Как понять что у ребенка дцп до года
Симптомы ДЦП у новорожденного, как распознать на ранних стадиях заболевания
Это заболевание оказывает воздействие на тонус мышц, лишает детей возможности действовать целенаправленно и скоординировано перемещаться. Основная причина его появления у младенцев связана с повреждением мозга. Произойти это может еще в период беременности, либо в процессе родов.
Бывает, что болезнь начинает развиваться в первые месяцы жизни малыша, но такие случаи достаточно редки. В первые недели жизни крохи врачи могут распознать симптомы ДЦП и дать рекомендации родителям по их дальнейшим действиям. Какими бы страшными не были перспективы этого заболевания, шанс на выздоровление есть. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на то, что преодолеть такое серьезное заболевание получится. Главное не сдаваться и не опускать руки.
Отметить какие-либо нарушения в поведении малыша и сообщить о них детскому врачу – задача внимательных родителей. У младенцев выявить проявления этого заболевания непросто, но возможно.
Итак, перечислим следующие симптомы ДЦП у новорожденного.
Основные симптомы
Что делать, если признаки обнаружены
При проявлении хотя бы одного признака следует немедленно проконсультироваться с педиатром. Врач после осмотра установит контроль и наблюдение за процессом развития младенца. При очевидности признаков патологии понадобится осмотр и консультация психоневролога, проведение УЗИ и томографии мозга.
Маме следует быть особо внимательной к возможным проявлениям заболевания, если имелись проблемы при вынашивании ребенка, заболевания во время беременности и тяжелые роды.
Когда лечение начинается до достижения ребенком трехлетнего возраста, в семидесяти пяти процентах случаев симптомы ДЦП у новорожденного исчезают.
Также положительные результаты реальны, если патология касается только двигательной системы, а в мозге малыша не имеется органических повреждений.
Угроза ДЦП – повод насторожиться, но не паниковать!
Иногда, сразу после рождения ребенка, но чаще в течение первого года жизни, родителям приходится услышать вердикт невролога «угроза ДЦП». Такое предварительное заключение врач может поставить в случае, если у ребенка наблюдаются задержки психического и моторного развития разной степени тяжести. О задержках и признаках мы поговорим ниже.
Большинство родителей такое заключение повергает в шок, и это понятно. Без детального объяснения врачей (а современные врачи не часто объясняют родителям детали диагнозов) родители чувствуют себя практически обречёнными. Да уже само слово «угроза» вызывает в душе очень тревожные чувства. На самом же деле это медицинское понятие – повод для родителей максимально собраться, всесторонне изучить состояние своего чада, и начать незамедлительно действовать. Действовать для того, чтобы минимизировать угрозу превращения предварительного диагноза «угроза ДЦП» в «ДЦП».
Наша статья поможет вам ближе познакомиться с настораживающими признаками и даст возможность понять, как действовать наилучшим способом в вашем случае.
Могут ли моему ребёнку диагностировать угрозу ДЦП?
Дети, которым ставится предварительный диагноз угроза ДЦП – это дети из так называемой группы риска по неврологическим нарушениям. К этой группе относятся:
Если ваш ребёнок относится по одному или нескольким вышеперечисленным факторам к группе риска, это всё же не означает, что у него будут обнаружены неврологические нарушения. Это индивидуально. Единственное, что объединяет детей группы риска – это необходимость внимательно наблюдать за его развитием. В первую очередь нарушения развития могут заметить родители, после чего опасения подтвердит или не подтвердит специалист. В случае, если у родителей есть подозрения о нарушении развития своего ребенка, им нужно незамедлительно обратиться к неврологу.
Как же определить, есть ли у ребенка нарушения развития?
Чтобы понять, что с ребенком что-то не так, нужно быть к нему очень внимательным и знать, как он должен правильно развиваться. В интернет вы найдёте множество таблиц и статей о том, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. В данной статье мы не будем детально останавливаться на этом. Представим вашему вниманию только две основные таблицы Всемирной Организации Здоровья. Это краткая таблица веса ребенка и таблица грубого моторного развития:
Остановимся подробнее на отклонениях от развития в целом и на тех настораживающих признаках, которые легко определить.
Кормление.
Обратите внимание, нет ли у ребенка проблем с кормлением. В случае грудного вскармливания ребенок должен правильно сосать, при чём дискомфорта не должен испытывать ни ребенок, ни мать. Не должно быть сильного подтекания молока, проблем с глотанием, постоянного прерывания кормления с плачем без причин, постоянного дрожания подбородка или головы. Так же вас должно насторожить слишком длительное неактивное сосание, постоянное многократное срыгивание. Мать не должна испытывать боли во время кормления. Боль может говорить о слишком сильном сжатии ребенком челюстей, что может быть признаком неправильного тонуса мышц.
Вес ребенка.
Обязательно обратите внимание на то, как ваш ребенок набирает вес. В случае, если вес длительное время не движется с определенной отметки, а тем более если возникает снижение веса, – обязательно обратитесь к специалистам.
Мышцы.
Настораживающими признаками является нахождение мышц в постоянно напряженном состоянии (гипертонус) или, наоборот, слишком вялые мышцы (гипотонус).
Конечности.
Особое внимание обратите на скрещивание ножек и дрожание конечностей, неестественное, завернутое положение кистей рук. Если при подъеме ребенка подмышки ножки не скругляются, а остаются туго скрещенными – это однозначный повод обратиться к неврологу.
Ползание, сидение.
Следите за положением тела ребенка при сидении. Если ребенок все время склонен в одну сторону, голова в положении сидя запрокинута назад либо наоборот, постоянно опущена вниз, подбородком к груди, – это может быть признаком неврологических нарушений.
При ползании ребенок должен продвигаться ровно вперед. Тревожиться нужно в случае, если положение тела при ползании стянуто на одну сторону, если ползание происходит только назад или по кругу.
Положение стоя, ходьба.
В положении стоя ребенок должен научиться сохранять баланс. При первых попытках стоять, конечно, дисбаланс будет наблюдаться. Но если со временем он совершенно не уменьшается, – это может свидетельствовать о ряде нарушений здоровья.
При хождении так же следите за правильным, ровным положением тела, без неестественных наклонов и движений. Также обратите внимание на положение стопы – хождение не должно быть «на цыпочках».
Что делать, если у моего ребенка наблюдаются нарушения или задержки развития?
Некоторые семьи допускают классические ошибки. Это ожидание, игнорирование, откладывание проблем «в долгий ящик», посещение некомпетентного врача.
Сделайте акцент на слове «специалистам», в данном случае от компетенции, знаний и ответственности врача зависит будущее вашего ребенка и вашей семьи. Одной из ошибок мы назвали посещение некомпетентного врача. Удивительно, но многие родители продолжают посещать врачей, которым не доверяют, с мнением которых не согласны. Если врач говорит пресловутую фразу «перерастёт», а вы отказываетесь ему верить и чувствуете проблему – смело меняйте врача. Это не тот случай, когда нужно бояться, стесняться что-то предпринять или обидеть вашего лечащего доктора. От выбора врача в конечном счете зависит очень многое. Так же вы можете не останавливаться на одном специалисте, а проконсультироваться с несколькими.
Что делать, если проблемы подтвердились и нам ставят предварительный диагноз «угроза ДЦП»?
Первое и самое важное, как уже было сказано выше – не медлить и не ждать. Действовать нужно сразу и комплексно. Предварительный диагноз угроза ДЦП может быть снят и его снятие зависит от качественной, своевременной, комплексной реабилитации.
Своевременность
Своевременно начатая реабилитация позволяет скорректировать патологические нервные импульсы в самом начале их формирования. Таким образом можно минимизировать последующие формирования патологических двигательных стереотипов. В самом начале направить их формирование по физиологически правильному пути. Настолько, насколько это возможно в каждом отдельном случае, в зависимости от степени нарушений. Раннее начало реабилитации закладывает фундамент для последующего развития и дальнейшей реабилитации.
В АДЕЛИ Центре мы начинаем реабилитацию с 6 месяцев жизни ребенка. При этом мы используем специальные терапии, разработанные для раннего возраста. Такие терапии основаны на стимуляции естественных рефлексов, присутствующих в раннем возрасте. В более старшем возрасте такие терапии уже не применимы. Всем знакома способность младенцев и детей первых лет жизни невероятно быстро обучаться и овладевать новыми навыками. Это возможно благодаря уникальным возможностям мозга и нервной системы. В ранней реабилитации мы максимально используем именно эти возможности.
Комплексный подход
В раннем младенческом возрасте дети развиваются всесторонне. И в реабилитации так же используется принцип всестороннего развития всех навыков – физических, психических, коммуникативных.
В программе ранней реабилитации БэбиМед мы применяем следующие виды терапии:
Качество
Выбирая раннюю реабилитацию для своего ребенка, каждый родитель в первую очередь руководствуется профессионализмом врачей, которые будут её проводить. Качество, несомненно, является краеугольным камнем в реабилитации, как и в медицине в целом. Непрофессиональный подход может создать дополнительные проблемы вместо хорошей базы для дальнейшего развития, вплоть до серьезных ухудшений здоровья вашего малыша. Со всей ответственностью подойдите к выбору места реабилитации. Подробно познакомьтесь с центрами, детально прочитайте странички и сайты, изучите отзывы в Интернет. Обязательно прочтите нашу статью о выборе врача и центра, она помогла многим родителям встать на верный путь выбора и безошибочно сделать его.
Проведение всех терапий в АДЕЛИ контролирует ведущий невролог, специализирующийся на перинатальной и детской неврологии. Под его чутким руководством с каждым пациентом индивидуально работает команда терапевтов. Все терапевты нашего Центра являются профессионалами, прошедшими специальную подготовку по работе с детьми раннего возраста. В каждой команде есть терапевты, имеющие специализацию по Войта, Бобат терапии и другим приёмам раннего вмешательства.
Полезная информация
Детский церебральный паралич: ранняя диагностика и восстановительное лечение
Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду
The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].
Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].
Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].
Классификации ДЦП
Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:
Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].
Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:
Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].
Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].
Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].
Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].
Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].
Нарушение мышечного тонуса является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП [1, 2, 6]. Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, асимметричная поза наблюдаются при последствиях перинатальных поражений центральной нервной системы (ЦНС), угрозе ДЦП (его спастических форм). Поза «распластанной лягушки» отмечается при диффузной мышечной гипотонии у недоношенных детей, при наследственных заболеваниях, перинатальных поражениях ЦНС, угрозе атонически-астатической формы ДЦП [1, 2, 5].
Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.
Клинические формы детского церебрального паралича
При спастической диплегии в анамнезе часто встречается недоношенность (67%), в клинической картине отмечается тетрапарез (нижние конечности поражены в большей степени, чем верхние), резко повышен тонус мышц конечностей, тела, языка, высокие сухожильные рефлексы, усилены тонические рефлексы, наблюдаются патологические установки и деформации конечностей, формируется спастическая походка с перекрестом, при этом ходят самостоятельно только половина больных, с опорой — 30%, остальные передвигаются в коляске. Характерны нарушения речи в виде спастической дизартрии, патология зрения у 70% больных (аномалии рефракции, атрофия зрительного нерва, косоглазие) [1, 2, 5]. Гемипаретическая форма часто обусловлена родовой травмой, в клинике отмечается спастический гемипарез, при этом верхняя конечность страдает больше, чем нижняя, наблюдаются укорочения и гипотрофии пораженных конечностей, гемипаретическая походка, поза Вернике–Манна с сгибанием руки и разгибанием ноги («рука просит, нога косит»), деформации стоп и контрактуры с одной стороны, высока частота симптоматической эпилепсии (около 35% случаев) [1, 2]. Гиперкинетическая форма часто является исходом билирубиновой энцефалопатии, ввиду ядерной желтухи, которая развивается у доношенных новорожденных при уровне билирубина в крови 428–496 мкмоль/л, у недоношенных — при 171–205 мкмоль/л. Характерны насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы) конечностей и туловища, которые усиливаются при волнении и исчезают во сне. Гиперкинезы появляются сначала в языке (в возрасте 3–6 месяцев), далее распространяются на лицо, а затем к 2–6 годам — на туловище и конечности. Отмечаются нарушения мышечного тонуса по типу дистонии, часты вегетативные расстройства, гиперкинетическая дизартрия, нейросенсорная тугоухость (у 30–50%) [1, 2, 5]. Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений и равновесия, а также избыточным объемом движений в суставах конечностей. Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, проявляющаяся грубыми нарушениями моторики, повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тяжелыми нарушениями речи, психическим развитием детей на уровне умственной отсталости [1, 2, 7].
Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].
Реабилитация ДЦП
Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:
Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:
Одним из комплексных препаратов, который нашел активное применение в нейрореабилитации, является Кортексин (МНН — полипептиды коры головного мозга скота) [7–9]. Кортексин принадлежит к фармакологической группе 9.7 («Ноотропы (нейрометаболические стимуляторы)»). По АТХ-системе (анатомо-терапевтически-химической) классификации препарат относится к рубрике N06 BX («Другие психостимуляторы и ноотропные препараты»). Кортексин — инновационный препарат, его субстанция и лекарственные формы защищены патентами РФ (РФ № 2104702б 2275924б 2195297) и других стран [7–9]. Кортексин содержит не только нейропептидные субстанции, но и 20 аминокислот, ряд витаминов и минеральных веществ, что объясняет его высокую нейрохимическую активность в регуляции процессов нейроклеточной динамики и апоптоза, обеспечивающих механизмы нейропротекции. Кортексин выпускается в виде лиофилизата во флаконах по 10 мг и 5 мг (Кортексин для детей). Содержимое флакона перед инъекцией растворяют в 1,0–2,0 мл 0,5%-го раствора новокаина, воды для инъекций или изотонического раствора хлорида натрия. Препарат назначают внутримышечно, детям с массой тела до 20 кг — в дозе 0,5 мг/кг, а с массой тела более 20 кг — в дозе 10 мг. Продолжительность курса составляет 10–20 дней.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой эффективности Кортексина в комплексной реабилитации детей с заболеваниями нервной системы, в том числе при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП, что обусловлено его непосредственным влиянием на метаболизм нервных клеток, нормализацией мозгового и системного кровообращения, снижением проявлений судорожного синдрома [7–10]. Кортексин включен в клинические рекомендации [4] и стандарты оказания медицинской помощи при ДЦП (Приказ МЗ РФ от 16.06.15 г. № 349н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе»).
Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].
При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].
Клиническое и психологическое обследование 96 пациентов в возрасте 1–15 лет с церебральной патологией различного генеза (в том числе перинатального поражения ЦНС), при использовании в комплексном лечении Кортексина, выявило у 70,2% пациентов хороший клинический эффект в виде улучшения самочувствия, повышения успеваемости в школе, улучшения интегративных функций мозга, удовлетворительный результат достигнут у 22,4%, а в контрольной группе удовлетворительные и «без изменений» результаты отмечались в 2 раза чаще [12]. Отмечено достоверное улучшение функции внимания по данным корректурной пробы, положительные изменения на электроэнцефалографии (у больных, получавших Кортексин, показатели улучшились в 76% случаев, а в контрольной — только в 50%) [12]. Исследователями также было выявлено отчетливое снижение содержания КФК-ВВ, степень накопления которой служит показателем патологического состояния ЦНС, под влиянием лечения Кортексином, у 62,2% обследованных, что было достоверно ниже, чем при традиционном лечении, и позволило сделать предположение о нейропротекторном действии препарата, который способствует метаболической поддержке пострадавшего нейрона и восстановлению нарушенных функций головного мозга [12].
При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].
Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].
В ходе наблюдения 25 детей с ДЦП в возрасте 6–15 лет было показано, что на фоне применения Кортексина (5 курсов по 10 инъекций с интервалами по 3 месяца) значительно увеличился объем двигательной активности, набор моторных навыков, улучшалась зрительно-моторная координация, нормализовался цикл «сон–бодрствование», улучшался эмоциональный фон, уменьшались нарушения со стороны артикуляционного аппарата. Выявлен кумулятивный эффект препарата: при повторных курсах терапии его положительное влияние сохранялось на протяжении от 6 до 18 месяцев [15].
При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].
Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].
Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].
При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].
Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.
Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.
Литература
С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва