Как понять что у ребенка депрессия
Детская депрессия
Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.
Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.
Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.
Причины детской депрессии
Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.
Возможные причины детской депрессии:
Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.
Симптомы и признаки детской депрессии
Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.
При депрессивных реакциях часто наблюдают:
Лечение детской депрессии
Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.
После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.
Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.
Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.
Вот некоторые общие рекомендации:
Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.
Депрессия у детей
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.
Общие сведения
Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.
Причины депрессии у детей
Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:
В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:
У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.
Патогенез
Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.
Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:
Симптомы депрессии у детей
Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.
Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.
У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.
Осложнения
Диагностика
Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:
Лечение депрессии у детей
Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:
Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).
Прогноз и профилактика
Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.
Как понять что у ребенка депрессия
И.А. Галкина (канд. психол. наук)
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, нежелание что-либо делать взрослые могут трактовать, как капризы или лень. Сегодня мы расскажем, почему появляется детская депрессия, как ее своевременно распознать и как помочь ребенку в подобных ситуациях. Депрессия может возникнуть в любой период жизни и имеет свои характерные особенности в зависимости от возрастной группы.
Депрессия у детей до 3 лет (причины и симптомы)
Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, то депрессия в этом случае почти всегда носит патологический характер и обычно связана с одним из следующих факторов:
У малышей депрессия проявляется в виде: плохого аппетита, частых приступах рвоты, заторможенности или повышенной возбудимости. Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а улучшений нет, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Причины депрессии у дошкольников
Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика и различных секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по ряду причин, к которым, в частности, относятся следующие:
Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения со сверстниками, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.
Симптомы депрессии у дошкольников:
Из соматических проявлений чаще всего возникают диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки: нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
В этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Симптомы депрессии у младших школьников:
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель. На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак. Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут правильное лечение. Но при этом, очень важна и помощь самих родителей, которые могут значительно облегчить состояние ребенка и способствовать его скорейшему выздоровлению.
Как могут помочь родители своему ребенку при детской депрессии
Укреплять контакты с ребенком. Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один. Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель – поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе и смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают, но они не испуганы происходящим.
Играть с ребенком. Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.
Правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, а жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать вместе с ребенком. Учитесь идти на компромиссы и учитывать мнение ребенка.
Проявлять искренний интерес к увлечениям ребенка – узнавайте, что читает, слушает, смотрит ваш ребенок. Не спешите критиковать. У каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Создавать комфортную обстановку дома. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка, без скандалов и агрессии.
Соблюдать режим дня. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.
Содействовать в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно бывали на свежем воздухе и достаточно двигались. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.
Быть родителями – круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
В нашем развивающем детском центре «Летиция» работают прекрасные специалисты-психологи, нейропсихологи, которые помогут вам решить вопрос о наличии или отсутствии у вашего ребенка депрессии, а также проведут необходимые коррекционные занятия с ребенком и консультации с родителями.
Как понять что у ребенка депрессия
Расстройствам психики подвержены не только взрослые, но и дети.
Бесплатные занятия с логопедом
Расстройствам психики подвержены не только взрослые, но и дети. По информации Национального института психического здоровья (США) у 5% подростков от 13 до 18 лет диагностирована тяжелая форма депрессии. Часто она сопряжена с попытками суицида. Сегодня самоубийство — третья по значимости причина смерти молодых людей.
Распространенность детских и подростковых депрессий увеличивается с каждым годом. Этому способствует ряд факторов, о которых мы расскажем ниже. Также в нашей статье вы найдете информацию о том, как распознать депрессию у ребенка и что делать.
Причины депрессии
«Почему это случилось с моим ребенком?!», — первый вопрос, который задают себе встревоженные родители. Помочь им разобраться в причинах депрессии может психотерапевт. Специалист погрузится в прошлое и настоящее, определит текущее состояние ребенка, поможет понять, что привело к этому.
Самыми частыми причинами детских депрессий считаются:
Бывает и так, что негативные факторы накладываются один на другой. И если по отдельности ребенок их бы пережил, то вместе они создают концентрированное влияние на психику.
Депрессия у малышей
Заболеть депрессией может не только подросток, но и ребенок гораздо младшего возраста. В научной статье М. Г. Киселевой «Депрессия у детей младенческого и раннего возраста» приведены убедительные доказательства того, что данное психическое расстройство может быть и у годовалого малыша, и у дошкольника.
В статье также описан подтвержденный исследованиями факт: ребенок 1-5 лет крайне зависим от психического состояния матери. И именно это становится причиной депрессии.
В 1990-м году был проведен эксперимент: мамам предложили сохранять «каменное лицо» (нейтральную мимику) во время общения с ребенком. Те дети, матери которых пережили депрессию, проявили гораздо меньше недовольства «каменным лицом», чем дети из контрольной группы. Это значит, что во время депрессии матери ребенок привыкает к ее низкой вовлеченности, пассивности.
Не понимая, что происходит, ребенок безошибочно считывает эмоциональное состояние матери. И таким образом попадает в зону риска развития депрессии уже у него самого.
Нормальное или депрессивное состояние
Ваш ребенок какое-то время может чувствовать грусть, быть подавленным, плакать. Это естественный и крайне необходимый нашей психике способ дать выход эмоциям.
Не стоит сразу же бежать к психоаналитику, если ребенок поругался с друзьями или целый день пролежал в кровати. Наблюдайте!
Беспокоиться нужно тогда, когда симптомы депрессии проявляются всё чаще. А в нормальном расположении духа ребенок пребывает всё реже. Грань между нормой и не нормой очень тонкая.
Депрессивная триада
В психотерапии существует симптомокомплекс под названием депрессивная триада — три основных проявления депрессии:
Эти три симптома являются индикаторами состояния ребенка. Наблюдаете перегибы по одному или нескольким из них — обращайтесь к специалистам.
Специфические симптомы депрессии у детей
Иногда депрессию распознать крайне трудно: она хорошо маскируется под возрастные особенности поведения. Гормональная перестройка в подростковом периоде может вызвать вспыльчивость, агрессию, апатию.
Поэтому стоит обратить внимание не на один-два симптома, которые появились у ребенка в переходном периоде, а проследить совокупность и глубину проявлений:
Депрессия может себя не проявлять вовсе. Ребенок ведет себя как обычно, но потом резко начинает употреблять алкоголь, наркотики (как правило это симптомы депрессии у подростка). Родители ищут причины, но часто не там. Депрессия — одна из самых частых причин появления вредных привычек.
Мимикрия депрессии
В состоянии депрессии ребенку тяжело учиться, выполнять привычные дела. Он не хочет общаться с друзьями. Любое действие выполняет с трудом. Однако опасность такого состояния в том, что это может быть вовсе и не депрессия, а тревожное или какое-либо другое расстройство, СДВГ либо другие заболевания.
Стоит проверить организм, ведь то, что выглядит как депрессия, может быть:
Поэтому прежде чем ставить диагноз «депрессия», важно пройти комплексную диагностику, чтобы исключить проблемы со здоровьем.
Депрессия и суицид
Депрессия у подростков частое явление. 32% подростковых суицидов происходит на фоне депрессии. Этот тревожный факт должен не пугать вас, а заставить более внимательно отнестись к тому, что говорит и делает ваш ребенок. Обратите внимание на признаки депрессии у подростка, которые указывают на то, что он думает о самоубийстве:
Если вы заметили что-то подобное, не медлите. Своими силами вы не справитесь. Суицидальные мысли на фоне депрессии — повод немедленно обратиться за психиатрической помощью.
Что делать, если у ребенка депрессия
Справиться с детской депрессией можно только при условии правильных и своевременных действий родителей.
Если вы заподозрили у своего ребенка депрессию, попытайтесь для начала:
✓ поговорить с ним. Это может быть трудно: подростки и в нормальном состоянии неохотно идут на контакт со взрослыми, а во время депрессии нежелание делиться проблемами многократно обостряется;
✓ выразить свою поддержку. Сказать, что вы приложите все усилия, чтобы справиться с проблемой. Заверить в своей любви и готовности помочь. Быть всегда рядом.
Следующие действия:
Что еще можно сделать
Родителям всегда кажется, что они делают недостаточно много для своих детей. Особенно если речь идет о лечении не самого простого психического расстройства. Детская депрессия — что еще вы можете сделать для своего ребенка:
1. Организуйте любимые занятия.
Во время терапии важно создать максимально комфортные домашние условия для ребенка. В силу его сложного на данный момент состояния, стоит отказаться от поездок, шумных праздников, изменения образа жизни.
Наоборот, вспомните то, что доставляло радость ребенку в прошлом. Например, пение в караоке, настольные игры, совместное приготовление еды, уход за питомцем. Вернитесь к этим занятиям.
2. Создайте пространство доверия.
Дети легче идут на контакт не во время так называемой доверительной беседы, а в процессе какой-либо совместной деятельности. Займитесь чем-то с ребенком и ненавязчиво поговорите. Не расспрашивайте с нажимом, а просто дайте возможность выразить свои эмоции, планы, страхи. Введите в привычку такое общение во время совместных занятий.
3. Не наказывайте за откровения.
Неудобную правду слышать трудно. Но если вы вышли на определенный уровень откровенного общения, терапия приносит результат, и ребенок решился рассказать вам о не самых приятных моментах из своей жизни, не предавайте его доверие. Откажитесь от порыва осудить, вычитать, наказать. Этими действиями вы лишь закроете бетонной стеной маленькую дверцу доверия, которая открылась перед вами.
4. Постепенно вовлекайте ребенка в социальное общение.
Если шумная компания пока что не вызывает у него энтузиазма, начните с малого. Общение даже с одним другом поможет постепенно вернуть ребенка к полноценному социальному взаимодействию с окружающими.
5. Верните в жизнь ребенка физическую активность.
Пешие прогулки, велопокатушки, спортивные игры, ролики или скейт — подойдет любая физическая нагрузка. Двигательная активность не только отвлечет от грустных мыслей, но и поможет снять мышечное напряжение.
6. Контролируйте увлечение гаджетами.
Залипание в телефоне само по себе негативно сказывается на детях, а в период депрессии может стать фактором, замедляющим выздоровление. Онлайн-игры и соцсети лучше оставить на потом — когда ребенок почувствует себя лучше.
7. Следите за питанием.
Доказано, что обилие углеводной пищи негативно сказывается на настроении. Подпитывайте энергетический баланс ребенка полезными продуктами: здоровыми жирами, качественными белками, свежими фруктами и овощами. Не забывайте о полезных вкусняшках.
8. Давайте ребенку достаточно времени на сон.
Если он спит — не будите. Если не может уснуть, включите спокойную музыку, дайте стакан теплого молока, посидите рядом. Полноценный сон — залог быстрого восстановления как физических, так и психических сил ребенка. При устойчивой бессоннице проконсультируйтесь с врачом на предмет приема мягких снотворных.
9. Делайте добрые дела.
Ничто так не успокаивает внутреннюю боль, как помощь тем, кому значительно хуже. Займитесь благотворительностью, волонтерством. Покажите своему ребенку пример того, как люди, которые находятся в тяжелых жизненных обстоятельствах, пытаются выкарабкаться.