Как понять что услуга оказана
Как понять что услуга оказана
Ежедневно каждый из нас выступает в роли потребителя, заказывая какую-либо услугу (работу), начиная от поездки в общественном транспорте, посещения парикмахерской, фитнес-центра, зрелищных мероприятий, предприятий общественного питания до оформления туристской путевки и обращения в медицинские организации. Однако, оплатив услугу, мы не всегда получаем ожидаемый результат.
Несмотря на то, что различные работы или услуги имеют характерные особенности, механизм реализации и защиты прав потребителей при ненадлежащем качестве выполнения работ (оказания услуг) осуществляется в единой последовательности. В этой связи гражданам необходимо правильно реализовать свои потребительские права.
Шаг 1.
Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) установлены статьей 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1).
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работ (оказания услуг), то потребитель вправе:
Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре.
При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) права потребителя регламентируются статьей 29 указанного закона.
Обнаружив недостаток выполненной работы (оказанной услуги) незамедлительно уведомите об этом исполнителя работ (услуг). Зафиксируйте дату и факт своего обращения к исполнителю работ (услуг), оставив заявление в книге отзывов и предложений, или вручив руководителю организации (с отметкой о получении Вашего заявления на втором экземпляре), или направив письменную претензию в адрес исполнителя по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.
Потребитель по своему выбору вправе заявить исполнителю работ (услуг) в претензионном порядке одно из перечисленных требований.
1.Безвозмездное устранение недостатков
В назначенный потребителем разумный срок
2. Соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги
3. Безвозмездное повторное выполнение работы или оказание услуги, в том числе повторное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества
4.Возмещение понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы или оказанной услуги своими силами или третьими лицами
5.Возврат уплаченной исполнителю по договору суммы, если обнаружены существенные недостатки или иные существенные отклонения от условий договора или если недостатки не устранены исполнителем в установленный договором срок
Если потребитель понес убытки в результате некачественного оказания услуг, необходимо зафиксировать причиненный ущерб путем составления соответствующего документа и заявить исполнителю требование о компенсации причиненного ущерба.
Вышеназванные требования могут быть предъявлены:
Исполнитель должен в установленный срок удовлетворить требование потребителя или отказать в его удовлетворении. При этом под отказом понимаются не только письменное или устное извещение потребителя об отказе, но и отсутствие какого-либо ответа.
Шаг 2.
При отказе исполнителя работ (услуг) в удовлетворении требований, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
К исковому заявлению необходимо приложить копии всех документов, имеющих отношение к существу рассматриваемого вопроса, в т.ч. копию претензии в адрес исполнителя.
Потребитель вправе также предъявить требование компенсации морального вреда в соответствии со ст.15 Закона №2300-1, а также за неудовлетворение требования.
В судебном заседании потребитель вправе заявить не только одно из вышеназванных требований и возмещение причиненных убытков, но и выплаты неустойки за нарушение отдельного требования потребителя, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном (претензионном порядке).
По искам о защите прав потребителей истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В Управлении Роспотребнадзора по г. Москве по адресу: Графский переулок, дом 4 стр.2,3,4 по рабочим дням с 10.00 до 16.00 работает Общественная приемная, обратившись в которую Вы получите необходимые разъяснения по возникшей конфликтной ситуации и практическую помощь в составлении претензии к исполнителю услуги и искового заявления в суд.
Что значит Услуга оказана на сайте Госуслуги
Сайт Госуслуги предназначен для того, чтобы юридические и физические лица могли взаимодействовать с государственными службами РФ средствами сети Интернет. При получении определённых услуг появляется спорный статус. Что же именно означает «Услуга оказана» на официальном ресурсе Госуслуги — попробуем разобраться.
Что значит статус «Услуга оказана»
На сайт Госуслуг люди приходят с разными целями. Затронутая тема касается услуги постановки детей на зачисление в общеобразовательное дошкольное учреждение — детский сад. После подачи документов онлайн родители видят статус « Услуга оказана ».
Он вводит многих пользователей в заблуждение, так как напрямую не имеет ничего общего с действительным зачислением. На самом деле ваши документы дошли до соответствующего органа и приняты в обработку.
Это также значит, что государственные служащие сейчас же займутся тем, что отправят полученные файлы документов далее по цепочке. После чего останется ждать ответа от данных служб. Также стоит учесть, что ответы на эти запросы приходят на сразу. Родителям предстоит ожидать, так как фиксированного срока, за который можно получить выплаты или конкретный ответ не существует. Время зависит от обстоятельств.
В свою очередь представители технической поддержки сайта Госуслуги уверяют всех родителей, которые отправили документы, что они будут рассмотрены. И появится статус «Услуга оказана». Также как только все соответствующие документы и ответы будут получены, пользователи будут проинформированы об этом. Без учёта того, каким образом подавалась заявка на получение услуг на сайте Gosuslugi.
Каким образом подать заявление на сайте Госуслуг
Сайт удобен тем, что теперь не нужно записываться на приём, ожидать длинную очередь у входа в кабинет для посещения государственных учреждений. Практически любой вопрос можно решить на сайте https://www.gosuslugi.ru, особенно если вы обладаете электронной подписью и умеете ею пользоваться.
Для того, чтобы получить ту или иную услугу, нужно перейти на главную и выбрать раздел « Услуги »:
Таким образом, если вы увидели в форме статус «Услуга оказана» на официальном сайте Госуслуг, это ещё не значит, что она действительно оказана. При оформлении данной услуги через форму сайта ожидайте ответ в личном кабинете в « Моих заявках ». Многие из услуг на портале предоставляются бесплатно. В других случаях вы будете уведомлены о способах оплаты и о прочих деталях в самой форме. Или в момент создания заявки на получение услуги.
Что делать после того, как подал заявление на услугу
В таком случае сотрудники Госуслуг отправят заявку на доработку и попросят изменить некоторые данные, где были допущены ошибки, и услуга не могла быть оказана.
Если с формой заявления и пакетом предоставляемых документов всё в порядке, вас попросят в указанный день явится в определённое отделение госслужбы. А также оплатить государственную пошлину (если необходимо) и предоставить дополнительные документы. Чтобы проследить за статусом заявки, чаще входить в свой личный кабинет на сайте и проверяйте раздел « Мои заявки ».
А также адрес электронной почты, на который также может прийти ответ. Если у вас появились вопросы технического характера, связанные с порталом Госуслуг, вы можете позвонить:
Номера телефонов: | Пояснение: |
---|---|
8 800 100-47-47 | Бесплатный номер технической поддержки Госуслуг по России. |
+7 495 727-47-47 | Номер для звонков из любой другой страны мира. |
115 | С мобильного по России |
Способы задать свой вопрос на сайте Госуслуг
Кроме звонков пользователи могут задать текстовый вопрос на сайте в специальной форме. Перед созданием вопроса рекомендуется провести поиск своего вопроса в часто задаваемых на странице поддержки. Возможно, на него уже ответили ранее. Официальные страницы у портала есть и в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер. Свои вопросы вы можете задать здесь.
Видео-инструкция
Мы узнали, что это за статус «Услуга оказана» на интернет-сайте и в приложении Госуслуги. В данном видео девушка расскажет о статусах отправленного заявления.
Перечень оснований для отказа в предоставлении госуслуги
Основаниями для отказа в приеме документов являются:
1. Недостижение гражданином 14-летнего возраста.
2. Отсутствие или неполнота обязательных для указания в заявлении о выдаче (замене) паспорта сведений, а также, если сведения в заявлении о выдаче (замене) паспорта не поддаются прочтению.
3. Отсутствие документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом. (За исключением утраченных документов, необходимых для проставления отметок в паспорте, в случаях утраты паспорта, замены паспорта СССР и признания паспорта вещественным доказательством при соответствии сведений, указанных гражданином в заявлении о выдаче (замене) паспорта, сведениям, содержащимся в паспорте, паспорте гражданина СССР, подлежащим замене и (или) информации, находящейся в распоряжении подразделения по вопросам миграции).
4. Представление документов, которые не соответствуют требованиям, установленным пунктами 37 и 38 Административного регламента.
5. Несоответствие представленных личных фотографий требованиям, предусмотренным пунктом 36 Административного регламента.
6. Несоблюдение требования о личном обращении гражданина.
7. Несоответствие сведений, указанных в заявлении о выдаче (замене) паспорта, данным, содержащимся в документах, представление которых предусмотрено Административным регламентом.
8. Представление поддельных или подложных документов.
При подаче заявления о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа, заявление о выдаче (замене) паспорта к рассмотрению не принимается при:
1. Непредставлении фотографии в электронной форме.
2. Представлении гражданином фотографии в электронной форме, не соответствующей требованиям, установленным пунктом 38 Административного регламента.
3. Отсутствии или неполноте в заявление о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа обязательных сведений.
Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в выдаче или замене паспорта являются:
1. Отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
2. Представление гражданином недостоверных документов и (или) сведений.
3. Невозможность установления личности гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги.
4. Наличие у гражданина ранее выданного действительного паспорта.
5. Наличие ранее поданного заявителем заявления о выдаче (замене) паспорта, по которому не завершены административные процедуры.
6. Неуплата заявителем государственной пошлины за предоставление государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Административного регламента.
7. Отсутствие в поступивших из многофункционального центра необходимых документов и (или) информации, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом, и непредставление заявителем в 5 дневный срок недостающих документов.
8. Неявка гражданина по истечении 30 календарных дней со дня приглашения его на прием при рассмотрении заявления о выдаче (замене) паспорта, поданного в форме электронного документа.
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка гражданина в течение 3 календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов, если заявление о выдаче (замене) паспорта подавалось через Единый портал.
Как сотрудничать с самозанятыми и не нарушить закон
Самозанятые — это физлица и ИП, которые работают на себя и платят щадящий налог на профессиональный доход. Компаниям и предпринимателям удобно отдать часть услуг на аутсорсинг самозанятым. За них не надо сдавать отчёты, платить налоги и заботиться о трудовых гарантиях.
С 19 октября 2020 года самозанятость действует во всех городах России. Мы вооружились письмами госорганов и ответили на самые частые вопросы о сотрудничестве с самозанятыми.
🇷🇺 Закон о налоге для самозанятых № 422-ФЗ
Когда нельзя работать с самозанятыми?
С самозанятыми есть два ощутимых ограничения. Они не должны быть действующими или бывшими работниками заказчика и работать агентами. Для заказчиков это значит следующее.
Сотрудничество с бывшими работниками не запрещено, но не ведёт к экономии на налогах. С дохода от бывшего или действующего работодателя самозанятые платят не 6% НПД, а 13% НДФЛ как физлицо.
Налог за физлицо платит заказчик. Это его обязанность как налогового агента по ст. 226 НК РФ. Ещё налоговый агент платит за физлицо взносы на пенсионное страхование в сумме 27,1 % от оплаты по ст. 420 НК РФ. Общие 40,1 % насчитывают сверху оплаты, а не вычитают. В итоге заказчик получает расходы и головную боль с отчётами — письмо от 14 сентября 2020 г. N 03-04-05/80357.
Самозанятым запрещено работать от лица чужого бизнеса по договорам поручения, комиссии и агентирования. Например, нельзя продавать автомобили с пробегом под маркой комиссионного салона.
Самозанятый работает на себя — в этом суть льготного налога. Налоговая вычислит работу от чужого лица и запретит платить пониженные 6 %. А заказчик попадёт на налоги как налоговый агент. Для продажи комиссионных автомобилей, туров и квартир лучше приглашать исполнителей с ИП на УСН.
Самозанятый не может работать курьером. Но есть исключение. Курьер может ездить к покупателям с кассой заказчика, а вознаграждение за доставку принимать отдельно.
Полный список запрещённой работы прописан в ч. 2 ст. 4 Закона о налоге для самозанятых.
А вот ограничений по месту нахождения самозанятого и масштабу его дела нет. Так пояснила налоговая в письме от 12 октября 2020 г. № АБ-4-20/16632@.
🌍 С самозанятым можно работать дистанционно. Он может находиться в другом городе или за границей. И даже утратить статус налогового резидента — главное, сохранить регистрацию в России. К примеру, разработчик с ПМЖ в Белоруссии может спокойно писать код для заказчика из России.
🧑🏭 Самозанятому нельзя нанимать работников, но можно привлекать субподрядчиков. Например, веб-мастер делает для заказчика корпоративный сайт. Фотографировать зовёт фотографа. Рисовать логотип — дизайнера. Писать текст — редактора. Самозанятый может привлекать целую команду помощников. Только без трудовых договоров.
Правда, что за самозанятого не платят налоги и взносы?
Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.
Самозанятые не платят НДФЛ, и их заказчики освобождены от обязанностей налоговых агентов. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.
Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого берут электронную справку о статусе на текущую дату — тоже из «Мой налог». Как вариант — самостоятельно смотрят статус самозанятого в сервисе налоговой.
Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого налоги отменяются. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.
Самозанятый может добровольно подписаться на уплату взносов в Пенсионный фонд. А самозанятый ИП может купить страховку на случай болезни и декрета. Соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Но оплата взносов по добровольному страхованию не перекладывается на заказчика.
Что будет, если перевести работников в самозанятые?
Предпринимателя ждёт вагон проблем, если его поймают на уклонении от официального оформления работников.
За соблюдением правил следят налоговая и трудовая. Трудовую беспокоит, что люди связаны трудовыми обязанностями, но лишены больничных, отпусков и пенсии. Налоговую заинтересуют регулярные переводы на счета самозанятых. К подозрительным фирмам придут с совместными проверками.
Трудовая инспекция подаст в суд, и самозанятых признают работниками в штате. Предпринимателя заставят оформить трудовые книжки и сдать отчёты в налоговую за прошлое время. Такая процедура прописана в ст. 19.1 ТК РФ
За прикрытие трудового договора гражданско-правовым оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф — от 10 000 до 100 000 ₽.
Налоговая доначислит НДФЛ и взносы на пенсионное страхование за каждый месяц по каждому самозанятому. За уплату налогов не в срок оштрафует на 40 % от суммы долга по ст. 122 НК.
Если предприниматель держал целый цех работников с самозанятостью, придётся доплатить огромные суммы и сдать ворох отчётов.
Условия работы с самозанятыми сравнят с признаками наёмного труда из ст. 15 ТК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15. Для признания отношений трудовыми достаточно пары-тройки совпадений. Сомнения растолкуют в пользу работников.
Признаки наёмного труда такие:
— исполнитель оказывает услугу сам, субподряд запрещён;
— исполнителя взяли на определённую трудовую функцию, за итог он не отвечает;
— заказчик говорит, как можно делать работу, как нельзя;
— клиентов приводит заказчик;
— исполнитель связан рабочим графиком;
— заказчик покупает расходники и инвентарь;
— исполнителю платят регулярно — что очень похоже на зарплату;
— стороны сотрудничают долго, время от времени перезаключают договор;
— исполнитель влит в рабочий коллектив;
— исполнителя не дёргают в выходные;
— у исполнителя нет других доходов.
❌ Вот пример прикрытия наёмного труда.
Клининговая компания набрала самозанятых для уборки у клиентов. Уборщикам выдали тряпки, моющие средства и фирменные футболки. Мыть полы надо по критериям качества, которые приняты в компании, а разговаривать с клиентами по скриптам. Уборщики работают по сменам.
✅ А вот пример, когда самозанятый работал на себя.
Водитель подключился к сервису Яндекс.Такси. Сервис открыл доступ к программе на обработку заказов от пассажиров. Водитель работал без графика, брал заказы когда хотел. Деньги от пассажиров получал сервис, но на счёт водителя. Пассажиры могли расплатиться с водителем напрямую. Сервис брал комиссию — дело № 33-53437/2019.
Как оформить договор с самозанятым и какие ещё нужны бумаги?
С самозанятым заключают обычный гражданско-правовой договор в зависимости от того, что он делает.
Это может быть договор на выполнение работ — с автомастером, оказания услуг — с фотографом, авторского заказа — с программистом, купли-продажи — на закупку хенд-мейд игрушек. Выполненные работы принимают по акту.
В договор можно включить пункт со следующим смыслом. Исполнитель обязан сообщить заказчику о прекращении применения режима НПД не позднее следующего дня после снятия с регистрации в налоговой. За несообщение прописать штраф. В идеале штраф покроет расходы исполнителя, если налоговая доначислит НДФЛ.
С самозанятыми можно сотрудничать по оферте — когда исполнитель принимает правила, написанные для всех. К примеру, водитель грузовика регистрирует аккаунт в сервисе заказа грузоперевозок и работает по их правилам.
С самозанятыми не заключают договоры агентирования, комиссии и поручения. Это запрещённые для них услуги.
Если с человеком сотрудничали ещё до оформления самозанятости, перезаключать договор не нужно — письмо налоговой от 20.02.2019 No СД-4-3/2899@.
Кадровые документы на самозанятого не оформляют.
Как платить самозанятому?
Самозанятому платят на карту, наличными или на электронный кошелёк. Ограничений по форме нет.
У самозанятого нет обязанности открывать специальный банковский счёт. Подойдёт обычная карта физлица. Банк России разрешил так делать в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.
Самозанятые не пользуются онлайн-кассами. Чеки пробивают через приложение «Мой налог». Чек выдают в бумажном виде, отправляют по электронной почте или смс. В чеке исполнитель указывает договор, по которому получает оплату, наименование заказчика и его ИНН. Остальные реквизиты чека встанут сами.
Исполнитель сохраняет чек, чтобы подтвердить факт оплаты и, если нужно, учесть в расходах.
Банковская комиссия за перевод ложится на заказчика. Исполнитель должен получить оплату в сумме из договора, вычитать комиссию за оплату нельзя.
Как учесть оплату самозанятому в расходах по УСН?
Заказчик может учесть оплату самозанятому в расходах по ОСНО, ЕСХН и УСН Доходы минус расходы.
Единственный документ, которым можно подтвердить расходы — чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Это требование налоговой из письма от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Подтвердить расходы актом оказанных услуг нельзя. Акт сохраняют, чтобы подтвердить период расходов.
Самозанятый обязан выдать чек сразу, если получил наличные или электронный перевод. На банковский перевод — не позднее 9 числа следующего месяца. А вот если платить посреднику самозанятого, чек отбивает посредник из своей кассы.
Чек можно хранить в электронном виде, распечатывать необязательно.
Если самозанятый не выдал чек, налоговая рекомендует жаловаться им через сервис обращений. Но как в этом случае учесть оплату в расходах, пока неясно.
Что делать, если самозанятый перестал быть самозанятым?
Если самозанятый слетает с режима, это предательская ситуация для заказчика. За такого человека придётся заплатить НДФЛ и пенсионные взносы. Исключение — когда с режима слетел ИП. Платить взносы обязан всё равно он, заказчику можно не беспокоиться.
Самозанятый слетает с режима НПД в следующих случаях:
— он сам снялся с учёта;
— его годовой доход превысил 2,4 миллиона рублей;
— он занялся запрещённой деятельностью, например, стал агентом юридической фирмы или открыл сигаретный киоск.
Самозанятому приходит электронное уведомление из налоговой с датой прекращения режима НПД. С этой даты заказчик услуг физлица становится налоговым агентом — письмо налоговой от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Чтобы налоги за бывшего самозанятого не стали сюрпризом, перед оплатой с самозанятого берут справку о его статусе из приложения «Мой налог». Или проверяют статус в специальном сервисе налоговой.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Могут ли два самозанятых оказать одну услугу вместе?
На одну услугу можно нанять двух самозанятых. Но важно, чтобы между собой они не работали по договору простого товарищества. Это когда два ИП складываются деньгами, чтобы больше зарабатывать.
К примеру, заказчику нужно развести по клиентам 200 заказов. Он нанимает двух перевозчиков. Заключить договор нужно с каждым и расплатиться по отдельности. Нельзя, чтобы договор был заключён с одним перевозчиком, а второй помогал как товарищ по договору. Иначе оба слетят с режима НПД — письма от 19 апреля 2019 г. № СД-4-3/7496@.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Договор на оказание услуг: оформление, заключение, расторжение + бланк
Услуги — это когда материального результата нет или он неотделим от процесса. Это образовательные курсы, маркетинговые исследования, продвижение сайтов, туризм.
Исполнитель заключает с заказчиком договор возмездного оказания услуг по правилам Главы 39 ГК РФ. Эти общие правила можно менять и уточнять под свою деятельность. В статье расскажем, как улучшить шаблон договора, чтобы точно получить оплату и защитить себя от лишней работы.
Обратите внимание. От услуг отличаются работы — деятельность с материальным результатом. Для выполнения работ оформляют договор подряда. Как грамотно составить договор подряда читайте в отдельной статье.
Формально научные исследования, перевозка людей и грузов, хранение, деятельность по поручению и комиссии — не услуги. Для них не подойдут рекомендации из нашей статьи.
Как заполнить договор
Термины и определения
В некоторых сферах деятельности есть специальные термины. В первом разделе договора объясняют их значение. Это нужно, чтобы стороны точно знали, по поводу чего договорились, а также на случай судебного спора.
Например, в договоре на маркетинговые услуги стоит объяснить, что такое целевая аудитория, оценка лидов, как расшифровывается слово e-commerce.
Предмет договора
Предмет — это конкретная платная услуга исполнителя для заказчика. Заказчик не вправе требовать больше, чем указано в предмете. Без предмета считается, что стороны не договорились — ст. 779 ГК РФ. В случае спора суд заставит исполнителя вернуть аванс, и работа будет сделана зря.
При описании предмета опасно ограничиваться общими формулировками. Заказчик поймёт неправильно — и будет конфликт. Напишите, какие именно действия выполните и в каком объёме. Можно добавить цель, ссылки на применяемые методики, точное время оказания.
Коротко предмет и цель пишут в одноимённом разделе договора. Остальное можно вынести в подходящее приложение — техническое задание, сценарий, график учебных занятий, заявку на уборку. Под приложением стороны расписываются.
В предмете договора: «Исполнитель обязуется в интересах Заказчика провести оптимизацию сайта site.ru в поисковых системах Yandex.ru и Google.ru, а Заказчик — принять и оплатить услуги».
В техническом задании: «Провести исследование проблем продвижения site.ru в поисковых системах. Разработать алгоритм продвижения сайта по ключевым словам. Согласно составленным рекомендациям отредактировать все статьи раздела «Блог», которые опубликованы до 29 мая 2021 года включительно».
Срок оказания услуг
Договоры на оказание услуг бывают с конкретным сроком и на неопределённый срок.
В некоторых случаях обязательно указывать конкретный срок — например, в сфере образования и общепита.
Например, в договоре на услуги репетитора срок можно написать так:
Период занятий с 15.01.2021 по 31.05.2021 года. Дни занятий: вторник и четверг с 17:00 до 19:00.
В договорах с неопределённым сроком лучше сослаться на документ, по которому определяют время оказания услуги.
Например, в услугах на уборку квартиру укажите, что дата и время прихода клинера согласовываются в заявке Заказчика.
Место оказания услуг
По общему правилу исполнитель оказывает услуги в месте своего нахождения согласно ст. 316 ГК РФ. Если зарегистрированы в одном месте, а работаете в другом — зафиксируйте это в договоре.
Если услуга выездная и для её оказания что-то нужно, пропишите требования к помещению.
Диджея наняли на корпоратив. Он прописал в договоре требования к помещению: наличие электропитания для подключения музыкального оборудования, стол и стул для диджея. А ещё доступ в зал за 2 часа до начала праздника, чтобы порепетировать.
Цена услуг и срок оплаты
В договоре прописывают общую стоимость услуг, срок оплаты аванса и окончательного расчёта.
При большом перечне услуг каждую оценивают отдельно. Или разбивают процесс на этапы. Вдруг окажете услуги неполностью — будет легко рассчитать размер оплаты.
Пример условия о цене на мытьё окон в квартиры:
Цена услуг по настоящему договору составляет 1500 рублей за мытьё окон и 1000 за мытьё балкона.
Заказчик в течение трёх банковских дней после подписания акта оказанных услуг перечисляет на расчётный счёт Исполнителя оплату, указанную в акте.
Когда услуги тянутся годами, предприниматели задумываются об инфляции. Как проиндексировать цену? В одностороннем порядке это делать запрещено. Зато в договоре можно согласовать порядок уведомления заказчика об увеличении стоимости. И прописать, что при отказе заказчика договор считается расторгнутым.
При изменении стоимости услуг Исполнитель уведомляет Заказчика по электронной почте не позднее семи дней до вступления изменений в силу. Заказчик в этом случае вправе отказаться от услуг.
Исполнитель не вправе менять стоимость оплаченных Заказчиком услуг до их полного исполнения.
Порой оказать услугу невозможно. Если виноват заказчик — он всё равно платит полную сумму. Если случился форс-мажор, заказчик платит за оказанные услуги и возмещает ваши расходы. Это ст. 781 ГК РФ.
Уточните эти правила в договоре. Пропишите обязанности заказчика. В разделе об оплате напишите: если заказчик не выполняет обязанности и в результате невозможно оказать услуги — он всё равно всё оплачивает в полном объёме.
Неявка Ученика на занятия без уважительной причины не является основанием для перерасчёта стоимости услуг или проведения дополнительного урока.
Порой приготовление к услуге стоит денег. Например, команда видеооператоров арендует фургон для перевозки камер, штативов, светильников. В договоре прописывают стоимость аренды фургона, чтобы её компенсировали при форс-мажоре.
Кто оплачивает расходы
По умолчанию все траты, связанные с оказанием услуги, лежат на исполнителе — ст. 783, 704 ГК РФ. Это правило можно менять в договоре: частично или полностью переложить обязанность на заказчика.
Если ваша услуга предполагает проезд исполнителя, покупку материалов, оплату электроэнергии, включите эти затраты в стоимость услуг или измените условия о расходах в договоре.
В случае необходимости выезда в другие населённые пункты Заказчик оплачивает проезд и проживание Исполнителя.
Обязанности заказчика
Бывает, оказать услугу без заказчика невозможно. А в некоторых видах услуг заказчик — активный участник. Ученик делает задания репетитора, компания присылает данные для маркетингового исследования, хозяин впускает клинера в квартиру. По закону это называется содействием заказчика.
Заказчик обязан содействовать исполнителю на условиях договора. Иначе исполнитель вправе требовать возмещения убытков, увеличения цены услуги и отказаться от договора. Это следует из ст. 783, 718, 719 ГК РФ.
Пропишите в договоре конкретные обязанности заказчика. Не бойтесь занудствовать и углубляться в детали, если от этого зависит возможность и качество оказания услуг. В этот же пункт добавьте последствия неисполнения.
Пример набора обязанностей заказчика в договоре на образовательные услуги
— соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения;
— посещать занятия согласно заранее составленному учебному расписанию, иметь на занятиях необходимую учебно-методическую литературу;
— выполнять задания по подготовке к занятиям, заданные на дом Исполнителем.
В случае неисполнения Заказчиком установленных настоящим пунктом обязанностей, исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, а Заказчик обязан оплатить прошедшие уроки.
Исполнитель обязан предупредить заказчика, что предоставленная информация не годится для работы, а его указания могут снизить качество услуги — ст. 781, 716 ГК РФ.
Уточните, в какой срок заказчик после предупреждения исполнителя дополняет информацию или изменяет указания. Добавьте, что по истечении срока исполнитель отказывается от договора в одностороннем порядке.
Кто фактический исполнитель
По умолчанию исполнитель обязан оказать услугу лично — ст. 780 ГК РФ. Для предпринимателя и организации это значит, что исполнять будут их работники.
Если привлекаете сторонних специалистов или другие организации, прямо укажите это в договоре.
Исполнитель вправе привлекать к оказанию услуг третьих лиц без согласия Заказчика.
Приёмка услуг
Окончание услуги лучше оформить актом по ст. 720 ГК РФ. В нём пишут точный перечень и объём оказанных услуг и переданный результат, если есть.
Акт приёмки — это основание для оплаты. Если услуги оплачиваются один раз, акт тоже будет один. При длящихся услугах, например, при ежемесячной оплате, приёмку работ по акту тоже делают ежемесячно.
Согласуйте, в какой срок заказчик подписывает акт и указывает замечания. Здесь же — допустимое количество доработок. Укажите, в какой срок услуги считаются принятыми и подлежат оплате, если заказчик не подписал акт и не высказал замечания.
Не позднее третьего числа каждого месяца Исполнитель предоставляет Заказчику акт оказанных услуг.
Заказчик не позднее пяти дней с даты получения акта обязан подписать его и вернуть один экземпляр Исполнителю. Или направить замечания к услуге и срок их устранения в письменном или электронном виде.
Количество доработок не может быть больше двух.
В случае неподписания заказчиком акта и непредоставления замечаний в течение семи дней с момента уведомления исполнителя, услуги считаются принятыми и подлежат оплате.
Ответственность исполнителя за качество
Когда услуга оказана с отступлениями от договора или результат непригоден для использования, заказчик предъявляет исполнителю требования из ст. 723 ГК РФ:
— бесплатно устранить недостатки или оказать услугу заново;
— сделать скидку на услугу;
— самостоятельно исправить недостатки или привлечь другого исполнителя и потребовать возмещения расходов — если это право написано в договоре;
— отказаться от договора и потребовать назад оплату — если исправлять недостаток бессмысленно или исполнитель не устранил его в согласованный срок.
Напишите в договоре, что исполнитель не возмещает расходы заказчика на исправление недостатков третьими лицами. Но при этом готовьтесь к устранению недостатков своими силами. Иначе у заказчика появится право привлечь другого исполнителя за ваш счёт. Так сказал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики № 2 от 26.04.2017 г.
Другая ситуация с потребителями — клиентами, сделавшими заказ для личных или семейных нужд. Потребители всегда могут нанять другого исполнителя, если у вас проблемы с качеством, по ст. 29 Закона о правах потребителей.
Порядок одностороннего отказа от договора и возмещения убытков
Момент отказа от договора на услуги прописан в ст. 782 ГК РФ.
Заказчик вправе отказаться от договора в любой момент, оплатив исполнителю понесённые расходы. Исполнитель тоже вправе отказаться в любой момент, но вместе с эти должен компенсировать заказчику все убытки.
Знаете заранее, какие расходы будет оплачивать заказчик — напишите об этом в договоре. Это затраты на проезд, покупку инвентаря, стоимость работы сотрудников исполнителя.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Где судиться
Заказчик и исполнитель могут находиться в разных городах. В случае спора один из них поедет в суд в другой город.
По общему правилу иск подают по месту жительства ответчика. В договоре «подсудность» можно изменить. Проверьте, что в шаблоне договора не указаны неудобные для вас условия.
Исключение — иски от потребителей. Потребители всегда могут выбрать суд в своём регионе по ст. 17 Закона о правах потребителей. Это надо помнить и учитывать.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур