлять активность в течение семестра, то это положительно повлияет на успеваемость подростка. Учитель сделает его своим любимчиком. И он сможет начать лучше учиться.

Тинейджеру нужно постараться изучить предмет лучше, чем все остальные ученики

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Если тинейджер увлекся, например, химией, то он должен более детально углубиться в изучение предмета. Сделать это очень важно. Для того, чтобы тинейджер имел возможность поразить преподавателя своими обширными знаниями. Добился лояльности с его стороны. А также положительного отклика и симпатии.

Тинейджеру нужно помогать учителю

Предлагать можно любую помощь. Она может понадобиться в абсолютно разных ситуациях. Предположим, в классе будет контрольная.

Тинейджер может предложить учителю свою помощь. Взять тетрадки и раздать их ученикам. Также, он может вытереть доску после урока. Или предложить какую-нибудь другую помощь.

Важно, чтобы тинейджер предложил преподавателю свою помощь и тот согласился. В этом случае подросток получит удовольствие от процесса. И станет с учителем приятелями.

Тинейджеру нужно поздравлять учителя с праздниками

Со всеми, которые только есть. С:

И любыми другими праздниками. Важно не забывать об учителе. И тогда он не забудет о тинейджере. Поскольку подарки запоминаются надолго.

Заключение

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Объясните тинейджеру и обратную сторону медали статуса «любимчик учителя». Скажите, что, когда он его получит, его свободная жизнь по предмету закончится. К любимчикам обычно предъявляются повышенные требования. Если они им не соответствуют, то учитель начинает злиться. Как следствие, ученик может быстро лишиться статуса любимчика, к которому так долго шел.

Источник

Как стать любимчиком учителя

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Как стать любимчиком учителя?

Объективность преподавателей часто на порядок выше, чем учителей. Почему? Потому что учителя работают в среде молодых ребят или детей. Чаще всего учителя это женщины, которые мягки и склонны к пониманию. В ВУЗ-ах преподает большое количество мужчин или профессоров с опытом, которые стараются «не прогибаться» и быть максимально справедливыми и объективными.

Этими преимуществами надо пользоваться. Во-первых, старайтесь расположить к себе: создайте у учителя впечатление, что вы стараетесь понять предмет, что вы отдаете себя и свои силы, задавайте вопросы, создайте иллюзию заинтересованности. Неосиливаемый предмет может вам даже начать больше нравиться.

Во-вторых, запомните, что цифры в журнале для учителя значат многое: отличникам или ударникам часто делают поблажки, хотя и видят их конкретное безразличие. Это очень важный психологический момент. Если учитель ставит тройку тому, у кого вокруг одни пятерки и четверки, он (учитель) сам себя заставляет ответить за это «исключение из правил».

Если же учитель ставит тройку троечнику, он не считает нужным объяснять свой выбор, потому что его поддержит остальное большинство.

Другие способы расположить к себе учителя.

Если кто-то решил задаться подобным вопросом, то, наверно, видел реальных «любимчиков» учителей, видел то, что из себя представляют эти ребята.

Не стоит недооценивать опрятность и хорошие манеры: учителя любят, когда с ними здороваются, и они больше расположены к ученикам в форме или, хотя бы, в опрятной рубашке. Это ученые установили, да.

Даже когда учитель говорит, что ты пытаешься подлизаться своей лестью, не останавливайся льстить и подлизываться. Это всегда работает. Учителя чаще всего люди с низкой зарплатой, у которых такие же проблемы, как и у большинства: немытая посуда, дети-бездельники или пьющий муж, ипотека, etc. Поэтому им будет приятно слышать банальное «хорошо выглядите сегодня». Главное говорить это в определенной манере и в определенный момент.

Есть учителя, которых не пробьешь. Они чаще всего ставят оценки объективно, хотя и проявляют симпатию к ученикам. Но и у них есть точка психического восприятия тебя, нужно просто ее найти.

Подход к каждому учителю и преподавателю должен быть особым, тогда и у преподавателя будет особый подход к тебе. Не стоит забывать о том, что учителя очень не любят безразличие: прогулы важных мероприятий, непосещение занятий, не сдача работ в срок.

Того, кто в течение года прогуливал, на итоговой контрольной работе не спасут его остроумие или хорошие манеры.

Ну и главное, что стоит запомнить, вам не придется никого к себе располагать, если вы будете учить предмет и тратить на него силы. Ваши знания расположат всех сами.

Источник

«Что делать, когда дети раздражают?» Учителя честно отвечают на вопросы родителей

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

В честь Дня учителя решили заглянуть в учительскую и узнать у педагогов больше об их профессии. Есть ли у учителей любимчики? Бывают ли необучаемые дети? Что самое трудное в этой профессии?

1. У учителя всегда есть любимчики в классе?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«С одной стороны, для учителя все ученики одинаковые, и я всегда им говорю: „Вы все для меня равны“. Но задача учителя — увидеть каждого ребёнка „в объёме“. В этом плане любимчики всегда будут: один способен всех помирить, другой — гений в математике, третий великолепно умеет организовать группу для проекта. Я восхищаюсь их способностями в моменте, поэтому каждый в чём-то „любимчик“. Даже эмоции во время ответов на уроках у детей разные, и это тоже способно привлекать. Я как учитель стараюсь выделять детей в разных ситуациях».

Софья Гавриленко, учитель начальных классов, специалист «Учи.ру»:

«Слово „любимчик“ в общепринятом смысле несёт в себе негатив. У учителей отношения с детьми складываются так же, как с любыми другими людьми. Кто-то нам нравится чуть больше, чьи-то человеческие качества импонируют чуть меньше. Главное, чтобы это не отражалось на комфорте ученика и образовательном процессе».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«„Любимчиков“ в классе нет. Конечно, можно выделить учеников, которыми учителя гордятся. Есть те, с которыми трудно, но интересно работать. Есть те, с кем много проблем в обучении. Но „любимчики“ — это всё же редкость».

2. Что вы делаете, когда дети раздражают?

Виктория Давыдова, учитель начальных классов, специалист «Учи.ру»:

«Пытаюсь понять, что именно раздражает: если дело в моих личных эмоциях, то успокаиваю себя и стараюсь переключиться. Если это реакция на поведение ребёнка, поговорю с ним».

Александра Подгайц, учитель математики, методист «Учи.ру»:

«Иногда бывает, что я просто устала и меня раздражает всё подряд. Но если раздражение обоснованное, говорю об этом с детьми: „Мне очень неприятно, когда вы так делаете. Я злюсь. Сделайте, пожалуйста, лучше вот так“. Я живой человек и в какой-то степени проявляю эмоции. Но если это могло задеть детей, извиняюсь и рассказываю, в чём дело. Они понимающе к этому относятся».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«Если что-то раздражает, могу молча досчитать до десяти или посмотрю на детей внимательно, чтобы успокоить. Но именно взглядом, не словами. Обычно этого достаточно, чтобы найти общий язык».

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

3. Существуют ли необучаемые дети?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Однозначный ответ — нет. Если ребёнок не учится и не включается в учебный процесс, значит, не налажена связь между родителями, учителем и ребёнком. Другого ответа нет: все дети обучаемы, абсолютно».

Александра Подгайц, учитель математики, методист «Учи.ру»:

«Не верю, что есть необучаемые дети. Есть те, кого учить сложнее, и те, кто уже опустил руки и сам поверил, что „необучаем“. Бывают сложные семьи, особенности развития и школы, где недостаточно возможностей для обучения конкретных детей».

4. Вы действительно видите все шпаргалки и попытки списать?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Психологическое состояние ребёнка видно сразу: если дети не готовы к уроку, они начинают суетиться, нервничать, переживать. Я работаю с малышами: если они и списывают, то честно признаются. А когда готовы, часто даже на перемене уже хотят ответить. Всё это считывается.

Задача учителя — не поймать со шпаргалкой, а научить справляться с трудной ситуацией, если ребёнок не готов

Поэтому я подсказываю решения: переделать, досдать, найти дополнительные источники информации. Когда дети понимают, что им идут навстречу и позволяют доделать работу, они стремятся к лучшему. Важный момент — доверие. Если я сегодня доверяю им, завтра они будут доверять мне».

Александра Подгайц, учитель математики, методист «Учи.ру»:

«Много вижу, конечно, но думаю, что не всё. Пару раз мне сдавали явно списанные работы — при том, что в процессе и подумать об этом не могла».

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

5. Неожиданные проверочные работы — мера воздействия на непослушный класс или необходимый срез знаний?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Некоторые думают, что практические работы дают, чтобы занять время. На самом деле это возможность посмотреть, в какой степени дети понимают тему. Я объясняю ученикам, зачем мы пишем работу. Прежде всего проверочная нужна для учителя: иногда вроде бы всё разжевали и объяснили, но оказывается, что что-то не так. Неожиданных проверочных не должно быть много, иначе дети будут относиться к ним без ответственности».

6. Звонок для учителя?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Конечно, учителя не имеют права задерживать детей после звонка. Но не всегда звонок — граница урока. Поэтому иногда могу спросить ребят: задержу? И вижу реакцию, что они готовы. А иногда и сами не хотят уходить — например, если при обсуждении мы как раз дошли до пиковой точки. Ведь процесс рассуждения для ребёнка гораздо дороже, чем вывод. Вывод будет потом сделан очень быстро».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«У опытного учителя урок построен так, что для него звонок никакой роли не играет. На момент звонка педагог говорит свою последнюю фразу».

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

7. Учитель — пример для подражания? Может ли он проколоть нос и носить рваные джинсы?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Образ учителя — это наши дети завтра. Педагог должен быть разным — прежде всего для детей. Понятно, что если я пойду с подростками на рок-концерт, то длинное платье в пол не надену.

Дети должны понимать, что человек может иначе себя проявлять за школьными стенами — это научит их легко переключаться, не зацикливаться

Также важно показывать уместность выбора и доносить, что внешняя оболочка может меняться, но при этом очень важно внутреннее — состояние, убеждения, мысли».

Елена Кучма, учитель начальных классов:

«Первый учитель — большой авторитет. У меня всегда были длинные волосы, не выше лопаток. Когда выпускала свой класс из начальной школы, обратила внимание: все девочки были с длинными волосами — даже те, кто стоял на первой линейке с каре. Родители тоже подмечали на родительском собрании, что дети начинают себя иначе вести, меняется интонация, появляются новые слова в лексиконе».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«Чтобы учитель проколол нос и носил рваные джинсы, его авторитет должен быть очень высок — чтобы внешний вид никак не отразился на уже сформировавшемся уважении. Если нет уважения, можно постоянно ходить в деловых костюмах, но толку от этого не будет».

8. Чем на самом деле занимаются учителя в учительской?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Иногда за день даже ни разу не успеваю забежать в учительскую — в сентябре ни разу там не была. Учебный процесс идёт с утра до вечера и ориентирован прежде всего на детей. Но вообще учительская нужна, чтобы переключиться, увидеть других учителей. Иногда там можно заполнить журнал, отдохнуть, выпить чашку чая. Но часто я весь день не вижу коллег, которые работают в соседних кабинетах».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«Учителя не бывают в учительской — благодаря переходу к электронным дневникам. Пандемия тоже вносит коррективы: мы стараемся не собираться. Когда не было электронных дневников и прочего, педагоги заходили в учительскую, чтобы взять журнал класса, обменяться информацией».

Александра Подгайц, учитель математики, методист «Учи.ру»:

«Кто-то пьёт чай и ест бутерброды, кто-то обсуждает насущные вопросы, а кто-то просто сидит с закрытыми глазами и пытается прийти в себя в тишине. Я из последних».

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

9. Что для вас самое трудное в профессии учителя?

Софья Гавриленко, учитель начальных классов, специалист «Учи.ру»:

«Для меня самым трудным было работать с детьми, которым причиняют боль — душевную или физическую. Когда ребёнок подходит и говорит: „Я не хочу домой, там пьяная мама“. Остальное — издержки профессии».

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Ничего трудного нет: нет ни трудных детей, ни трудных уроков, ни трудных тем. Ведь когда тебе что-то интересно, преград не чувствуешь. Сложно, заковыристо, но увлекательно».

10. Какие традиции или суеверия есть у преподавателей?

Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов школы № 69 Екатеринбурга:

«Может, я неправильный учитель, но у меня нет никаких примет. Главная примета: дети улыбаются — значит, всё хорошо. И если раздаётся звонок от бывших учеников, наверное, они хотят сказать что-то хорошее. Приходят, рассказывают, и понимаешь: чему-то хорошему ты их научил».

Светлана Фирсова, учитель физики школы № 110 Санкт-Петербурга:

«День учителя, конечно — одна из традиций. Этот праздник уже стал семейным и не менее радостным, чем Новый год или 8 Марта».

Источник

Любимчик учителя. Когнитивное искажение, из-за которого мы необъективны к людям

Люди бессознательно блокируют информацию, которая не соответствует их убеждениям. С этим сложно, но можно бороться

Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть фото Как понять что ты любимчик у учителя. Смотреть картинку Как понять что ты любимчик у учителя. Картинка про Как понять что ты любимчик у учителя. Фото Как понять что ты любимчик у учителя

Когнитивные искажения мешают нам объективно оценивать ситуацию и самих себя. Именно из-за них собственные иррациональные поступки часто кажутся нам в момент совершения логичными и осмысленными. Мы продолжаем серию статей, посвященных самым распространенным ошибкам мышления и тому, как их избежать. В предыдущих выпусках мы обсуждали, почему люди боятся летать на самолетах, но не гнать по встречной полосе, как пустяк превращается в катастрофу в нашей голове, что заставляет нас осуждать и многие другие темы.

Почти в каждом классе каждой школы у учителей есть свои «любимчики» и ученики, которые числятся в отстающих. Первых поощряют, что бы они ни сказали, вторым может достаться даже за то, что сошло бы с рук всем остальным. Та же ситуация повторяется во многих компаниях: бывает, что начальник симпатизирует одному подчиненному и постоянно недоволен другим, хотя наблюдателю со стороны кажется, что первый не такой уж гениальный работник, а второй отлично справляется.

Несправедливо? Пожалуй, но учитель и менеджер необязательно выбирают любимчиков и нелюбимчиков сознательно. Зачастую это происходит помимо их воли и вопреки стремлению быть беспристрастным.

Одно из объяснений в том, что человеку в принципе свойственно реагировать не на всю, а только на часть информации из окружающего мира. Чтобы не утонуть в огромном потоке внешних стимулов, наше сознание опирается на те идеи, воспоминания, интересы, страхи и желания, которые у нас есть, и фокусируется прежде всего на том, что можно со всем этим связать. Нерелевантная информация имеет все шансы пройти мимо незамеченной.

Такую склонность человека придавать значение тому, что отвечает его ожиданиям, и игнорировать остальное называют селективным восприятием. Из-за этой особенности учитель может случайно обратить внимание на ученика в начальном классе (может быть, он первым дал правильный ответ или его фамилия похожа на фамилию знаменитости), а потом — в зависимости от того, каким было первое впечатление, — относиться к нему так или иначе все оставшиеся школьные годы.

Существует 2 типа селективного восприятия.

1. Перцептивная бдительность — когда люди замечают информацию, значимую для них. Если мы думаем о покупке машины, мы обращаем больше внимания на рекламу автомобилей; когда покупаем новый автомобиль — вдруг замечаем, как много таких же машин на улицах.

2. Перцептивная защита — когда люди неосознанно блокируют или пропускают информацию, противоречащую их убеждениям или неприятную для них. Так, курильщик может не заметить фотографию разрушенных табаком легких в журнале, а влюбленный — сигналы о том, что вторая половинка остается с ним из-за корыстных мотивов.

Видим, что хотим

Классический пример, иллюстрирующий оба этих типа, — исследование социальных психологов Альберта Хасторфа и Хэдли Кантрила, проведенное по итогам футбольной игры между университетскими командами Дартмутского и Принстонского университетов в ноябре 1951 года. Встреча была важной для обеих команд и получилась жесткой, с многочисленными стычками, нарушениями, штрафами и травмами игроков.

Возмущение студентов обоих университетов игрой было так велико, что психологи решили использовать это: они дали группе добровольцев снова посмотреть запись встречи и опросили их о том, что они увидели. Оказалось, что болельщики каждой из команд заметили у своих игроков куда меньше нарушений, чем у соперника. Хотя все смотрели одну и ту же запись, отношение к увиденному разделилось в строгом соответствии с принадлежностью к тому или иному университету. Другими словами, участники с успехом игнорировали то, чего не хотели видеть, — нарушения со стороны своей команды.

Но, пожалуй, самый известный эксперимент с иллюстрацией выборочности нашего восприятия был проведен психологами Дэниелом Саймонсом и Кристофером Шабри в 1999 году. Они попросили добровольцев внимательно наблюдать за игрой баскетболистов в белой и черной форме и посчитать число пасов, которые сделали между собой «белые». Основная масса участников справилась и не пропустила ни одного паса. Однако большинство абсолютно не заметили, как во время игры в комнату вошел человек в костюме черной гориллы, постоял какое-то время в самом центре и ушел.

Этот опыт был призван подтвердить схожую ошибку восприятия — слепоту невнимания, при которой человек, сосредоточенный на какой-то задаче, не видит то, что не относится к ней. Но у явлений слепоты невнимания и селективного восприятия много общего.

Исследования говорят о том, что мы блокируем информацию как сознательно, так и бессознательно. Сознательно мы фильтруем такие стимулы, как цвет, звук или изображения: например, просматривая веб-страницу, большинство может не замечать рекламы, расположенной по бокам экрана. С бессознательной блокировкой все сложнее: поддаваясь ей, мы формируем несправедливые суждения, которые мешают принимать взвешенные решения.

Среди факторов, влияющих на селективное восприятие, не только предыдущий опыт и отношение к предмету, но и возраст, пол, раса, привычки и эмоциональное состояние. Вот почему, скажем, москвичу может казаться, что уровень преступности среди мигрантов выше, чем среди коренного населения, хотя это не так. И в целом по этой же причине в некоторых рекламных роликах вы видите людей, выражающих крайнюю степень эмоций, – эмоциональные стимулы обрабатываются нашим мозгом тщательнее, особенно если они обозначены на лице другого человека.

Опасности выборочного восприятия

В целом, как и большинство когнитивных механизмов, селективное восприятие выполняет важную и полезную функцию: помогает нам фильтровать информацию, чтобы сберечь умственные ресурсы, необходимые для принятия решений и вообще выживания.

Однако такое восприятие — безусловно, ошибка, которая может дать негативный эффект.

Явление «любимчиков» в школе мешает одним ученикам проявить себя и получить заслуженную награду, а другим — обратить внимание на свои ошибки.

Фаворитизм в деловой среде влияет на карьерные возможности и зарплату сотрудников.

В личных отношениях игнорирование части информации о человеке может привести к разочарованию или жизни с жестоким партнером.

Когда руководитель привык учитывать нужды только одного подразделения компании или направления бизнеса, прочие страдают, что мешает развитию всей организации.

Как бороться?

Чтобы нейтрализовать селективность восприятия при принятии важных решений, посоветуйтесь с кем-нибудь и узнайте, как проблему видят другие люди.

В рабочей среде хорошей практикой будет создание (в письменной форме) критериев, по которым производится оценка сотрудников.

Составляя мнение о человеке, старайтесь не только выслушать его точку зрения, но и попытаться выяснить, почему она стала именно такой, советует HR-консультант Дэн Портес. Параллельно постарайтесь понять, может ли ваша позиция опираться только на личное восприятие, которое может быть искаженным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *